- «ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ. Строительство, эксплуатация, ремонт»
- Технологических процессов строительства трубопровода
- Этапы подготовительных работ
- Организационно-подготовительный этап
- Мобилизационный этап
- Подготовительно-технологический этап
- Получение разрешений
- Разработка технической документации
- Заключение договоров
- Разработка графика строительства объекта
- Подготовка к строительству вахтовым методом
- Перебазировка техники
- Устройство подъездных путей
- Устройство вдольтрассового проезда
- Проектирование трубопроводов | Автоматизация Техсервис
- В чем суть проектирования трубопроводов
- Особенности и предназначение технологических трубопроводов
- Магистральные трубопроводы
- Использование полиэтиленовых труб для трубопроводов
- Использование стальных труб на промысловых сооружениях
- Морские трубопроводы
- Особенности трубопроводов пара и горячей воды
- Эстакады и опоры под трубопровод
- Технология и организация строительства магистральных трубопроводов
«ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ. Строительство, эксплуатация, ремонт»
IV Российская выставка с международным участием
IV Российская выставка с международным участием
Проводится под патронатом Комитета Государственной Думы по энергетике,
транспорту и связи.
Тематика:
— Законодательная и нормативная база в трубопроводном строительстве.
— Инновационные и инвестиционные программы. Магистральные и промысловые
трубопроводы, компрессорные и насосные станции.
— Трубопроводы для тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения городов и
населенных пунктов, тепло- и гидроизоляция.
— Трубы и элементы трубопроводов из полимерных материалов.
— Трубопроводы энергетических объектов.
— Внутренние трубопроводы, дымоходы.
— Трубы и трубное производство.
— Арматура, насосы, компрессоры.
— Машины и оборудование для сварки труб, строительства и ремонта
трубопроводов.
— Оборудование для бестраншейной прокладки трубопроводов.
— Контроль качества и диагностика трубопроводов.
— Защита трубопроводов от коррозии.
— АСУ ТП, средства телемеханики и автоматизации.
— Передвижные котельные, поквартирное отопление.
— Промышленная и экологическая безопасность трубопроводного транспорта,
охрана труда.
— Производство труб из полимерных материалов, газонефтехимия.
— Охрана трубопроводных систем.
— Подготовка и аттестация кадров.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
— Магистральные и технологические трубопроводы.
— Трубопроводы в жилищно-коммунальном хозяйстве и газораспределении.
ЦЕЛЬ ВЫСТАВКИ
Поиск экономически и технологически обоснованных путей повышения
эффективности реконструкции, ремонта, строительства, технической диагностики
распределительного и магистрального трубопроводного транспорта.
Совершенствование законодательной и нормативной базы, регламентирующей эти
направления хозяйственной деятельности.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Современные технологии строительства и ремонта трубопроводов».
Секция — «Модернизация технологической структуры энергоснабжения городов и
населенных пунктов (газо-, тепло- и водоснабжение)». На секции будут
рассмотрены принципиально новые решения по повышению безопасности,
надежности и эффективности.
Источник
Технологических процессов строительства трубопровода
Процесс строительства нефтегазопроводов – сложный, ответственный, многоэтапный. Чтобы избежать возможных временных издержек и непредвиденных финансовых расходов, важно тщательно рассчитать, спланировать, организовать и провести подготовительные работы в строительстве сооружений трубопроводного транспорта.
Важно понимать, что подготовительный этап строительства потребует не только учесть максимальное использование средств механизации, но и четко распланировать каждый отдельный этап с учетом климатических особенностей и геологических условий.
Географически большую часть территории нашей страны занимают сильно заболоченные или обводненные участки местности. Грунты, как правило, обладают пониженной несущей способностью, а участки вечной мерзлоты дополняют сложности при прокладке ниток трубопроводов.
Прежде чем приступать к практическому обустройству коммуникации должен быть спланирован и выполнен целый комплекс мероприятий, в том числе:
- исследование грунта;
- разработка плана прокладки;
- согласование проведения работ в различных контролирующих инстанциях;
- подготовка рабочих площадок с учетом выбранного типа труб и т.п.
Для достижения лучшего результата подготовительный период строительства разделен на несколько последовательно выполняемых этапов.
Этапы подготовительных работ
К выполнению подготовительных и земляных работ, связанных с сооружением газопроводов, можно приступать только после завершения процесса отвода земель (в соответствии с ГОСТ Р 12.3.048) землевладельцам.
Также должны быть получены разрешения на вырубку леса на отчужденных территориях, и производство работ в целом по прокладке магистрального трубопровода в охранной зоне.
Дополнительно запрашиваются разрешения на выполнение всех необходимых пересечений с другими коммуникациями.
Все подготовительные работы в строительстве трубопроводов условно можно разделить на 3 основные группы.
- организационная;
- мобилизационная;
- технологическая (подготовительная).
От того, насколько качественно и профессионально будут проработаны вопросы в каждой их вышеперечисленных групп, напрямую зависит скорость, качество и экономическая эффективность строительства. А также – экологическая безопасность и соблюдение правил по охране труда.
Организационно-подготовительный этап
Все последующие мероприятия при строительстве нефтегазопровода планируются и осуществляются на основе и по результатам правильно организованной и спланированной работы. Важность этапа очевидна. И именно здесь проводятся такие мероприятия как:
- Регистрация документации в соответствующем подразделении Ростехнадзора;
- Оформление проектно-сметной документации
- Заключение договоров (соглашений) с подрядчиками;
- Отводы в натуре участков местности, отведенных под прокладку сооружений трубопроводного транспорта;
- Получение всех необходимых разрешений и допусков на начало проведения работ при строительстве газопровода;
- Решение бытовых вопросов, территориальное размещения персонала, материально-технического и иных видов обеспечения.
В первую очередь Заказчик должен определиться с площадкой-объектом будущей стройки, после чего подается заявка в проектную организацию для разработки соответствующей (проектной) документации. Далее осуществляется проверка корректности разработанной документации, выбирается подрядчик, как правило путем проведения тендера, согласовываются все основные вопросы, сроки производства работ.
Учесть потребуется массу вопросов, от разработки графика строительства объекта и всей необходимой технической документации, до планирования мероприятий обеспечения на зимний период времени (расчистка дорог, проминка трасс, завоз ГСМ на период автономии и пр.).
Мобилизационный этап
Организация работ по строительству газопроводов на данном этапе предусматривает выполнение целого ряда важных и необходимых мероприятий.
- Необходимо подобрать и согласовать подходящие по размерам площадки, выбрать для них места, как под жилой городок (вагон-городок), так и под производственную базу, склад и мест стоянки строительной техники ее охраны.
- Организовать (если требуется) буферную зону- терминал для заезжающих на вахту работников (Временное изолированное место дислокации для выявления зараженных вирусом COVID19)
- Требуется определить потребность во временных зданиях и сооружениях, организовать их доставку к месту назначения.
- Подключить к электрической сети и водоснабжению временный жилой городок, смонтировать ограждение
- Обеспечить выполнение санитарно-гигиенических требований (организация места и ёмкости для временного хранения бытовых и производственных отходов)
- Для первоначальной подготовки трассы необходимо спланировать и осуществить первичную перебазировку техники и людских ресурсов (как правило это: краны, бульдозеры, вахтовые автобусы (вахтовки), с помощью которых будет выполнен комплекс подготовительных работ, выполнения внетрассовых и вдольтрассовых работ для выполнения перебазировки и доставки машин, механизмов, материалов и людей к местам производства работ.
- К жилому городку, административной зоне, складской и т.п., организуются временные подъездные пути. Доставляются необходимые на начальном этапе запасы материальных средств и пр.
Подготовительно-технологический этап
На данном этапе проводят следующие мероприятия:
- Аттестацию сварщиков и применяемой технологии сварки, сварочного оборудования и сварочных материалов.
- Устройство подъездных путей и вдольтрассового проезда
- Расчистка полосы отвода от снега, леса и мелколесья
- Приемку грузов на ж/д станциях;
- Доставку труб, строительных материалов, оборудования, машин и механизмов на площадки складирования;
- Приемка трассы от Технического заказчика и геодезическую разбивку
- Геодезическая подготовка площадки (трассы) с указанием разбивочных осей и высотных отметок
- Закрепление оси трассы трубопровода и пикетажа, детальная разбивка горизонтальных и вертикальных кривых, разметка строительной полосы разбивка углов поворота;
- Приемка труб и вывозка их на трассу
При строительстве газопровода или нефтепровода земляные работы выполняются в объемах, которые необходимы для подготовки складской зоны, площадок складирования металлопроката, других запасов материальных средств. Осуществляется назначение песчаных карьеров и их первоначальная разработка. Создают участки/сварочные площадки для сварки труб в секциях.
Получение разрешений
- Основной нормативно-правовой документ, определяющий порядок и правила получения разрешения на строительство объектов, входящих в категорию недропользования, определен приказом Роснедра (Федеральное агентство) № 287 от 2009 года.
- В документе указывается, что такое разрешение необходимо, если планируется выполнение любого типа работ, связанного с недрами. Но такой момент, как необходимость и целесообразность проведения данного строительства подтверждается наличием:
- – лицензии на пользование недрами;
- – наличием проекта разработки месторождения;
- – наличием проекта строительства подземных и наземных сооружений.
- Такое разрешение можно получить в территориальном органе Федерального агентства, который имеется при каждом субъекте РФ.
- В обязательном порядке предоставляются все правоустанавливающие документы на участок, его градостроительный план, а также все основные материалы, содержащиеся в проектной документации.
На рассмотрение заявления и изучение всех обосновывающих материалом законом отводится до 30 дней. По окончании этого срока должно быть либо выдано разрешение на строительство, либо оформлен мотивированный отказ.
Разработка технической документации
Для реализации проекта потребуется подготовить техническую документацию (проектно-сметная документация). Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с требованиями НДТ проектными организациями/ институтами по заявке Заказчика и должна быть утверждена, пройти главгосэкспертизу перед началом строительства. Далее выдается генеральному подрядчику в производство работ.
Заключение договоров
Для выполнения тех или иных видов работ по сооружению нефтепровода или любого другого трубопроводного транспорта, как правило, заключается один или несколько договоров подряда с оформлением наряд-заказов. Это один из самых распространенных и одновременно, наиболее сложных вариантов заключение соглашение на возмездное оказание услуг. Применение вышеуказанного варианта договора, требует глубокой проработки по всем направлениям с выявлением всех нюансов. Все они должны быть учтены обоими сторонами. В противном случае, не удастся достичь четкого понимания порядка ценообразования и правил выполнения работ, а также дальнейшую (при необходимости) защиту прав сторон, как заказчика, так и исполнителя.
Все тонкости нормативно-правовой базы касающиеся подготовки оформления и подписания договора подряда регламентированы на законодательном уровне. Основные положения закреплены в главе № 37 ГК РФ. В обязательном порядке оговариваются (и прописываются на бумаге):
- – существенные условия;
- – сам предмет договора;
- – цена и порядок ценообразования;
- – сроки производства работ;
- – имеющиеся риски;
- – права и ответственность сторон, штрафные санкции, а также другие важные моменты.
- Допускается наложение квалифицированной электронной подписи.
Разработка графика строительства объекта
График производства работ оформляется и согласовывается до начала строительства, как правило составляет его генеральный подрядчик. В нем должен отображается весь перечень строительно-монтажных работ с указанием сроков и последовательности их выполнения. Так же параллельно составляется график перебазировки техники и людских ресурсов, график поставки материалов и оборудования. Все графики входят в состав проекта производства работ, который так же разрабатывается подрядчиком и обязательно согласовываются с Заказчиком.
Подготовка к строительству вахтовым методом
- Экспедиционно-вахтовый метод организации работ подразумевает собой выполнение работ, которое осуществляется силами мобильных подразделений с выездом трудовых коллективов на объекты, удаленные от места дислокации организации.
- Вахтовый режим труда и отдыха работников определен циклом, включающий продолжительность вахты и вахтовой смены, внутрисменный режим труда и отдыха, междусменный вахтовый и межвахтовый отдых.
- В комплекс работ по обеспечению деятельности вахтового городка входят все мероприятия по соблюдению соответствующих требований, включая, но, не ограничиваясь следующим:
- Предоставление горячего питания (не менее 3-х раз в день)
- Предоставление проживания в городке
- Услуги прачечной (или стиральные машины)
- Предоставление бутилированной питьевой воды
- Вывоз и утилизация канализационных стоков
- Вывоз и утилизация твердо-бытового мусора
По окончанию вахтовой работы предоставляется межвахтовый отдых в местах постоянного проживания.
Перебазировка техники
В первую очередь строительная техника перебазируется в район производства работ, производственное подразделение, которые занимается приемом грузов, освоением района строительства, инженерно-технической подготовкой и другими первоочередными работами. Затем перебазируется основное подразделение механизмов для выполнения комплекса работ основного периода.
Устройство подъездных путей
Подготовительные работы при строительстве нефтепровода предусматривают формирование подъездных путей в наиболее удобных и, одновременно, доступных местах. Необходимо максимально задействовать существующую дорожную сеть.
При полном отсутствии дороги на каком-либо из участков прокладки магистрали следует обустроить временную дорогу.
В дальнейшем, вся используемая дорожная инфраструктура поддерживается в надлежащем техническом состоянии силами и средствами компаний, выполняющих работы по строительству трубопроводного транспорта.
В зимнее время, при необходимости или в соответствии с проектом, предусматриваются ледовые переправы.
Устройство вдольтрассового проезда
Осуществляется на подготовительно-технологическом этапе. Для движения строительной колонны вдоль трассы строящегося трубопровода необходимо устройство вдольтрассового технологического проезда. Технологический проезд располагается во временной полосе отвода земель. Предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
- – закрепление оси трассы трубопровода, детализированная разбивка кривых, разметка полосы отвода;
- – расчистка от деревьев, кустарников, пней;
- – удаление валунов, нависающих камней и скальных пород;
- – снятие плодородного слоя почвы;
- – формирование отводов;
- – Послойная проминка трассы (в зимнее время года)
- В процессе эксплуатации крайне важно регулярно выполнять работы по поддержанию дорог в хорошем состоянии.
Проектирование трубопроводов | Автоматизация Техсервис
Подготовка к строительству любого здания начинается с проектирования.
Но не менее важным процессом становится проектирование и монтаж трубопроводов, которые станут очень важными опциями в слаженной работе всех систем здания.
К тому же, одинаково важно правильно спроектировать как внутренние системы трубопроводов, так и магистральные, сбой в которых приведет к поломке всей системы.
В чем суть проектирования трубопроводов
В настоящее время термин «проектирование трубопроводов» означает процесс разработки технической документации (иными словами – проекта), которая содержит в себе расчеты с технической и экономической стороны, макеты, чертежи и другие типы материалов, которые имеют в себе информацию о строительстве новых или ремонте функционирующих ныне объектов трубопроводного транспорта.
Современная методология, которая изучает проектирование технологических трубопроводов, предусматривает максимальную автоматизацию процесса, что позволяет строго додерживаться всех регламентированных последовательностей.
Все основные требования к проектированию трубопроводов приведены в таком документе, как Правила устройства безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Но эту инструкцию нельзя считать универсальной, так как для многих других веществ (кислород, горючие газы и другие) можно найти ряд других дополнительных нормативов.
Особенности и предназначение технологических трубопроводов
Во время строительства предприятий химической, металлургической, пищевой или нефтяной промышленности большое внимание уделяется проектированию трубопроводных систем. Не становится лишним и проектирование эстакад под технологические трубопроводы.
Технологические трубопроводы являются очень важной частью объекта производства. От того, насколько качественно выполнен монтаж их монтаж и зависит надежность и безопасность в эксплуатации огромного количества промышленного оборудования.
Условия работы технологических трубопроводов могут быть очень разнообразными. Во время их использования можно наблюдать высокие температуры, из-за которых происходит сильное давление на материал. Трубы поддаются коррозии, часто наблюдается резкий перепад температур – от горячей к холодной. Такое можно увидеть в тех случаях, когда после высокого нагрева системы, ее нужно охладить.
Мощность оборудования и систем на предприятиях из года в год постоянно растет, что обусловливает изменения и усложнения в конструкции трубопроводов.
Для увеличения их способности переносить большие нагрузки, в некоторых отраслях промышленности (особенно часто это можно наблюдать в пищевой или химической) специалисты проводят проектирование и монтаж трубопроводов из полипропилена и других полимерных материалов.
Это объясняется их способностям не поддаваться коррозии, а также их низкой массой, простотой в обработке и при монтаже, низкой теплопроводностью. А это в свою очередь экономит средства на теплоизоляцию.
Все эти аспекты требуют от тех работников, которые специализируются на монтаже знать все о технологических трубопроводах – нормы проектирования в том числе.
В процессе работы трубопроводы поддается огромным нагрузкам:
- На них воздействует высокое давление, смена температурных режимов, на их состояние может влиять то вещество, которое по ним транспортируется.
- Но помимо внешних факторов существуют и внутренние. На состояние трубы действует ее собственный вес, масса деталей, арматуры, термоизоляции и прочего.
- К этим факторам можно отнести еще нагрузки от вибрации, силы ветра, давление грунта на определенный участок.
- Отдельные участки могут придаваться дополнительным нагрузкам из-за неравномерного нагрева, трения в опорах и пр.
Чтобы облегчить нагрузки на систему трубопроводов нужно придерживаться раздела рекомендаций СНиП «Технологические трубопроводы» — проектирование тогда будет наиболее эффективным.
Для эффективного проектирования и эксплуатации трубопроводов нужно за основу брать такие параметры:
- рассчитать нужную производительность;
- обозначить место входа и выхода трубопровода;
- исследовать состав, вес и вязкость окружающей среды;
- составить карту маршрута трубопровода;
- установить максимально допустимое для работы давление;
- сделать гидравлический расчет;
- определить размеры трубопровода (диаметр, толщину и пр.);
- просчитать нужное количество насосных станций на том или ином участке.
Можно сделать вывод, что для более эффективного проектирования трубопроводных систем нужны квалифицированные работники, которые смогут додерживаться всех поставленных норм и правил.
Магистральные трубопроводы
Суть проектирования магистральных трубопроводов заключается в том, чтобы максимально точно определить нужные его размеры, рассчитать количество насосных станций (если в этом есть необходимость) и подобрать самое подходящее оборудование. Чтобы сделать этот процесс наиболее оптимальным, нужно пройти несколько стадий:
- технико-экономическое обоснование;
- сделать технический проект;
- разработать нужные чертежи.
Первая стадия включает в себя анализ транспортируемых ресурсов, рассчитывает количество потоков груза в расчете на 1 год, выбор направление трубопровода, производителя труб, их диаметр, материал, из которого они изготовлены, определяется количество насосных станций, просчитывается приблизительная стоимость всего строительства. Этот процесс в основном укрупнено определяет все эти факторы. Его результаты могут определить приблизительную экономическую эффективность будущего проекта, но никак не являются настоящим основанием для самого строительства.
Вторая стадия – создание технического проекта является самой важной в этом процессе. Ее цель состоит в точном и окончательном определении стоимости будущего строительства. Дополнительно в процессе составления проекта должны решаться такие вопросы:
- уточнение количества транспортируемых веществ;
- окончательный выбор направления и трассы для трубопровода;
- выбор самого подходящего диметра трубы, который будет соответствовать выбранной производительности;
- сделать расчеты, который определят режим работы, расстановку станций для перекачивания, необходимое оборудование;
- конечное определение той суммы денежных средств, которые нужно потратить на строительство;
- полный расчет себестоимости транспортировки ресурсов, эффективность работы системы.
Для проектирования магистральных систем рекомендовано использовать СП «проектирование и монтаж трубопроводов». Это свод правил, который регламентирует работу с трубопроводами разных типов.
Последней стадией в проектировании трубопроводов становится работа с рабочими чертежами. Это основная документация, на основании которой и ведется строительство.
Такие чертежи должны строго отвечать требованиям технической документации.
Чертежи становятся уточняющим документом, в котором проектирование приводится в такое состояние, чтобы стало возможным проводить строительные и монтажные работы.
Возможны некоторые отклонения от технического проекта. Но они должны быть направлены на усовершенствование, а не наоборот. Рабочие чертежи выполняются в установленной форме, которую регламентирует СНиП. Важно также следовать всем необходимым инструкциям, которые контролируют работу в той или иной отросли.
СП проектирования трубопроводов допускает пропуск второй и третьей стадий, если производительность системы должна быть небольшой, а насосные станции обозначены в небольшом количестве. В таком случае процесс работы становится объединенным в одну стадию – технорабочий проект.
Использование полиэтиленовых труб для трубопроводов
Проектирование и монтаж трубопроводов из полиэтилена становится все более частым явлением. Такие трубы используют в следующих случаях:
- чтобы построить газопроводы на территории небольших городов, поселков и сельских поселений;
- для строительства газопроводов, которые будут соединять два или несколько заселенных пунктов;
- для ремонта или реконструкции старых изношенных стальных трубопроводов.
Очень эффективно полиэтиленовые трубы показывают себе в условиях высокой опасности появления коррозий, а также, если веществом, которое транспортируется, является сернистый газ. То же самое касается и проектирования пластмассовых трубопроводов.
Прокладывать трубопровод из полиэтилена не рекомендуется в таких местах:
- если минимальная температура воздуха пересекает границу в -45 градусов;
- если территория закарстована;
- если трубопровод должен быть размещен в грунтах 2 типа просадочности, а работы должны проводиться на территории городков и сельских поселков;
- такие трубы нельзя использовать наземно, надземно, в различных тоннелях и коллекторах, внутри зданий;
- если на территории наблюдается сейсмичности в районе 6 баллов и выше.
Использование стальных труб на промысловых сооружениях
Промысловые трубопроводы используются между промысловыми сооружениями (скважинами, сооружениями газоперерабатывающего завода и пр.). Границей для промыслового трубопровода становится ограждение площадки.
