- Руководство по капитальному ремонту мкп 110
- Руководство по капитальному ремонту мкп 110
- Руководство по капитальному ремонту мкп 110
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- Рис.1. Технологический график капитального ремонта выключателя У-110-2000-40 У1
- 2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
- Рис.2. Разрез полюса выключателя
- Рис.3. Механизмы привода и выключателя
- Рис.4. Камера
- 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА
- 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗБОРКЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
- 5. РАЗБОРКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
- Рис.5. Разрез полюса выключателя (вид сверху)
- Рис.6. Верстак для разборки и сборки дугогасительных камер
- Рис.7. Упор для заворачивания пальцев камеры П1
- Рис.8. Указатель уровня масла
- Рис.9. Стропка ввода
- 6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
- Рис.10. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (внутренняя).
- Рис.11. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (наружная).
- Рис.12. Характеристика отключающей пружины дугогасительной камеры.
Руководство по капитальному ремонту мкп 110
Руководство по капитальному ремонту мкп 110
. Общая часть
Настоящая инструкция разработана на основании:
1.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (УДК 621.311.004.24)»;
1.2 Технических описаний и инструкций по эксплуатации масляных выключателей МКП – 110 кВ и У — 110 кВ, разработанных заводами изготовителями.
1.3. Настоящая инструкция определяет основные положения по эксплуатации и ремонту масляных выключателей МКП – 110 кВ и У — 110 кВ.
1.4. Эксплуатация оборудования распределительных устройств подстанции заключается в следующем:
— надзор за работой оборудования путем производства осмотров;
— своевременное выявление дефектов и неполадок оборудования;
— своевременное проведение ремонтов и профилактических испытаний оборудования;
— ведение оперативно — технической документации.
1.5. Инструкция по эксплуатации рассчитана на обслуживающий персонал (ремонтный и оперативно ремонтный), прошедший обучение и обладающий знаниями, изложенными в нормативно-технической и заводской документации на масляные выключатели МКП – 110 кВ и У — 110 кВ.
1.6. Все работы выполняются при строгом соблюдении «МПОТ» в части приближения к токоведущим частям, находящихся под напряжением (таб.1.1.МПОТ).
2. Назначение
2.1. Выключатели высоковольтные предназначены для включения и отключения электрических цепей высокого напряжения под нагрузкой, а также для отключения токов короткого замыкания. Выключатели должны обладать достаточной отключающей способностью, возможно меньшим временем действия, высокой надежностью работы. Они должны быть взрыво- и пожаробезопасны.
2.2. По роду гасящей среды выключатели разделяются на: масляные, воздушные, элегазовые, вакуумные.
2.3. Масляные выключатели делятся на выключатели с большим объемом масла (баковые) и выключатели с малым объемом масла (маломасляные).
Эксплуатация баковых выключателей 110 кВ
Номинальное напряжение , кВ
Наибольшее рабочее напряжение. кВ
Номинальный ток отключения, кА
Мощность отключения, мВА
Электрическая прочность масла, кВ
3.Устройство и принцип действия выключателя
3.1. Выключатель состоит из трех полюсов, соединенных в единый агрегат с помощью шпилек, труб и расположенных в них соединительных тяг.
3.2. Полюс-бак цилиндрической или овальной формы, который установлен на фундамент или на раму. На крышке бака смонтированы проходные высоковольтные вводы, угловые коробки, механизмы газоотвода. Бак внутри изолирован электрокартоном или электротехнической фанерой, в верхней части бака установлены трансформаторы тока, к нижней части вводов крепятся дугогасительные камеры которые электрически замыкаются между собой траверсой с изолированной тягой. К днищу бака прикреплено устройство подогрева масла. В днище бака, на уровне нижней точки, вварена труба для слива конденсата. Для взятия проб масла служит устройство, состоящее из специального болта с шариком, ввернутого в штуцер маслоспускной трубы.
3.3. Выключатели напряжением 110 кВ и выше комплектуются герметичными, негерметичными маслонаполненными вводами или вводами с твёрдой изоляцией.
3.4. Дугогасительное устройство выключателей 110кВ и выше представляет собой дугогасящую камеру многократного разрыва с шунтом, которая работает по принципу масляного дутья от многих генерирующих промежутков. Для обеспечения дугоустойчивости на контакты напаяны пластины из дугоустойчивой металлокерамики. Применение сопротивления(шунта) обеспечивает:
-равномерность распределения напряжения между камерами;
-снижение скорости восстановления напряжения и уменьшения пика напряжения, появляющегося на контактах выключателя после отключения;
-снижение перенапряжений при отключениях.
3.5. Выключатель снабжается 6 или 12 встроенными трансформаторами тока. Магнитопровод трансформатора тока представляет собой намотанный из электротехнической стали тороид. Токоведущий стержень ввода является первичной обмоткой трансформатора тока. Вторичная обмотка намотана на магнитопровод и имеет несколько отпаек для получения различных коэффициентов трансформации.
3.6. Нагревательное устройство предназначено для подогрева масла при длительном (более суток) понижении температуры до -20С и ниже. Это необходимо для того, чтобы обеспечить необходимую вязкость масла. При низких температурах вязкость масла увеличивается (масло густеет), при этом ухудшается работа дугогасительных устройств и скоростные характеристики выключателя. Обогрев привода предназначен для разогрева смазки в условиях низких температур, обогрев привода включается при достижении температуры окружающего воздуха 0 град.
4.Техническое обслуживание
4.1. Техническое обслуживание выключателя заключается в следующем:
— осмотры периодические и внеочередные;
— периодические проверки качества масла.
