- Ремонт КПП на УАЗ Хантер
- Ремонтные работы
- Причины и методы устранения проблемы
- Коробка передач УАЗ
- 4.2 Коробка передач УАЗ.
- Техническое обслуживание
- Ремонт
- Снятие коробки передач с автомобилей семейства УАЗ–31512
- Снятие коробки передач с автомобилей сенейства УАЗ–3741
- Разборка коробки передач, синхронизированной частично
- Разборка синхронизированной коробки передач
- Разборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741
- Оценка технического состояния деталей
- Сборка коробки передач, синхронизированной частично
- Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–31512
- Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741
- Сборка синхронизированной коробки передач
Ремонт КПП на УАЗ Хантер
Резкое переключение либо включение КПП УАЗ Хантер может привести к появлению стука в данном устройстве. При эксплуатации транспортного средства возможно снижение уровня смазки в КПП до 8 мм по отношению к нижней точке заливного отверстия и одновременное его увеличение в раздаточном агрегате.
Ремонтные работы
5-ступенчатая кпп для авто
Чтобы собрать детали промежуточного вала КПП УАЗ потребуется:
- установить внешнее переднее кольцо подшипника в соответствующее отверстие;
- установить роликовый подшипник на промежуточный вал;
- монтаж 2-х половин стопорного кольца;
- установка уплотнительного кольца;
- установка подшипника вторичного вала;
- монтаж прокладки и упорного кольца;
- фиксация стопорного кольца;
- установка подшипника на первичный вал и фиксация крышки к последнему агрегату;
- вставка сальника в соответствующую крышку;
- фиксация бумажной прокладкой;
- регулировка масляной разводки;
- установка боковой крышки в картер.
Коробка передач рассматриваемого автомобиля имеет свои параметры и размеры. Эти данные нужно учитывать при проведении ремонтных работ. Осевой зазор вторичного вала должен равняться 0,15-0,302.
Что касается осевого зазора подшипника, то этот показатель должен равняться 0,08-0,15 мм. Момент затяжки каждого болта: M8 = 12-25 Нм; M10 = 15-25 Нм. У каждой поверхности существует уплотнитель. Элементы коробки передач, представленные в виде кромки сальника, шестерни, уплотнителя и прочих деталей, нужно смазать соответствующим составом. Передачи должны переключаться без заедания.
При поломке либо выходе из строя составляющих агрегатов коробка передач на Хантере разбирается. Для этого потребуется снять первичный вал и болты фиксации крышки подшипника. Последний агрегат демонтируется.
Затем снимается бумажная прокладка, упорная шайба и стопорное кольцо. При помощи специального съемника устраняется подшипник первичного вала и узел.
Следующий шаг заключается в демонтаже вторичного вала, шайбы упорной и подшипника (при помощи специального съемника).
Причины и методы устранения проблемы
Коробка передач УАЗа Хантера ремонтируется в случае выхода из строя различных составных элементов. К основным причинам затрудненного переключения КПП автомеханики относят:
- неправильно отрегулированное сцепление – в этом случае данный механизм подвергается регулировке;
- заедание троса привода либо тяги – потребуется смазать перечисленные механизмы либо устранить неполадки;
- заедает шток вилки – проверяется установка задней секции картера, при выявлении поломки ее потребуется устранить;
- заедают детали внутреннего механизма, включая вилки, ползуны или синхронизаторы, – рекомендуется разобрать и проверить состояние агрегатов (изношенные или поврежденные элементы заменяются);
- несоответствие марки залитой жидкости – масло заменяется;
- в случае износа блокирующих колец или поверхности шестерен потребуется проверить зазор между венцом и кольцом; данный показатель не должен быть меньше 0,77 мм, при наличии этих данных проверяется состояние поверхностей блокирующего кольца и шестерни.
Коробка в разобранном виде
Скрип может появляться при переключении КПП по следующим причинам:
- неверно отрегулировано сцепление;
- заедает тяга или трос привода – в этом случае смазываются трущиеся элементы;
- незначительное количество масла или несоответствие его марки – жидкость меняется, проверяется наличие течи;
- изношенные или поврежденные детали КПП – разборка и проверка состояния всех агрегатов.
Автовладельцы УАЗа Хантера могут услышать шум со стороны КПП в следующих ситуациях:
- Незначительный уровень масла.
- Слабая затяжка болтов фиксации картера трансмиссии либо сцепления.
- Наличие грязи, опилок и прочего мусора в КПП.
- Изношенные либо поврежденные детали коробки передач, шестерен и подшипников.
Коробка передач Хантера может самопроизвольно выключаться в некоторых случаях:
- при несцентрированном картере сцепления;
- ослабленное крепление рычага переключения КПП;
- изношенность нейлонового вкладыша кулисы;
- изношенность или повреждение первичного вала и подшипников;
- поврежден сам механизм переключения передач, включая вилки, муфты, пружины и прочие составные элементы;
- повреждены либо изношены зубья шестерен, возможно наличие люфта вала коробки передач из-за износа шайб и шестерен – в этом случае потребуется демонтировать, разобрать и проверить состояние всех составляющих элементов;
- при износе втулки направляющего подшипника первый агрегат заменяется новым аналогом.
Система шестерен внутри механизма
Специалисты выделяют несколько причин, из-за которых не включается передача:
- изношен или поврежден механизм переключения передач;
- изношен шарик фиксатора либо вышла из строя пружина – в этом случае подтягиваются болты крышки либо заменяются изношенные элементы;
- вышел из строя соответствующий рычаг.
Если передача не выключается, тогда потребуется:
- проверить на наличие износа или повреждения штока, вилки, винта ползуна и пружины;
- проверить, не вышли ли из строя зубья шестерен валов;
- проверить на наличие износа или повреждения рычага переключателя, неправильной сборки либо поломки рассматриваемого устройства, включая износ шестерен и элементов фиксации синхронизаторов.
Автомеханики не рекомендуют проводить ремонтные работы, связанные с поломкой КПП на УАЗе Хантере, без наличия должного опыта и знаний.
Источник
Коробка передач УАЗ
4.2 Коробка передач УАЗ.
Рис. 3.10. Коpобка пеpедач синхронизированная:
1 – первичный вал; 2 – пеpедняя кpышка; 3 – специальная гайка; 4,14,17,28 – стопоpные кольца; 5 – пpокладка; 6,15,20,30 – подшипники; 7 – пеpедний подшипник вторичного вала; 8 – каpтеp; 9 – муфта синхpонизатоpа III и IV пеpедач; 10 – шестеpня III пеpедачи; 11 – шестеpня II пеpедачи; 12 – муфта синхpонизатоpа I и II пеpедач; 13 – шестеpня I пеpедачи; 16 – вторичный вал; 18 – шайба; 19 – pаспоpное кольцо; 21 – специальный болт; 22 – тарельчатая пружина; 23 – пpомежуточный вал; 24 – ось шестеpни заднего хода; 25 – шестеpня заднего хода; 26 – пpобка; 27 – блок шестеpен пpивода пpомежуточного вала и III пеpедачи; 29 – кpышка
Рис. 3.9. Коpобка пеpедач, синхpонизированная частично:
1 – каpтеp; 2 – шестеpня пpивода пpомежуточного вала; 3 – подшипник пpомежуточ-ного вала; 4 – гайка; 5 – пpомежуточный вал; 6 – кpышка подшипника; 7 – пеpедняя кpышка; 8 – первичный вал; 9 – специальная гайка; 10 – пеpедний подшипник вторичного вала; 11 – муфта синхpонизатоpа; 12 – вторичный вал; 13 – шестеpня III пеpедачи; 14 – шестеpня II пеpедачи; 15 – шестеpня I пеpедачи; 16 – задний подшипник вторичного вала; 17 – стопоpные кольца; 18 – болт кpепления заднего подшипника пpомежуточного вала; 19 – подшипник блока шестеpен заднего хода; 20 – ось блока шестеpен заднего хода; 21 – блок шестеpен заднего хода; 22 – pаспоpная втулка; 23 – шестеpня II пеpедачи пpомежуточного вала; 24 – шестеpня III пеpедачи пpомежуточного вала; 25 – пpобка сливного отвеpстия каpтеpа
На автомобили может устанавливаться коробка с синхронизатором только для III и IV (прямой) передач (рис. 3.9, далее – коробка передач, синхронизированная частично) или с синхронизаторами для всех передач переднего хода (рис. 3.10, далее – коробка передач синхронизированная).
Коробки в сборе взаимозаменяемы, но детали этих коробок и механизмов переключения не взаимозаменяемы.
Техническое обслуживание
В процессе эксплуатации проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания.
При обнаружении течи выясните причину и неисправные детали замените (прокладки, заглушки и т.п.).
Периодически проверяйте крепление коробки передач, а также крепление и регулировку механизма управления коробкой на автомобилях семейства УАЗ–3741.
Момент затяжки болтов и гаек крепления коробки передач к картерам сцепления и раздаточной коробки должен быть от 39 до 55 Н·м (4,0–5,6 кгс·м)
Порядок регулировки изложен в разделе «Ремонт». Сами коробки передач регулировок не имеют.
Ремонт
Снятие коробки передач с автомобилей семейства УАЗ–31512
Снятие проводите в следующем порядке:
1. Слейте масло из коробки передач и раздаточной коробки.
2. Снимите крышку люка пола кузова над коробкой передач.
3. Снимите вилку выключения сцепления.
4. Снимите колпачковую масленку подшипника выключения сцепления и отсоедините от нее шланг смазки подшипника.
5. Снимите поперечину рамы, расположенную под стояночным тормозным механизмом.
6. Снимите рычаги переключения передач с коробки передач и раздаточной коробки (открытое отверстие в коробке передач закройте временной пробкой).
7. Поддержите двигатель снизу с помощью домкрата или другого устройства.
8. Отверните и разберите задние опоры подвески двигателя.
9. Отсоедините фланцы карданных валов.
10. Снимите рычаг стояночной тормозной системы.
11. Отсоедините гибкий вал спидометра.
12. Отверните четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
13. Отведите коробку передач вместе с раздаточной коробкой (агрегат) назад до выхода первичного вала из картера сцепления.
14. Опустите агрегат вниз.
Установку агрегата на автомобиль производите в обратном порядке.
Снятие коробки передач с автомобилей сенейства УАЗ–3741
Снятие проводите в следующем порядке:
1. Слейте масло из коробки передач и раздаточной коробки.
2. Снимите вилку выключения сцепления.
3. Снимите колпачковую масленку подшипника выключения сцепления и отсоедините ее от шланга смазки подшипника.
4. Отсоедините тяги переключения передач от механизма переключения передач и раздаточной коробки.
5. Поддержите двигатель снизу с помощью домкрата или другого устройства.
6. Отверните и разберите задние опоры подвески двигателя.
7. Отсоедините фланцы карданных валов.
8. Отсоедините трос привода стояночного тормозного механизма.
9. Отсоедините гибкий вал спидометра.
10. Отверните четыре гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
11. Отведите агрегат назад до выхода первичного вала из картера сцепления.
12. Опустите агрегат вниз.
Установку агрегата на автомобиль производите в обратном порядке.
Отсоединение коробки передач от раздаточной коробки
1. Установите агрегат вертикально на барабан стояночного тормозного механизма.
2. Включите в раздаточной коробке прямую передачу.
3. Отверните три гайки шпилек и два болта крепления коробки передач к раздаточной коробке.
4. Поднимая коробку передач вверх, отсоедините ее от раздаточной коробки (рис. 3.15).
5. После снятия коробки передач на раздаточной коробке остается прокладка, пластина подвески, вторая прокладка и упорное кольцо подшипника промежуточного вала коробки передач.
Разборка коробки передач, синхронизированной частично
Разборку проводите в следующем порядке:
1. Снимите боковую крышку с механизмом переключения.
2. Снимите крышку подшипника первичного вала.
3. Проверните первичный вал вырезом в сторону шестерни привода промежуточного вала и выньте первичный вал с роликами и блокирующим кольцом синхронизатора.
4. Выверните стопорный винт оси блока шестерен дальнего хода и выпрессуйте ось назад, снимая блок шестерен заднего хода (рис. 3.16).
5. Снимите пластины, крепящие задний подшипник вторичного вала.
6. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора (рис. 3.17) и выньте вторичный вал назад. При этом все шестерни с вала снимутся, а подшипник останется на валу.
7. Отверните специальным ключом крышку переднего подшипника промежуточного вала.
8. Отверните специальным ключом гайку переднего подшипника промежуточного вала и выньте промежуточный вал вместе с подшипником назад (рис. 3.18). При этом шестерни привода II и III передач снимутся с вала.
9. Отверните специальным ключом гайку крепления подшипника первичного вала, которая имеет левую резьбу.
10. Снимите с помощью съемника подшипник с первичного вала (рис. 3.19).
11. Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала. Болт крепления подшипника имеет левую резьбу и застопорен тарельчатой пружиной.
Разборка синхронизированной коробки передач
Разборку производите в следующем порядке:
1. Снимите боковую крышку с механизмом переключения.
2. Используя резьбовое отверстие М8 в заднем торце оси промежуточной шестерни заднего хода, выпрессуйте ось назад, снимите шестерню.
3. Снимите крышку подшипника первичного вала.
4. Снимите крышку переднего подшипника промежуточного вала.
5. Выверните болт крепления заднего подшипника промежуточного вала (болт имеет левую резьбу) и снимите тарельчатую пружину болта.
6. С помощью съемника снимите задние подшипники первичного и вторичного валов за их стопорные кольца.
7. Снимите стопорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
8. Установите коробку так, чтобы промежуточный вал был вверху, подвиньте промежуточный вал вперед до упора блока шестерен промежуточного вала в картер.
9. Подайте промежуточный вал вместе с задним подшипником назад до выхода внутренней обоймы переднего подшипника из роликов и заднего подшипника из картера.
10. Снимите с помощью съемника задний подшипник промежуточного вала.
11. Установите коробку передач люком под механизм переключения вверх.
12. Выньте из картера коробки передач первичный вал, блокирующее кольцо IV передачи, вторичный вал в сборе (поддерживая распорное кольцо шестерни I передачи) и промежуточный вал в сборе.
Разборка вторичного вала
1. Снимите упорную шайбу и шестерню I передачи с игольчатым подшипником.
2. Снимите стопорные кольца ступиц синхронизаторов с помощью съемника и упорную шайбу.
3. Снимите синхронизатор I и II передач совместно с шестерней II передачи.
4. Снимите стопорное кольцо, шпонку и подшипник шестерни II передачи.
5. Снимите синхронизатор III и IV передач совместно с шестерней III передачи.
6. Снимите стопорное кольцо, шпонку, распорную втулку и подшипник шестерни III передачи.
Рис. 3.20. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–31512:
1 – pычаг пеpеключения пеpе-дач; 2 – уплотнитель; 3, 22 – штифты; 4 – пpужина pычага; 5 – опоpа pычага; 6 – боковая кpышка коpобки пеpедач; 7 – кpышка пpедохpанителя; 8 – стопоpное кольцо; 9 – пpедохpанитель; 10 – пpужина пpедохpанителя; 11 – шаpиковый фиксатоp; 12 – пpужина фиксатоpа; 13 – вилка включения I и II пеpедач; 14 – вилка включения III и IV пеpедач; 15 – вилка включения заднего хода; 16 – винт; 17 – шплинт; 18 – выключатель фонаpя заднего хода; 19 – пpобка; 20 – шток вилки включения I и II пеpедач; 21 – плунжеp; 23 – шток вилки III и IV пеpедач; 24 – шток вилки включения заднего хода
Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–31512 (рис. 3.20)
Разборку проводите в следующем порядке:
1. Отверните четыре винта опоры рычага переключения и снимите опору с рычагом и поджимной пружиной (эта операция делается перед снятием всего агрегата с автомобиля).
2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (рис. 3.21).
3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик.
4. Расшплинтуйте и выверните стопорные винты вилок.
5. Выпрессуйте штоки (рис. 3.22) вилок переключения через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и IV передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.
6. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков.
7. Выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.
8. Отверните три винта и снимите крышку предохранителя и возвратную пружину.
9. Выдвиньте плунжер предохранителя наружу, снимите стопорное кольцо и выньте плунжер. При этом придерживайте от выпадения шарик фиксатора плунжера.
10. Выньте пружину и шарик фиксатора.
Рис. 3.23. Механизм пеpеключения пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741:
1 – шток вилки включения заднего хода; 2 – вилка заднего хода; 3 – шток вилки включения III и IV пеpедач; 4 – вилка III и IV пеpедач; 5 – вилка I и II пеpедач; 6 – шток вилки включения I и II пеpедач; 7 – шплинт–пpоволока; 8 – заглушка; 9 – шайба; 10 – вал пеpеключения пеpедач; 11 – боковая кpышка; 12 – муфта пеpеключения пеpедач; 13 – блокиpующая пpужина; 14 – пpокладка; 15 – кpышка сальника; 16 – pычаг пеpеключения; 17 – пpобка; 18,20 – пpужины фиксатоpа; 19 – замочный плунжеp; 21 – шаpик фиксатоpа; 22 – pычаг выбора передач; 23 – избиpательный pычаг; 24 – штифт; 25 – выключатель фонаpя заднего хода; 26 – заглушка
Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–3741 (рис. 3.23)
Разборку производите в следующем порядке:
1. Извлеките три заглушки отверстий штоков в одном из торцев крышки (см. рис. 3.21).
2. Расшплинтуйте и выверните винты стопорения вилок.
3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик фиксатора.
4. Выпрессуйте штоки (см. рис. 3.22) через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и ГУ передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.
5. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков; выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.
6. Отверните гайку и снимите со шлицев рычаг 22 (см. рис. 3.23),
7. Выбейте вниз штифт 24 крепления оси рычага 23 и выньте ось вместе с рычагом выбора.
8. Отверните гайку и снимите рычаг 16.
9. Отверните три болта, снимите крышку 15 сальника и выньте пружину. Опустив вал 10 с муфтой 12 и двумя шайбами, выньте вал через боковую полость крышки.
Примечание Перед снятием рычагов 22 и 16 заметьте взаимное положение рычагов на валиках для того, чтобы установить рычаги в прежнее положение.
Разборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741
Разборку производите в следующем порядке:
Рис. 3.24. Механизм упpавления переключением пеpедач автомобилей семейства УАЗ–3741:
1 – pычаг пеpеключения пеpедач; 2 – уплотнитель механизма; 3 – выбиpающий pычаг механизма; 4 – пеpеключающий pычаг механизма; 5 – веpтикальная тяга пеpеключения; 6 – пpомежуточный pычаг пеpеключения; 7 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 8 – гоpизонтальная тяга выбоpа; 9 – pычаг переключения пеpедач; 10 – pычаг выбоpа пеpедач; 11 – гоpизонтальная тяга пеpеключения; 12 – кpонштейн пpомежуточный pычагов; 13 – пpомежуточный pычаг выбоpа; 14 – веpтикальная тяга выбоpа; 15 – пpесс-масленки
1. Отсоедините тяги 8 и 11 (рис. 3.24) от рычагов 9 и 10.
2. Отверните тяги 5 и 14 от рычагов 6 и 13.
3. Отсоедините кронштейн 12 промежуточных рычагов.
4. Снимите кронштейн механизма вместе с рычагом 1 переключения передач.
5. Промойте детали механизма управления.
6. Выявите внешним осмотром износы в рычагах и тягах.
7. Замените изношенные детали.
Оценка технического состояния деталей
После разборки все детали коробки передач тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите.
Картер коробки передач. Внешним осмотром выявите трещины, сколы, изломы приливов и крепежных ушков, состояние резьбы в отверстиях, отсутствие забоев и заусенцев на уплотняемых поверхностях. Картер, имеющий трещины, сколы и изломы, замените. Мелкие неисправности устраните.
Шестерни. На зубьях не должно быть сколов и забоин. Боковая поверхность зубьев не должна иметь следов выкрашивания и смятия, на торцовых поверхностях шестерен не должно быть задиров. Посадочные поверхности не должны иметь повреждений и износа, нарушающих центровку деталей. Зубчатые венцы синхронизаторов не должны иметь разрушений зубьев и электрозаклепок.
Шестерня I передачи коробки передач, синхронизированной частично, не должна иметь заусенцев, выходящих за пределы высоты шлицев со стороны включения II передачи. Заусенцы зачистите. Шлицы этой шестерни, сопряженные с посадочными поверхностями вторичного вала, не должны иметь со стороны внутреннего диаметра наплывов металла на концах. Если они имеются, такую шестерню при сборке соедините со вторичным валом так, чтобы посадка осуществлялась через другие шлицы, ранее не участвовавшие в посадке. Негодные детали замените.
Первичный вал не должен иметь повреждений на зубьях венца включения IV передачи. На поверхности качения роликового подшипника не должно быть выкрашивания. Шлицы вала не должны иметь забоин (ведомый диск сцепления должен перемещаться по ним свободно). Изношенный вал замените.
Вторичный вал не должен иметь задиров и глубоких рисок на посадочных поверхностях под шестернями I, II и Ill передач, сколов шлицев и выкрашивания на поверхности качения роликового подшипника. Изношенный вал замените.
Промежуточный вал не должен иметь повреждений резьбы и зубьев (смятие, выкрашивание). Изношенный вал, блок шестерен вала (на синхронизированной коробке передач) замените.
Синхронизатор. Проверьте соединение муфты 1 (см. рис. 3.11 и 3.13) синхронизатора со ступицей 2 и при значительных взаимных перемещениях, превышающих в два раза указанные на рисунках, в направлении, перпендикулярном оси детали, комплект муфты со ступицей замените. Подбор нового комплекта производите согласно указаниям рис. 3.11 и 3.13. Муфту синхронизатора при повреждении или износе зубьев замените. Блокирующие кольца синхронизатора замените, если зазор между торцем кольца и торцем венца включения передачи менее 0,3 мм, а также если кольцо деформировано.
Подшипники не должны иметь повреждений сепараторов, трещин и сколов колец, выкрашивания беговых дорожек шариков, а также ощутимого радиального и осевого люфта. Сепараторы подшипников не должны иметь повреждений. Изношенные подшипники замените.
Боковая крышка коробки передач не должна иметь сколов, трещин, повреждений уплотняющих поверхностей и отверстий для установки заглушек.
Штоки должны быть прямолинейны и не иметь выкрашивания в зоне работы замков и фиксаторов. Замочный штифт штока III,IV передач должен свободно перемещаться в отверстии, не выпадая из него. Длина штифта с учетом износа не должна быть меньше 9,8 мм. Изношенные детали замените.
Рис. 3.12. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач коробки передач, синхронизированной частично:
А – вилка I, II пеpедач; Б – вилка III, IV пеpедач
Рис. 3.14. Контpольные pазмеpы вилок пеpеключения пеpедач синхронизированной коробки передач:
А – вилка I и II пеpедач; Б – вилка III и IV пеpедач
Вилки не должны иметь трещин и погнутостей.
Положение лапок вилок относительно паза переключения должно соответствовать размерам, показанным на рис. 3.12 и 3.14. Если износ пазов переключения достигает 1 мм, вилку замените.
Прочие детали. Упорные шайбы шестерен и шпонки не должны иметь задиров.
Маслоотражатели должны иметь правильную форму и не задевать за соседние детали.
Тарельчатая пружина болта крепления заднего подшипника промежуточного вала не должна иметь трещин.
Уплотнительное резиновое кольцо крышки переднего подшипника промежуточного вала не должно иметь разрывов и трещин.
Крышка первичного вала не должна иметь трещин, изломов и повреждений рабочих и посадочных поверхностей.
Цапфы в опоре рычага переключения передач не должны раскачиваться в своих гнездах.
Резиновый уплотнитель рычага переключения не должен иметь разрывов и сквозных трещин.
Все изношенные детали замените. При ремонте коробки передач пользуйтесь данными табл. 3.1.
Сборка коробки передач, синхронизированной частично
Сборку коробки передач производите, начиная с подсборки ее узлов, в следующем порядке:
Сборка первичного вала
Рис. 3.25. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом:
1 – первичный вал; 2 – блокиpующее кольцо
1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 3.25.
2. Установите маслоотражатель.
3. Напрессуйте шариковый подшипник на вал до упора в торец маслоотражателя так, чтобы канавка на наружном кольце подшипника была смещена в сторону от зубчатого венца.
4. Наверните гайку крепления подшипника (левая резьба) и застопорите гайку раскерниванием в паз вала.
5. Установите на шариковый подшипник упорное кольцо.
6. Заложите смазку в отверстие вала и вставьте ролики (14 штук).
Рис. 3.26. Первичный вал в сбоpе
7. Вставьте стопорное кольцо роликов. Первичный вал в сборе показан на рис. 3.26.
Сборка вторичного вала
1. Установите маслоотражатель.
2. Напрессуйте двухрядный шариковый подшипник, установив его маркировкой в сторону коробки передач.
3. Закрепите подшипник на валу с помощью упорной шайбы и стопорного кольца.
Рис. 3.27. Вторичный вал в сбоpе
Вторичный вал в сборе показан на рис. 3.27.
Сборка промежуточного вала
1. Напрессуйте до упора подшипник на задний конец промежуточного вала так, чтобы канавка на наружном кольце подшипника была смещена в сторону шестерни.
2. Установите тарельчатую пружину выпуклостью в сторону головки болта.
3. Затяните болт крепления подшипника (левая резьба).
Рис. 3.28. Пpомежуточный вал в сбоpе
4. Установите упорное кольцо на подшипник.
Промежуточный вал в сборе показан на рис. 3.28.
Сборка комплекта шестерни третьей передачи
Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 3.25.
Подсборка блока шестерен заднего хода с подшипником
1. Установите стопорное кольцо в одну из двух канавок отверстия блока шестерен.
2. Заложите в отверстие последовательно упорное кольцо, подшипник и еще одно упорное кольцо.
3. В канавку надежно установите стопорное кольцо.
Сборка синхронизатора
1. Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно рис. 3.11 или используйте комплект 451Д–1701116–11, подобранный заводом-изготовителем.
Рис. 3.29. Сбоpка синхpонизатоpа
Рис. 3.30. Муфта синхpонизатоpа со ступицей:
1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – ша-pик; 5 –пpужина
2. Заложите в ступицу три пружины (рис. 3.29), три сухаря, три шарика и установите на ступицу муфту переключении. Причем более длинную часть ступицы располагайте в сторону торца муфты, имеющего фасонную фаску (рис. 3.30).
Отверстия в сухарях выполнены ступенчатыми. Сухари устанавливайте стороной с отверстиями меньшего диаметра а сторону муфты. Возможна установка в синхронизаторы цельных сухарей с выступающими полусферами, выполняющими роль шариков.
Сборка крышки промежуточного вала
Установите в канавку крышки резиновое кольцо.
Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–31512
Сборку механизма переключения передач проводите в следующем порядке:
1. Установите в гнездо пружину и шарик фиксатора предохранителя.
2. Сжимая пружину фиксатора, вставьте плунжер предохранителя в отверстие изнутри крышки до упора.
3. Установите на плунжер стопорное кольцо.
4. Вставьте в тело плунжера возвратную пружину.
5. Закройте плунжер предохранителя крышкой с прокладкой и заверните три винта с пружинными шайбами.
6. Переверните крышку большим фланцем вверх и заложите в гнезда фиксаторов пружины и шарики для штоков III и IV передач и штока заднего хода.
Рис. 3.31. Пpиспособление для сбоpки штоков и фиксатоpов:
а – сбоpка фиксатоpа; б – установка штока
7. Вставьте в крышку со стороны, противоположной фиксатору, шток вилки заднего хода, установите на шток вилку и, утапливая шарик с помощью оправки (рис. 3.31), установите шток на фиксатор нейтрального положения; таким же образом соберите последовательно все штоки и вилки, начиная со штока заднего хода. Между штоками заложите замочные штифты.
8. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте болты проволокой. Шплинтовочная проволока не должна мешать перемещению вилок.
9. В отверстие фиксатора штока I и II передач заложите шарик и пружину и заверните пробку. Имейте в виду, что пружина фиксатора штока I и II передач в свободном состоянии длиннее двух других пружин фиксаторов штоков.
10. Вставьте шесть заглушек в торцевые отверстия корпуса для штоков и расчеканьте заглушки.
11. Смажьте сферу опоры рычага переключения, собранного с цапфами, и наденьте сферу на рычаг переключения.
12. Положите прокладку на крышку механизма переключения и установите в кольцевое углубление коническую пружину.
13. Установите на крышку опору вместе с рычагом так, чтобы рычаг вошел в пружину, а опора своим приливом закрыла отверстие в корпусе и закрепите опору четырьмя винтами с пружинными шайбами.
14. Наденьте на рычаг и опору резиновый уплотнитель и наверните рукоятку.
Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741
Рис. 3.32. Установка уплотнительного кольца кpышки вала пеpеключения
1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (рис. 3.32) в крышку сальника вала переключения.
2. Установите резиновое уплотнительное кольцо в отверстие под ось избирательного рычага 23 (см. рис. 3.23).
Рис. 3.33. Сбоpка вала пеpеключения пеpедач
3. Установите на вал переключения муфту (рис. 3.33), упорную шайбу, упорную чашку пружины и пружину. Вставьте вал в корпус боковой крышки и установите крышку сальника с прокладкой, закрепите крышку тремя болтами.
Рис. 3.34. Установка избирательного pычага в сборе с осью
4. Установите избирательный рычаг в сборе с осью (рис. 3.34) в корпус крышки так, чтобы рычаг вошел в паз муфты переключения. Застопорите рычаг штифтом, который забейте снизу.
5. Переверните боковую крышку обработанным фланцем вверх и вставьте в гнезда фиксаторов пружины и шарики штока III и IV передач и штока заднего хода с помощью оправки (см. рис. 3.31).
Рис. 3.35. Сбоpка штока и вилки заднего хода
Рис. 3.36. Сбоpка штока и вилки пеpеключения III и IV пеpедач
6. Установите вилку заднего хода на шток со стороны, противоположной фиксатору, и, утопив шарик фиксатора (рис. 3.35) в корпус крышки с помощью оправки (см. рис. 3.31), установите шток в нейтральное положение.
Так последовательно соберите все штоки (рис. 3.36) и вилки. Между штоками установите замочные сухари.
Рис. 3.37. Шплинтовка пpоволокой болтов, кpепящих вилки: 1 – болт; 2 – шплинт-пpоволока
7. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте их проволокой (рис. 3.37), которая не должна мешать перемещению вилок. При креплении вилок рычаг муфты переключения должен находиться в пазу вилок.
8. Вставьте шарик и пружину фиксатора в отверстие штока I и II передач и заверните пробку. При этом имейте в виду, что пружина фиксатора штока I и II передач в свободном состоянии длиннее двух других пружин фиксаторов штоков.
9. Установите шесть заглушек в торцевые отверстия корпуса крышки, заглушку – в отверстие для вала переключения и расчеканьте их.
Рис. 3.38. Установка наpужных pычагов выбоpа и пеpеключения
10. Установите рычаги выбора и переключения (рис. 3.38) на шлицы валов и закрепите их гайками с пружинными шайбами.
Рис. 3.39. Положение pычага выбоpа и pычага пеpеключения после установки механизма на коpобку пеpедач:
А – соответствующее заднему ходу;
Б – соответствующее включению III и IV пеpедач;
В – соответствующее включению I и II пеpедач; 1 – pычаг выбоpа; 2 – pычаг пеpеключения (в нейтpальном положении)
Правильность положения рычагов проверяется при нейтральном положении шестерен в коробке передач после установки механизма переключения на коробку передач в соответствии с рис. 3.39.
Сборка коробки передач из подсобранных узлов
Дальнейшую сборку коробки передач проводите в следующем порядке:
1. Вставьте собранный промежуточный вал в картер коробки передач. Сзади последовательно наденьте на него распорное кольцо, шестерню II передачи, шестерню III передачи и шестерню привода промежуточного вала.
2. Установите вал (рис. 3.39) с подшипником до упора кольца подшипника в картер.
3. Установите на передний конец промежуточного вала шайбу, подшипник и затяните специальную гайку. Гайку раскерните для стопорения. Осевое перемещение шестерен по валу не допускается.
4. Вверните в переднее отверстие картера крышку с резиновым уплотнительным кольцом заподлицо с торцом картера. Не затягивайте крышку чрезмерным усилием, чтобы не повредить уплотнительное кольцо.
5. Смажьте жидким маслом шейки II и III передач собранного вторичного вала и, вставляя его сзади в верхнее отверстие картера, последовательно наденьте на него шестерню I передачи, шестерню II передачи, шестерню III передачи с кольцом синхронизатора, упорную шайбу, синхронизатор в сборе.
6. Осадите подшипник вторичного вала вместе с валом до канавки в подшипнике.
7. Застопорите весь комплект шестерен пружинным кольцом, установив его в канавку на переднем конце вторичного вала. Шестерни II и III передач должны свободно проворачиваться от руки.
Рис. 3.40. Установка пpомежуточного вала в коpобку пеpедач
Рис. 3.41. Стопоpение подшипника вторичного вала
8. Застопорите задний подшипник (рис. 3.41) вторичного вала двумя пластинками с винтами.
9.Установите блокирующее кольцо, притертое к конусу первичного вала, в ступицу синхронизатора.
Рис. 3.42. Установка первичного вала в каpтеp коpобки пеpедач
10. Вставьте собранный первичный вал в картер коробки передач, расположив его вырезом вниз к шестерне привода промежуточного вала. С помощью оправки установите вал (рис. 3.42) и подшипник до упора кольца подшипника в картер.
11. Установите на передний торец картера прокладку так, чтобы вырез в ней совпадал с маслосливным отверстием.
12. Установите на первичный вал крышку подшипника так, чтобы масляный канал крышки совпадал с маслосливным отверстием картера.
Рис. 3.43. Установка кpышки подшипника первичного вала
13. Закрепите крышку подшипника (рис. 3.43) четырьмя болтами с пружинными шайбами. Под два левых болта установите скобу оттяжной пружины подшипника выключения сцепления. Затяжку болтов производите с моментом от 12 до 18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).
14. Смажьте подшипник блока шестерен заднего хода жидкой смазкой, вложите блок шестерен большим венцом к отверстию картера и вставьте ось в блок через отверстие картера.
15. Запрессуйте ось блока шестерен в картер так, чтобы отверстие в оси совпадало с резьбовым отверстием М6 в стенке картера.
Рис. 3.44. Стопоpение оси блока шестеpен заднего хода
16. Вверните стопорный винт заподлицо с плоскостью разъема картера (рис. 3.44).
17. Установите на коробку передач механизм переключения и закрепите его болтами с пружинными шайбами. Перед установкой механизма переключения убедитесь, что шестерни в коробке передач и вилки механизма переключения находятся в нейтральном положении. Затяжку болтов производите с моментом от 12 до 18 Н·м (1,2–1,8кгс·м).
Сборка синхронизированной коробки передач
Сборку коробки передач производите, начиная с подсборки ее узлов, в следующем порядке:
Сборка первичного вала
Рис. 3.45. Первичный вал с пpитеpтым блокиpующим кольцом:
1 – первичный вал; 2 – блокиpующее кольцо
1. Притрите на конусе вала блокирующее кольцо до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 3.45.
2. Запрессуйте до упора шариковый подшипник уплотнительным кольцом в сторону гайки подшипника.
3. Наверните гайку крепления подшипника (левая резьба) и застопорите ее раскерниванием в паз вала.
4. Заложите смазку в отверстие вала и вставьте ролики (14 штук).
Сборка синхронизатора
Рис. 3.13. Комплектование и подбоp деталей синхpонизатоpов синхронизированной коробки передач:
А – синхpонизатоp I и II пеpедач;
Б – синхpонизатоp III и IV пеpедач; 1 – муфта; 2 – ступица
1. Подберите комплект муфты и ступицы синхронизатора с минимальными зазорами при свободном перемещении согласно рис. 3.13 или используйте комплекты 469–1701117 и 469–1701138, подобранные заводом-изготовителем.
Рис. 3.46. Муфта синхpонизатоpа со ступицей:
1 – муфта; 2 – ступица; 3 – сухаpь; 4 – шаpик; 5 – напpавляющая пpужины; 6 – пpужина
2. Заложите в ступицу три пружины (рис. 3.46), три направляющие пружины, три шарика и три сухаря и установите на ступицу муфту (муфта I и II передач изготовлена за одно целое с шестерней заднего хода). Сухари устанавливайте стороной с отверстиями меньшего диаметра в сторону муфты.
Сборка вторичного вала
1. Установите игольчатый подшипник шестерни III передачи, распорную втулку подшипника, стопорное кольцо и шпонку.
Рис. 3.47. Шестеpня III пеpедачи с пpи-теpтым блокиpующим кольцом:
1 – шестеpня III пеpедачи; 2 – блокиpующее кольцо
2. Притрите блокирующее кольцо синхронизатора на конусе шестерни III передачи до размера 0,8– 1,25 мм, как показано на рис. 3.47.
3. Смажьте подшипник трансмиссионным маслом, установите шестерню III передачи с блокирующим кольцом, упорное кольцо, установите синхронизатор III и IV передач и стопорное кольцо разрезом к шпонке ступицы.
4. Притрите блокирующие кольца синхронизатора на конусах шестерен I и II передач до размера 0,8–1,25 мм, как показано на рис. 3.47.
5. Установите игольчатый подшипник шестерни II передачи, стопорное кольцо.
6. Смажьте подшипник трансмиссионным маслом, установите шестерню II передачи с блокирующим кольцом, упорное кольцо, установите синхронизатор I и II передач.
7. Установите упорное кольцо, стопорное кольцо, шестерню I передачи с блокирующим кольцом и смазанным подшипником, распорное кольцо (маслоотражатель) установите так, чтобы штифт вторичного вала попал в паз распорного кольца (маслоотражателя).
8. Установите запорную втулку и закрепите ее (запорная втулка облегчит установку вторичного вала в сборе в картер коробки передач).
Подсборка шестерни заднего хода с подшипником
Производится аналогично сборке шестерни заднего хода с подшипником коробки передач, синхронизированной частично.
Сборка механизмов переключения передач автомобилей семейства УАЗ–31512 и УАЗ–3741
Производится аналогично сборке механизмов переключения коробки передач, синхронизированной частично.
Сборка коробки передач из подсобранных узлов
Дальнейшую сборку коробки передач производите в следующем порядке:
1. Вставьте собранный (с блоком шестерен, стопорным кольцом и внутренней обоймой роликового подшипника) промежуточный вал в картер коробки передач.
2. Вставьте собранный вторичный вал в картер коробки передач, снимите запорную втулку.
3. Установите (запрессуйте) задний подшипник вторичного вала с установленным на него стопорным кольцом. При запрессовке вторичного вала производите упор оправкой в торец шейки вала под ступицу синхронизатора. При запрессовке обратите внимание на правильность установки упорной шайбы шестерни I передачи.
4. Установите (запрессуйте) подсобранный первичный вал в картер коробки передач так, чтобы канавка под стопорное кольцо подшипника была утоплена в картер.
5. Установите промежуточный вал на место, вводя шестерни в зацепление.
6. Установите (запрессуйте) задний подшипник промежуточного вала с установленным на него стопорным кольцом до упора внутренней обоймы подшипника в торец вала и стопорного кольца в торец картера.
7. Установите наружную обойму переднего подшипника с сепаратором и роликами на передний конец промежуточного вала.
8. Закрепите задний подшипник промежуточного вала болтом с установленной на нем тарельчатой пружиной.
9. Поправьте первичный вал, чтобы канавка под стопорное кольцо вышла из картера коробки передач, установите стопорное кольцо и осадите первичный вал до упора стопорного кольца в картер.
10. Установите (запрессуйте) крышку переднего подшипника промежуточного вала до совпадения торцов крышки и картера.
11. Установите на передний торец картера прокладку так, чтобы вырез в ней совпадал с маслосливным отверстием.
12. Установите на первичный вал крышку подшипника так, чтобы маслосливной канал совпадал с вырезом в прокладке.
13. Закрепите крышку четырьмя болтами с пружинными шайбами. Под два левых болта установите скобу оттяжной пружины подшипника выключения сцепления.
14. Закрепите задний подшипник вторичного вала на валу с помощью упорного и стопорного колец.
15. Вставьте ось шестерни заднего хода в отверстие картера со стороны задней привалочной плоскости.
16. Вложите шестерню заднего хода в картер таким образом, чтобы ось входила в нее со стороны, противоположной канавке под вилку переключения.
Рис. 3.48. Установка оси пpомежуточной шестеpни заднего хода: 1 – ось; 2 – пластина
17. Запрессуйте ось шестерни заднего хода до упора в картер согласно рис. 3.48.
Сборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741
Сборку механизма производите в порядке, обратном разборке.
После сборки произведите регулировку механизма управления коробкой передач.
Регулировку производите изменением длины горизонтальных – 8,11 (см. рис. 3.24) и вертикальных – 5, 14 тяг в следующем порядке:
1. Перед началом регулировки рычаг 9 установите в нейтральное положение (N), а рычаг 10 – в положение III–IV до упора в блокирующую пружину.
2. Рычаг 1 переключения передач поставьте в положение, соответствующее выбору передач I и II. В этом положении соедините и закрепите тяги выбора 8 и 14, не допуская подтягивания рычагов.
3. После этого рычаг I поставьте в положение, соответствующее выбору передач III и IV и также свободно подсоедините тяги переключения 5 и 11.
4. По окончании регулировки проверьте полноту включения передач. Для этого включите первую передачу и убедитесь, что тяги и рычаги не упираются в соседние детали.
Такую же проверку произведите, включив задний ход. При этом обратите внимание на то, чтобы промежуточный рычаг 6 не упирался в поперечину рамы и брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2–3 мм.
Источник