Проектирование промысловых стальных трубопроводов должно учитывать факторы влияния на материал труб. Нельзя их использовать в среде повышенной коррозии.
Проектирование промысловых трубопроводов используется для такого назначения:
- в качестве трубопроводов, которые транспортирую вредные вещества;
- как транспортеры нестабильного конденсата 1 класса;
- как выкидные трубопроводы для нефтяных скважин;
- как трубопроводы нестабильного конденсата 4 и 5 классов.
Морские трубопроводы
Трубопроводы, которые используются на дне моря, должны быть максимально надежными, так как на них влияет масса дополнительных факторов (большая глубина, большие расстояния между насосными станциями, возможность штормов, подводных течений и много другого). Проектирование морских трубопроводов должно быть согласовано с правительством РФ и местными органами по надзору за окружающей средой.
Очень важно правильно определить маршрут трассы морского трубопровода. При этом учитывается батиметрия и морфология морского дна, сведения о среде, которая будет окружать магистраль, возможности сейсмической активности, активность рыболовства и подобные.
Особенности трубопроводов пара и горячей воды
Для эффективного проектирования трубопроводов пара и горячей воды нужно учитывать все правила и рекомендации, которые указаны в СП и СНиП. При выполнении этого процесса нужно учитывать тот фактор, что трубопровод будет постоянно находиться в высоком температурном режиме, а это может сказаться на качестве труб.
Такие трубопроводы требуют теплоизоляции, чтобы компенсировать потери температуры при транспортировке.
Эстакады и опоры под трубопровод
Эстакада это инженерное сооружение, которое имеет обусловленное количество одинаковых опор, которые обеспечивают расположение трубопроводов над уровнем земли. Проектирование эстакад под трубопроводы проводится с целью обойти занятую под поселение (или другую цель) территорию или дорогу.
Надземные трубопроводы больше остальных поддаются влиянию факторов окружающей среды, поэтому мониторинг их состояния и общей безопасности является обязательным.
Проектирование опор под трубопроводы отличается по нескольким признакам:
- материал (железобетон, сталь, комбинированные опоры);
- в зависимости от конструкций опор и фундамента;
- высотой своей верхней части (высокие или низкие);
- по количеству ярусов, на которых расположены трубы на опорах и эстакадах.
Чтобы конструкция системы трубопроводов была качественной, безопасной и финансово эффективной при ее проектировании и монтаже стоит помнить о СП по проектированию и монтажу трубопроводов из полипропилена и других материалов.
Технология и организация строительства магистральных трубопроводов
Магистральный
трубопровод предназначен для дальней
транспортировки газа, нефти,
нефтепродукта от мест их добычи или
переработки до мест их потребления.
Линейная часть
магистрального трубопровода состоит
из следующих сооружений:
- основной трубопровод;
- запорная арматура (краны на газопроводах и задвижки на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах);
- переходы через естественные преграды (реки, озера, овраги и т. п.);
- переходы через искусственные преграды (автодороги, железная дорога, каналы, подземные инженерные сооружения и др.);
- ответвления к потребителям;
- лупинги (параллельный трубопровод на коротких участках, предназначенный в качестве резервной нитки или для увеличения пропускной способности);
- перемычки (для соединения параллельных трубопроводов);
- компенсаторы (П-образные, Z-образные и др.) для компенсации температурных деформаций трубопровода.
Ниже приведена
структура строительно-монтажных работ
для линейной части магистрального
трубопровода. В общем случае
строительно-монтажные работы
разделяются на:
- подготовительные работы;
- основные работы;
- завершающие работы.
Она является
универсальной, охватывает все сооружения
линейной части трубопровода и каждый
раз уточняется исходя из конкретного
состава сооружений, природных условий
и назначения магистрального
трубопровода (рис. 13-2).
