Классификация основных видов путевых работ и источники их финансирования
Лекция №1
Основы ведения путевого хозяйства
Основная задача путевого хозяйства – обеспечение безопасного и плавного движения поездов с наибольшими скоростями и установленными осевыми нагрузками для данного участка.
Эта задача решается за счёт содержания пути и путевых устройств в постоянной исправности (текущего содержания пути и периодических капитальных путевых работ).
Ведение путевого хозяйства производится по определенной системе, к которой относятся:
Техническая основа ведения путевого хозяйства включает в себя:
— технические нормативы на конструкции пути;
— классификации путевых работ;
— нормы периодичности ремонтов пути и стрелочных переводов;
Технологической основой ведения являются:
— типовые технологические процессы на реконструкции, ремонты и текущего содержания железнодорожного пути;
— проекты организации работ;
— типовые технические обоснованные нормы времени для учёта работ по ремонту ВСП и текущего содержания;
— классификация монтеров пути.
К организационным основам системы ведения путевого хозяйства относят:
— система контроля и оценки состояния пути;
— производство ремонтных работ силами и средствами ПМС;
— дифференцированные нормы затрат труда на текущее содержание пути и стрелочных переводов.
Классификация основных видов путевых работ и источники их финансирования
Основные виды работ, выполняемых за счет инвестиций:
· реконструкция (модернизация) железнодорожного пути (код — Р);
· перенос стрелочных переводов на новые ординаты;
· реконструкция искусственных сооружений и земляного полотна (регламентируется распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. № 2795р).
Основные виды работ, выполняемые за счет средств, относимых на ремонт пути, подразделяются на:
· капитальный ремонт пути на новых материалах (код – Кн );
· капитальный ремонт пути на старогодных материалах (код — Крс);
· капитальный ремонт стрелочных переводов (код — Ксп);
· сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов в период между капитальными ремонтами пути, сопровождаемая работами в объемах среднего ремонта пути (код – РС );
· средний ремонт пути (код — С);
· планово-предупредительный ремонт (код – П);
· шлифование рельсов (код — Ш);
· капитальный ремонт переездов;
· сплошная замена рельсов в кривых с боковым износом на новые или старогодные (код – РИК);
· перекладка рельсов с боковым износом в кривых с переменой рабочего канта и из кривых в прямые;
· сплошная смена переводных деревянных брусьев (код – СПБД);
· ликвидация балластных углублений и пучинистых мест, оползней, размывов, обвалов и других деформаций земляного полотна;
· восстановление и ремонт водоотводных лотков с заменой не более 25% при сохранении водопропускной способности;
· восстановление выпусков (оголовков), ремонт быстротоков и перепадов;
· восстановление, ремонт кюветов и канав, восстановление и ремонт их укрепительных одежд;
· восстановление водоотводных свойств «погребенных» кюветов, в т.ч. лотками и дренажами мелкого заложения;
· восстановление и ремонт дренажей и штолен, в т.ч. с заменой не более 25% конструкций;
· восстановление и ремонт дренажей мелкого заложения (в т.ч. откосных), в т.ч. с заменой не более 25% конструкции, для осушения основной площадки тела и земляного полотна;
· срезка и уборка отложений загрязнителей;
· восстановление и ремонт всех защитных и укрепительных сооружений земляного полотна (одевающие и улавливающие стены и др.);
· а также при необходимости производства ниже перечисленных работ на фронтах ремонтов:
· алюминотермитная сварка стыков, в том числе в местах временного восстановления плетей бесстыкового пути (код – АТС);
· наплавка и науглероживание крестовин, наплавка рельсов в местах дефектов, выполняемая подрядными организациями.
Основные виды работ, выполняемых за счет средств, относимых на текущее содержание пути:
· одиночная замена негодных и дефектных рельсов, шпал, скреплений и элементов стрелочных переводов;
· осмотры и диагностика пути (кроме отдельных видов, входящих в предпроектное обследование);
· снего -, водо-, пескоборьба;
· алюминотермитная сварка стыков, в том числе в местах временного восстановления плетей бесстыкового пути;
· наплавка и науглероживание крестовин, наплавка рельсов в местах дефектов, выполняемая подрядными организациями;
· другие виды работ текущего содержания пути.
Источник
Виды и состав путевых работ при техническом
Обслуживании пути
Действующие в настоящее время нормативно-технические документы ОАО «РЖД» по восстановлению объектов железнодорожного пути применяются в части, не противоречащей Положению, введенного в действие 2 мая 2012 года.
Перечень работ по каждому виду восстановления объектов железнодорожного пути устанавливается соответствующими распорядительными документами ОАО «РЖД».
1. Распоряжением от 30 января 2009 г. № 182р «О внесении изменений в действующие и утверждении новых нормативных документов, определяющих показатели функционирования, виды и характеристики ремонтов и межремонтные сроки основных средств»;
2. Распоряжением от 30 декабря 2010 г. № 2795р «О введении в действие Указаний о классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД»;
3. Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги». Утв. 02.05.12, №857р, М., 2012. – 48 с.
Путевые работы классифицируются по выделяемым средствам:
1. Работы выполняемые за счет инвестиций;
2. Работы выполняемые за счет средств относимых на ремонт пути;
3. Работы выполняемые за счет средств выделяемых на текущее содержание пути.
Основные виды работ, выполняемых за счет инвестиций:
реконструкция (модернизация) железнодорожного пути (код — Р);
перенос стрелочных переводов на новые ординаты;
реконструкция искусственных сооружений и земляного полотна (регламентируется распоряжением от 30 декабря 2010 г. № 2795р.)
Основные виды работ, выполняемые за счет средств, относимых на ремонт пути, подразделяются на:
капитальный ремонт пути на новых материалах (код – Кн);
капитальный ремонт пути на старогодных материалах (код — Крс);
капитальный ремонт стрелочных переводов (код — Ксп);
сплошная замена рельсов и металлических частей стрелочных переводов в период между капитальными ремонтами пути, сопровождаемая работами в объемах среднего (или усиленного среднего) ремонта пути (код – РС);
средний ремонт пути (код — С);
шлифование рельсов (код — Ш);
шлифование стрелочных переводов (код – ШС);
капитальный ремонт переездов;
сплошная замена рельсов в кривых с боковым износом на новые или старогодные (код – РИК);
сплошная смена переводных деревянных брусьев (код – СПБД);
планово-предупредительный ремонт пути с применением машинизированных комплексов (код — В);
ликвидация балластных углублений и пучинистых мест, оползней, размывов, обвалов и других деформаций земляного полотна;
восстановление и ремонт водоотводных лотков с заменой не более 25% при сохранении водопропускной способности;
восстановление выпусков (оголовков), ремонт быстротоков и перепадов;
восстановление, ремонт кюветов и канав, восстановление и ремонт их укрепительных одежд;
восстановление водоотводных свойств «погребенных» кюветов, в т.ч. лотками и дренажами мелкого заложения;
восстановление и ремонт дренажей и штолен, в т.ч. с заменой не более 25% конструкций;
восстановление и ремонт дренажей мелкого заложения (в т.ч. откосных), в т.ч. с заменой не более 25% конструкции, для осушения основной площадки тела и земляного полотна;
срезка и уборка отложений загрязнителей;
восстановление и ремонт всех защитных и укрепительных сооружений земляного полотна (одевающие и улавливающие стены и др.);
а также при необходимости производства ниже перечисленных работ на фронтах ремонтов:
алюминотермитная сварка стыков, в том числе в местах временного восстановления плетей бесстыкового пути (код – АТС);
наплавка и науглероживание крестовин, наплавка рельсов в местах дефектов;
перекладка рельсов с боковым износом в кривых и из кривых в прямые с заменой рабочего канта.
Основные виды работ, выполняемых за счет средств, относимых на текущее содержание пути:
одиночная замена негодных и дефектных рельсов, шпал, скреплений и элементов стрелочных переводов;
осмотры и диагностика пути (кроме отдельных видов, входящих в предпроектное обследование);
снего -, водо-, пескоборьба;
алюминотермитная сварка стыков, в том числе в местах временного восстановления плетей бесстыкового пути;
наплавка и науглероживание крестовин, наплавка рельсов в местах дефектов;
перекладка рельсов с боковым износом в кривых и из кривых в прямые с заменой рабочего канта;
другие виды работ текущего содержания пути.
