Разработка технологического проекта участка ремонта органов управления автомобилей ВАЗ АТП. (рулевого управления).
Вид работы: Дипломная работа
Специальность: Транспортные средства
Тема: Разработка технологического проекта участка ремонта органов управления автомобилей ВАЗ АТП. (рулевого управления).
Количество страниц: 80
Уникальность: 88%
Введение
1 Аналитическая часть
1. 1 Характеристика предприятия
1. 2 Характеристика участка
1. 3 Характеристика объекта ремонта
1. 4 Задачи проектирования
2 Технологическая часть
2. 1 Расчет годового объема работ
2. 2 Определение номенклатуры и количества оборудования
и инструмента
2. 3 Расчет площади участка
2. 4 Расчет количества рабочих
2. 5 Разработка технологического процесса ремонта рулевого механизма
3 Конструкторская часть
3. 1 Назначение разрабатываемого оборудования, описание конструкции и принципа действия разрабатываемого оборудования, обоснование технических характеристик
3. 2 Проектирование и расчет силовых механизмов и привода разрабатываемого узла
4 Экономическая часть
4. 1 Расчет капитальных вложений
4. 2 Расчет годового фонда заработной платы
4.3 Расче Показать все т расходов на материалы, запасные части и замену инструмента
4.4 Определение накладных расходов по содержанию проектируемого участка по ремонту рулевого управления автомобилей
4.5 Определение себестоимости работ (услуг), выполняемых за год на проектируемом участке
4.6 Расчет экономической эффективности
5. Охрана труда, техника безопасности и промышленная санитария на участке
5.1 Анализ потенциальной опасности участка для персонала и всего АТП
для окружающей среды
5.1.1 Анализ опасных и вредных производственных факторов
4.1.2.Анализ производственных воздействий АТП на окружающую среду
4.2 Мероприятия и средства по производственной санитарии
6 Выводы
Литератур Скрыть
1.Афанасьев Л.Л. и др. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей, М.:Транспорт, 1980-216с.
2.. Клещ С.А. Технологическое проектирование АТП и СТО. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Часть 1. Справочно-нормативные материалы для технологического расчёта АТП и СТО. — Вологда: ВПИ, 1996.-36с.
3.Методика оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава АТП. МУ-200-РСФСР-13-0087-87.-М.:Минавтотранс,1989.-101с.
4. Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТО.-М.:Транспорт, 1993.-272с.
5.НИИАТ. Краткий автомобильный справочник.-М.:Транспорт,1985.-220с.
6.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.-Минавтотранс РСФСР.-М.:Транспорт, 1986.-73с.
7.Дунае в П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1998. — 447 с., ил.
8. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х кн. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Машиностроение, 1980. — 557 с., ил.
9. Александров А.В., Потапов В.Д. Сопротивление материалов. — Учеб. для вузов. — М.: Вычш. шк., 1995. — 560 с.: ил.
10. Бабусенко С.М. Проектирование ремонтных предприятий. — М.: Колос, 1981.
11. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. — М.: Гипроавтотранс, 1991.- 184с.
12. Александров А.В., Потапов В.Д., Державин Б.П. Сопротивление материалов: Учеб. для вузов. М.: Высш. Шк., 1995. — 560с.: ил.
13. Матвеев В.А, Пустовалов И.И. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве.- М.: Колос, 1979.-288 с.
14. Бахтин П.У. и др. Справочник конструктора. — М.: Машиностроение, 1967.
15.Курчаткин В.В., Тельнов Н.Ф. и др. Надежность и ремонт машин.- М.: Колос, 2000. -776с.
16.Дугалова Г.В. Охрана окружающей природной среды — К.: Высшая школа, 1989.
17.Методическое указание по экономическому обоснованию дипломных проектов. Киров, 1993.
18. Шкрабак В.С. Охрана труда. — М.: Агропроимиздат, 2004.
19. Справочник по охране труда на автомобильном транспорте / Ж.Н.Манусаджянц, Г.В.Ипатов, Л.Г.Самойлова и др., под ред. И.А.Венгерова. — М.: Минтранс РФ, 1996. — 218с.
Источник
Участок технического обслуживания и ремонта автомобилей
Участок предназначен для проведения профилактического комплекса ра- бот, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, а также их устранения, для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии обеспечения надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.
На большинстве действующих российских СТО существует объединённый участок ТО и ТР, однако, для крупных станций с большой производственной программой возможно выделение участков ТО и ТР в самостоятельные подраз- деления.
На объединённом участке возможно следующее сочетание работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобилей:
Ø техническое обслуживание в полном объёме;
Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива- ния;
Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость которого установлена при приёмке;
Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива-
Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость проведения которых выявлена в про- цессе диагностирования;
Ø текущий ремонт узлов и деталей;
Ø гарантийное техническое обслуживание и текущий ремонт.
При заключении договора с заводом-изготовителем возможно проведение гарантийного обслуживания и ремонта на СТО, при этом сервисное предпри- ятие должно иметь развитую производственно-технологическую базу и всё не- обходимое технологическое оборудование, приспособления и инструмент.
Предприятие, осуществляющее гарантийное сервисное обслуживание ав- томобилей, должно иметь:
– прямые договора с заводом-изготовителем на поставку оригинальных запасных частей;
– обученных специалистов — инженеров-технологов по гарантии, имею- щих соответствующую подготовку (как правило, кабинет инженера по гарантии размещается недалеко от участка приёмки автомобилей);
– нормативно-техническую и бланочную документацию по гарантии;
– оснащение рабочего места компьютерной оргтехникой;
– склад зарекламированных изделий, подлежащих отправке с ус- тановленной периодичностью на завод-изготовитель;
– склад гарантийных запчастей;
– необходимое диагностическое и гаражное оборудование, оснастку и ин- струмент в соответствие с перечнями завода-изготовителя, и производ- ственные площади для полнообъёмного и качественного выполнения гарантийного ремонта автомобиля.
Годовая программа по гарантийному обслуживанию, а также нормативная трудоёмкость, приходящаяся на один находящийся на гарантии автомобиль, приводится в задании на проектирование и зависит от его марки (модели). Суммарная годовая трудоёмкость гарантийного обслуживания приплюсовыва-
ется к трудоёмкости работ на участке, далее расчёт производится по общепри- нятой схеме.
Техническое обслуживание легковых автомобилей на поточных линиях прерывного действия в нашей стране и в целом в мире не получило широкого распространения, так как перечень операций, регламентированных сервисной книжкой автомобиля меняется в зависимости от пробега с начала эксплуатации и номера ТО (ТО-3000, ТО-15000, ТО-30000 и т.д).
Как следует из всего вышеперечисленного, организация ТО легковых ав- томобилей на линии возможна при соблюдении следующих основных условий:
1. Специализация СТО по определённой марке автомобилей.
2. Наличие предварительных заказов и долгосрочных договоров на ком- плексное обслуживание с таксомоторными парками, транспортными компаниями, индивидуальными предпринимателями.
3. Примерно одинаковая трудоёмкость и неизменный перечень операций сервисного обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации транспортных средств.
Пример планировочного решения участка текущего ремонта с расположе- нием вспомогательных помещений и обозначением специализированных по видам выполняемых работ производственных постов приведен на рис. 8.1. (Приложение 8).
Участок замены масла
Участок предназначен для периодической замены смазочных материалов, применяемых в узлах и агрегатах автомобилей, в связи с полной или частичной утратой ими своих эксплуатационных свойств (антифрикционные, моющие, ан- тикоррозионные, противопенные и т.д.).
На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:
Ø проверка уровня масла и при необходимости его доливка;
Ø проверка степени загрязнённости используемых масел и прогнозирова-
Ø слив отработанного моторного масла из картера двигателя и трансмис- сионного – из агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля;
Ø заливка нового (свежего) масла в объёмах, предусмотренных норма- тивной технической документацией;
Ø комплексная смазка автомобиля при очередном ТО в соответствие с имеющейся химмотологической картой;
Ø экспертиза качества предоставленных для независимого анализа марок автомобильных масел (производится на крупных СТО при наличии на участке химической лаборатории).
На малых СТО замена масла на автомобиле выполняется либо на специа- лизированном посту зоны ТО и ТР, либо на обычных универсальных постах, оснащённых подъёмниками.
Выделение участка смазки в самостоятельное подразделение производится при наличии не менее 2-3 специализированных постов для выполнения соот- ветствующих видов работ.
На участке может применяться как стационарное, так и передвижное тех- нологическое оборудование. Первое в основном используется на СТО грузо- вых автомобилей и располагается в нишах осмотровой канавы, второе – при выполнении работ на постах, оснащенных подъёмниками.
При использовании системы централизованной подачи масла, насосное оборудование и запасы масла (ёмкости с маслом) должны располагаться в от- дельном помещении, площадь которого зависит от габаритных размеров обору- дования и особенностей монтажа.
Для долива масла в агрегаты автомобилей на СТО часто используется пе- реносное маслозаправочное оборудование в связи с его простотой и более низ- кой стоимостью.
Кузовной участок
Участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации и после дорожно- транспортных происшествий. На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:
Ø разборочно-сборочные по кузову или раме автомобиля;
Ø арматурно-кузовные работы (снятие и установка дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съёмных де- талей);
Ø восстановление геометрии кузова и рихтовка панелей (исправление ис- кажений геометрических размеров кузова и устранение неровностей деформированных поверхностей,);
Ø сварочные работы (удаление сваркой поврежденного участка кузова, установка дополнительных ремонтных деталей, заварка трещин, разры- вов и пробоин).
Повышение аварийности на дорогах страны приводит к увеличению спро- са на услуги СТО специализирующихся по кузовному ремонту, поэтому даже на малых сервисных мастерских обязательно наличие не менее 1-го поста для выполнения работ по восстановлению первоначальной геометрии кузова.
Доставка аварийных автомобилей на посты участка может производиться либо собственным эвакуатором при наличии на СТО подразделения оказываю- щего техническую помощь на дорогах, либо транспортом сторонних организа- ций.
Кузовной и окрасочный участки целесообразно располагать в обособлен- ном блоке помещений в связи с повышенной шумностью и повышенной вред- ностью проводимых в этих подразделениях работ. Так как въезд на участок осуществляется с улицы, то необходимо наличие собственного конторского помещения для мастера-приёмщика. Обычно помещение приёмщика является общим для малярного и кузовного участка, его площадь принимается из расчё-
та 8 м2 на первого сотрудника и дополнительно по 5 м2 на каждого следующего работника.
Должность мастера кузовного участка вводится при наличие не менее 5 штатных работников в производственном подразделении. На средних предпри- ятиях мастер как правило выполняет и обязанности приёмщика, но при суточ- ной величине заездов на участок более 14 автомобиле-заездов необходимо на- нимать дополнительного сотрудника и предусматривать отдельное помещение для мастера площадью не менее 8 м2.
В помещении кузовного участка целесообразно выделять следующие спе- циализированные рабочие посты:
· рабочие посты для правочно-рихтовочных работ;
· рабочий пост для сварочных работ;
· рабочий пост для обойно-арматурных работ;
· специализированный пост для разборки и сборки автомобиля.
Для восстановления геометрии кузовов на СТО с расчётным числом постов менее 4-х используются мобильные системы для правки и вытяжки элементов кузова. На крупных СТО и спецавтоцентрах с числом постов в кузовном участ- ке от 4-х и более применяются стационарные стапеля для восстановления пер- воначальной геометрии кузова в комплексе с переносным оборудованием. Два и более стационарных стапеля может размещаться на СТО с штатным числом работников в кузовном участке более 30-35 человек.
Количество постов арматурных работ по кузову автомобиля составляет 20- 25 % от общего числа рабочих постов в кузовном участке. При этом не менее 30-35 процентов постов оборудуется двустоечными подъёмниками.
Примечание. Под арматурными понимаются работы, которые включают операции по разборке-сборке кузова и его механизмов, снятию и установке (за- мене) стёкол, фонарей, флок-фар и др.
Для складирования снятых с автомобиля деталей кузова на участке необ- ходимо предусмотреть площадку для складирования либо, что более приемле- мо, складское помещение для хранения деталей. Площадь склада или площадки
принимаем в размере 15-20 % от общей расчётной площади кузовного участка (большее значение принимается для площадок и складских помещений на ма- лых СТО).
Пример кузовного участка с расположением вспомогательных и складских помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.3. (Приложение 8).
Окрасочный участок
Окрасочный участок предназначен для полной окраски кузовов автомоби- лей, частичного восстановления лакокрасочного покрытия в местах его повре- ждения, а также окраски отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процессе его восстановления.
На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:
Ø демонтаж элементов, препятствующих покраске автомобиля или, на- оборот, демонтаж детали, подлежащей окраске;
Ø подготовка поверхности к окраске (грунтование, устранение коррозии, снятие старой краски, шлифование, шпатлевание и герметизация свар- ных швов, нанесение шумоизолирующих мастик);
Ø полная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности кузова, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, моторного отсека и багажника, включая внутренние поверхности капота и крышки багажника);
Ø наружная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности (без мо- торного отсека, багажного отделения, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, капота и крышки багажника с предвари- тельной защитой не окрашиваемых поверхностей);
Ø частичная окраска кузова (окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова и предвари-
Ø окраска отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процес- се его восстановления на других производственных участках СТО;
Ø аэрография – нанесение оригинального рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля (может также выполняться на уча- стке тюнинга);
Ø сушка окрашенных поверхностей;
Ø полировка поверхности кузова.
Участок окраски включает три отделения, выделенные в отдельные произ- водственные зоны: подготовительных работ, окрасочное и отделение подбора колера или краскоприготовительное отделение (на станциях малой мощности может существовать четвертое подразделение – отделение антикоррозионной обработки).
В подготовительном отделении выполняются следующие работы:
· снятие старой краски,
· обдувка поверхностей сжатым воздухом,
· герметизация сварных швов мастикой,
· защита не окрашиваемых поверхностей бумагой и липкой лентой.
На участке подбора колера выполняются следующие работы:
· подготовка лакокрасочных материалов к окраске,
· подбор колера в соответствие с цветовой гаммой окрашиваемой по- верхности,
· доведение лакокрасочных материалов до рабочей вязкости.
Подбор колера — процесс получения необходимого цветового оттенка эма- ли путем смешивания основных (однопигментных) цветов эмалей в определен- ной пропорции.
Участок подбора колера должен размещаться в изолированном помещении
88
ся оборудованием для подбора цветового оттенка, смешивания и приготовле- ния красок.
Окрасочное отделение — это окрасочно-сушильная герметичная камера, оборудованная приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камере взрывоопасных концентраций и проникновение из каме- ры в помещение участка паров растворителя и аэрозолей краски.
При выполнении технологического процесса окраски поверхности кузова все операции по обезжириванию, нанесению грунтов и эмали, а также сушка производятся в окрасочно-сушильной камере. Температура и время сушки за- висят от применяемых материалов. Качество окраски должно соответствовать требованиям технических условий.
Для сушки и окраски отдельных снятых с автомобиля деталей на крупных СТО и спецавтоцентрах может использоваться отдельная окрасочно-сушильная камера меньшего размера. При значительных объёмах окрасочных работ на участке устанавливается камера для мойки краскораспылителей, и окрасочного оборудования.
Все камеры, имеющиеся на участке, располагаются в одну линию, напро- тив которой размещаются вспомогательные посты для подготовки к окраске и разборки-сборки автомобиля (не менее 1 поста).
Число рабочих постов оборудованных окрасочными (сушильными) каме- рами определяется по формуле:
Х = NССОКР ×j,
— среднесуточное число заездов автомобилей на СТО для вы-
полнения окрасочных работ,
ТО — суточная продолжительность работы окрасочного оборудования
НО — производительность оборудования за смену или в час (для ком-
бинированной окрасочно-сушильной камеры
для автономной окрасочной и сушильной камер
При числе маляров на участке более 7 (включая учеников и работников, занимающихся подготовкой автомобилей к окраске) вводится должность мас- тера малярного участка, отвечающего за организацию работ на участке и осво- божденного от других видов работ. Для мастера предусматривается отдельное помещение площадью не менее 8 м2.
Также в комплекс помещений окрасочного участка входит склад инстру- мента и вспомогательных средств, площадь склада для малых и средних СТО принимается от 10 до 15 м2, для больших и крупных СТО и спецавтоцентров – 20-25 м2.
В отдельном помещении рядом с окрасочной (сушильной) камерой должно располагаться её машинное отделение, размер и конфигурация помещения за- висит от типа камеры и взаимного расположения окрасочного блока и машин- ного помещения. Площадь машинного отделения принимается не менее 15 м2, по возможности в помещении должен быть выход на улицу.
Помещение теплогенераторной окрасочно-сушильных камер, работающих на жидком или газообразном топливе, следует располагать у внешней стены производственного корпуса с выходом наружу и отделять от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями.
На крупных СТО в состав окрасочного отделения может входить автоном- ная компрессорная станция.
Пример планировочного решения окрасочного отделения с расположени- ем основных и вспомогательных постов, смежных подразделений и складских помещений приведен на рис. 8.2. (Приложение 8).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник