- Длина троса газ-реверс
- Расчет длины троса газ-реверс
- Подбор троса газ-реверс
- Длины тросов дистанционного управления популярных советских катеров*
- Пошаговая установка дистанционного управления
- Пошаговая установка дистанционного управления
- Принцип действия и установка
- Выбор рулевого лодочного троса
- Выбор троса для газа и реверса
- Как подобрать рулевое управление к моторной лодке?
- а) Рулевые редукторы
- Штуртроса, подбор их к моторам по мощности, и к рул. редукторам.
- Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором
- 1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.
- Комплект для подключения рулевого ДУ:
- 3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.
- Последовательность сборки и подключения рулевого управления.
- Как выбрать рулевое управление на лодку: характеристики и рейтинг моделей
- Предназначение рулевого управления
- Разновидности рулевых консолей
- Пластиковая
- Мини-консоль
- Выбор рулевого троса
- Какой рулевой консоли стоит отдать предпочтение
- Топ лучших моделей
- Дистанционная система управления лодкой на надувнушку (Просматривает: 1)
- Перейти к странице
- Александр Пузанов
- Виды рулевого управления для лодочного мотора
- Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
- Дистанционное рулевое управление лодочным мотором
- Механическое рулевое управление
- Гидравлическое рулевое управление
- Электрическое рулевое управление
- Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
Длина троса газ-реверс
Расчет длины троса газ-реверс
1. Для определения длины троса необходимо измерить следующие расстояния:
А – расстояние от центра контроллера до транца
B – расстояние от борта до центра транца
2. Считаем сумму получившихся измерений
К полученной сумме прибавляем 90 см. для создания петли.
Петля необходима для избегания перегибов при повороте мотора в крайнее левое или правое положение.
A + B + 90 см.
3. Полученный результат переводим в футы и округляем в большую сторону.
1 фут = 30,5 см
На суднах со стационарным двигателем длина петли не учитывается, т.к. двигатель остается неподвижен.
Подбор троса газ-реверс
Трос | Мотор | Особенности. Применение. |
(C2) (EC 033) (F02) | Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Sail, Forse | D = 7 мм. Сердечник 1.9 мм. Минимальный радиус изгиба 20 см. |
(С8) (F08) (ЕС 133) | Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Sail, Forse | D = 8,5 мм. Сердечник 3,9 мм. Минимальный радиус изгиба 23 см. Имеет большее тяговое и толкательное усилие по сравнению с тросом (C2). |
(Mach Zero) (EЕС-133) | Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Sail, Forse | D = 8,5 мм. Сердечник 2,3 мм. Минимальный радиус изгиба 13 см. Пониженное трение. Легко работает при большом кол-ве изгибов. Наконечники из нержавеющей стали. |
(MIDRANGE) (ЕС-043) | Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Sail, Forse | D = 9,5 мм. Сердечник 3.9 мм. Рабочие характеристики, как у троса ЕС 133. Отличается тем, что имеет наконечники троса и резьбовые фитинги из нержавеющей стали. |
(TFXTream) (EЕС-043) | Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, Sail, Forse | D = 9,5 мм. Сердечник 3.9 мм. Рабочие характеристики, как у троса ЕС 133. Отличается тем, что имеет наконечники троса и резьбовые фитинги из нержавеющей стали. |
(C5) (ЕС 005) (F05) | Mercury, Mariner, Mercruiser | D = 7 мм. Сердечник 1.9 мм. Минимальный радиус изгиба 20 см. |
(Mach 5) (EEC 005) | Mercury, Mariner, Mercruiser | D = 8,5 мм. Сердечник 2,3 мм. Минимальный радиус изгиба 13 см. Пониженное трение. Легко работает при большом кол-ве изгибов. Наконечники из нержавеющей стали. |
(EC 016) (EC 016 A) | Mercury, Mariner, Mercruiser (Японской сборки) | Один конец троса имеет наконечник как у троса (С5), другой конец имеет наконечник как у троса (С2). D = 8,5 мм. Минимальный радиус изгиба 13 см. |
(С14) (F14) (ЕС 014) | Johnson, Evinrude, OMC | D = 7 мм. Сердечник 1.9 мм. Минимальный радиус изгиба 20 см. |
Johnson, Evinrude, OMC | D = 8,5 мм. Сердечник 2,3 мм. Минимальный радиус изгиба 13 см. Пониженное трение. Легко работает при большом кол-ве изгибов. Наконечники из нержавеющей стали. | |
(B14) (ЕС-020) | Кабель дистанционного управления дроссельной заслонкой. D = 7 мм. 1.9 мм. |
Длины тросов дистанционного управления популярных советских катеров*
Модель катера | Длина рулевого троса в футах | Длина троса газ-реверс в футах |
---|---|---|
Казанка 2м стандартный транец | 15 | 14 |
Казанка 2м выносной транец | 16 | 15 |
Казанка 5м3 | 13 | 14 петля |
Казанка 5м4 | 14 | 13 |
Прогресс 4 | 14 | 13 |
Обь 3 | 13 | 13 |
Днепр | 13 | 13 |
Ока | 13 | 11 |
Южанка 2 | 13 | 13 |
Сарепта | 14 | 13 |
*Данная информация носит справочный характер, точную длину тросов Вы можете рассчитать сделав замеры непосредственно на катере.
Источник
Пошаговая установка дистанционного управления
Пошаговая установка дистанционного управления
Полезность установки дистанционного управления на лодку давно ни у кого не вызывает сомнений, ведь использование такой системы значительно увеличивает удобство пользования водным транспортом и создает более безопасные условия их эксплуатации. На сегодняшний день очень много судового оборудования управляется с помощью дистанционного управления. Перед его установкой следует подробней ознакомится с данной системой.
Принцип действия и установка
Система дистанционного управления состоит из:
1) Рулевого дистанционного управления
Дистанционное управление для лодочного мотора состоит из нескольких различных приспособлений: рулевого колеса, редуктора, рулевого троса и рулевой тяги. Эти элементы, с помощью закрепления между с собой, образуют систему управления.
При выборе рулевого дистанционного управления на лодку учитывайте, в первую очередь, мощность ее мотора. Грамотное сочетания мощности мотора и определенного вида редуктора дистанционного управления, предполагают лучшие результаты и обеспечивают наиболее эффективную эксплуатацию.
Одно-тросовая система дистанционного управления — в данное время наиболее распространённая система, устанавливается на импортных агрегатах. Управление осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение рулевого троса, на конце которого крепится рулевой рычаг (он закреплен на специальную рейку в нижней части поддона лодочного мотора).
Отличительная особенность в этой системе — принцип работы рулевого редуктора, это так называемая «зубчатая» передача. В данный редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой. Полная перекладка руля, как правило, осуществляется за два с половиной оборота. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя — к струбцине мотора или к транцу. На рулевом рычаге имеется рулевая тяга, благодаря ей можно менять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель. Рулевой рычаг и опорная пластина под него устанавливается индивидуально для каждого мотора, это исключает все помехи при ходе штока и обеспечить максимальный угол поворота мотора.
2) Дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой.
Для дистанционного управления переключением передач и дроссельной заслонки лодочного мотора необходимо дополнительно прокладывать в лодке два троса газ реверс, один из которых управляет дроссельной заслонкой, а второй служит для переключения передач редуктора двигателя. Управление осуществляется с помощью специальных пультов или, как их называют по-другому, коммандеров и машинок газ реверс. Наиболее удобная и отлаженная машинка газ-реверс — это та, которая приобретается вместе с мотором (фирменная).
Выбор рулевого лодочного троса
Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.
После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:
- тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
- тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.
Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.
Выбор троса для газа и реверса
Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.
Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.
Как подобрать рулевое управление к моторной лодке?
