Управляющая компания выставила счет за капитальный ремонт
Казалось бы, все вопросы по капитальному ремонту МКД уже не раз обсуждались и комментировались на разных уровнях: в кабинетах Минстроя и других министерств, в кабинетах жилищных инспекций, на форумах в интернете и, конечно же, в судах, где, обычно, в конечном итоге, и рождается истина в нашей стране.
Но находятся правоприменители, которые читают законы по-иному, чем остальные. Вот такое иное толкование норм жилищного законодательства коснулось и вопроса об обязательности поступления взносов по капитальному ремонту напрямую на специальный счет по капремонту.
Когда владельцем специального счета является региональный оператор, о порядке уплаты взносов подробно прописано в статье 171 ЖК РФ, в которой говорится о том, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором , в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Здесь нормы ЖК толкуются однозначно и вопросов обычно не возникает: региональный оператор выставляет собственникам платежные документы, в котором прямо указаны его реквизиты для перечисления взносов на капитальный ремонт.
Спорный вопрос, в основном, касается тех случаев, когда владельцем специального счета является управляющая организация.
Исходя из смысла статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ), взносы на капитальный ремонт МКД являются составной частью платы за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Пунктом 3 ст. 170 ЖК РФ установлено, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Пунктом 2 ст. 175 ЖК РФ установлены организации, которые могут являться владельцами специального счета:
товарищество собственников жилья, осуществляющее управление МКД
управляющая организация, управляющая МКД на основании договора управления
региональный оператор по капитальному ремонту
Специальный счет на капитальный ремонт является отличным от расчетного банковского счета и имеет особый статус по закону, а именно: права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений согласно ст. 36 ЖК РФ, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца специального счета (исключение- случаи, связанные с капитальным ремонтом общего имущества). И в случае признания владельца банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу, что предусмотрено ст. 175 ЖК РФ.
Зачастую при выставлении платежных документов формируется единый платежный документ, в который также включены и взносы на капитальный ремонт, что не противоречит закону и об этом имеется судебная практика. Этот момент уже разбирали ранее в статье нашего блога.
Прямого запрета на поступление денежных средств на расчетный счет управляющей организации, а затем их перечислению на специальный счет законодательство не содержит. В нормах Жилищного кодекса РФ, касающихся уплаты взносов по капитальному ремонту не уточняется, что взносы на капитальный ремонт должны поступать напрямую на специальный счет, минуя при этом расчетный счет владельца специального счета или кассу (при внесении наличных денежных средств в собственную кассу управляющей организации). Этот спорный момент просто-напросто забыли конкретизировать наши законодатели в случае с владельцем счета – управляющей организацией, что с ними случается нередко.
Хотя, думается, что законодатели, принимая изменения в жилищное законодательство по капитальному ремонту, предполагали все-таки именно прямое поступление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, во избежание злоупотреблений со стороны управляющих организаций в виде использования данных средств на иные цели: ведь всегда могут найтись более срочные нужды, чем капитальный ремонт, который будет проводиться через какое-то время и даже через несколько лет. Да и денежные средства фонда капитального ремонта являются целевыми, о чем прописано в законе, и нецелевое их использование запрещается, что также подтверждается предусмотренной законом строгой отчетностью перед надзорными органами и региональным оператором о сумме собранных средств и их расходовании. А при поступлении взносов на расчетный счет или кассу управляющей организации вполне может произойти ситуация, когда эти средства могут быть арестованы по каким-либо исполнительным производствам.
Пунктом 3 ст. 172 ЖК РФ установлено, что владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
А в соответствии пунктом 8 ст. 173 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
То есть, если денежные средства собственников, составляющих взносы на капитальный ремонт, не находятся на специальном счете, у надзорного органа есть право по истечении 5 месяцев после направления уведомления о погашении долга, при непогашении задолженности и непредоставлении документов об этом, уведомить об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (пункт 10 ст. 173 ЖК РФ).
Таким образом, владелец специального счета отвечает не только за надлежащий порядок сбора и в полном объеме сбор взносов за капитальный ремонт, но и за сохранность и целевое расходование фонда капитального ремонта, именно посредством специального счета, денежные средства на котором и составляют фонд капитального ремонта конкретного МКД.
Как всегда, все спорные моменты в Российской Федерации решаются в судебном порядке. Только иногда внутреннее убеждение различных судей частенько противоположное и всегда нужно подробно изучать практику апелляционного суда своего региона, и арбитража своего округа, если не имеется по аналогичному спору какого-либо судебного акта Верховного суда РФ или Пленума ВС РФ. К сожалению, обязательные для исполнения всеми судами Пленумы ВС РФ не принимаются высшим судом хотя бы раз в два года. Хотя при нынешнем стремительном изменении законодательства РФ (особенно сфере ЖКХ и налоговой сфере), наверное, это было бы целесообразным для единообразия судебной практики нижестоящих судов. Но имеем то, что имеем, не в наших силах повлиять на это… Поэтому судебные разбирательства многочисленны, особенно, в неоднозначной и зарегулированной изменениями сфере ЖКХ.
И так, судебная практика по рассматриваемому вопросу следующая.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2017 г. по делу № А45-2581/2017: «Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 170 , 172 , 173 ЖК РФ, суд первой инстанции установил, что задолженность в размере, указанном в уведомлении от 14.12.2015 № 6907/48-09, в установленный пятимесячный срок собственниками помещений в МКД погашена не была, формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось Товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в объеме, поступившем от собственников помещений на специальный счет не вносились (выписка операций по лицевому счету за период с 01.08.2014-19.12.2016), а поступали в кассу заявителя (приходные кассовые ордера) и расходовались без использования специального счета, и пришел к верному выводу о наличии у Инспекции правового основания по уведомлению органа местного самоуправления (Мэрии) о не погашении задолженности на капитальный ремонт собственниками помещений МКД с целью принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии с частью 10 статьи 173 ЖК РФ.
Поскольку наступление правовых последствий по определению МКД на счет регионального оператора действующее законодательство связывает с непогашением задолженности в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, по истечении 5-и месячного срока после получения владельцем специального счета такого уведомления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для изменения способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора».
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2017 г. № 17АП-5276/2017-АК по делу № А71-17393/2016: «Согласно информации, представленной в рамках проверки, денежные средства, поступившие по строке «капитальный ремонт», предъявляемые собственникам помещений указанного многоквартирного дома направлены на формирование фонда капитального ремонта в рамках действующей региональной системы капитального ремонта Удмуртской Республики в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом владельцем специального счета представлены счета-извещения по оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома № 218 по ул. Удмуртская с указанием реквизитов счета платежного агента (ООО «Республиканский расчетный центр»).
Следовательно, ООО «Городская УК» не обеспечена сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта МКД, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 218, поскольку на специальный счет № 40705810738130000612 не поступили уплаченные на счет ООО «Республиканский расчетный центр» взносы собственников помещений указанного дома в размере 87 289 руб. 71 коп».
А вот интересное решение, когда общим собранием собственников принято решение о формировании фонда капитального ремонта на расчетном счете управляющей компании. Но, скорее всего, это больше исключение, чем правило, в сложившейся судебной практике.
Постановление арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2017 г. № Ф09-5907/17 А07-24481/2016: «Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя дома № 49 по ул. Достоевского в г. Уфа (далее — спорный многоквартирный дом) относительно выставления ему платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт одновременно двумя организациями, в том числе некоммерческой организацией, комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении последней.
В ходе проверки установлено, что некоммерческая организация осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем вступившим в законную силу апелляционным определением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11.04.2016 по делу № 11-29/16 отменено решение мирового судьи судебного участка № 1 судебного района Ленинский район города Уфы от 28.10.2015 о солидарном взыскании в пользу заявителя с собственников одной квартиры спорного многоквартирного дома Тругмана В.В., Тругман Л.А. и Давтян А.В. задолженности по оплате на капитальный ремонт, в удовлетворении иска отказано.
Судом отмечено, что собственниками помещений спорного многоквартирного дома 30.01.2014 принято решение о размещении отчислений на капитальный ремонт дома на индивидуальном расчетном счете управляющей компании, то есть, фактически собственниками реализовано право выбора способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств на капитальный ремонт обществу УК «Эталон», и оснований для признания недействительным указанного решения не имеется.
По результатам проверки некоммерческой организации комитетом выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 10.11.2016 путем прекращения сбора денежных средств по статье «Капитальный ремонт» по спорному многоквартирному дому.
Полагая, что предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы в предпринимательской сфере, некоммерческая организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта, в том числе перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Частью 6 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 № 694-з «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судами установлено, что собственники помещений спорного многоквартирного дома 30.01.2014 реализовали свое право на принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем размещения отчислений на индивидуальном расчетном счете управляющей организации — общества с ограниченной ответственностью «Уютный дом».
Протоколом от 19.02.2015 N 02 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме зафиксировано решение о выборе управляющей организации — общества УК «Эталон» и о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома путем перечисления взносов на специальный счет, принадлежащий названному обществу.
Указанное решение общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома не оспорено и не признано недействительным.
Также судами отмечено, что спорный многоквартирный дом 30.11.2016 включен в реестр специальных счетов и согласно реестра отчетов по специальным счетам по состоянию на декабрь 2016 года фонд капитального ремонта в спорном многоквартирном доме формируется на специальном счете.
С учетом изложенного суды обеих инстанций, признав неправомерным начисление некоммерческой организацией взносов на капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома, согласились с соответствующим выводом комитета и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных некоммерческой организацией требований.
Доводы некоммерческой организации о нарушении собственниками помещений в многоквартирном доме порядка реализации права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта ввиду нарушения установленного законом срока представления в орган государственного жилищного надзора уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен. Судом апелляционной инстанции отмечено, что в силу ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта возложена на владельца специального счета, а не на собственников помещений многоквартирного дома, следовательно, оснований для признания соответствующего решения собственников принятым с нарушением установленного порядка не имеется».
И еще одно интересное решение, правда о взыскании неосновательного обогащения в виде неизрасходованных взносов на капитальный ремонт.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 мая 2017 г. № Ф09-653/17 по делу № А71-15894/2015: «Принимая во внимание, что денежные средства, перечисленные в качестве платы за капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению и только по решению общего собрания собственников, в случае расторжения с управляющей организацией договора на управление многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом управляющая организация утрачивает правовые основания для дальнейшего удержания денежных средств, суды, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об обоснованности исковых требований.
Возражения ответчика относительно необходимости перечисления спорных денежных средств исключительно на специальный счет, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку после прекращения полномочий управляющей компании у ответчика отсутствуют законные основания для дальнейшего удержания денежных средств, полученных от жителей многоквартирного дома на капитальный (текущий) ремонт. Дальнейшее движение спорных денежных средств лежит вне зоны правового интереса ответчика».
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно рекомендовать владельцам специального счета по капитальному ремонту не искать между строк в нормах закона несуществующее толкование прямых норм, а исходить из разумного их толкования. То есть, при принятии собственниками решения на общем собрании о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и при выборе управляющей организации его владельцем, открывать в установленном порядке специальный счет в уполномоченном банке и производить начисление и сбор взносов на капитальный ремонт МКД напрямую на специальный счет, минуя расчетные счета управляющей организации.
В противном случае, неблагоприятные последствия для управляющей организации со стороны надзорных органов могут перевесить сиюминутное стремление воспользоваться денежными средствами фонда капитального ремонта и решить какие-то текущие проблемы дома. А это может привести к судебным разбирательствам и утрате в дальнейшем права быть владельцем специального счета по капремонту МКД, что, несомненно, не порадует и не сделает лояльнее к управляющей организации собственников помещений многоквартирных домов.
Источник