Учет запасных частей для ремонта основных средств

Как проводится учет автозапчастей

Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.

Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.

Где юрлицу брать запчасти

Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:

  • ФЗ №44 – для казенных учреждений;
  • ФЗ №223 – для автономных организаций;
  • За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.

Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ

Читайте также:  Мануалы по ремонту зил 130

В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).

ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

ВАЖНО! Образец ведомости учета расходных материалов и запчастей от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему.

Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Учет запчастей, поступивших от разборки

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Учет запчастей, оставшихся после ремонта

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Учет отпуска запасных частей

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.
  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Окончательное списание запчастей

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.

Источник

Учет затрат на ремонт основных средств: проводки

Ремонт основных средств – это процесс, в результате которого происходит восстановление эксплуатационных свойств объектов. Как учитываются затраты на ремонт основных средств в бухгалтерии и какие проводки отражают этот процесс – разберемся в статье.

Объект основного средств может быть восстановлен двумя способами:

  • с помощью текущего ремонта;
  • с помощью капитального ремонта (реконструкция и модернизация).

Учет затрат в обоих случаях происходит по-разному. Необходимо четко понимать различия в этих процессах, чтобы в будущем не иметь проблем с налоговой инспекцией и не решать споры с проверяющей инстанцией в судебном порядке. Очень важно на начальном этапе определиться, каким образом происходит восстановление объекта.

Если проводится обычный текущий ремонт, то все сопутствующие расходы списываются в затраты организации в текущем налоговом периоде.

Если же проводится реконструкция и модернизация объекта, то все асходы относятся на увеличение стоимости объекта.

Основное отличие ремонта ОС от его реконструкции заключается в том, что в первом случае не происходит изменение технико-экономических показателей объекта. Реконструкция или модернизация — это, в первую очередь, улучшение технических, экономических и производственных показателей объекта.

Ремонт ОС – это устранение неисправностей, повреждений, а также проведение профилактических мероприятий по недопущению преждевременного износа объекта, а также работы, направленные на поддержание рабочего состояния оборудования.

Проведение ремонтных работ, как правило, начинается с формирования смет и плана работы, утвержденного руководителем предприятия.

После ремонта объект принимается к учету на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС-3.

Оформление документов ремонта и модернизации

  • приказ руководителя, который определяет в отношении каких объектов должны быть проведены работы;
  • дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ;
  • сметная документация;
  • договор подряда в случае, если привлекаются сторонние лица;
  • акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств форма ОС-3.

Бухгалтерский учет

  • подрядным способом;
  • хозяйственным способом.

В первом случае, ремонтные работы проводится с помощью сторонних подрядных организаций, с которыми заключается договор подряда, после окончания работ подрядчик составляет сметы выполненных работ.

Во втором случае, ремонтные работы выполняется собственными силами.

Затраты на ремонт объектов основных средств относятся на счета учета производственных издержек, то есть включаются в себестоимость продукции с помощью проводок: Д20 (23, 25, 26, 44) К10 (60, 70, 69).

Если же расходы составляют значительную сумму, то организация может осуществлять ремонтные работы за счет заранее сформированного резерва. Этот резерв образуется путем постепенного включения определенных сумм в состав себестоимости продукции в течении длительного времени, при этом выполняются проводки Д 20 (23, 25, 26) К96, где счет 96 именуется «Резерв предстоящих расходов», на котором по кредиту и формируется резерв. Сумма ежемесячных отчислений на формирование резерва определяется, как 1/12 от годовой стоимости ремонта по смете. В процессе проведения ремонта все затраты списываются на счет этого резерва с помощью проводок: Д96 К10 (70, 60, 69..).

Если в конце года по кредиту счета 96 остались средства (то есть сумма, необходимая для ремонта оказалась меньше сформированного резерва), то оставшиеся средства списываются на 91 счет проводкой Д96 К91/1, таким образом счет 96 закрывается.

Если суммы резерва не достаточно для проведения ремонтных работ, то недостающие средства либо получают с помощью дополнительной проводки по увеличению резервного фонда Д20 К96, либо списывают эту сумму на издержки проводкой Д20 К10, 60, 70.

Проводки по учету расходов на ремонт основных средств:

Источник

Все про бухучет ремонта и техобслуживания основных средств

Законодательство о бухгалтерском учете, в частности, ПБУ 6/01, не содержит прямого указания на необходимость капитализации затрат, связанных с ремонтом и обслуживанием объекта основных средств. На практике такие затраты, как правило, признаются расходами того периода, когда они понесены, несмотря на то, что они обеспечивают поступление экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов. Вследствие этого финансовый результат периода, в котором осуществляются такие затраты, оказывается заниженным, а финансовые результаты периодов в отсутствие этих затрат — завышенными.

В соответствии с пунктом 27 ПБУ 6/01: «Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств».

П. 27 ПБУ 6/01 поясняет норму о необходимости капитализации затрат только в части модернизации и реконструкции, не давая прямого указания по вопросу учета затрат на другие формы восстановления основных средств, таких как ремонт и обслуживание.

Ввиду того, что указанные затраты приносят экономические выгоды в течение длительного времени (более одного отчетного периода), требует пояснений фраза «отчетного периода, к которому они относятся». Из данной формулировки и всего п. 27 ПБУ 6/01 сложно сделать вывод, имеется ли ввиду длительный период, с которым соотносятся данные затраты, либо имеется ввиду период, когда затраты понесены.

До 2010 г. порядок учета затрат на ремонт и обслуживание регулировался п.п. 65, 72 ПВБУ № 34н. В частности, в предыдущей редакции п. 65 ПВБУ 34н звучал следующим образом: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся».

Норма в отношении ремонтов и обслуживания в п. 72 звучала следующим образом:

«В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на . ремонт основных средств . покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета».

После изменения п. 65 ПВБУ 34н и исключения п. 72 из ПВБУ 34н порядок учета ремонтов и обслуживания стал неясным.

Решение

В случае, когда в ходе ремонта и обслуживания происходит замена частей, рекомендуется использовать схему учета частичной ликвидации объекта основных средств. В частности, необходимо произвести уменьшение стоимости основного средства на сумму остаточной стоимости выбывающей части и увеличить стоимость основного средства на сумму затрат по приобретению новой части, а также на сумму иных связанных затрат (например, затраты на монтаж этой части) (см. Иллюстративный пример № 3). Затраты на замену частей основных средств включаются в стоимость объектов основных средств.

Затраты на ремонт и обслуживание основных средств, осуществляемые с целью восстановления их полезных свойств и продления возможностей их эксплуатации в будущем, проводимые с периодичностью менее 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), признаются текущими расходами периода, в котором они были понесены.

Затраты на ремонт и обслуживание в случае их несущественности по отдельности или в совокупности, рекомендуется учитывать в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящей Рекомендации.

Порядок отражения затрат на ремонт и обслуживание основных средств на счетах бухгалтерского учета устанавливается экономическим субъектом самостоятельно.

Основа для выводов

В п. 14 ПБУ 6/01 предусмотрено, что «стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств».

Статьей 3 Закона 402-ФЗ установлены определения стандартов и международных стандартов по бухгалтерскому учету:

«стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

В пункте 7 ПБУ 1/08 указано, что: «. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. «.Таким образом, порядок ведения бухгалтерского учета затрат на ремонт и обслуживание объектов основных средств является вопросом, требующим детализации в учетной политике организации на основе МСФО.

Согласно п. 1 IAS 16 «цель настоящего стандарта состоит в определении порядка учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций. Основными аспектами учета основных средств являются признание активов, определение их балансовой стоимости, а также соответствующих амортизационных отчислений и убытков от обесценения, подлежащих признанию». Балансовая стоимость (в трактовке п. 6 IAS 16) — это стоимость, в которой актив признается в отчетности.

Указанный международный стандарт регламентирует порядок формирования отчетности экономического субъекта. Из ст. 3 Закона 402-ФЗ следует, что под случаями «установленными настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету», подразумеваются:

  • достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация и переоценка объектов основных средств (п. 14 ПБУ 6/01);
  • замена частей (п. 13 IAS 16);
  • технический осмотр (п. 14 IAS 16) и пр.

В то же время, применимость норм РСБУ (ПБУ 6/01) распространяется на формирование первоначальной стоимости инвентарных объектов основных средств, а применимость норм МСФО (IAS 16) — к балансовой стоимости (отражению в бухгалтерской (финансовой) отчетности), отражаемой по строке «Основные средства».

Пунктами 13, 70 IAS 16 предусмотрено включение затрат на регулярную замену частей объекта основных средств в балансовую стоимость указанного объекта, причем стоимость заменяемых частей подлежит списанию. Если для предприятия «практически невозможно» провести расчет стоимости заменяемой части, то оно может использовать первоначальную стоимость заменяющей части в качестве стоимости заменяемой части на момент ее приобретения.

Данные положения корреспондируют схожей норме п. 29 ПБУ 6/01, согласно которой выбытие объекта основных средств может иметь место в случае «частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции». Такая формулировка подразумевает выбытие частично ликвидируемой части и увеличение стоимости основного средства на сумму затрат по его реконструкции. При соотнесении данной нормы с МСФО, она соответствует той части нормы предыдущего абзаца, согласно которой при регулярной замене частей объекта основных средств сумма затрат по замене (например, стоимость самой части и затраты на монтаж) включается в стоимость объекта основных средств, а стоимость заменяемых частей подлежит списанию.

Таким образом, во всех случаях:

  • частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции,
  • замены частей при выполнении работ по ремонту,
  • замены частей при выполнении работ по реконструкции

будет правильным использовать единый подход, в рамках которого стоимость выбывающих частей списывается, а новые части и стоимость работ по их установке (работ по монтажу, реконструкции, а при выполнении условий п. 7 настоящего Толкования — и работ по ремонту) капитализируется.

С экономической точки зрения затраты на восстановление полезных свойств основных средств (ремонты и обслуживание) направлены на продление срока их эксплуатации и обеспечивают поступление экономических выгод от таких затрат в будущем. В случаях осуществления таких затрат с периодичностью более 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), экономические выгоды от их осуществления будут поступать в организацию в течение нескольких отчетных периодов. В этой связи оправданным методологическим подходом представляется признание в бухгалтерском учете внеоборотного актива в размере понесенных затрат с последующим списанием такого актива на расходы в течение периода поступления выгод, то есть до проведения следующего аналогичного мероприятия.

В п. 19. ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах в том числе «путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем».

В соответствии с п.65 ПВБУ № 34н: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчётным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».

Активами признаются ресурсы, контролируемые [1] экономическим субъектом в результате прошлых событий, способные приносить ему экономические выгоды в будущем, стоимость которых может быть надежно оценена.

Таким образом, поскольку затраты на проведение ремонтов и обслуживания в общем случае удовлетворяют критериям признания актива, а также с учетом п. 17-18 настоящего Толкования, их необходимо учитывать в составе внеоборотных активов, а не в текущих расходах.

В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. В соответствии с п.3 Приказа № 66н: «. организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. ».

В таком случае, при обособлении рассматриваемых затрат в случае их существенности в бухгалтерском балансе смысл наименования показателя должен отражать сущность этого актива, то есть смысл наименования должен быть ясен пользователю бухгалтерской отчетности. Рекомендуемое наименование показателя — «Долгосрочные затраты на ремонт и обслуживание основных средств». Поскольку согласно нормам МСФО рассматриваемые затраты капитализируются в составе основных средств, данный показатель расшифровывает группу статей «Основные средства» (см. Иллюстративный пример № 1).

Согласно Рекомендациям аудиторам «регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния), отражаются в бухгалтерском балансе в разделе I „Внеоборотные активы“ как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей „Основные средства“. С учетом пункта 7 ПБУ 1/2008 такие затраты погашаются в течение срока указанного временного интервала».

Таким образом, порядок признания затрат на ремонт и обслуживание, изложенный выше, соответствует подходу Минфина РФ к отражению рассматриваемых хозяйственных операций в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Иллюстративные примеры

Отражение в отчетности существенных затрат на проведение ремонта и обслуживания основных средств, проводимых с периодичностью более 12 месяцев

Пример № 2

Признание в учете существенных затрат на проведение периодического ремонта и обслуживания основных средств

Пусть первоначальная стоимость основного средства (самолет) составляет 1 000 000 тыс. руб., срок полезного использования — 20 лет, периодичность проведения ремонта и обслуживания — каждые 5 лет. Затраты на ремонт и обслуживание составляют 200 000 тыс. руб.

При признании в составе объекта основных средств «Самолет» выделяются 2 амортизируемых компонента:

Компонент 1 — «Самолет» = 800 000 тыс. руб. со сроком амортизации 20 лет. Сумма амортизации за год 40 000 тыс. руб.

Компонент 2 — «Периодический ремонт и техническое обслуживание самолета» = 200 000 тыс. руб. со сроком амортизации 5 лет. Сумма амортизации за год 40 000 тыс. руб.

Сумма амортизации всего самолета за год — 80 000 тыс. руб.

Пример № 3

Замена частей объекта основных средств

Пусть первоначальная стоимость основного средства (трактор) составляет 1 000 000 руб., срок полезного использования — 20 лет. В составе трактора имеется часть «двигатель», которая в силу поломки пришла в негодность через 10 лет после начала эксплуатации трактора (срок службы первого двигателя по паспорту — 20 лет). На момент выбытия двигателя рыночная стоимость нового трактора составляет 2 000 000 руб., двигателя — 500 000 руб. Согласно паспорту вновь приобретенного двигателя его срок полезного использования составляет 10 лет. Стоимость услуг по установке двигателя составляет 50 000 руб.

Доля двигателя в первоначальной стоимости трактора определяется расчетным путем: 1 000 000 * 500 000 / 2 000 000 = 250 000 руб. На момент выбытия доля начисленной амортизации составляет 50%. Стоимость выбывающей части составляет 250 000 * 50% = 125 000 руб.

Остаточная (балансовая) стоимость трактора после ремонта составляет 500 000 — 125 000 500 000 50 000 = 925 000 руб. (в том числе двигатель 550 000 руб.).

Стоимость трактора, учитываемая на счете 01 «Основные средства», составляет 1 000 000 — 250 000 500 000 50 000 = 1 300 000 руб. (в том числе двигатель 550 000 руб.)

Сумма амортизации трактора, учитываемая на счете 02 «Амортизация основных средств», составляет 500 000 — 125 000 = 375 000 руб. (в том числе двигатель 0 руб.).

Годовая амортизация после замены части:

Трактор (без двигателя): 750 000 руб. / 20 = 37 500 руб.

Двигатель: 550 000 руб. / 10 = 55 000 руб.

Итого: 92 500 руб.

[1] Контроль — способность экономического субъекта, возникшая в силу закона или договора, принимать решения об использовании актива способом, который, с точки зрения экономического субъекта и с учетом ограничений, налагаемых законом или договором, обеспечивает значительный приток экономических выгод, а также ограничивать доступ иных лиц к таким экономическим выгодам.

Источник

Оцените статью