Трудоемкости ремонта автомобильного транспорта

Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов автомобилей

Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется трудоемкость в чело­веко-часах, человеко-минутах или нормо-часах (соответственно чел-час, чел-мин, нормо-час).

Для уяснения понятия трудоёмкости следует изучить виды составляющих времен при выполнении любого технологического процесса. Их схема представ­лена на рис.9[3].

Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специали­зированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей данное время неже­лательно и должно быть всячески минимизировано.

Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.


Билет №12

Назначение и задачи различных видов технических

Обслуживаний автомобилей

Техническим обслуживанием (ТО) является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава автомобильного транспорта в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонтах. В обобщенном смысле ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.

Техническое воздействие ТО является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Основными видами ТО АТС по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ являются:

– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– первое техническое обслуживание (ТО-1);

– второе техническое обслуживание (ТО-2);

– сезонное техническое обслуживание (СО).

При изменении конструкций подвижного состава и условий эксплуатации для конкретных моделей во второй части Положения допускается обоснованное сокращение (или увеличение) числа и видов ТО.

Задачей ЕО является: общий контроль агрегатов, механизмов и систем автомобилей, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание их надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и техническими жидкостями, а для некоторых видов подвижного состава еще и санитарная обработка кузова. Выполняется ЕО в основном после работы подвижного состава и реже перед выездом на линию. Перед выпуском автомобиля из парка производится обязательный контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.). Это предварительно делает водитель, а при выезде из АТП – механик отдела технического контроля («механик на воротах»). Механик ОТК несет персональную ответственность за техническое состояние выпущенного из АТП АТС. В вопросе выпуска АТС на линию он не подчиняется никаким вышестоящим должностным работникам АТП, включая начальника ОТК. В критической ситуации дежурный механик ОТК может выпустить на линию АТС только с письменного указания директора АТП с передачей полной ответственности за это директору.

Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния АТС, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других видов работ.

Цель контроля (диагностирования) заключается в определении действительной потребности в выполнении операций ТО, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного (неработоспособного) состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ ТО.

В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1) и поэлементное углубленное (Д-2) диагностирование. Работы Д-1 направлены в основном на контроль технического состояния систем, механизмов и прочих КЭ автомобилей, отвечающих за безопасность движения. Выполняется Д-1 перед ТО-1. В зоне Д-1 АТП обязательно должны находиться: тормозной стенд (для контроля параметров тормозных систем); люфтомер (для измерения люфта рулевого колеса), другое оборудование для диагностирования рулевого управления; рабочее место для проверки шарниров рулевых тяг; оборудование для проверки исправности работы световых приборов.

Поэлементное углубленное диагностирование Д-2 выполняется перед ТО-2. В зоне Д-2 обязательно должны находиться: стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей; стенд для проверки амортизаторов со снятием или без снятия их с автомобиля; стенд для проверки и регулировки мощностных, экономических и экологических показателей автомобиля («беговые барабаны») с соответствующими приборами и прочим переносным оборудованием.

Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). Этот вид обслуживания автомобилей обычно совмещается с очередным ТО-2. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для подвижного состава, эксплуатирующегося в очень холодном, холодном, жарком сухом и очень жарком сухом климатических районах.

Трудоемкость СО нормируется в зависимости от трудоемкости ТО-2 и составляет: 50% – для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; 30% – для холодного и жаркого сухого районов и 20% – для всех прочих климатических районов. В умеренном климатическом районе СО совмещается с соответствующим времени года ТО-2 при увеличении трудоемкости данного комплексного технического воздействия на 20%.

Источник

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 14.12.72 N 322/34 «ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, А ТАКЖЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Приложение 5. ТИПОВЫЕ НОРМАТИВЫ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1. На основании настоящих типовых нормативов руководители предприятий (организаций) по согласованию с комитетами профсоюза утверждают конкретные нормативы трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава данного предприятия, исходя из сложившихся условий (видов ремонта и технического обслуживания, структуры ремонтной службы, типов подвижного состава и др.), характерных для данного предприятия.

Утвержденные предприятиями нормативы трудоемкости применяются для определения плановой численности и выдачи нормированных заданий рабочим, занятым на работах по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.

