- Ценообразование при текущем ремонте
- В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой. В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона: — метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы; — нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов; — тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами; — проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений; — затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли. Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
- I.4 Порядок определения стоимости текущего ремонта.
Ценообразование при текущем ремонте
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В 2019 организация провела закупку работ по текущему ремонту внутренних помещений (ремонт малого зала) путем аукциона в электронной форме. Начальная максимальная цена контракта была сформирована сметным методом в соответствии с локальной сметой.
В аукционной документации было обоснование невозможности применения методов определения НМЦК, указанных в части 1 статьи 22 Закона:
— метод сопоставления рыночных цен (анализа рынка) не применим, так как невозможно определить критерии идентичности или однородности для закупаемых работ, что не позволяет получить объективную и достоверную информацию о рыночных ценах на идентичные или однородные закупаемым работы;
— нормативный метод не применим, так как к закупаемым заказчиком работам не установлены в соответствии со статьей 19 Закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;
— тарифный метод не применим, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых заказчиком работ не подлежат государственному регулированию и не установлены муниципальными правовыми актами;
— проектно-сметный метод не применим, так как объектом закупки не является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства или текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений;
— затратный метод не применим, так как заказчиком для определения начальной цены контракта в открытых источниках не найдена информация о точных структуре и величине необходимых для производства закупаемых работ затрат, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Является ли применение сметного метода для обоснования НМЦК нарушением Закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта или контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обосновав невозможность применения методов, указанных в законе. Степень обоснованности при этом относится к оценочным категориям.
В рассматриваемом случае возможность применения проектно-сметного метода прямо предусмотрена законом, а отсутствие необходимости подготовки проекта следует из закона.
Обоснование вывода:
Согласно ч.ч. 1, 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), а в случаях, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), также начальная цена единицы товара, работы, услуги (далее — НЦЕ) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Впрочем, из ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае невозможности применения методов, указанных в законе, для определения НМЦК применяются иные методы, можно видеть, что перечень методов определения и обоснования НМЦК в ст. 22 Закона N 44-ФЗ не является закрытым, исчерпывающим.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. Данный метод является приоритетным для определения и обоснования предполагаемой цены контракта, применяемым по умолчанию, использование иных методов допускается только в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Анализ вышеуказанных норм приводит к выводу, что нормативный, тарифный и — по общему правилу — проектно-сметный метод должны применяться в случаях, указанных в ч. 7, ч. 8 и ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, затратный метод применяется как основной при невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен в случаях, не подпадающих под применение нормативного, тарифного и проектно-сметного методов (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), а иные методы — в случае невозможности применения и затратного метода. В последнем случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в законе.
Таким образом, в случае невозможности применения указанных в законе применение иных методов определения и обоснования НМЦК, равно как и подготовка представленного в вопросе проекта обоснования указанной невозможности, безусловно, соответствует закону. Однако поскольку закон не дает никакого перечня причин невозможности применения указанных в законе методов определения и обоснования НМЦК или признаков таких причин, то степень обоснованности, убедительность обоснования относится к оценочной категории, а потому не может быть предметом рассмотрения.
При этом поскольку закон не дает никакого перечня иных методов, любой заказчик вправе установить любой метод определения и обоснования НМЦК и условия их применения. Среди таких методов может быть и «сметный метод», то есть метод определения и обоснования НМЦК путем составления сметы без составления проектной документации в случаях, когда это не обязательно в силу закона (смотрите об этом также в материале: Энциклопедия решений. Не предусмотренные законом методы определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ).
Вместе с тем должны заметить, что, как указывалось выше, применение проектно-сметного метода определения и обоснования НМЦК в обязательном порядке в указанном в Законе N 44-ФЗ случаях — это только общее правило. Исключение из этого общего правила установлено ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, согласно которой проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Как видим, возможность применения проектно-сметного метода в рассматриваемом случае прямо предусмотрена законом.
Проведение текущего ремонта ни гражданским, ни градостроительным законодательством, ни Законом N 44-ФЗ особо не регулируется. В частности, нормы об обязательности составления проектной (технической) документации прямо говорят о том, что это обязательно при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, относительно же текущего ремонта никаких указаний нет. Причем из ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ можно сделать вывод, что смета также может рассматриваться как часть проектной документации — единственная часть, составление которой обязательно для проведения работ по капитальному ремонту, осуществляемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или средств юридических лиц, указанных в данной норме (смотрите также п. 4 ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Очевидно, именно поэтому правоприменительная практика еще до введения в Закон N 44-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ вышеприведенных норм признавала правомерным обоснование заказчиком НМЦК на проведение текущего ремонта путем составления только одной сметы, без составления «собственно проектной документации», ее «архитектурно-конструктивной» части (решения УФАС по Республике Северная Осетия — Алания от 18.06.2018 N А178-06/18, УФАС по Иркутской области от 28.05.2015 N 264, УФАС по Омской области от 31.07.2018 N 03-10.1/241-2018, УФАС по Москве от 23.10.2018 N 2-57-13109/77-18, УФАС по Ленинградской области от 24.07.2018 N Р/03/879).
