Проект участка диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей грузовых автомобилей
В настоящее время топливную аппаратуру оснащают отдельными устройствами или целыми системами управления топливоподачей, позволяющими осуществлять целенаправленное изменение указанных характеристик и параметров, тем самым обеспечивая требуемый характер протекания процессов топливоподачи, смесеобразования и сгорания на каждом эксплуатационном режиме работы дизеля. Эффективное выполнение работ по обслуживанию и ремонту такой топливной аппаратуры можно обеспечить только на специальных участках ремонтной базы АТП и СТО. Для качественного выполнения технического обслуживания и ремонта необходима хорошая материально-техническая база: оборудование, отвечающее современным требованиям, комплекты необходимых инструментов и приспособлений.
Для обеспечения этих условий на действующем предприятии необходимо проведение реконструкции производственных зон и участков с заменой старого оборудования на новые современные средства диагностирования и ремонта. Необходимо внедрять новые схемы технологического процесса, которые позволят снизить трудоёмкость технического обслуживания и ремонта, сократят время простоя автомобилей в ремонте. Реконструкцию необходимо проводить таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков.
Исходя из этого я выбрал темой своего дипломного проекта участок диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей непосредственно в Автотранспортном цехе «Автоагрегатного завода». В настоящем проекте рассматривается необходимость проведения реконструкции участка топливной аппаратуры в Автотранспортном цехе «Автоагрегатный завод».
АТЦ производит перевозку металлопроката, заготовок между цехами завода, а так же производит доставку стандартных и комплектующих изделий для производства «РААЗ» из разных регионов нашей страны и из-за рубежа. Кроме того, на АТЦ производится хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава данного предприятия. Общая площадь, занимаемая АТЦ-6, 51 га. Подвижной состав предприятия составляют базовые модели грузовых автомобилей: «ЗИЛ», «КАМАЗ» и легковой автомобиль «Волга».
АТЦ имеет специализированный корпус по ремонту и техническому обслуживанию грузовых автомобилей, в котором располагаются зоны ТО и ТР, производственные участки, а также центр управления производством. АТЦ имеет централизованный склад запасных частей, который располагается в отдельном корпусе. Хранение подвижного состава производится на открытом пространстве территории предприятия. В зоне стоянки имеется газовый подогрев, который эксплуатируется в холодное время года.
Работа по ТО и КР ведётся на устаревшем оборудовании. Кроме того, при проектировании предприятия не учитывалось поступление новых марок автомобилей, поэтому наблюдается недостаточное количество технологического оборудования для качественного выполнения ТО. Кроме того, многие эксплуатируемые автомобили изношены на 70%, что зачастую не позволяет качественно производить транспортную работу. На предприятии за последнее время внедрения оборудования не наблюдалось, однако производится реконструкция участка топливной аппаратуры.
Ремонт неисправных приборов осуществляется при помощи специализированного инструмента. Их диагностика осуществляется на стендах. Площадь дизельного отделения составляет 27 м 2 . За соблюдением техники безопасности непосредственно на участке следит мастер участка. На рабочих местах имеются специальные плакаты с правилами техники безопасности. Эти правила должны неукоснительно соблюдаться рабочими. В случае нарушения, к работникам могут применяться различные виды взысканий. Для контроля за соблюдением техники безопасности по всему предприятию проводится трехступенчатый контроль При проектировании предприятия расчеты велись для определенных марок автомобилей, и не учитывалось поступление новых марок, поэтому главной проблемой для участка и для всего предприятия в целом является недостаточное количество технологического оборудования. Кроме того, на сегодняшний день, оборудование изношено или устарело морально, что не позволяет качественно выполнять работы по ремонту приборов системы питания.
Для устранения этих недостатков необходимо проведение реконструкции. Необходимо заменить устаревшее оборудование и внедрить новые средства диагностирования и ремонта, которые позволят улучшить технологический процесс и качество ремонта.
Возможные неисправности топливной аппаратуры дизеля
Система питания дизельного двигателя
Схема технологического процесса ремонта системы питания дизельного двигателя
Топливный насос высокого давления Сборочный чертеж
Карта дефектации кулачкового вала ТНВД
Схема участка диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей
Схема гидравлическая диагностического стенда
Стенд для диагностики ТНВД
Зажимное приспособление стенда диагностики Сборочный чертеж
Схема освещения участка диагностики и ремонта топливной аппаратуры
Технико-экономические показатели проекта участка диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей
1. Общая часть часть 11
- 1.1. Характеристика автотранспортного цеха «Автоагрегатного завода» 12
- 1.2. Обоснование необходимости реконструкции участка топливной аппаратуры 12
2. Технологическая часть 14
- 2.1. Типы топливных систем 15
- 2.2. Топливная система дизельных двигателей грузовых автомобилей 15
- 2.3. Особенности технического обслуживания и ремонта топливной аппаратуры 19
- 2.4. Диагностическими признаками неисправностей системы питания 20
- 2.5. Расчет производственной программы и трудоемкости ТО и ТР участка топливной аппаратуры 23
- 2.5.1. Выбор исходных данных 23
- 2.5.2. Выбор и корректирование нормативов 24
- 2.5.3. Расчет производственной программы по количеству ЕО, ТО-1, ТО-2 30
- 2.5.4. Расчеты трудоемкости ТО и ТР 33
- 2.6. Технологический расчет участка топливной аппаратуры 35
- 2.6.1. Режим работы участка 35
- 2.6.2. Расчет численности производственных рабочих 36
- 2.6.3. Распределение трудоемкости участка и рабочих по видам работ 37
- 2.6.4. Организации технологического процесса участка 39
- 2.6.5. Выбор метода организации ТО и ремонта на участке 46
- 2.6.6. Выбор технологического оборудования оснастки и производственного инвентаря 46
- 2.6.7. Расчет площади участка 48
- 2.6.8. Научная организация труда на объекте проектирования 48
- 2.6.9. Расчет коэффициента выработки нормативной трудоемкости на участке топливной аппаратуры 49
- 2.7. Карта технологического процесса на регулировку давления впрыска 51
- 2.8. Карта технологического процесса сборки топливного насоса высокого давления 53
- 2.9. Возможные неисправности топливной аппаратуры дизеля и способы их устранения 55
3. Конструкторская часть 62
- 3.1. Назначение и работа топливного насоса высокого давления 63
- 3.2. Устройство топливного насоса высокого давления 69
- 3.3. Необходимость разработки диагностического стенда для участка топливной аппаратуры 70
- 3.4. Назначение диагностического стенда 71
- 3.5. Описание гидравлической схемы стенда 75
- 3.6. Проектирование зажимного приспособления к диагностическому стенду 76
- 3.7 Определение среднего значения и коэффициента вариации предела выносливости при растяжении-сжатии для пластины к зажимному приспособлению 78
4. Экономическая часть 82
- 4.1. Расчёт плана по труду и заработной плате 83
- 4.1.1. Распределение ремонтных рабочих по разрядам 83
- 4.1.2. Расчёт фонда оплаты труда ремонтных рабочих участка топливной аппаратуры 83
- 4.1.3. Расчёт текущих затрат на реконструкцию участка топливной аппаратуры 86
- 4.1.4. Расчёт калькуляции себестоимости 88
- 4.1.5. Расчет технико-экономических показателей проекта 89
5. Безопасность проведения работ и экологичность участка 92
- 5.1. Условия безопасности работы по исключению опасных и вредных факторов 93
- 5.2. Обеспечение санитарных норм на участке топливной аппаратуры 94
- 5.3. Обеспечение электробезопасности 96
- 5.4. Расчёт освещённости участка топливной аппаратуры 96
- 5.5. Пожарная безопасность 98
- 5.6. Трёхступенчатый контроль 98
Источник
Организация участка ремонта дизельных двигателей
Участок ремонта дизельных двигателей
В данной статье мы и рассмотрим, что необходимо для оснащения дизельного топливного участка в полном объеме и какие требования в целом предъявляются к оборудованию и помещению. Перед тем как браться за оснащение участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры, первое что необходимо рассмотреть это требования которые предъявляются к помещению в котором будут проходить ремонтные работы, что является не маловажным в последующей работе.
Требования к помещению для организации участка по ремонту дизельной топливной аппаратуры:
- Участок должен располагаться в изолированном, отапливаемом и хорошо освещенном помещении площадью не менее 30 м².
К огда все предусмотрено в помещении, можно переходить к выбору оборудования с учетом того, какая специфика предполагается, т.е. в каком объеме будут проводиться ремонтные работы и чему больше будет уделяться внимание, т.к. некоторые автосервисы и ремонтные предприятия могут браться за диагностику и ремонт как двигателя, так и топливной аппаратуры, а некоторые только за ремонт топливной аппаратуры. Мы постараемся рассмотреть спектр необходимого оборудования в полном объеме.
Сегодня рынок автосервисного оборудования предлагает достаточно широкий спектр приборов, инструментов и приспособлений как импортного, так и отечественного производства. Соответственно и стоимость данного оборудования абсолютно различна, мы рассмотрим спектр оборудования, которое предлагает отечественный производитель, выпускающий свою продукцию под зарегистрированной торговой маркой «Доктор Дизель» и предлагающий максимально возможный спектр необходимого оборудования для оснащения участка по ремонту топливной аппаратуры.
Спектр выбираемого оборудования должен обеспечить: диагностику неисправностей двигателя и топливной аппаратуры, проведение регулировочных и ремонтных работ. Начнем разбираться последовательно.
Рассмотрим образцы диагностического оборудования: первоначальный этап это проведения диагностики состояния цилиндропоршневой группы двигателя, для этого применяют, во-первых, дизельный компрессометр, это не сложный прибор, но без него диагностика дизеля не возможна, завод предлагает два типа приборов моделей ДД-4200, ДД-4210 (индикаторы пневмоплотности цилиндров). Индикатор предназначен для сервисного обслуживания ДВС и поиска неисправностей. Он позволяет контролировать работоспособность отдельных цилиндров ДВС путем регистрации максимального давления сжатия (компрессии) в режиме стартерного пуска. Модели различаются только наличием фальш-форсунок для измерения компрессии в различных типах автомобилей. ДД-4200 предназначен для дизелей отечественного производства, ДД-4210 предназначен для дизелей импортного производства и имеет в наличии 14 различных фальш-форсунок с помощью которых можно охватить практически весь спектр импортных дизелей. Во-вторых, необходимо применять Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ-2), моделей ДД-4100, ДД-4120 . В основе работы АГЦ-2 лежит вакуумный метод оценки пневмоплотности цилиндропоршневой группы. При диагностики двигателя при помощи АГЦ-2 производится замер следующих параметров:
Р1 – значение полного вакуума в цилиндре
Р2 – значение остаточного вакуума в цилиндре
З амеры параметров Р1, Р2 проводятся прибором через форсуночные отверстия в процессе вращения двигателя стартером ( 3-4 сек.). По величине значения полного вакуума в цилиндре Р1 оценивается степень износа гильзы цилиндра, а та же плотность закрытия клапанов. По величине значения остаточного вакуума Р2 оценивается состояние износа поршневых, выявляется закоксовка поршневых колец, поломка колец или перегородок в кольцевой канавке поршня. Данные модели предназначены соответственно для отечественных и импортных дизелей.
Для проверки соответствия регулировок двигателя и опять же для оценки состояния двигателя применяются дымомеры. Прибор контролирует дымность дизельного двигателя в единицах коэффициента поглощения (м) и коэффициента ослабления. Завод предлагает портативные дымомеры 01МП, 01МП.01, без выхода на печатающее устройство и с выходом соответственно. Данные модификации дымомеров зарекомендовали себя неплохо в работе, а по критерию «цена-качество» лидируют среди своих аналогов.
Для определения частоты вращения дизельного двигателя и параметров впрыска топлива используется множество приборов от дизельного стробоскопа до стационарных дизель-тестеров. Специализированные мотортестеры наиболее удобные и мощные диагностические приборы. На нашем рынке их модификаций представлено достаточно мало и ценовая категория очень различна. Если взять за соотношение критерий «цена -качество» то приоритет можно отдать мотортестеру М2-2. Этот прибор позволяет определить частоту вращения двигателя и угол опережения впрыска, а так же контролировать еще 9 параметров двигателя, включая мощностные.
Теперь перейдем к оборудованию, которое позволяет проводить диагностику топливной аппаратуры. Как упоминалось в предыдущих статьях для диагностики и регулировки дизельных форсунок, необходимо применять специальный прибор. Завод предлагает прибор ДД-2110, который позволяет диагностику практически всех типов дизельных форсунок. И проводить измерения: давление начала впрыска и качество распыления топлива, герметичность запорного конуса (по появлению капли топлива на носике распылителя), гидроплотность по запорному конусу и направляющей цилиндрической части. Так же для экспресс оценки без снятия форсунок с двигателя можно использовать механотестер топливной аппаратуры МТА-2, который позволяет провести оценку не только форсунок, но и оценить состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД без снятия с двигателя.
Так же не плох в работе прибор для оценки технического состояния плунжерных пар ДД-2115 (ПО-9691), снятых с ТНВД или приобретенных для замены, т.к. в последнее время на рынке появилось достаточно большое количество восстановленных плунжерных пар и определенный процент брака использование данного прибора позволит избежать установку некачественной запчасти.
Одним из основных приборов на участке по ремонту топливной аппаратуры должен быть стенд для испытания и регулировки ТНВД, это самый дорогостоящий инструмент в мастерской и к нему предъявляются жесткие требования. На сегодняшний момент существуют различные модификации и производители данного типа оборудования. От цены в 7 000 у.е. до 150 000 у.е., выбор данного типа оборудования зависит только от целей и задач топливного участка. Самый идеальный вариант на сегодняшний момент это выбор по критерию «цена-качество» и срок окупаемости. Лучше приобретать универсальный стенд, который позволяет работать с различными типами ТНВД, как отечественного, так и импортного производства, т.к. предъявляются различные требования к техническим возможностям стенда при испытании различных типов ТНВД. Стенды завода отличаются своей универсальностью и по критерию «цена-качество» являются лучшим экземпляром. Завод производит несколько модификаций стендов под торговой маркой «Доктор Дизель» ДД-10-01, ДД-10-04, ДД-10-05, ДД 10-06 выбор того или иного типа зависит только от потребителя. С помощью стендов можно провести следующие операции: величина и равномерность подачи топлива секциями (производительность насосных секций), частота вращения вала ТНВД в момент начала действия регулятора; частота вращения вала ТНВД в момент прекращения подачи топлива, давление открытия нагнетательных клапанов, угол начала нагнетания и конца подачи топлива по повороту вала ТНВД и чередование подачи секциями ТНВД, угол действительного начала и конца впрыскивания топлива (при диагностировании), характеристика автоматической муфты опережения впрыска, поддержание заданной температуры.
Для диагностики ТНВД распределительного типа дизельной системы впрыска с электронным управлением, применяется специальная приставка модели ДД-3800, которая позволяет сымитировать работу электронного блока управления автомобиля и поддерживать обратную связь с ТНВД, применяется для только для насосов типа Bosch VE, с резистивным или индуктивным датчиком.
Не стоит забывать о том, что при ремонте ТНВД необходимо иметь в наличии специальный инструмент который позволяет проводить сборку, разборку и регулировку ТНВД. Завод так же предлагает несколько типов ДД-3300 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД автомобилей КАМАЗ, ДД-3400 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа 4ТН, 6ТН, ЛСТН, УТН-5 дизелей типа ЯМЗ-238, ДД-3700 набор спец. инструмента для обслуживания ТНВД типа BOSCH VE.
Для диагностики современного дизеля с электронным управлением необходимо иметь сканер для считывания кодов неисправностей с ЭБУ. Здесь спектр предложений достаточно широк, конечно, лучше приобретать универсальный сканер, универсальность его заключается в том, что он может работать практически с любой маркой автомобиля, но здесь выбор только за потребителем и рекомендациями своих знакомых. Дать хорошую оценку работы с дизельными двигателями можно сканеру английской фирмы Lucas, сканеру Laser 2000, но его цена оставляет желать лучшего.
В заключении хочется отметить, необходимый атрибут в любом сервисе – это хорошая литература. Наиболее полными пособиями по дизелям можно отметить издания выпускаемые фирмой Autodata и руководства предлагаемые заводом: руководство по ремонту и регулировке отечественных ТНВД, руководство по ремонту и регулировке ТНВД КАМАЗ, руководство по ремонту и регулировке ТНВД BOSCH VE, Diesel Data 2002 (регулировочные данные по диз. моделям 1988-2002 гг.), системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 3 модели 1990-93 гг, системы впрыска топлива дизельных двигателей Том 4 модели 1994-97, системы управления дизельными двигателями Том 5 1996-2000 гг.
Проделав математические расчеты, получаем сумму для оснащения участка в районе 350 000 – 400 000 руб. Остается только один вопрос, как и у всех, период окупаемости данного оборудования? Здесь все зависит в большей степени от правильного менеджмента. Никогда ни стоить думать о том, что клиент «поедет» на ремонт сам, сервис должен предложить ему эти услуги. Если речь идет об организации которая приобретает оборудование для своих собственных нужд, то здесь необходимо рассчитывать сколько средств она может сэкономить производя ремонт самостоятельно, а не делая его на стороне и сколько его техника отработает без ремонта, причем экономия на дизельном топливе при правильно отрегулированном ТНВД составляет порядка 20%. Хотя такая организация может спокойно развить коммерческий ремонт. Другое дело обстоит, когда оборудование приобретает автосервис и это инструмент, который должен приносить прибыль и достаточно быстро окупиться. При хорошей организации работ сервис может выйти на ремонт от 20 до 40 ТНВД в месяц, сумма ремонта достаточна разная, она может колебаться в среднем от 3 000 руб. до 15 000 за ТНВД, по оценкам прибыль данной деятельности составляет не менее 25%, т.к. по мимо средств, которые сервис получает за ремонт, диагностику и регулировку, можно получать прибыль и на замене запчастей.
Делая не сложные математический расчеты получаем: 25 ТНВД в месяц, в год 25 х 12 = 300 ТНВД, возьмем среднюю стоимость ремонта 7 000 руб., 300 х 7 000 = 2 100 000 руб. в год, рентабельность 25% — 525 000 руб., теперь Вы сами можете сделать выводы. Такая рентабельность применима, как и для автосервисов, так и для тех, кто приобретает оборудование для себя. Так что делайте выводы и принимайте решение.
Источник