Современная механическая рулевая система представляет собой механический шестеренчатый редуктор (рулевую машинку) и один рулевой трос «тяни-толкай» с «червяком» на стороне редуктора (либо зубчатой рейкой) и стальным штоком на стороне двигателя.
К основным преимуществам «механики» стоит отнести доступную цену, а также простоту и надежность конструкции.
К недостаткам, а точнее конструктивным особенностям, — критичность рулевого троса к количеству изгибов и их радиусу. Первых в идеале не должно быть более двух (90 градусов каждый), а второй не должен быть менее 20 см.
Конструкция корпусов большинства моторных лодок и катеров позволяет без труда соблюсти эти требования, поэтому механические рулевые системы остаются самыми востребованными на рынке. «Механика» может применяться для управления судами с двигателями мощностью до 300л.с., однако, обладая даже 90- сильным двигателем, уже можно задуматься об установке гидравлической системы рулевого управления.
а) Рулевые редукторы
- Rotary 3000 — полная перекладка руля осуществляется за 3 оборота. Максимальная нагрузка на кабель 136 кг. Максимальный диаметр рулевого колеса 400 мм. Минимальная ответная реакция. Производитель Корея.
- ZTS — рулевой редуктор с планетарной передачей. Без обратной связи. Максимальная нагрузка на кабель 340 кг. Производитель Корея. Предназначены для установки тросов М-66.
- Т 67 – рулевой редуктор используется для моторов до 50 л.с, самый простой редуктор под тонкий штуртрос М58 и его аналоги. Полная перекладка руля за два с половиной оборота, ход 230 мм., толкающее усилие 120 кг.
- Т 85 –самая популярная модель для катеров под мотором свыше 40 л.с., полная перекладка руля осуществляется за три оборота, ход 288 мм., толкающее усилие -340кг., предназначен для толстого штуртроса М66 или их аналоги.
- Т 71 – усиленный рулевой редуктор, длина хода 288 мм., толкающее усилие 340 кг., полная перекладка руля осуществляется за три с половиной оборота с минимальным возвратным моментом, предназначен для установки тросов М66 и их аналогов.
- G 10 -Рулевой редуктор для лодочных моторов, мощностью до 55 л.с. Корпус изготовлен из высокопрочного металлического сплава. Имеет планетарную передачу, увеличивающую диапазон применения редуктора. Верхняя накладка чёрного цвета входит в комплект. Используется с тросами управления М58 (Т01). При покупке рулевого редуктора дополнительно необходим переходник Х.333
Штуртроса, подбор их к моторам по мощности, и к рул. редукторам.
Выбор механической рулевой системы следует начинать с определения длины рулевого троса. Измеряем расстояние от центра рулевой колонки до борта лодки –«А», путь троса вдоль борта – «В», а также половину ширины транца – «С».
Проведенные расчеты в соответствии с избранным типом крепления рулевого троса. Самым распространенным является крепление троса непосредственно к мотору. Подвесные моторы, рассчитанные на установку рулевого управления, имеют для этого специальную сквозную трубку с резьбой на конце. Оболочка рулевого троса крепится к этой трубке с помощью накидной гайки, а шток рулевого троса, соединяется с двигателем Г-образным рычагом – рулевой тягой.
В этом случае длина рулевого троса подсчитывается следующим образом: к сумме (А+В+С) добавляется 15см. полученное значение переводится в футы (=0.3м.) и округляется в сторону большего числа футов.
Рулевой трос с помощью специальных шарнирных кронштейнов можно закрепить также на стенке рецесса или на транце. Этот вариант применяется в случаях, когда конструктивные особенности лодки или мотора не позволяют закрепить трос непосредственно на двигателе (к примеру, таким образом импортное рулевое управление легко стыкуется с отечественными моторами, не имеющими штатной втулки под рулевой трос). В этом случае из суммы А+В+С следует вычесть 15см.
