- Учет затраты по ремонту дорог
- Организация (общая система налогообложения) занимается ремонтом дорог. Согласно учетной политике организации все расходы, связанные с выполнением работ по ремонту дорог, признаются методом начисления и относятся к прямым расходам как в бухгалтерском учете, так в целях налогообложения прибыли. В июне 2019 года закрыты работы по объекту. Подписан акт выполненных работ с заказчиком. В бухгалтерском учете данная операция отразилась следующим образом: Дебет 43 Кредит 20 — объект; Дебет 90 Кредит 43 — объект; Дебет 62 Кредит 90 — реализация работ по объекту. В налоговом учете затраты приняты в июне 2019 года, подписан акт выполненных работ. В июле 2019 года организация осуществляет дополнительные расходы по этому же объекту — вывоз мусора. По договору вывоз мусора с места ремонта является обязанностью подрядчика. Расходы по вывозу мусора, возможно, включены в смету. Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить данные расходы (бухгалтерские проводки)?
- Учет расходов на ремонт дороги, вычеты НДС
- Ремонт автодорог общего пользования за свой счет
- Мнение федеральной налоговой службы о ремонте
- Позиция Минфина о включении затрат в расходы
- Строим дорогу — учитываем расходы (Манохова С.В.)
Учет затраты по ремонту дорог
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация (общая система налогообложения) занимается ремонтом дорог. Согласно учетной политике организации все расходы, связанные с выполнением работ по ремонту дорог, признаются методом начисления и относятся к прямым расходам как в бухгалтерском учете, так в целях налогообложения прибыли.
В июне 2019 года закрыты работы по объекту. Подписан акт выполненных работ с заказчиком. В бухгалтерском учете данная операция отразилась следующим образом: Дебет 43 Кредит 20 — объект; Дебет 90 Кредит 43 — объект; Дебет 62 Кредит 90 — реализация работ по объекту. В налоговом учете затраты приняты в июне 2019 года, подписан акт выполненных работ.
В июле 2019 года организация осуществляет дополнительные расходы по этому же объекту — вывоз мусора. По договору вывоз мусора с места ремонта является обязанностью подрядчика. Расходы по вывозу мусора, возможно, включены в смету.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить данные расходы (бухгалтерские проводки)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на вывоз мусора следует отразить на дату фактического оказания услуг (выполнения работ) по дебету счета 20.
В налоговом учете организация вправе учесть данные затраты в составе материальных расходов на дату оказания услуг (принятия работ).
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. На основании п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются, в частности, расходы, связанные с выполнением работ. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Расходы на осуществление работ (услуг), необходимых для осуществления производственной деятельности организации (в нашем случае для выполнения работ по ремонту дорог), признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату принятия (подписания акта о выполнении работ (оказании услуг)) (п.п. 5, 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов (далее — МПЗ), предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством) (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 199 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н). Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.
Иными словами, готовая продукция представляет собой некий единый актив, полученный в результате производственного цикла, обработки, переработки. В рассматриваемой же нами ситуации такого не происходит, поскольку дороги не подвергаются какой-либо переработке, в результате которой создается новый объект. По нашему мнению, выполняемые работы по ремонту дорог не могут в совокупности стать готовой продукцией, поэтому использовать счет 43 в данном случае, по нашему мнению, не совсем корректно. Объекты внешнего благоустройства (дороги), на наш взгляд, нельзя отнести к МПЗ, поскольку такие объекты не отвечают критериям, перечисленным в п. 2 ПБУ 5/01.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для учета затрат по содержанию и ремонту автомобильных дорог используется счет 20 «Основное производство». Прямые расходы, связанные непосредственно с выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака отражаются по дебету счета 20. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Так, расходы на услуги, используемые в обслуживании основных и вспомогательных производств, могут отражаться на счете 25 «Общепроизводственные расходы», если планом счетов и учетной политикой организации предусмотрено открытие и ведение счета 25.
Расходы по вывозу строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта, как правило, входят в состав накладных расходов подрядчика по организации работ на строительных площадках, в частности, по подготовке объектов строительства к сдаче, и включаются в сметный расчет строительных работ (смотрите, например, Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 N 6).
Следовательно, будучи включенными в смету работ по ремонту дорог, расходы по вывозу мусора обоснованно могут быть отражены в составе прямых расходов, связанных с основной деятельностью, на счете 20. Если же вывоз данного мусора не был предусмотрен сметой, то такие расходы можно отнести к прочим и учесть на счете 91, субсчет «Прочие расходы» (п. п. 12, 15 ПБУ 10/99).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации сметный расчет на ремонт дорог включает работы (услуги) по вывозу всего объема мусора, несмотря на то, что работы по ремонту дорог уже переданы заказчику, полагаем, организации следует отразить данные затраты на дату фактического оказания услуг (выполнения работ) записью (п.п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99):
Дебет 20 Кредит 60 (76)
— оказаны услуги по вывозу мусора сторонней организацией.
Налоговый учет
В общем случае в силу пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов включаются в состав материальных расходов. Таким образом, расходы на вывоз строительного мусора можно учесть при расчете налоговой базы в составе материальных расходов.
Датой осуществления материальных расходов для услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) (п. 2 ст. 253, третий абзац п. 2 ст. 272 НК РФ).
Для целей исчисления налога на прибыль расходы отчетного периода на производство и реализацию делятся на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). При этом расходы на услуги сторонних организаций, как правило, относят к косвенным, которые в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). В то же время организация вправе установить собственный перечень прямых расходов, отличный от предусмотренного в ст. 318 НК РФ, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
В рассматриваемом случае, как мы поняли, согласно учетной политике организации к прямым расходам отнесены также расходы по вывозу мусора с места проведения ремонтных работ. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
С учетом того, что в анализируемой ситуации результаты выполненных работ по ремонту дорог уже реализованы (переданы) заказчику, полагаем, организация вправе учесть затраты на вывоз мусора в составе материальных расходов на дату оказания услуг (принятия работ), при документальном подтверждении (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение работ и услуг производственного характера.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Учет расходов на ремонт дороги, вычеты НДС
Налоговики не связывают ремонт автомобильных дорог с затратами, необходимыми для получения прибыли, поэтому не видят оснований для включения затрат в расходы и применения подрядного вычета из НДС. Финансисты же допускают учет таких расходов и вычетов. Ремонт автодорог общего пользования за свой счет. Налогообложение прибыли в 2017 году и налоговая задолженность.
Единый налог ЕНВД | Упрощёнка УСН 2017 | Акцизы и пошлины | Страховые взносы | Другие виды сборов | Бухгалтерский учет |
Ремонт автодорог общего пользования за свой счет
Случается, что налогоплательщики несут расходы на ремонт дорог общего пользования, учитываемых на балансе государственных учреждений, поскольку у последних просто-напросто не хватает бюджетных средств поддерживать дороги в надлежащем состоянии. Иными словами, ремонтируют сторонние объекты за свой счет. В этой связи возникают вопросы о порядке учета указанных расходов в целях налогообложения прибыли и о правомерности применения вычетов по НДС, предъявленных подрядчиками в стоимости ремонтных работ.
Налоговый кодекс не содержит прямого ответа на поставленные вопросы. Вместе с тем, считаем, при подготовке положений глав 21 и 25 НК РФ перед законодателями и не ставилась задача прописать налоговые нормы на все случаи жизни, что, впрочем, было бы и невыполнимо. Потому если какие-либо расходы или вычеты по НДС не поименованы в указанных главах, это вовсе не означает, что нельзя включить их в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли, или заявить суммы подрядного НДС к вычету.
Мнение федеральной налоговой службы о ремонте
По данному поводу налоговое ведомство не давало официальных разъяснений. Вместе с тем анализ арбитражной практики показал, что налоговые органы на местах, ссылаясь на положения статьи 260 НК РФ, при проведении контрольных процедур исключают спорные затраты из расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, поскольку ремонтируемые автомобильные дороги не являются основным средством налогоплательщиков. По этой же причине они считают: применение вычетов по НДС, выставленному подрядными организациями в стоимости работ, выполненных по ремонту дорог общего пользования, является неправомерным. Таким образом, из материалов судебных дел явно прослеживается, что налоговые вычеты, установленные статьями 171, 172 НК РФ, налоговики увязывают с возможностью включения понесенных затрат на ремонт дорог общего пользования в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль (постановления ФАС МО от 31.01.2011 N КА-А40/17869-10, ФАС СЗО от 22.12.2010 N А05-1369/2010).
Позиция Минфина о включении затрат в расходы
Следует сказать, что в отличие от налоговиков специалисты финансового ведомства допускают возможность включения спорных затрат в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, но при выполнении определенных условий. Такой вывод следует из ответа Минфина на частный запрос налогоплательщика (письмо от 12.01.2010 N 03-03-06/1/3). Что это за условия? Следуя букве закона, Минфин указал, что расходы должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, а именно: в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, и убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, а под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Минфин также отметил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Принимая во внимание то, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен НК РФ.
Таким образом, из содержания указанного письма следует, что специалисты финансового ведомства не видят оснований не включать в расходы, уменьшающие облагаемую базу по налогу на прибыль, какие-либо понесенные налогоплательщиком затраты, в том числе и на ремонт дорог общего пользования, при соблюдении следующих условий: во-первых, понесенные затраты в силу пункта 1 статьи 252 НК РФ должны быть обоснованны и документально подтверждены; во-вторых, они не должны быть поименованы в статье 270 налогового кодекса России.
Источник
Строим дорогу — учитываем расходы (Манохова С.В.)
Дата размещения статьи: 06.07.2014
Строительство и ремонт дорог производятся в теплое и сухое время года, а значит, для этого наступил самый благоприятный момент. И пока строители осваивают выделенные на указанные работы деньги, предлагаем бухгалтерам ознакомиться с порядком учета расходов на строительство, реконструкцию и ремонт собственных автомобильных дорог.
Дороги и объекты дорожного хозяйства — объекты ОС
На территории любого промышленного предприятия есть объекты дорожного хозяйства: подъездные пути, паркинги, тротуары, открытые складские площадки и т.п. Кроме того, в собственности предприятия могут находиться автомобильные дороги (к собственности юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные ими за счет собственных средств на предоставленных в установленном законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные им в собственность в соответствии с законодательством РФ) (п. 12 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах ).
———————————
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Безусловно, указанные объекты отвечают критериям отнесения их к категории основных средств в целях бухгалтерского учета, поскольку они (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ):
— предназначены для использования в производстве продукции;
— предназначены для использования в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев);
— предположительно не будут проданы;
— способны приносить организации экономические выгоды в будущем.
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Соответственно, их стоимость погашается в бухгалтерском учете посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
В налоговом учете названные объекты также относятся к категории ОС (в целях гл. 25 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров, для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.) (п. 1 ст. 257 НК РФ). И — что более важно для нас — данные основные средства являются амортизируемым имуществом, критерии отнесения к которому по большинству пунктов совпадают с бухгалтерскими догмами (п. 1 ст. 256 НК РФ) :
— имущество должно находиться у налогоплательщика на праве собственности;
— оно должно использоваться для извлечения дохода;
— срок полезного использования объекта должен превышать 12 месяцев, а его стоимость — 40 000 руб.
———————————
В частности, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия поименована в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Строительство дорог и объектов дорожного хозяйства — дело затратное и небыстрое. По общему правилу расходы, понесенные организацией на создание основного средства, аккумулируются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов ОС». Затраты по завершенным строительством объектам списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства». Принятие к учету ОС осуществляется по первоначальной стоимости (сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление), включающей в себя суммы, уплачиваемые организациям:
— за осуществление работ по договору строительного подряда (в том числе по работам по подготовке территории для строительства, сооружению земляного полотна, устройству оснований дорожной одежды и др.);
— за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением возмещаемого НДС) (п. 1 ст. 257 НК РФ).
