Учебник по устройство ремонта тепловоза

УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ТЕПЛОВОЗОВ

Устройство и ремонт тепловозов: Учебник для нач. проф. образования / Л. А. Собенин, В. И. Бахолдин, О. В. Зинченко, А. А. Воробьев. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

Рассмотрены устройство и ремонт тепловозов серии 2ТЭ10, 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТЭМ7 и дизель-поездов. Описан принцип действия механического оборудования, электрических передач постоянно-постоянного и переменно-постоянного тока, гидравлических передач и др.

Для учащихся учреждений начального профессионального образования, осваивающих профессии «Помощник машиниста тепловоза», «Слесарь по ремонту тепловозов»; может быть использован при подготовке рабочих на производстве

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ТЕПЛОВОЗОВ

1.1. Особенности конструкции тепловоза

Локомотив, на котором установлен дизель для получения тяговых сил, называется тепловозом. Независимость от стационарного источника энергии качественно отличает тепловозы своей автономностью от электровозов. Дизель преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала. Однако дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы. Чтобы обеспечить возможность его работы при постоянной частоте вращения коленчатого вала с движущимися колесными парами тепловоза, частота вращения которых при движении должна изменяться от нуля до максимума, применяют специальное устройство, называемое передачей. Передача адаптирует дизель к условиям работы тепловоза:

  • отключает на период пуска дизеля привод колесных пар;
  • обеспечивает плавное включение нагрузки при трогании тепловоза с места и отключение нагрузки от дизеля после разгона тепловоза при движении его на выбеге;
  • изменяет направление движения тепловоза (осуществляет реверсирование) при неизменном направлении вращения вала дизеля;
  • автоматически поддерживает такой режим нагрузки, который способен реализовать дизель в конкретных условиях эксплуатации.

На тепловозе применяют электрическую или гидравлическую передачу.
При электрической передаче механическая энергия вращения коленчатого вала дизеля передается тятовому генератору, который преобразует ее в электрическую. Электрическая энергия тягового генератора поступает в тяговые электрические двигатели (ТЭД), которые преобразуют ее в энергию вращения колесных пар.
На тепловозах с гидравлической передачей энергия дизеля затрачивается на привод гидравлического центробежного насоса, сообщающего энергию жидкости, которая циркулирует по замкнутому контуру. Поступающая на лопатки гидравлической турбины жидкость вращает ее, а вместе с ней через карданные валы и осевые редукторы — колесные пары тепловоза.

Оглавление

Глава 1. Общие сведения об устройстве тепловозов
1.1. Особенности конструкции тепловоза
1.2. Образование силы тяги
1.3. Назначение основных систем тепловоза
1.4. Экипажная часть тепловоза
1.5. Классификация и обозначение серий тепловозов и дизель-поездов
Глава 2. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта тепловозов
2.1. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тепловозов
2.2. Постановка тепловоза на ремонт
2.3. Подготовка и разборка объектов ремонта
2.4. Очистка и мойка деталей
2.5. Классификация повреждений деталей
2.6. Измерение износа и деформации
2.7. Методы контроля
2.8. Методы и принципы организации ремонта
Глава 3. Технология восстановления поврежденных деталей, частей и оборудования тепловоза
3.1. Способы восстановления изношенных и деформированных деталей
3.2. Слесарно-механическая обработка
3.3. Восстановление деталей давлением
3.4. Металлизация
3.5. Электролитическое наращивание
3.6. Сварка и наплавка
3.7. Электроискровая обработка
3.8. Восстановление деталей полимерными материалами
3.9. Газопрессовая сварка
3.10. Методы повышения износостойкости
и усталостной прочности деталей
Глава 4. Технология ремонта типовых соединений и узлов механических частей оборудования тепловоза
4.1. Общие сведения
4.2. Резьбовые соединения
4.3. Прессовые соединения
4.4. Подшипники скольжения
4.5. Подшипники качения
4.6. Цилиндрические детали, движущиеся возвратно-поступательно
4.7. Подвижные конусные соединения
4.8. Неподвижные конусные соединения
4.9. Сальниковые уплотнения
4.10. Шлицевые соединения
4.11. Шпоночные соединения
4.12. Зубчатые передачи
4.13. Ременные передачи
4.14. Соединения с резиновыми деталями
4.15. Контроль состояния и ремонт витых пружин
Глава 5. Сборка, балансировка и установка объекта ремонта
5.1. Комплектование деталей
5.2. Балансировка деталей
5.3. Сборка и контроль ее качества
5.4. Центрирование валов механизмов
Глава 6. Общие сведения о двигателях внешнего и внутреннего сгорания
6.1. Тепловые двигатели
6.2. Основные понятия и определения
6.3. Четырехтактный двигатель
6.4. Двухтактный двигатель
6.5. Термодинамические циклы ДВС
6.6. Мощность и КПД дизеля
6.7. Тепловой баланс и характеристики дизелей
Глава 7. Устройство и ремонт основных частей дизеля
7.1. Работа дизеля в условиях эксплуатации
7.2. Поддизельная рама и блок цилиндров
7.3. Коленчатый вал и его подшипники
7.4. Вертикальная передача дизелей типа Д100
7.5. Крышки цилиндров и газораспределительный механизм
7.6. Шатунно-поршневая группа дизеля
7.7. Турбокомпрессоры и воздуходувки
Глава 8. Устройство и ремонт топливоподающей и регулирующей аппаратуры дизеля
8.1. Общие сведения
8.2. Топливоподающая аппаратура
8.3. Регулирующая аппаратура
8.4. Объединенный регулятор частоты вращения
и мощности
Глава 9. Устройство и ремонт вспомогательных агрегатов дизеля
9.1. Масляная система и ее оборудование
9.2. Водяная система и ее оборудование
9.3. Приводы вентиляторов
Глава 10. Устройство и ремонт электрических машин
10.1. Общие сведения
10.2. Тяговые электродвигатели
10.3. Тяговые генераторы постоянного тока
10.4. Тяговые генераторы переменного тока
Глава 11. Устройство и ремонт вспомогательных электрических машин
11.1. Двухмашинный агрегат
11.2. Однокорпусный агрегат
11.3. Синхронный подвозбудитель
11.4. Стартер-генератор
11.5. Электродвигатели типа «П»
11.6. Одноякорный преобразователь
11.7. Асинхронные электродвигатели привода вентиляторов
11.8. Основные неисправности и ремонт вспомогательных электрических машин
Глава 12. Устройство и ремонт электрических аппаратов
12.1. Общие сведения
12.2. Коммутационные аппараты
12.3. Аппараты управления, защиты и контроля
12.4. Аппараты регулирования
Глава 13. Электрические схемы тепловозов и дизель-поездов
13.1. Общие сведения
13.2. Силовая схема тепловоза с электрической передачей мощности
13.3. Электрические схемы пуска и контроля работы
дизеля тепловозов и дизель-поездов
13.4. Цепи дистанционного управления тяговой передачей
13.5. Вспомогательные цепи тепловозов
Глава 14. Устройство и ремонт аккумуляторных батарей
14.1. Общие сведения
14.2. Кислотные аккумуляторные батареи
14.3. Щелочные аккумуляторные батареи
14.4. Основные неисправности и ремонт аккумуляторных
батарей
Глава 15. Устройство и ремонт гидравлических передач
15.1. Устройство и принцип действия
15.2. Устройство гидравлических передач отечественных тепловозов
15.3. Организация производственного процесса ремонта, испытание и регулирование гидравлической передачи
15.4. Проверка работы гидравлической передачи
на тепловозе
Глава 16. Испытания тепловоза после ремонта
16.1. Виды испытаний и подготовка к ним
16.2. Обкаточный этап испытаний
16.3. Сдаточный этап испытаний
Список литературы

Источник

Устройство и ремонт тепловозов, Собенин Л.А., Бахолдин В.И., Зинченко О.В., Воробьев А.А., 2013

Устройство и ремонт тепловозов, Собенин Л.А., Бахолдин В.И., Зинченко О.В., Воробьев А.А., 2013.

Рассмотрены устройство и ремонт тепловозов серий 2ТЭ10, 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТЭМ7 и дизель-поездов. Описан принцип действия механического оборудования, электрических передач постоянно-постоянного и переменно-постоянного тока, гидравлических передач и др. Учебник может быть использован при освоении профессионального модули ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт основных узлов обслуживаемою оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава» (МДК.01.01) по профессии 190623.03 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава». Для учащихся учреждений начального профессиональной» образования. Может быть использован при подготовке рабочих на производстве.

Особенности конструкции тепловоза.
Локомотив, на котором установлен дизель для получения тяговых сил, называется тепловозом (рис. 1,1). Независимость от стационарного источника энергии качественно отличает тепловозы своей автономностью от электровозов. Дизель преобразует тепловую энергию от сгорания топлива в механическую энергию вращения коленчатого вала. Однако дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы. Чтобы обеспечить возможность его работы при постоянной частоте вращения коленчатого вала с движущимися колесными парами тепловоза, частота вращения которых при движении должна изменяться от нуля до максимума, применяют специальное устройство, называемое передачей.

Передача адаптирует дизель к условиям работы тепловоза:
• отключает на период пуска дизеля привод колесных пар;
• обеспечивает плавное включение нагрузки при трогании тепловоза с места и отключение нагрузки от дизеля после разгона тепловоза при движении его на выбеге;
• изменяет направление движения тепловоза (осуществляет реверсирование) при неизменном направлении вращения вала дизеля;
• автоматически поддерживает такой режим нагрузки, который способен реализовать дизель в конкретных условиях эксплуатации.

На тепловозе применяют электрическую или гидравлическую передачу. При электрической передаче (рис. 1.2, а) механическая энергия вращения коленчатого вала дизеля передается тяговому генератору, который преобразует ее в электрическую. Электрическая энергия тягового генератора поступает в тяговые электрические двигатели (ТЭД), которые преобразуют ее в энергию вращения колесных пар.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Устройство и ремонт тепловозов, Собенин Л.А., Бахолдин В.И., Зинченко О.В., Воробьев А.А., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Книги и учебные пособия

Книги из раздела:

В пособии приведены сведения о перевозке багажа и грузобагажа, о работе багажного отделения, весовом хозяйстве. Описана работа приемосдатчика груза и багажа в поездах, изложены вопросы обеспечения сохранности груза и багажа при перевозках. Приведены сведения о мероприятиях по охране труда и обеспечению пожарной безопасности. Предназначено для подготовки на производстве и в технических школах приемосдатчика груза и багажа.

Изложены основные принципы концепции информатизации железнодорожного транспорта; структура современной автоматизированной системы, ее обеспечивающей части. Подробно рассмотрены задачи оперативного управления перевозками, комплексной грузовой работой, контейнерными и пассажирскими перевозками с использованием информационных технологий и внедрением автоматизированных рабочих мест (АРМ); вопросы автоматизации диспетчерского управления перевозками; выделена ведущая роль системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) в обеспечении грузовых перевозок; намечены перспективы развития информационных технологий на железнодорожном транспорте. Учебник предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте». Полезен специалистам, занимающимся эксплуатацией информационных систем.

Изложены теоретические основы эксплуатационной работы железных дорог, принципы использования электронно-вычислительной техники в системах, обеспечивающих безопасность движения, и совершенствования управления перевозочным процессом, новые достижения науки и практики в объеме примерной программы для техникумов (колледжей) по специальности 190407. Рассмотрены технология работы станций; основы разработки плана формирования поездов; теория графиков движения поездов; пропускная способность железнодорожных линий и меры по ее усилению; оперативное планирование перевозочной работы; диспетчерское регулирование движения поездов; организация пассажирского движения; изложены основы технического нормирования эксплуатационной работы. Предназначен для студентов техникумов и колледжей специальности 190407 («Организация перевозок на железнодорожном транспорте»), а также может быть использован инженерно-техническими работниками, связанными с перевозочным процессом.

В пособии изложены основные сведения о пассажирских перевозках с учетом ряда новых документов, рассмотрены вопросы пожарной безопасности, правила оказания первой помощи и др. Цель пособия — способствовать формированию у проводника профессиональных знаний и навыков, необходимых в его практической работе по обслуживанию пассажиров. Предназначено проводникам пассажирских вагонов, а также учащимся технических школ железных дорог и соответствующих курсов.

Книга рассказывает о трудовой, научной и общественной деятельности выдающегося ученого транспорта академика В.Н. Образцова. Показаны большой вклад этого специалиста и патриота в развитие железнодорожного и других видов транспорта во взаимодействии их между собой, а также его педагогическое мастерство, государственная и общественная деятельность. Во второй части напечатаны воспоминания его сына — народного артиста СССР С.В. Образцова — в виде отрывков из книги «По ступенькам памяти», некоторые актуальные и сегодня статьи ученого, списки трудов и публикаций о В.Н. Образцове. Книга рассчитана на широкий круг читателей: инженеров, научных работников и студентов, интересующихся наукой и историей.

Рассмотрены предыстория железнодорожного транспорта, возникновение первых железных дорог в России и других странах мира, развитие сети железных дорог России в XIX в., строительство Сибирской железной дороги. Дан подробный материал о строительстве и эксплуатации казенных и частных железных дорог, концессионной системе постройки дорог, разнообразных условиях выдачи концессий, различных правилах выдачи разрешений на строительство в России XIX века. Предназначено для студентов вузов и колледжей. Может быть полезно руководящим работникам отрасли, научным сотрудникам, слушателям курсов повышения квалификации.