4.2. Наружные осмотры выключателей производятся: в электроустановках с постоянным обслуживающим персоналом — 1 раз в сутки; в электроустановках обслуживаемых ОВБ — 1 раз в 10 дней.
4.3. Внеочередные осмотры производятся после отключения коротких замыканий.
4.4. При проведении осмотра проверяется:
— уровень масла и отсутствие течей масла;
— осмотр вводов согласно «Инструкции по эксплуатации вводов»;
— состояние фарфоровой изоляции: чистота поверхности, отсутствие видимых дефектов, трещин, сколов, подтеков;
— отсутствие следов выброса масла;
— отсутствие треска, шумов внутри бака, на вводах, отсутствие короны, разрядов;
— отсутствие нагрева контактных соединений на вводах;
— отсутствие оплавлений на ошиновке, колпаках и фланцах вводов и крышке выключателя;
— состояние механических креплений выключателя и привода;
— соответствие указателей положения масляного выключателя его действительному положению;
— состояние проводки вторичной коммутации;
— состояние заземляющей проводки;
— состояние приямка, отбортовки;
— состояние устройств подогрева (включение 1-ой ступени подогрева баков при понижении окружающей температуры до -200С, отключение – при повышении температуры выше –150С; включение 2-ой ступени подогрева баков при понижении окружающей температуры до -300С, отключение – при повышении температуры выше –250С; включение подогрева привода при понижении окружающей температуры до 00С, отключение – при повышении температуры.
4.5. Результаты осмотра записываются в оперативный журнал, выявленные дефекты в обязательном порядке записываются в журнал дефектов и сообщается диспетчеру ОДО.
4.6. Запрещается к эксплуатации выключатель с электрической прочностью масла менее 35 кВ.
4.7. При подготовке к зимнему периоду эксплуатации, а также весной, необходимо сливать конденсат из баков и при необходимости долить сухое трансформаторное масло.
4.8. Механический ресурс до капитального ремонта — 1000 циклов «включение — пауза — отключение»
4.9. Коммутационная износостойкость при номинальных токах отключения:
4.10. После выполнения этого количества операций выключатель выводится в
ремонт со сливом масла и ремонтом дугогасящего устройства.
4.11. Отключение выключателя с последующим неуспешным АПВ считается как отключение 3-х К.З.
4.12. Отбор проб масла производится согласно графика после капитальных и внеплановых ремонтов, а также в случае выполнения выключателем предельно допустимого числа коммутаций токов коротких замыканий.
5. Мер безопасности
5.1. При проведении осмотров необходимо строго соблюдать правила техники безопасности в части приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
5.2. При вскрытии баков, после отключения токов короткого замыкания, необходимо соблюдать особую осторожность ввиду возможного наличия взрывоопасной смеси газов.
5.3. Вскрытие баков производится после слива масла не ранее, чем через 6 часов после отключения выключателя для того, чтобы обеспечить выход взрывоопасных газов через газоотвод.
5.4. Работа в баках разрешается после вентиляции внутренней полости в течении 2 часов.
5.5. Работа в баке выключателя допускается только при отключенном положении выключателя и фиксации механизма отключения в приводе стопорным болтом.
5.6. При работах на маслонаполненных вводах и верхних люках выключателей необходимо применять предохранительные устройства(предохранительные пояса, страховочные верёвки и т.п.).
5.7. Отключенное положение определяется по положению тяг, вала привода и механическим указателем положения выключателя.
Руководство по капитальному ремонту мкп 110
РУКОВОДСТВО ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ВЫСОКОВОЛЬТНОГО ТРЕХПОЛЮСНОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ У-110-2000-40 У1 (У-110-8)
УТВЕРЖДАЮ: Главный инженер Главэнергоремонта В.И.Барило 25 июня 1979 г.
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель начальника Главтехуправления К.М.Антипов 18 декабря 1979 г.
СОГЛАСОВАНО: Директор НИИ ПО «Уралэлектротяжмаш» Н.С.Рябов 21 мая 1979 г.
Составлено Новосибирским отделом ЦКБ Главэнергоремонта
Составители: инженеры О.А.Ражев, В.В.Савик, Е.Е.Саженюк
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Руководство по капитальному ремонту высоковольтного трехполюсного выключателя У-110-2000-40 У1 (У-100-8)* является техническим документом, соблюдение требований которого обязательно для персонала, выполняющего капитальный ремонт выключателей.
________________
* В дальнейшем для краткости — Руководство.
1.2. Руководство разработано с учетом чертежей и инструкций завода-изготовителя (ПО «Уралэлектротяжмаш»).
1.3. Руководство содержит:
а) общие положения по подготовке и организации работ, включая технологический график ремонта (рис.1).
б) технические требования к дефектации и ремонту деталей и сборочных единиц, а также к замене деталей и сборочных единиц, ремонт которых невозможен или удлиняет срок простоя выключателя в ремонте;
в) порядок выполнения ремонта и технологические указания на ремонтные операции;
г) методы контроля и испытаний при ремонте и наладке сборочных единиц и выключателя в целом;
д) перечни приборов, приспособлений, инструментов и материалов, необходимых для капитального ремонта выключателя (приложения 1-3);
е) перечень сменных частей для выключателя (приложение 4);
ж) ведомость основных показателей технического состояния выключателя после капитального ремонта, являющуюся отчетным документом по ремонту (приложение 5);
з) таблицу масс сборочных единиц выключателя (приложение 6).
