- ЛЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН
- От чего зависит качество ремонта автомобиля?
- 1. Оборудование станции технического обслуживания
- 2. Инструмент и программное обеспечение
- 3. Обученный персонал
- 4. Запасные части и вспомогательные материалы
- 5. Система контроля и организация процесса ремонта
- 6. Культура производства
ЛЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН
1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ РЕМОНТА МАШИН
Отремонтированная машина представляет собой продукцию ремонтного производства и должна обладать определенным качеством.
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство же продукции — объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании и эксплуатации.
Основу формирования высокого качества составляет совершенство производственного процесса ремонта машин на РП. На ремонтных предприятиях в интересах непрерывного повышения качества продукции применяются системы бездефектного изготовления продукции и аттестации качества продукции.
При системе бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления непрерывным совершенствованием форм и методов технического контроля продукции, организации и технологии производства, воспитания и подготовки кадров, материального и морального поощрения за выпуск продукции высокого качества, персональной ответственности за некачественную продукцию обеспечивается выпуск продукции заданного качества, при приемке которой отдел технического контроля (ОТК) или потребитель не обнаруживает ни одного дефекта.
Показатель, характеризующий одно из свойств, называется единичным показателем качества продукции. Примерами единичного показателя качества отремонтированной машины могут быть: средний ресурс машин, выпущенных за год; среднее квадратическое отклонение ресурса машин. В первом случае характеризуется долговечность машин, во втором однородность машин по долговечности.
Интегральный показатель качества продукции — показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на ее создание (ремонт) и эксплуатацию.
Наряду с отмеченными показателями качества продукции для ее оценки пользуются такими категориями, как: определяющий показатель качества продукции — показатель, по которому принимается решение оценивать качество; базовое значение показателя качества продукции — значение показателя, принятое за основу при сравнительной оценке качества; уровень качества продукции — относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей и др.
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ ОТРЕМОНТИРОВАННЫХ МАШИН
Для повышения качества и надежности осуществляется широкий комплекс разнообразных мероприятий, основными из которых являются:
— применение прогрессивных форм организации производства;
— внедрение высокопроизводительного механизированного и автоматизированного технологического оборудования;
— использование технологических процессов ремонта, основанных на последних достижениях науки и техники;
— совершенствование организации материально-технического обеспечения предприятий, цехов, участков и рабочих мест;
— применение технической документации на ремонт, отвечающей требованиям действующих государственных стандартов;
— строгое соблюдение технологической и трудовой дисциплины, обеспечение точного выполнения производственного процесса;
— систематическое повышение уровня технической подготовки кадров и совершенствование воспитательной работы среди рабочих и ИТР;
— применение передовых форм оплаты труда, материального и морального стимулирования исполнителей;
— улучшение социально-бытовых условий труда и жизни работников, создание в рабочих коллективах предприятий здорового морального климата и творческой обстановки;
— совершенствование форм социалистического соревнования отдельных исполнителей и коллективов работников;
— систематическое совершенствование рабочих мест на основе планомерного проведения аттестаций их;
— внедрение в производство принципов коллективного подряда, широкое использование укрупненных комплексных хозрасчетных бригад;
— совершенствование системы управления качеством продукции в условиях ремонтного предприятия.
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ РЕМОНТА МАШИН
Управление качеством продукции — действия, осуществляемые при производстве эксплуатации и ремонте продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Управление качеством продукции осуществляется посредством системы управления, представляющей собой совокупность управляющих органов и объектов управления. Общее руководство по управлению качеством продукции в условиях промышленного предприятия осуществляется его директором. Координация работ по управлению качеством продукции возлагается на одно из подразделений в соответствии с организационной структурой и штатным расписанием предприятия или на специальную нештатную комиссию по качеству с привлечением общественных организаций.
Объектами управления системы управления качеством продукции являются комплексы взаимосвязанных организационных, технических, экономических и социальных мероприятий по обеспечению целей управления качеством продукции. Они охватывают коллективы людей, технические устройства, материальные средства, нормативно-техническую и планирующую документацию, массивы (потоки) информации.
Управление качеством продукции осуществляется на всех стадиях производства, в процессе управления предприятием на всех его уровнях (предприятие, цех или участок, рабочее место).
Организационно-технической основой управления качеством продукции являются перспективный план и годовой план предприятия, стандарты всех категорий и технические условия.
Система управления качеством продукции охватывает все элементы структуры и все стороны жизнедеятельности предприятия, т. е. носит комплексный характер, и поэтому называется комплексной системой управления качеством продукции (КСУКП).
Для условий ремонтного производства разработана и осуществляется комплексная система управления качеством продукции ремонтного предприятия (КС УКП РП). Схема КС УКП РП показана на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Схема комплексной системы управления качеством продукции ремонтного предприятия
Функционирование КС УКП РП направлено на:
— удовлетворение нужд потребителей в продукции ремонтного производства оптимального уровня качества (ресурс не менее 100% от ресурса новой машины);
— планируемое повышение показателей качества;
— постоянное повышение надежности продукции; ‘
— заводскую аттестацию и повышение удельного веса аттестованной продукции;
— постоянное совершенствование организации производства;
— разработку и внедрение прогрессивных типов технологического оснащения и передовой ресурсосберегающей технологии;
— систематический пересмотр, обновление и совершенствование методической и нормативно-технической документации;
— планомерное повышение качества работы коллективов и отдельных исполнителей.
Для оценки качества продукции РП используются такие показатели, как:
— полнота выполнения требований технических условий на КР машин;
— удельный вес продукции с заводским аттестатом качества;
— средний ресурс отремонтированного объекта.
В целях обеспечения постоянного и активного управления качеством на РП разрабатывается схема технического контроля, в которой определяются детали, рабочие места, технологические операции, подлежащие сплошному или выборочному контролю. Устанавливаются также периодичность, минимальное число проверок и проверяющие лица. Результаты проверок фиксируются на рабочих местах ежедневно, на участке и в цехе — раз в декаду.
Выработка управляющих решений производится по оценке надежности отремонтированных машин и агрегатов, информация о чем составляется по данным подконтрольной эксплуатации изделий на предприятиях эксплуатирующих данную технику (опорных пунктах).
Источник
От чего зависит качество ремонта автомобиля?
Все автолюбители сталкиваются с проблемами ремонта. В недавней нашей статье мы рассказывали, как выбирать автосервис. Раскрывая эту тему шире, расскажем что в итоге влияет на главный результат автосервиса, а именно качество отремонтированного автомобиля.
После посещения автосервиса в идеальном случае не должно быть так называемых возвратов. К сожалению, по разным причинам они случаются и понятно, что есть прямая связь возвратов с качеством обслуживания и ремонта.
На качественный ремонт влияет большое количество факторов, рассмотрим наиболее важные и очевидные.
1. Оборудование станции технического обслуживания
Современный автосервис подразумевает широкий ассортимент разнообразных приспособлений, станков, подъемников и вспомогательного инструмента. К примеру, если в автосервисе установлен откалиброванный и современный балансировочный станок, то вероятность появления повторной жалобы о биении колес сводится к нулю. Старое, изношенное оборудование опасно для персонала автосервиса, и выполнить качественный ремонт автомобиля явно не получится. Если говорить про ремонт автомобилей бизнес и премиум класса, то риск поломок после такого ремонта высок и его последствия могут быть очень серьезными.
Кроме вышеперечисленных моментов наличие большого количества автосервисного оборудования позволяет оказывать большее количество услуг, и как итог быть более конкурентным на рынке услуг. Вывод простой: современное исправное оборудование позволяет решать самые сложные задачи и вносит вклад в обеспечение качественного ремонта.
2. Инструмент и программное обеспечение
Инструмент и его ассортимент — это основная база для выполнения ремонта. Недостаток инструмента сказывается на качестве и скорости и к тому же ограничивает объем и сложность выполняемого ремонта. Сейчас можно приобрести инструмент разных производителей от бюджетных до профессиональных с пожизненной гарантией. Часто из-за экономии или недостатка средств владельцы автосервисов покупают что-то подешевле. Дешевый инструмент не предназначен для профессионального использования, он просто не выдержит большой нагрузки и интенсивности использования.
Сканеры и программное обеспечение современной СТО — это неотъемлемая часть диагностического участка. Сейчас даже самые простые автомобили оснащены электронными модулями и компонентами. Трудно представить как можно сейчас обойтись без программного обеспечения и специальных сканеров. Без них диагностика практически невозможна. Чем совершеннее диагностическое оборудование, тем точнее и быстрее диагностика. Как результат клиент получает качественную услугу и за приемлемые деньги.
3. Обученный персонал
Обученный и квалифицированный персонал — это самый важный элемент автосервиса. Без персонала инструмент и оборудование пустое и мертвое железо. Руками, опытом, грамотным подходом решается проблема качественного ремонта автомобиля. Инвестиции в обучение и подбор кадров одна из самых главных задач владельцев автобизнеса. Подобрать профессионалов, создать сплоченную команду не легкая задача, но всегда к этому необходимо стремится. Только так можно уверенно чувствовать себя в высококонкурентной среде автобизнеса и предложить автолюбителям лучший сервис.
Опытный автомеханик обладает помимо опыта такими навыками как организованность, пунктуальность, аккуратность, внимательность, смекалка. Иногда при решении сложных задач приходится проявлять сноровку и мыслить творчески. Таким образом без опытных автомехаников невозможен успешный автосервис.
4. Запасные части и вспомогательные материалы
Технологический уровень изготовления запасных частей растет за счет использования современных технологий, применения высокоточных станков с числовым программным управлением, компьютерного моделирования и расчетов при изготовлении запасных частей.
Запасные части к автомобилю делятся на две основные категории: оригинальные и неоригинальные. Оригинальные запчасти гарантируют надлежащее качество и обычно имеют гарантийную поддержку. Неоригинальные запчасти — это аналоги оригинальных запчастей и их производят огромное число заводов. Цены и качество «гуляют» в широких диапазонах. Стоит отметить, что некоторые неоригинальные запасные части не уступают в качестве их оригиналу и даже дороже по цене.
Очевидно, что гарантировать качество ремонта можно только в случае применения проверенных и надежных запасных частей. Автомобильные запасные части — еще одно звено цепи качества ремонта. Руководители отдела запасных частей должны уделить особое внимание какие зачасти наиболее сочетают в себе формулу цена/качество.
5. Система контроля и организация процесса ремонта
Очевидная истина — все могут ошибиться. Если процесс ремонта отправить на самотек, то количество рекламаций будет расти как снежный ком и клиенты будут уходить к конкурентам. Отлаженная система контроля минимизирует количество ошибок и позволяет выявить слабые места процесса ремонта автомобиля. Все этапы должны быть контролируемыми и сами методы контроля ремонта обязательно должны совершенствоваться. Невозможно получить качественный ремонт автомобиля без контрольных проверок всех этапов. Все процессы от приемки автомобиля до выдачи проходят проверку. Это могут быть специальные контрольные карты или варианты чек-листов. Отсюда следует вывод: чем совершеннее система контроля, тем выше качество ремонта автомобиля. Как следствие выше репутация и доверие клиентов.
6. Культура производства
Понятие «культура производства» — это объемное и общее понятие, которое включает все выше перечисленные факторы. Что относится к культуре производства: исполнительская и технологическая дисциплина, оснащенность производства, чистота и порядок на рабочих местах, квалификация и инициативность сотрудников, понятные и четкие правила работы в организации, стремление к развитию предприятия, а в нашем случае автосервиса.
Культура производства можно сказать «склеивает» все процессы и в итоге приводит автосервис к развитию и успеху. Ведь приятно, когда вас встречает мастер-приемщик, четко соблюдает регламент, доходчиво объясняет и аргументирует все что касается ремонта, опрятно выглядит и активно проявляет интерес к проблеме клиента. Это только маленький пример как должен работать сотрудник и какой квалификацией обладать.
К культуре производства можно отнести и внедрение в некоторых техцентрах и автосервисах элементов бережливого производства. Например, за основу иногда берется японская практика кайдзен. Кайзден — это система непрерывного совершенствования процессов производства, управления и в целом всеми аспектами автосервиса или любого другого предприятия.
В заключении сделаем вывод, что качество ремонта это большая и многоступенчатая задача которая требует пристального внимания владельцев автобизнеса. Ничто не должно упускаться из виду, каждая проблема в ремонте — это повод для пристального рассмотрения причины ее появления, устранения и предотвращения в будущем.
Источник