Участок технического ремонта сто

Участок технического обслуживания и ремонта автомобилей

Участок предназначен для проведения профилактического комплекса ра- бот, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, а также их устранения, для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии обеспечения надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.

На большинстве действующих российских СТО существует объединённый участок ТО и ТР, однако, для крупных станций с большой производственной программой возможно выделение участков ТО и ТР в самостоятельные подраз- деления.

На объединённом участке возможно следующее сочетание работ по тех- ническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

Ø техническое обслуживание в полном объёме;

Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива- ния;

Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость которого установлена при приёмке;

Ø выполнение выборочных комплексов работ технического обслужива-

Ø техническое обслуживание в полном объёме совместно с работами те- кущего ремонта, необходимость проведения которых выявлена в про- цессе диагностирования;

Ø текущий ремонт узлов и деталей;

Ø гарантийное техническое обслуживание и текущий ремонт.

При заключении договора с заводом-изготовителем возможно проведение гарантийного обслуживания и ремонта на СТО, при этом сервисное предпри- ятие должно иметь развитую производственно-технологическую базу и всё не- обходимое технологическое оборудование, приспособления и инструмент.

Предприятие, осуществляющее гарантийное сервисное обслуживание ав- томобилей, должно иметь:

– прямые договора с заводом-изготовителем на поставку оригинальных запасных частей;

– обученных специалистов — инженеров-технологов по гарантии, имею- щих соответствующую подготовку (как правило, кабинет инженера по гарантии размещается недалеко от участка приёмки автомобилей);

– нормативно-техническую и бланочную документацию по гарантии;

– оснащение рабочего места компьютерной оргтехникой;

– склад зарекламированных изделий, подлежащих отправке с ус- тановленной периодичностью на завод-изготовитель;

– склад гарантийных запчастей;

– необходимое диагностическое и гаражное оборудование, оснастку и ин- струмент в соответствие с перечнями завода-изготовителя, и производ- ственные площади для полнообъёмного и качественного выполнения гарантийного ремонта автомобиля.

Годовая программа по гарантийному обслуживанию, а также нормативная трудоёмкость, приходящаяся на один находящийся на гарантии автомобиль, приводится в задании на проектирование и зависит от его марки (модели). Суммарная годовая трудоёмкость гарантийного обслуживания приплюсовыва-

ется к трудоёмкости работ на участке, далее расчёт производится по общепри- нятой схеме.

Техническое обслуживание легковых автомобилей на поточных линиях прерывного действия в нашей стране и в целом в мире не получило широкого распространения, так как перечень операций, регламентированных сервисной книжкой автомобиля меняется в зависимости от пробега с начала эксплуатации и номера ТО (ТО-3000, ТО-15000, ТО-30000 и т.д).

Как следует из всего вышеперечисленного, организация ТО легковых ав- томобилей на линии возможна при соблюдении следующих основных условий:

1. Специализация СТО по определённой марке автомобилей.

2. Наличие предварительных заказов и долгосрочных договоров на ком- плексное обслуживание с таксомоторными парками, транспортными компаниями, индивидуальными предпринимателями.

3. Примерно одинаковая трудоёмкость и неизменный перечень операций сервисного обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации транспортных средств.

Пример планировочного решения участка текущего ремонта с расположе- нием вспомогательных помещений и обозначением специализированных по видам выполняемых работ производственных постов приведен на рис. 8.1. (Приложение 8).

Участок замены масла

Участок предназначен для периодической замены смазочных материалов, применяемых в узлах и агрегатах автомобилей, в связи с полной или частичной утратой ими своих эксплуатационных свойств (антифрикционные, моющие, ан- тикоррозионные, противопенные и т.д.).

На участке могут производиться следующие виды работ и услуг:

Ø проверка уровня масла и при необходимости его доливка;

Ø проверка степени загрязнённости используемых масел и прогнозирова-

Ø слив отработанного моторного масла из картера двигателя и трансмис- сионного – из агрегатов трансмиссии и ходовой части автомобиля;

Ø заливка нового (свежего) масла в объёмах, предусмотренных норма- тивной технической документацией;

Ø комплексная смазка автомобиля при очередном ТО в соответствие с имеющейся химмотологической картой;

Ø экспертиза качества предоставленных для независимого анализа марок автомобильных масел (производится на крупных СТО при наличии на участке химической лаборатории).

На малых СТО замена масла на автомобиле выполняется либо на специа- лизированном посту зоны ТО и ТР, либо на обычных универсальных постах, оснащённых подъёмниками.

Выделение участка смазки в самостоятельное подразделение производится при наличии не менее 2-3 специализированных постов для выполнения соот- ветствующих видов работ.