При введении дороги в эксплуатацию ее собственник может воспользоваться общим правилом и включить в состав внереализационных расходов амортизационную премию — не более 30% первоначальной стоимости ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Восстановление дорог и объектов дорожного хозяйства
Построить дорогу мало, ее нужно поддерживать в технически исправном состоянии. Восстановление объектов основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Порядок учета названных работ в бухгалтерском и налоговом учете не одинаков, поэтому важно разграничивать указанные понятия.
Примечание. Порядок учета ремонтных работ отличается от порядка учета работ по достройке и реконструкции автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства, поэтому бухгалтер должен четко разграничивать эти понятия.
В силу п. 27 ПБУ 6/01 затраты на ремонт основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. В таком случае задействуются соответствующие счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат. Отражаются поименованные факты хозяйственной жизни на основании первичных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств ).
———————————
Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
В случае если предприятие на регулярной основе (с периодичностью более 12 месяцев) осуществляет капитальный ремонт дороги и возникающие при этом расходы существенны, данные расходы отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются постепенно в течение периода, составляющего интервал между ремонтами .
———————————
Подробнее об этом см. статью О.В. Давыдовой «Учет расходов на ремонт объектов ОС», N 10, 2013.
Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта (если в результате проведения названных работ улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования — срок полезного использования, качество применения и т.п.).
Аналогичные правила действуют в налоговом учете: расходы на ремонт основных средств представляют собой прочие расходы и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ) (Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-03-06/1/719). При этом налогоплательщики имеют право создать резерв на ремонт ОС (ст. 324 НК РФ) .
———————————
См. статью О.В. Давыдовой «Создаем налоговый резерв под предстоящие расходы на ремонт ОС», N 10, 2013.
Работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации изменяют первоначальную стоимость ОС (п. 2 ст. 257 НК РФ). Получается, что единовременно учесть в целях налогообложения прибыли суммы, потраченные предприятием на реконструкцию дороги, неправомерно — стоимость обозначенных работ следует погашать через механизм амортизации.
Налоговый кодекс дает определения названным работам. Так, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта амортизируемого основного средства, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. В целях применения гл. 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Для более детальной классификации тех или иных работ целесообразно обратиться к отраслевым нормативным документам. В соответствии с п. п. 10 — 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильной дороги — это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонт автомобильной дороги — это работы по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Капитальный ремонт дороги — это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов дороги, дорожных сооружений и (или) их частей. Причем при проведении работ капитального характера не изменяются технические характеристики класса и категории дороги, границы полосы отвода автомобильной дороги. Под реконструкцией дороги понимается комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги (ее участков), ведущее к изменению класса и (или) категории дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Важный момент. Реконструкция дороги — это комплекс работ, при выполнении которых изменяются параметры дороги, влекущие за собой изменение класса и (или) категории дороги либо границы полосы отвода. Другие работы, в том числе по поддержанию надлежащего технического состояния дороги, восстановлению ее транспортно-эксплуатационных характеристик, замене отдельных элементов, классифицируются как ремонт.
Те же определения, по нашему мнению, можно использовать и при систематизации технических работ в отношении иных объектов дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в которой детально перечислены виды и состав дорожных работ по каждому типу ремонта. Подробно остановимся на Классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, так как именно эти виды работ можно спутать с осуществлением работ по реконструкции. При капитальном ремонте проводятся в том числе следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
— устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна;
— замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода;
2) по дорожным одеждам:
— ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
— восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям:
— замена балок (более 25%) в пролетных строениях;
— восстановление или замена подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др.;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
— замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений;
— нанесение разметки на период капитального ремонта и после него;
— замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
5) прочие работы по капитальному ремонту, в том числе:
— проведение инженерных изысканий, специальных обследований и разработка проектной документации на капитальный ремонт, экспертиза проектной документации;
— устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений на участках капитального ремонта.
Основным признаком реконструкции является изменение параметров автомобильной дороги (ее участков), ведущее к изменению класса и (или) категории дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Поясним сказанное. В настоящее время различают три класса автомобильных дорог: автомагистраль, скоростная и обычная (нескоростная автомобильная дорога) — и пять категорий (I — V), группировка в которых происходит в зависимости от общего числа полос движения, ширины полосы движения, обочины, разделительной полосы, способа пересечения дороги с автомобильными и железными дорогами (в одном либо разных уровнях) и др. По понятным причинам в собственности промышленного предприятия может находиться обычная (нескоростная) дорога преимущественно III — V класса (Приложение к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации ).
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767.
К той или иной категории автомобильная дорога относится по результатам оценки ее технического состояния. В отношении частной дороги оценка проводится собственником этой дороги (пп. «д» п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог ).
———————————
Утвержден Приказом Минтранса России от 27.08.2009 N 150.
Дадим определение еще одному важному показателю, изменение которого при проведении технических работ может служить сигналом, что имеет место реконструкция автомобильной дороги, — полосе отвода автомобильной дороги. Итак, согласно п. 15 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах полоса отвода — это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Теперь рассмотрим ряд судебных решений, в которых организации судились с налоговиками по вопросу классификации технических работ, проведенных в отношении автомобильных дорог и объектов дорожного хозяйства, принадлежащих предприятиям на праве собственности.
Ремонт или реконструкция?
В Постановлении ФАС МО от 19.12.2013 по делу N А40-85714/12, по мнению налоговой инспекции, на объекте «подъездная дорога к нефтестабилизационному производству (НСП)» проводился не капитальный ремонт дороги на участке протяженностью 1531 м (как указано в первичных учетных документах), а ее реконструкция, причем протяженность реконструированного участка налоговики определили вдвое короче — приблизительно 600 — 700 м, исходя из того, что покрытие на данном участке дороги при визуальном осмотре внешне выглядело более новым. В этой связи инспекторы сочли, что предприятие неправомерно признало в целях налогообложения расходы по спорным видам работ единовременно. Доказательную базу по указанному делу налоговики строили на основании протокола осмотра территории. Так, ими было выявлено, что:
— толщина асфальтобетонного слоя дороги после ремонта (согласно акту выполненных работ) должна составить 10 см, тогда как на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на названный объект толщина асфальтобетонного слоя равна 8 см;
— ширина проезжей части в момент осмотра составила 6,5 м, а не 6 м, как прописано в свидетельстве.
Суд в данном деле занял сторону налогоплательщика. Он указал, что осмотр был проведен налоговым органом спустя три года после проведения ремонта дороги, а современная судебная практика исходит из того, что протоколы осмотров территории, помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли, проведенных не в том периоде, в котором совершено правонарушение, не отвечают требованиям относимости доказательств (ст. 67 АПК РФ) .
———————————
На этот счет см. также Постановления ФАС МО от 01.02.2012 по делу N А41-25894/10, от 31.01.2012 по делу N А40-27092/11-90-114, ФАС СЗО от 26.04.2011 по делу N А05-6756/2010.
Конечно, ни Налоговый, ни Арбитражный процессуальный кодексы не содержат прямого указания на то, что осмотр территории может быть проведен только в периоде совершения налогового правонарушения, однако достоверность сведений, приведенных в протоколе осмотра, должна быть подтверждена.
Судом анализировались представленные предприятием дефектные ведомости, которыми подтверждены наличие неисправностей в виде просадки бокового камня, потери несущей способности асфальтобетонного покрытия и его загрязнение, а также результаты выполненных работ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на спорный объект дорожное покрытие состоит из трех слоев: асфальтобетонного покрытия, щебеночного основания, песчаного слоя. Налоговый орган, принимая во внимание увеличение на 2 см толщины верхнего слоя автодороги, ни в оспариваемом решении, ни в своих возражениях, представленных в суд, не упомянул об установленном на основании акта выполненных работ факта того, что толщина щебеночного основания дороги после проведения работ уменьшилась с 27 см (указанных в свидетельстве о регистрации права собственности на объект) до 15 см, а толщина песчаного слоя — с 30 до 20 см.
Само по себе увеличение толщины одного из трех слоев автодороги (при том, что толщина двух других ее слоев существенно уменьшилась) не свидетельствует об улучшении ее технико-экономических характеристик, изменении ее назначения.
Кроме того, налоговым органом не проводилась специальная экспертиза, в то время как судебная практика рассмотрения подобных споров исходит из того, что протокол осмотра, проведенного налоговым органом без привлечения специалиста или эксперта, не является достоверным доказательством налогового правонарушения .
———————————
См., например, Постановление ФАС МО от 06.04.2011 по делу N А40-29190/10-129-127.
Не подтвержден документально и вывод инспекции об изменении категории автодороги в связи с изменением ее ширины. В соответствии с Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации дороги шириной 6 — 6,5 м относятся к IV категории, а автодороги шириной 6,5 — 7 м — к III категории. Следовательно, определенная при осмотре ширина автодороги 6,5 м на участке дороги протяженностью 600 — 700 м, подтверждает, что IV категория дороги не изменена.
В судебных спорах, рассмотренных ФАС МО (Постановление от 31.03.2011 по делу N А41-9084/10), ФАС СЗО (Постановление от 23.10.2008 N А56-39361/2007), судьи также поддержали налогоплательщиков, признав, что произведенные ими работы являются ремонтными.
Ремонт или новое строительство?
В деле N А11-7419/2011 (Постановление ФАС ВВО от 03.09.2012) между налогоплательщиком и налоговыми инспекторами также возник спор по вопросу классификации работ. По мнению предприятия, имел место ремонт дороги, учтенной как основное средство, налоговики же посчитали, что предприятие создало новый объект ОС — площадку с асфальтобетонным покрытием, в результате чего организация неправомерно учла в целях налогообложения прибыли расходы на новое строительство единовременно. Забегая вперед, отметим, что в этот раз судьи всех инстанций поддержали налоговых инспекторов и привлекли предприятие к налоговой ответственности.
———————————
Определением ВАС РФ от 15.11.2012 N ВАС-14642/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС.
Из материалов дела: предмет договора строительного подряда — подготовка и асфальтирование площади 5000 кв. м, находящейся на территории предприятия. Согласно смете и актам выполненных работ были осуществлены следующие работы:
— разработан экскаваторами грунт в объеме 2700 куб. м с нагрузкой на автомобили-самосвалы;
— совершены 332 рейса по перевозке грузов автосамосвалами на 1 км в объеме 4320 т;
— устроено выравнивающее основание из песка — в объеме 1350 куб. м, из щебня — в объеме 900 куб. м, из асфальтобетонной смеси — в объеме 216 т;
— устроено покрытие из горячих асфальтобетонных смесей толщиной 4 см в объеме 4500 кв. м.
Создание асфальтобетонной площадки подтверждается протоколом осмотра территории. В частности, на указанной асфальтобетонной площадке расположен навес для хранения готовой продукции.
Ссылка общества на то, что старое покрытие (асфальт, гравий) имелось на 70% площади работ, не была принята во внимание. Суд пришел к выводу о необоснованном отнесении предприятием затрат по созданию основного средства к расходам на ремонт дороги, в результате чего были неправомерно завышены расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Дороги, являющиеся собственностью предприятия, отвечают критериям признания их в качестве основных средств. Они принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая погашается и в бухгалтерском, и в налоговом учете посредством начисления амортизации.
Восстанавливается дорожное полотно путем проведения ремонта, в том числе капитального, или реконструкции, причем от того, какой вид работ осуществлен, напрямую зависит порядок учета затрат.
Нередко в руки бухгалтерам поступают документы (договоры, сметы, акты выполненных работ), в которых перечислены состав и виды дорожных работ, но не дано их определение. Между тем, чтобы не допустить ошибку при их учете, бухгалтер должен уметь четко их классифицировать. Работы по поддержанию надлежащего технического состояния дороги, восстановлению ее транспортно-эксплуатационных характеристик, замене отдельных элементов классифицируются как ремонт. Если же в результате работ изменились класс и (или) категория дороги либо границы полосы отвода дороги, речь идет уже о реконструкции (при классификации на помощь бухгалтеру придут отраслевые законодательные и нормативные документы).
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник