§ 26. Простейший ремонт сантехнического оборудования
Для выполнения ремонта сантехнических устройств необходимо знать их конструкцию и уметь отличать детали. Чаще всего неисправности возникают в водопроводных кранах и смесителях.
На рисунке 86 показано устройство простейшего водопроводного крапа. При повороте маховичка 1 по часовой стрелке шпиндель 2 вворачивается внутрь корпуса 4, прокладкой 5 перекрывает отверстие (гнездо) 7, и вода не поступает.
Рис. 86. Водопроводный кран: 1 — маховичок; 2 — шпиндель; 3 — уплотнительная гайка; 4 — корпус; 5 — прокладка; 6 — винт с шайбой; 7 — гнездо
В настоящее время широко применяют смесители — устройства для подачи холодной, горячей или тёплой воды. Производятся смесители различного назначения: для умывальников (центральные), для ванны и умывальника (общие), для ванны с душевой сеткой и т. д. Смесители работают в постоянном контакте с водой, поэтому их металлические детали изготовляют из латуни, бронзы, маховички — из пластмассы, уплотнительные прокладки — из резины, кожи, пластмассы и др.
На рисунке 87 показан смеситель для умывальника (центральный). Он состоит из корпуса 1 с двумя вентильными головками 2, водоизливной трубки 3 с аэратором 4.
Рис. 87. Смеситель: 1 — корпус; 2 — вентильная головка; 3 — водоналивная трубка; 4 — аэратор
Вентильная головка, входящая в конструкцию смесителя, — это устройство для управления движением воды (рис. 88). Так же, как и в водопроводном кране, при вращении маховичка по часовой стрелке прокладка прижимается к отверстию в корпусе смесителя, по которому поступает вода и перекрывает его.
При работе смесителя могут возникнуть следующие неисправности.
1. При открытой вентильной головке вода подтекает по шпинделю в сторону маховичка.
Для устранения подтекания воды следует подтянуть (закрутить сильнее по часовой стрелке) гайку 3 (см. рис. 88). Если это не поможет, то нужно полностью отвернуть гайку и вытащить тонкой отвёрткой старый сальник (набивку) 4 из зазора между шпинделем 2 и корпусом 6. После этого намотать на шпиндель несколько витков пропитанной маслом льняной или конопляной нити (пакли). Гайку 3 завинчивают в корпус 6, уплотняя сальник, и проверяют лёгкость вращения шпинделя маховичком. Можно также, вытащив старый сальник, заменить его новым — резиновым.
Рис. 88. Устройство вентильной головки: 1 — маховичок; 2 — шпиндель; 3 — гайка: 4 — сальник: 5 — шайба; 6 — корпус; 7 — прокладка; 8 — клапан; 9 — прокладка; 10 — шайба; 11 — винт
2. При закрытой вентильной головке вода капает из крана, или при её открывании смеситель начинает гудеть и вибрировать.
Для устранения этих неисправностей, прежде всего, перекрывают запорными вентилями подачу холодной и горячей воды в водопроводную систему жилища. Затем, вращая маховичок против часовой стрелки, открывают вентильную головку, чтобы проверить, что вода перекрыта. Откручивают винт крепления маховичка и снимают маховичок. После этого ключом вывинчивают корпус вентильной головки 6 из смесителя и заменяют прокладку 9 на новую.
Если клапан 8 с прокладкой 9 выпадает из шпинделя, нужно вывинтить шпиндель из корпуса, вынуть клапан и слабыми ударами молотка по концу шпинделя в районе отверстия для клапана слегка уменьшить диаметр этого отверстия. Постукиванием вставить клапан в отверстие шпинделя, после чего с помощью кернера завальцевать отверстие.
3. Маховичок невозможно завернуть до конца, вода постоянно вытекает струйкой.
Причиной этого является износ резьбы на шпинделе 2 или в корпусе 6 (см. рис. 88). Для устранения этой неисправности необходимо заменить вентильную головку.
Кроме описанной выше вентильной головки, применяют конструкции со сменным картриджем, в котором находятся две прочные керамические пластины с отверстиями, прижатые друг к другу. При повороте пластин относительно друг друга отверстия совпадают, горячая и холодная вода поступает в смеситель, смешивается и попадает в водоизливную трубку.
Аэратор (рис. 89) предназначен для насыщения воды воздухом, устранения из неё посторонних запахов, рассечения потока воды на отдельные струи. С течением времени напор воды из водоналивной трубки уменьшается. Это происходит из-за того, что аэратор засоряется частичками из проржавевших труб системы водоснабжения. При засорении аэратора его отвинчивают от водоизливной трубки, разбирают и прочищают щёткой, собирают и устанавливают на место. Конструкция аэратора показана на рисунке 89, б.
Рис. 89. Аэратор: а — общим вид; б — составные части: 1 — корпус; 2 — стакан; 3 — рассекатель: 4 — металлические сетки; 5 — резиновая прокладка
В настоящее время начинают применяться автоматические смесители, которые включаются самостоятельно при приближении рук человека, поддерживают по заданной программе необходимую температуру воды и её напор.
Правила безопасной работы
- Перед тем как ремонтировать сантехническое оборудование, следует обязательно отключить подачу воды.
- Нельзя выкручивать вентильную головку плоскогубцами, так как они повреждают её поверхность.
- Закручивать детали крана и вентильной головки осторожно, без перекосов, чтобы не сорвать резьбу.
- После ремонта сантехнического оборудования вентиль подачи воды в водопроводную систему открывать плавно, не спеша. Только убедившись, что в отремонтированном оборудовании вода не подтекает, открывать его полностью.
Знакомимся с профессиями
Работы по обслуживанию систем водоснабжения в домах выполняет слесарь-сантехник. Он устанавливает и ремонтирует сантехническое оборудование, раковины, ванны, унитазы и т. д. Слесарь-сантехник должен хорошо разбираться в системах водоснабжения и канализации, умело пользоваться слесарными инструментами, быстро находить неисправности и уметь их устранять.
Практическая работа № 26
Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки
- Рассмотрите смеситель на лабораторном стенде. Определите, для чего он предназначен: для умывальника, ванны и умывальника и т. д. Найдите в смесителе вентильные головки для холодной и горячей воды, корпус, водоизливную трубку, аэратор.
- Разберите представленный учителем водопроводный кран и найдите в нём шпиндель, маховичок, корпус, уплотнительную гайку.
- Рассмотрите вентильную головку. Найдите все части, указанные на рисунке 88.
- Разберите аэратор, изучите его конструкцию, соберите.
- Подберите резиновые шайбы или прокладки к вентилям и кранам.
- Отремонтируйте указанное учителем сантехническое оборудование. Проверьте качество ремонта.
Ознакомьтесь в Интернете или других источниках информации с ассортиментом современных смесителей для ванной и кухни.
Новые слова и понятия
Водопроводный кран, смеситель, вентильная головка, аэратор, слесарь-сантехник.
Источник
Простейший ремонт сантехнического оборудования
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosteyshiy_remont_santehnicheskogo_oborudovaniya6_kl.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Простейший ремонт сантехнического оборудования
Цели урока: ознакомление учащихся с простыми сантехническими устройствами (водопроводными кранами и смесителями), с инструментами и материалами, применяемыми для их ремонта; формирование умений различать некоторые причины возникновения неисправностей при работе смесителей; выполнение упражнений по разборке и сборке водопроводных кранов и смесителей; формирование умений вырезать из листовой резины шайбы и прокладки к вентилям и кранам; формирование бережного отношения к природным ресурсам, развитие экологического мышления; развитие технического мышления, воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности.
Ожидаемый учебный результат:
• общее представление о простых сантехнических устройствах (водопроводных кранах и смесителях), правилах безопасной работы;
- Приобретение опыта самостоятельного определения некоторых причин возникновения неисправностей в работе смесителей;
- приобретение умении и навыков разборки водопроводных кранов п смесителей, навыков вырезания резины шайб и прокладок к вентилям и кранам;
- развитие представлений об экологических проблемах водоснабжения;
- приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: школьные учебные мастерские.
Дидактические средства обучения: лабораторный стенд со смесителями и кранами различных конструкций, плакаты (слайды) с изображением устройства сантехнического оборудования, aэраторы, тиски, гаечные ключи, отвёртки, штангенциркули, пакля, пинцет, молоток, кернер, заготовки дли резиновых шайб, ножницы, высечки-пробойники, циркули, тряпки, учебник (§ 26), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрации сантехнического оборудования, инструмен тов и материалов, а также приёмов разборки и сборки во допроводных крапов и смесителей, лабораторно-практическая работа.
Формируемые УУД : личностные, познавательные, коммуникативные.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: материалы фронтального опроса, содержащиеся в разделе «Проблематизация» (см. ход урока); визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты); стенд с сантехническим оборудованием.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применении научаемого материала: п. 1 задания 26 из рабочей тетради, практическая работа № 26 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 26 из рабочей тетради, практическая работа № 26 из учебника.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстра-тивные материалы, динамические дели).
Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места учителя учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.
Единая коллекция образовательных ресурсов
- Технология. 6 класс. Электронное издание.
- Технология. Учебное электронное издание.
http: //school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/
- Технология. Электронное издание.
Перед началом изложения теоретического материала учитель задаёт учащимся следующие вопросы.
Каким образом ваша квартира или дом снабжается водопроводной водой?
Какие устройства установлены в вашей кухне, ванной для подачи воды?
Есть ли в вашей квартире или доме счётчики расхода холодной и горячей воды?
После обсуждения ответов учитель формулирует цели и задачи урока.
2. Введение нового материала
Учитель раскрывает смысл понятий «система водоснабжения» и сантехническое оборудование», знакомит учащихся с сантехническими инструментами, применяемыми для ремонтных работ.
Затем объясняет устройство простейшего водопроводного крана, смесителя и вентильной головки, используя рис. 86-88 из учебника или подготовленные заранее плакаты, слайды. Демонстрирует смесители различных видов, поясняет, из чего они сделаны и для каких помещений (кухня, ванная) предназначены. Для этого можно использовать стенд с сантехническими устройствами различных конструкций (такой стенд является хорошим объектом для творческого проектирования шестиклассника).
При объяснении учащимся технологии устранения основных неисправностей (перечисленных в учебнике), которые могут возникнуть при работе смесителя, учитель, используя реальную вентильную головку с помощью сантехнических инструментов вымывает все действия, необходимые для устранения этих неисправностей, перечисляет правила безопасности при выполнении ремонтных санитарно-технических работ, акцентируя внимание школьников на то, что перед проведением ремонта сантехнического оборудования в квартире или дома подача воды должна быть отключена.
Говоря об экологических проблемах водоснабжения, учитель сообщает о том, что запасы пресной воды на нашей планете ограничены, поэтому необходимо бережно расходовать воду, контролировать её потребление в квартире или доме путем установки счётчиков расхода воды.
В завершение учитель рассказывает кратко о рабочей профессии слесарь-сантехник.
После изложения теоретического материала учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам.
Чем смеситель отличается от водопроводного крана?
Каково назначение сальника в вентильной головке?
Как вы думаете, из какого материала изготовляют маховичок вентильной головки смесителя?
Для какой цели предназначен аэратор?
- Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляются в процессе выполнения задания 26 из рабочей тетради и лабораторно-практической работы № 26 «Изучение и ремонт смесителя и вентильной головки» из учебника.
Работая в парах или малых группах, учащиеся на лабораторном стенде изучают смесители различных конструкций, определяют их назначение, с помощью сантехнических инструментов разбирают и собирают выданный учителем водопроводный кран. Затем в процессе изучения конструкции вентильной головки (п. 3 лабораторно-практической работы) выполняют п. 1 задания 26 из рабочей тетради и переходят к разборке и сборке аэратора.
В рамках выполнения п. 5 лабораторно-практической работы при отсутствии резиновых шайб и прокладок необходимого диаметра к вентилям и кранам ученики самостоятельно размечают их циркулем на листовой резине, вырезают по раз метке ножницами и проделывают отверстия в них с помощью высечек-пробойников (металлических трубок с заточенным острым краем).
После этого учащиеся решают сформулированную учителем ситуационную задачу по ремонту простейшего сантехнического устройства (п. 6 лабораторно-практической работы).
В завершение ученики выполняют п. 2 задания 26 из рабочей тетради. Правильные ответы: 1 — смеситель; 2 — маховичок, 3 — резина; 4 — сантехник; 5 — аэратор.
Примерные критерии оценки качества работы на уроке:
1) правильное выполнение и. 1 лабораторно-практической работы и п. 1 задания 26 из рабочей тетради;
2)безошибочная разборка и сборка водопроводного крана;
3)соблюдение правил безопасной работы;
4)правильные приёмы работы с сантехническими инструментами;
5)безошибочная разборка и сборка аэратора;
6)правильная разметка диаметров изготовляемых резиновых шайб;
7)качественное изготовление резиновых шайб;
8)правильное выполнение п. 2 задания 26 из рабочей тетради;
9)время выполнения заданий;
- качественный ремонт сантехнического устройства (п. 6 лабораторно-практической работы).
В соответствии с этими требованиями учитель составляет протокол анализа работы учеников по теме урока.
Во время урока учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасного труда при проведении ремонтных санитарно-технических работ. Выявляет ошибки учащихся и указывает пути их устранения.
- Подведение итогов урока и рефлексия
Комплексную отметку каждому ученику учитель выставляет по результатам фронтального опроса, выполнения лабораторно-практической работы № 26 из учебника и задания 26 из рабочей тетради с учётом перечисленных выше критериев. Все недочёты учащихся коллективно обсуждаются, делаются выводы по изученному материалу.
1. Ответить на вопросы, приведённые в конце § 26 учебника.
Источник