Урок ремонт тормозной системы

Методическая разработка урока производственного обучения по теме Техническое обслуживание тормозных систем
методическая разработка

Методическая разработка представляет собой конспект урока производственного обучения по профессии Автомеханик, Мастер по ремонту и обслуживанию автотранспорта

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_urok_proizvodstvennogo_obucheniya_tehnicheskle_obsluzhivanie_tormoznyh_sistem.docx 32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок производственного обучения

«Техническое обслуживание тормозных систем»

Мастер производственного обучения

СПб ГБ ПОУ « СЛ им. С.И. Мосина»

Истомин Сергей Юрьевич

Методическая разработка занятия по теме «Техническое обслуживание тормозной системы», предназначена для преподавателей МДК 01.01 «Устройство автомобилей» учебных заведений, работающих в группах студентов специальности Автомеханик.

Формы и методы занятия, представленные в методразработке, способствуют активизации обучающихся на занятии. Занятие предполагает использование мультимедийных средств обучения (проектор, компьютер), а также практической отработки материала.

Использование активных методов обучения способствует более глубокому освоению материала, пробуждает интерес к изучению предмета.

Раздел: Устройство автомобилей

Тема занятия: Тормозные системы

Вид занятия: урок производственного обучения

Тема урока: Техническое обслуживание механизмов и приборов тормозных систем автомобилей.

Обучающая цель занятия : сформировать у студентов знания по устройству, назначению и видах тормозных систем автомобиля.

Воспитательная цель занятия: Способствовать формированию интереса к своей профессии и ответственности за результаты своей деятельности по организации проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Развивающая цель занятия: способствовать развитию у студентов познавательных интересов, анализа информации о конструкции и техническом состоянии автомобиля, самоконтроля и взаимоконтроля.

МДК 01.01, тема: «Общее устройство автомобиля»;

Материаловедение, тема «Фрикционные материалы»;

Физика, тема «Трение. Закон Амонтона-Кулона».

Содержание знаний и умений

-устройство тормозных систем;

— виды тормозных систем и их назначение;

— принцип работы каждой из тормозных систем;

— требования ПДД, предъявляемые к тормозным системам;

— факторы, влияющие на работу тормозных систем.

— рассказать и показать на плакате составные части тормозной системы автомобиля;

— различать каждый из четырёх видов тормозных систем;

— рассчитать остановочный путь автомобиля для различных дорожных условий и скорости движения.

Уровень усвоения: второй

— объяснительно-иллюстративный, беседа, демонстрация работы стендов, макетов и учебных пособий, самостоятельная работа по выполнению практических заданий.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  1. план-конспект занятия;
  2. компьютер;
  3. проектор;
  4. стенд «Тормозной путь автомобиля»;
  5. макет «Тормозная система автомобиля»;
  6. плакат «Рабочая тормозная система»;
  7. плакат «Тормозные механизмы и стояночный тормоз»;
  8. презентация по теме «Тормозные системы».
  9. Детали тормозной системы
  10. Набор инструментов

1 Организационная часть занятия (5 минут)

Преподаватель слушает доклад старосты. Проверяет наличие конспектов, ручек и других принадлежностей у обучающихся.

2 Актуализация опорных знаний (10 минут)

Преподаватель проводит актуализацию опорных знаний студентов.

Вопрос: Назовите две основные системы управления автомобилем?

Ответ: Рулевое управление и тормозная система.

Вопрос: Для чего служит рулевое управление?

Ответ: Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля, как правило, за счет поворота управляемых колес.

Вопрос: Сформулируйте закон Амонтона-Кулона?

Ответ: Сила трения при скольжении тела о поверхность не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью, но зависит от силы нормальной реакции этого тела и от состояния окружающей среды.

Вопрос: От чего зависит нормальная реакция опоры?

Ответ: Нормальная реакция опоры зависит от площади пятна контакта и давления.

3 Мотивация учебной деятельности (10 минут)

Преподаватель сообщает информацию, подготавливающую обучающихся к восприятию новой темы:

Автомобильная тормозная система – одна из важнейших систем, обеспечивающая безопасность передвижения автомашины. В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а так же для удержания его на стоянке. По мере эксплуатации фрикционные накладки колодок истираются, возможно замасливание накладок колодок, а так же износ барабанов и тормозных дисков, износ тормозных шлангов, неправильная работа суппорта. При этом тормозной путь увеличивается, чтобы этого не произошло нужно своевременно выполнять ТО и ремонт.

В Правилах дорожного движения есть перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. При обнаружении неисправностей в тормозном управлении водитель должен немедленно прекратить движение.

По ст. 12.5 КоАП РФ за езду на машине с такими неисправностями водителю грозит штраф в размере 500 рублей либо отстранение от управления транспортным средством.

Обучающийся формулирует цель занятия в общих словах.

Преподаватель вместе с обучающимися формулируют цель занятия: «Цель занятия: сформировать знания об устройстве, назначении, видах тормозных систем и требованиях, предъявляемым к ним».

4 Восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала

  1. Основные неисправности механизмов и приборов тормозных систем автомобилей.
  2. Основные работы, выполняемые при выполнении технического обслуживания механизмов и приборов тормозных систем автомобилей.

К основным неисправностям тормозных систем относятся:

  • неэффективное торможение; заедание тормозных колодок, не возвращающихся в исходное положение после окончания нажатия на педаль рабочей тормозной системы;
  • неравномерное действие тормозных механизмов колес; утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического тормозного привода;
  • негерметичность системы пневматического тормозного привода.

Причинами неэффективного действия тормозных систем автомобиля (увеличение тормозного пути) могут быть: негерметичность в соединениях гидравлического или пневматического тормозного привода; попадание воздуха в гидросистему или недостаток тормозной жидкости в ней; нарушение регулировки тормозного привода и тормозных механизмов; износ или замасливание накладок тормозных колодок и барабанов.

Заедание тормозов происходит по следующим причинам:

  • при поломке стяжных пружин тормозных колодок;
  • обрыве заклепок фрикционных накладок и заклинивании их между колодкой и барабаном;
  • примерзании накладок к барабану;
  • засорении компенсационного (при гидроприводе) или воздушного (при пневмоприводе) отверстия в главном тормозном цилиндре;
  • заклинивании поршней в колесных тормозных цилиндрах.

Неодновременность действия тормозных механизмов на колеса вызвана неодинаковыми зазорами между фрикционными накладками и тормозными барабанами, замасливанием накладок, износом колесных тормозных цилиндров или поршней гидравлического тормозного привода, засорением трубопроводов или шлангов, а также утечкой воздуха или жидкости из тормозного привода одного из колес.

Негерметичность в соединениях определяют по подтеканию жидкости в гидравлическом тормозном приводе или утечке воздуха в пневматическом тормозном приводе при неработающем двигателе. Утечку воздуха обнаруживают на слух или смачиванием места возможной неплотности мыльным раствором. Если давление воздуха в пневмосистеме понижается только при работающем двигателе, то неисправен компрессор. Нарушение герметичности тормозных систем не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 5 Па в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами.

Попадание воздуха в систему гидравлического тормозного привода приводит к заметному снижению сопротивления нажатию на педаль рабочей тормозной системы.

Работы, выполняемые при ТО тормозных систем

При ЕО осматривают тормозные системы автомобиля с целью выявления явных отказов и неисправностей. Проверяют давление воздуха в системе, состояние шлангов и предохранительного клапана, а также герметичность пневматической или гидравлической системы. Сливают конденсат из воздушных баллонов и фильтра влагомаслоотделителя.

При ТО-1 помимо операций ЕО проверяют следующее:

  • состояние и герметичность трубопроводов и приборов системы; работу компрессора на слух, а создаваемое им давление по манометру;
  • крепление пальцев штоков тормозных камер тормозного привода и при необходимости регулируют ход штоков тормозных камер;
  • значения свободного и рабочего хода педали рабочей тормозной системы и при необходимости регулируют;
  • состояние крана тормозного привода;
  • исправность привода и действие стояночной тормозной системы; уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и при необходимости доводят его до нормы;
  • состояние и герметичность главного тормозного цилиндра, усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами; эффективность действия тормозных механизмов на стенде.

При ТО-2 кроме операций ТО-1 выполняют следующее:

  • проверяют крепление компрессора, крана стояночной тормозной системы и деталей его привода, главного тормозного цилиндра, гидроусилителя, воздушных баллонов;
  • проверяют состояние тормозных барабанов (дисков), колодок, накладок, пружин и подшипников колес (при снятых ступицах);
  • проверяют крепление тормозных камер, их кронштейнов и опор разжимных кулаков, опорных тормозных щитов передних и задних колес; проверяют состояние, крепление и действие привода стояночной тормозной системы; у автомобилей с пневматическим тормозным приводом проверяют шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, регулируют свободный и рабочий ход педали рабочей тормозной системы и зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами колес;
  • промывают колодок и оараоамами нилес, промывают фильтрующие элементы влагоотделителя;
  • сливают конденсат из баллонов;
  • у автомобилей с тормозным гидроприводом проверяют действие гидроусилителя, значения свободного и рабочего хода педали рабочей тормозной системы, при необходимости доливают жидкость в главный тормозной цилиндр, регулируют зазор между накладками тормозных колодок и тормозными барабанами колес, удаляют воздух из системы гидравлического тормозного привода.

СО предусматривает все операции ТО-2. Кроме того, выполняют следующее: разбирают, промывают и проверяют противозамораживатель и после установки его на автомобиль с наступлением холодов заполняют спиртовой смесью; снимают фильтрующий элемент воздушного фильтра гидроусилителя, промывают в керосине, опускают в чистый моторный смазочный материал и устанавливают на место; снимают барабан тормозного механизма и проверяют состояние деталей; снимают тормозной кран и тормозные камеры для разборки и проверки состояния диафрагм, при необходимости заменяют диафрагмы.

Техническое состояние тормозных систем автомобиля проверяют при дорожных испытаниях или испытаниях на тормозных стендах. Для более объективной оценки работы тормозного механизма каждого колеса и определения одновременности срабатывания всех механизмов, а также для выявления характера и места неисправности в тормозной системе используют стенды.

При контроле работоспособности тормозных систем в заданных условиях измеряют тормозной путь автомобиля, его замедление при торможении и тормозное усилие на каждом колесе.

При проверке эффективности рабочей тормозной системы на испытательном стенде определяют максимальные усилия, развиваемые каждым тормозным механизмом, и время срабатывания при приложении к органу управления тормозной системы определенного усилия.

При дорожных испытаниях тормозных систем автомобиль разгоняют до скорости 43 — 45 км/ч и отсоединяют двигатель от трансмиссии. При движении накатом в момент, когда скорость автомобиля станет равной 40 км/ч, проводят полное торможение с определенным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь и время срабатывания тормозной системы.

Для оценки эффективности вспомогательной тормозной системы автомобиля используют стенды инерционного типа. Торможение осуществляют при вращении колес с определенной частотой, а также при включении передачи, обеспечивающей частоту вращения коленчатого вала двигателя, не превышающей частоты вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя. По максимальным тормозным силам, развиваемым на колесах автомобиля, рассчитывают общую удельную тормозную силу.

При дорожных испытаниях после торможения автомобиля с определенными значениями начальной скорости движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя измеряют установившееся замедление.

Вспомогательная тормозная система при движении автомобиля со скоростью (30±5) км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с 2 при полной массе и 0,8 м/с 2 в снаряженном состоянии.

Для проверки эффективности стояночной тормозной системы автомобиль устанавливают на подъеме с заданным уклоном, затормозив его рабочей тормозной системой. Затем двигатель отсоединяют от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. Рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния автомобиля на данном уклоне. Ниже приведены значения уклонов, %, при испытании стояночной тормозной системы автомобиля.

Легковой автомобиль полной массы — 16

Легковой автомобиль или автопоезд в снаряженном состоянии — 23

Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, автопоезд — 31

Установленная эффективность стояночной тормозной системы должна быть получена при усилии на ручном органе управления не более 392 Н для легкового автомобиля и автобуса и 582 Н для грузового.

Автомобиль считают выдержавшим испытания по проверке тормозных систем, если полученные показатели соответствуют нормам для данной модели.

Внешний контроль тормозных барабанов и колодок выполняют после снятия барабанов с автомобиля. Убеждаются в отсутствии течи из колесных цилиндров тормозов, а также проверяют надежность крепления тормозных цилиндров к щиту и щита к цапфе поворотного кулака или к фланцу кожуха полуосей, состояние защитных колпаков и экранов цилиндров, степень износа фрикционных накладок, а также состояние тормозного барабана. Загрязненные накладки очищают и промывают. Замасленные накладки заменяют. При отсутствии новых накладок замасленные колодки помещают в неэтилированный бензин на 20 . 30 мин, после чего тщательно очищают рабочие поверхности накладок металлической щеткой. При большом износе накладок, когда заклепки утопают менее чем на 0,5 мм, их заменяют новыми. При установке барабана вначале гайками крепления колес прижимают тормозной барабан к ступице, а затем ввертывают винты крепления барабана. Это делают потому, что винтами нельзя достаточно плотно прижать тормозной барабан к ступице колеса.

При износе фрикционных накладок колодок тормозов зазоры между колодками и тормозными барабанами увеличиваются и ход педали рабочей тормозной системы возрастает. Для восстановления нормального зазора и уменьшения хода педали выполняют частичную или полную регулировку тормозов.

В тормозной системе с пневматическим приводом регулируют натяжение ремня привода компрессора, свободный ход педали рабочей тормозной системы, зазоры между тормозными колодками и барабанами.

5. Контрольные вопросы.

1. Какие основные неисправности тормозных систем Вы знаете:

2.Какие работы выполняются при ЕО тормозных систем автомобилей?

3.Какие работы выполняются при ТО — 1 тормозных систем автомобилей?

4.Какие работы выполняются при ТО – 2 тормозных систем автомобилей?

5.Какие работы выполняются при СО тормозных систем автомобилей?

6. Как определяют эффективность действия рабочих тормозных систем автомобилей?

7.Как определяют эффективность действия стояночной тормозной системы автомобилей?

6. Подведение итогов занятия (3 минуты)

Преподаватель комментирует работу обучающихся, выставляет оценки.

7 Сообщение домашнего задания (2 минуты)

Преподаватель сообщает домашнее задание: выучить материал занятия по теме «Тормозные системы»

Полихов, М.В. Техническое обслуживание автомобилей : Учебник для студентов учреждений СПО / М.В. Полихов. — М. : Издательский центр «Академия», 2018 . – 208 с. – (топ 50).

  1. Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей : Учебное пособие для студентов учреждений СПО / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Редин. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013
  2. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей : Основные и вспомогательные технологические процессы : Лабораторный практикум : Учебное пособие для студентов учреждений СПО / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Нерсесян, В.И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик» : Учебное пособие для НПО / В.И Нерсесян, В.П. Митронин, Д.К. Останин. – 2- е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Ремонт автомобилей. Трансмиссии : Иллюстрированное учебное пособие / сост А.С. Кузнецов. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 . – (20 плакатов).
  5. Устройство, ремонт и техническое обслуживание двигателей : Иллюстрированное учебное пособие / А.С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012 . – 20 плакатов
  1. Библиотека журнала «За рулем» // https://www.zr.ru/archive
  2. Авто. Ру автомобильный портал // https://auto.ru/
  1. Автомобиль и сервис
  2. За рулем
  3. Автопанорама

Источник

Читайте также:  После ремонта кпп появился шум
Оцените статью