- Инструкция по ремонту болгарки Hitachi
- Особенности конструкции болгарок Hitachi
- Инструмент для ремонта болгарки Hitachi
- Неисправности болгарки Hitachi по электрической части
- Проверка электродвигателя
- Ремонт ротора
- Ремонт статора
- Ремонт электрических цепей управления болгарки Hitachi
- Электрическая схема болгарки Hitachi G13SB3 ушм 125
- Механические неисправности болгарки Hitachi
- Ремонт редуктора болгарки Hitachi
- Конструкция редуктора болгарки Hitachi G13SR3 с диском до 125
- Как снять ведомую шестерню с вала редуктора болгарки Hitachi с диском до 125
- Как снять ведущую шестерню с вала ротора болгарки Hitachi с диском 125
- Замена конических шестеренок в болгарках Hitachi
- Конструкция редуктора болгарки Hitachi G23SCY с диском до 230
- Как снять ведомую шестерню с вала редуктора болгарки Hitachi с диском до 230
- Правила смазки редукторов болгарок Hitachi
- Видео по ремонту болгарок Hitachi
Инструкция по ремонту болгарки Hitachi
Болгарки Hitachi пользуются особой популярностью среди российских строителей. Причины две: высокая степень надежности и отсутствие подделок. Кроме того, у японского бренда, основанного в 1910 году доступная цена, много инноваций, высокая надежность.
Угловые шлифовальные машины (болгарки) фирмы Hitachi выпускаются в нескольких разновидностях, в зависимости от мощности.
Цель данной статьи, предложить методы ремонта болгарок Хитачи своими руками. Ремонт ушм Hitachi, как правило, по гарантии выполняется в сервисных центрах. Но ознакомившись с предлагаемой инструкцией, вы легко сможете выполнить ремонт болгарки Hitachi.
Особенности конструкции болгарок Hitachi
Даже по внешнему виду можно сразу сказать, что перед вами болгарка Hitachi. Верхний пластиковый корпус ушм Хитачи состоит из двух частей разной окраски и имеет накладки оригинальной формы.
Внешние обводы частей корпуса болгарки, особый яркий зелено-черный цвет, дополнительная ручка с обязательной маркировкой модели, надпись ярко-белого цвета – вот основные отличия внешнего вида болгарки Hitachi.
Под брендом Hitachi выпускается несколько моделей болгарок. Мы же выделим наиболее востребованные: G13SE2, G13SR3, G23SEY, G23SRU.
Цифры в обозначении указывают на максимальный диаметр применяемого отрезного круга.
Болгарки Hitachi, обозначенные цифрой 13 имеют мощность до 1000 Вт. Болгарки с цифрами 13 предназначены для выполнения мелких работ с кругом 125.
У болгарок с цифрами 23 мощность более 1000 Вт. У болгарок с обозначением 23 используются диски 230 и могут выполняться более сложные работы.
Особенность конструкции болгарок Hitachi заключается в наличии защиты от перегрева и усовершенствованной системы охлаждения.
Все болгарки Hitachi оборудованы дополнительной ручкой.
Конструктивно болгарки семейства Hitachi друг от друга не отличаются. Хотя несущественные изменения могут встречаться.
Инструмент для ремонта болгарки Hitachi
Выполнить ремонт болгарки Hitachi невозможно без инструмента. Вы должны подготовить набор отверток, прибор контроля короткозамкнутых витков в обмотках, тестер, пассатижи, ключи рожковые. Не обойтись без подручных приспособлений, если вы хотите выполнить ремонт болгарки Hitachi своими руками.
Хорошо, если у вас есть шуруповерт и сменные насадки-отвертки, правильно подобранные по шлицам откручиваемых винтов.
Из приспособлений вам понадобятся: съемник подшипников, пресс, тиски, наставки из мягкого металла.
Съемники понадобятся для снятия шестеренок и подшипников. В тисках удобно зажимать отдельные узлы болгарки. Рожковыми ключами раскручиваются гайки фиксации ведущей шестерни.