2. Общая суммарная нормативная трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава на планируемый период (год, квартал, месяц) по предприятию или участку определяется исходя из планового пробега автомобилей на этот период, и принятой в предприятии периодичности технического обслуживания нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущему ремонта, рассчитанных для каждой модели автомобиля данного предприятия.

3. Для подвижного состава автомобильного транспорта новых моделей (с началом выпуска в 1963 г. и позднее) устанавливаются следующие исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта при I категории условий эксплуатации:

Типы подвижного состава Нормативы трудоемкости, чел./час
на одно ТО на 1000 км пробега
ЕО ТО-1 ТО-2 текущий ремонт
1 2 3 4 5
Легковые автомобили
Особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л, сухим весом автомобиля до 850 кг) 0,3 2,4 9,7 2,8
Малого класса (1,2 — 1,8 л, 850 — 1150 кг) 0,4 2,6 10,2 3,4
Среднего класса (1,8 — 3,5 л, 1150 — 1500 кг) 0,5 3,2 11,3 3,9
Большого класса (свыше 3,5 л, до 1700 кг) 0,6 4,6 14,6 5,0
Автобусы
Особо малого класса (длиной до 5 м) 0,5 4,4 16,7 5,0
Малого класса (6,0 — 7,5 м) 0,7 6,0 20,0 5,9
Среднего класса (8,0 — 9,5 м) 0,9 7,3 24,0 6,5
Большого класса (10,5 — 12,0 м) 1,2 8,3 33,0 7,6
Грузовые автомобили общетранспортного назначения
Особо малой грузоподъемности (полезная нагрузка от 0,3 до 1,0 т)
0,5 т 0,2 2,2 7,2 2,8
Малой грузоподъемности (от 1,0 до 3,0 т)
1,0 т 0,3 2,4 8,1 3,1
2,5 т 0,4 2,8 10,8 3,8
Средней грузоподъемности (от 3,0 до 5,0 т)
4,0 т 0,5 3,0 12,0 4,8
Большой грузоподъемности (от 5,0 до 8,0 т)
5,0 т 0,5 3,3 12,3 5,2
7,5 т 0,6 4,1 19,3 6,5
Особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)
8,0 т 0,6 4,2 19,6 6,7
12,0 т 0,9 6,3 27,6 9,6
Внедорожные автомобили — самосвалы
Полезная нагрузка
27,0 т 1,8 12,0 55,0 33,0
40,0 т 2,5 16,4 76,9 42,0
Прицепы и полуприцепы
Одноосные прицепы малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3,0 т) 0,1 0,4 2,2 0,4
Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 8,0 т) 0,2 — 0,3 0,8 — 1,0 4,4 — 5,7 1,2 — 1,5
Двухосные прицепы особо большой грузоподъемности (8 т и более) 0,3 1,3 — 1,6 6,0 — 6,3 1,9 — 2,1
Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более) 0,2 — 0,3 0,8 — 1,0 4,3 — 5,0 1,1 — 1,5
Прицепы — тяжеловозы 0,4 2,0 7,5 2,3

4. Для подвижного состава автомобильного транспорта старых моделей (с началом выпуска до 1963 г.) устанавливаются следующие исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта при I категории условий эксплуатации:

Типы подвижного состава Нормативы трудоемкости, чел./час
на одно ТО на 1000 км пробега
ЕО ТО-1 ТО-2 текущий ремонт
1 2 3 4 5
Легковые автомобили
Малого класса (с рабочим объемом двигателя 1,2 — 1,8 л, сухим весом автомобиля 850 — 1150 кг) 0,45 2,90 11,90 4,30
Среднего класса (1,8 — 3,5 л, 1150 — 1500 кг) 0,50 3,80 12,50 5,00
Большого класса (свыше 3,5 л, до 1700 кг) 0,65 5,50 15,00 6,60
Автобусы
Особо малого класса (длиной до 5,0 м) 0,50 4,80 18,30 5,60
Малого класса (длиной 6,0 — 7,5 м) 0,75 6,50 20,50 6,10
Среднего класса (длиной 8,0 — 9,5 м) 1,00 7,80 24,00 7,00
Большого класса (длиной 10,5 — 12,0 м) 1,40 9,20 33,00 9,60
Грузовые автомобили общетранспортного назначения
Малой грузоподъемности (полезная нагрузка от 1,0 до 3,0 т)
2,5 т 0,40 3,00 11,50 5,60
Средней грузоподъемности (от 3,0 до 5,0 т)
4,0 т 0,55 3,50 13,50 6,20
Большой грузоподъемности (от 5,0 до 8,0 т)
7,0 т 0,65 4,40 21,50 9,60
Особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)
12,0 т 1,20 6,30 29,50 20,0 — 24,0
Прицепы и полуприцепы
Полезная нагрузка
Одноосные прицепы малой и средней грузоподъемности (до 3,0 т) 0,1 0,45 2,50 0,40
Двухосные прицепы малой и средней грузоподъемности (до 5,0 т) 0,25 0,90 4,60 1,30
Двухосные прицепы большой грузоподъемности (до 8,0 т) 0,30 1,00 5,50 1,50
Двухосные прицепы особо большой грузоподъемности (до 15 т) 0,35 1,80 7,00 1,90
Полуприцепы малой и средней грузоподъемности (до 5,0 т) 0,15 0,80 4,20 1,00
Полуприцепы большой грузоподъемности (до 8 т) 0,20 0,90 4,50 1,20
Полуприцепы особо большой грузоподъемности (до 15,0 т) 0,25 1,00 5,25 1,40

5. Указанные нормативы трудоемкости определены исходя из следующей периодичности технического обслуживания подвижного состава, предусмотренной Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 7 декабря 1971 г. по согласованию с Министерством автомобильной промышленности СССР:

а) для новых моделей (с началом выпуска в 1963 г. и позднее) при первой категории условий эксплуатации:

Типы автомобилей Периодичность технического обслуживания (км)
ТО-1 ТО-2
Легковые 3500 14000
Автобусы 2600 13000
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей 2200 11000

Для грузовых автомобилей Горьковского автомобильного завода периодичность технического обслуживания составляет 2000 км для ТО-1 и 10000 км для ТО-2.

б) для старых моделей с началом выпуска до 1963 г.:

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания (км)
ТО-1 ТО-2
I Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями за пределами пригородной зоны, в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей) 1600 — 1800 8000 — 9000
II Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями в горной местности, дороги с щебеночным или гравийным покрытием, грунтовые профилированные дороги, улицы больших городов 1300 — 1500 6500 — 7500
III Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности, непрофилированные дороги и стерня, карьеры, котлованы и временные подъездные пути 1000 — 1200 5000 — 6000

Примечание. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания применяется для легковых автомобилей и автобусов, средняя — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей — самосвалов.

6. Исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта рассчитаны на автотранспортные предприятия, насчитывающие 150 — 300 единиц подвижного состава одного типа при пробеге с начала эксплуатации, составляющем 50 — 75% от пробега до первого капитального ремонта, расположенные в центральной природно — климатической зоне и оснащенные средствами механизации согласно табелю гаражного оборудования.

7. Нормативы трудоемкости первого и второго технических обслуживаний не включают трудоемкость ежедневного и сезонного обслуживаний, а также трудоемкость сопутствующего текущего ремонта. Трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания составляет к трудоемкости ТО-2: 50% для районов Крайнего Севера, 30% для зоны холодного климата и 20% для прочих условий.

8. Нормативы трудоемкости, указанные в таблицах, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах 20 — 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному предприятию (меньший процент принимается для крупных автотранспортных предприятий, а больший — для средних и мелких автотранспортных предприятий). В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструментов; транспортные и погрузочно — разгрузочные работы, связанные с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортного предприятия; хранение, прием и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно — бытовых помещений.

9. Автотранспортные предприятия и управления в целях повышения производительности труда ремонтных рабочих и сокращения затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта корректируют исходные нормативы технического обслуживания и текущего ремонта путем:

а) учета условий эксплуатации подвижного состава при назначении нормативов;

б) изменения режимов технического обслуживания, т.е. перечня операций, периодичности и трудоемкости;

в) изменения соотношения между объемами работ технического обслуживания и ремонта в результате включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.

Нормативы и уточненные режимы технического обслуживания подлежат согласованию с вышестоящей организацией.

10. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, корректируются с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов:

а) категории условий эксплуатации К1;

б) модификации подвижного состава и организации его работы К2;

в) природно — климатических условий К3;

г) пробега с начала эксплуатации К4;

д) размеров автотранспортных предприятий К5.

11. Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для:

а) первой категории условий эксплуатации;

б) базовых моделей автомобилей;

в) центральной природно — климатической зоны;

г) пробега с начала эксплуатации, равного 50 — 75% от пробега до первого капитального ремонта;

д) автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе 150 — 300 единиц подвижного состава.

12. Результирующий коэффициент корректирования нормативов (К) получается перемножением отдельных коэффициентов для:

а) трудоемкости технического обслуживания Кто = К2 x К5;

б) трудоемкости текущего ремонта Ктр = К1 x К2 x К3 x К4 x К5.

13. Категория условий эксплуатации характеризует условия работы автомобилей на дорогах, т.е. техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, а также интенсивность движения и определяется по следующей таблице:

Категория условий эксплуатации Типичные группы условий работы автомобилей
I 1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями за пределами пригородной зоны
2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей)
II 3. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненными к ним покрытиями в горной местности
4. Улицы больших городов
5. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытиями
6. Автомобильные грунтовые профилированные и лесовозные дороги
III 7. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием в горной местности
8. Непрофилированные дороги и стерня
9. Карьеры, котлованы и временные подъездные пути

14. В зависимости от категории условий эксплуатации корректируются трудоемкость текущего ремонта и периодичность технического обслуживания по следующим коэффициентам К1:

Категория условий эксплуатации Коэффициенты К1 для корректирования трудоемкости текущего ремонта и периодичности техобслуживания
удельная трудоемкость текущего ремонта периодичность технического обслуживания
I 1,0 1,0
II 1,2 0,8
III 1,5 0,6

15. По сравнению с базовой моделью в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы корректируется трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта по следующим коэффициентам К2:

Типы и модификации подвижного состава Коэффициенты К2 для корректирования трудоемкости ТО и ТР
Базовые модели автомобилей 1,00
Седельные тягачи 1,10
Автомобили с одним прицепом 1,15
Автомобили с двумя прицепами 1,20
Специализированный подвижной состав в зависимости от сложности оборудования 1,10 — 1,20
Автомобили — самосвалы 1,15
Автомобили — самосвалы с одним прицепом или при работе на коротких плечах (до 5 км) 1,20
Автомобили — самосвалы с двумя прицепами, автомобили высокой проходимости 1,25

Для автомобилей высокой проходимости за базовую модель принимаются автомобили, имеющие двигатель одинакового рабочего объема и конструкции.

16. В зависимости от природно — климатических условий трудоемкость текущего ремонта корректируется по следующим коэффициентам К3:

Зоны и районы Коэффициенты К3 для корректирования удельной трудоемкости ТР
Центральная зона 1,0
Пустынно — песчаные и высокогорные районы 1,1
Зона холодного климата 1,2
Крайний Север (условно) 1,4

Перечень районов с особыми природно — климатическими условиями прилагается.

17. В зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации нормативы трудоемкости текущего ремонта корректируются по следующим коэффициентам К4:

Пробег с начала эксплуатации в долях от нормы пробега до первого капитального ремонта, установленной для конкретных условий эксплуатации Коэффициенты К4 для корректирования трудоемкости ТР
до 0,25 0,3
от 0,25 до 0,50 0,7
от 0,50 до 0,75 1,0
от 0,75 до 1,00 1,2
от 1,00 до 1,25 1,3
от 1,25 до 1,50 1,4
от 1,50 до 1,75 1,6
от 1,75 до 2,00 2,0
свыше 2,00 2,5

18. В зависимости от размера автотранспортного предприятия корректируются нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по следующим коэффициентам К5:

Источник

Читайте также:  Ремонт форд дмитровское шоссе
Оцените статью