- Ремонт и модернизация автомобиля
- Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина
- Судебная практика
- Учет модернизации ремонта автомобиля
- Руководством было принято решение произвести своими силами в отношении автомобиля следующие работы: шумоизоляция кузова; застилка полов кузова металлическими листами; обшивка кузова изнутри деревом. Для этой цели необходимо приобрести материалы на сумму 30 000 рублей. Как и на основании каких документов провести и учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете?
Ремонт и модернизация автомобиля
Учет работ по ремонту и учет работ по модернизации основных средств кардинально различаются. Стоимость первых признается в расходах единовременно, стоимость вторых — списывается через амортизацию (Пункт 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 260 НК РФ). И из-за этого возникают традиционные споры с налоговиками — ремонт был проведен или модернизация.
Совсем недавно мы выясняли, как в общем случае определить вид выполненных работ по восстановлению ОС. Но в каждой сфере есть свои нюансы. В частности, это касается восстановления автомобилей.
Смотрим нормативные документы и разъяснения Минфина
В нормативных актах по бухгалтерскому и налоговому учету определения ремонта нет. Что не удивительно, ведь у них другая задача.
Применительно к автомобилю понятие ремонта встречается в «транспортных» нормативных документах, из которых можно сделать следующие выводы (Пункты 1.16, 1.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора) РД 37.009.026-92, утв. Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43; п. 2.2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984).
Ремонт — это комплекс работ по устранению неисправностей и восстановлению работоспособного состояния автомобиля в пределах его эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. Он выполняется:
(или) после появления неисправностей. В таких случаях надо составить дефектную ведомость.
(или) в плановом порядке, через определенный пробег или время работы автомобиля (планово-предупредительный ремонт). Проводится он на основании сервисной книжки или другой технической документации, которыми установлен перечень деталей и срок их эксплуатации, по истечении которого их нужно заменить.
Если после выполненных восстановительных работ (плановых или внеплановых) эксплуатационные характеристики автомобиля не изменились, то работы можно считать ремонтом. Например, если вы заменили двигатель на аналогичный по характеристикам. Если эксплуатационные характеристики изменились (естественно, в лучшую сторону), например вы заменили двигатель на более мощный, то такие работы уже вроде бы не укладываются в понятие ремонта. Тогда что же это? Модернизация?
К сожалению, в профильных документах ответа на этот вопрос нет. В общих словах понятие модернизации описывает НК РФ — как работы, изменяющие технологическое или служебное назначение объекта или наделяющие его новыми качествами (Пункт 2 ст. 257 НК РФ).
Но понять из этого определения, является ли модернизацией замена двигателя на более мощный или нет, невозможно. Назначение автомобиля от этого не изменилось, но остается открытым вопрос, появились ли у него из-за этого какие-то новые качества. Да и что вообще можно считать новым качеством?
Получается, нормативные документы содержат только общие слова и понятия. И с каждым случаем нужно разбираться отдельно. Особенно сложно определить вид выполненных работ при установке дополнительного оборудования. Например, установка сигнализации. Вроде бы появляется новое качество — устойчивость к угону. С другой стороны, на эксплуатационные характеристики автомобиля это не влияет и его производственное назначение не меняет.
Минфин в своих разъяснениях ограничивается все теми же общими фразами (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29) или вовсе предлагает обращаться с вопросом о разграничении ремонта и модернизации в профильные ведомства, занимающиеся автотранспортом (Письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/332, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794; Письмо Минэкономразвития России от 23.05.2008 N Д05-1994). Более четкие разъяснения он дает, если ему задают конкретный вопрос. Например, он указал, что для железнодорожного транспорта замена изношенных колесных пар в вагонах — это ремонт (Пункт 2 Письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518), а для водного транспорта расширение грузового люка судна – модернизация (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289).
Единственное, о чем он заявляет уверенно, — что стоимость работ не является критерием для разграничения ремонта и модернизации.
В неоднозначных ситуациях можно ориентироваться и на судебную практику.
Судебная практика
Перечислим работы, не признанные судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).
Транспортное средство после замены не приобрело
никаких новых качеств (даже если вследствие
поломки двигатель заменен на более мощный).
Технологическое (служебное) предназначение ТС
не изменилось.
Целью и итогом выполненных работ явилось
приведение ТС в надлежащее рабочее состояние
Замена кузова (кабины)
Установка
газобаллонного
оборудования
Установка оборудования не привела к изменению
нормативных показателей работы ТС по сравнению
с характеристиками, которые у него были до этого
Установка охранной
и акустической системы
Назначение ТС не изменилось, нагрузка на него
не увеличилась, новые качества не появились.
Оборудование съемное и в любой момент может быть
изъято из ТС
А вот перечень работ, признанных судами модернизацией (дооборудованием, техническим перевооружением).
Замена двигателя на более мощный взамен
изношенного означает внесение изменений
в конструкцию ТС
Установка защиты
картера
Установленная защита картера:
— защищает узлы и агрегаты на днище ТС
от повреждений;
— защищает электропроводку, электроагрегаты
от окисления и грязи;
— снижает расход топлива;
— усиливает сцепление с дорогой;
— повышает управляемость
Врезка люка в крышу
При врезке люка у ТС появляется новая функция
(качество)
Установка климат-контроля улучшает характеристики
ТС с точки зрения комфорта и безопасности,
а значит, у ТС возникает новое качество.
Наличие климат-контроля влияет на стоимость ТС
при продаже
Большинство судов все же поддерживают организации, а не налоговиков. Вероятность решения дела не в вашу пользу есть, только если взамен сломанных деталей вы установили детали с лучшими характеристиками или «серьезное» дополнительное оборудование. Если дело дойдет до спора, лучше всего делать упор на то, что выполненные вами работы не изменили назначение ТС, то есть автомобиль, даже с люком на крыше или защитой картера, все-таки остался автомобилем.
Признав восстановительные работы или установку дополнительного оборудования модернизацией, вы не только не сможете учесть расходы единовременно. Согласно мнению Минфина вам еще придется амортизировать основное средство дольше его срока полезного использования (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-03-06/1/202, от 17.08.2009 N 03-03-05/157, от 12.02.2009 N 03-03-06/1/57; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.06.2006 N 20-12/53521@; Письмо ФНС России от 14.03.2005 N 02-1-07/23). Поэтому в неоднозначных ситуациях, особенно когда сумма расходов велика, выгоднее все-таки поспорить. Если же конфликты для вас не вариант, то не забудьте применить амортизационную премию по сумме расходов на модернизацию (дооборудование). Она, в зависимости от амортизационной группы, в которой числится автомобиль, может составлять до 30% стоимости работ (оборудования) (Пункт 9 ст. 258 НК РФ).
Источник
Учет модернизации ремонта автомобиля
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Руководством было принято решение произвести своими силами в отношении автомобиля следующие работы: шумоизоляция кузова; застилка полов кузова металлическими листами; обшивка кузова изнутри деревом. Для этой цели необходимо приобрести материалы на сумму 30 000 рублей.
Как и на основании каких документов провести и учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае имеет место не ремонт, а дооборудование автомобиля, приводящее к изменению первоначальной стоимости как в бухгалтерском, так и налоговом учете.
Обоснование позиции:
Налоговый учет
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств (ОС) изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение ОС в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС и подлежат списанию через механизм амортизации в соответствии со ст.ст. 256-259.3 НК РФ.
Это правомерно и в отношении расходов, которые понесены в связи с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением, частичной ликвидацией ОС и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Вместе с тем указанные виды работ следует отличать от ремонта ОС.
В НК РФ, а также ГК РФ не содержится определение ремонта, в связи с этим необходимо обратиться к правоприменительной практике.
Так, в постановлении АС Московского округа от 28.01.2016 N Ф05-19696/15 судьи признали работы ремонтом, поскольку работы направлены на демонтаж старого оборудования (опор, кабеля и т.д.) и монтаж нового, аналогичного оборудования, соответствующего правилам технической эксплуатации и ГОСТа, и исключающего в связи с этим установку дополнительного или более мощного оборудования, отвечающего параметрам реконструкции объектов.
В свою очередь, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 N Ф02-6375/15 указывается, что необходимо учитывать в том числе обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость проведения работ, то есть их цель (если произведенным работам предшествовала поломка основного средства, а целью данных работ являлось ее устранение, то такие работы следует квалифицировать как ремонт).
Главной целью ремонта является замена изношенных или неисправных деталей конструкции, устранение выявленных неисправностей, наличие которых делает затруднительной эксплуатацию основного средства. При этом новые детали, установленные на место изношенных, могут быть более современными и улучшать эксплуатационные характеристики самого объекта.
Факт замены неисправных деталей оборудования на новые (более современные) сам по себе не является квалифицирующим признаком модернизации (технического перевооружения), если данные изменения не привели к повышению производительности основного средства, на которое они устанавливаются.
Ремонт в первую очередь направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а модернизация, реконструкция, техническое перевооружение — на их увеличение (улучшение) или создание новых (изменение строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) (постановление ФАС Уральского округа от 27.03.2014 N Ф09-731/14).
В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта ОС, его технико-экономические параметры, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади (постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 N Ф07-3927/15).
Целью модернизации (дооборудования) является улучшение первоначально принятых качественных и количественных параметров. При этом не имеет правового значения цель проведенной модернизации, во внимание должно быть принято существо проведенных работ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 N Ф04-21029/15).
Иными словами, в ходе ремонта осуществляется замена выбывших (по разным причинам) из строя частей, деталей новыми, при этом функции ОС не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности ОС и не улучшает его технических характеристик, если и происходит такое улучшение, то целью работ оно не является.
Отметим, что приобретение объектом новых качеств поставлено и в письмах Минфина России в один ряд с изменением технологического или служебного назначения объекта ОС, что относится к достройке, дооборудованию, модернизации и, соответственно, к увеличению первоначальной стоимости (смотрите, например, письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).
Кроме того, Минфин России в письмах от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863, от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94 указал, что если в результате установки оборудования на автомобиль произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование.
На наш взгляд, дополнительная шумоизоляция кузова, застилка полов металлическими листами и обшивка кузова изнутри деревом является дооборудованием, поскольку эти работы направлены не на сохранение первоначальных эксплуатационных характеристик, а на их улучшение, и такое улучшение в конечном итоге происходит.
То есть в рассматриваемом случае имеет место не ремонт, а дооборудование автомобиля, приводящее на основании п. 2 ст. 257 НК РФ к изменению первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества.
В любом случае такой подход исключает претензии налоговых органов по налогу на прибыль (учет расходов происходит не единовременно, а через амортизацию).
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (п. 20 ПБУ 6/01).
Согласно п. 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.).
Следовательно, главным критерием для признания расходов в качестве модернизации или дооборудования в бухгалтерском учете также является приобретение качеств, изменение эксплуатационных показателей и характеристик в результате выполненных работ.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, расходы на модернизацию (дооборудование) объекта основных средств учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем относятся на увеличение его первоначальной стоимости. Соответственно, при дооборудовании автомобиля стоимость материалов и работ следует отразить на счете 08 с последующим списанием на счет 01.
Документальное оформление подробно рассмотрено в рекомендуемом материале.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств;
— Энциклопедия решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник