Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности подвижного состава.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса подвижного состава.
Объёмы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в установленном порядке.
Содержание
Локомотивы
Система технического обслуживания локомотивов включает 5 видов технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приёмке-сдаче и экипировке локомотива, а также при остановках на железнодорожных станциях. Объём работ включает осмотр, крепление и очистку ответственных агрегатов, узлов и деталей.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется работниками пунктов технического обслуживания локомотивов на специально оборудованных смотровых канавах. Объём работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив. Объём работ включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колёсных пар и т. д.
Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колёсных пар в установленных пределах. Обточка бандажей выполняется без выкатки колёсных пар из-под локомотива.
Если обточка бандажей совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 или текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, то локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.
Техническое обслуживание ТО-5а выполняется для подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.
Техническое обслуживание ТО-5б выполняется для подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.
Техническое обслуживание ТО-5в выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта вне локомотивного депо или передислокации.
Техническое обслуживание ТО-5г выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива после содержания его в запасе (резерве) железной дороги.
Текущий ремонт (ТР) проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объём работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется в специализированных локомотивных депо железной дороги, к которой приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо ОАО «РЖД» (базовых локомотивных депо).
Средний ремонт СР проводится для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива. Выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление повреждённых агрегатов, узлов и деталей, а также их модернизацию.
Капитальный ремонт КР проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление всех повреждённых агрегатов, узлов и деталей (включая базовые), полную замену проводов и кабелей, а также модернизацию конструкции.
Грузовые вагоны
Система технического обслуживания грузовых вагонов включает 1 вид технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 1 вид заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО выполняется для вагонов, находящихся в составах или поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава или группы вагонов.
Специальные виды ТО автономных рефрижераторных вагонов выполняются на станциях погрузки, в пути следования на станциях выгрузки, а также на пунктах технического обслуживания для поддержания работоспособного состояния энергетического, холодильного и вспомогательного оборудования.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется для порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется для вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительный объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР предусматривает частичную или полную разборку вагона, дефектацию, замену или восстановление всех частей, комплектовку сборочных единиц, общую сборку и проверку.
Пассажирские вагоны
Система технического обслуживания пассажирских вагонов включает 3 вида технического обслуживания, 2 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется в пунктах технического обслуживания вагонов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в пунктах формирования поездов перед началом летних и зимних перевозок.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется на специализированных путях с отцепкой вагонов от составов через 6 месяцев после постройки или планового ремонта. Объём работ включает ревизию основных узлов и агрегатов.
Текущий ремонт ТР выполняется в процессе эксплуатации и предусматривает замену или восстановление отдельных частей вагона и их регулировку.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительных объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР-1 и капитальный ремонт КР-2 предусматривают частичное вскрытие кузова, замену изоляции и электропроводки и т. д.
Вагоны метрополитена
Система технического обслуживания вагонов метрополитена включает 3 вида технического осмотра, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Технический осмотр ТО-1 выполняется слесарями-осмотрщиками и локомотивной бригадой в пунктах технического осмотра вагонов. Объём работ включает проверку состояния ходовых частей вагона, токоприёмников, автосцепок, отсутствие повреждений подвагонного оборудования, степень нагрева подшипников колёсных пар и тяговых двигателей, уборку пассажирского салона.
Технический осмотр ТО-2 дополнительно к объёму работ ТО-1 предусматривает осмотр электрических аппаратов с вскрытием их кожухов, оборудования в кабине машиниста и пассажирском салоне, проверку регулировки тормозов.
Технический осмотр ТО-3 дополнительно к объёму работ ТО-2 предусматривает осмотр коллекторов и щёток тяговых двигателей, проверку некоторых габаритных и регулировочных размеров.
Малый периодический ремонт ТР-1 дополнительно к объёму работ ТО-3 предусматривает расцепку и прокатку вагонов для осмотра поверхности катания колёс, зачистку коллекторов тяговых двигателей, осмотр тяговой зубчатой передачи, прослушивание подшипников колёсных пар и тяговых двигателей. Производится вскрытие, осмотр, зачистка и регулировка всех электрических аппаратов и пневмоприборов.
Большой периодический ремонт ТР-2 дополнительно к объёму работ ТР-1 предусматривает обточку колёсных пар на специальных станках (без выкатки из-под вагона) для ликвидации проката и других дефектов на поверхности катания колеса (восстановление чертёжного профиля колеса), проточку коллекторов тяговых двигателей и частичную замену колёсных пар, двигателей и других узлов и деталей с износом выше установленных норм.
Подъёмочный ремонт ТР-3 дополнительно к объёму работ ТР-2 предусматривает выкатку, полную разборку и ремонт тележек. Ответственные детали проверяют на магнитном и ультразвуковом дефектоскопах. Все колёсные пары и тяговые двигатели отправляют на полное освидетельствование и заводской ремонт. Ремонтируют раздвижные двери и другое оборудование. При необходимости производят внутреннюю и наружную окраску вагона.
ТО-2, ТО-3 и ТР-1 выполняет комплексная бригада слесарей-ремонтников на отстойных путях электродепо.
ТР-2 и ТР-3 выполняет бригада слесарей подъёмочного ремонта в цехе подъёмочного ремонта, оборудованном грузоподъёмными механизмами (домкратами, мостовыми кранами). После производства этих видов ремонта производится обкатка вагона на специальном деповском пути или на линии во внепиковое время.
Кроме осмотров и ремонтов, вагоны в депо по специальному графику подвергают мойке на вагономоечной машине и очистке от пыли в продувочной камере.
Средний ремонт СР и капитальный ремонт КР выполняются на заводах по ремонту электроподвижного состава или в депо на специально оборудованных и должным образом оснащённых ремонтных участках. Объём работ включает разборку и освидетельствование всех частей оборудования, замену негодных частей новыми и восстановление изношенных, полную замену проводов и кабелей, восстановление гальванического декоративного покрытия внутривагонного оборудования, обивку диванов, замену покрытия пола, стен и потолка, окраску всего вагона.
При этих ремонтах выполняют основной объём работ по модернизации вагона.
Источник
Организация производственного процесса ремонта подвижного состава
Локомотивное хозяйство предназначено для ремонта, технического обслуживания и экипировки поездных и маневровых локомотивов, а также мотор-вагонного подвижного состава.
К сооружениям и устройствам локомотивного хозяйства относятся: основные ремонтные предприятия (депо), пункты оборота локомотивов, пункты смены локомотивных бригад, пункты технического обслуживания локомотивов, экипировочные устройства, пути для стоянки локомотивов, устройства для поворота локомотивов (для тепловозов), служебно-технические здания и др. На территории локомотивного хозяйства также размещаются пути стоянки запаса локомотивов, пути стоянки пожарного и восстановительного поездов.
На станциях с основным депо выполняются текущие виды ремонта, техническое обслуживание и экипировка локомотивов. На станциях с пунктом оборота локомотивов в процессе приема-сдачи локомотивов осуществляется техническое обслуживание ТО-1 и их экипировка, а также производится техническое обслуживание ТО-2. На станциях смены локомотивных бригад имеются дома отдыха локомотивных бригад, а в необходимых случаях и устройства для экипировки локомотивов.
Основное депо содержит два комплекса устройств:
1) ремонтную базу для текущих ремонтов (ТР-1, ТР-2, ТР-3) и технического обслуживания (ТО-3, ТО-4, ТО-5);
2) экипировочные устройства для экипировки (снабжения локомотивов песком, смазочными маслами и обтирочными материалами, а тепловозов, кроме того, дизельным топливом и дистиллированной водой для аккумуляторов) и технического обслуживания ТО-2.
Для поддержания работоспособности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотивов стандарт рекомендует выполнение технического обслуживания ТО-1 – ТО-4 и текущих ремонтов ТР-1 – ТР-3.
Техническое обслуживание ТО-5 производится для подготовки тягового подвижного состава в резерв Управления железной дороги (с консервацией), а также к эксплуатации после изъятия из резерва.
Текущие ремонты выполняют для ревизии, замены или восстановления узлов и деталей, а также испытания и регулировки аппаратов, приборов, повышения работоспособности локомотивов.
Для восстановления эксплуатационных характеристик локомотивов, выполняют капитальный ремонт КР-1, а для восстановления ресурса подвижного состав с заменой или восстановлением любых его частей – КР-2.
Объемы работ при ТО, ТР и КР, их периодичность и нормы простоя регламентированы инструкциями. Межремонтные нормы пробега устанавливаются в зависимости от эксплуатационных условий каждой железной дорогой относительно среднесетевых норм.
Таблица 1.1 – Среднесетевые нормы пробегов и времени работы между техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов
Серия локомотива | Межремонтные периоды | |||||
Техническое обслуживание | Текущие ремонты | Капитальные ремонты | ||||
ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 | КР-1 | КР-2 | |
Электровозы | ||||||
Грузовые | ||||||
ВЛ22М, ВЛ23, ВЛ8 | 11 тыс.км | 22 тыс.км | 165 тыс.км | 330 тыс.км | 660 тыс.км | 1980 тыс.км |
ВЛ10,ВЛ11, ВЛ82 | 12,5 тыс.км | 25 тыс.км | 175 тыс.км | 350 тыс.км | 740 тыс.км | 2000 тыс.км |
ВЛ60 | Не выполняют | 14 тыс.км | 190 тыс.км | 380 тыс.км | 760 тыс.км | 2260 тыс.км |
ВЛ80 | Не выполняют | 14 тыс.км | 200 тыс.км | 400 тыс.км | 820 тыс.км | 2640 тыс.км |
ВЛ85, ВЛ15 | 12,5 тыс.км | 25 тыс.км | 200 тыс.км | 400 тыс.км | 820 тыс.км | 2640 тыс.км |
Маневровые | 30 суток | 2 месяца | 1,5 года | 3 года | 6 лет | 12,5 лет |
Тепловозы | ||||||
Грузовые | ||||||
ТЭ10 | 7,2 тыс.км | 29 тыс.км | 115 тыс.км | 210 тыс.км | 640 тыс.км | 1280 тыс.км |
3ТЭ10, ТЭ3, ТЭ7 | 7,5 тыс.км | 30 тыс.км | 120 тыс.км | 240 тыс.км | 600 тыс.км | 1200 тыс.км |
ТЭП60 | 7,5 тыс.км | 37,5 тыс.км | 150 тыс.км | 300 тыс.км | 890 тыс.км | 1840 тыс.км |
ТЭП70, 2ТЭ116, 2ТЭ121 | 7,2 тыс.км | 40 тыс.км | 200 тыс.км | 400 тыс.км | 1180 тыс.км | 2470 тыс.км |
Маневровые | ||||||
ТЭМ1,ТЭМ2, ЧМЭ3 | 30 суток | 7,5 месяцев | 1,25 года | 2,5 года | 8 лет | 17 лет |
М62 | 18 суток | 7,5 месяцев | 1,25 года | 2,5 года | 8 лет | 17 лет |
ЧМЭ2, ТЭ1, ТЭ2 | 15 суток | 4 месяца | 8 месяцев | 16 месяцев | Не выполняют | |
ТГМ3, ТЭМ7 | 10 суток | 2 месяца | 8 месяцев | 16 месяцев | 4,5 года | 10 лет |
Расчет числа ремонтов начинают с капитальных КР-2 и КР-1. Их число определяют делением локомотиво-километров пробега на межремонтную норму пробега. Результат расчета по формулам (1.13) – (1.25) округляется до целого числа в большую сторону.
1) программа ремонта КР-2
, (1.13)
где Ν – количество ремонтов;
ΣMSобщ – годовой общий пробег поездных локомотивов в грузовом движении;
L – межремонтная норма пробега.
2) программа ремонта КР-1
; (1.14)
3) программа ремонта ТР-3
;(1.15)
4) программа ремонта ТР-2
; (1.16)
5) программа ремонта ТР-1
;(1.17)
6) программа технического обслуживания Т0-3
(1.18)
7) периодичность технического обслуживания грузовых локомотивов ТО-2 устанавливается в пределах 24 – 48 часов независимо от пробега (в курсовом проекте период прохождения локомотивами технического обслуживания ТО-2 выбирается произвольно из указанного промежутка времени, а затем рассчитывается N’ТО2). Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в депо приписки локомотивов и совмещается с экипировкой.
Программа технического обслуживания ТО-2 определяется следующим образом
где N’ТО2 – количество обслуживаний ТО-2, которое проходит один поездной локомотив в течение года.
8) годовую программу ремонта маневровых локомотивов определяют с учетом эксплуатируемого парка маневровых локомотивов и межремонтного срока. Расчет программ ремонта маневровых локомотивов производится делением количества маневровых локомотивов на межремонтные сроки в годах, по тем же формулам, что и в грузовом движении.
8.1) программа ремонта КР-2
,(1.20)
где Ν – количество ремонтов маневровых локомотивов;
Мман – эксплуатируемый парк маневровых локомотивов;
L – межремонтный срок.
8.2) программа ремонта КР-1
,(1.21)
8.3) программа ремонта ТР-3
, (1.22)
8.4) программа ремонта ТР-2
, (1.23)
8.5) программа ремонта ТР-1
, (1.24)
8.6) программа технического обслуживания ТО-3
, (1.25)
8.7) периодичность технического обслуживания маневровых локомотивов ТО-2 устанавливается в пределах 24 – 48 часов, независимо от пробега. Программа технического обслуживания ТО-2 определяется аналогично грузовому движению по формуле (1.19).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник