Участок по ремонту электрооборудования автобусов
Самым давним и наиболее распространенным из известных методов обслуживания и ремонта является диагностика. В каждом случае проверки правильности функционирования электрических систем, определения электрических характеристик необходимы измерительные приборы.
Электрооборудование автобусов, их электрические системы (хотя и меньше, чем другие конструктивные элементы) значительно усовершенствовались за последние одно-два десятилетия.
Если раньше задачей электрооборудования было исключительно освещение, то теперь оно обеспечивает работу вспомогательных устройств машины (стеклоочистителя, отопительного, пускового, заправочного, сигнального и другого оборудования). Кроме того, контроль и проверка характеристик агрегатов при эксплуатации также осуществляются с помощью электрических приборов (термометр, электроманометр, тахометр, спидометр и т. д.).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Аккумулятор, его контроль и диагностирование
Проверка с помощью определения плотности электролита. На автобусах, как правило, используются кислотные аккумуляторы. Электролит представляет собой водный раствор серной кислоты (H2SO4), который в незаряженном аккумуляторе преобразует окись свинца ( РЬО г) и чистый свинец (РЬ) пластин в сульфат свинца (PbSO^).
Под действием зарядного тока электролит разлагается на кислотный остаток и чистый водород, в результате чего:
— водород, имеющий положительный заряд, концентрируется на поверхности отрицательных пластин и восстанавливает их;
— отрицательно заряженный кислотный остаток окисляет пластины.
В результате реакции (из-за образования молекул серной кислоты) плотность электролита в процессе зарядки непрерывно возрастает. Естественно, изменение направления тока (разрядка) вызывает течение химической реакции в обратном направлении, как это показано на рис. 55.
Степень зарядки можно оценить с помощью измерения плотности проб, взятых из аккумулятора. Этот способ дает точные результаты только в том случае, если перед первой зарядкой в аккумулятор был залит электролит плотностью 1,235 г/см3, доливали его всегда дистиллированной водой, не происходило по какой-либо причине уменьшение первоначального количества кислоты, а также если замер выполняется при температуре электролита 20 °С. Для измерения плотности электролита в аккумуляторе используют ареометр (плотномер) (рис. 56).
Замер заключается в определении величины плотности, указываемой на шкале поплавка уровнем набранного электролита. При замере важно поддерживать температуру электролита + 20 °С.
Все более широкое распространение получает применение оптического ареометра, использующего эффект преломления световых лучей (рис. 57). Несколько капель пробы электролита из каждого элемента помещают на призму прибора, закрывают объектив, поворачивают его к свету и через окуляр считывают величину плотности электролита по шкале, помещенной в поле зрения. Величину плотности показывает граница между темной и светлой зонами.
Оценка по напряжению. Степень за-ряженности аккумулятора можно оценить и по напряжению на его элементах. Напряжение каждого элемента в зависимости от его заряженности изменяется от 1,99 до 2,13 В; следовательно, измеряя это напряжение, можно контролировать уровень зарядки. Измерять напряжение следует не ранее чем через 25 мин после зарядки или разрядки, поскольку приблизительно через этот период устанавливается равновесие в течение химической реакции. Для замеров необходим точный вольтметр, предназначенный для измерения малых напряжений.
Износ элементов одного аккумулятора неодинаков. Сульфатация, замыкание элементов происходят неодинаково для всех элементов. Увеличение сульфатации или замыкание вызывают значительное нарушение внутреннего равновесия аккумулятора, поскольку быстро растущее сопротивление сульфатированного элемента делает невозможной его дальнейшую зарядку, а из-за ничтожно малого сопротивления замкнутого элемента перегружаются остальные элементы. Определение рабочего напряжения на клеммах элементов равным образом дает хорошие сравнительные данные о заряженности или разряженности элементов. Обычно для измерений используется так называемая нагрузочная вилка.
Оценка аккумулятора по падению емкости. С точки зрения изношенности важнейшей характеристикой аккумулятора является его способность к хранению электроэнергии, или, по-другому, емкость. Емкость измеряется в ампер-часах (А-ч), ее величина зависит от размеров активной поверхности параллельно включенных положительных пластин. Емкость в А-ч представляет собой произведение силы разрядного тока в А и времени разряда в ч, при этом за время разряда напряжение на клеммах каждого элемента не должно быть ниже 1,75 В. Емкость аккумулятора зависит от следующих факторов: времени разряда, температуры аккумулятора и величины разрядного тока. С точки зрения диагностики для емкости основным фактором является величина разрядного тока.
Химические потери выражаются в том, что часть молекул сульфата свинца в процессе зарядки не восстанавливается до свинца или его окиси, а стабилизируется. Их количество со временем все увеличивается, емкость падает. Сульфатации способствует так же и то, что часть поверхности пластин длительно не погружена в электролит (мал уровень).
При потреблении от аккумулятора тока большой величины (пуск зимой, короткое замыкание) возникающие в этом случае электростатические силы деформируют пластины, активная масса выпадает из ячеек, уменьшается полезная (активная) поверхность, т. е. емкость. Разрыхлению, выпаданию активной массы способствует также продолжительное включение нагрузки.
Описанное выше характерное свойство аккумуляторов используют для определения степени их износа, понижения емкости, поскольку кривая характеристики сульфатированного аккумулятора должна располагаться ниже приведенной на графике. Эта проверка называется испытанием на стартовую мощность.
Для измерения напряжения аккумулятора вольтметр следует подключать между клеммой подвода электроэнергии и массой, а для проверки элементов необходимо приготовить нагрузочную вилку, включив на несколько секунд стартер, измерить напряжение на клеммах аккумулятора, затем рабочее напряжение элементов. По результатам проверки аккумулятор можно считать исправным, если напряжение элементов не ниже 1,5 В, т. е. 8 В для 12-вольтного аккумулятора и 18 В — для 24-вольтного. Если у полностью заряженного аккумулятора напряжение меньше приведенных величин, один или несколько его элементов неисправны, сульфатированы.
Необходимо обратить внимание на то, что измерения, проводимые с помощью стартера, могут привести к внезапному движению автобуса. Перед замером всегда необходимо позаботиться о том, чтобы двигатель не пустился (установить рейку ТНВД в нулевое положение).
Стартер и его контроль
В электрической цепи автобуса самым мощным потребителем электроэнергии является стартер. Пуск, особенно зимой (когда емкость аккумулятора под воздействием низкой температуры и без того понижена, а проворачивание коленчатого вала двигателя требует повышенного момента), означает для аккумулятора огромную нагрузку. Из этого следует, что определяющим фактором работоспособности автобуса, помимо аккумулятора, является работоспособность, безупречное состояние стартера.
Ненормальная работа стартера выражается в снижении мощности. Проявляется это в недостижении пусковой частоты вращения. Причины могут быть следующие: повышенное сопротивление в электрической цепи стартера, в контактах между щетками и коллектором, между аккумулятором и наконечником провода, между массой и массовым приводом, между контактами реле стартера, короткое замыкание между вилками, замыкание на массу, износ подшипников и т. д.
Оценка состояния стартера может оказаться неверной, если падение напряжения во всех цепях пуска превышает допустимое. Следовательно, начинать проверку целесообразно с измерения переходных сопротивлений в местах, показанных на рис. 60, делать это можно одновременно с проверкой пуска. Падение напряжения на указанных участках при протекании пускового тока не должно превышать 0,1 В для 12-вольтных схем электрооборудования и 0,2 В — для 24-вольтных.
Проверка стартера может быть осуществлена двумя способами — косвенным и прямым. , ^шь н
Для косвенного измерения тока нен обходимо отсоединить провод стартера и последовательно включить в цепь стартера амперметр. Такое измерение рекомендуется осуществлять, если отсутствуют приборы, с помощью которых можно выполнить прямой замер. Недостатком косвенного метода, помимо дополнительных монтажных работ, является возможность увеличения переходных сопротивлений в цепи из-за включения в нее амперметра, что вызывает повышенное падение напряжения в местах подсоединения прибора.
Сущность прямого метода — в создании с помощью нагрузочного сопротивления пускового тока такой величины, который вызывает в аккумуляторе падение напряжения в тех же размерах, что и при пуске стартером. Преимущество метода заключается в отсутствии необходимости разрывать электрическую цепь и незначительном времени на проведение замера.
При подготовке замера прибор включают в цепь стартера, наблюдая за наличием металлического контакта в местах соединений.
Выключая нагрузочное сопротивление, включают стартер, следя за тем, чтобы двигатель автобуса не пустился. Когда частота вращения вала стартера стабилизируется, снимают точную величину падения напряжения с вольтметра. После этого включают нагрузочное сопротивление и увеличивают силу тока аккумулятора до тех пор, пока падение напряжения не достигнет величины предыдущего замера. При этом падении напряжения следует зафиксировать показываемую амперметром силу тока.
Поскольку в конце замера благодаря достижению аналогичного уровня напряжения создается, в сущности, точно такая же нагрузка, как и при пуске, амперметр показывает величину, одинаковую с величиной пускового тока. Две связанные величины можно оценить на основании характеристики. Разумеется, для этого необходимо знать характеристику данного стартера, которая, как правило, известна лишь изготовителю. Однако фирмы-изготовители указывают номинальный пусковой ток каждой модели, что на практике дает вполне достаточную информацию.
Большее потребление тока при заданной изготовителем силе тока вызывается замыканием между витками обмоток или на массу, а значительно меньшее потребление свидетельствует о пригора-нии щеток или коллектора, обрыве в обмотках; возможно так же пригорание контактов реле.
При проверке стартера, вращающего коленчатый вал двигателя автобуса, на результаты измерений большое влияние оказывает внутреннее трение двигателя. Оно может изменяться, поэтому для более точного выявления неисправности целесообразно измерять и ток короткого замыкания.
Для замера стартер нагружают до такой степени, что момент стартера не может преодолеть сопротивление пуску. С этой целью необходимо включить высшую передачу в коробке передач и стояночный тормоз, на время замера можно также воспользоваться и рабочим тормозом. Для проверки используются измерительные приборы без нагрузочных сопротивлений. Амперметр последовательно включается в цепь стартера, а вольтметр подсоединяется к обоим полюсам аккумулятора.
При включении стартер не может провернуть коленчатый вал заблокированного двигателя, поэтому величину тока короткого ‘замыкания можно снять непосредственно с амперметра. Если величина тока короткого замыкания значительно отличается от данных изготовителя, возможны неисправности стартера, которые были описаны выше.
Установленные изготовителями величины тока короткого замыкания всегда относятся к наполовину заряженному аккумулятору и температуре проведения замера 20 °С. В случае полностью заряженного аккумулятора потребление тока при коротком замыкании стартера может быть на 20% больше; следовательно, в этом случае величина тока сравнивается с величиной, превышающей заданную на 5-20%.
Если ток короткого замыкания, измеренный при полностью заряженном аккумуляторе, окажется равен или меньше величины, заданной для заряженного наполовину аккумулятора, неисправность стартера сомнений не вызывает.
При измерении тока короткого замыкания опасность аварии повышена! Для предотвращения выхода из строя стартера и аккумулятора, а также несчастных случаев всегда должно соблюдаться следующее правило: стартер включают только на то время, которое безусловно необходимо для считывания показаний прибора. При относительно длительном включении под воздействием очень большой силы тока как в стартере, так и в аккумуляторе будет происходить значительное выделение тепла. Обмотки стартера, пайки их концов обгорают, плавятся, а аккумулятор может взорваться под действием газа, выделяющегося в результате нагрева.
На автобусах с автоматическими коробками передач ток короткого замыкания не измеряют, поскольку блокировка может быть включена только при работающем двигателе.
Генератор и его обслуживание
На автобусах применяются трехфазные генераторы переменного тока с мостовой схемой. Индуцированное переменное напряжение выпрямляют шесть кремниевых диодов. Дальше имеется три диода цепи обмотки возбуждения. Преимущество диодного выпрямителя — в отсутствии необходимости включения в цепь между генератором и аккумулятором реле обратного тока, поскольку он практически не возникает.
Выпрямляющие диоды вмонтированы в крышку генератора, на корпусе статора имеются клеммы, обозначенные D + , D— и В + .
Возбуждение генератора включается центральным включателем через контрольную лампу зарядки, поэтому необходимым условием является постоянная исправность этой лампы. Ввиду того что ток возбуждения может возникнуть только в диодах, их потенциал открытия 2-0,6=1,2 В. Эта величина под действием остаточной намагниченности вырабатывается генератором лишь при чрезвычайно большой частоте вращения вала, в результате чего исключительно важно начальное возбуждение. Контрольная лампа зарядки в данном случае является функциональным узлом (в отличие от системы постоянного тока), ее мощность из-за достаточной величины тока возбуждения 1,2-3 Вт.
Статор генераторов с током свыше 60 А цилиндрический, пластинчатый, из ковкого железа; внутри него размещена трехфазная обмотка, соединенная по звездообразной схеме; вращающиеся вокруг статора магниты индуцируют в нем переменное напряжение.
Обмотка возбуждения помещена между полюсами ротора, выполненными в форме двух шестиконечных клюво-образных наконечников, и через два контактных кольца соединяется с угольными щетками.
Обмотки статора расположены под углом 120° друг относительно друга и соединены одними концами звездой, а другими — с диодами выпрямителя и далее о диодами цепи возбуждения.
Регулирование напряжения генератора переменного тока как и у генератора постоянного тока осуществляется посредством регулирования тока возбуждения. Однако характер процесса регулирования полностью отличается от регулирования генератора постоянного тока.
Регуляторы напряжения могут быть одно- и двухконтактными вибрационными, электронными, а также комбинированными.
Появление полупроводниковых приборов и широкий спектр их возможностей позволили создать регуляторы напряжения без подвижных деталей.
На генератор подается максимальный ток возбуждения благодаря тому, что снятые с регулятора провода клемм DF и D+ соединяются между собой, т. е. обмотка возбуждения подсоединяется непосредственно к диодам цепи возбуждения. Двигатель пускают; затем в пределах времени, необходимого для считывания показаний амперметра, увеличивают частоту вращения вала генератора до величины, соответствующей номинальной мощности. При исправном генераторе амперметр покажет силу тока, соответствующую номинальной мощности.
Для измерения силы тока при номинальном напряжении отсоединять провода от регулятора не нужно, следует лишь вместо аккумулятора подключить последовательно с амперметром переменное нагрузочное сопротивление и вольтметр в соответствии со схемой, приведенной на рис. 65. Пустив двигатель, увеличивают частоту вращения вала генератора до соответстау$^ щей номинальной мощности. После этого, изменяя величину нагрузочного сопротивления, напряжение на клеммах генератора уменьшить до номинального. При этом амперметр покажет силу тока, характерную для номинального напряжения генератора.
Если конец обмотки возбуждения подключается к диодам цепи возбуждения внутри генератора, проверка несколько изменяется (рис. 10). В этом случае провода от регулятора напряжения также отсоединить и подключить провод D-\- к аккумулятору через амперметр, а провод DF — на массу. Если при подсоединении к аккумулятору провода D + потребляется исключительно большой ток, проверку прекратить, поскольку между диодами цепи возбуждения и силовыми имеется одно или несколько замыканий. При исправных диодах амперметр показывает силу тока, соответствующую сопротивлению обмотки, а обмотка с обрывом вообще не проводит тока.
Для измерения мощности использованный ранее соединительный провод D +отсоединить от аккумулятора, снять провод с клеммы В-\- и включить амперметр между аккумулятором и генератором. После пуска двигателя частоту вращения вала генератора увеличить до значения, в точности соответствующего номинальной мощности, после чего снять с амперметра величину силы тока. Для более точного измерения мощности при этом используется и нагрузочное сопротивление. Регулятор напряжения отсоединять не надо, поскольку при нагрузке, соответствующей номинальной мощности, регулятор в любом случае обеспечивает максимальное возбуждение. Для подключения приборов клемму В-1- генератора соединить с аккумулятором, затем сюда последовательно с амперметром подключить переменное нагрузочное сопротивление и вольтметр. После пуска двигателя и установления скорости вращения генератора увеличивать нагрузку, пока напряжение не достигнет номинальной величины. Снять с амперметра величину силы тока, характеризующую мощность.
Проверка генератора с внешним возбуждением осуществляется аналогично проверке генератора с внутренним подключением массы; следует лишь иметь в виду, что подключение обмотки возбуждения одинаково в обоих случаях.
Когда измеряется мощность при номинальном напряжении, необходимо отключить аккумулятор от генератора!
Точно выявить неисправности диодов выпрямителя чаще всего можно, только демонтируя генератор. С помощью специальных измерительных приборов без демонтажа можно выявить лишь неисправности общего характера. Измерения всегда проводят при максимальных силе тока нагрузки и запирающем напряжении.
Проверка без снятия диодов генератора возможна по схеме, приведенной на рис. 10. Подключение выполняют при неподвижном валу генератора, обращая внимание на соответствующий контакт в соединениях.
Сущность проверки состоит в том, что выпрямленное напряжение изображается на экране осциллографа и сравнивается с так называемой эталонной кривой, полученной от заведомо исправного выпрямителя. Эталонной кривой является импульсная кривая напряжения при подключении двухполупериодного выпрямителя, которая показана на рис. 66.
Проверка полупроводниковых регуляторов.
На схеме включения строчными буквами алфавита обозначены места, точки измерения. Помеченные точки измерения становятся доступными после снятия крышки регулятора напряжения.
При напряжении замера 24 В контрольная лампа должна гореть, поскольку транзистор Г4 открыт (случай полного возбуждения).
Увеличивать напряжение до тех пор, пока контрольная лампа не погаснет. Эт&му соответствует напряжение 28В. Если при напряжении 28 В регулятор не срабатывает (контрольная лампа горит), осуществить регулировку с помощью сопротивления R2, затем, проведя замер снова, опять проверить правильность работы.
Контроль регулятора напряжения KF.751-28/2, устанавливаемого в последнее время на автобусы «Ика-рус-260» и «-280», выполняется аналогично описанному выше способу по точкам, обозначенным на рис. 68, и с учетом величин, приведенных в табл. 6.
Если результаты описанных замеров в цепи регуляторов напряжения ваются соответствующими норме, следует проверить и работу цепи ограничителя тока.
Автобус допускается к эксплуатации только в том случае, если его осветительное и сигнальное оборудование соответствует требованиям постановления 23/1975 ( XII .31) КРМ *.
Транспортное средство должно быть оборудовано двумя, фарами ближнего света с европейским светораспреде-лением и фарами дальнего света.
Фары, принимая во внимание соображения безопасности, могут работать только после тщательной регулировки.
В фарах ближнего света с европейским светораспределением используются экранированные так называемые асимметричные лампы накаливания.
При традиционном методе регулировки света фар на заданном расстоянии от плоскости фар на экран (или на поверхность стены) наносили точки, соответствующие правильной регулировке, и направляли свет фар на этот экран. Регулировка осуществлялась с помощью контрольных линий.