Следует иметь ввиду, что излишне длинный трос может доставить не меньше хлопот, чем трос короткий. Лишнюю длину придется где то размещать, а с учетом того, что дополнительные изгибы рулевого троса увеличивают нагрузку на рулевой редуктор, это может составить серьёзную проблему.
Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором
Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос!
Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.
Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора!
Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.
Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.
1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.
Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).
Комплект для подключения рулевого ДУ:
— крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)
— рулевая тяга в количестве 1 шт.
— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)
— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)
Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?
3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.
Обратите внимание!
Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.
Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:
— рулевой трос в количестве 1 шт.
— рулевая тяга в количестве 1 шт.
— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)
— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)
Последовательность сборки и подключения рулевого управления.
В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник:
— заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!)
— слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— крепим рубашку троса за редуктор
— устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль
— снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке
— накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
— проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)
Центровка руля
. скоро будет руководство.
— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой
— цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения)
— вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ!
Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно!
Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора.
— если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора
— одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!
Рулевое управление подобрано, установлено и подключено!
Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!
Примеры выполненных работ.
Как выбрать рулевое управление на лодку: характеристики и рейтинг моделей
Рулевое управление на лодку позволяет регулировать движение плавсредства автоматизированно. Устройство фиксируется на корпусе судна и включает штурвал, стойку, редуктор, переключатели скорости. Изделия производятся из металла, пластика, влагостойкой фанеры, различаются размерами и конструктивными решениями. При подборе модели необходимо учитывать назначение судна, длительность поездок.
Предназначение рулевого управления
Рулевая консоль для лодки ПВХ сконструирована для регулирования перемещения плавсредств без приближения к мощным подвесным двигателям. Устройство удаленного управления монтируется с помощью шасси, к которому подключаются коммуникационные провода для регулирования лодочного мотора.
- штурвал;
- редуктор;
- машинку-регулятор газа и реверса.
Помимо основных комплектующих в состав системы включают эхолот, вольтметр, триметр, тахометр, навигационные приборы. На управляющей панели можно установить индикатор заряда аккумуляторного блока, управление осушительной помпой, выключатель.
Разновидности рулевых консолей
Рулевое управление на лодку ПВХ производится из разных материалов:
- пластик;
- металлические сплавы;
- стеклопластик;
- листы фанеры.
Изделия из пластика эстетичны, прочны, отличаются стойкостью к воздействию атмосферных осадков.
Модели из металла долговечны, прочны, устойчивы к механическим повреждениям, эстетичны. Конструкции обрабатываются антикоррозийными составами.
Листы фанеры на консоль для лодки обрабатываются влагозащитными средствами. Конструкция включает поручни из нержавеющей стали, сиденья, обтянутые кожзаменителем.
По конструктивному решению выпускают следующие модели:
- стандартная;
- мини-консоль;
- рулевая стойка;
- консоль из пластика с сиденьем.
Стандартная рулевая консоль с дистанционным управлением включает:
- редуктор штурвала;
- тросы;
- удлинители румпеля;
- реверсную машинку на газовом управлении;
- крепежные элементы;
- штурвал.
Конструкция может быть широкой либо узкой. Консоль устанавливают на судно перед плаванием. Основной элемент системы управления — редуктор, трансформирующий вращения штурвала в последовательное перемещение троса.
Конструкция снабжается редукторами 2 типов:
- для двигателей навесной конструкции (до 55 л.с.);
- для мощных моторов (более 60 л.с.).
Изделия комплектуются панелью из нержавеющей стали, прочных полимеров либо фанеры с влагостойкой обработкой.
Пластиковая
Пластиковая рулевая консоль для лодок ПВХ имеет средние габариты. Стандартные модели имеют правостороннее управление. Масса изделий составляет 60−65 кг.
Конструкции могут снабжаться сиденьем для водителя. Высота посадочного места составляет 43−48 см. Габариты изделия должны соответствовать размерам плавсредства, пассажировместимости судна, мощности мотора.
Мини-консоль
Консоль-мини разработана для надувных плавсредств из поливинилхлорида компактных габаритов. Изделия изготавливаются из стеклопластика, отличаются небольшим весом (до 4 кг), простой установкой, универсальностью. Модель закрепляется на баллонах.
В мини-консоли применяются стандартные редукторы:
Управление устройств может быть правосторонним и левосторонним. Размеры модели в длину достигают 750 мм, в высоту — 700 мм, в ширину — 900 мм.
Компактное устройство может быть укомплектовано при необходимости 2−3 приборами (навигационная система, тахометр, эхолот, фонарь).
Выбор рулевого троса
Рулевой трос относится к важным элементам управления консолью, располагается по правому либо левому борту. В суднах обязательны 2 троса, которые применяются для регулирования газа и переключения коробки передач.
Разработано несколько видов тросов и креплений. При подборе изделия важно определить размеры (длину, толщину) и технические характеристики. При расчете габаритов троса учитывается расстояние от центральной части редуктора до борта лодки, длина борта и транца. При наличии изгибов в 90° требуется учитывать дополнительные 100 мм. К полученным результатам необходимо добавить 30,5−30,7 см.
Маркировка троса подбирается в соответствии с моделью редуктора. Для рулевых приводов Т-67 с мощностью мотора 55 л.с. необходим трос с маркировкой М58. Крепление тонкое, пластичное, комфортное в эксплуатации, недорогое, однако недостаточно износостойкое.
Для привода рулевого Т-85 и мотора мощностью от 55 л.с. необходим трос М66. Крепление прочное, износостойкое, отличается большим диаметром.
Для двигателей, работающих на большой мощности, требуется оснащение судна гидравлическими рулевыми системами. Приборы поддерживают плавное движение, легкую смену направления плавсредства.
Какой рулевой консоли стоит отдать предпочтение
При оборудовании судна рулевым управлением учитываются:
- назначение плавсредства (рыбная ловля, отдых, охота, путешествия);
- длительность поездок, планируемые расстояния;
- влагостойкость материалов;
- габариты изделий.
Размеры консоли должны совпадать с габаритами судна и физическим параметрами водителя. Способ крепления изделия должен соответствовать модели плавсредства (учитывается конструкция кокпита).
Необходимо предусмотреть порядок снятия элемента для разборных лодок. Монолитные консоли подходят крупногабаритным неразборным плавсредствам. Специалисты рекомендуют приобретать консоли с небольшим весом для предотвращения чрезмерного расходования топлива.
Топ лучших моделей
В рейтинг лучших систем рулевого управления входят:
- узкая и широкая консоль;
- стойка из нержавеющей стали;
- консоль, дополненная с сиденьем;
- компактная рулевая стойка, закрепляющаяся на баллонах;
- консоль «Спорт» с защитным стеклом;
- конструкция для надувных лодок из поливинилхлорида и моделей с жесткой структурой (РИБ).
Консоль палубная узкая производится из стеклопластика, отличается компактными габаритами, бюджетной стоимостью, прочностью. Изделие подходит для небольших плавсредств из ПВХ. В длину модель достигает 80 см, в высоту — 115 см, в ширину — 50 см. Конструкция снабжена ветровым стеклом. Доступен монтаж защитного поручня.
Рулевая консоль широкая со стеклом и палубным креплением производится из стеклопластика, оснащена защитным поручнем. Модель предназначена для плавсредств средних габаритов, оснащенных подвесными двигателями. В длину консоль достигает 0,9 см, в ширину — 0,6 м, в высоту — 1,1 м.
Стойка рулевая из нержавеющей стали «Компакт» является прочной, износостойкой конструкцией, предназначенной для дистанционного регулирования судна из ПВХ. Модель сконструирована из труб диаметром 20−25 мм. Изделие подходит для эксплуатации с редукторами G12, G10, T67. Правая сторона стойки отведена под машинку реверса и газа. В упаковку включены крепежные элементы (гайки, хомуты, трос).
