Улучшение качества ремонта вагонов

В рамках Года повышения качества ремонта грузовых вагонов

Итоги успешного сотрудничества

Одной из важнейших задач АО «Қазтемітранс» как основного собственника вагонного парка РК является обеспечение запасными частями и деталями для проведения своевременного и качественного ремонта грузовых вагонов.

На протяжении ряда лет проблема дефицита запасных частей неоднократно обсуждалась на совещаниях, встречах с отечественными производителями, на заседаниях комиссий. Наиболее остро это проблема возникла при организации планового ремонта иновационных вагонов производства Китайской Народной Республики и полувагонов, изготовленных ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» на тележках модели 18-9996 производства КНР, так как процесс импортирования и использования оригинальных запасных частей для ремонта таких полувагонов стал затруднительным в связи со вступлением в действие со 2 августа 2014 года Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Выходом из сложившегося положения стало решение о развитии сотрудничества компании с отечественными товаропроизводителями. АО «Қазтемітранс» совместно с Техническим центром и АО «КТЖ – Грузовые перевозки» была проведена большая работа с ОТП по освоению ими производства запасных частей и деталей полувагонов.

В адрес ОТП были направлены перечни потребных запасных частей и материалов для ремонта вагонов, разъяснения технических требований к ним и к конструкторской документации на комлектующие полувагонов и тележки.

Одними из первых отечественных товаропроизводителей, освоивших изготовление запасных частей для тележки модели 18-9996, стали ТОО «СКЭП» (г. Сарань, Карагандинская область) и ТОО «ВостокПолимерСнаб» (г. Усть-Каменогорск). Этими предприятиями выполнена постановка на производство 20 наименований полимерных и резинометаллических изделий для тележки модели 18-9996 в соответствии с межгосударственным стандартом «Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство» с разработкой собственной конструкторской и технологической документации, проведением стендовых испытаний в заводских условиях с привлечением сторонних аккредитованных организаций.

Читайте также:  Кузовной ремонт для шевроле круз

В течение 2016 года ТОО «СКЭП» и ТОО «ВостокПолимерСнаб» проводили эксплуатационные испытания продукции в соответствии с требованиями стандарта «Организация проведения эксплуатационных испытаний железнодорожной продукции», установленными железнодорожной администрацией Республики Казахстан, в лице АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».

Кроме того, ТОО «ВостокПолимерСнаб» с целью подтверждения соответствия своей продукции требованиям нормативных документов выполнена работа по добровольной сертификации своей продукции с привлечением органа по подтверждению соответствия ТОО «Жанабет».

В октябре 2016 года решением Технического совета АО «НК «КТЖ» продукция ТОО «СКЭП» и ТОО «ВостокПолимерСнаб» была признана пригодной для эксплуатации на тележках модели 18-9996.

На настоящее время ТОО «СКЭП» освоено 14 наименований запасных частей, в том числе резинометаллическая прокладки адаптера, резинометаллическая втулка конусной колонны, предохранительный трос триангеля, стопорная пластина для кассетного подшипника типа FAG и др.

ТОО «ВостокПолимерСнаб» освоено 6 наименований запасных частей и деталей, такие как прокладка подпятника износостойкая, резинометаллическая втулка конусной колонны, резинометаллическая прокладка адаптера, резинометаллический корпус, износостойкая планка нижнего скользуна, полимерная втулка цапфы триангеля, которые успешно прошли квалификационные и подконтрольные испытания на базе подвижного состава АО «Казтемiртранс». Производимые запасные части были включены в ведомость покупных изделий разработчика и держателя технической и конструкторской документации НПП «Укртрансакад» Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна для проведения ремонта грузовых вагонов модели 18-9996.

ТОО «Проммашкомплект» является отечественным производителем стрелочных переводов и железнодорожных колес. Продукция стрелочного и колесного производств зарегистрирована в государственном реестре каталогизации продукции и в реестре отечественных товаропроизводителей группы АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».

В 2012 году АО «Қазтеміртранс» был заключен долгосрочный договор с ТОО «Проммашкомплект» на поставку цельнокатаных колес сроком до 2020 года.

Освоение и постановка на производство такой нужной для отрасли продукции как запасные части вагонов за столь короткое время – это итог успешной совместной деятельности отечественных товаропроизводителей и компании, в лице Технического центра АО «НК «КТЖ» и Департамента технической политики АО «Қазтемітранс», в результате которой каждая из сторон получила выгоду.

Высокий уровень компетенции специалистов компании позволил квалифицированно оценить поступившие предложения разработчиков и производителей, оказать им содействие в части разъяснения процедур и норм по разработке необходимой документации, соблюдения порядка постановки на производство запасных частей грузовых вагонов и их испытаний, своевременного согласования технической и конструкторской документации, программы и методики испытаний. Специалистами также рассматривались результаты испытаний (лабораторных, стендовых) на предмет их полноты в составе рабочих групп, создаваемых Научно-исследовательским центром АО «НК «КТЖ», они принимали участие в проведении эксплуатационных испытаний запасных частей, а в составе квалификационных и приемочных комиссий — в приемке продукции, изготавливаемой отечественными товаропроизводителями.

Все эти мероприятия направлены, в первую очередь, на определение качественного изготовления и определения пригодности продукции отечественных товаропроизводителей на железнодорожном транспорте, на соответствие ее требованиям безопасности, а также на исключение зависимости от иностранного производителя и исключение поставок контрафактной продукции.

Как отмечалось на конференции по повышению показателей надежности грузовых вагонов, проведенной в декабре прошлого года, поставка качественных узлов и деталей — один из факторов проведения качественного ремонта грузовых вагонов, который снижает простой вагонов в нерабочем парке, сокращает дефицит вагонов на рынке и увеличивает доходы компании.

Пресс – служба АО «Қазтеміртранс»

Источник

«российские железные дороги» системные меры направленные на обеспечение

1.10. Принимаемые меры по улучшению организации работы пунктов технического обслуживания вагонов на железных дорогах

В целях обеспечения надежной работы вагонного парка в условиях эксплуатации, обеспечения безопасного гарантийного проследования вагонов до железнодорожных станций считать, основным подразделением вагонного хозяйства по обеспечению исправного технического состояния грузовых и пассажирских вагонов в поездах — пункты технического обслуживания вагонов (далее ПТО), размещенные на станциях: сортировочных, участковых и пограничных передаточных, массовой погрузки вагонов.

На ПТО производится выявление и устранение технических неисправностей грузовых и пассажирских вагонов в формируемых и транзитных поездах с целью обеспечения безопасного графикового следования поездов по гарантийным участкам, сохранности перевозимых грузов, а также приёма-передачи вагонов (поездов) между государствами — участниками СНГ и Балтии.

Обеспечивается опробование автотормозов на всех участковых станциях, где производится смена локомотивов и локомотивных бригад, а также на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками.

Устанавливается следующая периодичность рассмотрения анализа причин задержки поездов в пути следования, отцепок вагонов, остановок поездов приборами безопасности ДИСК, КТСМ :

а) в ремонтных и эксплуатационных вагонных депо — ежедекадно;

б) в отделениях железных дорог — ежемесячно;

в) в дирекциях по ремонту грузовых вагонов и службах вагонного хозяйства — ежемесячно.

На основе анализа принимаются меры по недопущению повторяемости нарушений безопасности движения.

Выполняются в полном объёме нормативы личного участия руководителей служб вагонного хозяйства, начальников отделений железных дорог и их заместителей, начальников отделов вагонного хозяйства, руководителей вагонных депо, ревизорского аппарата железных дорог и отделений железных дорог в проведении на одном из ПТО :

— технической учебы начальником, главным инженером, замес, начальника эксплуатационного вагонного депо — ежемесячно в каждой с

— проверок качества обслуживания поездов с оформление проверки или записи в специальных книгах проверок, с проведением детальных разборов результатов проверок и принятием мер по устранению выявленных нарушений, и недопущению повторяемости, при необходимости изданием приказов по вагонному депо:

— начальником, главным инженером эксплуатационного вагонного депо — один раз в неделю;

— заместителем начальника депо по эксплуатации — 2 раза в неделю;

— начальником отдела вагонного хозяйства — 2 раза в месяц;

— начальником отделения железной дороги, его заместителем, курирующего вагонное хозяйство — один раз в месяц;

— начальником службы вагонного хозяйства, его заместителем — ежемесячно;

— дорожным ревизором и ревизором отделения по вагонному хозяйству — ежемесячно.

1.11 Проведение мероприятий по повышению качества ремонта подвижного состава на заводах дирекций по ремонту подвижного состава и пассажирского подвижного состава

На основе ежегодного анализа качества ремонта локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов разрабатываются программы по повышению качества выпускаемой продукции на заводах, находящихся в непосредственном ведении дирекций и утверждаются начальниками дирекций.

Ежеквартально руководители дирекций с участием руководителе специалистов заводов рассматривают выполнение программ по повыше качества продукции, выпускаемой заводами с предварительной проверкой ремонта подвижного состава.

При этом анализируется проводимая рекламационно-претензионная работа со структурными подразделениями железных дорог и при необходимости принимаются необходимые меры в этом вопросе.

На заводах по утвержденному графику руководителями дирекций проводятся контрольные приемки подвижного состава после его капитального ремонта на заводах.

1.12. Организация контроля за соблюдением технологической дисциплины и качества ремонта подвижного состава в рефрижераторных вагонных депо

Начальник рефрижераторного депо ежемесячно издает распоряжение о назначении комиссии из числа руководителей и специалистов вагонного депо для проведения проверки цехов вагонного депо. При личных проверках уделяет особое внимание состоянию технических средств. Осуществляет приёмку готовой продукции в размере 50% от сменного задания. Постоянно при проверках проводит собеседования с рабочими на местах, выявляет уровень знаний нормативной документации и технологического процесса, при недостаточном уровне знаний направляет на внеочередную проверку знаний в комиссию депо. На месте принимает меры по устранению выявленных недостатков.

Контролирует книгу приёмки вагонов с первого и второго предъявления. По результатам рассматривает и утверждает размер премирования исполнителей.

В коллективе вагонного депо проводит еженедельные совещания по результатам проверок цехов командным составом с приглашением бригадиров и мастеров участков.

Ежемесячно, после личных проверок, рассматривает положение с внедрением технических средств, повышающих качество ремонта. Принимает меры по выполнению мероприятий направленных на улучшение качества ремонта подвижного состава.

Лично производит приемку не менее 50%, выпускаемых предприятием вагонов, с возвращением вагонов, не удовлетворяющих требованиям инструкции по ремонту узлов и деталей вагона. Проводит разборы и принимает меры к работникам, допустившим нарушения технологического процесса ремонта вагонов.

Постоянно расследует случаи отцепок вагонов на линии не прошедших гарантийный срок эксплуатации после планового вида ремонта. Проводит разбор с причастными работниками, устанавливает причины отцепки вагонов, намечает меры по ликвидации повторения подобных нарушений.

Директор Рефсервиса ежемесячно рассматривает положение с качеством ремонта вагонов, внедрением технических средств, повышающих безопасность движения. Принимает меры по выполнению в структурных подразделениях Рефсервиса установленных заданий и планов по данным вопросам .

2. Рассмотрение состояния безопасности движения и выполнения нормативных актов по обеспечению безопасности движения

2.1. Общие требования

Ежемесячно руководители железной дороги, служб, дорожных дирекций, отделений железной дороги, структурных подразделений и других филиалов ОАО «РЖД», участвующих в перевозочном процессе рассматривают состояние безопасности движения и организацию выполнения в подведомственных структурных подразделениях федеральных законов, нормативных правовых актов и иных нормативных актов Российской Федерации, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения поездов, заслушиваются отчеты соответствующе руководителей о выполнении планов работы по профилактике аварийности с последующей оценкой результатов их работы и принятием необходимых мер по устранению недостатков.

По результатам рассмотрения оформляется протокол и при необходимости приказ.