- В зависимости от
особенностей и специфики строительства
трубопроводов подготовительный
период включает в себя три этапа: - • общая
организационно-техническая подготовка
к строительству трубопровода; - • инженерная
подготовка к сооружению трубопровода; - • подготовительные
работы на объекте. - Общая
организационно-техническая подготовка
к строительству трубопровода выполняется
строительной организацией и состоит
из: - • подготовки и
заключения с заказчиком генерального
договора подряда и договоров субподряда; - • получения от
заказчика соответствующей проектно-сметной
документации, зарегистрированной в
органах Госгортехнадзора; - • анализа
проектно-сметной документации; - • оформления
финансирования строительства; - • отвода в натуре
трассы и площадок для строительства; - • оформления
разрешений и допусков на производство
работ; - • решения вопросов
бытового обслуживания строителей; - • заключения
договоров материально-технического
обеспечения. - В инженерную
подготовку
строительно-монтажной организации к
сооружению трубопровода входят:
- изучение проектно-сметной документации функциональными службами строительной организации;
- разработка графика строительства объекта;
- разработка проекта производства работ;
- составление технической документации по комплектации сооружаемого трубопровода материальными ресурсами;
- разработка системы оперативно-диспетчерского управления строительством;
- разработка оперативных производственно-экономических квартальных и месячных планов;
- выдача задания производственной базе, комплектование строительных бригад соответствующими строительными машинами, оборудованием, оснасткой;
- подготовка инженерно-технических кадров и рабочего персонала;
- разработка мероприятий по социальному обеспечению строителей на трассе;
- подготовка мероприятий по организации строительства вахтовым методом;
- подготовка и осуществление программы работ по развитию собственной базы стройиндустрии и транспортного хозяйства;
- подготовка мероприятий по обеспечению работ в зимний период;
- подготовка службы контроля качества производства работ.
Подготовительные
работы
на объекте включают в себя трассовые
и внетрассовые подготовительные работы.
Внетрассовые
подготовительные работы предусматривают разработку карьеров,
устройство временных жилых городков,
строительство временных дорог, монтаж
сварочно-изоляционных баз, баз механизации,
создание социальной инфраструктуры,
создание текущих страховых и сезонных
запасов труб и других материалов,
устройство вертолётных площадок,
причалов, обустройство пристанционных
площадок для разгрузки и складирования
труб, балластных грузов и др. Внетрассовые
подготовительные работы включают в
себя так же работы, выполняемые в базовых
условиях:
- строительство временных подъездных дорог;
- сварку труб в секции на трубосварочных базах и сборку укрупнённых элементов крановых узлов;
- гидро- и теплоизоляцию одиночных труб, секций труб, криволинейных вставок, соединительных деталей крановых узлов и т.п.;
- холодное гнутьё труб, изготовление укрупнённых конструкций трубных блоков, сварных опор, ригелей, вмораживаемых анкеров, балластных конструкций и т.п.
- В трассовые
подготовительные работы
входят: - • разбивка и
закрепление пикетажа, детальная
геодезическая разбивка горизонтальных
и вертикальных углов поворота и переходов
через естественные и искусственные
преграды, разметка строительной полосы,
выноска пикетов за ее пределы; - • расчистка
строительной полосы от леса и кустарника,
корчевка пней; снятие и складирование
в специально отведенных местах
плодородного слоя земли; - • планировка
строительной полосы, уборка валунов,
нависших камней в горах, устройство
полок на косогорах; - • осушение
строительной полосы, ее промораживание
или защита от промерзания (или таяния)
в зависимости от условий строительства; - • строительство
вдольтрассовых технологических проездов; - • устройство
защитных ограждений, обеспечивающих
безопасность производства работ. - Рассмотрим
технологии основных трассовых
подготовительных работ.
Расчистка полосы
строительства трубопровода от леса
включает в общем случае следующие
операции (рис. 13.3):
- • натурная разметка
границ ширины строительной полосы и
трелевочного волока визирами
(затесками на деревьях и вешками); - • уборка опасных
деревьев; - • прокладка и
устройство трелевочного волока; - • устройство
площадок для разделки поваленных
деревьев; - • валка деревьев
и срезка кустарника; - • обрубка сучьев
и раскряжевка хлыстов; - • погрузка,
транспортировка, разгрузка и складирование
леса; - • корчевка и уборка
пней; - • засыпка ям и
неровностей; - • разработка
траншеи для сжигания порубочных остатков
и захоронения пней.
Валку деревьев
ведут вдоль древостоя, укладывая деревья
«елочкой» в расчищенную сторону в
пакеты с комлями вместе с веерообразным
расположением верхушек.
Объем пакета
формируют равным грузоподъемности
трелевочного трактора.
Пакеты деревьев
укладывают в легко доступных для
трелевочного трактора местах с таким
расчетом, чтобы на подходе к ним не было
крупных пней, валежных стволов, резких
понижений и т. п.
Вслед за трелевкой
хлыстов на строительной полосе выполняют
работы по корчевке пней. После корчевки
и уборки со строительной полосы и
площадки пней и валунов оставшиеся от
них ямы засыпают грунтом и сравнивают
с поверхностью земли.