Стойка для рулевого управления, сконструированная для крепления к 2 баллонам плавсредств из поливинилхлорида, выполнена из нержавеющей стали. Конструкция предназначена для работы с разными моделями редукторов. На стойке фиксируется контролер газа и реверса. На судне изделие закрепляется с помощью рыма, который фиксируется на конструкции. В комплект входят крепежные элементы и водостойкий клей.
Для компактных лодок оптимально использовать стойку, которая крепится на 1 баллон. Устройство эргономично, позволяет экономить пространство плавсредства. Модель универсальна, т.к. подходит для разных редукторов и регуляторов мощности двигателя. Комплект включает крепежные элементы (винты, трос). Модель отличается доступной ценой, небольшой массой, долговечностью.
Консоль из пластика, дополненная посадочным местом для водителя, компактна, эргономична, устойчива. Конструкция закрепляется на правом борте судна. В длину консоль достигает 0,5−0,6 м, в ширину — 0,6−0,65 м, высота составляет 0,48−0,56 м. Конструкция оснащена сиденьем высотой до 44−48 см, которое крепится к транцевой опоре, установленной на каркасе судна. Вес изделия составляет 5 кг. В комплект входят крепления, трос, инструкция.
Консоль-мини «Спорт» изготовлена из стеклопластика и дополнена защитным стеклом. Конструкция устойчива, надежна, рекомендована для плавсредств длиной более 390 см. Вес изделия составляет около 5,5 кг. Крепление опор осуществляется к баллону судна с помощью рымов и винтов. В длину консоль достигает 64 см, в ширину — 80 см, высота составляет 67 см.
Габариты консоли позволяют закреплять и использовать навигационные системы, эхолот, датчики, устройства контроля скорости. Конструкция предназначена для лодок с баллонами, в диаметре достигающими 42−60 см. Изделие укомплектовано ветровым стеклом, рымом, гайками, винтами для крепления на судне. Консоль подходит для разных моделей механических редукторов.
Комплекс для дистанционного управления лодок с мотором YAMAHA 9.9 отличается полной комплектацией. Конструкция долговечна, прочна, универсальна, т.к. предназначена также для управления навесными двигателями на 15 л.с. со схожими техническими характеристиками.
В комплект входят консоль из прозрачного пластика, редуктор Т-67, штурвал диаметром 325 мм, 2 троса марки М-58 длинной 3−6 м. Конструкция оснащена датчиками, переключателем ступеней передач (B-47 либо В-49), переходниками, реверсом и дроссельной заслонкой, рулевым рычагом, комплектом фитингов, гаек.
Дистанционная система управления лодкой на надувнушку (Просматривает: 1)
Перейти к странице
спасибо, но не понял раму от чего брали или самодел? Её ведь надо крепить и к носу? А само ДУ от какой модели? Что за пружины крепления?
Хорошо, а механику где брать? Моторы то разные! а как всё это закрепить?
Александр Пузанов
спасибо, но не понял раму от чего брали или самодел? Её ведь надо крепить и к носу? А само ДУ от какой модели? Что за пружины крепления?
Хорошо, а механику где брать? Моторы то разные! а как всё это закрепить?
Вы правы Александр, я не курю и остальным не советую. Тему создал именно потому, что не разбираюсь в технике, ну не было у меня на это возможности. Я 27 лет учился, чтобы стаь врачом, а сейчас, выйдя на пенсию, инвалидную, путинскую, хочу немного покататься по стране, порыбачить в УДОВОЛЬСТВИЕ, а съездив в позапрощлом году на НВ, на Б.Могой, понял, что там делать нечего, т.к. браконьеры всю реку перегородили под «чутким» надзором властей.
Грамотных решений с ДУ на надувнушку я как то не видел, вот и создал эту тему. чтобы такие же как я «сайники» могли разобраться, где, куда, как, что прикрутить, чтобы поехало.
И последнее, МУЖИКИ, пожалуйста по подробнее, покрупнее, со ссылками, где что брали, как и на что пятаки крепили, какие пятаки и на какой клей лучше крепить. надо ли прижимать приклеенное и на сколько. Поймите. не все в этой жизни профи.
и Словом «инструкцию для чайников»
Рама самодельная. Алюминиевые трубы из леруа 22мм соеденённые заклёпками.
Расскажу по порядку.
1 Мотор. Если мотор румпельный, то придётся докупать или делать комплект для подключения тросов управления газом и передачей. Бывают моторы под ДУ. Там уже всё есть.
2 Машинка газ-реверс. Бывают двух-рычажные, когда каждый рычаг отвечает за отдельную функцию и одно-рычажные. Когда в начале движения включается передача и дальше управляем газом.
Машинки газ-реверс бывают тянущая и толкающая. Надо смотреть под конкретный мотор. Бывают универсальные машинки, которые штатно переделываются в нужный режим.
3 Троса газ-реверс. Нужно 2 троса, которые соединяют машинку с мотором. Если на машинках я не видел быстросъёмных соединений, то на моторе такие бывают.
Например при перевозке я отключаю троса от мотора и оборачиваю вокруг консоли.
4 Для рулевого управления нужны рулевой редуктор с штуртросом и «кочерга», которая соединяет штуртрос с мотором. С рулевым управлением надо смотреть внимательно. Редукторы и тросы бывают разные, надо следить, чтобы были совместимы.
5 Консоль по вкусу.
И не стоит забывать, что размещение в лодке влияет на ходовые качества. Если сесть в носу, то лодка на глиссер выходит плавно и обзор хороший. Но будет заметная потеря в скорости и ещё на волнах ощутимо швыряет.
На фото моя вторая лодка с ДУ. На ней рассположился ближе к центру (на первой ближе к носу сидел), оставив нос для пассажира или барахла, когда один.
Виды рулевого управления для лодочного мотора
В ряду наиболее важных систем любого судна, рулевая занимает лидирующую роль. Посудите сами, каким бы промыслом вам ни довелось заниматься с лодки, от того насколько она послушна рулю зависит очень многое. Иногда добыча рыболова-охотника, а иногда здоровье или даже жизнь. Поэтому крайне важно уделить максимум внимания выбору системы рулевого управления, а затем поддержанию ее в рабочем состоянии.
Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора
Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:
- румпельное (ручное, прямое) управление зачастую штатно ставится на спасательные, рыбацкие и спортивные лодки, этот тип управления отлично подходит судам, чья задача – частое и сложное маневрирование.
- дистанционное управление, отличный выбор для лодок, длина которых превышает 3,5 м. Находясь у рулевого колеса, человек ведущий судно получает гораздо лучший обзор, нежели у румпеля, что добавляет системе очков в плане безопасности.
В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором
Специалисты разделяют устройство дистанции на три основных типа, вот они:
- механическая (стандартная тросовая дистанция);
- гидравлическая;
- электрическая или правильнее будет сказать электрогидравлическая (трим).
Давайте теперь попробуем разобраться в каждой внимательнее, найти сильные и слабые стороны и выбрать, если конечно таковой найдется – лидера в номинации цена—качество.
Механическое рулевое управление
Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:
- Механический рулевой редуктор. В зависимости от мощности мотора к управлению которым подключается этот узел, их делят на две группы: для двигателей до 55 л.с. и более 55 л.с. В свою очередь, рулевые редукторы второй группы (более 55 л.с.) имеют допуски к применению на моторах мощностью до 200 л.с. Вот только специалисты, рекомендуют двигатели после 150 л.с. оборудовать уже гидравлическими рулевыми системами, ввиду большой массы и мощности моторов.
- Рулевой трос. Трос металлический, запакованный в пластиковую оболочку, внутри которой свободно двигается. Марка троса зависит от модели редуктора. А вот его длину определяют, отталкиваясь от габаритов и конструкционных особенностей судна. Установленному на лодке двигателю мощностью до 55 л.с., соответствует марка троса М58, свыше 55 л.с. марка М66.
- Рулевые рычаги или тяги, подбираются согласно марке и количеству установленных на лодку моторов. Здесь нет четких правил установки и соответствия, поэтому каждый случай стоит рассматривать отдельно.
- Рулевое колесо или штурвал. Самая понятная даже новичкам часть рулевой системы. Крепится, как правило, на рулевой редуктор. Не имеет строгого соответствия, каким-либо конкретным рулевым системам.
Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.
Плюсы механической дистанции:
- невысокая цена;
- беспроблемный монтаж;
- огромный выбор на рынке.
Без минусов тоже не обошлось:
- сравнительно недолгий срок службы;
- чувствительность тросов к особенностям укладки в корпусе судна;
- проблемы с управлением слишком мощными двигателями.
Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.
Гидравлическое рулевое управление
Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:
- Помпа рулевого привода является ручным масляным насосом, на валу которого закреплено рулевое колесо. При вращении колеса с валом в ту или иную сторону помпа посылает под давлением масло к определенным полостям гидроцилиндра, закрепленного на подвесном двигателе.
- Гидроцилиндр является устройством разделенным поршнем со штоком на две полости. В момент приложения усилия к рулю, давление масла в одной из полостей вырастает, и поршень идет в обратную сторону, направляя усилие либо на подвижную часть двигателя, либо на поворотную колонку.
- Гидравлические шланги соединяют рулевую помпу с гидроцилиндром. Длина и прочие рабочие параметры рассчитываются исходя из габаритов и конструкционных нюансов катера или лодки.
- Рулевое колесо идентично вышеописанному в разделе о механической дистанции.
Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.
К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:
- усилие, прилагаемое на рулевое колесо, в сравнении с механикой, практически отсутствует;
- точность в передаче сигнала от руля к двигателю;
- возможность монтажа системы в связке с несколькими моторами;
- возможность подключения системы «Автопилот»;
- возможность управлять гораздо более мощными моторами, чем с механикой;
- надежность.
Электрическое рулевое управление
Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.
Итак:
- основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
- пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
- электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
- при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.
Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей
Магазинов, продающих запчасти и аксессуары на лодки и катера тысячи. Не меньше и фирм производителей как лодочных моторов, так и комплектующих к ним. Поэтому мы попробуем составить среднюю картину по ценам на известные марки моторов и рулевых систем к ним.
Ямаха. Признанный гранд. Производит двигатели для различных климатических условий, мощностью от 30 л.с. до 350 л.с. Большая часть моторов Ямаха поставляется с дистанционным управлением в комплекте.
Неплохо справляются со своей ролью итальянцы, признанные мастера корабельных дел, цены на их продукцию расположены возле отметки 30 000 рублей. Бодро, впрочем, как и на остальной рынок в нишу лодочных аксессуаров входят азиаты: Китай, Тайвань. Их цены ниже, 10 000–15 000 рублей, но и качество, ставшее нарицательным, заставляет с придирчивостью относиться к выпускаемой ими продукции.
Моторы других популярных фирм, как Сузуки, Хонда, Тохацу, Меркурий можно не рассматривать отдельно. К ним применимы все вышеперечисленные правила и цены.
Итожа все сказанное, можно прийти к таким выводам: гидравлические системы управления двигателями, более надежны, универсальны, но и существенно дороже систем механической дистанции. Приличный комплект, да если с электронным тюнингом, потянет где-то на 150 000 рублей.
Вот такой ценовой диапазон. А что выбрать, решать только вам, владельцы лодок и катеров. Стоит только помнить о «золотой середине» и не забывать поговорку «Скупой платит дважды». Удачи и семь футов под килем!
Источник