На участке может применяться как стационарное, так и передвижное тех- нологическое оборудование. Первое в основном используется на СТО грузо- вых автомобилей и располагается в нишах осмотровой канавы, второе – при выполнении работ на постах, оснащенных подъёмниками.

При использовании системы централизованной подачи масла, насосное оборудование и запасы масла (ёмкости с маслом) должны располагаться в от- дельном помещении, площадь которого зависит от габаритных размеров обору- дования и особенностей монтажа.

Для долива масла в агрегаты автомобилей на СТО часто используется пе- реносное маслозаправочное оборудование в связи с его простотой и более низ- кой стоимостью.

Кузовной участок

Участок предназначен для устранения дефектов и неисправностей кузовов автомобилей, возникших в процессе эксплуатации и после дорожно- транспортных происшествий. На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø разборочно-сборочные по кузову или раме автомобиля;

Ø арматурно-кузовные работы (снятие и установка дверей, отдельных панелей или частей кузова, механизмов, стекол и других съёмных де- талей);

Ø восстановление геометрии кузова и рихтовка панелей (исправление ис- кажений геометрических размеров кузова и устранение неровностей деформированных поверхностей,);

Ø сварочные работы (удаление сваркой поврежденного участка кузова, установка дополнительных ремонтных деталей, заварка трещин, разры- вов и пробоин).

Повышение аварийности на дорогах страны приводит к увеличению спро- са на услуги СТО специализирующихся по кузовному ремонту, поэтому даже на малых сервисных мастерских обязательно наличие не менее 1-го поста для выполнения работ по восстановлению первоначальной геометрии кузова.

Доставка аварийных автомобилей на посты участка может производиться либо собственным эвакуатором при наличии на СТО подразделения оказываю- щего техническую помощь на дорогах, либо транспортом сторонних организа- ций.

Кузовной и окрасочный участки целесообразно располагать в обособлен- ном блоке помещений в связи с повышенной шумностью и повышенной вред- ностью проводимых в этих подразделениях работ. Так как въезд на участок осуществляется с улицы, то необходимо наличие собственного конторского помещения для мастера-приёмщика. Обычно помещение приёмщика является общим для малярного и кузовного участка, его площадь принимается из расчё-

та 8 м2 на первого сотрудника и дополнительно по 5 м2 на каждого следующего работника.

Должность мастера кузовного участка вводится при наличие не менее 5 штатных работников в производственном подразделении. На средних предпри- ятиях мастер как правило выполняет и обязанности приёмщика, но при суточ- ной величине заездов на участок более 14 автомобиле-заездов необходимо на- нимать дополнительного сотрудника и предусматривать отдельное помещение для мастера площадью не менее 8 м2.

В помещении кузовного участка целесообразно выделять следующие спе- циализированные рабочие посты:

· рабочие посты для правочно-рихтовочных работ;

· рабочий пост для сварочных работ;

· рабочий пост для обойно-арматурных работ;

· специализированный пост для разборки и сборки автомобиля.

Для восстановления геометрии кузовов на СТО с расчётным числом постов менее 4-х используются мобильные системы для правки и вытяжки элементов кузова. На крупных СТО и спецавтоцентрах с числом постов в кузовном участ- ке от 4-х и более применяются стационарные стапеля для восстановления пер- воначальной геометрии кузова в комплексе с переносным оборудованием. Два и более стационарных стапеля может размещаться на СТО с штатным числом работников в кузовном участке более 30-35 человек.

Количество постов арматурных работ по кузову автомобиля составляет 20- 25 % от общего числа рабочих постов в кузовном участке. При этом не менее 30-35 процентов постов оборудуется двустоечными подъёмниками.

Примечание. Под арматурными понимаются работы, которые включают операции по разборке-сборке кузова и его механизмов, снятию и установке (за- мене) стёкол, фонарей, флок-фар и др.

Для складирования снятых с автомобиля деталей кузова на участке необ- ходимо предусмотреть площадку для складирования либо, что более приемле- мо, складское помещение для хранения деталей. Площадь склада или площадки

принимаем в размере 15-20 % от общей расчётной площади кузовного участка (большее значение принимается для площадок и складских помещений на ма- лых СТО).

Пример кузовного участка с расположением вспомогательных и складских помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.3. (Приложение 8).

Окрасочный участок

Окрасочный участок предназначен для полной окраски кузовов автомоби- лей, частичного восстановления лакокрасочного покрытия в местах его повре- ждения, а также окраски отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процессе его восстановления.