Еще раз обратим внимание на то, что закон прямо допускает применение нескольких методов для определения и обоснования НМЦК. Соответственно, заказчик вправе рассчитать НМЦК проектно-сметным методом и проверить достоверность, точнее — реалистичность, расчета анализом рынка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
2 ноября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
I.4 Порядок определения стоимости текущего ремонта.
1.4.1 При производстве текущего ремонта следует применять принцип ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные нормативными и правовыми документами ценообразования, как для капитального ремонта.
1.4.2. Стоимость текущего ремонта (цена) определяется на основе государственных сметных норм и расценок, которые обеспечивают возмещение экономически обоснованных издержек и получение прибыли в размерах, необходимых для внесения налоговых платежей и образования фондов предприятия.
1.4.3 Для определения стоимости текущего ремонта многоквартирных домов разрабатывается сметная документация на основании Ведомости объемов работ, составленной по итогу обследования и ведомости дефектов конструктивного элемента здания.
В составе проектной документации приводятся два раздела: раздел первый — пояснительная записка с исходными данными для текущего ремонта и раздел второй — смета на текущий ремонт. Ведомости объемов работ обязательно прикладываются к сметной документации как часть проектной документации на текущий ремонт.
1.4.4. В пояснительной записке к сметной документации содержится следующая информация:
— сведения о месте расположения объекта;
— перечень сборников и каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметной документации;
— обоснование особенностей определения сметной стоимости работ, в том числе полная информация о принятых в сметной документации коэффициентах, ссылки на нормативы, по которым приняты накладные расходы и сметная прибыль, другие сведения о порядке определения сметной стоимости текущего ремонта.
1.4.5 Сметная документация составляется ресурсным методом (ресурсно-индексным методом, в случае наличия разработанных индексов изменения сметной стоимости на каждую единичную расценку).
1.4.6 Сметная документация разрабатывается в двух уровнях цен — в базисном уровне на 01.01.2000г. по сметно-нормативной базе Владимирской области с учетом изменений и дополнений, утвержденных в установленном порядке на период разработки сметной документации, и в текущем уровне цен с учетом следующих положений:
· уровень оплаты труда определяется на основании «Отраслевого тарифного Соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 -2016 годы», зарегистрированный в Роструде 1 октября 2013 г., регистрационный номер 230/14-16 (далее Соглашение). В соответствии с Приложением 2 п. 8 для ремонтно-строительных организаций, осуществляющих капитальный ремонт жилищного фонда и другие работы в жилищно-коммунальном хозяйстве устанавливается минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда на 01.01.2014 г. в размере 7056 руб. Для расчета сметной стоимости в текущем уровне цен по текущему ремонту жилищного фонда формируется стоимость оплаты труда для применения к трудозатратам государственных сметных нормативов (ГЭСН). Сметно-нормативная база Российской Федерации сформирована в соответствии с Постановлением от 17.09.1986 г № 1115 и имеет 6 разрядную тарифную сетку по рабочим профессиям.
Величина месячного размера (фонда) оплаты труда определяется с учетом следующих положений Соглашения:
п. 2.8.2.1 – доплата (надбавка) к тарифным ставкам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, формирования средств на дополнительные и очередные отпуска в размере 27,15%;
п. 2.8.2.4. – премия по итогам работы за год (3,96 должностного оклада за год);
2.8.2.5. ежемесячное вознаграждение за выслугу лет в размере 15% тарифной составляющей.
Величина размера оплаты труда рабочего 1 разряда с учетом надбавок и премиальных выплат составляет: 7056 х1,2715+(7056х3,96)/12 + 7056х0,15=12358,72 рублей в месяц
Размер фонда оплаты труда по разрядам работ, для включения в расчет сметной документации на текущий ремонт жилищного фонда, в уровне цен 1 квартала 2014 года при среднегодовой продолжительности фонда рабочего месяца (при 40 часовой рабочей неделе) – 164,17 часов.
Разряды оплаты труда | Фонд оплаты труда, руб. в месяц | Часовой размер оплаты труда, руб. час |
12358,72 | 75,28 | |
13407,76 | 81,67 | |
14662,02 | 89,31 | |
16535,20 | 100,72 | |
19061,78 | 116,11 | |
22207,28 | 135,27 |
Ежеквартальная индексация уровня оплаты труда устанавливается в соответствии с индексом изменения потребительских цен, на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.
· стоимость материалов принимается не выше уровня цен, которые установлены для бюджетных объектов области на данный календарный период (квартал) и введены для использования организацией субъекта РФ, отвечающей за мониторинг текущих цен, согласование уровня текущих цен на материалы-представители с Минрегионом РФ и которая разрабатывает индексы по видам строительства по ресурсно-технологическим моделям Минрегиона РФ (данные Регионального центра ценообразования в строительстве по Владимирской области).
· текущая стоимость машино-часа машин и механизмов принимается по данным РЦЦС, определенной с учетом уровня оплаты труда для объектов ЖКХ и при капитальном и текущем ремонте многоквартирных жилых домов.
1.4.7. Сметная документация на текущий ремонт составляется в ценах, сложившихся ко времени ее составления в соответствии с МДС81-35.2004 в части, не противоречащей Положению о составе разделов проектной документации.
Если сметная документация на текущий ремонт состоит только из одной локальной сметы, то сводный и объектный сметный расчет не составляется, а лимитированные и прочие затраты учитываются в конце локального сметного расчета (локальной сметы).
1.4.8. Согласно МДС 81-35.2004 пункта 4.7 раздела IV, в локальные сметы на ремонтные работы рекомендуется включать коэффициенты, применяемые к аналогичным работам в новом строительстве, учитывающие особенности технологии производства ремонтных работ: к нормам затрат труда основных рабочих К=1,15, к нормам времени эксплуатации машин К=1,25.
Для учета влияния условий производства ремонтных работ применяются коэффициенты, указанные в таблице 3 Приложения N 1 МДС 81-35.2004, а именно:
а) в локальных сметах на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт лифтовых шахт — по пункту 2;
б) в локальных сметах на ремонт крыш: сложных — по пункту 11.2, простых — коэффициенты не применяются;
в) в локальных сметах, на ремонт подвальных помещений, при наличии стесненных условий — по пункту 2, при их отсутствии коэффициенты не применяются;
г) в локальных сметах на ремонт фасадов — по пункту 11.1;
е) в локальных сметах на ремонт подъездов (отделка и окраска стен, потолков, полов) по пункту 2
1.4.9. Применение нормативов накладных расходов в локальных сметах рекомендовано в соответствии с МДС81-33.2004 и письма Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31 января 2005 года N ЮТ-260/06 «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве». При расчете сметной стоимости в текущем уровне цен к нормам накладных расходов применяется понижающий коэффициент 0,85. в соответствии с письмом Госстроя РФ от 27.11.2012 г № 2536-ИП/12/ГС. При расчете сметной документации, разрабатываемой для подрядной организации, работающей по упрощенной системе налогообложения, применяется дополнительно понижающий коэффициент 0,94.
1.4.10. Сметная прибыль образуется в соответствии с МДС 81-25.2001 и письма Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 ноября 2004 года N АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве». При расчете сметной стоимости в текущем уровне цен к нормам сметной прибыли применяется понижающий коэффициент 0,80 в соответствии с письмом Госстроя РФ от 27.11.2012 г № 2536-ИП/12/ГС. При расчете сметной документации, разрабатываемой для подрядной организации, работающей по упрощенной системе налогообложения, применяется дополнительно понижающий коэффициент 0,90.
1.4.11. За итогом локальной сметы рекомендуется учитывать средства на покрытие затрат по уплате налога на добавленную стоимость (НДС).
1.4.12.При составлении сметной документации для подрядных организаций, работающий по упрощенной системе налогообложения, за итогом локальной сметы учитываются затраты по уплате НДС за материалы. Размер компенсации подрядчику за разницу в стоимости материалов с учетом НДС и стоимости материалов, учтенных в смете без учета НДС, определяется в соответствии с письмом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.10.2003 г № НЗ-6292/10..
При расчете следует учитывать затраты по уплате НДС за материалы и эксплуатацию машин:
· от стоимости материалов в размере 18%;
· от суммы затрат на эксплуатацию машин (без суммы оплаты труда машинистов) в размере 18%;
· от суммы накладных расходов с учетом доли затрат на материалы в постатейной структуре накладных расходов в размере 17,12% (см. НДС 81-33.2004 приложение 8 итог по графе 5);
· от суммы сметной прибыли с учетом доли затрат на материалы в постатейной структуре сметной прибыли в размере 15%.
I.5. Расчет планируемых затрат на 1 м2 общей площади жилых и нежилых помещений на текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах.
1.5.1.. Формирование исходных данных для расчета ставок планового расхода на планируемый период производится на основе данных о расходах на текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домов в год.
1.5.2. Данные о расходах на текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах определяются исходя из:
— утвержденном, в установленном порядке, перечне видов работ, для целей формирования планируемых затрат по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей собственности собственникам помещений в многоквартирном доме ;
— степени технической оснащенности многоквартирного дома;
— расчета планируемых затрат по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с применением укрупненных норм или расчета смет с применением единичных расценок, веденных в действие на территории области в установленном порядке..
1.5.3. При изменении состава и (или) периодичности выполнения работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, исходные данные о расходах подлежат пересмотру и соответственно пересчитываются на планируемый период.
1.5.4. При изменении перечня расходов, учитываемых в расчетах на проведение текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принимаемых в качестве исходных, вносятся соответствующие изменения и производится пересчет затрат с учетом согласованных действий с собственниками общего имущества.
1.5.5. Затраты на текущий ремонт зданий устанавливаются с учетом всего комплекса работ, указанного в перечне работ текущего ремонта. Расчетная величина затрат на текущий ремонт дифференцируется в соответствии с объемом и качеством их выполнения.
Источник