При проведении ремонта не обойтись без смазочных материалов, смывки, краски.
Для протирки понадобится ветошь или куски чистого материала.
Не забудьте о правильном оснащении рабочего места. Оно должно быть хорошо освещено.
Все неисправности болгарки Hitachi можно разделить на два вида: неисправности по электрической части и механические неисправности.
Неисправности болгарки Hitachi по электрической части
Болгарки Хитачи страдают выходом из строя выключателей, угольных щеток, обрывом провода статорных обмоток.
Как у всех электрических инструментов, появление исправностей электрической части во многом зависит от состояния угольных щеток. В болгарках Хитачи устанавливаются угольные щетки со встроенным устройством, в народе называемым «выстрел». Задача такого устройства, предотвращать включение болгарок Hitachi при высокой степени износа угольных щеток.
Слабым местом в конструкции электрической части болгарок Hitachi является место ввода кабеля питания. В этом месте чаще всего происходит обрыв, излом, оголение кабеля.
Проверка электродвигателя
На неправильную работу болгарки указывает несколько моментов:
- Вращение рабочего органа рывками;
- Падение оборотов и мощности ушм Hitachi;
- Самопроизвольный набор оборотов;
- Сильный нагрев корпуса статора;
- Появление значительного искрения в районе коллектора;
- Появление запаха гари, дым.
Падение мощности электроинструмента связано с обрывом или коротким замыканием обмоток ротора.
Ремонт ротора
Ремонт ротора болгарки Hitachi ничем не отличается от ремонта ротора любой болгарки. Не каждый потребитель сможет устранить подобного рода неисправность. Для этого надо иметь не только специальные приборы, но и навыки намотчика. Предпочтительнее отправить вышедший из строя ротор в специализированные сервисные центры.
А вот любителям докопаться до истины рекомендуем ознакомиться с алгоритмом перемотки ротора.
На выход ротора из строя указывает появление гари в районе коллектора. Как правило, выгорают ламели, появляется темный налет на проводах обмотки.
Ротор надо извлечь из корпуса:
- Снять угольные щетки;
- Снять крышку редуктора;
- Открутить гайку крепления ведущей шестерни;
- Вытащить ротор из корпуса редуктора;
- Вытащить ротор из корпуса статора.
Если есть прибор ИК-2, то можно, не разбирая ротор, померить наличие короткого замыкания витков или обрыв обмоток.
Разборку вышедшего из строя ротора начинают с демонтажа с вала якоря подшипников ротора, крыльчатки. Подшипники и крыльчатку рекомендуется снимать специальными съемниками, чтобы не повредить детали. Если коллектор поврежден и восстановлению не подлежит, его также надо демонтировать при помощи съемника. Предварительно отпаяйте концы обмоток, припаянные к ламелям коллектора. Осталось снять сгоревшую обмотку. Срезав ножовкой торец обмотки, подсчитайте количество витков в нескольких пазах, зарисуйте направление намотки, определите процент заполнения пазов сердечника якоря. При помощи микрометра измерьте диаметр используемого провода. Эти данные понадобятся вам, если вы решитесь намотать якорь болгарки Hitachi своими руками.
Для остальных потребителей рекомендуем прибрести новый ротор в сервисных центрах или в интернет-магазинах.
Ремонт статора
На выход из строя статора чаще всего указывает значительный перегрев корпуса болгарки и самопроизвольный набор оборотов, не поддающийся регулированию. Неисправность можно определить, вытащив статор из корпуса:
- Отсоедините корпус редуктора и корпус статора, выкрутив четыре винта;
- Вытащите редуктор с ротором из корпуса статора;
- Вытащите пластмассовую защиту статора;
- Выкрутите два винта крепления статора и вытащите его.
Обрыв статора легко определяется тестером. А вот межвитковое короткое замыкание лучше всего измерять прибором ИК-2 или осциллографом. Ремонт статора болгарки Hitachi своими руками можно выполнить и в домашних условиях. Но надо обладать некоторыми навыками.
Вышедший из строя статор сначала разбирается:
- Освобождаются выводящие контакты;
- С одного торца сердечника срезается обмотка ножовкой по металлу;
- Считается количество уложенных витков провода, направление намотки, процент заполнения пазов;
- Измеряется диаметр используемого провода при помощи микрометра;
- Зачищается сердечник от следов нагара, капель расплавленного медного провода.
Изготовление статора подробно описано на страницах нашего сайта. Для желающих не составит труда выполнить эту работу.
Несколько полезных советов при намотке:
- Используйте провод такого диаметра, какой был применен в статоре;
- Если объем пазов статора позволяет, предпочтительнее использовать провод большего сечения, но не переборщите с этим;
- Старайтесь плотно укладывать витки при намотке, контролируя форму обмотки;
- Тщательно увязывайте обмотку монтажной ниткой или шнуром;
- Обмотку намотанного статора обязательно пропитайте краской или лаком, используя при пропитке переменное напряжение через ЛАТР;
- По окончании намотки очистите середину сердечника статора от следов краски, лака.
Ремонт электрических цепей управления болгарки Hitachi
Электрические цепи управления электроинструмента представляют собой простую конструкцию. Выполняют задачу по плавному запуску инструмента, возможной регулировке частоты оборотов, включению и отключению инструмента. В состав цепей управления входят выключатель, регулятор оборотов, электродвигатель, угольные щетки, питающий кабель и коммутирующие элементы. Рассмотрим работы электрической части болгарки Hitachi на примере двух моделей: Hitachi G13SB3 и Hitachi G23SCY.
Электрическая схема болгарки Hitachi G13SB3 ушм 125
Питание по кабелю поз.52 поступает на клеммы поз.53, подсоединяемые к выключателю поз.42. На входе в корпус болгарки кабель фиксируется зажимом поз.55. К выключателю подсоединяется подавитель помех поз.46 и провода к угольным щеткам поз.39. В болгарках Hitachi применяются угольные щетки с автостопом. Размер угольных щеток в болгарке Hitachi G13SR3 6.5×7.5 мм. Угольные щетки устанавливаются в щеткодержатель поз.38. Включение болгарки Hitachi происходит за счет перемещения кнопки переключения поз.36.
Наиболее частые неисправности в болгарках Hitachi случаются при выходе из строя питающего кабеля на месте входа, износе угольных щеток поз.39, отказе в работе выключателя поз.42.
Устраняются подобного рода неисправности заменой вышедшей из строя детали или куска провода.
Схема болгарки Hitachi G23SCY ушм 230
Механические неисправности болгарки Hitachi
В болгарках Hitachi надежность редукторов вызывает восхищение. Но это при правильной эксплуатации.
При перегревах или периодическом заклинивании инструмента, при попадании пыли, несвоевременной замене угольных щеток никакая болгарка долго не протянет.
Большая ведомая шестерня в болгарках Hitachi с диском до 125 мм крепится при помощи шпоночного соединения. У болгарок с диском до 230 мм шестерня напрессовывается на вал шпинделя. Малая ведущая шестерня в любой конструкции болгарки Hitachi крепится шпонкой и фиксируется гайкой.
Ремонт редуктора болгарки Hitachi
Редуктор болгарки Hitachi изготавливается с высокой точностью. В ушм практически не ощущается биений зубьев колес редуктора. На износ шестеренок особое влияние оказывает неправильная эксплуатация. Рассмотрим ремонт редукторов ушм Хитачи на двух моделях: Hitachi G13SR3 и Hitachi G23SCY.
Конструкция редуктора болгарки Hitachi G13SR3 с диском до 125
В болгарках с диаметром диска до 125 мм ведомая шестерня поз.33 крепится на валу шпинделя поз.26 при помощи шпоночного соединения поз.25. Точность изготовления шпоночного соединения исключает образование люфта ведомой шестерни на валу. Наличие или отсутствие люфта можно определить путем вращения в разные стороны вала шпинделя. При наличии большого люфта замене подлежат обе шестерни одновременно, поскольку они изготавливаются парами.
Как снять ведомую шестерню с вала редуктора болгарки Hitachi с диском до 125
Разбирается вал ведомой шестерни в следующей последовательности:
- Выкручивается 4(четыре) винта М4×12 поз.24;
- Снимается крышка поз.23 с валом;
- Демонтируется стопорное кольцо поз.15 и кольцо для вал поз.17;
- Вал выпрессовывается (выбивается) из крышки, в которую вмонтирован подшипник поз.21. Тип подшипника 6021DD;
- Ведомая шестерня поз.33 снимается с вала простым постукиванием по валу;
- Вынимается шпонка поз.25
125 схема редуктора болгарки hitachi g 13 sb3
Чтобы достать подшипник поз.21, надо открутить 2 винта М4×10 поз.19, фиксирующих крышку подшипника поз.20. В болгарке Hitachi G13SR3 используются подшипники трех типов: 628 – установлен на шпинделе редуктора, 626 – установлен на роторе со стороны ведущей шестерни, 6201 – установлен на роторе со стороны коллектора.
Как снять ведущую шестерню с вала ротора болгарки Hitachi с диском 125
Чтобы снять ведущую шестерню поз.33, надо зажать ротор поз.8. Шестерня фиксируется гайкой М6 поз.4. При помощи рожкового ключа открутите гайку, вращая против часовой стрелки. Сняв шестерню, извлеките ротор из корпуса редуктора.
Замена конических шестеренок в болгарках Hitachi
В болгарках Hitachi вышедшие из строя конические шестеренки меняются парой. К замене шестеренок приводит износ зубьев, зализывание, разрушение нескольких зубьев.
Конструкция редуктора болгарки Hitachi G23SCY с диском до 230
Редуктор болгарок с диском до 230 мм значительно мощнее. В конструкции редуктора 230 применена муфта поз.24 и демпфер поз.23. Эта конструкция исполняет роль сцепления, предотвращая удар при закусывании рабочего диска или аварийной его остановке. Сцепление позволяет плавно запускать болгарку.
Схема болгарки Хитачи g23
Как снять ведомую шестерню с вала редуктора болгарки Hitachi с диском до 230
К демонтажу шестеренок редуктора с диском до 230 следует прибегать, убедившись, что никакие восстановительные работы невозможны.
Разборка узла ведомой шестерни ничем не отличается от аналогичной разборки узла болгарки с диском до 125 мм. Единственное различие, в болгарке 230 шестерня поз.20 напрессована на вал поз.29. Снимать шестерню с вала лучше при помощи пресса, но и подручные средства подойдут. Например, тиски. Вал установлен в подшипнике поз.27. Тип подшипника 6302DD.
В болгарке Hitachi G23SCY используется три типа подшипников: 6302DD – установлен на шпинделе редуктора, 6301DD – установлен на роторе со стороны ведущей шестерни, 6000VV – установлен на роторе со стороны коллектора.
Правила смазки редукторов болгарок Hitachi
По качеству смазки в редукторе можно определить процент износа конических шестеренок. Чем темнее смазка, чем больше в ней следов металлической стружки, тем большая вероятность повышенного процента износа шестеренок. Процент износа шестеренок редуктора легко определяется по пятну контакта.
Для удаления старой смазки воспользуйтесь специальной смывочной жидкостью. Чтобы тщательно удалить всю старую смазку, рекомендуется разогреть корпус редуктора при помощи фена до превращения смазки в жидкость.
Новая смазка накладывается в корпус редуктора в количестве, занимаемом менее половины объема корпуса. Для смазки редукторов производителями выпускается своя смазка. Но российские производители научились делать смазки, не уступающие по качеству зарубежным, но цена которых значительно меньше.
Вывод:
- надежность болгарок фирмы Hitachi обеспечивается технологическими и организационными мероприятиями;
- болгарки Hitachi трудно подделываемые;
- в болгарках Hitachi реализован основной принцип, лучшее соотношение цены и качества;
- продлить работу болгарки можно своевременной сменой угольных щеток, заменой смазки, щадящими режимами работы.
Видео по ремонту болгарок Hitachi
Источник