На участке в зависимости от мощности и вида СТО могут выполняться следующие виды работ и услуг:

Ø демонтаж элементов, препятствующих покраске автомобиля или, на- оборот, демонтаж детали, подлежащей окраске;

Ø подготовка поверхности к окраске (грунтование, устранение коррозии, снятие старой краски, шлифование, шпатлевание и герметизация свар- ных швов, нанесение шумоизолирующих мастик);

Ø полная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности кузова, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, моторного отсека и багажника, включая внутренние поверхности капота и крышки багажника);

Ø наружная окраска кузова (окрашивание наружной поверхности (без мо- торного отсека, багажного отделения, торцов, проемов и внутренних поверхностей дверей, салона, капота и крышки багажника с предвари- тельной защитой не окрашиваемых поверхностей);

Ø частичная окраска кузова (окрашивание одной или нескольких деталей кузова с подбором колера эмали под основной цвет кузова и предвари-

Ø окраска отдельных ремонтных деталей кузова, используемых в процес- се его восстановления на других производственных участках СТО;

Ø аэрография – нанесение оригинального рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля (может также выполняться на уча- стке тюнинга);

Ø сушка окрашенных поверхностей;

Ø полировка поверхности кузова.

Участок окраски включает три отделения, выделенные в отдельные произ- водственные зоны: подготовительных работ, окрасочное и отделение подбора колера или краскоприготовительное отделение (на станциях малой мощности может существовать четвертое подразделение – отделение антикоррозионной обработки).

В подготовительном отделении выполняются следующие работы:

· снятие старой краски,

· обдувка поверхностей сжатым воздухом,

· герметизация сварных швов мастикой,

· защита не окрашиваемых поверхностей бумагой и липкой лентой.

На участке подбора колера выполняются следующие работы:

· подготовка лакокрасочных материалов к окраске,

· подбор колера в соответствие с цветовой гаммой окрашиваемой по- верхности,

· доведение лакокрасочных материалов до рабочей вязкости.

Подбор колера — процесс получения необходимого цветового оттенка эма- ли путем смешивания основных (однопигментных) цветов эмалей в определен- ной пропорции.

Участок подбора колера должен размещаться в изолированном помещении

88

ся оборудованием для подбора цветового оттенка, смешивания и приготовле- ния красок.

Окрасочное отделение — это окрасочно-сушильная герметичная камера, оборудованная приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камере взрывоопасных концентраций и проникновение из каме- ры в помещение участка паров растворителя и аэрозолей краски.

При выполнении технологического процесса окраски поверхности кузова все операции по обезжириванию, нанесению грунтов и эмали, а также сушка производятся в окрасочно-сушильной камере. Температура и время сушки за- висят от применяемых материалов. Качество окраски должно соответствовать требованиям технических условий.

Для сушки и окраски отдельных снятых с автомобиля деталей на крупных СТО и спецавтоцентрах может использоваться отдельная окрасочно-сушильная камера меньшего размера. При значительных объёмах окрасочных работ на участке устанавливается камера для мойки краскораспылителей, и окрасочного оборудования.

Все камеры, имеющиеся на участке, располагаются в одну линию, напро- тив которой размещаются вспомогательные посты для подготовки к окраске и разборки-сборки автомобиля (не менее 1 поста).

Число рабочих постов оборудованных окрасочными (сушильными) каме- рами определяется по формуле:

Х = NССОКР ×j,

— среднесуточное число заездов автомобилей на СТО для вы-

полнения окрасочных работ,

ТО — суточная продолжительность работы окрасочного оборудования

НО — производительность оборудования за смену или в час (для ком-

бинированной окрасочно-сушильной камеры

для автономной окрасочной и сушильной камер

При числе маляров на участке более 7 (включая учеников и работников, занимающихся подготовкой автомобилей к окраске) вводится должность мас- тера малярного участка, отвечающего за организацию работ на участке и осво- божденного от других видов работ. Для мастера предусматривается отдельное помещение площадью не менее 8 м2.

Также в комплекс помещений окрасочного участка входит склад инстру- мента и вспомогательных средств, площадь склада для малых и средних СТО принимается от 10 до 15 м2, для больших и крупных СТО и спецавтоцентров – 20-25 м2.

В отдельном помещении рядом с окрасочной (сушильной) камерой должно располагаться её машинное отделение, размер и конфигурация помещения за- висит от типа камеры и взаимного расположения окрасочного блока и машин- ного помещения. Площадь машинного отделения принимается не менее 15 м2, по возможности в помещении должен быть выход на улицу.

Помещение теплогенераторной окрасочно-сушильных камер, работающих на жидком или газообразном топливе, следует располагать у внешней стены производственного корпуса с выходом наружу и отделять от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями.

На крупных СТО в состав окрасочного отделения может входить автоном- ная компрессорная станция.

Пример планировочного решения окрасочного отделения с расположени- ем основных и вспомогательных постов, смежных подразделений и складских помещений приведен на рис. 8.2. (Приложение 8).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Читайте также:  Ремонт стартера автомобильного генератора
Оцените статью