Участок ремонта гидромеханических трансмиссий

Участок ремонта гидромеханических трансмиссий

В процессе эксплуатации автомобиля в гидромеханической передаче могут возникнуть следующие неисправности: – низкое давление в главной магистрали при нейтральном положении рычага переключения передач из-за недостаточной производительности насоса;
резкое изменение давления в главной магистрали при включения передачи из-за износа уплотнений ведущего вала, распределителя вторичного вала и поршня фрикциона; – низкое давление масла в гидротрансформаторе из-за износа уплотнений ступицы насосного колеса и недостаточной производительности насоса (секции питания гидротрансформатора); – повышенная температура масла в гидротрансформаторе при движении автомобиля на ровном участке дороги из-за неисправности деталей гидротрансформатора; – отсутствие движения автомобиля после включения одной из передач при нормальном давлении масла из-за повреждения фрикциона включенной передачи;
движение автомобиля при нейтральном положении рычага переключения передач из-за спекания ведомых и ведущих дисков любого фрикциона.

Для устранения неисправностей необходимо снять >с автомобиля и отремонтировать гидромеханическую передачу. Перед снятием гидромеханической передачи следует поднять платформу в крайнее положение и застопорить, слить масло из гидромеханической передачи. Кроме того, для предотвращения-вытекания масла из бака при снятии насосов нужно отвернуть пробку сифона масляного бака. Отсоединить масляные и воздушные трубопроводы, тяги привода переключения передач и ручного тормоза, насосы механизма опрокидывания платформы и гидроусилителя руля, карданные валы трансмиссии и заднего моста, ленту и барабан ручного тормоза, электропроводку датчика спидометра, датчики давления масла. Отвернуть гайки и вынуть болты крепления гидромеханической передачи к раме автомобиля.

Снимать гидромеханическую передачу следует при помощи подъемно-транспортных средств грузоподъемностью не менее 2000 кг и специальных подвесок (см. рис. 78), крюки которых, необходимо зацепить за отверстия кронштейнов гидротрансформатора и закрепить гайками. Сняв гидромеханическую передачу, следует вывести ее назад и вверх и установить на подставку или тележку.

Читайте также:  Ремонт телевизоров тропарево оплата картой
Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Снимая гидромеханическую передачу с автомобиля БелАЗ-548А, необходимо ее приподнять, отсоединить съемные кронштейны на картерах гидротрансформатора и коробки передач, отвести назад, опустить вниз, развернуть на 180°, произвести перестроповку, установив крюки подвески со стороны согласующего редуктора, поднять вверх и установить на подставки или тележку.

Разборка и сборка гидромеханической передачи. Перед разборкой гидромеханическую передачу нужно очистить от грязи и масла, промыть горячей водой, керосином или обезжиривающим раствором и обдуть сжатым воздухом. Разборку производят на специальном поворотном стенде (рис. 90). При ремонте гидромеханической передачи не допускается обезличивание картеров гидротрансформатора и коробки передач, корпуса и крышки тормоза-замедлителя, корпуса главной секции и секции гидротрансформатора насоса гидромеханической передачи, так как эти пары проходят совместную механическую обработку и разукомплектование их не допускается.

Рис. 90. Стенд для разборки и сборки гидромеханической передачи:
1 — червячный редуктор, 2 — подшипники, 3 — лапа, 4 — станина, 5 — рукоятка

Кроме того, кожух насосного колеса и насосное колесо гидротрансформатора, а также турбинное колесо и ступица совместно балансируются. Пары невзаимозаменяемых деталей на заводе-изготовителе клеймят одноименными порядковыми номерами. Остальные детали взаимозаменяемы и возможна «х обезличенная замена при соблюдении допустимых размеров.

Разборку гидромеханической передачи нужно производить в такой последовательности: – отвернуть болты крепления крышки привода переключения передач, отодвинуть крышку, вынуть пальцы крепления тяг золотников к рычагам, снять крышку привода переключения передач и трубопровод подачи смазки к согласующему редуктору; зачалить тросом за фланец ведущего вала согласующего редуктора, отвернуть гайки крепления и с помощью демонтажных болтов и подъемного механизма снять согласующий редуктор; отвернуть болты и снять крышку люка картера гидротрансформатора, отвернуть болты крепления кожуха 6 (см. рис. 11) гидротрансформатора к насосному колесу; – ввернуть три болта в демонтажные отверстия на насосном колесе и снять кожух гидротрансформатора; отвернуть гайку крепления ступицы турбинного колеса; с помощью съемника снять турбинное колесо гидротрансформатора со ступицей и подшипников в сборе, снять колеса реакторов в оборе, отвернуть болты крепления ступицы реакторов, снять подшипники (если реакторы изготовлены с ними) и ступицу реакторов; – с помощью съемника снять насосное колесо со ступицей и подшипником в сборе; отвернуть трубку смазки и болты крепления ступицы гидротрансформатора, ввернуть демонтажные болты в ступицу и снять ее.

Для разборки коробки передач необходимо повернуть гидромеханическую передачу в положение, удобное для разборки редуктор-ной части.

Разборку коробки передач произвести в такой последовательности: – отвернуть гайки крепления поддона.и снять его; – раскрепить и снять маслоприемник, насос и золотниковую коробку; – снять датчик спидометра; – застопорить вторичный вал от проворачивания, отвернуть гайку фланца крепления карданного вала заднего моста и снять фланец; – отвернуть болты крепления крышки тормоза-замедлителя и снять крышку; – застопорить первичный вал от проворачивания, отвернуть гайку крепления крыльчатки тормоза-замедлителя и снять крыльчатку; – используя универсальный съемник, снять последовательно ведущую и ведомую шестерни заднего хода, фрикцион второй передачи, ведущую шестерню второй передачи, фрикцион заднего хода, фрикцион первой передачи, ведущую шестерню первой передачи, брызговик, фрикцион третьей передачи; – навернуть на хвостовик ведомого вала гайку с кольцом и снять ведомый вал; – снять установочное кольцо подшипника первичного вала и вы-прессовать первичный вал в сборе с подшипником из картера гидротрансформатора; открепить и выпрессовать распределитель вторичного вала.

Разборка узлов гидромеханической передачи. Согласующий редуктор шестеренчатый, сложен в разборке.

Фрикцион коробки передач (рис. 91) следует разбирать в такой последовательности: при помощи отвертки извлечь стопорное кольцо из барабана фрикциона; снять последовательно упорный диск, разводные пружины, направляющие штифты, ведущие и ведомые диски и нажимной диск; извлечь отверткой предохранительное кольцо 8 и снять нажимные рычаги;
закрепить барабан фрикциона с оставшимися деталями в специальном приспособлении (рис. 92) для разборки и сборки фрикциона и вывернуть болтов крепления опоры пружин к барабану, снять барабан с приспособлением, опору пружин, пружины и поршень.

Рис. 91. Фрикцион включения передачи:
1 — стопорное кольцо, 2 — упорный диск, 3 — разводная пружина, 4 — направляющий штифт, 5 — ведущий диск, 6 — ведомый диск, 7 — нажимной диск, 8 — предохранительное кольцо, 9 — барабан, 10 — нажимной рычаг, 11 — уплотнительное кольцо, 12 — поршень, 13 — отжимная пружина, 14—малое уплотнительное кольцо, 15 — направляющий палец

Разборку золотниковой коробки произвести в такой последовательности: отвернуть болты крепления крышки, корпуса фиксаторов, извлечь пружину и шарик предохранительного клапана; вывернуть винты крепления крышки и извлечь пружины фиксаторов, шарики-фиксаторы и золотники переключения передач; отвернуть болты крепления корпуса фиксаторов, снять корпус и гильзы золотников; вывернуть крышки клапана смазки и редукционного клапана и извлечь пружины клапанов, распорные втулки и тарелку, упорлую пружину редукционного клапана; выпрессовать из корпуса коробки оставшиеся детали клапана смазки, корпус предохранительного клапана и детали редукционного клапана.

Разобранные детали гидромеханической передачи необходимо подвергнуть дефектовке, в соответствии с техническими условиями. Выбракованные детали заменить новыми или отремонтированными. Сборка и испытание гидромеханической передачи. Сборку гидромеханической передачи нужно производить на специально оборудованных, местах в условиях, обеспечивающих чистоту собранных узлов, посты должны быть оснащены необходимыми сборочными и испытательными стендами, приспособлениями, съемниками, оправками и инструментом. Детали должны.подаваться на сборку очищенными от грязи и нагара. Масляные каналы должны быть прочищены и продуты сжатым воздухом. При сборке гидромеханической передачи обтирка деталей ветошью не допускается (во избежание засорения каналов).

Сборку всех узлов гидромеханической передачи производят в порядке, обратном разборке. При этом необходимо выполнять основные требования. Перед оборкой насоса следует подобрать для каждой секции комплект шестерен с разницей по высоте не более 5 мкм. Шестерни насоса должны свободно перемещаться на ведомом и ведущем валах под действием собственного веса. Для клапана регулировки давления масла в гидротрансформаторе нужно подобрать комплект золотник —гильза с зазором в сопряжении 0,05—0,07 мм.

Рис. 92. Приспособление для разборки и сборки фрикционов:
1 — винт, 2 — прорезная шайба, 3 — опорное кольцо, 4 — шлицевая оправка

Оборку насоса обязательно надо производить из корпусов насоса с одноименными порядковыми номерами, свидетельствующими о совместной механической обработке. Толщину регулировочных прокладок для обеспечения зазора между промежуточной пластиной и шестернями подбирать таким образом, чтобы зазор составлял 0,06—0,08 мм для главного насоса и 0,08—0,10 мм для насоса гидротрансформатора.

Для регулировочных прокладок-используют кальку бумажную толщиной 0,04 мм и полотняную толщиной 0,1 мм. При затянутых болтах и установленных штифтах собранного насоса ведущий вал насоса должен равномерно вращаться под действием момента не более 0,3 даН-м. После сборки насос гидромеханической передачи нужно обкатать на стенде (табл. 23).

В качестве рабочей жидкости нужно использовать масло марки А по ТУ 38—101—179—71 или смесь масел: 30% масла МТ-16П по ГОСТ 6360—58 и 70% масла веретенного АУ по ГОСТ 1642—50. После обкатки замеряют подачи каждой секции насоса при частоте вращения вала 600 об/мин. Подача главной секции должна быть не менее 34 л/мин, секции гидротрансформатора —35 л/мин.

Таблица 23
Режим обкатки насоса гидромеханической передачи

Клапан при этом должен срабатывать при давлении 4±0,5 даН/см2. После обкатки и испытания насоса производят подтяжку и шплинтовку стяжных болтов.

Перед сборкой золотниковой коробки нужно подобрать пары гильза — золотник с зазором в сопряжении 0,05—0,07 мм. При сборке золотников проверяют их перемещение. Золотники должны перемещаться без заеданий, а фиксатор четко фиксировать золотники во всех положениях. Переключение одного из золотников включения ‘передач должно осуществляться только при нейтральном положении другого золотника. Клапаны золотниковой коробки регулируют при обкаточных испытаниях гидромеханической передачи.

При сборке фрикциона надо смазать маслом поверхности трения в‘барабане и поршне, установить в канавки барабана и поршня резиновые уплотнительные кольца и проверить легкость перемещения поршня. Поршень должен свободно, без заеданий перемещаться в барабане. Барабан следует установить в приспособление для разборки-сборки (рис. 93), вставить в углубления поршня отжимные пружины, установить на пружины опору и, сжав пакет, прикрепить опору пружин к барабану. Диски устанавливают поочередно: нажимной, семь ведомых и между ними шесть ведущих, отжимные пружины и диск упорный. Собранный фрикцион испытывают на герметичность, а затем на четкость включения и выключения. Для испытания на четкость включений можно использовать шлицевую оправку с отверстиями для подвода воздуха в полость фрикциона. Фрикцион должен четко, без заеданий включаться и, выключаться, числоувКлючений не менее двадцати.

Сборка согласующего редуктора производится на специальном поворотном стенде. При запрессовке внутреннего кольца роликоподшипника, ведущего вала его следует предварительно нагреть до температуры 50—70 °С.

Напрессовку остальных подшипников производят также в нагретом состоянии. Качество и правильность оборки согласующего редуктора проверяют путем проворачивания ведущего вала, он должен равномерно без заеданий проворачиваться от момента 0,5—1 даН-м.

Сборка гидромеханической передачи также .производится на поворотном стенде (см. рис. 90). Вначале нужно закрепить картер гидротрансформатора на стенде и запрессовать распределитель вторичного вала с кольцами в сборе. Распределитель закрепляют стопорной пластиной.

Рис. 93. Приспособление для сборки фрикциона:
1— стойка, 2 — шланг для подвода воздуха, 3 — цилиндр, 4 — плита, 5 — оправка, 6 — шпилька

Первичный вал запрессовывают в картер в подсобранном состоянии с шарикоподшипником и установочным кольцом. Комплект уплотнительных колец первичного вала подбирают по зазору в замке, который при установке в ступицу гидротрансформатора должен быть не менее 0,2—0,3 мм. После установки уплотнительных колец в канавки гидротрансформатора устанавливают на первичный вал ступицу гидротрансформатора с уплотнительной .прокладкой и прикрепляют ее к картеру. Запрессовывают картер наружное кольцо роликоподшипника вторичного вала и устанавливают на вал распорное кольцо роликоподшипника, фрикцион третьей ‘передачи в сборе с шестерней, ведомую шестерню третьей передачи со ступицей в сборе и заводят зубья ступицы фрикциона между зубьями ведомых дисков фрикциона, установив на вал втулку подвода смазки (высота втулки 7 мм).

Дальнейшую сборку редуктора коробки передач ведут в порядке, обратном разборке. При установке фрикционов на валы отверстия в шлицах валов и в барабанах фрикционов должны совпадать. При.установке втулок подвода смазки пазы в шлицах валов должны совпадать с отверстиями во втулках. После установки всех фрикционов на валы при помощи сжатого воздуха проверяют их работоспособность и затем производят окончательную сборку коробки переключения передач с установкой тормоза-замедлителя. Утопание торца крыльчатки за торец корпуса тормоза-замедлителя на величину 2,5±0,5 мм обеспечивается регулировочными прокладками. Момент затяжки кольцевых гаек валов должен быть 60—65 даН-м. Проверяют легкость вращения первичного и вторичного валов; они должны проворачиваться без заеданий, находясь в горизонтальном положении, от момента 3—5 даН-м.

Сборку гидротрансформатора нужно производить в такой последовательности: подобрать комплект уплотнительных колец ступицы гидротрансформатора по зазору в замке, равному 0,2—0,3 мм, и установить их в канавки ступицы; установить на ступицу гидротрансформатора насосное колесо в сборе с подшипником; напрессовать на шлицевую часть ступицы гидротрансформатора ступицу реакторов и закрепить ее с помощью шайбы и болтов; проверить легкость вращения насосного колеса и боковое колебание фланца, равное 0,7—1,2 мм, не более; подсобрать на оправке колесо первого реактора в сборе, завести в пазы обоймы ролики, установить колесо второго реактора и через окна в оправке завести ролики в пазы обоймы реактора, проворачивая колесо после установки каждого ролика, установить на ступицу реакторов плавающую бронзовую шайбу и весь пакет установить на ступицу реакторов.

Колеса после установки должны легко без заеданий вращаться в одну сторону и заклинивать в другую. Установить в шлицевое отверстие колеса первого реактора упорную ступицу. Напрессовать на шлицевой конец первичного вала турбинное колесо с подшипником в сборе и, навернув на вал гайку, затянуть ее до отказа. Установить на поясок насосного колеса уплотнительное кольцо и кожух насосного колеса и прикрепить кожух к насосному колесу. При установке кожуха метки на нем и насосном колесе, свидетельствующие о совместной балансировке, должны совпадать.

Повернув гидромеханическую передачу в положение, удобное для установки насоса, установить и закрепить насос, установить в отверстие картера гидротрансформатора фильтрующую вставку, установить и закрепить золотниковую коробку, брызговики шестерни, маслоприемник, масляный поддон. Вставить в шлицевое отверстие вала привода насоса соединительный вал и установить согласующий редуктор вместе с уплотнительной прокладкой. Обкатку гидромеханической передачи следует производить по установленным режимам на стенде, обеспечивающем изменение частоты вращения входного вала с 500 до 2100 об/мин. Стенд также должен быть оборудован тахометром, контрольными приборами для замера температуры и давления, балансирными весами с ценой деления не более 0,5 кг, фильтром в круге циркуляции гидротрансформатора, радиатором для охлаждения рабочей жидкости, устройством для торможения выходного фланца.

Перед -проведением обкатки при 750 об/мин входного вала нужно проверить включение всех передач, которое определяется по увеличению момента сопротивления при притормаживании выход-4 ного фланца. Режимы обкатки для автомобиля БелАЗ-540А даны в табл. 24 и в табл. 25 для автомобиля БелАЗ-548А. Обкатку нужно производить при температуре 50—100° С и уровне масла между метками щупа, замеренному на неработающей гидромеханической передаче.

Таблица 24
Режим обкатки гидромеханической передачи автомобиля БелАЗ-540А

Таблица 25
Режим обкатки гидромеханической передачи автомобиля БелАЗ-548А

При обкатке гидромеханической передачи необходимо обратить особое внимание на равномерность работы, устойчивость показаний давлений, четкость переключения передач, отсутствие стыков шестерен, отсутствие течи масла в стыке картеров, поддона, крышек, штуцеров, через сальники уплотнений.

Проверить работу тормоза-замедлителя при включенной передаче переднего хода и частоте вращения входного вала 800 об/мин. Через 30 с -после включения тормоза-замедлителя момент сопротивления должен быть не менее 18 даН-м. Время вхождения в режим торможения, определяемое по времени нарастания давления до 0,8 даН/см2, должно быть 5—8 с, а время выхода из режима торможения — 3—6 с.

После- обкатки гидромеханической передачи необходимо слить масло, снять поддон, осмотреть состояние доступных узлов, промыть сетку маслоприемника, промыть поддон и установить его на место. Через окно в картере гидротрансформатора произвести подтяжку и стопорение болтов крепления кожуха насосного колеса к насосному колесу.

При установке гидромеханической передачи на автомобиль необходимо .произвести центровку (соосности и .параллельности) осей двигателя и ведущего вала согласующего редуктора.

Источник

Оцените статью