В монографии исследуются вопросы управления железнодорожным транспортом в чрезвычайных условиях Гражданской войны: соотношение централизации и децентрализации, коллегиальности и единоначалия, новшества и традиционные подходы в реорганизации ведомства путей сообщения. Особое место в работе отведено распространению анархо-синдикализма в среде железнодорожников в 1917–1918 гг. и борьбе за власть на железных дорогах. Дана информация о жизни и деятельности многих ученых и инженеров, представителей администрации, оставивших значительный след в истории железнодорожного транспорта. Предназначена для работников железнодорожного транспорта, преподавателей и студентов транспортных учебных заведений, а также для всех интересующихся историей российских железных дорог.

Монография состоит из четырех томов, каждый из которых посвящен определенному направлению логистического менеджмента. В первом томе рассматриваются вопросы инновационных процессов в сфере транспортного менеджмента, такие как тенденции развития транспортной отрасли и разработка концепций, моделей и механизмов логистического менеджмента интеллектуальной транспортной системой. Во втором томе описаны процессы формирования отраслевых логистических интеллектуальных транспортных систем, рассмотрены такие направления, как корпоративные логистические центры на железнодорожном транспорте, системы управления международными перевозками, технология перевозок мелких отправок в контейнерах, а также отражены результаты оптимизации объемов партии поставок в мультимодальных сообщениях. В третьем и четвертом томах более детально раскрываются вопросы практической реализации инновационных проектов в сфере логистического менеджмента на примере международного транспортного коридора «Север—Юг», приведены данные о результатах формирования и управления мультимодальной транспортной системой поставок нефти в Каспийско-Черноморском регионе, развития транспортно-логистических систем экспортных поставок зерна, ускоренных мультимодальных перевозок, высокоскоростной обработки грузов.

Монография состоит из четырех томов, каждый из которых посвящен определенному направлению логистического менеджмента. В первом томе рассматриваются вопросы инновационных процессов в сфере транспортного менеджмента, такие как тенденции развития транспортной отрасли и разработка концепций, моделей и механизмов логистического менеджмента интеллектуальной транспортной системой. Во втором томе описаны процессы формирования отраслевых логистических интеллектуальных транспортных систем, рассмотрены такие направления, как корпоративные логистические центры на железнодорожном транспорте, системы управления международными перевозками, технология перевозок мелких отправок в контейнерах, а также отражены результаты оптимизации объемов партии поставок в мультимодальных сообщениях. В третьем и четвертом томах более детально раскрываются вопросы практической реализации инновационных проектов в сфере логистического менеджмента на примере международного транспортного коридора «Север—Юг», приведены данные о результатах формирования и управления мультимодальной транспортной системой поставок нефти в Каспийско-Черноморском регионе, развития транспортно-логистических систем экспортных поставок зерна, ускоренных мультимодальных перевозок, высокоскоростной обработки грузов.

В данном учебном пособии рассмотрена инфраструктура железнодорожного транспорта в глобальном контексте, отражены роль и значение инфраструктуры железнодорожного транспорта в стратегическом и корпоративном управлении.

В пособии изложен современный порядок ведения раздельного учета расходов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ, приведены примеры расчета структуры расходов по виду деятельности «Грузовые перевозки» по укрупненным видам работ, описана методика определения себестоимости перевозок при изменении объема перевозок по видам деятельности и укрупненным видам работ, а также предложены методика планирования расходов инфраструктуры железных дорог на основе определения удельных затрат по отраслевым хозяйствам и основные пути снижения эксплуатационных расходов в хозяйствах инфраструктуры, в том числе с использованием аутсорсинга.

В учебнике изложены основные теоретические положения количественной оценки показателей надежности тягового подвижного состава, его узлов и деталей. Указаны основные пути повышения качества изготовления локомотивов, оптимизации их уровня надежности на стадии проектирования и изготовления. Приведены базовые алгоритмы совершенствования системы технического обслуживания и ремонта локомотивов путем оптимизации параметров их ремонтного цикла. Рассмотрены приемы обеспечения требуемого уровня надежности локомотивов в процессе эксплуатации и ремонтного обслуживания. Учебник предназначен для студентов вузов, будет полезен инженерно-техническим работникам, занимающимся эксплуатацией и ремонтом тягового подвижного состава, а также преподавателям и студентам техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.

Источник

Читайте также:  Ремонт аппарат для точечной сварки
Оцените статью