Цель капитального ремонта искусственных сооружений

Капитальный ремонт искусственных сооружений

5.2.1. Капитальный ремонт включает:

— предпроектное обследование сооружения с предложениями по его восстановлению;

— составление проекта капитального ремонта;

— подготовку необходимой документации для проведения работ (на стадии подготовки к строительным работам); обустройство строительной площадки;

— строительные и монтажные работы в полном объеме;

— приемку сооружения после капитального ремонта в эксплуатацию.

После завершения работ по капитальному ремонту сооружения (до приемки в эксплуатацию) проводят его обследование и, при необходимости, испытание нагрузкой. Положительное заключение по результатам обследования и составления паспорта сооружения являются основанием для приемки его в эксплуатацию.

5.2.2. Все работы по обследованию проводятся в соответствии с действующими СНиП 3.06.07-86 и другими документами. Проект восстановления мостового сооружения (капитального ремонта) и все расчеты должны производиться в соответствии с действующим СНиП 2.05.03-84* на проектирование мостовых сооружений, а для других видов сооружений — согласно действующих технических документов. Все строительные работы должны также выполняться в соответствии со СНиП 3.06.04-91.

5.2.3. Исходными данными для разработки проекта являются:

— результаты обследования, а при необходимости испытания моста с оценкой технического состояния сооружения;

— материалы инженерно-геологических и гидрологических изысканий;

При наличии сохранившейся документации на мост (проект, исполнительская документация, геологические данные, результаты обследования и испытания, сведения о ремонтах) разработка проекта может осуществляться без дополнительных изысканий. При этом давность материалов обследования рекомендуется до двух, а испытания — пяти лет.

Перечень документации, входящей в состав проекта на капитальный ремонт, порядок её разработки, согласования и утверждения, должен определяться согласно СНиП 1.02.01-85 и приказам Минтрансса РФ.

5.2.4. Капитальный ремонт мостового полотна предусматривает его замену с усилением, при необходимости, плиты проезжей части и продольных швов омоноличивания плит.

При полном износе мостового полотна (разрушении одежды и гидроизоляции, деформационных швов и т.д.) разбирают полностью старую конструкцию до плиты и затем восстанавливают все элементы с доведением параметров мостового полотна до значений, соответствующих показателям категории дороги согласно проекта капитального ремонта.

Если в железобетонных пролетных строениях обнаружены протечки (сталактиты) с разрушением продольных швов омоноличивания между балками с оголением арматуры, перед восстановлением дорожной одежды производят замену поврежденных швов с вырубкой старого бетона. Новый бетон принимается соответствующим по прочности классу не ниже В25. При необходимости, (наличие сильной коррозии металла) усиливают армирование швов с очисткой от ржавчины старой арматуры.

Усиление всей плиты проезжей части производят в случае неудовлетворительного ее состояния, необходимости повышения ее грузоподъемности или уширения ездового полотна.

5.2.5. Восстановление мостового полотна предусматривает устройство новой гидроизоляции, всех слоев дорожной одежды и смену водоотвода, устройство деформационных швов и тротуаров (вместе с перилами и ограждениями безопасности), а также зоны сопряжения сооружения с насыпью (в случае отсутствия конструкции сопряжения с переходными плитами или их разрушения). При замене всех элементов используют надежные, современные конструкции и материалы.

5.2.6. Усиление железобетонной плиты проезжей части может быть частично обеспечено за счет:

— увеличения высоты сечения (верхней ее части) и дополнительного усиления арматурой в растянутой зоне с последующим ее объединением со старой арматурой плиты и обетонированием со старым бетоном;

— устройства снизу дополнительных ребер из железобетона или профильного металла по направлению действия наибольших изгибающих моментов;

— частичной (или полной) замены плиты с вырубкой старого бетона и устройства усиленной новой конструкции;

— устройства накладной плиты (как правило, при уширении проезжей части).

5.2.7. Усиление металлической (ортотропной) плиты (частично) производят путем устройства дополнительного металлического листа сверху по плите или приварки новых ребер с усилением существующих.

