Укладка ремонт асфальтового покрытия

Каким бывает ремонт асфальта

Асфальтобетон используется для обустройства дорожного покрытия во многих странах мира, так как обладает высокими эксплуатационными характеристиками, которые отлично подходят для этих целей. Однако, как и большинство из существующих материалов, АБ разрушается под воздействием времени и внешних факторов, вследствие чего требуется ремонт асфальта.

«В зависимости от того, какого рода повреждения получило полотно, можно прибегнуть к локальному или же капитальному ремонту покрытия. Иногда достаточно просто заделать трещину, однако на срок службы дорожного полотна оказывают влияние масса факторов, из-за которых в некоторых случаях лучшим решением будет демонтировать существующий асфальт, чтобы произвести асфальтирование заново»

Ремонт асфальта позволяет быстро вернуть покрытию безопасное состояние, а также существенно продлить срок службы дорог и пешеходных зон. Также существуют профилактические методы, которые способны предотвратить серьезные повреждения.

Почему разрушается асфальт

На скорость износа асфальтового покрытия влияют как естественные факторы, так и человеческие. К естественным факторам можно отнести низкие и высокие температуры, а также температурные перепады. Кроме того, важным параметром является нагрузка на дорожное полотно – чем она выше и интенсивнее, тем быстрее покрытие будет изнашиваться, вследствие чего может потребоваться ремонт асфальта.

В целом, к причинам разрушения дорожного полотна можно отнести следующие:

  • Нагрузка на дорожное полотно и ее интенсивность;
  • Недостаточная толщина покрытия;
  • Низкие и высокие температуры, а также перепады;
  • Прочие климатические условия;
  • Некачественные материалы, из которых создано покрытие и его основание;
  • Несоблюдение технологии укладки асфальта;
  • некоторые другие факторы.
Читайте также:  Samsung z flip ремонт экрана

При этом, если производить ремонт асфальта, как только начинают появляться какие-либо дефекты, капитальный ремонт можно значительно отсрочить.

Локальный ремонт асфальта

Ямочный ремонт асфальта самый распространенный способ, который используется для восстановления целостности покрытия. Несмотря на название, данный вид ремонта подходит для ликвидации не только ям, но и трещин, выбоин и прочего.

Можно выделить несколько типов локального ямочного ремонта:

  • Струйно-инъекционный способ;
  • Санация трещин;
  • Ремонт асфальта холодными смесями;
  • Ремонт горячим асфальтом;
  • Ремонт литым асфальтом.

Струйно-инъекционная схема

Подходит для ремонта небольших дефектов. Это могут быть ямы, трещины или выбоины. Перед началом восстановления поврежденный участок необходимо очистить от грязи, пыли и мусора, что можно сделать воздушным напором. Также рекомендуется просушить область ремонта перед ликвидацией повреждений.

После этого поврежденная область обрабатывается водно-битумной эмульсией, засыпается мелким щебнем, после чего снова обрабатывается водно-битумной эмульсией. После укладки щебень необходимо качественно уплотнить, чтобы обеспечить достаточные эксплуатационные характеристики заплатки.

Ремонт асфальта струйно-инъекционным способом подразумевает использование щебня из твердых горных пород, размер фракций – 0,5-1 см. Такой тип ремонта может производиться в разные сезоны, так как требуемая температура воздуха составляет от -15 до +40°C.

Для такого ремонта используется специальная машина-ремонтер. Она способна как качественно очистить область ремонта даже от твердой грязи (воздухом под давлением), так и нанести эмульсию и засыпать щебень. Уплотнение производится ручным оборудованием.

Где используется струйно-инъекционный ремонт асфальта:

  • парковки;
  • тротуары;
  • другие пешеходные зоны;
  • зоны с небольшой транспортной нагрузкой.

Для дорог общего пользования способ не подходит, так как подобная заплатка не выдержит давления тяжелого транспорта.

Санация трещин

Некоторые специалисты не относят санацию трещин к категории ямочного ремонта, так как данные манипуляции производятся еще до появления крупных повреждений. Однако нет существенной разницы, как классифицировать такой ремонт асфальта, главное его результативность.

Санацией трещин называют способ, при котором швы и трещины обрабатываются и герметизируются полимерными или битумными составами. Это позволяет предотвратить дальнейшее разрушение полотна, ликвидируя разрушения на начальном этапе их формирования. При своевременной обработке подобный способ позволяет продлить срок службы участка дороги до 5-7 лет.

Перед началом процедуры необходимо очистить трещину от пыли, грязи, мусора и влаги, как требует любой ремонт асфальта. Делается это напором воздуха, а также тепловым копьем.

Существует 2 основных способа санации трещин:

Метод заливки подходит для небольших трещин шириной до 50 мм. Подразумевает удаление поврежденного слоя покрытия на всю глубину вдоль образовавшейся трещины, чтобы придать объекту ремонта правильную геометрическую форму. Для этого используется специальное оборудование – раздельщик швов и трещин.

После этого образовавшийся резервуар заполняется герметизирующим материалом, от качества которого будет зависеть и качество заплатки. Процесс заливки герметика осуществляется с помощью плавильно-заливочных машин.

Метод заполнения используется для более крупных трещин шириной более 50 мм. Также подходит для разветвленных сложных трещин, и не требует разделки поврежденного участка (не нужно расширять и придавать правильную геометрическую форму).

В остальном процесс схож с заливкой – после очистки и просушки полость необходимо заполнить герметизирующим материалом, в роли которого выступают битумные мастики.

Данный метод подходит как для дорог общего пользования, так и для пешеходных зон.

Ямочный ремонт асфальтобетоном

К этому типу ремонта мы отнесем ремонт асфальта привычным асфальтобетоном. Подобный ремонт асфальта подходит как для автомобильных дорог, так и для пешеходных зон. Для дорог II и I категории используется горячий или литой асфальт, а для обычных дорог подойдет и холодный асфальтобетон.

Процедура может производиться следующими типами асфальтовых смесей:

Каждый из типов асфальтобетона имеет свои особенности, как по составу, так и по технологии ремонта, и по температуре воздуха в момент проведения работ.

Ремонт асфальта холодными смесями достаточно простой способ ликвидации ям и выбоин, который может производиться даже в холодную погоду. Еще одним преимуществом данного вида асфальтобетона является то, что он не требует разогрева перед укладкой. Однако холодная смесь имеет более низкие характеристики, чем горячий или литой асфальт.

Ремонт асфальта горячими смесями может производиться при температуре воздуха от +5°C, а смесь должна быть разогрета до 110-130°C или хотя бы до 100°C. Горячий АБ обладает более высокими физико-механическими характеристиками, чем холодный.

Технология ремонта холодным и горячим асфальтом:

  • Очистка области ремонта от мусора, грязи, пыли и влаги и прочего;
  • Выравнивание краев поврежденного участка;
  • Обработка области жидким битумом из расчета 0,5 л/ 1м 2 ;
  • Укладка мелкого щебня с последующим уплотнением (если глубина повреждения более 20 см);
  • Укладка асфальта (на 2 см выше нужного уровня);
  • Уплотнение асфальтового слоя.

Уровень следует взять выше, так как после уплотнения он понизится. Уплотнение производится ручным оборудованием или дорожными катками.

«Разница в технологиях ремонта двумя этими смесями заключается в том, что второй вариант более механизированный, его применение требует использования спецтехники. Первый же вариант может производиться только с участием ручного оборудования»

Ремонт асфальта литыми смесями существенно отличается от двух предыдущих вариантов. Во-первых, литой асфальт имеет более высокие эксплуатационные характеристики, чем предыдущие варианты, однако и его стоимость будет выше. Во-вторых, литой асфальт имеет жидкую консистенцию, и не требует уплотнения, так как самостоятельно набирает плотность и твердость в процессе остывания.

Технология ремонта литым асфальтом отличается от технологии с применением горячих и холодных смесей только тем, что литой асфальт не требует уплотнения. В остальном все то же самое: подготовить область ремонта, после чего залить ее литой смесью.

Капитальный ремонт асфальта

Капитальный ремонт асфальта может быть двух видов:

  • 1. Полное 100% восстановление дорожного полотна, включающее замену основания, а иногда и восстановление земляного полотна.
  • 2. Снятие верхнего слоя асфальтового покрытия, чтобы уложить новый асфальт.

Первый вариант более радикальный, и используется при неудовлетворительном состоянии всего дорожного полотна. Однако в большинстве случаев, если говорить о современных автомобильных дорогах, такого масштабного вмешательства не требуется.

Второй вариант выполняется методом фрезерования, с использованием специальных дорожных фрез. Изначально использовался метод горячей фрезеровки, который подразумевал предварительный разогрев покрытия перед его снятием. Такое покрытие было довольно просто срезать, однако у метода было несколько недостатков, в числе которых более сложный процесс и невозможность повторного использования срезанного асфальта.

На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования. Ремонт асфальта данным способом более технологичный, а также позволяет прямо на месте производить из снятого покрытия асфальтовую крошку, которая может повторно использоваться.

Делается это за счет превращения срезанного слоя в асфальтогранулят, причем с возможностью задать размер фракций. Также с помощью современных дорожных фрез можно регулировать глубину фрезерования.

Технология холодного фрезерования:

  • 1. Дорожная фреза срезает асфальтовое покрытие на заданную глубину, перерабатывая его в гранулят для последующего использования;
  • 2. Поверхность по необходимости очищается от пыли, грязи и влаги;
  • 3. Происходит обработка битумными эмульсиями;
  • 4. Производится укладка свежего асфальта с помощью асфальтоукладчиков;
  • 5. Далее следует уплотнение дорожными катками, если используется горячий асфальтобетон.

Такой способ ремонта асфальта позволяет не только обновить покрытие, но и укрепить его. Перед укладкой нового асфальтобетона можно уложить геосетку, которая выступит в качестве армирующего материала, повышая прочность дорожного полотна.

Выводы

Ремонт асфальта может потребоваться как по естественным причинам типа износа или сурового климата региона, так и из-за нарушений технологии асфальтирования или же использования некачественных материалов. Однако в любом случае асфальтовое покрытие можно восстановить.

В некоторых случаях, когда повреждения находятся на начальном этапе формирования, можно существенно продлить срок службы полотна с помощью санации трещин, а небольшие повреждения пешеходных зон ликвидируются струйно-инъекционным способом.

Более крупные локальные повреждения полотна можно исправить с помощью ямочного ремонта асфальта, который может производиться различными видами асфальтобетона.

Также существует ремонт асфальта методом фрезерования, используемый при более масштабном ремонте полотна. Способ подразумевает срезание верхнего слоя покрытия с помощью дорожной фрезы, а также последующую укладку свежего асфальтобетона.

В крайнем случае, можно полностью отремонтировать дорожное полотно, начиная от самого основания, однако такой способ требуется не часто.

Источник

Применение асфальта, технология его укладки и ремонта

Рейтинг материала

Итоговая оценка

На данный момент асфальт считается самым популярным материалом, используемым для дорожного покрытия. Он достаточно надежен. При этом для больших нагрузок предназначаются маркировки асфальта с наилучшими показателями, например, такие, как М1200. Материал несколько меньшей плотности (М1000) уже не способен выдерживать вес многочисленных машин, поэтому его обычно применяют лишь для прокладки дорожек и тротуаров.

Технология укладки асфальта

Изначально следует разметить ту территорию, на которой предполагается прокладка асфальта. Все работы будут зависеть от того, для каких целей предполагается использовать покрытие. Так, для «легкой» трассы, по которой не предполагается движения большого потока транспорта, понадобится всего один слой щебня, но вот при постройке магистрали уже необходимо будет использовать как минимум три его слоя.

Если необходимо, чтобы покрытие шло вровень с окружающей территорией, то сначала потребуется вырыть нужной глубины котлован, а после укладки в него щебня приступать непосредственно к наливке асфальтовой массы. Все дорожные работы по укладке асфальта проводятся согласно требованиями СНИП и ГОСТа.

Существует два основных способа устройства дорог из асфальта:

  1. Холодный. Обычно применим для ремонта, так как он очень быстро схватывается и уже вскоре можно будет использовать покрытие в полной мере;
  2. Горячий. Применим при прокладывании новой дороги. В данном случае битумная смесь должна быть укатана до того момента, как она начнет остывать.

Расход битума при ремонтировании покрытия должен быть не меньше 0,5 л. А вот расход асфальта при прокладке новой трассы высчитывается отдельно. Здесь необходимо учитывать не только размеры дороги, но и ее структуру, а так же другие дополнительные факторы.

При работе обязательно нужно использовать специальный термометр, позволяющий определить температуру стройматериала. Постоянный контроль этого показателя важен, так как после остывания битум уже будет непригоден для прокладки дороги.

На видео — технология укладки холодного асфальта:

Нанесение пропитки

На данный момент имеется три вида пропиток, входящих в состав дорожного покрытия:

  • На основе полимера из акрила. Одно из дорогостоящих покрытий, которое используют лишь на ограниченных территориях. Например, таких, как теннисные корты. Они обеспечивают высочайшие качества защиты, а так же выпускаются в нескольких цветовых гаммах.
  • Каменноугольная смола. Модифицированное покрытие, которое способно не поддаваться воздействию нефтепродуктов. Благодаря особым составляющим обеспечивается не только долговременная служба, но и качественный цвет.
  • Асфальтовая эмульсия. Достаточно распространен и доступен, однако не обеспечивает должной защиты, из-за чего полотно может вскоре потребовать ремонта.

При образовании трещин на проложенном асфальте уже не используют в качестве заливки битумную смесь. Для данной цели применяется герметик, который после посыпается мелкой крошкой цемента. Предотвратить их появление и обеспечить наилучшую прочность позволяет использование специальных сеток под асфальт. При помощи них производится надежная сцепка покрытия, улучшаются эксплуатационные качества асфальта и продлевается срок его службы.

Уплотнение — это очень важный этап при прокладке покрытия. Для этой цели возможно использовать специальные машины для укладки: каток, виброплиту или асфальтоукладчик. Каждый из этих видов техники достаточно мобилен, но обладает некоторыми преимуществами перед другими типами укатки. Так, виброплита обладает наилучшей маневренностью, а асфальтоукладчиком можно осуществлять как минимум два типа работ.

На фото — процесс уплотнения покрытия при укладке асфальта

Укладка асфальта своими руками

В частном строительстве, используя асфальт, делают отмостки, устраивают дорожки и тротуары.Помимо этого асфальт возможно применять для формирования кровельного покрытия и проведения внутридворовых работ.

При прокладывании дорожек самостоятельно, работа производится поэтапно:

  • Изначально снимается до 30 см почвогрунта и убирается весь мусор;
  • Далее устанавливаются бордюры, которые послужат не только дополнительным украшением, но и предотвратят расползание битума;
  • На данном этапе создается подушка. Щебневой слой должен достигать 15 см, после укатки которой можно насыпать более мелкую фракцию щебня и вновь укатать. Последним слоем будет песок. Его достаточно будет 5 см. После создания подобной подушки потребуется залить ее водой и прикатать ручным катком;
  • Горячий асфальт необходимо равномерно раскидать по всему периметру дорожки. Далее для разравнивания бугров необходимо применять швабру-движок, постепенно заполняя все ямки новыми порциями асфальта. Поскольку материал достаточно быстро застывает, необходимо несколько работников, которые будут осуществлять всю работу;
  • Когда участок дороги будет заполнен асфальтом и разровнен, необходимо ручным катком уплотнить его. Предварительно потребуется смазать укатчик соляркой, дабы предотвратить прилипание и обеспечить равномерное покрытие. Важно покрыть соляркой все инструменты, которыми производится работа.

При укладке важно производить только прямые движения, реверсивные категорически запрещены. Расход битума в данном случае рассчитывается индивидуально и может составить как 5, так и 10 кг. По окончанию работы вместо пропитки можно использовать специальную краску для асфальта. Она придаст необходимый оттенок. Кроме того можно использовать белую краску для разметки асфальта.

Как правильно положить (уложить) асфальт своими руками расскажет видео:

Ремонт дорожного полотна

По прошествии некоторого времени битум будет нуждаться в ремонте. Если его осуществлять вовремя, замещая наиболее износившиеся участки, то он прослужит гораздо более долгий срок. Самым важным на этапе ремонтирование является фрезерование. Оно подразумевает под собой снятие старого покрытия при помощи фрезы.

После этого проводится текстурирование поверхности. Горячая методика фрезеровки предполагает сначала разогрев асфальтового покрытия, при холодном же методе это не считается обязательным. Последний практически неотличим по качеству от горячего, но способен в несколько раз облегчить работу.

Швонарезчик предназначен так же для снятия покрытия, а так же для нарезки швов. Для перевозки асфальтовой массы используют кохер, который специально изготавливается для этих целей. Он может быть при этом как передвижным, так и стационарным.

Чтобы максимально снизить применение ручного труда, во многих случаях применяют целые автоматизированные системы. Например, для ремонта дорог широко используются машины для снятия асфальта, которые проводят фрезерование и нарезку непригодного покрытия при помощи алмазного диска.

Снятие асфальта швонарезчиком

Ямочный ремонт

Не всегда производится ремонт всего полотна. Чаще всего применяют ямочную методику, технология которой предполагает заполнение всех выбоин и трещин битумной массой. Он может применяться в том случае, когда повреждения не превышают 15% от общего числа дефектов.

Прежде чем приступать к ремонту, потребуется произвести подготовительные работы:

  1. Разметка. В данном случае необходимо отмечать не только поврежденный участок, но и некоторое количество целого полотна. Если несколько выбоин располагаются в одном радиусе, то их необходимо окрашивать общим контуром.
  2. Далее производится демонтаж поврежденного слоя асфальта при помощи, например, отбойного молотка. Лучше всего использовать метод холодного фрезерования, поскольку он позволяет создать ровные стенки.
  3. На этом этапе производится удаление мусора и крошек покрытия, после чего можно приступать к обработке выбоин при помощи специального битумного состава.

На видео — как кладут асфальт, используя машину для ямочного ремонта УЯР-01:

Оценка материала

Рассмотрев в статье применение асфальтового покрытия и самые важные аспекты его ремонта, можно охарактеризовать его так:

  • Применяемые при современном прокладывании покрытий битумы считаются самыми экологичными, по сравнению с подобным материалом прошлых лет;
  • Доступен многим слоям населения, но все же достаточно дорог;
  • Применим для построения практически всех покрытий. Дополнительно может использоваться и при постройке сооружений;
  • Вводимое в эксплуатацию покрытие обладает достаточно хорошим внешним видом. Со временем битум способен бледнеть, но поддерживать цвет можно при помощи специальных красок;
  • Невозможно изготавливать самостоятельно;
  • Требует достаточно быстрой сноровки и использования дополнительных рабочих, поскольку может достаточно быстро остынуть и прийти в негодность.

Источник

Оцените статью