- Discovered
- О финансах и не только…
- Качество продукции
- Основные факторы, влияющие на качество продукции
- Методы и показатели оценки уровня качества продукции
- 1-й метод. Способ получения информации
- 2-й метод. Источник получения информации
- Методы оценки уровня качества продукции
- Дифференцированный метод
- Качественный метод
- Смешанный метод
Discovered
О финансах и не только…
Качество продукции
Качество продукции — совокупность свойств, характеризующих способность продукции удовлетворять определенные потребности покупателя. Различают производственные и потребительские свойства продукции. Производственные свойства продукции формируются в процессе ее разработки и достигаются на стадии изготовления. Потребительские свойства продукции нацелены на удовлетворение конкретных запросов потребителей.
Пригодной для потребления считается продукция, которая соответствует требованиям действующих стандартов. Продукция, не отвечающая этим требованиям, считается некачественной. Продукция высокого качества должна обладать улучшенными или принципиально новыми потребительскими свойствами и иметь существенные качественные и количественные изменения показателей производительности, надежности, долговечности, материалоемкости, энергоемкости, расхода сырья относительно усредненных показателей.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в течение срока службы в сфере потребления. Для оценки качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.
Основные факторы, влияющие на качество продукции
Факторы внешней среды:
- уровень требований к качеству (потребители, прогресс, конкуренты);
- наличие поставщиков капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг;
- действующее законодательство в области качества и работа государственных органов.
Внутренние факторы предприятия:
- материальная база предприятия (финансы, оборудование, инфраструктура);
- персонал (квалификация и мотивация);
- качество проекта (совершенство конструкции);
- качество исполнения (применение передовых технологий);
- менеджмент (организация и управление работой предприятия), в том числе — система управления качеством, предусматривающая:
- маркетинг;
- взаимоотношение с заказчиками (контракты, сервис);
- контроль качества на всех этапах создания продукции;
- оперативное реагирование на проблемы с качеством.
Чтобы управлять качеством выпускаемой продукции, нужно уметь его оценивать. Общие критерии оценки качества содержатся в стандартах. Стандарт устанавливает и регламентирует наиболее прогрессивные показатели качества любого вида продукции. Среди них — технические (мощность, производительность, безотказность, долговечность и т.д.) и экономические, отражающие материальные, трудовые или денежные затраты. Качество изделия формируется на всех этапах его создания: оно закладывается в ходе научных исследований, во время проектирования и конструирования, обеспечивается во время непосредственного производства, зависит от качества исходного сырья и материалов, от технологического процесса, от средств и методов контроля и испытаний, транспортировки, хранения, эксплуатации и ремонта.
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества.
Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции. Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества. Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять показателей:
- Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.
- Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.
- Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
- Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.
- Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
- Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
- Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.
- Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
- Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным — в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
- Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.
Источник
Методы и показатели оценки уровня качества продукции
Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Содержание операций оценки уровня качества на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Операции оценки уровня качества продукции на различных этапах ее жизненного цикла
1. Оценка проектного качества продукции (разработка продукции):
- установление класса и группы продукции;
- выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;
- выбор базового образца;
- выбор метода определения значений показателя качества;
- определение численных значений показателей.
2. Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):
- установление методов и средств контроля качества;
- выбор метода определения значения показателя качества;
- определение фактических значений показателей качества;
- оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.
3. Оценка качества в эксплуатации (потреблении):
- установление способа сбора и получения информации о качестве;
- определение фактических показателей качества;
- определение полезного эффекта и суммарных затрат;
- оценка рекламаций;
- получение результатов оценки и принятия решений.
Для оценки уровня качества вся продукция разделена на два класса (табл. 1).
Указанная классификация применяется для выбора номенклатуры единичных показателей некоторой группы продукции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базовых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.
Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей, основных требований к показателям качества продукции и области их применения.
Таблица 1. Классификация продукции
Номер класса
Категория продукции
Номер группы
Наименование продукции
Продукция, расходуемая при использовании
Сырье и топливно-природные ископаемые, прошедшие стадию добычи; жидкое, твердое и газообразное топливо и др.
Материалы и продукты
Продукция, расходу ющая свой ресурс
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две основные группы (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Классификация методов измерения значений показателей качества
1-й метод. Способ получения информации
Измерительный способ основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных.
Регистрационный способ — используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат. Например, регистрация:
- количества отказов изделия при испытаниях;
- затрат на создание и эксплуатацию изделия;
- числа частей сложного изделия, защищенных авторскими правами и патентами.
С помощью этого способа можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.
Органолептический способ — используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств. Точность и достоверность результатов при данном методе зависят от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможности использования специальных технических средств, повышающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны и др.).
Этот способ наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания, а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.
Расчетный способ — основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяется в основном при проектировании
продукции и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.п.
Рассмотренные способы применяются совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции.
2-й метод. Источник получения информации
Традиционный источник информации — показатели качества определяются должностными лицами специализированных экспертных лабораторий, полигонов, стендов, конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным.
Экспертный источник информации — определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специатистов-экспертов. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными способами.
Социологический источник информации — основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.
Методы оценки уровня качества продукции
Уровень качества продукции — это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. За базовые могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальными и теоретическими методами.
Основные методы оценки уровня качества продукции представлены на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Основные методы оценки уровня качества продукции
Дифференцированный метод
Дифференциальный метод — основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых.
Расчет относительных показателей качества продукции ведется по формуле:
- Pi — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
- Piб — значение i-го базового показателя;
- i = 1, . n — количество оцениваемых показателей качества.
Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный, или смешанный, метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которого существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.
Качественный метод
Качественный метод — основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средневзвешенным.
Интегральный показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Интегральный показатель может быть рассчитан по следующей формуле:
- ПЭТ — суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования (например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт ч, работа грузового автомобиля в т-км);
- Зсt — затраты на создание технического устройства (разработку, изготовление, монтаж) в году t;
- Зэt — затраты на эксплуатацию технического устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) в году t;
- Кt — коэффициент приведения (дисконтирования) разновременных затрат к одному году;
- Т — расчетный период (полезный или нормативный срок службы).
Средневзвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей. Например, средний взвешенный арифметический показатель вычисляется по формуле
- mi(w) — параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель (w);
- Рi — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
- Qi— значение i-го относительного показателя качества продукции.
Смешанный метод
Смешанный метод — основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.
При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель; при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.
Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.
Индекс качества — это комплексный показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Он определяется по следующей формуле:
- Вi — коэффициент весомости i-го вида продукции (определяется по стоимости продукции);
- Кi — комплексный показатель качества i-го вида продукции;
- Kiб — базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;
- i = 1, . s— количество видов продукции.
Индекс дефектности — это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции:
- Bi — коэффициент весомости i-го вида продукции;
- Qi— относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.
Коэффициент дефектности можно вычислить следующим образом:
- Кд — значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде;
- Кдб — базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в базовом периоде.
Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.
Источник