В настоящее время проверка фары выполняется с помощью чрезвычайно упрощающих работу оптических стендов для проверки фокусировки фар. На практике встречается множество моделей стендов, но принцип их работы в сущности один. Некоторые модели оснащены встроенными фотометрами, что позволяет оценить также и состояние отражателя.
Стенды для проверки фокусировки фар с линзами большого диаметра сокращают расстояние до них от фар до 2 г 300 мм. Созданное таким образом уменьшенное изображение можно наблюдать на отражающем экране через визир, где нанесены поверочные линии.
В начале работы прибор устанавливают на определенном расстоянии перед фарой с помощью упорно-направляющего стержня, следя за тем, чтобы оптические оси прибора и фары совпадали. После этого включают фары дальнего света. Центр освещенной зоны на экране (самое яркое пятно) не должен отклоняться в сторону от вертикальной перекладины крестообразной метки. При необходимости отрегулировать горизонтальную ориентировку фары с помощью ее поворота в нужном направлении. Затем включить фару ближнего света.
При регулировке фар с асимметричным светораспределением проверяют правильность положения границы между светлой и темной зонами при ближнем свете. Отраженная граница света и тени должна быть на линии, изображенной на экране; излом границы должен быть в точности на вертикальной перекладине крестообразной метки. В случае необходимости отрегулировать направление фары относительно вертикальной или горизонтальной оси. Иногда возникает необходимость повернуть фару в вертикальной плоскости, перпендикулярной направлению движения, поскольку отраженная линия, разграничивающая светлую и темную зоны, сходится с контрольной линией на экране под углом.
После регулировки ближнего света снова проверяют положение пятна дальнего света. Если при этом боковое отклонение оказывается больше допустимого, необходимо заменить в фаре лампу, поскольку ее геометрия нарушена.
Проверка осветительных, сигнальных и других электроприборов
Проверка приборов освещения и сигнализации
Целостность рассеивателей и отражателей проверяют визуально. Потускневшие и поврежденные рассеиватели и отражатели необходимо заменить.
Включить габаритные фонари, они должны светиться одинаково и спереди и сзади. Предписанные цвета для них — бесцветный, белый или оранжевый, сзади допускается только красный.
Проверка ближнего и дальнего света фар описана выше, однако следует проверить, работают ли габаритные лампы фар. Если они не горят одновременно с ближним или дальним светом, они неправильно подключены.
Освещение номерного знака также должно включаться вместе с габаритными фонарями, ближним и дальним светом фар.
Цвет указателей поворотов может быть только желтым.
Обслуживание при проверке:
— проверить мощность установленных ламп (должны быть установлены лампы такой мощности, при которых работает реле поворотов);
— проверить время включения реле поворота с лампами номинальной мощности, это время не должно превышать 1 с. Как правило, частота мигания — 60 мин-1;
— исправность реле поворота проверяется с помощью снятия одной лампы,— если при этом частота миганий не изменилась — реле неисправно.
После включения указателей поворота контрольная лампа должна мигать!
Цвет стоп-сигналов должен быть только красным! Выключатель отрегулирован правильно, если стоп-сигналы зажигаются даже после самого легкого нажатия на педаль тормоза.
В стоп-сигналах следует проверять мощность ламп, она должна быть не менее чем в пять раз больше мощности ламп задних габаритных фонарей.
Звуковой сигнал и освещение приборов следует проверять при очередном техническом обслуживании.
Электропровода и их соединения всег-быть в безупречном состоянии^ поскольку из-за их повреждения снижается безопасность, а также могут происходить аварии.
В случае отказа электроприборов в первую очередь следует проверять предохранители неработающего прибора. Предохранители размещены в коробке электроарматуры в кабине водителя (внутреннее их расположение различно у разных моделей), а также на электрощите в моторном отсеке. Заменять перегоревший предохранитель всегда следует предохранителем, указанным на схеме электрооборудования, в противном случае возможно короткое замыкание. Перед заменой предохранителя рекомендуется выяснить причину его перегорания, этим можно предупредить более серьезную неисправность.