Рис.1. Технологический график капитального ремонта выключателя У-110-2000-40 У1
Рис.1. Технологический график капитального ремонта выключателя У-110-2000-40 У1:
1 — расшиновка выключателя; 2 — подготовка маслопровода; 3 — отбор проб масла из баков; 4 — отбор проб масла из вводов; 5 — наружный осмотр и слив масла; 6 — вскрытие лазов и внутренний осмотр выключателя; 7 — снятие шунтов и дугогасительных устройств; 8 — разборка и ремонт дугогасительных устройств; 9 — сборка и регулирование дугогасительных устройств; 10 — ремонт внутрибаковой изоляции, штанг, траверс, маслоуказателей, масляных буферов, газоотводов и предохранительных клапанов; 11 — дефектация и ремонт механизмов привода и выключателя; 12 — ремонт устройств подогрева и арматуры для слива масла; 13 — ремонт вводов; 14 — установка и центровка дугогасительных устройств; 15 — регулирование выключателя и привода; 16 — установка шунтов и закрытие лазов; 17 — снятие скоростных и временных характеристик; 18 — чистка и окраска выключателя и привода; 19 — заливка маслом. Уборка ремонтной площадки; 20 — ошиновка выключателя
Цифры и окружности обозначают: в верхней части — номер события; внизу слева — время от начала ремонта; внизу справа — квалификация (разряд) исполнителя, выполняющего операцию.
Между кружками под чертой указывается время на операцию, ч, и количество человек, занятых в операции
1.4. Работа по проверке и наладке релейной защиты, высоковольтные испытания производятся персоналом специализированных служб согласно действующих инструкций и в объем данного Руководства не включены.
1.5. При проведении капитального ремонта помимо настоящего Руководства рекомендуется использовать технические описания и инструкции по эксплуатации завода-изготовителя; «Нормы испытания электрооборудования»* (М.: Атомиздат, 1979); действующие «Правила технической эксплуатации электрических станций и подстанций»**; действующие «Правила техники безопасности при эксплуатации электрических станций и подстанций»***; «Инструкция по организации ремонта энергетического оборудования электростанций и подстанций (М.: СЦНТИ ОРГРЭС, 1975); «Правила пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования» (М.: «Энергия», 1973); «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (М.: «Металлургия», 1974); «Инструкция по содержанию и применению средств пожаротушения на предприятиях Минэнерго СССР» (М.: СПО Союзтехэнерго, 1978).
______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СО 34.45-51.300-97;
1.6. В Руководстве значения измеряемых усилий даны в ньютонах, а значения давлений в мегапаскалях 1 кгс =9,8 Н; 1 кгс/см =9,8·10 Па 0,1 МПа.
2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
2.1. Выключатель высоковольтный трехполюсный У-110-2000-40 У1 предназначен для коммутации рабочих токов и токов короткого замыкания в электрических сетях.
2.2. Управление выключателем осуществляется одним общим для трех полюсов подвесным электромагнитным приводом ШПЭ-44У-1.
2.3. Конструкция выключателя
2.3.1. Выключатель состоит из трех полюсов, соединенных в единый агрегат с помощью шпилек и соединительных тяг и заполненных трансформаторным маслом по ГОСТ 982-68* или ГОСТ 10121-76.
______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 982-80, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
2.3.2. Каждый полюс (рис.2) состоит из бака 1 цилиндрической формы с лазами для производства монтажа, ремонта и регулирования выключателя и для обслуживания электронагревателей. На крышке каждого бака смонтированы вводы 8, механизм 10, трансформаторы тока 9, предохранительный клапан и патрубки для заливки баков маслом. К верхней части бака приварены угольники для подъема и для соединения баков между собой.
Рис.2. Разрез полюса выключателя
Рис.2. Разрез полюса выключателя:
2 — изоляция бака; 3 — траверса; 4 — штанга; 5 — дугогасительная камера; 6 — шунтирующий резистор; 7 — направляющая; 8 — маслонаполненный ввод; 9 — трансформатор тока; 10 — механизм; 11 — электронагреватель; 12 — крышка бокового лаза для обслуживания электронагревателя
2.3.3. Внутри бака 1 находятся дугогасительные камеры 5, закрепленные на маслонаполненных вводах, и шунтирующие резисторы 6, крепящиеся к камерам. Камеры отделены от металлического бака внутрибаковой изоляцией 2 из листов древесно-слоистого пластика (ДСП), закрепленных на изоляционных шпильках.
С механизмом соединена штанга 4, которая движется в направляющей 7 и на которой закреплена траверса 3 с контактами.
2.4. Совместная работа выключателя и привода
2.4.1. Включение выключателя осуществляется подачей напряжения на выводы включающего электромагнита привода. При этом сердечник 2 (рис.3) электромагнита, втягиваясь внутрь катушки 3, через свой шток 4, через ролик на оси 21 и далее через силовой механизм 20 передает движение вертикальной тяге 24. От вертикальной тяги через рычаг на валу 27, расположенный в угловой коробке 25, движение передается горизонтальной тяге 26. От горизонтальной тяги через рычаг, находящийся на главном валу 31, посредством тяги 29, прямила 28 и коромысла 40 движение передается штанге 45, на которой закреплена траверса 46 с подвижными контактами 47. Подвижные контакты траверсы движутся вверх, касаются контактодержателей дугогасительных камер, приводят в движение подвижные контакты 14 и 16 (рис.4), которые в конце операции включения замыкаются с неподвижными контактами 6 и 7 камеры.
Рис.3. Механизмы привода и выключателя
Рис.3. Механизмы привода и выключателя:
2 — сердечник; 3 — включающая катушка; 4 — шток; 5 — магнитопровод; 6, 18 — упоры; 7 — рычаг; 8, 21, 43 — оси; 9 — пружина; 10 — отключающий электромагнит; 11 — регулировочный винт; 12 — стопорная гайка; 13 — рычаг ручного отключения; 14 — предохранительный болт; 15 — отключающая собачка; 16 — ролик; 17 — отключающий механизм; 19 — корпус; 20 — силовой механизм; 22 — удерживающая собачка; 23 — стопорный винт; 24 — вертикальная тяга; 25 — угловая коробка; 26 — горизонтальная тяга; 27, 31, 51 — валы; 28 — прямило; 29 — тяга; 30 — боковой упор; 32 — верхний упор; 33 — специальная гайка; 34, 50 — гайки; 35 — прокладка; 36 — патрубок; 37 — газоотвод; 38 — труба с шариками; 39 — колпачок; 40 — коромысло; 41 — подвеска; 42 — масляный буфер; 44 — направляющая; 45 — штанга; 46 — траверса; 47 — подвижный контакт; 48 — стопор; 49 — шайба; 52 — втулка; 53 — недоход до положения «мертвой» точки
Рис.4. Камера
1 — кольцо держателя; 2 — держатель; 3 — цилиндр; 4 — палец; 5 — верхнее кольцо; 6 — верхний контакт; 7 — промежуточный контакт; 8, 10, 20 — болты; 9 — гетинаксовый диск; 11 — контактодержатель; 12 — экран; 13 — отключающая пружина; 14, 16 — подвижные контакты; 15 — нижнее разрезное кольцо; 17 — изоляционная труба; 18 — дугогасительная решетка; 19 — бакелитовое кольцо; 21 — шунтирующий резистор
Во включенном положении выключателя недоход рычага на валу 31 (см. рис.3) и тяги 29 до положения «мертвой» точки должен быть 0-2 мм. В случае перехода за положение «мертвой» точки выключатель в дальнейшем может не отключиться.
В конце операции включения блок-контакт КБВ размыкает цепь питания контактора и через него — цепь питания включающего электромагнита. По завершении операции включения удерживающая собачка 22 западает за ось 21 ролика механизма привода, удерживая тем самым выключатель во включенном положении. Во время включения выключателя механизм отключения с помощью отключающей собачки 15 удерживает временно неподвижную ось 8 в исходном положении.
В начале включения штанги с траверсами и контактами движутся, преодолевая гидродинамическое сопротивление масла. На этом участке происходит разгон движущихся частей. После прохождения 320-350 мм контакты траверс касаются подвижных контактов камер и к силам сопротивления добавляются массы подвижных частей камер и усилия отключающих пружин 13 (см. рис.4). На этом участке происходит замедление движения подвижных частей. После прохождения еще 140 мм подвижные контакты камер касаются неподвижных контактов. На данном участке хода происходит дальнейшее увеличение сил сопротивления за счет электродинамических усилий и усилий контактных пружин и уменьшение скорости движения подвижных частей. После прохождения еще 10 мм происходят полное включение выключателя, остановка подвижных частей и посадка привода на защелку.
Путь тока во включенном положении — от одного ввода через камеру на траверсу, на вторые камеру и ввод.
2.4.2. Отключение выключателя приводом осуществляется подачей напряжения на катушку отключающего электромагнита 10 (см. рис.3) или вручную с помощью рычага ручного отключения 13. При этом боек отключающего электромагнита или рычаг ручного отключения выбивают отключающую собачку 15 из-под ролика 16. Механизм привода выводится из равновесия. Под действием усилия со стороны отключающих пружин выключателя ось 21 ролика сходит с удерживающей собачки 22 (или сам ролик скатывается со штока электромагнита), поскольку временно неподвижная ось 8 получает свободу перемещения. В самом начале поворота выходного вала механизма привода в направлении отключения блок-контакт КБО размыкает цепь питания катушки отключающего электромагнита. Сердечник отключающего электромагнита возвращается в исходное положение, что подготавливает возможность возврата в исходное положение и отключающей собачки 15. Далее, если сердечник включающего электромагнита вернулся в крайнее нижнее положение, отключающий механизм привода также вернется в исходное положение под действием пружин 9, собачка 15 западет за ролик 16, чем исключится возможность перемещения временно неподвижной оси 8 и привод снова окажется готовым к включению. Действие механизма выключателя при отключении происходит в порядке, обратном действию при включении.
В начальный момент при отключении скорость движения подвижных частей незначительна. Нарастание скорости происходит за счет усилий контактных и отключающих пружин и массы подвижных частей. За 112 мм до отключенного положения по ходу штанги звенья механизма касаются штоков масляных буферов, происходит поглощение кинетической энергии подвижных частей.
При отключении выключатель работает по двухступенчатому циклу: сначала расходятся контакты камер и при этом происходит гашение основного тока, затем при расхождении траверс с подвижными контактами камер происходит гашение тока, протекающего через шунт.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА
3.1. Организация капитального ремонта предусматривает:
а) подготовку документации, запасных частей и материалов;
б) создание условий для проведения работ, обеспечивающих соблюдение требований правил технической эксплуатации, правил безопасности и санитарно-технических норм;
в) организацию рабочих мест с размещением на них такелажных приспособлений, ремонтируемых сборочных единиц и оргоснастки, исходя из конкретных условий для наиболее рационального использования рабочих площадок;
г) обеспечение рабочих мест подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и средствами механизации ремонта;
д) разработку схем подачи электропитания, кислорода, ацетилена и т.д.;
е) разработку организационной структуры и режима работы ремонтного персонала;
ж) организацию уборки и транспортирования мусора, отходов и поддержания чистоты ремонтных площадок.
Рекомендуется до начала ремонта составить проект организации работ, в который бы входили мероприятия, перечисленные выше.
3.2. Ремонт выключателя производится специализированной бригадой, состав которой определяется конкретным объемом работ и плановыми сроками простоя выключателя в ремонте. Для обеспечения оптимальной загрузки ремонтного персонала Руководство предусматривает проведение ремонта с типовой номенклатурой работ по технологическому графику (см. рис.1).
3.3. Технические параметры отремонтированного выключателя должны строго соответствовать техническим данным, приведенным в заводских инструкциях.
3.4. Руководство ремонтом осуществляется представителем ремонтного подразделения.
3.5. Приемка из ремонта осуществляется персоналом эксплуатационной службы в соответствии с существующими положениями.
3.6. Окончание ремонта оформляется актом и подписывается представителями ремонтного и эксплуатационного подразделений.
3.7. На отремонтированный выключатель должна быть составлена ведомость основных показателей технического состояния выключателя.
3.8. Ремонт выключателя рекомендуется производить в сухую погоду, а ремонт дугогасительных камер — в сухих отапливаемых в зимнее время помещениях.
3.9. При проведении капитального ремонта выключателя необходимо выполнять общие требования безопасности, действующие местные инструкции, а также указания, изложенные в техническом описании и инструкции по эксплуатации.
3.10. Перед проведением ремонта необходимо:
а) проверить состояние средств пожаротушения и подъездных путей к рабочим площадкам;
б) проверить состояние, сроки испытания строп и грузоподъемных механизмов, изучить схемы стропки;
в) ознакомиться с расположением и проверить состояние устройств перекрытия подачи электроэнергии, ацетилена, кислорода и т.д. Расположение этих устройств должно обеспечить в кратчайшие сроки отключение рабочего места от магистралей и электропроводок.
3.11. Специальные меры безопасности при ремонте выключателя.
3.11.1. Запрещается проводить работы на выключателе до снятия напряжения с выключателя, отключения оперативного тока и снятия напряжения с электронагревателей. При этом должны быть:
а) сняты предохранители на обоих полюсах в цепях оперативного тока и в силовых цепях привода;
б) отключающая собачка привода застопорена предохранительным болтом;
в) вывешены плакаты на ключах и кнопках дистанционного управления — «Не включать — работают люди».
3.11.2. При вскрытии баков после отключения коротких замыканий должна соблюдаться осторожность ввиду наличия взрывоопасной смеси.
Вскрытие должно производиться после слива масла и не ранее чем через 6 ч после отключения, чтобы обеспечить выход взрывоопасных газов через газоотводы; работы в баках могут производиться по истечении 2 ч после вскрытия.
3.11.3. При разборке сборочных единиц, имеющих пружины, необходимо соблюдать осторожность, так как пружины могут иметь предварительное сжатие.
3.11.4. При работе привода с включенным подогревом, а также при сушке внутрибаковой изоляции с помощью электронагревателей запрещается прикасаться к кожухам подогревательных устройств или днищу бака во избежание ожогов.
3.11.5. При эксплуатации встроенных трансформаторов тока размыкание цепи вторичной коммутации обмоток трансформаторов тока, находящихся под нагрузкой, не допускается, так как на разомкнутых концах вторичной цепи может быть высокое напряжение, опасное для жизни и вредное для изоляции. Если в эксплуатации отпадает необходимость в использовании трансформаторов тока, то вторичные обмотки необходимо замкнуть накоротко.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗБОРКЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
4.1. Для проведения качественного ремонта разборка составных частей и сборочных единиц должна быть полной.
4.2. Детали и сборочные единицы (массой более 25 кг) следует поднимать с помощью подъемных приспособлений и механизмов. Захват деталей за рабочие поверхности не допускается. При подъеме дугогасительных камер рекомендуется стропить их за кольца держателей способом «удавка». При замене маслонаполненных вводов стропить их за предварительно ввернутые в металлические фланцы ввода рым-болты.
4.3. В процессе разборки выключателя на детали и сборочные единицы, не имеющие заводской маркировки, нанести метки, облегчающие в дальнейшем сборку и регулировку.
4.4. В процессе разборки выключателя все крепежные детали во избежание их утери складывать в специально подготовленные ящики.
4.5. Разборку необходимо производить только исправным инструментом.
4.6. Используемые при разборке гаечные ключи должны охватывать головку болта или гайки всем зевом и не проворачиваться.
4.7. При разборке не допускается:
а) наносить удары по деталям непосредственно стальным молотком или через стальные выколотки;
б) пользоваться зубилом и молотком для отвинчивания гаек и болтов;
в) наносить метки на посадочные, уплотняющие и стыковые поверхности.
4.8. После разборки все детали и сборочные единицы тщательно очистить от пыли, грязи, старой смазки, трансформаторного масла, продуктов коррозионно-механического износа, нагара, промыть и протереть. Чистка и протирка деталей и сборочных единиц, расположенных в баках выключателя, а также фарфоровых рубашек маслонаполненных вводов должны производиться салфетками, не оставляющими волокон.
5. РАЗБОРКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
5.1. Подготовка выключателя к разборке
5.1.1. Отсоединить шинные спуски от вводов выключателя. Закрепить освободившиеся концы шинных спусков на шинах с помощью капронового каната.
5.1.2. Произвести пробные операции включения и отключения выключателя, обратив внимание на правильное положение рычагов и тяг привода, а также указателя положения выключателя.
Внимание! После пробных операций включения и отключения выключателя в целях безопасного производства работ отключающую собачку привода застопорить предохранительным болтом 14 (см. рис.3). При этом должны быть сняты предохранители на обоих полюсах в цепях оперативного тока и в силовой цепи привода.
5.1.3. Очистить корпус и вводы выключателя от пыли и грязи.
5.1.4. Взять пробы масла из каждого ввода (посуда для пробы должна быть чистой). Для этого вывернуть пробку из отверстия маслоотборного устройства, расположенного на соединительной втулке ввода, и ввернуть туда штуцер М14х15 с надетым на него чистым шлангом.
5.1.5. Взять пробы масла из каждого бака выключателя через специальные штуцеры 1 (рис.5), вваренные в трубу для слива масла.
Рис.5. Разрез полюса выключателя (вид сверху)
Рис.5. Разрез полюса выключателя (вид сверху):
1 — штуцер с шариком; 2 — вентиль; 3 — дугогасительная камера; 4 — шунт
5.1.6. Снять заглушки с маслоспускных кранов.
5.1.7. Подготовить стационарный или временный маслопровод для слива масла из баков выключателя. Подвезти шланги, электронасос, соединить шланги с электронасосом, маслопроводом и сливным вентилем бака выключателя.
5.1.8. Слить масло из баков выключателя.
5.2. Вскрытие лазов выключателя
5.2.1. Вывернуть болты и открыть крышки лазов, протереть уплотняющую резину.
5.2.2. Осмотреть выключатель изнутри. Проверить отсутствие признаков перекрытий внутрибаковой изоляции. Отметить места подгаров на внутрибаковой изоляции, механические повреждения изоляции. Проверить крепление шунтов, траверс и внутрибаковой изоляции. Отметить обнаруженные дефекты.
5.3. Снятие шунтов и дугогасительных камер
5.3.1. Удалить подтеки трансформаторного масла с шунтов и дугогасительных камер. Произвести маркировку (при ее отсутствии) дугогасительных камер и шунтов относительно вводов, на которых закреплены камеры.
5.3.2. Вывернуть болты, крепящие шунты к дугогасительным камерам, снять шунты.
5.3.3. Установить домкрат ДВ-42 в привод. Включить выключатель домкратом до посадки включающего механизма привода на защелку.
5.3.4. Вывернуть изоляционные болты 10 (см. рис.4), крепящие верхние бакелитовые кольца 19 к цилиндрам дугогасительных камер. Поднять бакелитовые кольца и закрепить их с помощью киперной ленты на нижних фарфоровых рубашках вводов.
5.3.5. Вывернуть болты 20, крепящие прижимное кольцо одной из камер полюса к фланцу ввода.
5.3.6. Установить в баке выключателя ручную таль или полиспаст, зацепив крюк за стенку коробки механизма через специальное отверстие. Подвезти к лазу полюса транспортировочную тележку.
5.3.7. Положить деревянную доску для спуска дугогасительной камеры одним концом на нижнюю часть лаза, а другим на транспортировочную тележку.
5.3.8. Снять включающий механизм привода с защелки и с помощью домкрата опустить дугогасительную камеру на траверсе, поддерживая верхний конец камеры до положения, при котором можно застропить дугогасительную камеру за прижимное кольцо держателя 1.
5.3.9. Застропить дугогасительную камеру за прижимное кольцо держателя способом «удавка» и с помощью ручной тали или полиспаста положить камеру продольно на доску.
5.3.10. Спустить камеру по доске на транспортировочную тележку. Снять стропку. Аналогично снять остальные камеры выключателя.
5.4. Разборка дугогасительной камеры
5.4.1. Установить дугогасительные камеры на специальный верстак (рис.6).
Рис.6. Верстак для разборки и сборки дугогасительных камер
Рис.6. Верстак для разборки и сборки дугогасительных камер
5.4.2. Вывернуть из дугогасительной камеры специальный болт (при наличии), посредством которого верхняя часть шунта крепится к камере.
5.4.3. Вывернуть изоляционные болты 10 (см. рис.4), крепящие нижнее бакелитовое кольцо к цилиндру камеры. Снять нижнее бакелитовое кольцо.
5.4.4. Вывинтить гайки, крепящие экран.
5.4.5. Вынуть контактодержатель 11 вместе с подвижными контактами 14 и 16 и отключающими пружинами 13.
5.4.6. Вывинтить гайку конического болта, установленного в разрезе нижнего кольца 15, снять шайбы.
5.4.7. Вывинтить пальцы 4, крепящие нижнее разрезное кольцо 15 к цилиндру камеры 3, с помощью приспособления П1 (рис.7). Вынуть нижнее разрезное кольцо вместе с гетинаксовым диском 9 (см. рис.4). Вынуть изоляционную трубу 17.
Рис.7. Упор для заворачивания пальцев камеры П1
Рис.7. Упор для заворачивания пальцев камеры П1
5.4.8. Вывернуть болты 8, крепящие нижнюю дугогасительную решетку 18 к цилиндру камеры. Вынуть дугогасительную решетку.
5.4.9. Вывинтить болты, крепящие корпус промежуточного контакта 7 к цилиндру камеры. Вынуть промежуточный контакт из камеры.
5.4.10. Вывинтить гайки, крепящие держатель 2 к верхнему кольцу 5, снять держатель 2 с верхним контактом 6.
5.4.11. Вывинтить гайку конического болта, установленного в разрезе верхнего кольца 5, снять шайбы.
5.4.12. Вывинтить пальцы 4, крепящие верхнее кольцо 5 к цилиндру камеры, с помощью приспособления П1. Вынуть из камеры держатель 2 с верхними контактом 6, верхним кольцом 5 и кольцом держателя 1.
5.4.13. Вывернуть болты 8, крепящие верхнюю дугогасительную решетку 18 к цилиндру камеры. Вынуть решетку.
5.5. Разборка шунтирующих резисторов
5.5.1. Измерить сопротивление шунта, оно должно быть в пределах 750±20 Ом. При отклонении от этого параметра разобрать шунт.
5.5.2. Вывернуть один из двух специальных болтов, посредством которых шунт крепится к дугогасительной камере.
5.5.3. Вывернуть изоляционный болт, крепящий крышку шунта, с того же конца шунта, с которого вывернут специальный болт. Снять крышку шунта.
5.5.4. Вынуть внутренний цилиндр с намотанной на него спиралью.
5.6. Разборка маслоуказателей
5.6.1. Вывинтить гайки 7 (рис.8) с винтов 6 со стороны верхнего конца маслоуказателя, с нижнего конца ослабить гайку 7.
Рис.8. Указатель уровня масла
Рис.8. Указатель уровня масла:
1, 11 — трубки; 2 — шайба; 3, 9 — планки; 4 — прокладка; 5 — ограничитель; 6 — винт М6х45; 7 — гайка М6; 8 — головка; 10 — кольцо
5.6.2. Снять со стороны верхнего конца маслоуказателя планку 9, прокладку 4 и ограничитель 5. Вытянуть стеклянную трубку 11 через верхнюю головку 8.
5.6.3. Вывинтить гайку 7, снять планку 9, прокладку 4 и ограничитель 5 со стороны нижнего конца маслоуказателя.
5.7. Разборка газоотводов
5.7.1. Вывернуть болты и снять верхнюю крышку коробки механизма.
5.7.2. Вывинтить трубу 38 (см. рис.3) с фарфоровыми шариками из патрубка 36.
5.7.3. Снять колпачок 39 с трубы 38. Высыпать фарфоровые шарики из трубы 38 в посуду с чистым трансформаторным маслом для их промывки.
5.8. Снятие масляных буферов
5.8.1. Для снятия масляных буферов вывинтить стопорные винты из установочных колодок, затем вывинтить буферы.
5.9. Разборка привода
5.9.1. Снять у контакторов включения электромагнитного привода дугогасительные камеры для осмотра контактов.
5.9.2. Разборку механизма привода производить только при наличии неисправностей, мешающих дальнейшей нормальной работе. Во время разборки не допускать механических повреждений деталей: вмятин, зазубрин, сколов, срыва резьбы.
5.10. Разболтить и снять крышки механизмов 10 (см. рис.2) трех полюсов выключателя для осмотра и дефектации деталей и сборочных единиц передаточного механизма.
5.11. Разболтить и снять крышку 12 нижнего бокового лаза, обеспечивающего доступ к доске выводов электроподогрева и электронагревателям.
5.12. Вывинтить гайки и снять вентили для слива масла.
5.13. При необходимости замены маслонаполненного ввода вывинтить гайки, крепящие ввод к крышке коробки трансформаторов тока, снять шайбы. Ввернуть в металлический фланец ввода рым-болты, застропить ввод согласно рис.9, вывести его из бака с помощью автокрана и уложить в подготовленную тару.
Внимание! Во время снятия ввода следить, чтобы нижняя фарфоровая рубашка ввода не повредила изоляцию трансформаторов тока.
Рис.9. Стропка ввода
6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ДЕФЕКТАЦИЮ И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
6.1. Общие требования
6.1.1. Техническое состояние деталей и сборочных единиц определяется внешним осмотром и проверкой размеров и параметров с помощью мерительного инструмента и приборов.
6.1.2. При осмотре деталей особое внимание обратить на места концентрации напряжений.
6.1.3. По результатам осмотра детали и сборочные единицы выключателя делятся на три группы: годные к эксплуатации без ремонта; требующие ремонта; подлежащие замене.
6.1.4. Замене подлежат детали с дефектами, устранение которых технически и экономически нецелесообразно или ремонт которых не гарантирует восстановление технических характеристик детали (сборочной единицы).
6.1.5. Дефектацию и ремонт деталей и сборочных единиц произвести согласно требований, изложенных в пп.6.2-6.12.
6.2. Крепежные детали
6.2.1. Состояние резьбы проверить внешним осмотром, а также навинчиванием гаек (вворачиванием болтов) от руки.
6.2.2. Посадку шпилек проверить простукиванием. Шпильки без дефектов вывинчивать не рекомендуется.
6.2.3. Детали с резьбовыми поверхностями подлежат замене при наличии следующих дефектов:
а) забоин, задиров, выкрашиваний и срывов резьбы более одного витка;
б) люфтов при навинчивании гайки (вворачивании болта);
в) трещин и несмываемых пятен ржавчины;
г) повреждений граней и углов на головках гаек и болтов более 5% номинального размера.
6.2.4. Детали с резьбовыми поверхностями подлежат ремонту при местных повреждениях общей протяженностью не более 10% длины витка. Дефекты устранять прогонкой резьбонарезным инструментом.
6.2.5. Шплинты и стопорные шайбы подлежат замене при наличии трещин и изломов.
6.2.6. Пружинные шайбы, бывшие в эксплуатации, допускаются к повторному применению при разводе концов шайбы не менее полуторной ее толщины.
6.3.1. Цилиндрические винтовые пружины подлежат замене при наличии:
г) потери упругости, более допускаемой заводской характеристикой;
д) неравномерности шага витка по всей длине пружины более 10%, за исключением концевых поджатых витков и пружин, работающих на сжатие.
6.3.2. Упругость контролировать измерением динамометром усилия пружины, сжатой согласно заводской характеристике. Характеристики пружин приведены на рис.10-12.
Рис.10. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (внутренняя).
Рис.10. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (внутренняя) H (перелет); Н (включенное положение); Н (предварительное нажатие)
Рис.11. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (наружная).
Рис.11. Характеристика пружины контакта дугогасительной камеры (наружная) Н (перелет); Н (включенное положение); Н (предварительное нажатие)
Рис.12. Характеристика отключающей пружины дугогасительной камеры.
Рис.12. Характеристика отключающей пружины дугогасительной камеры Н (перелет); Н (включенное положение); H (предварительное нажатие)
Рекомендуется измерять упругость отключающих пружин только в случае несоответствия скоростей отключения выключателя (при отсутствии других причин, вызывающих замедление).
6.4. Резиновые прокладки
6.4.1. Состояние резиновых прокладок определяется внешним осмотром.
6.4.2. Резиновые прокладки подлежат замене при наличии следующих дефектов:
а) трещин, срезов, расслоений;
б) остаточной деформации более 25% первоначальной толщины;
в) потери эластичности;
г) раковин, пузырей, посторонних включений.
6.5. Металлические детали
6.5.1. Ответственные детали и сборочные единицы со специальными покрытиями и термически обработанными рабочими поверхностями, а также детали из цветных металлов подлежат замене при наличии трещин любого расположения, раковин, пор, обломов и сколов.
6.5.2. Замене подлежат детали со специальными покрытиями при наличии несмываемой ржавчины в зоне рабочих поверхностей.
6.5.3. При необходимости проведения сварочных работ применяемые материалы и электроды должны обеспечивать восстановление первоначальной прочности и жесткости детали (сборочной единицы) без изменения геометрических размеров и ухудшения внешнего вида. Контроль сварки производить внешним осмотром.
Гибкие связи контактов дугогасительных устройств подлежат замене при наличии трещин или разрывов токоведущих лент.
6.7. Контакты, контактные поверхности
6.7.1. Контакты подлежат замене при наличии деформаций, трещин любого расположения и отслоения металлокерамических напаек.
6.7.2. Наружные контактные поверхности (места присоединений токоведущих шин, аппаратные зажимы и т.д.) зачастить до металлического блеска и смазать техническим вазелином.
6.8. Изолирующие штанги, направляющие и изоляционные цилиндры дугогасительных камер
6.8.1. Изолирующие штанги, направляющие в изоляционные цилиндры дугогасительных камер подлежат замене при обнаружении в них трещин, выпучиваний и расслоений материала.
6.8.2. Сопротивление изоляции штанг, направляющих и изоляционных цилиндров камер, измеренное мегаомметром на напряжение 2500 В, должно быть не ниже 1000 МОм.
6.9. Маслонаполненные вводы
6.9.1. При осмотре фарфоровых покрышек обратить внимание на:
а) отсутствие сколов и следов ударов;
б) отсутствие трещин любых размеров;
в) состояние глазури.
6.9.2. При обнаружении дефектов, снижающих механическую и диэлектрическую прочность, изоляторы подлежат замене. К таким дефектам относятся:
а) продольные и кольцевые трещины;
б) осыпание глазури или образование цека (тонких, едва заметных трещин глазури);
в) поверхностные сколы на ребрах изолятора площадью, превышающей 200 мм и глубиной более 3 мм;
г) мушки (мелкие, резко заметные на поверхности изолятора окрашенные пятна, точки, не нарушающие целостности глазури); если их площадь более 50 мм ;
д) металлические вкрапления, ожоги и спекания глазури.
6.9.3. Допускаются незначительные наколы (мелкие, точечные углубления на поверхности глазури без образования углублений), не поражающие фарфор изолятора.
6.9.4. Сопротивление изоляции ввода должно быть не ниже 1000 МОм.
6.9.5. Значение изоляции ввода должно быть не более 0,8%.
6.10.1. Проверить целостность всех деталей и сборочных единиц механизма привода. Искривление осей и валов в их средней части допускается не более 0,2-0,3 мм. Уменьшение диаметра вала или оси по сравнению с первоначальными, а также эллипсность деталей в месте их износа допускаются не более чем на 0,4 мм. Увеличение диаметра отверстий и их эллипсность допускаются не более чем на 0,4 мм.
6.10.2. Проверить состояние рабочих поверхностей отключающей 15 (см. рис.3) и удерживающей 22 собачек, ролика 16 и оси 21. Седловины и вмятины на рабочих поверхностях собачек, роликов и осей допускаются глубиной до 0,3 мм.
6.10.3. Проверить наличие и состояние втулок 52 на валике 51. При отсутствии втулок установить их, а при неудовлетворительном состоянии — заменять новыми.
6.10.4. Проверить сопротивление включающей катушки, которое должно быть 0,46±0,0184 Ом.
6.10.5. Проверить сопротивление отключающей катушки, которое должно быть 22±1,76 Ом при 110 В или 88±7,05 Ом при 220 В.
6.10.6. Проверить мегаомметром на напряжение 1000 В сопротивление изоляции включающей и отключающей катушек и подводящих проводов, которое должно быть не ниже 1 МОм.
6.11. Передаточный механизм
Проверить целостность шплинтов и шайб, отсутствие вмятин и наклепа на концах осей, отсутствие искривлений осей и рычагов коромысел.
6.12. Технические требования на дефектацию и ремонт сборочных единиц выключателя
6.12.1. Контакт (поз.1 рис.13)
Материал: медь с вольфрамо-серебряными напайками КМК-A61.
Количество на изделие — 12.
Позиция на рисунке
Способ установления дефекта и контрольный инструмент
Источник