Цех по ремонту станков

Как организовать службу ремонта станков

Продолжаем знакомиться с работами, связанными с эксплуатацией станков с ЧПУ с помощью материалов из учебника А.М. Гаврилина, В.И. Сотникова, А.Г. Схиртладзе и Г.А. Харламова «Металлорежущие станки» . В данной статье рассмотрим принципы организации службы ремонта станочного оборудования.

Организация службы ремонта

Под службой ремонта предприятия понимают комплекс служб и подразделений, занимающихся планированием, подготовкой, проведением ремонта технологического оборудования и подъемнотранспортного оборудования. Это отдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механические цехи, цеховые ремонтные базы и т.д.

Организация службы ремонта зависит от применяющегося на заводе способа или формы выполнения ремонтных работ. Различают централизованный, децентрализованный и смешанный способы выполнения ремонтных работ.

Централизованный способ, когда все работы по ремонту выполняет ремонтно-механический цех, находящийся в подчинении главного механика завода. Характерен для небольших предприятий, когда каждый цех имеет оборудование не более 500 ремонтных единиц и нецелесообразно иметь в каждом цехе свою ремонтную службу.

К недостаткам этой системы можно отнести:

  • полное освобождение производственных цехов от выполнения ремонта, которое снижает ответственность производственного персонала за его техническое состояние;
  • ОГМ в этом случае планирует и выполняет ремонт, оценивает его качество, контролирует сам себя по срокам выполнения ремонта;
  • недостаточная оперативность (особенно в межремонтном обслуживании), которая снижается по мере увеличения разбросанности цехов по территории предприятия.

Децентрализованный способ, когда основная часть работ по ремонту, в том числе все плановые ремонты, выполняют цеховые ремонтные службы, подчиненные начальнику цеха. Ремонтно-механический цех завода при этом оказывает лишь помощь цеховым службам изготовлением запасных деталей, выполнением отдельных работ на станках, отсутствующих в цеховых службах (обработка станин и др.), производит капитальный ремонт и модернизацию наиболее сложного оборудования. Этот способ организации службы ремонта характерен для очень крупных предприятий. При децентрализованном способе организации ремонтных работ:

  • повышается ответственность производственного персонала за техническое состояние эксплуатируемого оборудования. Руководство цеха уделяет больше внимания вопросам эксплуатации, смазки, профилактическим работам с оборудованием;
  • изменяется роль отдела главного механика, так как этот отдел становится органом, контролирующим ремонтные работы. Однако возрастание удельного веса более сложных и точных станков в основных фондах предприятий усиливают недостатки децентрализованного способа выполнения ремонтных работ:
  • низкий уровень специализации ремонтных работ, которые сопровождаются низкой производительностью и качеством;
  • рассредоточенность станочного парка ремонтных баз и низкая ее загруженность;
  • тормозит развитие прогрессивных форм ремонта.
Читайте также:  Ремонт замков для курток своими руками

Смешанный способ организации ремонтных работ предусматривает выполнение плановых ремонтов ремонтным цехом, который выполняет все или почти все капитальные ремонты, а цеховые службы осуществляют межремонтное обслуживание, осмотры, малые ремонты и частично средние и капитальные ремонты несложного оборудования. Такой способ организации ремонтных работ характерен для большинства средних предприятий, оборудование цехов которых составляет 500. 800 ремонтных единиц.

Применение этого способа позволяет сохранить характерные для децентрализованного способа оперативность и ответственность производственного персонала за состоянием оборудования с одновременным сосредоточением в ремонтном цехе ремонтных работ, на которых можно применить более высокое оснащение операций ремонта и повысить качество и производительность ремонта.

При смешанном способе проведения ремонтных работ централизованно в ремонтно-механическом цехе следует производить следующие работы: капитальный и средний ремонт станков, которые в значительном количестве имеются на заводе; капитальный и средний ремонт зубообрабатывающих станков всех типов и моделей; капитальный и средний ремонт прецизионного оборудования (координатно-расточных, резьбошлифовальных и других станков); капитальный ремонт кранового оборудования; ремонт гидросистем, систем охлаждения; ремонт и изготовление чалочных устройств; обработка направляющих станин и корпусных деталей; восстановление изношенных деталей; закалка направляющих; изготовление всех деталей для ремонта, исключая простые детали.

Остальные ремонтные работы выполняют ремонтные службы цехов.

Специализация ремонта выгодна для станков более 20 единиц каждой модели. Бригада из четырех-пяти человек осуществляет ремонт трех-четырех моделей. В этих условиях выполнение капитального и среднего ремонта создает предпосылки улучшения технологии ремонта с соответствующим возрастанием качества и производительности.

Структура службы ремонта при смешанном способе ремонта включает в себя центральную (общезаводскую) службу ремонта (отдел главного механика, ремонтные цехи, склад запасных частей ОГМ) и цеховые ремонтные службы: аппарат цехового механика, слесарноремонтные группы и ремонтно-механические мастерские.

Основной задачей по поддержанию технического состояния оборудования на определенном и постоянном уровне является выполнение ППР оборудования в объемах, вытекающих из нормативов системы ППР. Однако эти нормативы соответствуют нормальным условиям эксплуатации оборудования и надлежащему уходу за ним. Если эти условия не выполняются, то выполнение ППР по нормативам не обеспечит нормального состояния оборудования.

Разрешается корректировать план ППР по срокам в пределах ±10 % ремонтного цикла. Поэтому к основным функциям ОГМ относится также функции по контролю правильности эксплуатации оборудования, его содержанию и уходу за ним, расследованию случаев поломок и повышенного износа, разработке мероприятий по предупреждению таких случаев.

Функции ОГМ в области экономики сводятся к снижению затрат на ремонт за счет улучшения организации ремонта, межремонтного обслуживания и эксплуатации станков, снижения простоев оборудования из-за ремонта, снижения объема запасных частей, комплектующих и т.д.

Отдел главного механика должен вести постоянную работу по совершенствованию ремонтного производства, повышению его технической оснащенности, увеличению его производственной мощности.

Цеховые ремонтные службы административно подчинены начальнику цеха и функционально главному механику предприятия. Этой службой руководит механик цеха, которому придают в зависимости от числа станков в цехе мастеров по ремонту.

В состав ремонтной службы входят бригады слесарей, смазчики, шорники, а также работники по приготовлению смазочно-охлаждающей жидкости. На некоторых предприятиях механику подчиняют крановщиков. Это целесообразно при условии, если имеется мастер по крановому оборудованию.

Ремонтно-механические мастерские цеховых ремонтных служб имеют необходимое оборудование для изготовления несложных запасных частей.

Источник

Особенности ремонта токарных станков по металлу

На повышение производительности и качества выполнения работ напрямую влияет не только высокая квалификация работников, комфортные условия труда, но и исправное техническое состояние оборудование.

Ни один цех механической обработки не может обойтись без токарных станков. О том, какие неисправности существуют, как их устранить, и возможно, избежать, будет описано в этой статье.

Возможные неисправности

Самая распространённая причина возникновения неисправностей – естественный износ деталей и механизмов. Токарный станок состоит из множества движущихся частей, приводимых в движение с помощью подшипников. Несвоевременная замена подшипников может привести к поломке станка. Перегрев станка происходит при нагрузке выше разрешённой, нарушении режима труда и отдыха (работа без перерыва). Неисправности в электрике также могут являться причиной перегрева.

Станок отключается при работе – следует проверить состояние щёток электродвигателя, или уменьшить нагрузку (снизив обороты и подачу). Отсутствие подачи СОЖ может возникать в случае низкого уровня жидкости или поломки насоса. Если прослабило натяжение ремённой передачи, то будет уменьшаться частота оборотов в процессе работы. Замена ремня и регулировка фрикционной муфты поможет избавиться от этой неисправности.

Неточность обработки тоже может являться следствием неисправностей станка. К примеру: люфт резцедержателя или патрона на шпинделе. Соблюдая правила обслуживания станка, поддерживая чистоту на рабочем месте и проводя вовремя профилактическое обслуживание можно сократить поломки.

Виды и особенности ремонтных работ

Классификация всех проводимых ремонтных работ осуществляется на основе системы планово-предупредительного ремонта (ППР). Этот комплекс включает в себя:

  • техническое (межремонтное) обслуживание – обеспечивает работоспособность станка между ремонтами. ТО подразумевает уход за эксплуатируемым оборудованием и его мелкий ремонт. Может выполняться операторами станков и слесарями дежурных служб;
  • текущий ремонт – осуществляется в процессе эксплуатации оборудования для его гарантированной работоспособности. В ходе ТР происходит замена или восстановление частей станка, а также необходимая регулировка и наладка;
  • капитальный ремонт – выполняется для восстановления исправности оборудования. При выполнении капитального ремонта возможна замена основных узлов станка;
  • непредвиденные поломки и аварийные ситуации устраняются на внеплановом ремонте. При этом заменяются или подлежат восстановлению только пострадавшие элементы.

Подготовительные работы

Перед началом ремонтных работ необходимо выявить и определить все неисправности. Для этого станок необходимо тщательно осмотреть, проверить на точность и ознакомиться с записями в журналах неисправностей, оценить объём ремонта. Необходимо изучить устройство станка, ознакомившись с чертежами и техническим паспортом.

Важно правильно определить порядок разборки механизмов и выделить подходящее для этого место. Осуществляем очистку станка от пыли и технических жидкостей и заготавливаем необходимый для ремонта инструмент. Последний шаг – обесточить оборудование и повесить предупреждающую табличку.

Малый

Малый ремонт характеризуется заменой или восстановлением небольшого количества изношенных деталей или узлов. При выполнении малого ремонта производят проверку станка на точность и чистоту обработки, регулируют или меняют подшипники, зачищают ходовые винты, меняют изношенные элементы крепления. В случае необходимости ремонтируют систему подачи СОЖ для токарного станка и смазки.

Средний

Во время проведения среднего ремонта токарного станка происходит разборка узлов агрегата, замена или восстановление нескольких узлов или механизмов, шлифовка направляющих, а также выполняют настройку и проверку под нагрузкой. При проведении среднего ремонта составляется Ведомость дефектов.

Капитальный

Самый сложный и наиболее затратный вид планового ремонта. Включает в себя полный разбор всех узлов и агрегатов станка с занесением замеченных неисправностей и отклонений в дефектную ведомость, полный ремонт задней бабки и шпинделя, замену или восстановление всех неисправных агрегатов. В рамках капитального ремонта может также проходить техническая модернизация оборудования, с целью повышения производительности и снижения брака.

Как производится капремонт основных узлов?

Капитальный ремонт основных узлов выполняется с целью восстановления исправности, полного или же близкого к полному восстановлению ресурса с осуществлением замены или восстановления.

Восстановление направляющих

Направляющие — одна из наименее изнашивающихся частей токарного станка. В зависимости от степени износа существует несколько методов капитального ремонта.

Шабрением

При погрешности менее 0.15 мм на 1000 мм длины выполняют восстановление шабрением. Станина устанавливается на ремонтный стенд и закрепляется строго в горизонтальной плоскости. Шабрение проводят в три этапа. Черновой проход выполняют шабером с рабочей шириной 20–30 мм.

Получистовое шабрение выполняется шабером 11–18 мм, финишное (чистовое) шабрение – шабером с рабочей шириной 5–10 мм. Так как направляющие станка длинные, шабрение происходит по маякам. Этот метод даёт возможность получить высокую точность обработки (до 0,002 мм на 1000 мм) и применяется для незакаленных направляющих.

Шлифованием

Шлифование применяют для закалённых направляющих, так же при необходимости ускорить процесс ремонта. Обработка ведётся чашечным шлифовальным кругом, позволено выполнять ремонт без разборки станка. Шлифование намного более производительный процесс, чем шабрение. Этот метод позволяет получить высокую точность и малую шероховатость поверхности направляющих.

Строганием

При серьёзном износе (более 0,15 мм на 1000мм) направляющие возможно исправить, прибегнув к строганию. Обработка строганием по продолжительности выполнения операции – самый быстрый способ. Однако, продолжительность увеличивается при транспортировке. Строгание проводят в два этапа: черновое строгание выравнивает направляющие, а финишное (минимум 2 прохода) снимает дополнительный слой металла.

Станина

Что касается станины, то нужно устранить неточности, возникающие при износе направляющих. От той или иной степени износа зависит, какой именно способ восстановления выберется в конкретной ситуации. При неточности 0,15 мм на 1 метр применяется шабрение, при большом восстановление проводят путем строгания или шлифовки.

Задняя бабка

Задняя бабка служит для фиксации заготовки и инструмента. Это один из самых используемых узлов станка. При ремонте следует восстановить сопряжение бабки со станиной, устранить люфт, выверить точность отверстия и расположение центров.

В случае неисправности, заменить или восстановить пиноль и винт подач. Отверстие под пиноль ремонтируется притирами (малоизношенные отверстия), растачиванием с подгонкой и акрилопластом (самый эффективный и экономичный метод).

Ремонтируем каретку суппорта

При капитальном ремонте каретки суппорта токарного станка необходимо восстановить её нижние направляющие, сопрягающиеся с направляющими станины. Также при восстановлении этого механизма необходимо устранить люфт между направляющими. Направляющие суппорта ремонтируются шлифованием и шабрением. После проведения капитального ремонта каретку необходимо правильно выставить.

Ходовой винт и ходовой вал

Зачастую, при ремонте требуется восстановить соосность ходового винта, вала, фартука и коробки подач. Для этого, коробка подач закрепляется на станине, устанавливаем каретку и прикрепляем прижимную планку. Устанавливаем оправы в отверстия коробки подач, а фартук соединяем с кареткой. Каретку двигаем к коробке подач до соприкосновения оправ. Измеряем щупом полученный просвет.

Правила эксплуатация станка после проведения работ

При приёмке станка с ремонта проводят внешний осмотр, проверяется качество сборки и комплектность. Сначала станок испытывают на холостом ходу, затем под нагрузкой. Результаты испытаний заносятся в акт.

Предварительно, все трущиеся части должны быть смазаны, системы смазки и охлаждения должны быть заполнены. Эксплуатация станка после ремонта допускается только после окончательной приёмки комиссией.

Важно помнить, что соблюдение должностных инструкций, соблюдение правил эксплуатации оборудования, регулярное проведение текущего и капитального ремонта, позволяет продлить жизненный цикл оборудования. Не стоит экономить также на технических жидкостях и обучении обслуживающего персонала.

Источник

Оцените статью