- Расчистку
строительной полосы от кустарника и
мелколесья осуществляют двумя
способами: - • первый способ
— срезка кустарника и мелколесья с их
последующим удалением за пределы
строительной полосы или их сжиганием
непосредственно на строительной полосе;
очистка поверхности от корней и пней; - • второй способ
— удаление кустарника и мелколесья
вместе с корневой системой за пределы
строительной полосы или сжигание
непосредственно на строительной полосе. - Для расчистки
используют бульдозеры или
корчеватели-собиратели. - Временные дороги
при строительстве линейной части
трубопроводов подразделяются на:
• вдольтрассовые
дороги, проходящие либо по строительной
полосе, либо в непосредственной
близости от нее, предназначенные для
транспортировки труб, балластных грузов,
грунта, технологического оборудования,
материалов, горюче-смазочных материалов,
техники, людей. Подъездные дороги,
являющиеся ответвлениями вдольтрассовой
дороги, связывают строящийся трубопровод
с пунктами перевалки труб, строительных
материалов, оборудования, техники,
с жилыми городками, трубозагото-вительными
базами, карьерами грунта и др.;
• технологические
проезды, проходящие по строительной
полосе рядом с осью трубопровода и
служащие для прохождения механизированных
колонн и бригад при выполнении ими
технологических операций.
Временные дороги
эксплуатируются в течение всех этапов
строительства трубопровода —
подготовки к строительству, строительства
и пуска и наладки трубопроводного
объекта. Конструкция и параметры
дорог и проездов определяются рабочей
проектной документацией или проектом
производства работ (ППР).
Перед началом
строительства дорог проводят обследование
трассы и прилегающей местности визуально
и инструментальными способами с
целью определения гидрогеологических
характеристик грунтов, типа и протяженности
болот и заболоченных участков, участков,
имеющих льдонасыщенные грунты и
ледяные линзы, глубины оттаивания
грунтов, размеров ореола оттаивания
грунта, ширины зеркала воды на переходах
через малые водные преграды и др.
Результаты обследования сравнивают
с данными проекта. Если имеются отклонения,
то корректируют объемы работ и
технические решения проекта, а при
необходимости разрабатывают дополнительные
мероприятия по выполнению неучтенных
видов строительно-монтажных работ.
Могут быть
использованы следующие конструкции
дорог и проездов:
• сборно-разборные,
используемые в качестве транспортных
подъездных путей, сооружаемых на
болотах I и II типов, на многолетнемерзлых
и мелкодисперсных, сильно увлажненных
грунтах.
Основным элементом дороги со
сборно-разборным покрытием являются
деревянные щиты или железобетонные
плиты.
В процессе эксплуатации дорог
со сборно-разборным покрытием необходимо:
выравнивать просевший настил; устранять
перекосы; заменять разрушенные щиты и
плиты; проверять крепежные и соединительные
узлы;
• лежневые, которые
устраивают в виде сплошного бревенчатого
настила шириной 4, 6 и 8 м в зависимости
от веса используемой техники для монтажа
трубопровода и укладки самого трубопровода
(рис. 13.4);
• дерево-грунтовые,
которые устраивают в виде сплошного
бревенчатого настила, засыпаемого
сверху каменным материалом или грунтовой
смесью;
• грунтовые с
основанием, которые сооружают в условиях,
когда несущая способность грунтов
низкая, т. е. когда давление земляной
массы и транспортной нагрузки выше.
Тогда устраивают искусственное
основание, выполненное из деревянного
настила, хворостяной выстилки,
рулонных синтетических материалов и
др.;
• грунтовые без
основания, которые устраивают на
слабонесущих минеральных грунтах;
многолетнемерзлых грунтах; болотах
1-готипа и обводненных участках трассы.
Грунтовые дороги без покрытия
представляют собой отсыпанное из грунта
земляное полотно с профилированной
проезжей частью. При этом несущая
способность грунтов должна быть выше,
чем давление от массы насыпи и транспортной
нагрузки;
• снежно-ледовые
(зимники), которые могут быть
снежно-уплотненными, образованными
по мере выпадения снега в процессе
движения автотранспорта и строительных
машин; снежно-ледяными, образуемыми на
сильно обводненных болотах, водных
переправах путем естественного
промерзания или путем постепенной
поливки и послойного промораживания
небольших участков дороги;
• переезды через
действующий трубопровод, для устройства
которых выбирают сухие участки
трассы, где трубопровод находится
на нормативной глубине и не имеет
поворотов в горизонтальной и
вертикальной плоскостях. Они устраиваются
путем отсыпки минерального грунта и
укладки дорожных железобетонных
плит.
Источник