При эксплуатации и планировании ремонтных работ земляного полотна с его водоотводными, водопропускными и защитно-укрепительными обустройствами и искусственных сооружений следует руководствоваться Указаниями о классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.12 №2795р.
К реконструкции железнодорожного пути в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 29.06.2007 № 1224р относятся работы, приводящие, как правило, к изменению категории пути. После реконструкции путь может переводиться также в более высокий класс, группу или категорию в зависимости от эксплуатационных условий.
Реконструкция железнодорожного пути направлена на повышение прочности, несущей способности, стабильности, долговечности и других показателей надежности как железнодорожного пути в целом, так и его составных частей и элементов, обеспечивающих продление продолжительности жизненного цикла, сокращение трудоемкости и стоимости технического обслуживания пути и получение экономического эффекта при его эксплуатации.
В отличие от капитального ремонта, когда выполняются работы только по верхнему строению пути (замена изношенной рельсошпальной решетки на деревянных или железобетонных шпалах без переустройства положения пути в плане и профиле, очистка или замена балласта, очистка водоотводов), при реконструкции железнодорожного пути, помимо работ по верхнему строению пути, выполняется комплекс работ по улучшению плана и профиля пути, по земляному полотну, малым и средним мостам и другим инженерным сооружениям.
Работы по реконструкции железнодорожного пути проводятся также в составе комплексной реконструкции инфраструктуры при необходимости увеличения пропускной и (или) провозной способности участков, комплексного обновления параметров устройства пути, электроснабжения, автоматики и телемеханики, связи, а также при вводе в обращение грузовых вагонов с осевой нагрузкой выше 25 т на ось и организации скоростного (от 141 км/ч до 200 км/ч включительно) и высокоскоростного (более 200 км/ч) движения пассажирских поездов.
Реконструкция железнодорожного пути, требующая изменений продольного профиля и плана (ликвидация переломов профиля, уменьшение уклонов пути до нормативных значений и др.), сопряженных с большими объемами земляных и других работ, должна выполняться в рамках комплексной реконструкции инфраструктуры железнодорожной линии.
Реконструкция железнодорожного пути, на котором намечается обращение пассажирских поездов со скоростями более 200 км/ч, должна выполняться в рамках комплексной реконструкции инфраструктуры железнодорожной линии по специально разработанным нормативам и требованиям.
Реконструкция железнодорожного пути должна проводиться в первую очередь на линиях 1 – 3 классов, подготавливаемых для скоростного движения пассажирских поездов, увеличения пропускной и провозной способности, повышения нагрузки на ось.
Реконструкция железнодорожного пути проводится по специально разработанным проектам с учетом технико-экономического обоснования принимаемых проектных решений по инвестиционной программе.
Реконструкция больших мостов, тоннелей, галерей и автодорожных путепроводов должна проводиться по отдельной проектной документации.
Составы работ при реконструкции и ремонтах железнодорожного пути будут Вам даны в дисциплине «Технология, механизация и автоматизация путевых работ».
Капитальный ремонт железнодорожного пути на новых материалах предназначен для полной замены выработавшей ресурс рельсо-шпальной решетки на путях 1 и 2 классов (стрелочных переводов на путях 1 — 3 классов) и восстановления несущей способности балластной призмы, и в отличие от реконструкции (модернизации) железнодорожного пути включает в себя только работы по верхнему строению пути, а также восстановлению водопропускной способности водоотводов.
Капитальный ремонт пути на новых материалах назначается с учетом его фактического состояния при нормативной наработке пути после проведения реконструкции или предыдущего капитального ремонта на новых материалах.
Капитальный ремонт пути на новых материалах проводится в соответствии с проектной документацией, учитывающей местные условия, состояние пути до ремонта, результаты обследований, требования к пути после ремонта и др.
Капитальный ремонт пути на старогодных материалах предназначен для замены рельсо-шпальной решетки на более мощную или менее изношенную на путях 3 – 5 классов (стрелочных переводов на путях 4 и 5 классов), смонтированную из старогодных рельсов, новых и старогодных шпал и скреплений.
Капитальный ремонт пути на старогодных материалах может выполняться как комплексно со снятием и укладкой рельсо-шпальной решетки укладочным машинизированным комплексом, так и раздельным способом с заменой рельсов, скреплений, шпал.
Капитальный ремонт стрелочных переводов предназначен для комплексного обновления стрелочных переводов на путях 1 – 3 классов с повышением несущей способности балластной призмы и основной площадки земляного полотна, максимально совмещаемым с участками выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту пути с укладкой новых стрелочных переводов.
На участках 4 – 5 классов укладываются старогодные стрелочные переводы.
Капитальный ремонт стрелочных переводов должен производиться комплексно с заменой блоками, очисткой щебня щебнеочистительной машиной или вырезкой балласта общестроительной техникой, последующей выправкой машиной ВПРС и стабилизацией ДСП в соответствии с разработанным технологическим процессом.
Средний ремонт пути предназначен для восстановления дренирующих и прочностных свойств балластной призмы и обеспечения равноупругости подрельсового основания.
Средний ремонт пути проводится в зависимости от ремонтных схем в промежутке между капитальными ремонтами (реконструкцией и капитальным ремонтом) или в промежутке между реконструкцией, капитальным ремонтом и сплошной сменой рельсов.
Планово – предупредительный ремонт предназначен для сплошной выправки пути и расположенных на них стрелочных переводов с подбивкой шпал с целью восстановления равноупругости подшпального основания и уменьшения степени неравномерности отступлений в положении рельсовых нитей по уровню и в плане, а также просадок пути.
Планово-предупредительный ремонт пути должен выполняться машинным способом по методу фиксированных точек или по специальным компьютерным программам, обеспечивающим постановку пути в проектное положение, в том числе по реперным отметкам. При этом должно быть обеспечено совпадение начал переходных и круговых кривых по возвышению и положению пути в плане, соблюдение норм уклонов отвода возвышения.
При необходимости, планово-предупредительному ремонту должны предшествовать работы по наплавке рельсов в стыках, имеющих смятие или выщербины, наплавке крестовин.
Назначение планово-предупредительного ремонта производится по результатам проверки пути путеизмерительными вагонами ЦНИИ-4, КВЛ-П и натурным осмотром на участках с количеством негодных шпал, скреплений и балластом
Сплошная смена рельсов и металлических частей стрелочных переводов производится с целью повышения межремонтного срока между реконструкцией железнодорожного пути, капитальными ремонтами на новых и старогодных материалах.
Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь должны отвечать требованиям Инструкции по применению старогодных материалов верхнего строения пути, утвержденной распоряжением от 10.02.2012 № 272р.
Сплошная смена рельсов на новые и старогодные назначается при таком же предельно-допустимом количестве одиночного выхода рельсов, как и при назначении реконструкции и капитальных ремонтов пути на новых или старогодных материалах. Вид сопутствующих работ, количество элементов скреплений и шпал, требующих замены определяются по результатам осмотра пути.
Сплошная смена рельсов назначается вместо капитального ремонта, если приведенные дополнительные критерии в таблицах 6.1, 6.2 дефектных негодных шпал, скреплений и выплесков окажутся меньше табличных на 1/3 и более или на основании технико-экономического обоснования.
Сплошная смена рельсов новыми сопровождается работами в объеме среднего ремонта пути и выполняется по согласованию с ОАО «РЖД» в период между капитальными ремонтами бесстыкового пути с железобетонными шпалами на участках с грузонапряженностью более 50 млн. ткм брутто/км в год. Она включает в себя сплошную смену рельсов и скреплений и комплекс работ в объеме усиленного среднего или среднего ремонтов пути;
Шлифование рельсов предназначено для недопущения или отдаления периода образования в головке рельсов дефектов контактно-усталостного характера, формирование и поддержание заданного профиля рельсов, соответствующего реальным условиям эксплуатации, устранение волнообразного износа и других поверхностных дефектов с целью уменьшения вибрационных воздействий подвижного состава на путь и обеспечения его стабильного состояния.
Шлифование рельсов производится трех видов:
профилактическое, предусматривающее регулярное снятие наиболее поврежденного слоя металла на стадии медленного роста неровностей и поверхностных трещин, позволяющее предотвратить их ускоренное развитие;
профильное шлифование, при котором головка рельса шлифуется по всему периметру с целью устранения значительных поверхностных дефектов и воссоздания заданного профиля;
шлифование, предназначенное для устранения волнообразного износа и коротких неровностей других видов на поверхности катания рельсов.
Первоначальное шлифование рельсов осуществляется после проведения реконструкции железнодорожного пути, капитального ремонта пути, а также после проведения сплошной смены рельсов, в наиболее короткий срок после проведения вышеуказанных работ.
Приоритетность назначения шлифования, технология и дальнейшая периодичность шлифования рельсов определяется техническими условиями по шлифованию рельсов.
Шлифование рельсов производится рельсошлифовальными поездами.
Капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений, а также искусственных сооружений включает в себя комплекс работ, направленных на восстановление основных технических и эксплуатационных показателей их прочности, устойчивости и надежности, удовлетворяющих установленным нагрузкам на ось и скоростям движения поездов, и имеет цель – устранение повреждений и неисправностей сооружений, восстановление его несущей способности, замену наиболее изношенных элементов сооружений, восстановление отсутствующих элементов, предусмотренных нормативными документами и выполняются в соответствии с требованиями «Указаний о классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г
Текущее содержание пути включает систематический надзор за состоянием пути, сооружений, путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми скоростями. Организация текущего содержания пути осуществляется с использованием участковой системы.
Работы по текущему содержанию пути выполняются специализированными укрупненными путевыми и мостовыми бригадами на линейных участках (околотках) по результатам периодических проверок и контроля за состоянием пути и сооружений и по заранее составленным планам и графикам, а также специализированными бригадами по неотложным работам.
Работы при текущем содержании пути делятся на неотложные, связанные соответственно с немедленным устранением опасных для движения неисправностей пути в местах их обнаружения, и плановые, выполняемые с применением машин и механизмов с целью устранения и предупреждения роста неисправностей пути.
Основными подразделениями, осуществляющими текущее содержание пути, являются дистанции пути.
Работы по текущему содержанию земляного полотна и искусственных сооружений. При эксплуатации и планировании ремонтных работ земляного полотна с его водоотводными, водопропускными и защитно-укрепительными обустройствами и искусственных сооружений следует руководствоваться Указаниями о классификации работ по восстановлению инженерных сооружений ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. № 2795р.
Виды, сроки и объемы работ по текущему содержанию земляного полотна и его сооружений устанавливаются с учетом сезонности и местных условий на основании материалов технического паспорта дистанций пути, результатов натурных осмотров, обследований дистанциями пути и путеобследовательскими станциями.
Текущее содержание земляного полотна и его сооружений включает в себя систематический надзор за их состоянием, изучение причин появления неисправностей, а также выполнение необходимых работ по поддержанию их в постоянной исправности. Оно осуществляется непрерывно в течение всего года и на всем протяжении пути.
Текущее содержание земляного полотна и его сооружений осуществляется подразделениями по текущему содержанию железнодорожного пути, а на участках со специфическими условиями (горно-обвальные, оползневые, размывные, карстовые и др.) — также специализированными подразделениями в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 2791р от 29 декабря 2012 г. и введенной в действие с 1 марта 2013 г. (взамен ЦП-774) и Инструкцией по содержанию земляного полотна железнодорожного пути № ЦП-544, утвержденной МПС России 30 марта 1998 г.
Текущее содержание искусственных сооружений включает в себя периодические осмотры сооружений и выполнение небольших по объему работ, направленных на поддержание их в постоянной исправности и продление срока службы элементов сооружений (очистка от загрязнителей мостового полотна, узлов конструкций, покраска и подкраска пролетных строений, опор, порталов, проверка натяжения болтов и др.).Полный перечень работ по текущему содержанию искусственных сооружений и правила их выполнения устанавливаются Инструкцией по содержанию искусственных сооружений № ЦП-628, утвержденной МПС России 28 декабря 1998 г.Текущее содержание искусственных сооружений осуществляется подразделениями по текущему содержанию железнодорожного пути, а также специализированными подразделениями
Источник