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ

3.1. Работы по текущему содержанию сооружений имеют целью предупреждение появления неисправностей в сооружениях и устранение уже появившихся повреждений на ранней стадии их развития.

К основным работам по текущему содержанию искусственных сооружений относятся:

для бригад по содержанию искусственных сооружений:

— очистка от загрязнений пролетных строений и подферменных площадок;

— очистка, смазка, выправка опорных частей и ремонт защитных футляров;

— частичная окраска отдельных мест металлических конструкций (до возобновления полной их окраски);

— замена одиночных заклепок и болтов, засверливание и перекрытие трещин накладками в металлических конструкциях мостов;

— расшивка швов каменной кладки и заделка трещин в массивных конструкциях, ремонт сливов, постановка на место отдельных выпавших и сместившихся камней и блоков;

— устранение неплотностей в деревянных конструкциях, подтяжка и смазка болтов, стеска поверхностной гнили и заделка трещин с антисептированием древесины;

— содержание смотровых приспособлений и эксплуатационных обустройств;

— ремонт настила и ступеней пешеходных мостов и тоннелей;

— содержание в исправности устройств судоходной сигнализации на мостах через судоходные реки;

— содержание и ремонт освещения;

— содержание на охраняемых искусственных сооружениях постовых будок, оборонительных сооружений, переходных мостиков, настилов, лестниц по откосам насыпи, территории и ограждения запретных зон;

для путевых бригад:

— работы по верхнему строению пути в пределах искусственных сооружений и на подходах к ним;

— очистка элементов мостового полотна от загрязнений, очистка и смазка уравнительных приборов, уравнительных стыков и рельсовых замков разводных пролетов, регулировка стыков и замена сезонных уравнительных рельсов, закрепление верхнего строения пути от угона;

— подтягивание и замена болтов и одиночная (выборочная) замена дефектных элементов мостового полотна, защита мостовых брусьев от загнивания и механического износа;

— содержание противопожарного инвентаря: пополнение запаса воды и песка, ремонт бочек и ящиков;

— очистка и содержание водоотводных приспособлений на поверхности и внутри тоннелей, сколка наледей в тоннелях;

для бригад по содержанию земполотна:

— исправление местных повреждений конусов, откосов насыпи и регуляционных сооружений, водоотводов и их укреплений;

— очистка труб, лотков, водобойных колодцев, русл от наносов и зарослей;

— подготовка сооружений к зиме – закрытие отверстий труб и малых мостов щитами, ремонт утеплений лотков в тоннелях и т.п.;

— содержание противоналедных устройств и охлаждающих установок;

— подготовка к пропуску весенних вод – очистка русл от снега, сколка льда вокруг опор;

— пропуск паводка и ледохода;

3.2. Работы по текущему содержанию искусственных сооружений выполняются по полумесячным графикам, которые составляются на основании утвержденных начальником дистанции пути сезонных планов работ с учетом результатов текущих и периодических осмотров.

Полумесячные графики для бригад по содержанию искусственных сооружений составляет мостовой мастер, а для путевых бригад – дорожный мастер совместно с бригадирами пути. В графиках предусматривается выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением безопасности движения поездов с установленными скоростями, а также выполнение плановых работ для предупреждения возникновения неисправностей. Графики проверяются и утверждаются руководителями дистанции пути или мостовой дистанции.

3.3. Капитальный ремонт – комплекс мероприятий по восстановлению элементов до проектных прочностных характеристик, продлению срока службы сооружения, сохранению его эксплуатационных качеств. Капитальный ремонт требует значительных трудовых и материальных затрат. Включает в себя работы:

— сплошную замену мостовых брусьев, плит БМП и других элементов мостового полотна;

— усиление пролетных строений;

— частичное переустройство сооружений;

— полное возобновление окраски металлических пролетных строений;

— полную замену гидроизоляции балластных корыт;

— торкретирование поверхности, цементация кладки, устройство железобетонных оболочек массивных опор;

— перекладку оголовков, исправление просадок водопропускных труб;

— замену дефектных пролетных строений;

— перекладку обделки тоннелей и другие работы по замене отдельных износившихся элементов или частей сооружений;

— мероприятия по сохранению вечной мерзлоты и борьбе с наледями;

— устройство смотровых приспособлений;

— устройство компрессорных станций и воздухопроводов для пневмообдувки;

— установку точек для подключения электроинструмента и других устройств для улучшения содержания и условий эксплуатации сооружений;

— устройство подсобных и производственных помещений для мостовых бригад.

Периодичность и объемы работ по капитальному ремонту искусственных сооружений железных дорог приведены в Приложении В.

3.4. Сроки и объемы работ по капитальному ремонту в каждом конкретном случае устанавливаются по фактическому состоянию сооружений на основании осмотров и обследований с учетом классов пути и перспектив их развития. При прочих равных условиях, в первую очередь, ремонтируются сооружения, находящиеся на путях более высокого класса. При капитальном ремонте сооружения, одновременно должны производиться необходимые работы, относящиеся к текущему содержанию.

3.5. Работы по капитальному ремонту осуществляются по технологическим правилам (процессам) или проектам, утвержденным в установленном порядке, с учетом грузонапряженности линии и перспектив ее развития.

3.6. Работы по капитальному ремонту искусственных сооружений, выполняемые силами дистанции пути или мостовой дистанции, осуществляются по месячным планам, разрабатываемым мостовым (тоннельным) мастером на основе утвержденных службой пути годовых планов работ с учетом результатов периодических осмотров сооружений.

3.7. Работы по содержанию искусственных сооружений должны выполняться силами специализированных бригад по текущему содержанию и ремонту сооружений. При небольших объемах работ по капитальному ремонту допускается организация единой бригады для осуществления работ, как по текущему содержанию, так и по ремонту сооружений.

Система содержания искусственных сооружений разрабатывается дистанциями пути или мостовыми дистанциями и утверждается заместителем начальника дороги. Система должна включать:

— порядок содержания и ремонта искусственных сооружений;

— порядок выполнения работ на искусственных сооружениях путевыми бригадами и совместно мостовыми и путевыми бригадами;

— графики осмотров искусственных сооружений и графики работы обходчиков пути и искусственных сооружений;

— порядок обеспечения работ на искусственных сооружениях транспортными средствами, машинами и механизмами;

— планы капитального ремонта и текущего содержания искусственных сооружений, включая работы по устранению неисправностей, выявленных при периодических осмотрах и обследованиях мостоиспытательными станциями;

— расчеты потребного контингента мостовых бригад и фонда заработной платы.

3.8. Капитальный ремонт искусственных сооружений рекомендуется производить силами специализированных дорожных подразделений (мостовых дистанций).

Для проведения трудоемких и сложных работ по капитальному ремонту мостов и тоннелей рекомендуется привлекать специализированные строительно-ремонтные организации, имеющие лицензии на выполнение конкретных работ.

При капитальном ремонте искусственных сооружений следует предусматривать широкое внедрение ресурсосберегающих технологий, экономичных и долговечных конструкций.

При проведении работ текущего содержания и капитального ремонта, с целью повышения качества работ и увеличения межремонтных сроков, рекомендуется применение современных ремонтных материалов. При подборе ремонтных составов необходимо учитывать требования не только российских, но и современных международных регламентов (основные требования к материалам приведены в Приложении Е).

Ремонт мостов с заменой пролетных строений старых расчетных норм следует производить только в комплексе с ремонтом опор. При замене металлических пролетных строений и при сплошной смене мостовых брусьев, как правило, следует укладывать безбалластное мостовое полотно на железобетонных плитах.

При недостаточной грузоподъемности пролетных строений для обеспечения пропуска новых более тяжелых, по сравнению с обращающимися, нагрузок, а также при наличии дефектов или появлении повреждений, снижающих грузоподъемность пролетных строений, возникает необходимость в их усилении или замене. Решение вопроса о выборе усиления или замены проводят на основе технико-экономического анализа. Способ и конструкция усиления элементов и их прикреплений зависят от конструкции усиливаемого элемента, степени усиления и от интенсивности движения по мосту. Следует обеспечить минимальное стеснение движения по мосту (ограничение скорости, окна), а также предусмотреть меры, связанные с обеспечением безопасности пропуска подвижной нагрузки в процессе производства работ по усилению.

Основным способом усиления металлических пролетных строений является увеличение поперечного сечения элементов добавлением нового металла. Кроме этого, используют и другие способы усиления: предварительное усиление затяжками; увеличение числа ферм (балок) или их объединение в неразрезные; устройство дополнительных опор, уменьшающих пролет; превращение стального пролетного строения в сталежелезобетонное и др. При необходимости усиления прикреплений в стыках или узлах производят замену заклепок на высокопрочные болты; увеличивают число заклепок или их диаметр; превращают односрезные прикрепления в двухсрезные; вводят дополнительные элементы (рыбка, столик, накладка) и др.

При капитальном ремонте мостов с усилением железобетонных пролетных строений старых расчетных норм проектирования с целью повышения их несущей способности рекомендуется применять композитные материалы. Работы по усилению железобетонных пролетных строений с использованием композитных материалов должны выполнять специально обученные бригады. Основные требования к материалам усиления приведены в Приложении Е.

Капитальный ремонт цельноперевозимых металлических пролетных строений и металлических опорных частей следует производить в стационарных (заводских) условиях со снятием их с моста и заменой другими постоянными пролетными строениями и опорными частями.

В дальнейшем снятые и отремонтированные конструкции могут быть установлены в качестве постоянных на любых линиях при условии, что они имеют для этого необходимые технические характеристики.

3.9. При капитальном ремонте пути должны выполняться в полном объеме работы по подъемке пролетных строений мостов, удлинению труб и другие необходимые работы на искусственных сооружениях. При этом запрещается производить подъемку верхнего строения пути на мостах, установку поднимаемых пролетных строений на деревянные брусья, устройство деревянных удлинений устоев и т.п.

Наращивание бортов железобетонных пролетных строений и устоев, имеющих консоли для размещения балластного корыта, при подъемке верхнего строения пути, как правило, не допускается. В отдельных случаях с разрешения начальника службы пути может производиться однократное наращивание бортов на величину не более 20 см. Наращивание бортов у пролетных строений с откидными консолями не допускается.

Наращивание шкафных стенок устоев деревянным брусом не допускается.

3.10. Мостовой и дорожный мастера должны провести осмотр моста с целью выявления возможных повреждений, вызванных работой путевых машин или после их прохождения в рабочем состоянии по балластным корытам, а при наличии повреждений – принять меры по их устранению и обеспечению безопасности движения поездов.

3.11. Условия эксплуатации искусственных сооружений в период производства ремонтных работ определяются руководящими документами по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и правилами техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений.

3.12. Технический надзор осуществляется для обеспечения высокого качества строительно-монтажных работ при капитальном ремонте и достижения их полного соответствия утвержденному проекту и рабочим чертежам. Мостовой (тоннельный) мастер в обязательном порядке принимает участие в техническом надзоре за подготовкой и проведением ремонтных работ, выполняемых специализированными организациями.

В обязанности мостового мастера входят:

— проверка выполнения подрядчиком операций производственного контроля;

— контроль качества выполнения работ и их соответствия проекту и СНиП;

— соблюдение всех правил и требований по обеспечению безопасности движения поездов и установленного проектом режима эксплуатации на период работ;

— участие в проведении приемочного контроля.

3.13. При приемочном контроле производится проверка качества строительно-монтажных работ и принимаемой конструкции. При приемке работ от подрядной организации должна быть получена исполнительная документация. Проверка ведется как промежуточная на отдельных стадиях сооружения конструкции, так и окончательная при полной ее готовности. При промежуточной приемке выполняется также освидетельствование скрытых работ, т.е. работ, которые будут частично или полностью скрыты при последующих работах.

Перечень скрытых работ и ответственных конструкций, которые подлежат приемочному контролю, должен быть приведен проектной организацией в соответствующий раздел общих данных по рабочим чертежам.

До приемки скрытых работ запрещается проводить последующие работы. Запрещается также загружение строительными и эксплуатационными нагрузками полностью законченных и освидетельствованных конструкций искусственных сооружений до оформления акта об их приемке.

