- Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей
- Метод обслуживания на универсальных постах
- Метод специализированных постов
- Поточный метод
- Операционно-постовой метод
- Пост текущего ремонта автомобилей
- Ремонт автомобилей, выполняемый на постах
- 1. Типы постов для ремонта автомобилей
- 2. Специализированные посты для ремонта автомобилей
Организация технологического процесса технического обслуживания автомобилей
Технологический процесс технического обслуживания (ТО) определяется особенностями каждого вида воздействия, степенью специализации, а также количеством рабочих постов и рабочих мест.
Степень специализации постов и рабочих мест зависит от количества постов, требуемых для выполнения суточной программы по видам воздействий, а также от наиболее рационального распределения работ по постам с учетом возможной их механизации.
В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два основных метода его организации:
- на универсальных
- на специализированных постах
Метод обслуживания на универсальных постах
Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту (исключая уборочно-моечные работы) одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.
Рис. Схема тупикового расположения постов технического обслуживания:
I — посты ЕО; II — посты ТО-1
Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей.
При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.
Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.
Недостатком тупикового расположения постов является необходимость маневрирования автомобиля при постановке его на пост и съезде с поста, что вызывает загрязнение воздуха отработавшими газами и. кроме того, увеличивает общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля.
Метод специализированных постов
Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.
Метод специализированных постов в свою очередь может быть:
Поточный метод
При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.
Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.
Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.
Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.
Операционно-постовой метод
При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:
- 1-й пост — механизмы передней подвески и переднего моста
- 2-й пост — задний мост и тормозная система
- 3-й пост — коробка передач, сцепление, карданная передача
Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.
Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.
Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.
Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.
Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.
При поточном методе автомобили могут перемещаться по постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором — потоком непрерывного действия.
Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост:
- своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя);
- перекатыванием автомобилей на колесах по наклонной плоскости, вдоль которой расположена линия обслуживания;
- перекатыванием автомобилей вручную на роликовых тележках по рельсам;
- при помощи конвейеров.
Источник
Пост текущего ремонта автомобилей
Полезная информация на тему: «пост текущего ремонта автомобилей». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Текущий ремонт выполняется на универсальных или специальных постах. На посты возлагают выполнение всех работ по текущему ремонту одного или нескольких агрегатов, сборочных единиц и систем автомобиля. Рекомендуется специализировать производственные участки на выполнение определенных работ по агрегатам, электрооборудованию. Узкая специализация ремонтных предприятий позволяет применять наиболее производительные технологические процессы, улучшать качество и снижать себестоимость ремонтных работ.
При текущем ремонте на СТОА происходит следующее перемещение автомобиля. При въезде на станцию автомобиль проезжает в зону приемки, где приемщик проводит его проверку, оформляет наряд-заказ на ремонт. На крышу автомобиля устанавливают опознавательный знак на магнитной подставке, номер которого вписывают в наряд-заказ. Оформляя наряд-заказ, приемщик вписывает в него данные о владельце и автомобиле, перечисляет операции, которые необходимо выполнить, указывает их стоимость по единому прейскуранту.
Оформленный наряд-заказ на ремонт приемщик передает в диспетчерскую, расположенную рядом с участком приемки. Диспетчер направляет автомобиль в определенную зону ремонта и устанавливает дату и время выдачи автомобиля из ремонта, которые отмечаются в наряде-заказе. Затем диспетчер рассылает с помощью пневмопочты формы наряда-заказа в соответствующие подразделения станции: на склад, в расчетный отдел, начальнику производства. Одна из форм остается на автомобиле, который передается персоналом участка приемки в одну из бригад соответствующего участка.
Таким образом, как только автомобиль принят и взят на учет диспетчером, соответствующие подразделения станции получают об этом информацию.
Бригада, в которую поступил автомобиль, выполняет операции, указанные в наряде-заказе. Бригадир записывает в наряде-заказе табельные номера рабочих, проводящих ремонт, и они в нем расписываются за каждую операцию. Затем автомобиль по указанию диспетчера передается в другие бригады для выполнения других видов работ.
После завершения всех работ автомобиль поступает на участок выдачи, где проводится контроль работ, выполненных ремонтными бригадами. Проверенный автомобиль выдается владельцу или устанавливается на стоянку готовых автомобилей.
После завершения работ наряд-заказ, а также копии накладных на получение со склада запасных частей и материалов направляются в расчетный отдел. Обработанная в расчетном отделе документация поступает начальнику производства, который проверяет правильность проведения работ и оформления документации и передает документацию в кассу для оплаты работы владельцем автомобиля.
Зона ТР предназначена для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путём регулировочных работ с целью востановления их параметров и работоспособности.
В зависимости от характера и места производства рабат ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках (производственных отделениях). К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюратора и свечей зажигания по своему характеру не требуют применения подъемников и может выполнятся на напольных постах или соответствующих местах, оборудованных передвижными домкратами, приспособлениями и инструментом.
Устранение возникших неисправностей осуществляют при ТР заменой или восстановлением: у агрегата – отдельных узлов или деталей, кроме базовых; у автомобиля – отдельных агрегатов и узлов, требующих проведения текущего или капитального ремонта. К основным агрегатом и их базовым деталям относят блок цилиндров двигателя, коробку передач, ведущий мост, рулевой механизм, балку переднего моста или поперечину независимой подвески, корпус кузова.
Технологический процесс зоны ТР представлен на рис. 4
Источник
Ремонт автомобилей, выполняемый на постах
1. Типы постов для ремонта автомобилей
Замена агрегатов автомобиля и частичный текущий ремонт (ТР) автомобилей выполняется на рабочих постах (технологических комплексах). Основными элементами поста являются осмотровое оборудование, средства механизации, приспособления, оснастка, инструменты и технологические карты. В качестве осмотровых устройств в большинстве случаев используются осмотровые канавы и, реже, напольные подъемники.
К осмотровым устройствам предъявляются следующие основные требования:
- обеспечение безопасности и благоприятных условий труда;
- снижение затрат рабочего времени на выполнение операций текущего ремонта;
- возможность выполнения операции в нескольких уровнях.
Рабочие посты по технологическому назначению подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальных постах, оборудованных подъемниками или осмотровыми канавами, предусматривается выполнение различных видов работ (например, ремонт двигателя и его систем, трансмиссии, электрооборудования и приборов). Универсальный пост канавного типа (рис. 4) может быть оборудован траншеей, соединяющей осмотровые канавы, в которой размещаются различные приспособления, необходимые для ремонта. Траншея позволяет ремонтным рабочим переходить с поста на пост без выхода из канавы.
На специализированных постах выполняются определенные виды работ (например, замена агрегатов и узлов). Последние, в свою очередь, подразделяются на узкоспециализированные и широкоспециализированные. Узкоспециализированныепосты предназначены для выполнения конкретной работы (например, замены двигателя, рессор и др.), на широкоспециализированных постах производятся разные работы.
В качестве примера можно рассмотреть универсальный широкоспециализированный механизированный пост мод. ПУМ-1 «Транстехника» (рис. 5), предназначенный для замены коробок передач, редукторов, передних и задних мостов, рессор грузовых автомобилей и автобусов. Пост организуется на тупиковой осмотровой канаве, длина которой выбирается из условия возможности транспортировки вдоль нее демонтированных агрегатов и снятия их с канавного подъемника внутригаражными подъемно-транспортными средствами. На посту имеется канавный электромеханический подъемник 11, который может перемещаться вдоль канавы по направляющим и предназначен для вывешивания автомобилей, монтажа, демонтажа и транспортировки агрегатов, отворачивания и заворачивания гаек стремянок рессор. По обе стороны канавы предусмотрены колодцы для лифтов 10, облегчающих работу слесаря при отворачивании и заворачивании гаек колес и шпилек полуосей, и внеканавного телескопического подъемника 5 для вывешивания автомобилей и удержания их в таком положении во время монтажа и демонтажа мостов и рессор. Пост оборудуется консольно-поворотными стойками 6 для подвески пневмогайковертов 7, предназначенных для отворачивания и заворачивания гаек колес, стеллажами 9 для установки демонтированных колес, передвижной шарнирной емкостью для слива масла из демонтируемых агрегатов, комплектами съемных приспособлений для замены агрегатов и узлов автомобилей разных марок.
Целесообразность применения универсальных и специализированных постов (технологических комплексов) и степень специализации последних обусловлены характером и объемом работ, выполняемых на АТО. Так, на средних и крупных АТО целесообразно внедрять специализированные посты текущего ремонта.
Рис. 4. Универсальный пост ТР: 1 — кран-балка; 2, 4 — тележки для колес и рессор; 3, 7, 28 — гайковерты для полуосей, гаек колес и гаек стремянок; 5 — передвижной пост слесаря; 6, 8, 12, 29 — маслораздаточные колонки для моторного, гидравлического, гипоидного и трансмиссионного масел; 9 — шкаф для приборов и приспособлений; 10, 11 — специальные стенды для ремонта автомобиля; 13–15 — воронки для слива охлаждающей жидкости, моторного и трансмиссионного масел; 16 — верстаки; 17 — лари для обтирочных материалов; 18 — стеллаж для крепежных деталей; 19 — подставка для двигателей; 20 — бак для заправки тормозной жидкостью; 21, 22 — подвод воды и сжатого воздуха; 23 — переходной мостик; 24 — подъемник; 25 — ящик для крепежных изделий и инструмента; 26 — подставка под ноги; 27 — отсос отработавших газов
Рис. 5. Технологическая планировка универсального механизированного поста мод. ПУМ-1: 1 — перекидной мостик; 2 — метизный стенной шкаф; 3 — инструментальный шкаф; 4 — ниша для слесарных тисков; 5 — внеканавный телескопический подъемник; 6 — стойка для подвески пневмогайковертов 7; 8 — направляющие подъемника; 9 — стеллажи для колес; 10 — внеканавные лифты; 11 — канавный электромеханический подъемник; 12 — колесоотбой; 13 — канализационный люк; 14 — гайковерт для гаек стремянок
Специализация постов ТО и ТР, пожалуй, единственный путь, позволяющий максимально механизировать работы, а следовательно, повысить производительность труда рабочих, улучшить использование производственных площадей и оборудования, создать благоприятные условия для качественного выполнения ремонта и за счет этого сократить простои автомобилей.
Анализ операций постовых работ текущего ремонта показал, что для рациональной организации технологических процессов целесообразно весь объем работ разделить на группы операций с учетом следующих факторов: технологической однородности работ; универсальности используемого осмотрового оборудования и основных средств механизации; обеспечения загрузки в течение смены.
Выбор вида осмотрового оборудования специализированных постов (площадка, осмотровая канава или напольный подъемник) обусловлен тем, что все работы в зависимости от уровня места их выполнения подразделяются на содержащие и не содержащие операции, производимые снизу автомобиля. Основные же средства механизации, необходимые для выполнения работ, выбираются в зависимости от потребности в подъемных механизмах для вывешивания автомобиля и способа вывешивания (под мосты, под раму).
На основании технологического анализа каждой операции и приведенных выше факторов определяются необходимые средства механизации, приспособления, оснастка и инструмент, которые в сочетании с осмотровым оборудованием характеризуют технологические комплексы, соответствующие определенной группе работ.
В целях сокращения простоя автомобилей текущий ремонт на специализированных технологических комплексах должен осуществляться агрегатно-узловым методом, при котором производится замена неисправных агрегатов и узлов исправными, взятыми из оборотного фонда. Наличие такого фонда (обеспечивающего как минимум суточную потребность) на АТО является необходимым условием успешного использования технологических комплексов.
При выборе канавного или напольного варианта организации работ необходимо учитывать, что в осмотровых канавах не обеспечиваются благоприятные условия труда (недостаточные вентиляция, естественное освещение и отопление, сложность поддержания в них чистоты, а также ограничение доступа снизу к некоторым агрегатам и узлам автомобиля). Поэтому при создании постов в зонах текущего ремонта необходимо по возможности ориентироваться на вариант выполнения работ на подъемниках, которые значительно превосходят осмотровые канавы по доступности к агрегатам и узлам, удобству работы и санитарно-гигиеническим условиям. Кроме того, напольные подъемники по сравнению с осмотровыми канавами обеспечивают большое сокращение затрат времени, труда и средств при монтаже.
Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать работы по ремонту подвижного состава, обеспечивает повышение производительности труда ремонтных рабочих, улучшение качества ремонта и за счет этого сокращение простоев автомобилей в неисправном состоянии, повышение эффективности их использования.
2. Специализированные посты для ремонта автомобилей
В Республике Беларусь республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» разработаны комплексы средств механизации технологических процессов замены агрегатов и узлов грузовых автомобилей и автобусов, входящие в состав специализированных постов. Напольный специализированный пост мод. ОН‑192Б предназначен для замены агрегатов и узлов (переднего и заднего мостов, коробки передач, сцепления, редуктора заднего моста) двухосных грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ и других марок грузовых автомобилей.
Он состоит из напольного шестистоечного подъемника для вывешивания автомобиля и самоходной тележки с комплектом приспособлений для снятия и установки агрегатов. Стойки подъемника попарно связаны между собой грузонесущими балками: передние две стойки — поперечной балкой 2, задние — продольными балками 10 (рис. 6). Грузонесущие балки приводятся в движение парой винт — гайка и тросовой передачей. Грузоподъемность напольного подъемника 8000 кг.
Подъем автомобиля и фиксирование его в вывешенном состоянии производится под раму; спереди — поперечной грузонесущей балкой, сзади — подвижной балкой 9, установленной на продольных балках. Подвижная балка перемещается на катках по всей длине продольных грузонесущих балок и при необходимости стопорится в любом месте. Подвод поперечной грузонесущей и подвижной балок под раму автомобиля осуществляется раздельно с кнопочных пультов управления 17, а вывешивание автомобиля производится с помощью общего пульта управления 14. В местах соприкосновения подвижной балки с рамой автомобиля устанавливаются опорные подушки 18. Для проезда автомобиля через подвижную балку на посту имеются аппарели 11.
Снятие, установка и транспортировка агрегатов выполняется при помощи самоходной тележки 12, которая перемещается по направляющим 1. Управление тележкой осуществляется с помощью переносного кнопочного пульта 13. Для отвертывания и завертывания гаек крепления колес и гаек стремянок рессор пост оснащен двумя передвижными подвесами 5 с пневмогайковертами. Слив масла из демонтируемых агрегатов осуществляется в передвижную емкость 6.
Рис. 6. Технологическая планировка напольного специализированного поста мод. ОН-192Б: 1 — направляющие самоходной тележки; 2 — поперечная балка; 3 — упоры для колес; 4 — подвесной кран; 5 — подвес для пневмоинструмента; 6 — передвижная емкость для слива масла; 7 — маслораздаточный бак; 8 — нагнетатель смазки; 9 — подвижная балка; 10 — продольная балка; 11 — аппарели; 12 — самоходная тележка; 13 — переносный кнопочный пульт управления самоходной тележкой; 14 — общий пульт управления; 15 — слесарный верстак; 16 — стеллаж-вертушка для нормалей; 17 — кнопочный пульт управления; 18 — опорные подушки
Замена агрегатов на посту производится в следующем порядке. Автомобиль передним ходом устанавливается на пост до упора передних колес в ограничители. В это время самоходная тележка должна находиться за пределами шестистоечного подъемника в стороне, противоположной заезду автомобиля. Подвижная балка с установленными на ней опорными подушками также подводится под раму и стопорится с помощью защелок. Автомобиль поднимается на необходимую высоту. На самоходную тележку устанавливается приспособление для замены необходимого агрегата и тележка подается под автомобиль. Затем производится демонтаж агрегата и его транспортировка. Установка агрегатов на автомобиль осуществляется в обратной последовательности.
Технологический комплекс оснащен маслораздаточным баком 7, нагнетателем смазки 8, слесарным верстаком 15 модели ОРТ I468-0I-060A, стеллажом-вертушкой 16 для нормалей модели, подвесным краном 4 и упорами 3 для колес.
Специализированный пост позволяет значительно сократить трудоемкость работ по замене агрегатов, улучшить условия труда ремонтных рабочих.
Универсальный специализированный пост для замены агрегатов и узлов грузовых автомобилей мод. ОН-254 (рис. 7) позволяет механизировать работы при снятии и установке переднего, среднего и заднего мостов, редукторов ведущих мостов, коробки передач, сцепления и раздаточной коробки. Пост оборудуется на тупиковой осмотровой канаве.
Рис. 7. Технологическая планировка универсального поста мод. ОН-254: 1 — боковые подъемники; 2 — стационарный пульт; 3 — тележка; 4 — съемное приспособление с надставкой; 5 — направляющие; 6 — П-образная балка; 7 — переносной пульт
Конфигурация и размеры канавы выбраны таким образом, чтобы можно было легко транспортировать демонтированные агрегаты за пределы рабочего места, а также удобно снимать и устанавливать редукторы и колеса в манежной части поста. Вывешивание автомобиля осуществляется с помощью П-образной балки 6 с комплектом опорных подушек, устанавливаемых под лонжероны рамы при опускании боковых подъемников. Боковые подъемники 1 консольного типа грузоподъемностью 100 000 Н (10 000 кг) имеют ход на глубину осмотровой канавы (1300 мм) и служат для опускания и подъема переднего, среднего и заднего мостов, а также коробки передач и раздаточной коробки с помощью съемного приспособления 4 с надставками. Подъемник перемещается по направляющим 5. Управление подъемниками осуществляется с помощью стационарного 2 и переносного 7 пультов. Опускаемый с помощью боковых подъемников мост автомобиля или съемное приспособление с коробкой передач (раздаточной коробкой) устанавливается на тележку 3 для транспортировки агрегатов в манежную часть поста (тележка перемещается вручную по направляющим, смонтированным на полу осмотровой канавы).
Фиксация заднего моста при замене среднего моста автомобиля производится специальным устройством, вводимым под обод колеса. Во избежание опрокидывания снимаемого ведущего моста применяется подставка под редуктор, устанавливаемая на реборды боковых подъемников. Для замены переднего моста, коробки передач, сцепления и раздаточной коробки автомобиль устанавливается на пост передним ходом, а при замене остальных агрегатов — задним ходом до упора соответствующих колес в ограничители.
В комплект поста входят также консольно-поворотная стойка с пневмогайковертом и комплектом торцовых ключей для отвинчивания и завинчивания гаек стремянок рессор; подставка для установки съемного приспособления в манежной части поста; верстак с тисками; резервуар для сбора отработанного масла; маслораздаточные баки для заправки масла вновь установленных агрегатов.
Снижение трудоемкости работ при внедрении универсального поста в среднем составляет 25 %.
Канавный специализированный пост мод. ОН-229 (рис. 8) предназначен для проведения работ по замене двигателей, сцеплений и коробок передач автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ.
Рис. 8. Канавный специализированный пост мод. ОН-229: 1 — подставка; 2 — воронка для слива отработанного масла; 3 — тележка; 4 — колейный мостик; 5 — устройство для заправки системы охлаждения двигателя; 6 — маслозаправочная колонка; 7 — гидроподъемник; 8 — гибкий рукав; 9 — балкон; 10 — эстакада
Специализированный пост на два машино-места оборудуется на поперечной осмотровой канаве с колейными мостиками 4 и перекрытием для работы в двух уровнях. Колейные мостики опираются передней частью на колонны, установленные в канаве, что обеспечивает нормальные условия для прохода ремонтных рабочих и перемещения технологического оборудования с одного машиноместа на другое в передней части канавы. На каждом машиноместе для отсоса выхлопных газов от глушителя автомобиля имеется гибкий рукав 8, который связан с вытяжной вентиляцией.
Для удобного и безопасного проведения работ под капотом при замене двигателя автомобилей ЗИЛ и ГАЗ пост оборудован эстакадой 10, которая приподнята над уровнем пола на 600 мм и охватывает оба машино-места. На эстакаде устанавливаются маслораздаточные колонки 6 для заправки агрегатов. При замене двигателя автомобиля МАЗ работы ведутся на уровне пола. С этой целью на посту предусмотрены балконы 9, которые прикреплены на уровне пола к колейным мостикам и краям канавы. Для слива отработанного масла на каждом машино-месте установлены воронки 2, из которых масло поступает в накопительную емкость. После использования воронка помещается под колейным мостиком. Заправка системы охлаждения осуществляется при помощи устройства 5. Для механизации замены коробки передач пост оснащен гидроподъемником 7 с ручным приводом и комплектом съемных приспособлений. Имеется также тележка 3 для инструмента и метиза и подставки 1 под двигатель.
Замена двигателя на специализированном посту производится в такой последовательности:
- автомобиль устанавливается на пост и под его колеса подкладываются упоры;
- сливается охлаждающая жидкость и масло из картера двигателя;
- на гидроподъемник устанавливается съемное приспособление для замены коробки передач и подводится с подъемником под коробку;
- проводятся все операции отсоединения коробки передач с последующим опусканием ее на гидроподъемник;
- отворачиваются болты крепления передних и задних опор;
- двигатель снимается с автомобиля с помощью кран-балки.
Канавный специализированный пост мод. ОН-244 (рис. 9) предназначен для механизации работ при замене передних, задних и дополнительных рессор грузовых автомобилей. Пост представляет собой тупиковую осмотровую канаву с комплектом оборудования и приспособлений для механизации следующих работ: отвинчивание и завинчивание гаек стремянок рессор; подъем, опускание и перемещение под автомобилем монтируемых и демонтируемых рессор. Конфигурация и размеры осмотровой канавы выбраны с учетом возможности транспортировки демонтированных рессор за пределы автомобиля и рациональной организации рабочего места.
Для обеспечения безопасного заезда автомобиля на пост предусмотрены колесоотбои 5. Вывешивание автомобиля, а также отворачивание-заворачивание гаек рессор производится при помощи электромеханического подъемника 4 с гайковертом, который перемещается по направляющим 6, уложенным на полу осмотровой канавы. Крутящий момент при затяжке гаек стремянок ограничивается токовым реле.
Для перемещения рессор при их замене в торце осмотровой канавы смонтированно консольно-поворотное электромеханическое приспособление 1 с захватом. Защемление рессоры в захвате происходит под собственным весом.
При замене передних рессор автомобиль устанавливается на пост передним ходом, а при замене задних и дополнительных рессор — задним. Работы по демонтажу рессор производятся в такой последовательности:
- автомобиль устанавливается на пост и под колеса подкладываются упоры;
- снимаются стремянки и накладка рессоры;
- отворачиваются болты крепления и снимаются крышки кронштейнов рессоры;
Рис. 9. Технологическая планировка канавного специализированного поста мод. ОН-244: 1 — консольно-поворотное электромеханическое приспособление; 2 — колесоотбойники мостика; 3 — мостик; 4 — электромеханический подъемник; 5 — направляющие для заезда автомобиля; 6 — направляющие для перемещения подъемника
- консольно-поворотное приспособление 1 заводится под рессору и она фиксируется в захвате;
- с помощью стоек подъемника автомобиль вывешивается под лонжерон рамы;
- рессора выводится за пределы автомобиля и устанавливается в стеллаже.
Напольный специализированный пост мод. ОН-309 (рис. 10) предназначен для проведения работ по замене двигателя с коробкой передач, двигателя с гидромеханической передачей, коробки передач гидромеханической передачи, сцепления на автобусах. На посту можно производить дополнительно ТР двигателя и его систем, трансмиссии, рулевого управления, тормозных систем, отопления и электрооборудования.
Рис. 10. Напольный специализированный пост мод. ОН-309: 1 — стойка с приводом; 2 — лестница; 3 — площадка; 4 — передвижной подъемник; 5 — поперечная балка; 6 — монтажная тележка; 7 — установка для заправки маслом; 8 — емкость для сбора отработанного масла; 9 — емкость для сбора охлаждающей жидкости; 10 — подставка под двигатель; 11 — отсос отработавших газов; 12 — колесоотбой
Специализированный подъемник ПТО 58 (рис. 11) предназначен для вывешивания грузовых автомобилей и автопоездов при замене и перестановке их колес.
Подъемник состоит из двух рам 3, каждая из которых шарнирно связана с двумя опорами и двумя гидроподъемниками. Передняя рама служит для подъема автомобиля и имеет в задней части накладки, которые служат для компенсации разности высот передней и задней осей автомобилей. Задняя рама служит для подъема прицепа, полуприцепа. Управление подъемником осуществляется с панели гидростанции.
Конструкторы, постоянно совершенствуя автомобиль, принимают определенные меры и для облегчения его ремонта. В качестве примера можно привести платформенный комплекс оборудования для модульной замены двигателя, коробки передач и переднего моста компании «Джи Эм» (рис. 12).
Комплекс состоит из подъемника, основной и центрирующей рам (рис. 13), контейнера со специальным инструментом, специальных монтажных карт и руководства по сборке.
Применение комплекса обеспечивает точность установки агрегатов автомобиля, заданной при его производстве, чтобы избежать нежелательных напряжений, вызванных неправильной сборкой агрегатов автомобиля и приводящих к появлению шумов и вибраций при движении автомобиля. Комплекс может использоваться для различных марок и вариантов автомобилей, указанных в технической документации.
Рис. 11. Подъемник для вывешивания колес ПТО 58: 1 — шарнир; 2 — гидроподъемник; 3 — рама; 4 — гидростанция
Рис. 12. Платформенный комплекс для модульной замены агрегатов: 1 — контейнер; 2 — монтажные карты и руководства по сборке; 3 — подъемник
Для монтажа-демонтажа агрегатов основная и выравнивающая рамы с установленными агрегатами поднимаются (опускаются) с помощью подъемника. При монтаже агрегатов основная рама устанавливается относительно центра тяжести агрегата по размерам,
Рис. 13. Положение рам при установке двигателя и коробки передач: 1 — основная рама; 2 — центрирующая рама; 3 — стержень
указанным в технической документации. После подъема агрегата на необходимую высоту производится его центрирование по технологическим картам относительно специальных технологических отверстий (базовых точек) в днище кузова и корпусе переднего моста, предусмотренных при изготовлении автомобиля. Для этого на центрирующую плиту и в технологические отверстия вставляются стержни, держатели и подпорки из комплекта инструментов. Выравнивание положения переднего моста производится относительно днища кузова, а двигателя и коробки передач относительно корпуса переднего моста производится с помощью контрольных и выравнивающих калибров. После выравнивания выполняются крепежные работы для установки агрегатов.
Источник