УЧАСТОК ТО И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Технология. Приборы, неисправность которых не может быть устранена при ТО, направляются в электротехническое отделение (участок). В зависимости от объема и характера выполняемых работ ремонт электрооборудования подразделяется на текущий и капитальный.
При текущем ремонте электрооборудования выполняют: разборку приборов или агрегатов на отдельные узлы, контроль и дефектовку узлов и деталей, замену мелких негодных деталей (втулок, подшипников, щеток, контактов), зачистку и проточку коллектора (колец) и фрезерование изоляции между пластинами коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора или агрегата.
При капитальном ремонте предусматривается выполнение работ, связанных с полной разборкой приборов или агрегатов электрооборудования с заменой негодных основных узлов и деталей, включая их перемотку.,
В условиях большой и даже средней мощности СТОА целесообразно производить текущий ремонт, а при наличии запасных частей, производственных помещений и оборудования также и капитальный. Для сокращения времени простоя автомобиля в ремонте СТОА должна располагать оборотным фондом новых и отремонтированных приборов и агрегатов, количество и номенклатура которых определяются производственной программой станции.
Капитальный ремонт, связанный с восстановлением базовых деталей (якорь генератора и стартера, катушки реле-регулятора, обмотки возбуждения и др.), а также ремонт отдельных основных узлов, целесообразно производить в специализированных мастерских.
Электрооборудование, поступающее для углубленной проверки, регулировки и ремонта, предварительно очищают от грязи, затем направляют на контрольный пост, где его проверяют на контрольно-испытательных стендах и приборах. После проверки подлежащие ремонту агрегаты и приборы электрооборудования поступают на разборочный пост, где в зависимости от характера неисправности их частично или полностью разбирают.
Разобранные узлы и отдельные детали, не имеющие обмоток, направляют на пост мойки, где их тщательно промывают в керосине с помощью волосяной щетки или кисти, а затем обдувают сжатым воздухом (меднографитовые вкладыши керосином не промывают).
Узлы, имеющие обмотки, протирают ветошью, смоченной в бензине, и протирают насухо или обдувают сжатым воздухом.
Чистые и сухие детали и узлы направляют на пост ремонта и сборки. В процессе ремонта электрооборудования негодные узлы и детали заменяются новыми, а изношенные восстанавливаются. Отремонтированные приборы и агрегаты электрооборудования направляются на контрольный пост для проведения контрольных испытаний в соответствии с техническими условиями.
Расположение постов, а также расстановка необходимого технологического оборудования (приложение 8) в электротехническом отделении должны обеспечивать соблюдение технологической последовательности выполнения работ с наименьшей затратой сил и времени на перемещение агрегатов электрооборудования с одного поста на другой. План расстановки технологического оборудования в электротехническом отделении ‘приведен на рис. 34.
С целью повышения производительности труда и качества работ на участке постов ТР и в электромеханическом отделении на основные виды воздействий должны быть технологические и постовые карты.
Последовательность выполнения работ показана на рис. 35.
Техника безопасности. При ТО и ремонте электрооборудования необходимо соблюдать следующее:
— контрольно-регулировочные работы, выполняемые при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и др.), рекомендуется проводить на посту, оборудованном местным отсосом;
— во избежание захвата одежды или рук обслуживающего персонала вращающимися частями (шкив генератора, лопасти вентилятора и др.) перед началом работы необходимо застегнуть рукава и привести в порядок другие части одежды и головного убора;
— работать надо только чистыми и исправными инструментами;
— наждачный круг должен быть защищен стальным кожухом так, чтобы открытой оставалась только рабочая часть круга. Работать со снятым кожухом запрещается;
Рис. 34. План расстановки оборудования в электротехническом отделении:
1 — шкаф для одежды; 2 — ящик для отходов; 3 — умывальник; 4— шкаф для хранения приборов и запасных частей; 5—сверлильный настольный станок; 6 — станок для проточки кол* лекторов; 7 — выпрямитель; 8 — стенд для проверки системы зажигания; 9 — стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров; 10 — электрораспределительный щит; // — электромонтажный верстак; 12— пресс-отвертка; 13 — верстачный пресс; 14 — ванна для пропитки якорей и катушек; 15 — сушильный шкаф; 16 — приспособление для проверки свечей зажигания на герметичность; 17 — прибор для очистки и проверки свечей зажигания; 18 — слесарный верстак; 19 — ванна для мойки агрегатов и деталей; 20— стол-верстак для агрегатов, поступивших в отделение; 21 — стеллаж для хранения агрегатов; 22 — канцелярский стол; 23 — стол для деталей; 24 — заточный станок; 25 — стул
Рис. 35. Схема последовательности выполнения работ в электротехническом отделении корпуса электродвигателей и оборудование электротехнического отделения должны надежно заземляться или иметь зануление, согласно действующим «Правилам устройства электротехнических установок».
При работе электроинструментом, питающимся от электрической сети напряжением выше 36 В, необходимо соблюдать следующие правила: к работе электроинструментом допускаются лица, прошедшие специальную подготовку; перед началом работы инструмент необходимо осмотреть, а также надеть защитные приспособления (диэлектрические резиновые перчатки, резиновую обувь); если во время работы электроинструментом рабочий почувствует хотя бы слабое действие тока, электроинструмент необходимо немедленно отключить от сети и сдать в ремонт.
Источник
Какое нужно оборудование для электротехнического участка?
Для восстановления исправной работы электрооборудования в автомобиле можно провести регулировочные работы. Если же такие манипуляции не помогли, нужно переходить к ремонту оборудования.
Технологический процесс ремонта электрооборудования
В обобщенном виде технологический процесс ремонта любого электрического оборудования автомобиля ведется в следующем порядке:
- Транспортировка агрегатов в электротехнический цех.
- Разборка агрегатов.
- Очистка деталей (мойка, сушка и обдув).
- Дефектовка деталей. На этом этапе все детали нужно разделить на следующие группы:
- Годные детали. Они понадобятся на этапе сборки.
- Негодные детали. Со склада нужно доставить в цех новые детали для замены тех, что пришли в негодность.
- Детали, которые подлежат восстановлению. Над этой группой должны поработать специалисты. По итогу детали должны быть исправными.
- Комплектация. На этом этапе проводится проверка наличия всех деталей по изначальному перечню. Это годные элементы, элементы, которыми заменили испорченные и восстановленные.
- Сборка. Агрегат собирают до рабочего состояния.
- Тестирование агрегата на предмет работоспособности. Регулировка.
- Приемка работы специалистами технического контроля.
По такой схеме работают соответствующие специализированные цеха на большинстве АТП.
Оснащение электротехнического участка
Успешный ремонт электрооборудования имеет в своей основе качественное оснащение участка и мастерство, профессионализм тех, кто производит ремонтные работы. Важен каждый этап выполнения работ.
Для разборки агрегата, как правило, нужны гаечные ключи (8, 10, 13, 14 мм), сменные головки на 10 мм и 14 мм. И, конечно же, отвертка 4,5 мм. После разборки элементы нужно очистить. Для этого детали либо отправляются в специальные моечные машины, либо очищаются от грязи, нагара и накипи механическим путем. Для этого нужны металлические щетки и скребки. После очистки и промывки детали сушат обдувом сжатым воздухом.
Для дефектовки электроэлементов чаще всего нужны контрольно-измерительные стенды для проверки электрооборудования видов Э-242, Э-236. Также нужны стенды с подводом электропитания и с интегрированной лампой для проверки на обрыв витков мотора.
Для сборки нужны специальные оправки и стенд для сборки (чаще всего используют стенды собственного изготовления). И плюс те же инструменты, при помощи которых проводилась разборка агрегата. Сборка ведется строго по чертежу исходника.
Дополнительно электротехнический участок должен быть оборудован шкафами и стеллажами для хранения инструментов и оборудования.