Освидетельствование скрытых работ и промежуточная, а также полная приемка ответственных конструкций осуществляется комиссиями с обязательным участием мостового мастера. При необходимости привлекаются специалисты мостоиспытательных станций, оснащенные техническими средствами неразрушающего контроля.

Приемка законченных капитальным ремонтом объектов оформляется актами комиссии под председательством руководства службы пути с участием начальника дистанции пути или мостовой дистанции, представителей дорожных мостоиспытательных станций.

3.14. Все капитально отремонтированные и вновь построенные искусственные сооружения перед приемкой в эксплуатацию должны быть обследованы в целях проверки соответствия их проекту. При приемке в эксплуатацию испытаниям подлежат искусственные сооружения с опытными и индивидуальными впервые применяемыми конструкциями. Испытания иных искусственных сооружений могут производиться по решению приемочных комиссий, по требованию проектных эксплуатирующих организаций с соответствующим обоснованием.

Не подвергаемые испытаниям искусственные сооружения перед вводом в эксплуатацию должны быть обкатаны транспортом с наиболее тяжелыми эксплуатационными нагрузками. Обкатка организуется эксплуатирующей организацией.

Перед приемкой в эксплуатацию должны быть:

— подмостовые русла очищены от загромождающих их предметов;

— дороги под путепроводами приведены в соответствие с проектными отметками;

— на искусственных сооружениях и подходах к ним устанавливаются дорожные знаки и судовая сигнализация;

— испытаны устройства освещения;

— опробованы механизмы, заградительная и оповестительная сигнализация разводных мостов;

— закончены и испытаны системы защиты от блуждающих токов;

— установлены, при необходимости, габаритные ворота;

— выполнен проектный комплекс противопожарных мероприятий.

При обследовании проверяется соблюдение:

— температурных зазоров в деформационных швах;

— правильности положения опорных частей;

— соосности во взаимном расположении отдельных элементов;

— проектных уклонов, нарушение которых может привести к появлению в конструкциях искусственных сооружений дополнительных усилий.

Снижение расчетной несущей способности в отдельных частях или элементах из-за обнаруженных отклонений не должно превышать 5 %.

Использование не законченных строительством искусственных сооружений для открытия по их готовым частям движения внутрипостроечного транспорта и механизмов, необходимых для завершения строительства, должно быть предусмотрено проектом производства работ и разрешено комиссией с участием представителя проектной организации.

Временная эксплуатация допускается при условии, что строительство собственного моста закончено, произведены обследования и обкатка, выполнены предусмотренные испытания.

Приемку в эксплуатацию законченным строительством объектов от исполнителя работ производит заказчик или уполномоченное инвестором лицо.

Исполнитель работ предъявляет к приемке объект после завершения всех предусмотренных контрактом работ по объекту в соответствии с проектом на строительство.

Заказчик уведомляет органы Госархстройнадзора о предстоящей приемке объекта в эксплуатацию. Упомянутые органы в течение 15 дней после письменного обращения заказчика дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту. Заключение выдается с учетом наличия заключений других надзорных органов, которым подконтролен этот объект.

Заказчик производит приемку объекта на основе результатов проведенных им обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам, стандартам, а также заключений органов надзора.

Перед работой государственной приемочной комиссии проводится обследование объекта рабочей комиссии, которая выявляет недоделки и отступление от проекта, после устранения которых, объект может быть представлен государственной приемочной комиссии.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом государственной приемной комиссии. К акту приемки прилагается исполнительная документация на объект, которая заказчиком передается пользователю объекта. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местной администрации.

3.15. Обеспечение мостовых бригад, а также обходчиков пути и искусственных сооружений средствами механизации, инструментом, сигнальными принадлежностями, инвентарем и транспортными средствами производится в соответствии с примерным табелем согласно Приложениям М, Н к настоящему Своду правил.

Руководство дистанции пути должно обеспечить, согласно установленным нормам, плановый, текущий и капитальный ремонты средств механизации, инструмента и транспорта, выделенных мостовым бригадам.

Источник

Читайте также:  Ремонт акпп ссангйонг рекстон
Оцените статью