Технологический процесс ремонта тележек
Ремонт тележек производится по способу замены неисправных узлов и деталей вагонов на новые соответствующего типа или отремонтированные, отвечающие требованиям конструкционных документов, техническим условиям и характеристикам данного типа тележек.
Ремонт тележек производится в тележечном участке деповского ремонта на 6 позициях поточно-механизированной линии и имеет в своем составе следующие производственные участки:
— позиции ремонта тележек;
— участок магнитного испытания и испытания на растяжение деталей
— участок комплектовки пружин и испытания рессор;
— участок ремонта и комплектовки рычажных передач;
— участок ремонта и комплектовки подвесок тормозных башмаков с башмаками и колодками.
На листе 3 графической части проекта приведен план тележечного участка с размещением технологического оборудования.
В вагоносборочном цехе слесарь подвижного состава отсоединяет тормозные тяги, затем вынимает шкворень и производит подъемку вагонов домкратами. Убираются тормозные башмаки из-под тележки, тележки выкатываются из-под вагона, отсоединяются горизонтальные тяги тележек.
Слесарь по ремонту электрооборудования отсоединяет провода от клеммой коробки и вывертывает из букс датчики контроля температуры и заземляющие перемычки.
Тележку мостовым кран подают на первую позицию ремонта тележек.
Позиция оборудована приямками с крышками, которые открываются и закрываются автоматически, а так же гайковертами и пневмотолкателем тележек. На первой позиции выбивают шпинтоны из нижней части тележки, отворачивают гайковертами гайки шпинтонов и гайки предохранительных болтов центрального подвешивания тележек КВЗ-ЦНИИ.
Обмывку тележек производят 3% раствором каустической соды, подогретым до 70-80°С. Продолжительность обмывки тележки составляет 13 минут. После обмывки тележка при выходе из моечной машины, обдувается сжатым воздухом. Общее время обмывки и обдувки составляет 15 мин.
Подготовленные к ремонту и обмытые тележки транспортным тяговым устройством через поворотный круг для тележек поступают в транспортный коридор на позиции накопления.
Из транспортного коридора при помощи транспортировочного устройства через поворотный круг тележки поочередно поступают на III ремонтную позицию.
На III позиции производят следующие работы: у тележек всех типов, кроме ЦМВ снимают гасители колебаний и поводки. После чего кран-балкой поднимают тележку и выкатывают колесные пары. С колесных пар снимают комплект пружин с фрикционными гасителями колебаний, устанавливают комплекты на специальные захваты и подают на участок комплектовки пружин. Колесные пары с буксами кран-балкой устанавливают на путь, идущий в колесный цех и направляют их для производства полной или промежуточной ревизии.
Раму тележки кран-балкой подают на IV или IVa позиции. Устанавливают на специальный стенд для разборки, тележки закрепляют шкворнями.
На IV или IVa позициях у тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ-I типа, II типа, КВЗ-ЦНИИ-М при помощи специального стенда производят сжатие центрального рессорного подвешивания тележек, снятие серег, тяги и валиков.
Серьги, тяги и валики подают на участок магнитного испытания и испытания на растяжение. После чего при помощи стенда распускают центральное подвешивание, выкатывают вручную поддон с пружинами на специальной тележке стенда из-под рамы тележки.
Пружины центрального рессорного подвешивания снимают с поддонов, осматривают, изломанные заменяют при необходимости сменяют шпинтоны, раму тележки с позиции IV или IVa подают на кантователь рам тележек кран-балкой с помощью захватного приспособления, оставляя при этом надрессор-ную балку на стенде.
На кантователе производят осмотр и ремонт рамы тележки (сварочные работы, смену шпинтонов на раме тележки, измерением расстояний между шпинтонами вдоль рамы тележки и измерением расстояний межшпинтонного пространства вдоль, поперек оси тележки и по диагоналям.)
Допускается производить смену шпинтонов на IV или IVa позициях, после чего подавать раму тележки на кантователь для производства замеров. С кантователя отремонтированную раму тележки кран-балкой в обратном порядке устанавливают на надрессорную балку тележки (IV или IVa позиции) и производя сборку центрального рессорного подвешивания. При помощи стенда сжимают центральное рессорное подвешивание и производят его сборку, т. е. Постановку тяг, валиков, серег.
На IV или IVa позициях у тележек ЦМВ снимают перекладину и предохранительную скобу надрессорной балки. С помощью захватного приспособления кран-балкой вынимают надрессорную балку и устанавливают на кантватель для ремонта. Кран-балкой с помощью захватного приспособления вынимают элептическую рессору и направляют на участок испытания.
После чего производят разборку центрального рессорного подвешивания. Люлечные балки, подвески и валики подают на участок магнитного испытания на растяжение при помощи кран-балки. Затем производят сборку центрального рессорного подвешивания, постановку перекладины и предохранительной скобы.
На IV или IVa позициях с тележек всех типов снимают траверсы, подвески с башмаками и колодками.
При помощи различных захватных приспособлений подают траверсы на испытание на растяжение, а подвески с башмаками и колодками на участок разборки и ремонта. Производят замену комплектов рычажных передач на заранее отремонтированные, а так же постановку траверс и подвесок с башмаками и колодками.
Разрешается ремонт рычажной передачи тележки производить непосредственно на тележках без подачи на специальную позицию.
На позиции V производят сборку буксового подвешивания и подкатку колесных пар. При подкатке колесных пар тележки переставляют кран-балкой с IV и IVa позициях и устанавливают на заранее подготовленные колесные пары, установленные на позиции V. шпинтонами вдоль рамы тележки и измерением расстояний межшпинтонного пространства вдоль, поперек оси тележки и по диагоналям.)
Допускается производить смену шпинтонов на IV или IVa позициях, после чего подавать раму тележки на кантователь для производства замеров. С кантователя отремонтированную раму тележки кран-балкой в обратном порядке устанавливают на надрессорную балку тележки (IV или IVa позиции) и производя! сборку центрального рессорного подвешивания. При помощи стенда сжимают центральное рессорное подвешивание и производят его сборку, т. е. Постановку тяг, валиков, серег.
На IV или IVa позициях у тележек ЦМВ снимают перекладину и предохранительную скобу надрессорной балки. С помощью захватного приспособления кран-балкой вынимают надрессорную балку и устанавливают на кантователь для ремонта. Кран-балкой с помощью захватного приспособления вынимают элептическую рессору и направляют на участок испытания.
После чего производят разборку центрального рессорного подвешивания. Люлечные балки, подвески и валики подают на участок магнитного испытания на растяжение при помощи кран-балки. Затем производят сборку центрального рессорного подвешивания, постановку перекладины и предохранительной скобы.
На IV или IVa позициях с тележек всех типов снимают траверсы, подвески с башмаками и колодками.
При помощи различных захватных приспособлений подают траверсы на испытание на растяжение, а подвески с башмаками и колодками на участок разборки и ремонта. Производят замену комплектов рычажных передач на заранее отремонтированные, а так же постановку траверс и подвесок с башмаками и колодками.
Разрешается ремонт рычажной передачи тележки производить непосредственно на тележках без подачи на специальную позицию.
На позиции V производят сборку буксового подвешивания и подкатку колесных пар. При подкатке колесных пар тележки переставляют кран-балкой с IV и IVa позициях и устанавливают на заранее подготовленные колесные пары, установленные на позиции V
На V позиции на тележки устанавливают так же поводки, гасители колебаний, датчики контроля температуры букс и заземляющие перемычки, устанавливают редуктор привода ТРКП.
Затем тележку при помощи лебедки через поворотный круг перемещают на VI позицию.
VI позиция оборудована приямками с закрывающимися автоматическими крышками и гайковертами.
На позиции производят, при помощи гайковертов, закручивание гаек шпинтонов, гаек предохранительных болтов и постановку шпинтонов.
После окончания ремонта тележка выкатывается в вагоносборочный цех и мостовым краном устанавливается на второй путь для подкатки под вагон.
Источник
Ремонт вагонов на заводах — Тележечный цех
Содержание материала
Тележечный цех предназначен для ремонта тележек вагонов. Одним из условий ритмичной работы вагоносборочного цеха является наличие оборотного запаса отремонтированных тележек различных типов.
При организации работы тележечного цеха исходят из того, что: тележки под вагонами, как правило, обезличены;
тележки, выкаченные из-под вагонов, подаются в тележечный цех и после ремонта по мере необходимости возвращаются в вагоносборочный цех для подкатки под вагоны;
колесные пары, рессоры и пружины ремонтируются соответственно в колесном цехе и рессорно-пружинном отделении;
детали тележек в зависимости от их количества ремонтируются в самом тележечном цехе или в отделениях ремонтно-комплектовочного цеха, при этом детали являются обезличенными;
для перезаливки подшипников скольжения при тележечном цехе организуется кальцезаливочное отделение;
для демонтажа, монтажа и ремонта роликовых подшипников при колесном цехе организуется роликовое отделение.
Технологический процесс ремонта тележек строится следующим образом.
Тележки, выкаченные из-под вагонов, подаются в тележечный цех и разбираются. При этом колесные пары направляются в колесный цех; узлы и детали тележки очищаются, обмываются и осматриваются для определения необходимого ремонта, а затем направляются в соответствующие отделения или на позиции для ремонта.
Тележки собираются, как правило, с использованием заранее отремонтированных узлов и деталей. Проверенные и окрашенные тележки передаются в вагоносборочный цех для пополнения оборотного запаса или для подкатки под вагоны.
Для выполнения указанных выше операций в тележечном цехе организуются участки: разборочный, моечный, проверки и испытания поясов, ремонта деталей тележек, сборочный и окрасочный.
Рис. 255. Конвейер для разборки тележек
Организация ремонта тележек и выбор технологической оснастки в значительной степени зависят от конструкции и количества ремонтируемых тележек
Выкаченные из-под вагонов тележки подаются на разборочный участок для разборки на стационарных позициях или конвейере (рис. 255). Обычно на конвейере разбираются рамные тележки без колесных пар и обмытые в моечной машине.
Тележки слитыми боковинами или поясные (сборные) обычно разбираются на стационарных позициях, которые оснащаются мостовым краном грузоподъемностью 10 т, позволяющим снимать шкворневые балки, боковины, колесные пары и другие детали, а также поднимать собранные тележки; гайковертами; трубопроводами сжатого воздуха для подключения пневматического инструмента и приспособлений и газорезными аппаратами. Для удобства отвертывания гаек колоночных и буксовых болтов целесообразно тележки при разборке переворачивать. Эта операция может выполняться при помощи специальных захватов к мостовым кранам или стационарными кантователями.
Разборочный участок располагается непосредственно у моечной машины с таким расчетом, чтобы детали после разборки без дополнительной транспортировки могли укладываться на конвейер моечной машины.
Процесс разборки разбивается иногда на две части: вначале рама тележки освобождается от колес и подается в моечную машину, а затем после обмывки окончательно разбирается. Для обмывки тележек грузовых вагонов применяются конвейерные моечные машины типа ММ-10,5, а для тележек пассажирских вагонов — типа ММ16-М (рис. 256). Машины различаются между собой габаритными размерами (цифры 10, 5 и 16 обозначают длину машины в метрах).
Участок определения ремонта деталей и испытания поясов. После разборки и очистки детали тележек осматриваются и проверяются. Для этого вблизи моечной машины со стороны выходного окна организуется площадка со столами, на которую разгружаются детали с конвейера. После осмотра детали в зависимости от состояния направляются для ремонта или, если ремонта не требуется, — на сборочные позиции. На этом же участке производится магнитное испытание поясов тележек.
Рис. 256. Моечная машина типа ММ16-М для обмывки тележек пассажирских вагонов
Места у поясов, подвергающиеся испытанию, предварительно очищаются до металлического блеска; для этой цели могут применяться пескоструйные, гидропескоструйные установки или переносный дробеструйный аппарат. Очистка с использованием сухого песка может производиться только в герметических камерах с мощной вентиляцией; такие камеры устраиваются обычно вне цеха, что связано с необходимостью дополнительной транспортировки поясов. Гидропескоструйная или дробеструйная очистка может быть организована непосредственно в цехе.
Место магнитного испытания оборудуется специальными стеллажами для укладки поясов, магнитным дефектоскопом, общим и местным освещением, а также индивидуальным подъемником.
Участок ремонта деталей и узлов.
Для сокращения транспортировки целесообразно организовать ремонт тяжелых деталей и узлов тележки (рама боковины, опорные и надрессорные балки) непосредственно в тележечном цехе. Остальные детали ремонтируются в отделениях ремонтно-комплектовочного цеха.
Участок для ремонта рам тележек цельнометаллических вагонов оборудуется стендом-кантователем, при помощи которого рама тележки может быть повернута на 180° вокруг продольной оси с фиксированием ее в любом промежуточном положении. Такой поворот необходим при замене шпинтонов, выполнении сварочных работ, чтобы избежать потолочной сварки, и производстве других работ. При ремонте челюстных тележек на участке устанавливается стенд- кондуктор для проверки базы, буксовых челюстей рамы и постановки наделок.
На участке выделяются также места для установки рам тележек при ремонте. Отремонтированные рамы передаются на сборочный конвейер или позиции сборки.
В тележечном цехе, где ремонтируются сборные тележки, выделяются специализированные рабочие места для ремонта боковин тележек, надрессорных балок, поперечных связей. Позиция ремонта надрессорных балок оснащается кантователем для установки и поворота балки при выполнении электросварочных работ, кондуктором и пресс-скобой для клепки подпятников и кронштейнов мертвых точек, установкой с полуавтоматическим сварочным аппаратом для наплавочных работ и специальным станком типа Дарницкого вагоноремонтного завода для расточки подпятниковых мест.
Позиция для ремонта поперечных связей оборудуется пресс-скобой для клепки предохранительных угольников, стеллажами для укладки связей при электросварке, переносно-шлифовальной электрифицированной машинкой для зачистки мест сварки.
На позиции ремонта литых боковин тележек устанавливается стол для укладки боковин при электронаплавке, фрезерный станок для обработки наплавленных мест, радиальносверлильный станок для рассверливания отверстий в кронштейне валика подвески тормозного башмака.
Рис. 257. Поточная конвейерная линия для сборки тележек грузовых вагонов: I—VII—позиции потока; 1 — тяговая цепь конвейера; 2 — захваты конвейера; 3 — обратная цепь конвейера; 4 — тяговая станция конвейера; 5 — гайковерт; 6 — вентиляционная камера для отсоса загрязненного воздуха при окраске тележки; 7 — камера для сушки тележек после окраски
Все ремонтные позиции оборудуются розетками для подключения электрифицированного инструмента, точками для подключения пневматического инструмента, электрогорном и электросварочной аппаратурой. Для транспортировки деталей и узлов применяются мостовые краны, кран-балки, а также рольганги и пластинчатые транспортеры, а при объеме работ более 20 тыс. тележек в год — подвесные конвейеры.
Участок сборки тележек. Тележки могут собираться на поточных линиях и стационарных позициях. Наиболее прогрессивным методом является сборка на поточных линиях с применением механизированного конвейера с оборудованием отдельных позиций соответствующей оснасткой.
Сборка тележек грузовых вагонов на поточной конвейерной линии (рис. 257) производится на рельсовых путях, уложенных для удобства работ над уровнем пола на высоте 300—400 мм, между которыми смонтирована тяговая ветвь конвейера. В конце конвейерной линии смонтированы окрасочная и сушильная камеры, позволяющие окрашивать тележки сразу же после сборки.
Конвейер совершает пульсирующее возвратно-поступательное движение. Управление конвейером осуществляется автоматически при помощи командного аппарата, который регулируется на заданный ритм.
Перечень работ, выполняемых на позициях конвейерной линии, приведен в табл. 47.
Производительность конвейера зависит от ритма потока и определяется выражением
(57)
где Ф — рабочий фонд времени позиции конвейера в ч за определенный период;
R — ритм потока в ч;
п — число тележек на одной позиции.
Практически ритм потока на сборке может быть принят в размере
0,2 — 0,25 ч.
Число позиций на поточной линии равно где t — общая продолжительность сборки тележки.
Рис. 258. Полупортальный кран, обслуживающий сборочный конвейер тележек
Рис. 259. Поворотно-опускная платформа для приема тележек с конвейерной линии электрифицированными
Позиции поточно-конвейерной линии оснащаются станком для расточки подшипников, стендом для приработки подшипников к шейкам осей, пневматическими подъемниками для удержания надрессорной балки и поясов тележки, гайковертами для завертывания гаек на буксовые и колоночные болты, кран-балкой, консольным или полупортальным краном (рис. 258) с тельферами или пневматическими подъемниками.
Для опускания собранных тележек на уровень пола в конце конвейера устраивается опускная пневматическая или электрифицированная платформа (рис. 259).
Таблица 47
Перечень работ, выполняемых на позициях конвейерной линии
№ позиций (рис. 257) |