Учебное пособие ремонт паровых турбин

Бродов Ю.М. Родин В.Н. Ремонт паровых турбин

Учебное пособие / под общей редакцией Ю. М. Бродова В. Н. Родина. Екатеринбург: ГОУ УГТУ — УПИ, 2002. — 203 с., ил.

Учебное пособие рассчитано на студентов вузов, обучающихся по специальностям: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели; Тепловые электрические станции; Атомные электрические станции и установки. Пособие может быть использовано также в системе переподготовки и повышения квалификации инженерно-технического персонала ТЭС и АЭС.
Авторы стремились отразить современные систематизированные представления по вопросам ремонта паровых турбин, в том числе: основные принципы организации ремонта турбин; показатели надежности, характерные повреждения турбин и причины их появления; типовые конструкции и материалы деталей паровых турбин; основные операции, выполняемые при ремонте всех основных деталей паровых турбин. Освещены вопросы центровки, нормализации тепловых расширений и вибросостояния турбоагрегата. Отдельно рассмотрены положения, касающиеся особенностей ремонта турбин в условиях завода-изготовителя. Все эти факторы существенно влияют на эффективность и надежность работы турбоагрегата (турбоустановки) и определяют объем, продолжительность и качество ремонта.
В заключение приводятся направления разработок, которые, по мнению авторов, позволят в дальнейшем повысить эффективность всей системы ремонта паровых турбин в целом.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Организация ремонта турбин
2. Анализ показателей надежности турбин
3. Ремонт корпусов цилиндров
4. Ремонт диафрагм обойм
5. Ремонт уплотнений
6. Ремонт подшипников
7. Ремонт роторов
8. Ремонт рабочих лопаток
9. Ремонт муфт роторов
10. Центровка турбин
11. Нормализация тепловых расширений турбин
12. Нормализация вибрационного состояния турбоагрегата
13. Ремонт и наладка систем автоматического регулирования и парораспределения
14. Ремонт турбин в условиях завода
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Читайте также:  Ремонт задней подвески пробокс

Источник

Родин В.Н. и др. Ремонт паровых турбин

Учебное пособие / В. Н. Родин, А. Г. Шарапов, Б. Е. Мурманский, Ю. А. Сахнин, В. В. Лебедев, М. А: Кадников, Л. А. Жученко; под общей редакцией Ю. М. Бродова В. Н. Родина. Екатеринбург: УГТУ — УПИ, 2002. — 203 с., ил.

Учебное пособие рассчитано на студентов вузов, обучающихся по специальностям: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели; Тепловые электрические станции; Атомные электрические станции и установки. Пособие может быть использовано также в системе переподготовки и повышения квалификации инженерно-технического персонала ТЭС и АЭС.
Авторы стремились отразить современные систематизированные представления по вопросам ремонта паровых турбин, в том числе: основные принципы организации ремонта турбин; показатели надежности, характерные повреждения турбин и причины их появления; типовые конструкции и материалы деталей паровых турбин; основные операции, выполняемые при ремонте всех основных деталей паровых турбин. Освещены вопросы центровки, нормализации тепловых расширений и вибросостояния турбоагрегата. Отдельно рассмотрены положения, касающиеся особенностей ремонта турбин в услови-ях завода-изготовителя. Все эти факторы существенно влияют на эффективность и надежность работы турбоагрегата (турбоустановки) и определяют объем, продолжительность и качество ремонта.
В заключение приводятся направления разработок, которые, по мнению авторов, позволят в дальнейшем повысить эффективность всей системы ремонта паровых турбин в целом.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ТУРБИН
Система технического обслуживания и ремонта оборудования электростанций. Основные понятия и положения
Объемы и последовательность операций при ремонте
Особенности организации ремонта оборудования на ТЭС и в энергоремонтном предприятии
Подготовка к ремонту оборудования
Основные положения планирования производства ремонтных работ
Основные документы, используемые в процессе подготовки и проведения ремонта оборудования
Основные методы контроля металла, применяемые при ремонтах турбин
Инструмент, применяемый при ремонтных работах

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ТУРБИН
Основные показатели надежности энергетического оборудования
Методика сбора информации по надежности в энергетике
Основные неисправности узлов и деталей турбин

РЕМОНТ КОРПУСОВ ЦИЛИНДРОВ
Типовые конструкции и основные материалы
Характерные дефекты цилиндров и причины их появления
Вскрытие цилиндров
Основные операции, выполняемые при ремонте цилиндров
Контрольная сборка
Закрытие
Сборка и уплотнение фланцевых соединений присоединенных трубопроводов

РЕМОНТ ДИАФРАГМ И ОБОЙМ
Типовые конструкции и основные материалы
Характерные дефекты диафрагм и обойм и причины их появления
Основные операции, выполняемые при ремонте диафрагм и обойм

РЕМОНТ УПЛОТНЕНИЙ
Типовые конструкции и основные материалы
Характерные дефекты уплотнений и причины их появления
Основные операции, выполняемые при ремонте уплотнений

РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ
Ремонт опорных подшипников
Ремонт упорных подшипников
Проверка осевого разбега роторов
Перезаливка баббита вкладышей опорных подшипников и колодок упорных подшипников
Напыление расточек вкладышей
Ремонт масляных уплотнений
Ремонт валоповоротного устройства (ВПУ)

РЕМОНТ РОТОРОВ
Типовые конструкции и основные материалы
Характерные дефекты роторов и причины их появления
Разборка, проверка боев и выемка роторов
Основные операции, выполняемые при ремонте роторов
Укладка роторов в цилиндр

РЕМОНТ РАБОЧИХ ЛОПАТОК
Типовые конструкции и основные материалы рабочих лопаток
Характерные повреждения рабочих лопаток и причины их появления
Основные операции, выполняемые при ремонте рабочих лопаток

РЕМОНТ МУФТ РОТОРОВ
Типовые конструкции и основные материалы муфт
Характерные дефекты муфт и причины их появления
Основные операции, выполняемые при ремонте муфт
Сборка муфт после ремонта
«Маятниковая» проверка роторов

ЦЕНТРОВКА ТУРБИН
Задачи центровки
Проведение замеров центровки роторов по полумуфтам, определение положения ротора относительно статора турбины
Расчет центровки пары роторов
Особенности центровки двух роторов, имеющих три опорных подшипника
Способы расчета центровки валопровода турбины
Расчет центровки валопровода на персональном компьютере

НОРМАЛИЗАЦИЯ ТЕПЛОВЫХ РАСШИРЕНИЙ ТУРБИН
Устройство и работа системы тепловых расширений
Основные причины нарушения нормальной работы системы тепловых расширений
Способы нормализации тепловых расширений
Основные операции по нормализации тепловых расширений, выполняемые во времяремонта турбины

НОРМАЛИЗАЦИЯ ВИБРАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРБОАГРЕГАТА
Основные причины возникновения вибрации
Вибрация как один из критериев оценки состояния и качества ремонта турбины
Основные дефекты, влияющие на изменение вибрационного состояния турбины, и их признаки
Методы нормализации параметров вибрации турбоагрегата

РЕМОНТ И НАЛАДКА СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Особенности организации ремонтного обслуживания систем регулирования, защит и парораспределения
Материалы, применяемые в системах регулирования и парораспределения
Ремонт и наладка отдельных узлов системы автоматического регулирования
Ремонт элементов системы парораспределения
Сервомоторы

РЕМОНТ ТУРБИН В УСЛОВИЯХ ЗАВОДА
Особенности заводского метода ремонта
Ремонт и восстановление

Источник

РЕМОНТ ПАРОВЫХ ТУРБИН

1 Министерство образования Российской Федерации ГОУ Уральский государственный технический университет УПИ В. Н. Родин, А. Г. Шарапов, Б. Е. Мурманский, Ю. А. Сахнин, В. В. Лебедев, М. А: Кадников, Л. А. Жученко РЕМОНТ ПАРОВЫХ ТУРБИН Учебное пособие под общей редакцией Ю. М. Бродова В. Н. Родина Екатеринбург 2002

2 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ТЭС тепловая электрическая станция АЭС атомная электрическая станция ППР планово-предупредительный ремонт НТД нормативно-техническая документация ПТЭ правила технической эксплуатации СТОИР система технического обслуживания и ремонта САР система автоматического регулирования ЭРП энергоремонтное предприятие ЦЦР цех централизованного ремонта РМУ ремонтно-механический участок РД руководящий документ ОППР отдел подготовки и проведения ремонтов КИП контрольно-измерительные приборы ЛМЗ Ленинградский механический завод ХТЗ Харьковский турбинный завод ТМЗ Турбомоторный завод ВТИ Всесоюзный теплотехнический институт ЦВД цилиндр высокого давления ЦСД цилиндр среднего давления ЦНД цилиндр низкого давления ПНД подогреватель низкого давления ПВД подогреватель высокого давления КТЗ Калужский турбинный завод МПД магнитопорошковая дефектоскопия УЗК ультразвуковой контроль ЦКБ «Энергопрогресс» центральное конструкторское бюро «Энергопрогресс» ВПУ валоповоротное устройство РВД ротор высокого давления РСД ротор среднего давления РНД ротор низкого давления ЧВД часть высокого давления ЧСД часть среднего давления ЧНД часть низкого давления ТВ К токовихревой контроль ЦД цветная дефектоскопия ОТК отдел технического контроля ТУ технические условия МФЛ металлофторопластовая лента НЧВ низкочастотная вибрация ГПЗ главная паровая задвижка ЗАБ золотник автомата безопасности КПД коэффициент полезного действия КОС клапан обратный соленоидный ВТО восстановительная термообработка Т.У.Т. тонны условного топлива Х.Х. холостой ход

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Энергетика, как базовая отрасль, определяет «здоровье» экономики страны в целом. Состояние дел в этой отрасли промышленности за последние годы осложнилось. Это определяется рядом факторов: недогруженностью оборудования, что, как правило, приводит к необходимости работы турбин (и другого оборудования ТЭС) на режимах, не соответствующих максимальной экономичности; резким сокращением ввода новых мощностей на ТЭС; моральной и физической старостью почти 60 % энергооборудования; ограниченностью поставок и резким ростом стоимости топлива для ТЭС; нехваткой средств на модернизацию оборудования и других. Паровые турбины являются одним из наиболее сложных элементов современной энергетической установки ТЭС, что определяется высокой частотой вращения роторов, высокими параметрами пара, большими статическими и динамическими нагрузками, действующими на отдельные элементы турбины, и рядом других факторов. Как показано в [1. 6], повреждаемость паровых турбин составляет % от повреждаемости всего оборудования ТЭС. В связи с этим вопросы своевременного и качественного ремонта паровых турбин являются в настоящее время одними из самых актуальных и сложных среди тех, которые приходится решать работникам ТЭС. В блоках специальных дисциплин стандартов и учебных планов большинства энергетических и энергомашиностроительных специальностей вузов дисциплина «Ремонт паровых турбин», к сожалению, отсутствует. В ряде фундаментальных учебников и учебных пособий по паровым турбинам [ ] вопросам их ремонта внимания практически не уделяется. Ряд изданий [ ] не отражает современного состояния вопроса. Несомненно, очень полезными для изучения рассматриваемого вопроса являются издания [ ], однако эти работы (по существу монографии) не имеют учебной направленности. Между тем в последние годы появился ряд директивных и методических материалов, регламентирующих вопросы ремонта ТЭС и, в частности, ремонта паровых турбин [ ]. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие «Ремонт паровых турбин» рассчитано на студентов вузов, обучающихся по специальностям: Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели, Тепловые электрические станции, Атомные электрические станции и установки. Пособие может быть использовано также в системе переподготовки и повышения квалификации инженерно-технического персонала ТЭС и АЭС. Авторы стремились отразить современные систематизированные представления по вопросам ремонта паровых турбин, в том числе: основные принципы организации ремонта турбин; показатели надежности, характерные повреждения турбин и причины их появления; типовые конструкции и материалы деталей паровых турбин; основные операции, выполняемые при ремонте всех основных деталей паровых турбин. Освещены вопросы центровки, нормализации тепловых расширений и вибросостояния турбоагрегата. Отдельно рассмотрены положения, касающиеся особенностей ремонта турбин в условиях завода-изготовителя. Все эти факторы существенно влияют на эффективность и надежность работы турбоагрегата (турбоустановки) и определяют объем, продолжительность и качество ремонта. В заключение приводятся направления разработок, которые, по мнению авторов, позволят в дальнейшем повысить эффективность всей системы ремонта паровых турбин в целом. При работе над пособием авторы широко использовали современную научно-техническую литературу по ТЭС и АЭС, паровым турбинам и паротурбинным установкам, а также отдельные материалы турбинных заводов, ОАО «ОРГРЭС» и ряда ремонтных энергетических предприятий. Структура и методология представления материала учебного пособия разработаны Ю. М. Бродовым. Общая редакция учебного пособия выполнена Ю. М. Бродовым и В. Н. Родиным. Глава 1 написана В. Н. Родиным, главы 2 и 12 Б. Е. Мурманским, главы 3; 4; 5; 6; 7; 9; И А. Г. Шараповым и Б. Е. Мурманским, глава 8 Л. А. Жученко и А. Г. Шараповым, глава 10 А. Г. Шараповым, глава 13 В. В. Лебедевым и М. А. Кадниковым, глава 14 Ю. А. Сахниным. Авторы благодарят Гурто Ю. М., Сосновского А. Ю., Великовича М. В., Неудачина Г. П., Лебедева В. А. за помощь в написании отдельных глав и высказанные замечания. Авторы выражают благодарность рецензентам за ценные советы и замечания, сделанные во время обсуждения рукописи. Замечания по учебному пособию будут приняты с благодарностью, их следует направлять по адресу: , г. Екатеринбург, К-2, ул. Мира, 19 УГТУ УПИ, Теплоэнергетический факультет, кафедра «Турбины и двигатели». По этому же адресу настоящее учебное пособие можно заказать.

4 Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ТУРБИН 1.1. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ Надежное обеспечение потребителей энергией залог благополучия любого государства. Особенно это актуально в нашей стране с суровыми климатическими условиями, поэтому бесперебойная и надежная работа электростанций является важнейшей задачей энергетического производства. Для решения этой задачи в энергетике были разработаны мероприятия по обслуживанию и ремонту, которые обеспечивали длительное содержание оборудования в рабочем состоянии при наилучших экономических показателях его работы и минимально возможных неплановых остановках его в ремонт. Эта система основывается на проведении плановопредупредительных ремонтов (ППР). Система ППР является совокупностью мероприятий по планированию, подготовке, организации проведения, контроля и учета различного вида работ по техническому обслуживанию и ремонту энергетического оборудования, проводимых по заранее составленному плану на основе типового объема ремонтных работ, обеспечивающих безотказную, безопасную и экономичную эксплуатацию энергетического оборудования предприятий при минимальных ремонтных и эксплуатационных затратах [21]. Сущность системы ППР состоит в том, что после заранее определенной наработки потребность оборудования в ремонте удовлетворяется плановым порядком, путем проведения плановых осмотров, испытаний и ремонтов, чередование и периодичность которых определяются назначением оборудования, требованиями к его безопасности и безотказности, конструктивными особенностями, ремонтопригодностью и условиями эксплуатации. Система ППР строится таким образом, что каждое предыдущее мероприятие является профилактическим по отношению к последующему. В соответствии с [21, 24] различают техническое обслуживание и ремонт оборудования. Техническое обслуживание комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению [25]. Оно предусматривает уход за оборудованием: проведение осмотров, систематическое наблюдение за исправным состоянием, контроль режимов работы, соблюдение правил эксплуатации, инструкций заводов изготовителей и местных эксплуатационных инструкций, устранение мелких неисправностей, не требующих отключения оборудования, регулировку и так далее. Техническое обслуживание действующего оборудования электростанций включает выполнение комплекса мероприятий по осмотру, контролю, смазке, регулировке, не требующих вывода оборудования в текущий ремонт. Техническое обслуживание (осмотры, проверки и испытания, наладка, смазка, промывки, очистки) дает возможность увеличить гарантийную наработку оборудования до очередного текущего ремонта, снизить объем текущего ремонта. Ремонт комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей [25]. Производство текущего ремонта, в свою очередь, предотвращает необходимость планирования более частых капитальных ремонтов. Такая организация плановых ремонтов и операций технического обслуживания дает возможность постоянно поддерживать оборудование в безотказном состоянии при минимальных затратах и без дополнительных незапланированных простоев в ремонте. Наряду с повышением надежности и безопасности энергоснабжения важнейшей задачей ремонтного обслуживания является улучшение или, в крайнем случае, стабилизация технико-экономических показателей оборудования. Как правило, это достигается путем останова оборудования и вскрытия его базовых элементов (топок котлов и конвективных поверхностей нагрева, проточных частей и подшипников турбин). Следует отметить, что проблемы надежности и экономичности работы оборудования ТЭС настолько взаимосвязаны, что их трудно отделить одну от другой. По турбинному оборудованию в процессе эксплуатации прежде всего контролируется технико-экономическое состояние проточной части, в том числе: солевой занос лопаток и сопловых аппаратов, которые не могут быть устранены промывкой под нагрузкой или на холостом ходу (окись кремния, железа, кальция, магния и др.); известны случаи, когда в результате заноса мощность турбины за дней снижалась на 25 %. увеличение зазоров в проточной части приводит к снижению экономичности, например увеличение радиального зазора в уплотнениях с 0,4 до 0,6 мм вызывает увеличение утечки пара на 50 %. Следует отметить, что увеличение зазоров в проточной части, как правило, имеет место не в процессе нормальной эксплуатации, а при пусковых операциях, при работе с повышенной вибрацией, прогибах ротора, неудовлетворительных температурных расширениях корпусов цилиндров. В ходе ремонтов важную роль играют опрессовки и устранение мест присосов воздуха, а также применение различных прогрессивных конструкций уплотнений во вращающихся воздухоподогревателях. Ремонтный персонал должен следить совместно с эксплуатационным персоналом за присосами воздуха и, по возможности, обеспечивать их устранение не только в ходе ремонтов, но и на работающем оборудовании. Так, снижение (ухудшение) вакуума на 1 % для энергоблока 500 МВт приводит к перерасходу топлива примерно на 2 т у. т./ч, что составляет 14 тыс. т у. т./год, или в ценах 2001 г. 10 млн руб. Показатели экономичности турбины, котла и вспомогательного оборудования обычно определяются путем проведения

5 экспресс-испытаний [23]. Целью этих испытаний являются не только оценка качества ремонтов, но и регулярный контроль работы оборудования в течение межремонтного периода эксплуатации. Анализ результатов испытаний позволяет обоснованно судить о том, следует ли остановить агрегат (или, если это возможно, отключить отдельные элементы установки). При принятии решений сопоставляются возможные затраты на останов и последующий пуск, на проведение восстановительных работ, возможный недоотпуск электро- и теплоэнергии с потерями, обусловленными эксплуатацией оборудования с пониженной экономичностью. Экспресс-испытания определяют также время, в течение которого допускается работа оборудования с пониженной экономичностью. В целом техническое обслуживание и ремонт оборудования предусматривают выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение исправного состояния оборудования, надежной и экономичной его эксплуатации, проводимых с определенной периодичностью и последовательностью [21]. Ремонтный цикл наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработки изделия, в течение которых в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации выполняются все установленные виды ремонта (наработка энергетического оборудования, выраженная в годах календарного времени между двумя плановыми капитальными ремонтами, а для вновь вводимого оборудования наработка от ввода до первого планового капитального ремонта) [25]. Структура ремонтного цикла определяет последовательность различных видов ремонта и работ по техническому обслуживанию оборудования в пределах одного ремонтного цикла [25]. Все ремонты оборудования подразделяются (классифицируются) на несколько видов в зависимости от степени подготовленности, объема выполняемых работ и метода выполнения ремонта. Неплановый ремонт ремонт, проведение которого осуществляется без предварительного назначения [25]. Неплановые ремонты выполняются при возникновении дефектов оборудования, приводящих к его отказам. Плановый ремонт ремонт, проведение которого осуществляется в соответствии с требованиями нормативнотехнической документации (НТД) [25]. Плановый ремонт оборудования основан на изучении и анализе ресурса деталей и узлов с установлением технически и экономически обоснованных норм. Плановый ремонт паровой турбины подразделяется на три основных вида: капитальный, средний и текущий. Капитальный ремонт ремонт, выполняемый для восстановления исправности и восстановления полного или близкого к полному ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые [25]. Капитальный ремонт наиболее объемный и сложный вид ремонта, при его выполнении вскрываются все подшипники, все цилиндры, разбираются валопровод и проточная часть турбины. Если капитальный ремонт выполняется в соответствии с типовым технологическим процессом, то он называется типовым капитальным ремонтом. Если капитальный ремонт выполняется средствами, отличающимися от типовых, то такой ремонт относится к специализированному ремонту с наименованием производного вида от типового капитального ремонта. Если капитальный типовой или капитальный специализированный ремонт выполняется на паровой турбине, отработавшей в эксплуатации более 50 тыс. ч, то такой ремонт подразделяется на три категории сложности; наиболее сложные ремонты имеют третью категорию. Категорирование ремонтов применяется обычно к турбинам энергоблоков мощностью от 150 до 800 МВт. Категорирование ремонтов по степени сложности направлено на то, чтобы компенсировать трудовые и финансовые затраты в связи с износом частей турбины и образованием в них новых дефектов наряду с теми, которые проявляются при каждом ремонте. Текущий ремонт ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования, и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей [25]. Текущий ремонт паровой турбины наименее объемный, при его выполнении могут быть вскрыты подшипники или разобраны один-два регулирующих клапана, возможно вскрытие клапана автоматического затвора. Для блочных турбин текущий ремонт подразделяется на две категории сложности: первую и вторую (наиболее сложные ремонты имеют вторую категорию). Средний ремонт ремонт, выполняемый в объеме, установленном в НТД [25], для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением отдельных составных частей и контролем их технического состояния. Средний ремонт паровой турбины отличается от капитального и текущего тем, что его номенклатура включает частично объемы и капитального, и текущего ремонтов. При выполнении среднего ремонта может быть вскрыт один из цилиндров турбины и частично разобран валопровод турбоагрегата, может быть также вскрыт стопорный клапан и выполнен частичный ремонт регулирующих клапанов и узлов проточной части вскрытого цилиндра. Все виды ремонта объединяют следующие признаки: цикличность, продолжительность, объемы, финансовые затраты. Цикличность это периодичность проведения того или другого вида ремонта в масштабе лет, например между последующим и предыдущим капитальным ремонтом должно пройти не более лет, между последующим и предыдущим средним ремонтом должно пройти не более 3 лет, между последующим и предыдущим текущим ремонтом должно пройти не более 2 лет. Увеличение продолжительности цикла между ремонтами желательно, но в ряде случаев это приводит к значительному увеличению числа дефектов. Продолжительность ремонта по каждому основному виду из расчета типовых работ является директивной и утверждена

6 «Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей» [21]. Продолжительность ремонта определяется [21] как величина в масштабе календарных дней, например для паровых турбин в зависимости от мощности типовой капитальный ремонт составляет от 35 до 90 суток, средний от 18 до 36 суток, текущий от 8 до 12 суток. Важными вопросами являются продолжительность ремонта и его финансирование. Продолжительность ремонта турбины серьезная проблема, особенно тогда, когда ожидаемые объемы работ не подтверждаются состоянием турбины или когда возникают дополнительные работы, продолжительность которых может достигать % от директивной. Объемы работ также определяются [21] как типовой набор технологических операций, суммарная продолжительность которых соответствует директивной продолжительности вида ремонта; в Правилах [21] это называется «номенклатура и объем работ при капитальном (или другом виде) ремонте турбины» и далее идет перечисление наименований работ и элементов, на которые они направлены. Производные наименования ремонтов от всех основных видов ремонта отличаются между собой объемами и продолжительностью проведения работ. Наиболее непредсказуемыми по объемам и срокам являются аварийные ремонты; они характеризуются такими факторами, как внезапность аварийного останова, неготовность к ремонту материальных, технических и трудовых ресурсов, неясность причин отказа и объемов дефектов, вызвавших останов турбоагрегата. При выполнении ремонтных работ могут быть использованы различные методы, в том числе [21]: агрегатный метод ремонта обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными; заводской метод ремонта ремонт транспортабельного оборудования или его отдельных составных частей на ремонтных предприятиях на основе применения передовых технологий и развитой специализации. Ремонт оборудования производится в соответствии с требованиями нормативно-технической и технологической документации, которые включают в себя действующие в отрасли стандарты, технические условия на ремонт, руководства по ремонту, ПТЭ, методические указания, нормы, правила, инструкции, эксплуатационные характеристики, ремонтные чертежи и другое. На современном этапе развития электроэнергетики, характеризующемся низкими темпами обновления основных производственных средств, возрастает приоритет ремонта оборудования и необходимость в разработке нового подхода в финансировании ремонта и технического перевооружения. Сокращение использования установленной мощности энергоустановок привело к дополнительному износу оборудования и увеличению доли ремонтной составляющей в себестоимости вырабатываемой энергии. Возросла проблема сохранения эффективности энергоснабжения, в решении которой ведущая роль принадлежит ремонтному производству. Существующее энергоремонтное производство, ранее основанное на планово-предупредительном ремонте с регламентацией ремонтных циклов, перестало отвечать экономическим интересам. Ранее действующая система ППР была сформирована для производства ремонтов в условиях минимального резерва энергетических мощностей. В настоящее время произошло снижение ежегодной наработки оборудования и увеличение продолжительности его простоев. В целях реформирования действующей системы технического обслуживания и ремонта было предложено [22] изменить систему ППР и перейти на ремонтный цикл с назначенным межремонтным ресурсом по типам оборудования. Новая система технического обслуживания и ремонта (СТОИР) позволяет увеличить календарную продолжительность межремонтной кампании и сократить среднегодовые ремонтные затраты. По новой системе назначенный межремонтный ресурс между капитальными ремонтами принимается равным базовому значению суммарной наработки за ремонтный цикл в базовый период и является нормативом. С учетом действующих положений [22] на электростанциях разработаны нормативы межремонтных ресурсов для основного оборудования электростанций. Изменение системы ППР обусловлено изменившимися условиями эксплуатации. Как та, так и другая система обслуживания оборудования предусматривают три вида ремонта: капитальный, средний и текущий. Эти три вида ремонтов составляют единую систему обслуживания, направленную на поддержание оборудования в работоспособном состоянии с обеспечением его надежности и требуемой экономичности. Продолжительность простоя оборудования во всех видах ремонтов строго регламентируется [21]. Вопрос об увеличении продолжительности простоя оборудования в ремонте при необходимости выполнения сверхтиповых работ рассматривается каждый раз индивидуально. Во многих странах используется система ремонта энергетического оборудования «по состоянию», позволяющая в значительной мере сократить затраты на ремонтное обслуживание. Но эта система предполагает использование методик и аппаратных средств, позволяющих с необходимой периодичностью (а по ряду параметров непрерывно) контролировать текущее техническое состояние оборудования. Различными организациями в СССР, а позднее в России были разработаны системы мониторинга и диагностики состояния отдельных узлов турбины [ ], были предприняты попытки создания на мощных турбоагрегатах комплексных систем диагностики [31, 32]. Эти работы требуют значительных финансовых затрат, но, по опыту эксплуатации аналогичных систем за границей [33, 34], быстро окупаются ОБЪЕМЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ РЕМОНТЕ В распорядительных документах [21] определены номенклатура и типовые объемы ремонтных работ для каждого вида

7 основного оборудования ТЭС. Так, например, при выполнении капитального ремонта турбины проводится: 1. Осмотр и дефектация корпусов цилиндров, сопловых аппаратов, диафрагм и обойм диафрагм, обойм уплотнений, корпусов концевых уплотнений, концевых и диафрагменных уплотнений, устройств для обогрева фланцев и шпилек корпуса, рабочих лопаток и бандажей, дисков рабочих колес, шеек вала, опорных и упорных подшипников, корпусов опор, масляных уплотнений, полумуфт роторов и др. 2. Устранение обнаруженных дефектов. 3. Ремонт корпусных частей цилиндра, в том числе контроль металла корпусов цилиндров, замена при необходимости диафрагм, шабрение плоскостей горизонтальных разъемов корпусов цилиндров и диафрагм, обеспечение центровки деталей проточной части и концевых уплотнений и обеспечение зазоров в проточной части в соответствии с нормами. 4. Ремонт роторов, в том числе проверка прогиба роторов, при необходимости замена проволочных бандажей или ступени в целом, шлифовка шеек и упорных дисков, динамическая балансировка роторов и исправление центровки ротора по полумуфтам. 5. Ремонт подшипников, в том числе предусматривается в случае необходимости замена колодок упорного подшипника, замена или перезаливка вкладышей опорных подшипников, замена уплотнительных гребней масляных уплотнений, шабрение плоскости горизонтального разъема корпусов цилиндров. 6. Ремонт соединительных муфт, в том числе выполняются проверка и исправление излома и смещения осей при спаривании полумуфт (маятник и колено), шабрение торцов полумуфт, обработка отверстий под соединительные болты. 7. Выполняются испытания и снятие характеристик системы регулирования (САР), дефектация и ремонт узлов регулирования и защиты, настройка САР перед пуском турбины. Также проводятся дефектация и устранение дефектов маслосистемы: чистка маслобаков, фильтров и маслопроводов, маслоохладителей, а также проверка плотности маслосистемы. Все дополнительные объемы работ по ремонту или замене отдельных узлов оборудования (сверх установленных распорядительными документами), а также по его реконструкции и модернизации являются сверхтиповыми ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ НА ТЭС И В ЭНЕРГОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Ремонт оборудования ТЭС выполняется силами специалистов ТЭС (хозспособ), специализированными энергоремонтными подразделениями энергообъединения (системный хозспособ) или сторонними специализированными энергоремонтными предприятиями (ЭРП). В табл. 1.1 в качестве примера приведены, данные за 2000 г. (с официального сайта РАО «ЕЭС России») по распределению объемов ремонтных работ между собственным ремонтным персоналом и подрядными организациями для энергосистем Уральского региона. Таблица 1.1 Соотношение ремонтных работ выполняемых собственным и привлеченным ремонтным персоналом в некоторых энергосистемах Урала Курганэнерго Оренбургэнсрго Пермьэнерго Свердловэнерго Тюменьэнерго Челябэнерго Хозяйственный способ Подрядный способ 0,431 0,569 0,570 0,430 Организацией ремонтного обслуживания на ТЭС занимаются директор, главный инженер, начальники цехов и отделов, старшие мастера, просто мастера, инженеры отделов и лабораторий. На рис. 1.1 одна из возможных схем управления ремонтом показана лишь в объеме ремонта отдельных частей основного оборудования в отличие от действительной схемы, которая включает в себя и организацию эксплуатации оборудования. У всех руководителей основных подразделений, как правило, имеется по два заместителя: один заместитель по эксплуатации, другой по ремонту. Директор принимает решение по финансовым вопросам ремонта, а главный инженер по техническим, получая информацию от своего заместителя по ремонту и от руководителей цехов. Для ТЭС, основной задачей которых является производство энергии, экономически нецелесообразно производить техническое обслуживание и ремонт оборудования в полном объеме собственными силами. Наиболее целесообразно привлекать для этого специализированные организации (участки). Ремонтное обслуживание оборудования котлотурбинных цехов на ТЭС выполняется, как правило, цехом централизованного ремонта (ЦЦР), который представляет собой специализированное подразделение, способное выполнить ремонт оборудования в необходимом объеме. ЦЦР имеет материальные и технические средства, в том числе: склады имущества и запчастей, служебные кабинеты, оснащенные средствами связи, мастерские, ремонтно-механический участок (РМУ), грузоподъемные механизмы, сварочную технику. ЦЦР может частично или полностью выполнять ремонт котлов, насосов, элементов системы регенерации и вакуумной системы, оборудования химического цеха, арматуры, трубопроводов, электроприводов, элементов газового хозяйства, станочного оборудования, транспортных средств. ЦЦР привлекается также к ремонту системы рециркуляции сетевой воды, обслуживанию ремонтов береговых насосных станций. Из представленной на рис. 1.2 примерной схемы организации ЦЦР видно, что ремонт в машинном зале также разделяется на отдельные операции, осуществление которых ведется специализированными звеньями, группами и бригадами: «проточники» занимаются ремонтом цилиндров и проточной части турбины, «регулировщики» ремонтом узлов системы автоматического регулирования и парораспределения; специалисты по ремонту маслохозяйства занимаются ремонтом маслобака и маслопроводов, фильтров, маслоохладителей и маслонасосов, «генераторщики» ремонтируют генератор и возбудитель. 0,781 0,219 0,752 0,248 0,655 0,345 0,578 0,422

8 Ремонт энергетического оборудования представляет собой целый комплекс параллельных и пересекающихся работ, поэтому при его ремонте все подразделения, звенья, группы, бригады взаимодействуют между собой. Для четкого выполнения комплекса операций, организации взаимодействия отдельных ремонтных подразделений, определения сроков финансирования и поставки запчастей перед началом ремонта разрабатывается график его выполнения. Обычно разрабатывается сетевая модель графика ремонта оборудования (рис. 1.3). Эта модель определяет последовательность проведения работ и возможные сроки начала и окончания основных операций ремонта. Для удобного использования в ремонте сетевая модель выполняется в масштабе суток (принципы построения сетевых моделей представлены в разд. 1.5). Собственный ремонтный персонал электростанций выполняет техническое обслуживание оборудования, часть объемов ремонтных работ при плановых ремонтах, аварийно-восстановительные работы; специализированные ремонтные предприятия, как правило, привлекаются для выполнения капитальных и средних ремонтов оборудования, а также его модернизации. В России создано более 30 ЭРП, крупнейшие из которых «Ленэнергоремонт», «Мос-энергоремонт», «Ростовэнергоремонт», «Сибэнергоремонт», «Уралэнергоремонт» и другие. Организационная структура энергоремонтного предприятия (на примере структуры «Уралэнергоремонта» рис. 1.4) состоит из управления и цехов, наименование цехов указывает на вид их деятельности.

9 Рис Примерная схема организации ЦЦР Например, котельный цех занимается ремонтом котлов, электротехнический цех производит ремонт трансформаторов и аккумуляторных батарей, цех регулирования и автоматики ремонт САРТ паровых турбин и систем автоматики паровых котлов, генераторный цех занимается ремонтом электрогенераторов и двигателей, турбинный цех ремонтом проточной части турбин. Современное ЭРП, как правило, имеет собственную производственную базу, оснащенную механическим оборудованием, грузоподъемными кранами, транспортными средствами. Цех по ремонту турбин обычно занимает второе место в ЭРП по численности персонала после котельного цеха; он также состоит из группы управления и производственных участков. В группе управления цехом начальник и два его заместителя, один из которых занимается организацией ремонтов, а другой подготовкой к ремонтам. Цех по ремонту турбин (турбинный цех) имеет ряд производственных участков. Обычно эти участки базируются на ТЭС в пределах своего региона обслуживания. Участок цеха по ремонту турбин на ТЭС, как правило, состоит из руководителя работ, группы подчиненных ему мастеров и старших мастеров, а также бригады рабочих (слесарей, сварщиков, токарей). Когда на ТЭС начинается капитальный ремонт турбины, руководитель цеха по ремонту турбин направляет туда группу специалистов для выполнения ремонтных работ, которые должны действовать совместно с персоналом имеющегося на ТЭС участка. В этом случае, как правило, руководителем ремонта назначается специалист из состава разъездных ИТР. Когда капитальный ремонт оборудования выполняется на ТЭС, где отсутствует производственный участок ЭРП, туда направляется разъездной (линейный) персонал цеха с руководящим специалистом. Если разъездного персонала недостаточно для выполнения конкретного объема ремонта, к нему привлекаются работники других постоянных производственных участков, базирующихся на других ТЭС (как правило, из своего региона). Руководство ТЭС и ЭРП согласуют все вопросы ремонта, в том числе и назначение руководителя ремонта оборудования (обычно он назначается из состава специалистов генподрядной (генеральной) организации, т. е. ЭРП). Как правило, руководителем ремонта назначается опытный специалист в должности старшего мастера или ведущего инженера. Руководителями по операциям ремонта также назначаются только опытные специалисты в должности не ниже мастера. Если в ремонте участвуют молодые специалисты, то они распоряжением начальника цеха назначаются помощниками к специалистам-наставникам, т. е. мастерам и старшим мастерам, руководящим ключевыми операциями ремонта. В капитальном ремонте оборудования участвует, как правило, собственный персонал ТЭС и несколько подрядных организаций, поэтому от ТЭС назначается руководитель ремонта, который решает вопросы взаимодействия всех подрядчиков; под его же руководством проходят ежедневные текущие совещания, а раз в неделю проводятся совещания у главного инженера ТЭС (лица, несущего персональную ответственность за состояние оборудования в соответствии с действующими РД). Если в ремонте происходят сбои, которые приводят к нарушению нормального хода работ, в совещаниях принимают участие начальники цехов и главные инженеры подрядных организаций.

10 1.4. ПОДГОТОВКА К РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ На ТЭС подготовкой к ремонтам занимаются специалисты отдела подготовки и проведения ремонтов (ОППР) и цеха централизованного ремонта. В их задачи входит: планирование ремонтов, сбор и анализ информации о новых разработках мероприятий по повышению надежности и экономичности оборудования, своевременное распределение заказов на запчасти и материалы, организация доставки и хранения запчастей и материалов, подготовка документации для ремонта, обеспечение обучения и переподготовки специалистов, проведение инспекций по оценке работы оборудования и обеспечению техники безопасности при проведении ремонта. ЦЦР в межремонтные периоды занимается текущим обслуживанием оборудования, подготовкой своих специалистов, пополнением своих ресурсов материалами и инструментом, выполняет ремонт станков, грузоподъемных механизмов и другого ремонтного оборудования. График ремонтов оборудования согласовывается с вышестоящими организациями (управлением энергосистемой, диспетчерским управлением). Одной из важнейших задач подготовки к ремонтам оборудования ТЭС является составление и выполнение комплексного плана-графика подготовки ремонтов. Комплексный план-график подготовки к ремонтам должен разрабатываться на период не менее 5 лет. Комплексный план обычно включает в себя следующие разделы: разработку конструкторской документации, изготовление и приобретение средств ремонта, обучение специалистов, объемы строительства, ремонт оснастки, ремонт станочного парка, ремонт транспортных средств, социальные и бытовые вопросы. Долговременный комплексный план подготовки к ремонтам является документом, определяющим основное направление деятельности ремонтных подразделений ТЭС по совершенствованию ремонтного обслуживания и подготовке к ремонтам. При подготовке плана определяется наличие на ТЭС средств, необходимых для выполнения ремонтов, а также потребность в приобретении инструментов, технологий, материалов и другое. Следует различать средства ремонта и ресурсы ремонта. Средства ремонта это совокупность изделий, приспособлений и различной техники, а также различных материалов, с помощью которых выполняется ремонт; к ним относятся: стандартный инструмент, изготавливаемый машиностроительными предприятиями или фирмами и покупаемый ремонтными предприятиями в объеме годовой потребности (ключи, сверла, фрезы, молотки, кувалды и т. п.); стандартный пневмо- и электроинструмент, изготавливаемый заводами типа «Пневмостроймаш» и «Электромаш»; стандартные металлообрабатывающие станки, изготавливаемые машиностроительными заводами России и зарубежных стран; приспособления, изготавливаемые машиностроительными заводами по договорам с ремонтными предприятиями; приспособления, спроектированные и изготовленные собственно ремонтными предприятиями по договорам между собой; приспособления, изготовленные заводами и поставляемые на объекты монтажа вместе с основным оборудованием. Для ориентации в средствах ремонта ремонтные подразделения должны иметь перечни оснастки, которые постоянно корректируются и обновляются. Эти перечни чрезвычайно велики; они состоят из ряда разделов: станки, металлорежущий инструмент, измерительный инструмент, ручные пневмомашины, ручные электромашины, инструмент слесарный, приспособления общие, приспособления технологические, оснастка организационная, такелаж, сварочная техника, транспортные средства, средства защиты. Под ресурсами ремонта следует понимать совокупность средств, определяющих, «как делать ремонт»; к ним относятся информация: о конструктивных особенностях оборудования; технологии ремонта; конструкции и технических возможностях ремонтной оснастки; в порядке разработки и оформления финансовых и технических документов; правилах организации ремонта на ТЭС и правилах внутреннего распорядка заказчика; правилах техники безопасности; правилах оформления табелей рабочего времени и документов на списание изделий и материалов; особенностях работы с ремонтным персоналом при подготовке и проведении ремонтной компании. В процессе подготовки к ремонту стандартный и технологический инструмент должен быть скомплектован и отревизирован, все ремонтные подразделения укомплектованы и в них назначены руководители, отработана система взаимосвязи руководителей работ с руководством заказчика; весь ремонтный персонал должен иметь действующие (не просроченные) удостоверения на допуск к работам согласно Правилам техники безопасности.

13 1.5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕМОНТНЫХ РАБОТ При проведении ремонта оборудования ТЭС характерны следующие основные особенности: 1. Динамичность производства ремонтных работ, проявляющаяся в необходимости высокого их темпа, привлечения значительного количества ремонтного персонала на широком фронте параллельно ведущихся работ, непрерывного поступления информации о вновь выявленных дефектах оборудования и изменении объемов (ремонтным работам присущ вероятностный характер планируемого объема работ и строгая определенность сроков выполнения всего комплекса работ). 2. Многочисленность технологических связей и зависимостей между различными работами по ремонту отдельных агрегатов в пределах ремонтируемого оборудования, а также между узлами каждого агрегата. 3. Нестандартность многих ремонтных процессов (каждый ремонт отличается от предыдущего своими объемами и условиями производства работ). 4. Различные ограничения в материальных и людских ресурсах. В период производства работ достаточно часто приходится отвлекать персонал и материальные ресурсы для неотложных нужд действующего производства. 5. Жесткие сроки выполнения ремонтных работ. Все перечисленные особенности ремонта энергетического оборудования приводят к необходимости рационального планирования и управления ходом ремонтных работ, обеспечивающими выполнение основной задачи [35]. Моделирование процессов капитального ремонта позволяет имитировать процесс ремонта оборудования, получать и анализировать соответствующие показатели и на этой основе принимать решения, направленные на оптимизацию объемов и сроков производства работ. Линейная модель это последовательный (и параллельный, если работы независимы) набор всех работ, который позволяет подсчетом по горизонтали определить продолжительность всего комплекса работ, а подсчетом по вертикали календарную потребность в персонале, оборудовании и материалах. Получаемый в целом линейный график (рис. 1.5) представляет собой графическую модель решаемой задачи и относится к группе аналоговых моделей. Метод линейного моделирования применяется при ремонте сравнительно несложного оборудования или при производстве небольших объемов работ (например, текущих ремонтов) на сложном оборудовании. Линейные модели не способны отразить основные свойства моделируемой ремонтной системы, так как в них отсутствуют связи, определяющие зависимости одной работы от другой. В случае любого изменения ситуации в ходе производства работ линейная модель перестает отображать реальный ход событий и в нее невозможно внести существенные изменения. В этом случае линейную модель необходимо строить заново. Линейные модели не могут быть использованы в качестве инструмента управления при производстве сложных комплексов работ. Рис Пример линейного графика Сетевая модель это особый вид операционной модели, обеспечивающей с любой необходимой точностью детализации отображение состава и взаимосвязи всего комплекса работ во времени. Сетевая модель поддается математическому анализу, позволяет определять реальный календарный план, решать задачи рационального использования ресурсов, оценивать эффективность решений руководителей еще до того, как они будут переданы для исполнения, оценивать фактическое состояние комплекса работ, прогнозировать будущее состояние, своевременно обнаруживать «узкие места» [36].

14 Составными частями сетевой модели являются сетевой график, представляющий собой графическое отображение технологического процесса ремонта, и информация о ходе ремонтных работ. Основными элементами сетевого графика являются работы (отрезки) и события (кружки). Различаются три вида работ: действительная работа работа, требующая затрат времени и ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и других); ожидание процесс, требующий затрат только времени; фиктивная работа зависимость, не требующая затрат времени и ресурсов; фиктивная работа используется для изображения объективно существующих технологических зависимостей между работами. Работа и ожидание в сетевом графике отображаются сплошной стрелкой. Фиктивная работа отображается пунктирной стрелкой. Событие в сетевой модели является результатом выполнения конкретной работы. Например, если рассматривать в качестве работы «устройство лесов», то результатом этой работы будет событие «устройство лесов закончено». Событие может быть простым или сложным, в зависимости от результатов выполнения одной, двух или большего количества входящих работ, а также может не только отражать факты завершения входящих в него работ, но и обусловливать возможность начала одной или нескольких выходящих из него работ. Событие, в отличие от работы, не имеет продолжительности, его характеристикой является время совершения. По месту нахождения и роли в сетевой модели события подразделяются на следующие: исходное событие, совершение которого означает возможность начала выполнения комплекса работ; оно не имеет ни одной входящей работы; завершающее событие, совершение которого означает окончание выполнения комплекса работ; оно не имеет ни одной выходящей работы; промежуточное событие, совершение которого означает окончание всех входящих в него работ и возможность начала выполнения всех выходящих работ. События по отношению к выходящим из них работам называются начальными, а по отношению к входящим работам конечными. Сетевые модели, имеющие одно завершающее событие, называются одноцелевыми. Основным признаком комплекса ремонтных работ является наличие системы выполнения работ. В связи с этим существует понятие предшествования и непосредственного предшествования. Если работы не связаны между собой условием предшествования, то они являются независимыми (параллельными), поэтому при изображении ремонтного процесса в сетевых моделях последовательно (в цепочке) могут изображаться только работы, связанные между собой условием предшествования. Первичной информацией о ремонтных работах сетевой модели является объем работы, выраженный в натуральных единицах. По объему работ на основании норм может быть определена трудоемкость работы в человеко-часах (чел-ч), а зная оптимальный состав звена, можно определить продолжительность выполнения работы. Основные правила построения сетевого графика В графике должна быть четко отображена технологическая последовательность выполнения работ. Примеры отображения такой последовательности приведены ниже. Пример 1. После «останова и расхолаживания турбины» можно начать «разборку изоляции» цилиндров эта зависимость изображается так: Пример 2. После окончания работ «укладка РВД в цилиндр» и «укладка РСД в цилиндр» можно начать работу «центровка роторов» эта зависимость изображена ниже: Пример 3. Для начала работы «вскрытие крышки ЦВД» необходимо закончить работы «разборка крепежа горизонтального разъема ЦВД» и «разборка муфты РВД РСД», а для «проверки центровки РВД РСД» достаточно окончания работы «разборка муфты РВД РСД» эта зависимость изображена ниже:

15 В сетевых графиках ремонта энергооборудования не должно быть циклов, так как циклы свидетельствуют об искажении взаимосвязи между работами, поскольку каждая из этих работ оказывается предшествующей самой себе. Пример такого цикла приведен ниже: В сетевых графиках не должно быть ошибок типа: тупики первого рода наличие событий, не являющихся исходными и не имеющих входящих работ: тупики второго рода наличие событий, не являющихся завершающими и не имеющих выходящих работ: Все события сетевого графика должны быть пронумерованы. К нумерации событий предъявляются следующие требования: нумерация должна производиться последовательно, числами натурального ряда, начиная с единицы; номер конечного события каждой работы должен быть больше номера начального события; выполнение этого требования достигается тем, что событию присваивается номер только после того, как будут пронумерованы начальные события всех входящих в него работ; нумерация должна производиться по цепочкам слева направо, в пределах графика сверху вниз; шифр работы графика определен номером начального и конечного событий. В сетевом графике каждое событие может быть изображено только 1 раз. Каждый из номеров может быть присвоен только одному конкретному событию. Аналогично, каждая работа в сетевом графике может быть изображена только 1 раз, а каждый шифр может быть присвоен только одной работе. Если по технологическим причинам две или несколько работ имеют общие начальное и конечное события, то, чтобы исключить одинаковое обозначение работ, вводится дополнительное событие и фиктивная работа: Построение сетевых моделей ремонта это достаточно трудоемкая задача, поэтому в последние годы выполнен ряд работ по созданию компьютерных программ, предназначенных для построения сетевых графиков [37].

16 1.6. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ При подготовке и проведении ремонта энергетического оборудования используется большое количество различных документов, в том числе: распорядительные, финансовые, хозяйственные, конструкторские, технологические, ремонтные, документы по технике безопасности и другие. Перед началом ремонта необходимо подготовить соответствующие распорядительные и финансовые документы: приказы, договора, акты о готовности оборудования к ремонту, ведомость дефектов оборудования, ведомость объема работ, сметы на производство работ, акты освидетельствования грузоподъемных механизмов. В том случае если для выполнения ремонта привлекается подрядная организация, то она подготавливает договор на выполнение ремонта и смету стоимости ремонтных работ. В составленном договоре определяется статус подрядчика, стоимость ремонтных работ, обязанности сторон относительно порядка содержания командированного персонала и порядка взаимных расчетов [38]. В составленной смете перечисляются все работы, связанные с ремонтом, их наименования, количество, цены, указываются все коэффициенты и дополнения, связанные с курсом цен на период заключения договора о ремонте. Для оценки стоимости работ, как правило, применяются прейскуранты и справочники, нормативы времени, ведомости объема работ, тарифные справочники. На отдельные виды работ составляется специальная калькуляция; в случае определения стоимости работ по калькуляции применяются справочники норм времени на данные виды работ. После подписания заказчиком и исполнителем договора и сметы вступают в силу все последующие документы, определяющие финансовое обеспечение ремонта, в том числе (укрупненно): ведомости на приобретение инструмента; ведомости на приобретение материалов и запчастей; ведомости на выдачу спецодежды, мыла, рукавиц; ведомости на выдачу командировочного содержания (суточные, оплата гостиницы, оплата транспорта и т. п.); путевые листы на перевозку средств ремонта; доверенности на материальные ценности; платежные требования. На ТЭС и в ЭРП имеются архивы, в которых хранятся документы, необходимые для организации (подготовки) и проведения ремонта. Технические условия на ремонт нормативно-технический документ, содержащий технические требования, показатели и нормы, которым должно удовлетворять конкретное изделие после капитального ремонта [39]. Руководство по капитальному ремонту нормативно-технический документ, содержащий указания по организации и технологии ремонта, технические требования, показатели и нормы, которым должно удовлетворять конкретное изделие после капитального ремонта [39]. Чертежи ремонтные чертежи, предназначенные для ремонта деталей, сборочных единиц, сборки и контроля отремонтированного изделия, изготовления дополнительных деталей и деталей с ремонтными размерами [39]. Карта измерений технологический документ контроля, предназначенный для регистрации результатов измерения контролируемых параметров с указанием подписей исполнителя операции, руководителя работ и контролирующего лица [39]. Кроме того, в архиве хранятся чертежи оборудования, комплект документов на технологический процесс ремонта оборудования, технологические инструкции на отдельные специальные операции ремонта. На ТЭС в архиве также должна храниться документация о ранее выполненных ремонтах оборудования. Эти документы комплектуются по станционным номерам оборудования; они хранятся в отделе подготовки ремонтов, частично у начальника турбинного цеха, а также у руководителя ЦЦР. Комплектование и хранение этих документов позволяет постоянно накапливать информацию о ремонтах, которая служит как бы «историей болезни» оборудования. Перед началом ремонта оборудования в цехе ЭРП разрабатывается список работников и лиц, ответственных за производство работ; издается и утверждается приказ о назначении руководителя ремонта и список работников с указанием их должностей и квалификации. Назначенный руководитель ремонта составляет список необходимых для работы документов. В нем обязательно присутствуют: бланки финансовые (сметы, акты формы 2, дополнительные соглашения, табели рабочего времени), бланки учета рабочего времени, бланки линейных графиков, амбарные книги для ведения журналов (технического и сменных заданий), списки лиц, ответственных по нарядам-допускам, и формы на списание материалов и инструмента. В ходе ремонта необходимо документально отразить состояние основного оборудования и его частей, оформить протоколы о контроле металла оборудования и запасных частей, пересмотреть график ремонта в случае необходимости уточнения состояния оборудования, оформить технические решения о ремонте с устранением дефектов оборудования нестандартными способами. Руководитель ремонта в процессе его проведения проводит разработку и оформление следующих основных документов: акт на выявленные дефекты при осмотре элементов оборудования во время разборки (вторая оценка состояния оборудования); акт на обоснование изменения директивного срока ремонта в зависимости от выявленных дефектов; протоколы совещаний по важнейшим проблемам ремонта, например: перелопачивание ступеней, перемонтаж опор, замена ротора и тому подобное; уточненный график работ в связи с изменением объема работ; финансовые документы: дополнительное соглашение к договору и дополнительная смета, текущие акты приемки выполненных работ; заявки на новые запасные части и узлы для заказчика: рабочие лопатки, диски, обоймы, диафрагмы и тому подобное; акты поузловой приемки оборудования из ремонта; технические решения на нетиповые работы с применением нестандартной технологии;

Источник

Оцените статью