Проверка других электроприборов и оборудования
Электрический сигнал (звуковой сигнал). Громкость и чистота звучания электрического звукового сигнала может быть отрегулирована с помощью регулировочного винта прерывателя — его вворачивания или выворачивания.
Приборы. Работа контрольно-измерительных приборов только тогда может считаться удовлетворительной, когда после вынимания ключа из центрального включателя или обесточивания электросети автобуса их стрелки устанавливаются на «О» шкалы (или около него) без дрожаний. Приборы имеют пыле- и влагонепроницаемые герметичные корпуса, не требуют специального ухода. Следует лишь периодически очищать их от пыли и других загрязнений, мешающих считывать их показания. Безотказная работа и точность показаний приборов могут быть обеспечены только в случае безупречных электрических контактов, поэтому каждый раз, когда по какой-либо причине была демонтирована панель приборов, следует проверять крепление приборов и винтов фиксации проводов и в случае необходимости подтягивать их.
Стеклоочистители. Запрещается работа стеклоочистителей по сухому стеклу, поскольку это может вызвать, с одной стороны, перегрев двигателей, а с другой — появление царапин на стекле. Затвердевшие, изношенные, поврежденные или деформированные резиновые щетки стеклоочистителей необходимо заменять.
При очередном техническом обслуживании заменять изношенные угольные щетки двигателей стеклоочистителей, а их оси смазывать в зависимости от условий эксплуатации.
Радиоприемник и звукоусилитель. В зависимости от модели на автобусах «Икарус» устанавливаются звукоусилители или радиоприемники со звукоусилителями. Городские и междугородные автобусы, как правило, оборудуются только звукоусилителем и микрофоном для водителя (АЕТ14).
Автобусы, предназначенные для дальних рейсов, обычно оборудуются радиоприемниками, работающими в диапазонах средних и длинных (RD. 3602) или средних и коротких (RD. 3603) волн.
Радиоприемник включается ручкой слева. Этой же ручкой регулируют силу звука. Диапазоны принимаемых волн переключают с помощью кнопки в середине лицевой панели. В ее исходном положении в приемнике включен диапазон средних волн, при нажатии — коротких или длинных. Поиск станций и точная настройка в любом диапазоне волн осуществляются с помощью правой ручки.
Для включения громкоговорителей пассажирского салона переключатель усилителя перевести в позицию «Оп», затем подключить радиоприемник переключателем микрофона. При этом сигнал радиоприемника усиливается и транслируется через громкоговорители пассажирского салона.
При включенном микрофоне радиоприемник автоматически отключается. Сняв защитный колпачок с потенциометра, расположенного с правой стороны усилителя, можно отрегулировать тембр звучания.
Звукоусилитель. Он включается тумблером с левой стороны. О включении сигнализирует свет контрольной лампы. При левом положении тумблера включен микрофон, при правом — другие источники звука (например, радиоприемник или магнитофон). При включенном микрофоне другие источники автоматически отключаются.
Громкость регулируется ручкой слева, тембр звука регулируется потенциометром справа с помощью отвертки после снятия защитного колпачка.
Микрофон может быть подключен к усилителю двумя способами: через штепсельные розетки на лицевой и боковой панелях.
Холодильник. Автобусы «Икарус» в исполнении «люкс» или туристском снабжаются исключительно абсорбционными холодильниками. Единственное существенное отличие от бытовых холодильников заключается в напряжении питания — 24 В постоянного тока.
Из технической характеристики машины явствует, что при наклоне кузова более чем на 4° (стоянка на уклоне) процесс охлаждения прекращается. Это не является следствием неисправности холодильника. При выравнивании кузова холодильник автоматически возобновляет работу.
Источник