Учебное пособие ремонт автомобилей скепьян

Учебное пособие ремонт автомобилей скепьян

«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.

Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.

Для присвоения Вашим объектам DOI, обратитесь к нам izdat@iprmedia.ru

Рекомендуем

Издательство: Дашков и К

Автор: Бондарчук Н.В., Курашова А.А.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-394-04391-8

Издательство: Лаборатория знаний

Автор: Мишина Е.Д., Шерстюк Н.Э., Евдокимов А.А., Вальднер В.О., Григорьев С.А., Долгова Т.В., Дроздова Н.М., Ежов А.А., Ершова Н.И., Лускинович П.Н., Панов В.И., Свитов В.И., Семин С.В., Стогний А.И., Федя.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-93208-545-5

Издательство: Профобразование

Автор: Акулова А.А., Строганов Ю.Н.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-4488-1115-9

Издательство: Квадро

Автор: Иванова О.Е., Смирнова И.Р., Павлова Е.В., Авылов Ч.К.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-906371-28-7

Издательство: Квадро

Автор: Трунов Ю.В., Ульянищев А.С ., Крысанов Ю.В., Соловьев А.В.

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-906371-54-6

Издательство: Квадро

Автор: Жигачев А.И., Уколов П.И., Шараськина О.Г.

Источник

Лабораторные работы по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский промышленно-технологический техникум»

по выполнению аудиторных лабораторных работ

МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

для студентов, обучающихся по специальности

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Нижний Новгород 2019

Лабораторная работа № 1 (4ч.)

Тема: Определение неисправностей двигателя.

Цель работы: Проверка герметичности систем двигателя. Пробный пуск, прослушивание работы двигателя. Сканирование двигателя.

Оборудование и инструменты:

Вопросы для самоконтроля

1. Возможные неисправности систем и механизмов двигателя?

2. Какое оборудование применяется при диагностике двигателя?

3. Техника безопасности при проведении диагностики двигателя?

1. Проверить компрессию двигателя

2. Заполнить таблицу № 1 (см. приложения)

3. Выявить не герметичность систем и механизмов двигателя (таблица № 2)

4. Произвести сканирование ЭБУ (таблица № 3)

5. Проверить работу двигателя пробным пуском

6. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Проверка компрессии в цилиндрах

После установки компрессометра можно переходить к выполнению проверки.

Перед тем как мерить компрессию в двигателе, попросите помощника провернуть ДВС, поворачивая ключ зажигания в салоне автомобиля. Вы увидите, как на манометре будет расти давление и после нескольких импульсов сжатия оно достигнет максимальной точки.

Запишите цифру, напротив которой остановилась стрелка компрессометра.

Сбросьте давление на приборе с помощью специального клапана (стрелка манометра опустится до нуля); отсоедините компрессометр и подключите к следующему цилиндру.

Повторите шаги №1-№3 для каждого из оставшихся цилиндров.

Сравните полученные результаты с минимальными и максимальными значениями, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Таблица № 1. Анализ компрессии в цилиндрах двигателя.

Убедиться в отсутствии подтеканий топлива, охлаждающей жидкости и моторного масла.

Таблица № 2. Проверка герметичности систем двигателя.

Анализ работы двигателя по показаниям ЭБУ

Таблица № 3 . Определение ошибок ЭБУ

Рисунок 1.1. Зоны прослушивания двигателя.

Лабораторная работа № 2 (6ч.)

Тема: Техническое обслуживание механизмов двигателя.

Цель работы: Выполнение мероприятий ТО-1, ТО-2 механизмов двигателя. Диагностирование цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма. Проверка и подтяжка креплений головки блока цилиндров.

Оборудование и инструменты:

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечень мероприятий ТО механизмов двигателя?

2. Неисправности КШМ, ГРМ и их признаки?

3. Техника безопасности при проведении ТО механизмов двигателя?

1. Ознакомится с видами работ по ТО КШМ, ГРМ

2. Провести работы ЕО КШМ, ГРМ

3. Провести крепежные работы КШМ, ГРМ

4. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

При ЕО двигатель очищают от грязи, проверяют его состояние визуально и прослушивают работу на разных режимах.

При ТО-1 выполняют работы ЕО, а также проверяют герметичность соединения поддона картера с блоком или сальников коленчатого вала (отсутствие потеков масла), а также крепление двигателя к раме. Крепление проверяют без расшплинтовки гаек. При необходимости соединения подтягивают. Осмотром определяют состояние резиновых элементов, которые не должны иметь отслоений и разрушений резины (при наличии дефектов – заменяют). Прослушивают работу клапанного механизма, при необходимости регулируют тепловые зазоры.

При ТО-2 и СО выполняют все работы ТО-1, а также проверяют и, если это необходимо, подтягивают крепления головок цилиндров, регулируют тепловые зазоры в ГРМ. Проверяют и регулируют натяжение цепи или ремня привода распределительного вала (при его верхнем расположении), подтягивают крепление передней крышки двигателя (крышки распределительных шестерен).

Рисунок 2.1. Моменты затяжек двигателя (на примере ВАЗ-2108)

Рисунок 2.2. Порядок затяжки винтов головки цилиндров (на примере ВАЗ-2108)

Лабораторная работа № 3 (6ч.)

Тема: Техническое обслуживание систем двигателя.

Цель работы: Выполнение мероприятий ТО-1, ТО-2 систем смазки, охлаждения, питания. Проверка работы термостата. Определение утечек в системах двигателя. Промывка систем двигателя. Проверка и регулировка форсунки системы питания дизеля. Проверка и регулировка насоса высокого давления на стенде.

Оборудование и инструменты:

— стенд для проверки ТНВД, форсунок

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечень мероприятий ТО систем двигателя?

2. Неисправности систем охлаждения, смазки, питания и их признаки?

3. Техника безопасности при проведении ТО систем двигателя?

1. Ознакомится с видами работ по ТО систем смазки, охлаждения, питания

2. Провести работы ЕО систем смазки, охлаждения, питания

3. Провести крепежные работы систем смазки, охлаждения, питания

4. Провести регулировочные работы систем смазки, охлаждения, питания

5. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Объем работ по ТО системы охлаждения.

Е.О. Проверить уровень жидкости в радиаторе или в расширительном бачке. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 15-20 мм ниже заливной горловины. Заполняя систему охлаждения антифризом, нужно заливать его на 6-7 % меньше, чем воды по объему, т.к. при нагревании он расширяется больше, чем вода. При испарении антифриза необходимо доливать воду, а при утечке — антифриз. Проверить, нет ли подтеканий жидкости в системе охлаждения.

Читайте также:  Ремонт переднего стекла автомобиля

ТО-1. Проверить отсутствие подтекания жидкости во всех соединениях системы охлаждения; при необходимости устранить подтекания. Смазать подшипники водяного насоса (по графику смазки).

ТО- 2. Поверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить утечку жидкости. Проверить закрепления радиатора, его облицовки и жалюзи. Проверить крепление водяного насоса и натяжение ремня привода вентилятора. При необходимости отрегулировать натяжение ремня и подтянуть крепления. Проверить крепления вентилятора. Смазать подшипник водяного насоса (по графику). Проверить действие и герметичность системы отопления, действие жалюзи (при наличии). Проверить действие паровоздушного клапана.

СО. Два раза в год промыть систему охлаждения. Проверить состояние утеплительного чехла (в зимнее время) и надежность его крепления. При подготовке к зимней эксплуатации проверить состояние и действие пускового подогревателя и других вспомогательных средств облегчения пуска двигателя, и при необходимости устранить неисправность.

Работы, выполняемые при ТО смазочной системы

ЕО проверяются уровень масла в картере двигателя, герметичность системы, проводится дозаправка маслом (при необходимости).

ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, а также сливается отстой из масляных фильтров (на прогретом двигателе), промываются фильтр грубой очистки масла и фильтр вентиляции картера, проверяется крепление всех приборов и трубопроводов системы, а также картера двигателя.

ТО-2 дополнительно к перечисленным работам очищаются центробежный фильтр тонкой очистки масла, трубки и клапан системы вентиляции картера двигателя.

СО масло заменяется на сорт, соответствующий периоду эксплуатации, с промывкой системы маловязким маслом или специальной промывочной жидкостью, отключается или включается в систему масляный радиатор. Масло меняется в том случае, если для зимнего и летнего периодов эксплуатации не применяется всесезонный сорт масла.

Работы, выполняемые при ТО системы питания бензиновых двигателей

ЕО заправка горючим, приборы системы питания очищаются от грязи и пыли.

ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕО, а также очищается воздушный фильтр, проверяется крепление элементов системы питания и выпуска отработавших газов.

Проверка герметичности системы подачи топлива и воздуха, а также правильную работу привода воздушной заслонки. Подтекание топлива и пропуски воздуха не допускаются. Открытие дроссельной заслонки должно быть плавным и без заеданий.

ТО-2 дополнительно к перечисленным работам, провести проверку крепления выпускного и впускного трубопроводов, а также приемных труб глушителя. Ослабленные гайки крепления систем впуска топлива, воздуха и выпуска ОГ следует подтянуть. Проверить крепление топливной рампы, натяжного ролика, катушек зажигания, шкивов KB двигателя, состояние системы рециркуляции ОГ и выполнить очистку в ресивере. При необходимости следует заменить фильтрующий элемент воздушного фильтра.

СО промывать детали системы впрыска топлива надо без разборки.

Работы, выполняемые при ТО системы питания дизельных двигателей

ЕО. Очистить от грязи н пыли приборы системы питания. Проверить уровень топлива в баке и при необходимости произвести заправку автомобиля топливом. Проверить герметичность соединения топливного бака, топливных фильтров, топливоподкачивающего насоса, насоса высокого давления и форсунок и коммуникаций от воздушного фильтра.

ТО-1. Проверить крепление впускного и выпускного трубопроводов, топливных фильтров и топливоподкачивающего насоса и герметичность воздухопроводов от воздушного фильтра. Слить отстой из топливного, бака. Промыть корпус и заменить фильтрующие элементы топливных фильтров. Смазать шарнирные соединения приводов управления насосом высокого давления.

ТО-2. Промыть топливный бак. Проверить крепление. Герметичность системы питания и циркуляцию топлива, а также действие насоса высокого давления и форсунок. Отрегулировать частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Через каждые 1000 ч работы фильтра фильтрующий элемент воздухоочистителя заменять.

СО. Произвести очистку первой ступени фильтра очистки воздуха. Не реже одного paзa в два года производить проверку показаний индикатора засоренности воздушного фильтра.

Моменты затяжки элементов системы охлаждения двигателя, Н·м (на примере ГАЗ)

Датчик включения вентилятора 10

Датчик температуры охлаждающей жидкости 20

Болт трубки системы охлаждения 8—15

Гайка электрического вентилятора радиатора 3,0—3,2

Болт электрического вентилятора радиатора 3,5—4,5

Болт/ гайка корпуса термостата/распределителя зажигания 8—12

Болт кронштейна крепления радиатора 3,5—4,5

Болт крепления кожуха термостата 8—15

Болт крышки впуска воды 8—12

Болт/ гайка крепления водяного насоса 9—12

Резьбовая шпилька водяного насоса 9—12

Моменты затяжки резьбовых соединений системы смазки двигателя, Н·м (на примере ГАЗ)

Гайки крепления поддона картера — 1,2–2,0

Болты крепления сальникодержателя, поддона картера — 1,2–1,8

Штуцер крепления масляного фильтра — 8,0–9,0

Масляный фильтр — 2,0–2,5

Моменты затяжки резьбовых соединений системы питания двигателя, Н·м (на примере Лада)

Рисунок 3.1. Проверка и регулировка приводного ремня.

Лабораторная работа № 4 (6ч.)

Тема: Проведение обслуживания агрегатов трансмиссии автомобиля.

Цель работы: Проведение мероприятий ТО-1, ТО-2 агрегатов трансмиссии. Выполнение контрольно-диагностических, крепежных, смазочных и регулировочных работ агрегатов трансмиссии.

Оборудование и инструменты:

— подъемник (смотровая канава, страховочные опоры)

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечень мероприятий ТО агрегатов трансмиссии?

2. Неисправности агрегатов трансмиссии и их признаки?

3. Техника безопасности при проведении ТО трансмиссии?

1. Ознакомится с видами работ по ТО трансмиссии

2. Провести работы ЕО трансмиссии

3. Провести крепежные работы трансмиссии

4. Провести регулировочные работы трансмиссии

5. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие механизма сцепления и переключения передач, а на автомобилях повышенной проходимости также действие механизма переключения передач раздаточной коробки.

При проведении ТО-1 выполняют следующие работы:
по сцеплению — смазывают подшипник муфты сцепления, вилок, оси, педали, проверяют величину свободного хода педали; у автомобилей, имеющих гидравлический привод сцепления, проверяют уровень жидкости в резервуаре привода;
по коробке передач и раздаточной коробке — проверяют крепление картера и действие рычага переключения передач, при необходимости доливают масло в коробки;
по карданной передаче — проверяют крепления кронштейнов опорных подшипников карданного вала, смазку шлицев;
по главной передаче, дифференциалу, полуосям — проверяют соединения картеров ведущих мостов на герметичность, крепления гаек полуосей или шпилек на их фланцах, доливают масло в картер главной передачи.

В ТО-2, помимо работ, выполняемых при проведении ТО-1, входят:

по коробке передач и раздаточной коробке — проверка соединений картеров на герметичность, состояние валов и подшипников;
по карданной передаче — проверка состояния опорных подшипников и картеров;
по главной передаче, дифференциалу, полуосям — проверка состояния (нет ли люфта) и регулировка подшипников ведущего вала главной передачи, проверка состояния и регулировка подшипников ступиц ведущих колес.

Кроме перечисленных работ при проведении ТО-2 производят смену масла в картерах агрегатов трансмиссии в соответствии с графиком смазки.

Моменты затяжки резьбовых соединений агрегатов трансмиссии, Нм/кгс·м (на примере ГАЗ)

Таблица № 1. Регулировка педали/троса сцепления

Рисунок 4.1. Проверка привода сцепления

Рисунок 4.2. Регулировка привода сцепления

Рисунок 4.3. Регулировка сцепления с гидроприводом

Регулировочный узел привода сцепления:

1 – клапан выпуска воздуха; 2 – толкатель; 3 – гайка; 4 – наконечник толкателя; 5 – вилка выключения сцепления; 6 – защитный чехол

Читайте также:  Сервис по ремонту корейских автомобилей

Рисунок 4.4. Удаление воздуха из гидропривода сцепления

Удаление воздуха из гидропривода сцепления:

1. Очищаем от грязи защитный колпачок и штуцер прокачки рабочего цилиндра сцепления. 2. Снимаем колпачок и надеваем на штуцер шланг

3. Погружаем свободный конец шланга в емкость с рабочей жидкостью. Ключом отворачиваем штуцер прокачки сцепления на 3/4 оборота.
4. Помощник резко нажимает и плавно отпускает педаль сцепления. При этом жидкость с пузырьками воздуха начнет вытесняться из гидропривода сцепления в емкость. В том случае, если выделение пузырьков воздуха не прекратилось, а педаль сцепления достигла крайнего нижнего положения, заворачиваем штуцер. Проверяем уровень жидкости в бачке сцепления и при необходимости доливаем жидкость.
5. Повторяем операции 1 и 2 еще раз до прекращения выделения пузырьков.
6. Когда выделение пузырьков воздуха из системы сцепления прекратится, резко нажав на педаль сцепления и удерживая ее, заворачиваем штуцер.

Лабораторная работа № 5 (4ч.)

Тема: Проверка люфтов в соединениях и в подшипниках ходовой части.

Цель работы: Порядок проверки и технологический процесс установки углов схождения, развала передних колес и наклона шкворня; порядок проверки и регулировки шкворневого соединения; порядок регулировки подшипников ступиц колес.

Выявление люфтов ходовой части.

Оборудование и инструменты:

— подъемник (смотровая канава, страховочные опоры)

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Основные неисправности подвески их признаки и возможные причины?

2. Перечислите мероприятия, проводимые при обслуживании подвески?

3. Техника безопасности при проведении ТО подвески?

1. Ознакомится с видами работ по ТО ходовой части

2. Провести осмотр подвески, рамы, кузова

3. Провести регулировочные работы ходовой части

4. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Перечень работ, которые должны выполнять при диагностике ходовой части автомобиля.

Проверка целостности пыльников ШРУС

Рисунок 5.1. Проверка пыльников


— Проверка ступичных подшипников

Рисунок 5.2. Проверка подшипников

— Осмотр всех жёстких (металлических) деталей подвески – рычагов, тяг и т.д. Нужно искать трещины и сколы;

— Проверка сохранности резиновых втулок (визуальный осмотр);

— Поиск неисправностей в сайлент-блоках, шаровых опорах и верхних опорах с подшипниками.

— Проверяют состояние основных элементов – пружин и амортизаторов.

Рисунок 5.3. Точки проверки подвески.

Лабораторная работа № 6 (6ч.)

Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт колес.

Цель работы: Монтаж и демонтаж шин на стендах. Ремонт шин и камер. Порядок проверки технического состояния колес; технология проведения балансировки колес.

Оборудование и инструменты:

— подъемник (смотровая канава, страховочные опоры)

— набор для ремонта покрышек

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Основные неисправности колес?

2. Перечислите мероприятия, проводимые при обслуживании колес?

3. Техника безопасности при проведении ТО колес?

1. Ознакомится с видами работ по ТО колес

2. Провести осмотр колес (данные занести в таблицу № 1)

3. Провести демонтаж-монтаж покрышки (см. инструкции станка)

4. Провести балансировку колеса (см. инструкции станка)

5. Провести ремонт дисков, шин, камер.

6. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Проверка давления в шинах, при необходимости подкачка. Осмотр шин с целью обнаружения повреждения и явной утечки воздуха. Застрявшие в протекторе, в боковинах или между сдвоенными шинами предметы должны быть удалены.

Техническое обслуживание ТО-1.

Контроль давление в шинах с помощью манометра и доведение до заданного уровня. Проверка крепления колес, подтяжка при необходимости.

Техническое обслуживание ТО-2.

Тщательный осмотр шин и оценка их состояния, контролируется остаточная глубина рисунка протектора и износ боковин (по размеру индикаторов-впадин на боковинах), оценивается возможность дальнейшей эксплуатации шин.

При необходимости производится перестановка колес. Основанием для перестановки колес могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора шин.

Таблица № 1. Дефекты колеса.

Ремонт колес и шин

Лабораторная работа № 7 (4ч.)

Тема: Техническое обслуживание и регулировочные работы механизмов рулевого управления.

Цель работы: Проведение проверки крепления механизмов и агрегатов рулевого управления; порядок проверки технического состояния механизмов и агрегатов рулевого управления; порядок проверки герметичности привода рулевого управления; порядок регулировки осевого зазора в подшипниках вала винта и в зацеплении; порядок регулировки осевого люфта в сочленениях рулевого привода.

Оборудование и инструменты:

— подъемник (смотровая канава, страховочные опоры)

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечень мероприятий ТО рулевого управления ?

2. Неисправности рулевого управления их признаки и причины?

3. Техника безопасности при проведении ТО рулевого управления ?

1. Ознакомится с видами работ по ТО рулевого управления

2. Провести работы ЕО, осмотр рулевого управления

3. Провести крепежные работы рулевого управления

4. Провести регулировочные работы рулевого управления

5. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Работы, выполняемые при ТО рулевого управления

При ЕО внешним осмотром рулевого управления выявляют отказы и неисправности. Проверяют свободный ход рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес и крепление сошки. При работающем двигателе проверяют зазор в шарнирах гидроусилителя и рулевых тягах, работу рулевого управления и герметичность его гидроусилителя.

При ТО-1 дополнительно к контрольным операциям ЕО проверяют: крепление и шплинтовку гаек сошки, шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф; состояние шкворней и стопорных шайб гаек; свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления; герметичность системы усилителя рулевого управления и уровень смазочного материала в бачке гидроусилителя, при необходимости доливают его.

При ТО-2 дополнительно к операциям ТО-1 проверяют: углы установки передних колес и при необходимости их регулируют; зазоры рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых соединений; крепление клиньев шкворней, картера рулевого механизма, рулевой колонки и рулевого колеса; состояние цапф поворотных кулаков и упорных подшипников; крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя рулевого управления; состояние и крепление карданного вала рулевого управления. При необходимости подтягивают крепления и устраняют выявленные неисправности.

При СО помимо операций ТО-2 осуществляют сезонную замену смазочного материала в картерах механизмов рулевого управления.

Моменты затяжек резьбовых соединений рулевого управления Н.м (кгс.м) (на примере Лада)

Читайте также:  Инструкции по технике безопасности при работе слесаря по ремонту автомобилей

Рисунок 7.1. Проверка герметичности ГУР.

Регулировка рулевого управления каждой модели автомобиля имеет свои особенности. Последовательность выполнения регулировки рулевого механизма автомобилей различных моделей и рекомендуемые при этом показатели регулировок даны в соответствующих инструкциях по уходу за автомобилем.

При регулировке рулевого механизма переднюю часть автомобиля вывешивают. Увеличенный осевой зазор червяка или винта (при нерасчлененном рулевом вале) определяют нажатием пальца между ступицей рулевого колеса и рулевой колонкой, и покачиванием в обе стороны колес с присоединенной продольной тягой. При наличии увеличенного зазора будет ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса.

Увеличенный зазор подшипников червяка или винта устраняют подтяжкой подшипников гайкой или удалением регулировочных прокладок из-под нижней или верхней крышек картера.

После проведенной регулировки рулевое колесо должно свободно поворачиваться из одного крайнего положения в другое без заметного осевого зазора.

Лабораторная работа № 8 (4ч.)

Тема: Техническое обслуживание и регулировочные работы тормозной системы.

Цель работы: Проведение проверки крепления механизмов и агрегатов тормозной системы; порядок проверки технического состояния механизмов и агрегатов тормозной системы; порядок проверки герметичности привода тормозной системы; порядок регулировки зазора между колодками и тормозным барабаном; порядок регулировки свободного хода педали тормоза; порядок регулировки стояночного тормоза.

Оборудование и инструменты:

— подъемник (смотровая канава, страховочные опоры)

— набор инструмента (измерительного, сборочно-разборочного)

Вопросы для самоконтроля

1. Перечень мероприятий ТО тормозной системы ?

2. Неисправности тормозной системы их признаки и причины?

3. Техника безопасности при проведении ТО тормозной системы ?

1. Ознакомится с видами работ по ТО тормозной системы

2. Провести работы ЕО, осмотр тормозной системы

3. Провести крепежные, регулировочные работы тормозной системы

4. Удалить воздух из привода тормозной системы

5. Оформить отчет

Отчет должен содержать следующие разделы:

— наименование и цель работы;

— описание выполнения задания

— ответ на контрольные вопросы.

1. Скепьян, С. А. Ремонт автомобилей. Лабораторный практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. А. Скепьян. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 304 c. — 978-985-503-808-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84889.html

2. ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Основные операции технического обслуживания тормозной системы

Ежедневное обслуживание (ЕО).

Опробовать действие педали тормозов – педаль должна перемещаться вниз без заеданий, расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленной нормы. Внешним осмотром проверить состояние и крепление главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя (при его наличии), обратить особое внимание на места возможного подтекания тормозной жидкости. Проверить действие ножного и ручного тормозов, герметичность соединения трубопроводов и деталей гидравлического и пневматического приводов тормозов.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1).

Дополнительно к объему работ по ЕО необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт) передних дисковых тормозов. Проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений и т.д. Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При попадании воздуха в систему гидропривода – необходимо произвести прокачку системы.

Первое техническое обслуживание включает следующие дополнительные работы: проверку шплинтовки пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов и величину свободного хода педали тормоза и рукоятки ручного тормоза (при необходимости производится соответствующая регулировка); крепление и проверку состояния манометра, тормозного крана пневматического привода тормозов или главного тормозного цилиндра гидравлического привода, трубопроводов, тормозных камер пневматического привода; крепление и проверку диска и кронштейнов колодок трансмиссионного тормоза; проверку уровня жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра гидравлического привода; смазку подшипников валов разжимных кулаков, осей кулаков и других деталей привода ручного тормоза.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2).

Дополнительно к объему ТО-1 проводят углубленную диагностику (как поэлементную, так и полную) технического состояния тормозной системы. При ТО-2 в обязательном порядке снимаются все колеса и барабаны автомобиля, в целях оценки состояния колесных тормозных механизмов и их обслуживания. Отсоединяют стяжную пружину и проверяют легкость поворота на опорных эксцентричных пальцах колодок. При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять любые неисправные узлы и детали.

Вовремя ТО-2 дополнительно проводят проверку состояния тормозных накладок, стяжных пружин колесных тормозов, главного и колесных тормозных цилиндров гидравлического привода, компрессора пневматического привода, показания которого проверяют по контрольному манометру.

Проводят проверку герметичности соединений гидравлического и пневматического привода тормозов. Эту работу выполняют, проводя внешний осмотр автомобиля. В гидравлическом приводе места нарушения герметичности выявляются по подтеканию тормозной жидкости, в пневматическом приводе на слух по характерному звуку, появляющемуся при утечке воздуха. Для более точного выявления места повреждения проверяемое соединение покрывают мыльной эмульсией и по появлению мыльных пузырей определяют место утечки воздуха.

Сезонное обслуживание (СО).

При СО проверяется состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков, промывается и продувается сжатым воздухом фильтр регулятора давления, смазываются оси тормозных колодок, при необходимости заменяется тормозная жидкость в гидроприводе тормозов, производится частичная или полная регулировка тормозных механизмов.

Рисунок 8.1. Диагностика тормозной системы.

Моменты затяжек резьбовых соединений рулевого управления Н.м (кгс.м) (на примере Лада)

Рисунок 8.2. Удаление воздуха из гидропривода тормозов. 1 — ключ с прорезью для откручивания тормозных шлангов;

2 — шланг для прокачки тормозов;

3 — сосуд для тормозной жидкости.

Прокачка тормозной системы (на примере Лада)

1. Проверьте уровень и при необходимости долейте тормозную жидкость в тормозной бачок до метки «МАХ».

2. Если задние колеса на автомобиле вывешены, предварительно разблокируйте регулятор давления задних тормозных механизмов, вставив отвертку между пластиной и поршнем. Не забудьте вынуть ее после того как прокачаете тормоза.
3. Очистите от грязи и пыли штуцер выпуска воздуха на тормозном механизме.

4. Снимите защитный колпачок со штуцера выпуска воздуха. Наденьте резиновый шланг на головку штуцера и погрузите конец шланга в чистый прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью (конец шланга должен быть погружен в тормозную жидкость).
5. Помощник должен резко нажать на педаль тормоза 4-5 раз (с интервалом между нажатиями 1-2 с), после чего удерживать педаль тормоза в нажатом положении.

6. Отверните штуцер прокачки тормозов на 1/2-3/4 оборота. В вытекающей из шланга тормозной жидкости будут видны пузырьки воздуха. Когда тормозная жидкость перестанет вытекать из шланга, полностью заверните штуцер прокачки тормозов, после чего помощник должен отпустить педаль тормоза.
7. Повторяйте прокачку тормозов 5 и 6 до тех пор, пока в вытекающей тормозной жидкости не прекратится выделение пузырьков.
8. Снимите шланг, вытрите насухо штуцер прокачки тормозов и наденьте на него защитный колпачок. Прокачайте на автомобиле Лада Калина ВАЗ 1118 тормозные механизмы остальных колес, если это необходимо.

Проверка и регулировка привода стояночного тормоза (на примере Лада)

1. Установите автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
2. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора вниз.

3. Ослабьте контргайку 1 (рис. 8.3) натяжного устройства, придерживая другим ключом регулировочную гайку 2, до момента натяжения троса привода стояночного тормоза.

4. Проверьте, чтобы полный рабочий ход рычага стояночного тормоза составлял 2-4 щелчка.
5. После проверки рабочего хода затяните контргайку уравнителя, придерживая ключом регулировочную гайку.
6. Опустите рычаг стояночного тормоза до упора вниз и проверните руками задние колеса. Они должны вращаться равномерно, без заеданий. Если в процессе регулировки не удается натянуть трос привода стояночного тормоза, его надо заменить.

Источник

Оцените статью