Учебная дисциплина по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Управление образования и науки липецкой области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНое ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
Пивоварова Наталия Викторовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Рассмотрено Педагогическим советом
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»
Председатель цикловой комиссии общепрофессиональных и механических дисциплин
по учебной работе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинами: ОП 01 Инженерная графика, ОП 02 Материаловединие, ОП 03 Техническая механика, ОП 05 Электротехника и основы электроники, ОП 06 Технологическое оборудование, ОП 07 Технология отрасли, ОП 08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП 09 Охрана труда и бережливое производство, ОП 13 Гидравлические и пневматические системы (из вариатива); профессиональными модулями: ПМ. 01 Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ 02 Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования, ПМ 03 Организация ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию, ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Слесарь-ремонтник).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
— оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
— применять документацию систем качества;
— применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
— документацию систем качества;
— единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
— основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
— основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
— основы повышения качества продукции;
— принцип построения ЕСДП
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия» Раздел 2.
Содержание учебного материала
Общие сведения о метрологии
Цели и задачи метрологии .Основные термины и определения
Организационно-правовые основы законодательной метрологии
Государственная система обеспечения единства измерений.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений.»
Понятие «жизненный цикл продукции»
Цели и задачи метрологического обеспечения на всех этапах жизненного цикла
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Единицы физических величин
Физические единицы и их измерение. Размерность физических величин
Системы физических единиц. Основные и производные единицы. СИ.
Самостоятельная работа обучающихся
— подготовка и оформление конспекта
Содержание учебного материала
Средства, методы и погрешности измерений
Понятие об измерении. Виды и методы измерений. Средства измерений. Виды СИ. Метрологические характеристики СИ. Погрешности СИ.
Нормирование погрешностей по ГОСТу. Предел допускаемой погрешности.
Лабораторная работа № 1Выполнение контроля размеров цилиндрических деталей
Лабораторная работа №2 Проведение статистической обработки результатов измерений
Лабораторная работа №3 Выбор измерительного средства для различных видов работ.
1 Практическая работа №1 Вычисление абсолютной, относительно и приведенной погрешностей. Определение их влияния на достоверность результатов
2. Практическая работа №2 Определение нормируемых метрологических характеристик СИ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основы обеспечения единства измерений
Метрологическая цепь передачи размера единиц физических величин. Эталон как универсальное средство воспроизведения и хранения размера единицы физической величины. Классификация эталонов. Эталонное средство измерений. Проверка и калибровка СИ. Поверочная схема. Порядок разработки и утверждения.
Практическая работа №3 Составление локальной поверочной схемы для универсального средства измерений
Самостоятельная работа обучающихся
— составление таблицы терминов и определений по метрологии
Содержание учебного материала
Общие сведения о стандартизации
Цели и задачи стандартизации .Методы . Принципы Нормативные документы .
Самостоятельная работа обучающихся
— составление таблицы составления терминов и определений по стандартизации
Содержание учебного материала
Стандартизация в различных сферах
Стандартизация системы управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации. Стандартизация и экология.
1. Практическая работа №4 Приведение метрологической экспертизы чертежа детали.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Международная и региональная стандартизация
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Региональные организации по стандартизации.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Организация стандартизации в РФ
Правовые основы стандартизации. Органы и службы по стандартизации. Категории стандартов. Виды стандартов. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязанных требований стандартов
Самостоятельная работа обучающихся
— составление таблицы классификации стандартов.
Содержание учебного материала
Стандартизации системы управления качеством
Основные термины и определения: система качества, обеспечение качества продукции, управление качеством, улучшение качества. Квалиметрическая оценка качества. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании изделий. Международные стандарты и системы обеспечения качества продукции. Модель «петли качества». Принцип применения стандартов ИСО серии 9000
Самостоятельная работа обучающихся
— подготовка презентации на тему «стандартизации системы управления качеством на этапах жизненного цикла продукции. Модель «пели качества»».
Содержание учебного материала
Государственная система стандартизации и нацчно технический прогресс
Задачи стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качества на базе стандартизации.
Самостоятельная работа обучающихся
— Подготовка презентации на тему «Унификация и агрегатирование при конструировании холодильных машин и установок».
Стандартизация основных норм взаимозаменяемости
Содержание учебного материала
Общие понятия основных норм взаимозаменяемости
Основные положения, термины и определения. Графическая модель формирования точности измерений. Расчет точностных параметров соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Размеры .Отклонения. Поверхности.
Три вида посадок
ЕСКД( «Единая система допусков и посадок») .
Система вала. Система отверстия.
Допуски и посадки подшипников качения
Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений
Точность формы и расположения поверхностей
Практическая работа №5 Систематизация образования посадок. Построение полей допусков. Определение вида посадки.
Практическая работа № 6 Графическое изображение допусков , посадок и предельных отклонений на чертежах.
Практическая работа № 7Расчет и графическое изображение допусков и посадок подшипников качения.
Практическая работа №8 Расчет и графическое изображение допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений
Практическая работа № 9 Нормирование шероховатости поверхности
Практическая работа № 10 Нормирование точности формы и расположения поверхностей
Самостоятельная работа обучающихся
Управление качеством продукции и стандартизация
Содержание учебного материала
Сущность управления качеством продукции
Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение. Сопровождение и поддержка электронным обеспечением
Практическая работа №11 Выполнение анализа реальных штрих-кодов. Проведение проверки их подлинности.
Самостоятельная работа обучающихся
— Изучение штрихового кодирования информации по ГОСТ
Содержание учебного материала
Сущность и содержание подтверждения соответствия
Сущность и содержание подтверждения соответствия. Основные понятия и термины подтверждения соответствия. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Цели и задачи подтверждения соответствия.
Практическая работа №12 Выполнение анализа сертификата соответствия.
Самостоятельная работа обучающихся
— Изучение федерального закона «О сертификации продукции и услуг»
Содержание учебного материала
Правила по проведения работ в области сертификации
Правила сертификации. Субъекты сертификации. Нормативная база сертификации. Проведение сертификации. Схемы обязательной сертификации. Особенности сертификации потребительских товаров.
Практическая работа №13 Выполнение анализа сертификата соответствия.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Нормативно правовая база подтверждения соответствия
Оценка соответствия продукции установленным требованиям.
Самостоятельная работа обучающихся
— Изучение закона «О защите прав потребителя»
Курсовой проект (работа)
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и (или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования)
Промежуточная аттестация в форме экзамена
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрологии, стандартизации и подтверждение соответствия»,
— рабочее место преподавателя;
— рабочие места по количеству обучающихся;
— комплект универсальных измерительных инструментов;
техническими средствами обучения:
— экран на штативе.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. ГОСТ 8.117.2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин. – М.: Стандартинформ, 2010.
2. ГОСТ Р 1.4.2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.Общие положения. – М.: Стандартинформ, 2007.
3. ГОСТ Р 1.8.2011. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. – М.: Стандартинформ, 2012.
4. ГОСТ Р 1.0.2012. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. – М.: Стандартинформ, 2013.
5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Проспект, 2012.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gost.ru .
2. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fundmetrology.ru.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1.. И.П. Кошевая, А.А. Канке. Метрология, стандартизация и сертификация. М: Инфра-М, 2013.
2.Кузнецов В.А., Якунин Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. М.: Инфра-М, 2013.
3. Основы стандартизации, метрологии и сертификации, И.М. Лифиц.-М: «Юрайт», 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Документацию систем качества;
Рационально использует документацию для выполнения технологического процесса;
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов
практических занятий и лабораторных работ,
работ, тестирования, контрольных
работ и других видов текущего контроля,
Единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
Демонстрирует владение терминологией и использование в процессе обучения;
Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
Использует основные положения для
выполнения практических работ;
Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
Использует документацию для выполнения
Основы повышения качества продукции.
Использует имеющиеся знания для
повышения качества продукции;
Принцип построения ЕСДП
Использует документацию для выполнения
Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
Использует основные положения метрологии,
стандартизации и сертификации в технической
Демонстрирует правильное оформление технологической и технической документации в соответствии с действующей нормативной базой.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов
наблюдении в процессе практических занятий,
Применять документацию систем качества;
Использует справочную и техническую
литературу, ГОСТ для определения вида
материала, способного работать в заданных
Применять требования нормативных документов к основным видам услуг и процессов.
Правильно осуществляет подбор технической и
технологической документации к основным видам услуг и процессов.
Правильно осуществлять применение требований системы к чертежной документации
Источник