Трудоемкость технического обслуживания и ремонта
Трудоемкость — это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Трудоемкость измеряется в нормо-единицах (человеко-часах, человеко-минутах). Различают нормативную и фактическую трудоемкость.
Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т.д. Используется для определения численности исполнителей, оплаты труда исполнителей (тарифная ставка, руб./ч), расчетов с клиентурой.
Фактическая трудоемкость — затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем. Является случайной величиной и может отличаться от нормативной.
На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:
• дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные операции или их части — переходы (смена масла; регулирование клапанного механизма; замена свечи и т.д.);
• укрупненные — на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные работы при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого диска сцепления и т.д.);
• удельные, относимые к пробегу автомобиля, чел. • ч/1000 км (нормирование текущего ремонта).
При этом различают.
Оперативное время необходимое для выполнения производственной операции, подразделяется на основное и вспомогательное. В течение основного (или технологического) времени осуществляется собственно операция.
Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможности выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспечение доступа к объекту обслуживания или ремонта и т.д.
Подготовительно-заключительное время необходимо для ознакомления исполнителя с порученной работой, подготовки рабочего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.
Время обслуживания рабочего места необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудованием (уборка, смена инструмента, размещение оборудования и приспособлений и т.д.).
В норме трудоемкости учитывается также необходимость перерыва на отдых и личные надобности.
Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности называется дополнительным.
При определении или изменении норм используют так называемую фотографию рабочего времени, хронометражные наблюдения, метод микроэлементных нормативов времени.
При хронометражных и других наблюдениях обычно определяется (по наблюдениям, расчетам) оперативное время, а остальные элементы нормы назначаются (в зависимости от особенностей операции,тяжести и условий труда) в процентах от оперативного.
При использовании для нормирования трудоемкости метода микроэлементных нормативов:
• операции ТО или ремонта раскладывают на простейшие движения и действия (элементы) оператора типа: взять предмет, находящийся на расстоянии 1 м, массой 5 кг, и перенести его на расстояние 3 м и т.д.;
•эти простейшие движения (их 100-150) нормируют в относительных или абсолютных единицах — микроэлементных нормативах, содержащихся в справочниках;
• все микроэлементные нормативы, составляющие данную операцию, суммируются и определяется микроэлементная норма операции.
Источник
Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов автомобилей
Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется трудоемкость в человеко-часах, человеко-минутах или нормо-часах (соответственно чел-час, чел-мин, нормо-час).
Для уяснения понятия трудоёмкости следует изучить виды составляющих времен при выполнении любого технологического процесса. Их схема представлена на рис.9[3].
Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специализированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей данное время нежелательно и должно быть всячески минимизировано.
Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.
|
Билет №12
Назначение и задачи различных видов технических
Обслуживаний автомобилей
Техническим обслуживанием (ТО) является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава автомобильного транспорта в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонтах. В обобщенном смысле ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.
Техническое воздействие ТО является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.
Основными видами ТО АТС по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ являются:
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– сезонное техническое обслуживание (СО).
При изменении конструкций подвижного состава и условий эксплуатации для конкретных моделей во второй части Положения допускается обоснованное сокращение (или увеличение) числа и видов ТО.
Задачей ЕО является: общий контроль агрегатов, механизмов и систем автомобилей, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание их надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и техническими жидкостями, а для некоторых видов подвижного состава еще и санитарная обработка кузова. Выполняется ЕО в основном после работы подвижного состава и реже перед выездом на линию. Перед выпуском автомобиля из парка производится обязательный контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.). Это предварительно делает водитель, а при выезде из АТП – механик отдела технического контроля («механик на воротах»). Механик ОТК несет персональную ответственность за техническое состояние выпущенного из АТП АТС. В вопросе выпуска АТС на линию он не подчиняется никаким вышестоящим должностным работникам АТП, включая начальника ОТК. В критической ситуации дежурный механик ОТК может выпустить на линию АТС только с письменного указания директора АТП с передачей полной ответственности за это директору.
Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния АТС, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других видов работ.
Цель контроля (диагностирования) заключается в определении действительной потребности в выполнении операций ТО, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного (неработоспособного) состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ ТО.
В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1) и поэлементное углубленное (Д-2) диагностирование. Работы Д-1 направлены в основном на контроль технического состояния систем, механизмов и прочих КЭ автомобилей, отвечающих за безопасность движения. Выполняется Д-1 перед ТО-1. В зоне Д-1 АТП обязательно должны находиться: тормозной стенд (для контроля параметров тормозных систем); люфтомер (для измерения люфта рулевого колеса), другое оборудование для диагностирования рулевого управления; рабочее место для проверки шарниров рулевых тяг; оборудование для проверки исправности работы световых приборов.
Поэлементное углубленное диагностирование Д-2 выполняется перед ТО-2. В зоне Д-2 обязательно должны находиться: стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей; стенд для проверки амортизаторов со снятием или без снятия их с автомобиля; стенд для проверки и регулировки мощностных, экономических и экологических показателей автомобиля («беговые барабаны») с соответствующими приборами и прочим переносным оборудованием.
Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). Этот вид обслуживания автомобилей обычно совмещается с очередным ТО-2. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для подвижного состава, эксплуатирующегося в очень холодном, холодном, жарком сухом и очень жарком сухом климатических районах.
Трудоемкость СО нормируется в зависимости от трудоемкости ТО-2 и составляет: 50% – для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; 30% – для холодного и жаркого сухого районов и 20% – для всех прочих климатических районов. В умеренном климатическом районе СО совмещается с соответствующим времени года ТО-2 при увеличении трудоемкости данного комплексного технического воздействия на 20%.
Источник
Расчет трудоёмкости работ на ТО и ремонтов
Определив число ремонтов и технических обслуживаний и зная затраты труда на один ремонт, можно найти суммарную трудоемкость Тк.с. из уравнения
где T2, T1, Ti — нормативы трудоемкости одного капитального ремонта или технического обслуживания полнокомплектных машин различных марок; Nk1, Nk2, Nki — число ремонтов или технических обслуживаний машин этих марок.
Нормативы трудоемкости корректируются применительно к конкретным условиям производства и в зависимости от программы ремонтного предприятия.
Капитальный ремонт полнокомплектных машин нужно максимально ограничивать. Их работоспособность и исправность целесообразно восстанавливать заменой неисправных сборочных единиц (агрегатов), капитальный ремонт которых проводят на специализированных предприятиях. Остальные работы, не требующие высокой квалификации рабочих и специального оборудования (очистка, мойка, разборка на агрегаты, сборка, окраска и др.), выполняют в мастерской организации (хозяйства). Для определения объема работ по капитальному ремонту машин, выполняемых в мастерской, необходимо вычесть затраты труда на ремонт агрегатов.
Нормативы затрат труда на ТО и ремонт машин приведены в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин».
Для определения объемов работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию тракторов и автомобилей используют удельные нормативы затрат труда на текущий ремонт и ТО. Суммарная годовая трудоемкость текущего ремонта Tтр тракторов
Tтр= (13)
где Нп — плановая годовая наработка трактора; ni — число машин данной марки; ti — удельный норматив трудоемкости текущего ремонта или ТО на 1000 мото•часов наработки трактора.
Таблица 10 – Нормативы затрат труда на ТО и ремонт машин
Марка машины | Трудоёмкость, чел•час | ||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | СТО |
МТЗ-3522 | 2,2 | 11,6 | 25,2 | 18,3 | |
МТЗ-2522 | 2,9 | 10,2 | 24,9 | 6,4 | |
МТЗ-1522 | 2,9 | 8,4 | 24,2 | 5,2 | |
МТЗ-1221 | 2,7 | 7,6 | 22,1 | 4,7 | |
МТЗ-1025 | 2,7 | 7,2 | 21,2 | 3,8 | |
МТЗ-950 | 2,5 | 6,2 | 18,8 | 3,1 | |
МТЗ-100 | 2,7 | 7,2 | 21,2 | 3,8 | |
МТЗ-80 | 2,7 | 6,9 | 19,8 | 3,5 | |
ГАЗ-3307 | 2,2 | 9,1 | — | 5,9 | 3,5 |
МАЗ | 3,2 | 12,0 | — | 5,8 | 3,5 |
Расчет текущих ремонтов тракторов
Ттр Беларус1221 = чел∙час
Ттр Беларус950(952) = чел∙час
Ттр Беларус80(82) = чел∙час
Трудоемкость текущего ремонта и ТО автомобилей корректируют с учетом условий их эксплуатации, модификации, пробега от начала эксплуатации и условий выполнения ремонтно-обслуживающих работ. Годовую трудоемкость текущего ремонта Тт.а и технического обслуживания Тто определяют по машинам каждой марки:
где n— число автомобилей данной марки; Нп — плановый годовой пробег автомобиля; tн — удельный норматив трудоемкости текущего ремонта на 1000 км пробега автомобиля; Nто-i — число технических обслуживании i-того вида; Тто-i — трудоемкость технического обслуживания i-того вида; k2— коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от модификации автомобиля (табл. 5); k4 — коэффициент корректирования трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега автомобилей с начала эксплуатации (табл. 11); k5 — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от количества автомобилей в организации и оснащения участков (табл. 12).
Расчет текущих ремонтов автомобилей
Ттр МАЗ = 37∙13∙1∙1∙1∙1∙1,36=654,16 чел∙час
Ттр ГАЗ-3307 = 32∙15∙1∙1∙1∙1∙1,36=652,8 чел∙час
Изм. |
ЛистЛист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.3.ПЗ |
Таблица 11– Коэффициент k4 корректирования удельной трудоёмкости текущего ремонта в зависимости от пробега автомобилей с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР | Грузовые автомобили | Автобусы | Легковые автомобили |
До 0,25 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
От 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
От 0,50 до 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
От 0,75 до 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
От 1,0 до 1,25 | 1,3 | 1,4 | 1,5 |
От 1,25 до 1,50 | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
От 1,50 до 1,75 | 1,6 | 1,8 | 2,0 |
От 1,75 до 2,0 | 1,9 | 2,1 | 2,2 |
Таблица 12 – Коэффициент k5 корректирования трудоемкости в зависимости от количества автомобилей в организации и оснащения участков
Число машинно-мест в ЦРМ или на СТО автомобилей | Количество обслуживаемых автомобилей | Значение коэффициента k5 | |
Хозяйства | СТОА | Хозяйства | СТОА |
— | 1,50 | — | |
— | 1,50 | — | |
— | 1.36 | — | |
— | 1,25 | — | |
1.17 | 1,10 | ||
1.09 | 1,04 | ||
1,04 | 1,00 | ||
1,00 | 0,97 |
Капитальный ремонт комбайнов нужно максимально ограничивать. Их работоспособность и исправность целесообразно восстанавливать заменой неисправных сборочных единиц (агрегатов), капитальный ремонт которых проводят на специализированных предприятиях.
Сельскохозяйственные машины капитально не ремонтируют. Текущему ремонту подвергают все машины после сезона полевых работ.
Объем работ по текущему ремонту комбайнов и сельскохозяйственных машин по маркам определяют умножением их числа на трудоемкость ремонта.
где Tтрi — нормативы трудоемкости одного текущего ремонта или предсезонного технического обслуживания; Nki— число текущих ремонтов или предсезонных технических обслуживаний.
Изм. |
ЛистЛист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
Лист |
02.3.ПЗ |
Таблица 13 – Нормативы затрат труда на ТО и ремонт машин
Марка машины | Трудоёмкость, чел•час |
ТР | ПСТО |
КЗС-1218 | |
КПК-3 | 7,5 |
Полесье | |
Плуги | 3,5 |
Сеялки | 3,6 |
Культиваторы | |
Картофелесажалки | 2,4 |
Бороны дисковые | |
Косилки | |
Комбинированные агрегаты |
Таблица 14 – Сводная ведомость количества и трудоёмкости технического обслуживания и текущих ремонтов.
Источник