Все, чем оснащен ремонтный цех АТП, должно соответствовать требованиям безопасности при эксплуатации. Данные требования регламентированы соответствующими ГОСТами. При выборе оборудования и инструментов фабричного производства нужно запрашивать сертификаты на каждую позицию. Это избавит в дальнейшем от возможных проблем.
Источник
Оборудование для участка электротехнических работ
Приложение 2.11
№ п/п | Наименование оборудования, модель | Краткая характеристика | Размер в плане, мм | Мощность эл. двигателя, кВт |
Стенд контрольно-испытательный, Э-242 | Тип — стационарный, для проверки и регулировки снятых с автомобилей: стартеров до 11 кВт, генераторов мощностью до 6,5 кВт, напряжение 14 и 28 В, регуляторов напряжения, резисторов, полупроводниковых приборов. | 800×1000 | 20,00 | |
Комплект изделий для очистки и проверки свечей зажигания, модель Э-203 | Тип -настольный, включает приспособление для очистки Э-203. О прибор для проверки Э-203. П Давление подводимого воздуха для очистки 3-4 кгс/см 2 пределы измерения прибора Э-203. П -0-16 кгс/см 2 | 215×180 355×244 | ||
Автотестер К-484 | Тип — переносной, предназначена для проверки 2 х , 4 х , 6, 8 цилиндровых двигателей при номинальном напряжении 12В. Питание автотестера от 220В. | 300×310 | 0,30 | |
Тестер безконтактной системы зажигания К-317 | Тип — переносной, предназначена для проверки работоспособности безконтактных систем зажигания ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, напряжение питания 12В. | 70×107 | ||
Дизель-тестер К-296 | Тип — переносной, проверяет непосредственно на автомобиле топливную аппаратуру и электрооборудование автомобиля. Напряжение питания 24±6В. | 280×125 | ||
Прибор для проверки якорей стартеров, электродвигателей | Тип — настольный, для контроля технического состояния якорей стартеров, электродвигателей постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24В. Питание 220В. | 380×160 |
Продолжение приложения 2.11
Пресс реечный, модель 918 | Тип — настольный, усилие — 3100 кгс | 370×240 | |
Настольный сверлильный станок, модель Р-175 | Тип — настольный, диаметр сверления до 16 мм | 710×390 | 0,75 |
Пистолет для обдува деталей сжатым воздухом, модель С-417 | Тип — переносной, давление воздуха от 3 до 8 кгс/см 2 | 220×180 | |
Ванна для мойки деталей, модель 2031 | Тип-пожарный, вместимость 20 л, смонтирована с вытяжным шкафом с местным вентиляционным отсосом, металлическим, одностворчатым. | 800×600 | |
Установка для разборки, мойки и обдувки деталей, модель МВ-01 | Тип — стационарная, металлическая, двухстворчатая с местным вентиляционным отсосом, вместимость 60 л. | 1200×700 | |
Сушильный шкаф, модель НП-014 | Тип — стационарный, металлический, двухстворчатый с местным вентиляционным отсосом. | 680×550 | |
Станок точильно — шлифовальный, модель 3К631А | Тип- настольный, диаметр кругов 150 мм | 350×600 | |
Станок для проточки коллекторов, модель Э-105 | Тип — настольный n-1850 об/мин. | 1100×480 | 0,48 |
Верстак слесарный ВС-1 | Тип — однотумбовый, с защитным экраном. | 1300×740 | |
Круглый вращающийся стол электрика, модель Р-967 | Тип — стационарный, поворотный с приспособлениями для агрегатов электрооборудования. | Ф1200 | |
Подставка под оборудования | Тип — стационарная, собственного изготовления. | размеры принимают с учетом уст, оборудования (+100-150 мм) | |
Стеллаж для хранения электрооборудования автомобилей, ОРГ-1468-05-300 | Тип — стационарный, двухсекционный для хранения рем. фонда и отремонтированных приборов и агрегатов. | 1400×500 |
Продолжение приложения 2.11
Стол для приборов, модель 2280-П. | Тип — стационарный для установки приборов Э-203.О; Э-203.П; Э-236; Э-204; К-484 (К-296). | 1400×800 |
Ящик для песка ОРГ-1480-03-320 | Тип — стационарный, металлический миска 40 кг | 500×400 |
Ларь для отходов, ОРГ-1468-07-090А | Тип — стационарный для цветного и черного металлов, двухокционный | 800×400 |
Тумбочка для хранения инструментов «Сорокинструмент» | Тип — передвижной, с перфорацией для навешивания на дверцы, боковые и заднюю стенку инструмента | 695×535 |
Стальная эмалированная раковина | Настенная, покупное изделие | 500×500 |
Оборудование для участка ремонта аккумуляторов
Приложение 2.12
№ п/п | Наименование оборудования, модель | Краткая характеристика | Размер в плане, мм | Мощность эл. двигателя, кВт |
Прибор для проверки АКБ | Переносной, Э-401 | 442×220 | ||
Выпрямитель тока для зарядки аккумуляторных батарей. Зарядное устройство ЗУ-1М | Для заряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей емкость 55-190 АЧ. Количество одновременно заряжаемых батарей – от 1 до 6. Масса, кг – 36. | 480×320 | 1,5 | |
Зарядное устройство УЗ-1 | Для заряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей емкостью до 180 АЧ. Количество одновременно заряжаемых батарей – от 1 до 4. Масса, кг – 28. | 400×330 | ||
Зарядное устройство АЗУ-Н | Для заряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей напряжением 6, 12, 24 В. Количество одновременно заряжаемых батарей с различными напряжениями от 1 до 4. Масса, кг – 120. | 990×550 | ||
Выпрямитель ВЗПА-103 | Для заряда аккумуляторных батарей емкостью до 180 АЧ, кратковременного предпускового заряда непосредственно на автомобиле и запуска –двигателя автомобиля. Количество одновременно заряжаемых батарей шт.-2. Масса, кг – 60. | 350×470 | 1,5 | |
Электродисцитилятор, модель ДЭ-4 | Стационарный, напряжение 220В, производительность л/ч | 500 | 3,0 | |
Электродисцитилятор, модель ДЭ-6 | Для производства дистиллированной воды. Производительность, л/ч-6. Масса, кг 22. Расход воды на охлаждение, л/ч 250 | 500 | 4,5 |
Продолжение приложения 2.12
Комплект оборудования и приспособления для ТО аккумуляторных батарей, мод. КИ-389 | Для проведения полного объема технического обслуживания и мелкого ремонта аккумуляторных батарей. В состав комплекта входят устройство для получения дистиллированной воды, нагрузочная вилка, ареометр для проверки плотности электролита, трубка для проверки уровня электролита, термометр, комплект шаблонов для восстановления выводных клемм аккумуляторов, приспособление для переноски аккумуляторов, электропаяльник, резиновая спринцовка, воронка, мензурка, палочка для перемешивания электролита, футляр, защитные очки, защитная одежда. Масса, кг-41. | 900×300 | |
Пробник аккумуляторный, Э-107 | Для проверки свинцовых АКБ емкостью 45-190А и со скрытыми межэлементными соединениями. Тип — переносной, ручной. Номинальное напряжение проверяемой батареи, В-12. Масса, кг-0,9. | 170×120 Сопротивление нагрузки, 0,01 0,1±10% | |
Установка для ускоренной зарядки АКБ, Э-411 | Тип – передвижной. Для ускоренного и предпускового заряда АКБ номинальным напряжением 12В, емкостью 45-190АЧ и для питания цепи стартера мощностью до 1,6 кВт при пуске двигателей. Масса, кг-79 | 455×400 | 3,6 |