2.2. Начальник железной дороги

Ежесуточно рассматривает график движения поездов, указывает на недостатки работы диспетчерского аппарата. Дежурный ревизор по безопасности движения поездов совместно со старшим дорожным диспетчером, используя имеющуюся информационную систему и сообщения c других железных дорог о нарушении графика движения пассажирских поездов дорожного формирования, содержании парка локомотивов и нахождении на дороге локомотив других железных дорог готовят справку, и лично докладывают начальнику железной дороги о всех случаях нарушений безопасности движения, отказов технических средств произошедших за истекшие сутки, принятых руководителями структурных подразделений, отделов и служб мерах по выяснению и устранению причин (перечень должностных лиц, время их выезда на расследование, с последующим докладом с места дежурному РБ о причинах и принятых мерах).

После анализа работы железной дороги заместители начальника железной дороги и начальники служб, причастные к нарушениями эксплуатационной работы отчитываются начальнику железной дороги.

Ежемесячно (в первой декаде месяца следующего за отчетным) заслушивает доклад заместителя (первого заместителя) начальника железной дороги — главного ревизора по безопасности движения поездов о состоянии безопасности движения в целом по железной дороге и в каждом хозяйстве в отдельности.

Анализ состояния безопасности по каждому хозяйству, с выводами о причинах ухудшения и недоработках руководителей служб, отделений и структурных подразделений и предложениями по их устранению готовится отраслевыми ревизорами по безопасности движения железной дороги.

По результатам доклада заслушивает руководителей структурных подразделений, отделов, служб, отделений железной дороги, заместителей начальника железной дороги по хозяйствам допустившим ухудшение состояния безопасности движения или серьезные просчеты в проведении профилактической работы по предупреждению аварийности, а так же о выполнении мероприятий намеченных на предыдущих разборах.

Рассматривает организацию безопасности движения пассажирских поездов, в том числе задержки у входных сигналов, пропуск по боковым путям и прием на неспециализированные пути станций.

По результатам разбора оформляет протокол и издает приказ с выводами и намеченными мерами (при необходимости).

2.3. Начальник отделения железной дороги

Ежедневно, дежурный ревизор по безопасности движения совместно с дежурным по отделению железной дороги, используя информацию дежурного ревизора по безопасности движения Управления дороги, готовят справку и лично докладывают начальнику отделения железной дороги о всех случаях нарушений безопасности движения, отказах в работе технических средств, произошедших за истекшие сутки, нарушениях установленного порядка приема, отправления и проследования по участкам пассажирских поездов, принятых руководителями структурных подразделений и отделов мер по выяснению и установлению их причин (перечень должностных лиц, время их выезда, с последующим докладом с места дежурному ревизору и дежурному по отделению о причинах и принятых мерах).

Дополнительно, заместитель Главного ревизора по безопасности движения на отделении выясняет обстоятельства допущенных нарушений безопасности движения и лично докладывает начальнику отделения железной дороги причины и принятые меры.

Ежемесячно (в первой декаде следующего за отчетным) на совещании с руководителями структурных подразделений заслушивает доклад заместителя начальника отделения железной дороги — главного ревизора по безопасности движения поездов о состоянии безопасности движения на отделении железной дороги и в каждом хозяйстве в отдельности.

Справку о состоянии безопасности движения по каждому хозяйству с изложением причин ухудшения, предложениями по стабилизации положения, готовят отраслевые ревизоры по безопасности движения поездов отделения железной дороги.

По результатам доклада заслушивает руководителей структурных подразделений, отделов отделения железной дороги, допустивших ухудшение состояния безопасности движения или упущения в организации профилактической работы, определяет основные причины допущенных поражений, выявляет наиболее «узкие» места, принимает конкретные меры по стабилизации положения и исключению повторяемости отказов в работе технических средств и нарушений безопасности движения.

Рассматривает организацию безопасности движения пассажирских поездов, в том числе задержки у входных сигналов, пропуск по боковым путям и прием на неспециализированные пути станций.

По результатам разбора оформляет протокол и издает приказ с выводами и мерами, который направляется для исполнения в отделы и структурные подразделения отделения железной дороги.

Рассмотрение состояния, анализа работы

и внедрения технических средств на железных дорогах

3.1. Организация и порядок проведения

Ежемесячно главный инженер железной дороги и отделения железной дороги рассматривают содержание и анализ работы технических средств, обеспечивающих безопасность движения.

Анализ работы технических средств в целом по железной дороге готовится службой технической политики с участием причастных служб, а на отделениях железной дороги — техническим отделом отделения железной дороги совместно с отраслевыми отделами.

На совещании рассматриваются вопросы:

содержание и анализ работы устройств СЦБ, AJICH, САУТ, КЛУБ-УП, дешифрация кассет, рельсовых цепей, ДИСК, КТСМ, УКСПС, локомотивных устройств приборов безопасности, радиосвязи и другие.

положение с внедрением технических средств и выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, в том числе:

— установка стационарных тормозных упоров;

— оборудование станционных путей устройствами, предотвращающими несанкционированный выход подвижного состава на маршруты приема, отправления поездов и прилегающие перегоны;

— оборудование мест примыкания подъездных путей промышленный предприятий устройствами, предотвращающими несанкционированный выход подвижного состава на пути ОАО «РЖД»;

— выполнение по объектного плана устранения негабаритностей на; станциях и перегонах;

— оборудование переездов устройствами заграждения переездов;

— внедрение двусторонней автоблокировки;

— модернизация устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;

— повышение надежности проводной и радиосвязи, устройств переездной сигнализации, электроснабжения, устройств СЦБ;

— внедрение автоматизированной системы обнаружения вагонов с отрицательной динамикой (АСООД);

— внедрение системы комплексного контроля технического состояния подвижного состава и контроля перегретых буксовых узлов на ходу поезда ДИСК-2 и ДИСК-Б, модернизация устаревших приборов на КТСМ-01Д;

— внедрение аппаратуры ДДК (детектор дефектных колес), осуществляющей контроль колесных пар на поверхности катания по длине окружности колес под всеми проходящими по измерительному участку вагонами;

— внедрение системы автоматического контроля механизма автосцепных устройств грузовых вагонов (САКМА), позволяющей предотвратить саморасцеп вагонов на ходу поезда;

— внедрение дробеструйной установки для сухой очистки дисков колесных пар;

— внедрение акустико-эмиссионной установки для контроля литых деталей тележки;

— внедрение средств неразрушающего контроля и диагностики, и другие технические средства, предусмотренные программой по повышению безопасности движения.

Заслушиваются отчеты главных инженеров служб, дорожных дирекций, отделений железной дороги, руководителей структурных подразделений по каждому хозяйству в отдельности, о ходе внедрения технических средств.

Принимаются решения, направленные на стабилизацию работы технических средств, устранение причин, вызвавших нарушения, выполнение планов внедрения технических средств, повышающих безопасность движения.

Дается оценка работы главных инженеров служб, дорожных дирекций, отделений железной дороги, структурных подразделений в обеспечении стабильной работы технических средств.

По результатам работы за год рассматриваются предложения служб, дорожных дирекций и разрабатывается программа по внедрению технических средств, повышающих безопасность движения на следующий год.

3.2. Порядок оформления совещания и контроля за выполнением принятых решений

3.2.1. По результатам разбора в трехдневный срок оформляется протокол. Протокол утверждается лицом, проводившим разбор. За оформление протоколов на отделении железной дороги ответственны технические отделы, в управлении дороги — служба технической политики.

При необходимости готовится приказ по железной дороге (отделению железной дороги).

Главные инженеры служб, отделений железной дороги, руководители структурных подразделений в установленные сроки, предоставляют письменные доклады о выполнении принятых решений председателям совещаний.

Главный инженер железной дороги и отделения железной дороги контроль за выполнением принятых решений осуществляют в ходе личных проверок.

Ревизорский аппарат железной дороги и отделения железной дороги по безопасности движения при проведении плановых технических ревизий и проверок структурных подразделений проверяет фактическую работоспособность введенных в эксплуатацию технических средств.

При выявлении отступлений в содержании или нарушении порядка эксплуатации, руководитель виновной службы лично расследует данный факт и о принятых мерах докладывает главному инженеру железной дороги и заместителю (первому заместителю) начальника железной дороги — главному ревизору по безопасности движения поездов.

Принимаемые меры по приведению объектов инфраструктуры и подвижного состава в соответствии с нормативными актами ОАО «Р

Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.

На основные сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны быть технические паспорта, содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.

Сооружения и устройства железных дорог и других структурных подразделений ОАО «РЖД» должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленным скоростями.

Устройства, механизмы и оборудование поставляемые для нужд Компании подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации в рамках Системы сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).

Для приведения объектов инфраструктуры и подвижном состава в соответствие с нормативными актами ОАО «РЖД» на железной дороги комиссионно обследуются все сооружения и технические средства.

На этой основе разрабатываются мероприятия по каждому хозяйству и железной дороге в целом, по приведению хозяйств в соответствие с нормативными актами ОАО «РЖД» и утверждаются у начальника железной дороги.

Под председательством главного инженера железной дороги ежеквартально рассматривается ход выполнения вышеуказанных мероприятий с участием главных инженеров служб, дорожных дирекций, отделений железных дорог (при необходимости структурных подразделений.

По результатам рассмотрения принимаются необходимые меры, с оформлением протокола разбора.

Аналогичная работа по выполнению мероприятий по приведению сооружений и устройств в соответствие с нормативными актами ОАО «РЖД» проводится главным инженером отделения железной дороги (ежемесячно).

Контроль за фактическим выполнением мероприятий осуществляется в ходе личных проверок структурных подразделений.

«Дня безопасности на железных дорогах»

На железных дорогах устанавливается единый День безопасности — среда, который проводится еженедельно под руководством начальника железной дороги, отделения железной дороги, структурных подразделений.

Руководители и инженерно-технические работники служб, дорожных дирекций и отделений железной дороги принимают участие в проведении Дня безопасности, выезжая на одно из подразделений.

Общественные инспекторы по безопасности движения в свободное от работы время также принимают участие в Дне безопасности.

Проведение Дня безопасности руководители железных дорог, отделений железных дорог, дорожных дирекций, структурных подразделений предусматривают в личных ежемесячных планах.

Основными задачами Дня безопасности являются:

— посещение руководителей всех уровней, ревизорами по безопасности движения поездов трудовых коллективов с проверкой состояния технических средств и их ремонтом, соблюдения технологической дисциплины, организации проведения инструктажей и технического обучения, обеспечение безопасности движения, проведения профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения и на основе проверки выработка необходимых предложений по повышению уровня обеспечения безопасности движения.

5.1. Порядок организации и проведения Дня безопасности

Для проведения Дня безопасности разрабатываются графики выездов:

— для руководителей железной дороги — заместителем (первым заместителем) начальника железной дороги — главным ревизором по безопасности движения поездов;

— для руководителей отделения железной дороги — заместителем (первым заместителем) начальника отделения железной дороги — главным ревизором по безопасности движения поездов;

— для руководителей служб, дорожных дирекций, структурных подразделений — ответственными лицами, назначенными соответствующими руководителями и согласовываются с ревизорским аппаратом по безопасности движения поездов.

5.1.2. Графики определяют состав комиссий, объекты проверки (структурное подразделение, цех, участок, околоток и др.) и доводятся до членов соответствующих комиссий и причастных руководителей за двое суток до проведения Дня безопасности.

5.1.3. В ходе проведения Дня безопасности:

— с непосредственными исполнителями изучаются правила, инструкции, технологические процессы, передовые методы выявления неисправностей устройств, приказы, распоряжения по вопросам безопасности движения;

— рассматривается передовой опыт работы;

— проводятся разборы имевших место случаев брака, отказов в работе технических средств, разъясняются возможные последствия этих нарушений;

— выявляются недостатки в соблюдении технологии работы, обеспечении безопасности движения, содержании технических средств;

— выявляются недостатки по выполнению приказов, распоряжений ОАО «РЖД», начальников железных дорог и отделений железных дорог;

— проверяется качество выполнения руководителями структурных подразделений основных нормативов участия в организации обеспечения безопасности движения поездов, выполнение протокола по итогам предыдущего Дня безопасности.

5.1.4. Перечень основных вопросов подлежащих проверке при проведении Дня безопасности указан в приложении 4.

Источник

Оцените статью