Урок ремонт одежды заплата

Методическая разработка урока «Ремонт одежды. Заплатка»
методическая разработка по технологии (5 класс)

Цель урока — научить правильному выполнению накладной заплаты ручным способом с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности.Урок проводился в рамках недели трудового обучения. На уроке присутствовали все учащиеся 5 класса. Мальчики были активными участниками всех этапов урока. По окончании урока, из выполненных учащимися образцов заплат, совместно с детьми, был оформлен стенд «Наши достижения».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_remont_odezhdy.zaplatka.docx 35.44 КБ
prezentatsiya_k_uroku_remont_odezhdy._zaplata.pptx 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка урока

по теме: «Ремонт одежды. Заплата».

Разработала и провела: Новикова Наталья Николаевна,

учитель профессионально-трудового обучения.

Цель урока: научить правильному выполнению накладной заплаты ручным способом с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности.

— закрепить знания о видах ремонта одежды;

– сформировать у учащихся знания и умения наложения заплаты из гладкокрашеной ткани;

– развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему.

— воспитание аккуратности и опрятности во внешнем виде, трудолюбия, ответственности, коммуникативной культуры.

Личностные действия: самоопределение при выборе схемы действий.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование поставленной задачи, прогнозирование результатов работы, самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: решение поставленной проблемы.

Коммуникативные действия: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Технология: полного усвоения знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные пособия : образцы накладной и подкладной заплаты, схема «виды ремонта одежды», электронная презентация, карточки с алгоритмом работы по наложению заплат, образцы изделий с заплатами, электронный рассказ Н.Носова «Заплата».

На доске таблички с терминами : ремонт одежды, заплаты — накладная и подкладная.

Материалы, инструменты и оборудование : ткани для образца и для заплаты, нитки швейные, иглы для ручных швов, ножницы, игольница, наперсток, утюг, гладильная доска, линейка, карандаш, учебник

Методы обучения : беседа, рассказ, инструктаж, самостоятельная работа учащихся по памятке № 1, демонстрация приемов работы, самоконтроль, взаимоконтроль, работа с учебником.

Оборудование: интерактивная доска с проектором,

Урок проводился в рамках недели трудового обучения. На уроке присутствовали все учащиеся 5 класса. Мальчики были активными участниками всех этапов урока. По окончании урока, из выполненных учащимися образцов заплат, совместно с детьми, был оформлен стенд «Наши достижения».

Технологическая карта урока.

Выяснить готовность к уроку — на парте должны находиться инструменты материалы для ручной работы, учебники, карандаши.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Задание: раскодировать данные слова (слайд 2) .

— Что может произойти с вещами от неаккуратного или долгого ношения?

— Какие виды ремонта одежды вы уже знаете?

Разгадывают слова и, отвечая на вопросы учителя, воспроизводят ранее усвоенный материал по теме «Ремонт одежды».

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи

— Что случилось с мальчиком?

— Как вы считаете, чем все закончится?

— Как можно исправить сложившуюся ситуацию?

Тема нашего урока «Заплата».

-Что вы знаете о заплате?

Чему хотели бы научиться?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Л: самоопределяться в системе ценностей.

П: перерабатывать информацию (классифицировать, систематизировать).

Р: составлять план действий;

К: представлять свою позицию, понимать другие.

4. Изучение нового материала

Было время, когда сшить себе новую одежду было проблематично, так как в магазинах не было тканей. В то далекое время одежду занашивали до дыр. Чтобы продлить жизнь своим вещам, люди научились ставить заплаты. Такую одежду в заплатах мы можем увидеть в старинных сказках. В настоящее время одежду до дыр не занашивают.

Но! Многие из нас имеют любимые вещи, которые мы можем нечаянно порвать, сделать затяжку или посадить пятно. Заплата в этом случае не только продлит жизнь вашему изделию, но и может оказаться «модной изюминкой», так как, несомненно, окажется в центре внимания

— Где можно найти информацию по наложению заплаты?

Воспринимают информацию с опорой на иллюстративный материал.

Источник

План-конспект урока «Ремонт одежды заплатой» 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок технологии в 5 классе по теме «Ремонт одежды заплатой» является первым в разделе «Уход за одеждой. Ремонт одежды» и связан с темами «Ручные швы», «Терминология ручных работ».

Цели урока: научить выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, заплат; способствовать расширению знаний учащихся о народных праздниках; способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству; воспитание технологической грамотности.

Тип урока: урок комбинированный.

Мною была выбрана такая структура:

1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.

2 этапактуализация знаний с целью систематизирования имеющихся у учащихся знаний. Этап осуществлялся через работу по карточкам и через использование технологии проблемного диалога.

3 этаппостановка цели и задач, с целью самостоятельного определения учащимися темы, умения принимать и сохранять учебную цель. Данный этап осуществлялся через использование игровой технологии (кроссворд).

4 этаппоисково – исследовательский, с целью формирования представлений о видах и истории заплат. Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Использовалась межпредметная связь с историей и изо. Проводились разные формы работы: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.

5 этаппрактическая работа, с целью умения анализировать полученную информацию и умения применять на практике, умения сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Осуществляется через творческую коллективную работу по технологическим картам. Тип деятельности –проблемный, продуктивный и творческий.

6 этапрефлекционно – оценочный, с целью осмысления процесса и результата деятельности.

7 этап — информация о домашнем задании.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka.docx 834.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Локотская средняя общеобразовательная школа

Рыльского района Курской области

Раздел: Уход за одеждой. Ремонт одежды

Тема урока: «Ремонт одежды заплатой»

МБОУ «Локотская СОШ»

Коськова Оксана Павловна

с. Локоть 2015 г.

План — конспект урока технологии

Класс 5 март

Раздел: «Уход за одеждой. Ремонт одежды»

Тема: «Ремонт одежды заплатой»

  1. научить выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, заплат;
  2. способствовать расширению знаний учащихся о народных праздниках;
  3. способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  4. воспитанию технологической грамотности.

1.Образовательные: расширить представление о заплатах, закрепить знания видов ремонта одежды, и их назначении и изготовления, заплатами.

2.Коррекционные: развивать связную речь, произвольное внимание, мелкую моторику, память, активизировать мыслительные процессы, эстетический вкус, интерес к трудовой деятельности, творчеству.

3.Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности, коммуникативной культуры.

Наглядные пособия : образцы накладной и подкладной заплаты, образцы заплат-аппликаций, схема «виды ремонта одежды», рисунки аппликации, электронная презентация.

На доске таблички с терминами : ремонт одежды, штопка, заплаты- накладная и подкладная, аппликация, термоаппликация.

Материалы, инструменты и оборудование : ткани для образца и для заплаты, нитки швейные, иглы для ручных швов, ножницы, игольница, наперсток, утюг, гладильная доска, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, учебник обслуживающий труд 5класс, под редакцией В.Д.Симоненко, 2011г., карточки для тестирования, швейная машинка, термоаппликация, аппликация, карточки с правилами ТБ в стихах.

Методы обучения : беседа, рассказ, опережающее задание, инструктаж, самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам, демонстрация приемов работы, самоконтроль, взаимоконтроль, работа с учеником, тестирование.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

— приветствие,
-проверка явки учащихся,
-проверка готовности учащихся к уроку,
-настрой учащихся на работу.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей и радость предстоящего общения. Я желаю вам хорошего настроения.

Если утро начинается с улыбки

Если с позитивом встал с утра

То прогноз на день – ваш день отличный .

Пусть сегодня будет лучше, чем вчера!

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  • Давайте с помощью загадок вспомним какие инструменты и материалы нам необходимы для выполнения ручных работ?

По теме «Инструменты и приспособления»

Она в работе весела

Она тонка и так мала!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке

Тебе ж потом воткнётся в пятку! ( игла )

Работать с ними можно,

Но только очень осторожно:

Не бегать с ними по квартире

Так можно сделать харакири

Коль просит кто-то, не зевай:

Вперёд колечками давай

Хранить их надо в нужном месте

Концами сомкнутыми вместе ( ножницы )

Влез на стол он из-под лавки

Осмотрелся на подставке

Гибким хвостиком вильнул

Складки с ткани все смахнул

Зашипел он недовольно:

«Укушу вас очень больно!»

Опасно его оставлять одного!

С ним нужно поладить,

И можете гладить

Но гладить не нужно его! ( утюг )

Через море Дыр — дыр
Прошагал Командир.
Через море протопал
И море заштопал . ( иголка )

Что же это за машинка?

Нужно надевать косынку!

Голову не наклоняй ты низко

Не клади и пальцы близко

При шитье не отвлекайся

Будь внимательней, старайся! ( швейная машина )

Одна подружка
Пролезла другой в ушко ( нитка )

Не игрушка, не зверюшка
пробежит – оставит след.
И всегда подставит ушко,
Если в ушке нитки нет.
Из родни – лишь ёж да ёлка.
Это – швейная . ..( иголка )

  • Какие ручные швы вы знаете? Проверочная работа на знание ручных швов.

(Взаимопроверка по ответам с образца с доски).

4. Шов «вперёд иголку»

5. Косой шов (полукрест)

Отгадайте анаграммы по теме «Терминология ручных работ»

м с т е т а ь ( сметать )

и ш р п т и ь ( пришить )

м т т а е н ь а ( наметать )

ь п т р а и т м е ( приметать )

т а м е т ь з а ( заметать )

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ : на слайде четыре картинки

  • Что, по вашему мнению, произошло?

(рассказ учеников о проблемной ситуации)

  • А у Вас такое случалось?
  • Как действовать в такой ситуации?

(дети предлагают варианты).

  • Мотивация.
  • Освоение новых понятий и способов деятельности.

Выделить тему урока нам помогут задания, которые будут опираться на ранее изученный материал.

1 — одежная фурнитура, вид застежки, инструмент для вязания;
2- деталь верхней одежды для ее подвешивания (хранения в подвешенном состоянии);
3- накладная деталь в фартуке ( одежде) для хранения вещей;
4- последовательный ряд стежков на ткани;
5- вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды, змейка;
6- щелевое отверстие на одежде , в которое входит пуговица при застёгивании.

Ответы: 1-крючок, 2-вешалка, 3-карман, 4-шов, 5-молния, 6- петля

Ответьте на вопрос:

Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Она может быть верхняя, нижняя, мужская, женская, детская. Что это такое?

Мама строчит на машинке —
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка.

Вопрос : Какие слова вы выделили при работе с заданиями.

Учащиеся называют слова. ( ремонт одежда заплата )

Сформулируйте тему урока.

Тема : “Ремонт одежды заплатой”. Вчитайтесь внимательно в тему урока.

Вопрос : Поставьте пожалуйста цель?

Цель : отремонтировать одежду, наложить заплату.

Что мы будем делать сегодня на уроке?

1. Рассмотрим исторические факты такого процесса, как починки.

2. Изучим виды ремонта.

3. Самостоятельно отремонтируем одежду с помощью заплаты.

Девушка и юноша должны быть опрятны,

Одежда на них всегда аккуратна.

За одеждой своевременно нужно следить:

Заштопать, пуговицу пришить…

Ремонт и отделка швейных изделий

Требует овладение вами особых умений.

Будим учиться заплату пришивать,

Правильно ремонт одежды выполнять.

-Прежде чем говорить о заплате давайте рассмотрим исторические сведения о ремонте одежды.

  1. Изучение нового материала. ( презентация )

Долговечность одежды во многом зависит от опрятности человека. Но как бы ни был человек аккуратен, одежда может распороться по шву, порваться или протереться.

16 февраля по русскому обычаю устраивали Починки — латание дыр в одежде. Починки значительно отличаются от остальных праздничных дней тем, что в этот день люди придаются не отдыху, а труду.

Характер данного праздника отражается в известной русской народной поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой».

В этот день все трудились, не покладая рук, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство — тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало.

Каждый член семьи был занят своим делом: старики занимались ремонтом сбруи и другой конской упряжи («В починках Дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю»); их сыновья чинили различный прицепной инвентарь, в частности бороны и телеги; внуки налаживали домашнюю утварь, лавки, столы, табуреты и пр.

Женская половина в день Починок так же занималась делами, которые распределялись в соответствии с возрастом домочадцев. Так, старушки вытаскивали из сундуков платья, проветривали их, чистили, проверяли на наличие паразитов. Женщины и девушки занимались штопаньем белья, наложением на него нарядных заплаток. Девочки-подростки счищали с посуды накипь и сажу. По приданию, если в день «Починок» счастье увидит, что девушка недостаточно хорошо трудится, то оно может пройти мимо, и девушка не скоро выйдет замуж.

Накануне, 15-го февраля праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Правда, тут не только времена года боролись, но и устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Отчасти еще и поэтому вслед за таким активным времяпрепровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить.

  • В каких местах одежда наиболее подвержена механическому воздействию?
  • Все ли разрывы ткани и потёртости можно устранить одним способом?

В каждом конкретном случае необходимо уметь добротно и аккуратно отремонтировать одежду. Для этого нужно знать основные способы ремонта одежды.

Основные способы ремонта одежды:

Накладные подкладные декоративные

  1. Аппликация
  • Термоаппликация
  • Фигурная аппликация

( Характеристика способов ремонта одежды )

Перед вами находятся образцы готовых работ. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

  • Какой способ ремонта одежды можно использовать при небольшом разрыве ткани? (Штопка)
  • Когда лучше использовать термоаппликацию?
  • — В чем разница накладной и подкладной заплаты? (подкладная располагается с изнаночной стороны, накладная- с лицевой. В данном случае еще различаются стежками. Накладная-временного назначения-прямыми, подкладная-постоянными стежками-косым)
  • Но накладные заплаты могут быть декоративными,такими, как аппликация.
  • — В чем заключается суть аппликации? (наложение деталей разного цвета на основную деталь).
  • В данном случае цвет, рисунок ткани, форма- по желанию. Пришиваются чаще всего на коленях брюк, локтях рукавов.
  • Как вы думаете,каким швом заделываются заплаты? (накладным)
  • Существует ли без ниточный способ наложения заплат?( клеевой, целлофаном, клеем, яичным белком).
  • Для наложения заплат используют карман, пояс, если нет запасной ткани.
  • Если ткань новая перед началом работы ее увлажняют и гладят.
  • При наложении заплаты направление нити основы заплаты и изделия должны совпадать.
  • При наложении заплат вам встретится термин «приутюжить», «заметать».
  • Что означают эти операции ?
  • Какими способами в старину закрывали дыры?

Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтоб стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки — так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтоб люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».

Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабонька нашептывала: «Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне — в рубахе простой, а завтра — что у царевны самой».

На праздничных посиделках не только болтали о том, о сем и веселились, для многих эти посиделки становились настоящим испытанием. Для девушек устраивали разнообразные состязания по домашнему хозяйству, например кулинарные или конкурс «кто быстрее зашьет рубаху». Девушки очень старались в этих состязаниях, ведь именно там многие матери присматривали невест для сыновей, а выставить себя неумехой и остаться без жениха никому не хотелось.

  1. Вводный инструктаж к практической работе.

Правила по технике безопасности.

Изучение технологической карты.

5. Практическая работа.
5.1. Вводный инструктаж учителя :
-сообщение названия практической работы;
-разъяснение задач практической работы;
-ознакомление с объектом труда (образцом);
-ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления),
-ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по Инструкционным картам),
-предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы,
-инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
5.3.1 Формирование новых умений:
-проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся ( рабочий стол, инструменты , приспособления);
-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
5.3.2. Усвоение новых знаний:
-проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.

Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?» Или: «Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?», «Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!».

Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! (во время работы звучат русские народные песни).

  • По технологической карте выполнить ремонт изделия подкладной заплатой.
    5.3.3. Целевые обходы:
    -инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
    -концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
    -оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
    -контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
    -рациональное использование учебного времени учащимися.
    5.4. Заключительный инструктаж учителя:
    -анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
    (самооценка, взаимооценка, самопроверка по эталону.)
    -разбор типичных ошибок учащихся;
    -вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
    -повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
    6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
    Выполнение творческой работы.

Повторить основные способы ремонта одежды.
7.Уборка рабочих мест.
8.Подведение итогов урока учителем.
Рефлексия.
-сообщение учителя о достижении целей урока;
-объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
-выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Даю совет вам: не лениться –

И гардероб ваш обновится!

А если не умеешь шить,

Учиться надо поспешить !

А в заключении стихотворение.В заключении стихотворение В заключении стихотворение В заключении стихотворение Конец формы

Нитка и иголка.

Хвалилась нитка средь заплат:
Я с вас не требую зарплат,
Все делаю бесплатно
К мешку, к рубашке иль белью
Из вас любую я пришью
А без меня бы никогда
Вы не годились никуда
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
Ты! Правда дырки зашиваешь
Да только, жалко, забываешь
Что если б не было меня,
Какая польза от тебя?
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться
Он добросовестно будет трудиться
А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга
Припишет себе чужие заслуги.

Источник

Читайте также:  Горизонтальный челнок ремонт челнока
Оцените статью