Установка для приготовления электролита, мод. К-53СБ | Собственного изготовления. Емкость 100л | 400×400 | |
Прибор для сварки деталей аккумулятора | Прибор для сварки угольным электроприбором. Настольный | ||
Газовая горелка | Настольная модель «Звездочка» | 250 | |
Электротигель для плавки мастики, мод. 8022 | Настольный | 470×380 | 2,00 |
Электротигель для плавки свинца, мод. 8020 | Настольный | 410 | 3,5 |
Продолжение приложения 2.12
Шкаф вытяжной для плавки свинца и мастики | Стационарный, с местным вентиляционным отсосом, мод. Р-405 | 1280×825 | |
Пресс электрогидравлический, Р342М | Настольный. Максимальные усилия на штоке гидроцилиндра 400 кн. Ход штока, мм 200. Масса, кг 240. | 1500×640 | 1,7 |
Настольно-сверлильный станок, мод. НС-12А | Максимальный диаметр сверления 12 мм | 700×360 | 0,5 |
Шкаф сушильный, мод. С-07-00-00 | Температура сушки 60-80ºС | 900×600 | 3,0 |
Комплект приспособлений для АКБ, Э-412 | Тип – переносной. Для обслуживания стартерных батарей емкостью 45-190 АЧ и номинальным напряжением 12В непосредственно на автомобиль. В комплект входят: пробник аккумуляторной Э-107, емкость на 2,5л, 2 гаечных ключа, приспособление для снятия клемм, зачистки клемм и переноски аккумуляторов. Обеспечивает: измерение напряжения батареи под нагрузкой, без нагрузки, определение и корректировку плотности электролита, снятие наконечников проводов с выводов батарей и их очистку. Масса, кг-6,5. | 320×210 | |
Пробник аккумуляторный, Э-108 | Тип – переносной, ручной. Для проверки работоспособности свинцовых стартерных АКБ емкостью до 190 АЧ с внешними межэлементными соединениями, а также для проверки генераторных установок. Номинальное напряжение проверяемого аккумулятора, В-2. Сопротивление нагрузки, Ом при проверке аккумуляторов: емкостью 45-100 АЧ-0,0126; емкостью 100-145 АЧ-0,0078; емкостью 145-190 АЧ-0,0052. Масса, кг – 0,7 | 170×115 |
Продолжение приложения 2.12
Устройство УПЗ – 12/200 | Для запуска двигателей и заряда АКБ легковых автомобилей. Регулировка зарядного тока, форсированный предпусковой подзаряд током до 30 А. Номинальное напряжение, В-12. Зарядный ток, А-6,3. Пусковой ток, А-200. Масса, кг -30 | 330×820 | 3,5 |
Электродисцитилятор, АТУ-13506 | Для получения технической дистиллированной воды. Производительность, л/ч -4. Масса, кг -10. Расход воды на охлаждение, л/ч – 120. | 220×335 | 3,5 |
Станок точильно — шлифовальный, ЗЕ-631 | Тип – настольный, электрический. Напряжение питания, В-220. Диаметр круга, мм -150. Частота вращения, об/мин -2840. Масса кг -30 | 430×330 | 0,75 |
Оснастка | |||
Верстак для ремонта АКБ, мод. ОГ-05-000 | Стационарный | 1600×800 | |
Шкаф для приборов и приспособлений, 2303 | Стационарный, собственного изготовления | 950×435 | |
Стеллаж для хранения АКБ, Э-405 | 4 ряда полок | 2100×600 | |
Подставка под оборудование, Р-902 | Собственного изготовления | 930×600 | |
Ванна для слива электролита, М-2252 | Емкость 32 литра | 740×304 | |
Бутыль для серной кислоты, НИИАТ-АР-2 | Емкость 20 л | 300 | |
Бутыль для нашатырного спирта | Емкость 5л. | 150 | |
Бак для дистиллированной воды | Стационарный | 300 | |
Тележка для перевозки АКБ, 9865 | Грузоподъемность 700 кг | 1180×630 | |
Штатив для бутылей под кислоту, НИИАТ-АР-2 | Стационарный | 540×540 |
Продолжение приложения 2.12
Источник