Усилитель радиотехника у 101 стерео ремонт усилителя

История ремонта и модернизации «Радиотехника У-101-стерео»

Хочу рассказать о моей истории ремонта и модернизации усилителя «Радиотехника У-101-стерео». Вроде бы совсем обычный усилитель родом из СССР, но есть в нем некая необъяснимая привлекательность (для меня лично), объяснить которую трудно.
Как описать чуства, когда встречаешь абсолютно незнакомую девушку, пересекаешься взглядом, а потом долго не уходят из памяти ее глаза и сулуэт. Понравилась, красивая, но Вашим судьбам не суждено переплестись.

Когда я впервые увидел/услышал Радиотехнику уже и не вспоню. Но отложилось в памяти, и не то что бы дикое желание купить и слушать, нет — просто приятный образ.И вот на днях мысль материализовалась и судьба приподнесла мне в подарок РТ 101. Уставшую, замученную бытом и отсутствием внимания.
Хоть бы жена не прочла эти строки, а то приревнует и обьявит сумашедшим
:love:

Мириться с неисправностями и ужасным техническим состоянием я не могу, нет мне покоя. Поэтому вместо цветов и конфет для жены регулярно покупаю конденсаторы, микросхемы, резисторы и прочее.

Надумал я РТ вернуть к жизни. Побороть, для начала, предстояло следующее:
1. Гул трансформатрора.
2. Такой же ужасный гул в АС.
3. Хлопок при включении и какой-то страшный звук при выключении.
4. Неработающий индикатор сигнала.
5. Шуршащие регуляторы.

Первым делом заменил все электролитические конденсаторы. Все согласно родных номиналов, единственно в БП немного увеличил емкость: 2х2200+ 2х4700 мкФ на питание оконечного каскада(С3, С4, С8, С9 на схеме). Диоды КД209А заменены на «ультрафасты» UF4007.

Читайте также:  Областной фонд капитального ремонта кемеровской области

Реанимировать индикатор простой сменой конденсаторов не удалось, а так хотелось малой кровью. Он продолжал показывать полностью всю шкалу, не реагируя ни на что. В ходе выяснения причин на форуме, пришли к выводу (возможно ложному), что вышла из строя микросхема К161ПП2. Найти такую, Вы сами понимаете, не просто. Проще полностью индикатор.

Мир не без добрых людей (верьте в это, сами делайте добро и результат не заставит долго ждать) и индикатор вместе с УНЧ-П последней ревизии, тот который на одной микросхеме, мне подарил широчайшей души человек Василий (Скиф на Вегалаб). За что ему низкий поклон и огромная благодарность. Правда работоспособность модулей была под вопросом.

В приобретенном индикаторе пришлось заменить подстроечные резисторы, которые были залиты лаком для ногтей и пришли в негодность. Заработала индикация одного канала. Но у нас ведь стерео. Долго я не мучался, а сразу решил заменить К157УД2. Операция увенчалась успехом и в глазах РТ снова появилась та незабываемая зеленая искорка.

Дальше — больше.
Звучание после востановления заворожило басом. Казалось бы, 2х 20 Вт, а такой бас, что окна дрожат, перегородочка гипсокартонная на кухе вибрирует, а вечером, во время просмотра фильма на уровне громкости ниже среднего, соседка снизу позвонила и милым сдержанным голосом попросила уменьшить громкость.

Но счастье длилось не долго. Начитавшись чужих мнений и отзывов о том, насколько одномикросхемный пред звучит лучше, меньше искажений и пр. , решил сменить родной. (Ради достоверности статьи сообщу, что заменен он был на этапе работ с индикатором. До этого УНЧ-П старой ревизии отслушивался пару недель.) И поначалу я действительно слышал (или хотел слышать) все эти преимущества: «детальность на верхах», «более ясная сцена», «зернистая середина» и пр.

А в глубине души нет покоя, нет того наслаждения при прослушивании, лишь самообман вбитыми в голову ничего не значущими терминами. Это была уже не та девушка, которую я знал.

Недели прослушивания было достаточно для того, что бы понять, что нужно вернуть родной УНЧ-П на трех микросхемах. Но вот проблемка, я уже начал жечь мосты, когда выпаял одну К157УД2 (DA 1.* на схеме) из демонтированного предусилителя, которая и ушла на ремонт индикатора. Озадачился поиском информации, более подробно разобрался в устройстве и работе 101. Пришел к выводу, что исключение из схемы DA 1.* не приводит к негативным последствиям. (DA 1.* в предварительном усилителе служит для согласования с пьезокерамическим звукоснимателем, для меня это не актуально).

Сигнал от источника после селектора входов подается на R9 и R10 соответсвенно. Межкаскадные емкости С23, С24 от греха подальше заменены на новые неполярные. Первый запуск после модернизации: много переживаний и одна маленькая надежда вернуть былой голос.

С первых нот знакомых композиций я понял, что цель достигнута, в 101 снова живут басы! Размашисто описывать звучание не умею, скажу просто: оно либо нравится, либо нет. Теперь мне нравится! Так, входе связаных событий, появилась третья версия предварительного усилителя РТ 101- двух микросхемная.

Хлопок в динамиках при включении был следствием неправильно работающей защиты. Посторонние звуки при выключении усилителя, ровно как и реакция на вкл/откл бытовых приборов в квартире, устранена установкой помехоподавляющего конденсатора емкостью 1мкФ и напряжением >280V на контакты сетевого выключателя.

Регуляторы громкости, балланса и тембра очищены от пыли потоком воздуха и смазаны (смазка Циатим 201).

Помимо предварительного усилителя в конструкции РТ 101 были сделаны следующие изменения:

Родной комутатор входов вместе с усилителем-корректором удален.

Взамен родному, селектор входов на три источника сделан на галетнике, который ранее в усилителе служил переключателем «Копир» (SA2 на схеме ). Переключатель имеет 4-е пары контактов, так что позволяет разрывать даже земли входящих сигналов.

Разъемы для подключения источников стандартные RCA, две пары на задней стенке и одна для «горячего» поключения источников на передней панели (в местах, где ранее покоились «пятерки» подключения магнитофонов). Отверстия на лицевой панели после демонтажа неиспользуемых переключателей и разъемов закрыты загушками под аллюминий (материал Dubond).

В результате усилитель утратил ценность для музеев, зато совместим с современными источниками и рабочий.
На этом первая часть работ завершена. Вторая более сложная, так как решено облагородить корпус, придать окончательный «лоск». Планирую шпонировать верхнюю крышку, изготовить новое днище, правильно оформить заднюю панель с разьемами. О чем обязательно расскажу уважаемым читателям во второй части статьи.

P.S. Верьте себе, верьте своим ушам. Всем желаю найти свой звук!
Я свой еще не нашел.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Ремонт усилителя Радиотехника У-101, коротко основные неисправности.

Коротко расскажу об основных неисправностях данного усилителя, статья будет полезна для тех кто хочет вернуть к жизни усилитель Radiotehnika y-101 самостоятельно, но имеют мало опыта.

На мой взгляд, самая распространенная неисправность в этих усилителях- это высохшие электролиты. Если идет гул из динамиков — это первый признак. Начинать надо с электролитов в блоке питания. При замене будьте внимательны, не путайте полярность (как я однажды по запарке))), это приведет к выходу из строя диодного моста и самого конденсатора.

Конденсаторы можно (и нужно) ставить большей емкости, напряжение тоже может быть больше, это хорошо. Родные стояли 2000 мкф на 50 вольт, я поставил 6800 мкф на 50 вольт. если у вас будет на 63 вольта, хуже не будет, главное чтоб не меньше.
После замены конденсаторов в блоке питания, скорее всего фон уйдет, если все заработает, значит Вам повезло.

Если нет, вторым этапом меняем ВСЕ электролиты во всех блоках, по хорошему, для этого усилителя это необходимо, если хотите чтоб все уровни и режимы были в норме и чтоб через месяц опять не пропал какой нибудь канал).

Обратите внимание, что в темброблоке стоят четыре неполярных конденсатора на 5 мкф. Лучше такие и поставить.
Хотя, как я думаю, можно поставить обычные полярные, надо просто прибором определить на каком выводе присутствует «плюс» и впаять соответственно. А вы как думаете? Напишите!
У меня получилась такая кучка)

Если Вы планируете слушать винил, не забудьте поменять емкости и в Фонокорректоре

Чтобы его снять, сбоку надо открутить пару винтов. Внутри 6 электролитов «сохнут» по Вам )). Меняем их тоже.

Расскажу коротко (для тех кто начинает ремонтировать) о блоках этого усилителя. Где что и для чего:

Здесь происходит усиление сигнала после коммутатора, регулировка тембра и громкости, баланса, включение корректора, выравнивание по уровню каждого канала (подстроечные резисторы R26, R 24). Этими подстроечными резисторами после ремонта выравниваем усиление по каналам.

Начинать по хорошему надо было с коммутатора входных сигналов. На ней же расположен Фонокорректор для подключения к проигрывателю пластинок. Выглядит плата так:

На ней же расположен стабилизатор напряжения на 24 вольта, его бы тоже не мешало проверить, В моем случае он был неисправен. Проверить просто- измеряем напряжение на конденсаторе С13 — должно быть 20-24 вольта. Если больше, неисправен стабилизатор.
Встречается два вида стабилизатора в коммутаторе.

Далее рассмотрим плату усилителя мощности. Их две одинаковых.
Выглядят они так:

Если выходит из строя усилитель мощности, то нужно сначала в схеме прозвонить, а лучше выпаять все выходные транзисторы (кт805 и кт 837) и стоящие перед ними кт961,кт926, кт625. Найти неисправные и заменить.
Если откровенно ничего сгоревшего нет, то нужно брать схему и проверять все режимы усилителя мощности по постоянному току, в схеме указаны все напряжения. Как вариант, если второй канал исправен, можно сравнить по напряжению контрольные точки. Можно прозвонить транзисторы и сравнить показания сопротивления с исправным сопротивлением полупроводников в исправном канале. Вариантов много.
После ремонта необходимо выставить режим усилителя. для этого служит регулятор на плате УМ — R12. При входном напряжении с генератора, на входе усилителя должно быть переменное напряжение 0,45 Вольта, и при помощи R12 выставляем на нем же 1,8 вольта. В общем смотрите схему, там все написано!

Как правило с транзисторами горят сопротивления 0,33 Ом в цепи эмиттера выходных транзисторов. Их тоже проверяем и меняем, если надо.

Когда все уровни настроены (желательно осциллограф и генератор, ну или с компа сигнал программы-генератора) то нужно настроить индикатор.

Самый простой способ: без сигнала подстраиваем R12 так: выкручиваем его, чтобы загорелось по несколько сегментов индикатора, а потом крутим его потихоньку назад, чтобы только потух второй сегмент и остался гореть только первый.
Затем подаем на вход усилителя сигнал с генератора (предварительно настроив, что бы уровни на выходе усилителя были одинаковые при помощи подстроечников R24, R26 в предварительном усилителе).

Резисторами R5, R4 выставляем одинаковые показания индикатора.
При выходной мощности 20Вт на нагрузке 4 Ом должны гореть все сегменты до 0 включительно.

Что еще у нас осталось.. Наверное плата защиты. Коротко о ней.

Плата служит в основном для защиты вашей акустики от неисправного усилителя. Когда усилитель мощности выходит из строя, на выходе его чаще всего появляется большое постоянное напряжение, способное повредить колонки. Чтобы этого не произошло, плата защиты следит за отсутствием постоянного напряжения на выходе усилителя и так же за температурой выходных транзисторов (вторая часть схемы на 553уд2 и кт315 в качестве термоэлемента).

Если плата неисправна: Смотрим отсутствие постоянки с усилителей на входе — R3,R4. Далее проверяем режимы и полупроводники. Может быть еще неисправно реле.

В общем коротко как то так. Если что то нужно дополнить- пишите в комментариях, буду благодарен. Не только я).

Всем терпеливым спасибо, что дочитали, кому было интересно или полезно, подписывайтесь, ставьте лайки, МНЕ ЭТО ВАЖНО.

Я обещаю, что будет еще много интересного! Подписывайтесь)

Источник

Ремонт усилителя Радиотехника У-101

Виды неисправностей советских транзисторных усилителей множество и соответственно, пути решения также различаются. Большая вероятность успеха в ремонте зависит от правильной диагностики устройства, локализации неисправного блока и, конечно же, поиска неисправных элементов в отказавшем блоке.

Алгоритм диагностики может быть совершенно разным, и зависит он не только от характера неисправности, но и от арсенала измерительных приборов, в частности от наличия осциллографа. Сегодня я расскажу вам свой алгоритм, на примере ремонта неисправного усилителя Радиотехника У-101, без осциллографа.

Неисправность моего усилителя проявляется в значительных искажениях выходного сигнала, при прослушивании его на 15% от максимальной громкости. При дальнейшем увеличении громкости на выходе сигнал становится обрывистый, значительно искаженный, а также появляются сильные посторонние шумы и треск.

Конструктивное расположение блоков в усилителе Радиотехника У-101

Ниже по тексту платы буду называть следующим образом…

U1- «УПЗ-15», фонокорректор.

U2- Плата входов.

U3- Плата выпрямителя, блок питания, выпрямитель.

U4,U7- «УНЧ-50-8», оконечный усилитель, выходной усилитель.

U5- «УНЧ-П», предварительный усилитель, темброблок.

U6- Плата защиты.

U8- Плата индикации.

Ссылка на схему усилителя Радиотехника У-101 прикреплена в конце статьи.

Плату защиты удобнее разглядеть на следующем фото.

Ниже представлен вид на переднюю панель усилителя Радиотехника У-101, с установленным на нее селектором входов и другими элементами управления.

Алгоритм поиска неисправности

По словам предыдущего хозяина, была произведена ревизия всех электролитических конденсаторов в усилителе. Поэтому версия о высохших электролитических конденсаторах могла бы отпасть, если бы не одна интересная вещь! После ревизии конденсаторов усилитель работал неисправно, а до ревизии неизвестно как. Короче, история темная и не мешало бы проверить эти самые замененные элементы и места их пайки.

Далее я приведу свой алгоритм диагностики и поиска неисправности, но хочу сказать, что если у вас есть опыт в ремонте и имеются генератор и осциллограф, то ваш алгоритм может быть совсем другим или может быть более упрощенным. Опытные ремонтники могут диагностировать дефект в считанные минуты, только ссылаясь на накопленный опыт ремонта определенного устройства. В таком случае прохождение всех пунктов описанных ниже возможно будет необязательным.

И в самом начале рекомендую прочесть перечень возможных неисправностей данного аппарата и рекомендации по их устранению. Перечень представлен в инструкции по ремонту (смотри ссылку ниже).

1.Визуальный осмотр плат и соединений.

Нередко ремонт ограничивается именно этим этапом. Демонтируем верхнюю и нижнюю крышки усилителя Радиотехника У-101 и производим тщательный осмотр на наличие повреждений, обрывов, обугливания, некачественных контактов и пайки, вздутых электролитических конденсаторов и других видимых дефектов. Обязательно проверяем межблочные разъемы на предмет полного примыкания.

При моем осмотре наблюдалась довольно любопытная картина. Платы предварительного усилителя, выходных усилителей и плата коммутации были залиты флюсом (канифолью). Канифоль в слаботочных сигнальных участках вносит серьезные искажения. Поэтому первым делом я смыл флюс ацетоном (лучше спиртом, но дольше). Внимание! Обилие ацетона ведет к смыванию заводской маркировки на печатных платах.

После чего я решил проверить правильность установки электролитов (которые меняли до меня), в соответствии со схемой. При осмотре выявлено, что в качестве C9,C10,C23 и C24 в предварительном усилителе установлены полярные электролитические конденсаторы, а согласно схеме электрической принципиальной данные емкости должны быть неполярными.

Чтобы устранить данный дефект я установил в каждое место по два полярных элемента подключенных последовательно друг к другу одноименными отводами, таким образом, сделав из двух полярных емкостей одну неполярную. При такой замене емкость каждого конденсатора должна быть вдвое больше (по 10мкФ каждый) чем указанная в схеме.

В продаже есть неполярные электролитические конденсаторы.

Также были обнаружены два места с коротким замыканием в виде шариков олова, соединяющих дорожки платы в предварительном усилителе.

При повторном запуске, звук на выходе Радиотехники У-101 почти начал радовать. Один канал стал звучать чисто, вплоть до увеличения громкости на 90% от максимальной. Второй же канал на выходе имел характерные искажения, но уже при 30% громкости.

Чуть позже (из-за моей невнимательности) были зафиксированы обугленные резисторы R25 и R27 в оконечном усилителе левого канала, при проверке тестером определено, что их сопротивление бесконечно (они неисправны). Вскоре они были заменены на исправные элементы (номиналы были определены по схеме R25-240Ом, R27-100Ом).

Вообще, резисторы просто так не выходят из строя. Поэтому, если такое случилось, то необходимо приступить к проверке транзисторов, диодов и других полупроводниковых приборов на той плате, где найдены сгоревшие (обугленные) сопротивления. Настоятельно не рекомендую менять неисправные резисторы и делать запуск усилителя без проверки полупроводников, так как дым и нагрев может повториться. Повторю еще раз, резисторы просто так не горят, ищите причину!

В моем случае дальше был выполнен пункт 4 (минуя пункты 2 и 3) данной статьи в отношении выходного усилителя левого канала, где были найдены неисправные резисторы R33 и R39 (0.3Ома каждый), а также «пробитый» транзистор VT18 (КТ837H).

В схеме R31 и R33, также как R35 и R39 имеют номинал 1Ом (каждый), и они соединены параллельно (то есть суммарное сопротивление каждой пары 0.5Ома), на плате же R31 и R35 отсутствуют (не предусмотрены). Я установил резисторы 0,33Ома.

2.Проверка питающих напряжений

Данный пункт является основой. Его следует выполнять, если при визуальном осмотре дефекты не выявлены, либо после их устранения усилитель работает неисправно.

Первым делом, производим измерение выходных напряжений на выпрямителе.

Ниже представлена шпаргалка для «ленивых», в которой обозначены некоторые места проверки питающих напряжений. Для тех, кто «шарит», под статьей приложен набор схем, в которых также есть информация по питающим напряжениям и контрольным точкам.

Одним щупом мультиметра встаем на общий провод (GND), а вторым щупом проходим по всем контрольным точкам. Ниже представлен пример замера на отрицательной шине -26В (контакты 3,4). Напряжение отличается незначительно (±2В это норма для этого усилителя). Оно может зависеть от напряжения в сети или от параметров трансформатора.

Если одно или несколько напряжений не соответствуют указанным выше, то необходимо сначала отключить питание от плат и сделать замер вновь. Если после отключения напряжение вернулось в норму, то неисправна отключенная от выпрямителя плата. Если после отключения плат напряжения на блоке питания отсутствуют или не соответствуют, тогда необходимо приступить к пункту 4 в отношении блока питания, а также проверить переменные напряжения на выходе трансформатора. Ну а если усилитель Радиотехника У-101 совсем не подает признаки жизни (не мой случай), то проверяем предохранитель и напряжение переменного тока 220В, поступающее на трансформатор.

Далее производим измерение напряжений на платах усилителей.

Обратите внимание! Если у вас плата УНЧ-П выполнена по схеме (приложена в архиве) с одной микросхемой, то разъем питания будет иметь обозначение не XP4, а XP2, но обозначение выводов тоже самое.

Хочу еще заострить внимание на питании предварительного усилителя. Оно осуществляется от шин +31В и -31В с общей точкой (GND) через гасящие резисторы R47 и R48, которые ограничивают ток, снижая напряжение до ±15В. Такая схема неблагоприятно влияет на качество звучания усилителя на низких частотах. Доработка этого недостатка описана в статье «Профилактика и доработка усилителя Радиотехника У-101».

На платах УНЧ-50-8 проверяем два напряжения ±26В и ±31В.

Ниже представлен пример измерения напряжения (-31В) на контакте 1 разъема XP2 оконечного усилителя. Напряжение в норме.

Если неисправная плата определена, то переходим к пункту 4, а если все напряжения в порядке, то переходим к следующему пункту.

3.Поблочная диагностика

Итак, сигнал на выходе искажен, но на входе он чистый, значит, в одном из блоков происходит его искажение.

Первым «препятствием» для входного сигнала является плата входов. Тут необходимо определиться через все ли входы сигнал проходит хорошо. То есть может быть так, что через «универсальный» вход он нормально проходит, а подключенный виниловый проигрыватель через вход звукоснимателя («ЗС») звучит плохо.

Перед следующей операцией обязательно нужно проверить, с помощью мультиметра, имеется ли напряжение постоянного тока на разъемах подключения акустической системы (задняя панель усилителя). Если напряжение постоянного тока составляет несколько сотен милливольт и меньше, то это норма, а если больше, то следующую операцию выполнять нельзя! В таком случае неисправность скорее кроется в плате УНЧ-50-8.

Итак, если на выходе напряжение в норме, то подаем сигнал на каждый вход поочерёдно («ЗС», «Универсальный» и так далее), переключая селектор входов в нужное положение. В каждом из положений проверяем на акустике наличие и качество сигнала. Если хотя бы один вход дает хороший результат, а остальные плохой, то неисправность в плате входов, а если во всех положениях селектора входов сигнал некачественный, то скорее всего плата входов исправная. Поиск неисправного элемента в ней описан в пункте 4.

Если искаженный сигнал наблюдается при прохождении его по всем входам («Универсальный», «ЗС», «Тюнер» и т.д.), то переключаем селектор входов на «Универсальный» и подаем на него сигнал. Подать его можно с линейного выхода (выход под наушники) ноутбука или телефона, либо от генератора сигналов (синусоида 200мВ, 1000Гц).

Берем наушник или небольшую динамическую головку и паяем два провода. Один провод (без разницы какой) соединяем с общим проводом (GND) на разъеме, а вторым мы будем «вставать» на точки прохождения сигнала.

Первыми двумя точками будут правый и левый входы (контакты 1 и 3) на предварительном усилителе, контакт 2- общий провод (GND). Пример подключения нашего динамика к одному из каналов (контакт 3) представлен ниже. Полярность не важна в нашем случае, один провод динамика подключен к GND, а второй подключен к одному из каналов. После проверки снимаем провод с контакта 3 и подключаем его на контакт 1.

Если звук на них чистый, то плата входов и цепи до входов предварительного усилителя точно исправные, иначе проводим поиск неисправного элемента (пункт 4) в плате входов. Еще хочу заметить, что в данных точках сигнал еще не усилен предварительным усилителем, поэтому вместо динамика, для более понятной картины, лучше использовать наушник.

Следующие точки находятся на выходе предварительного усилителя, но удобнее проверять сигнал на разъемах (XP1) платы УНЧ-50-8. Это разъемы на оконечных усилителях, на которые приходит слабый сигнал с предварительного усилителя (УНЧ-П). Сигнал приходит по двум проводам (сигнал и сигнальная земля GND), поэтому подключаем наш динамик к соединителю XS1 разъема XP1 как показано ниже.

Если хотя бы на одном канале слышны искажения или сигнал вовсе отсутствует, то предварительный усилитель неисправен.

Если на выходе предварительного усилителя звук чистый, то неисправность кроется, скорее всего, в выходном усилителе, либо маловероятно в плате защиты. По опыту могу сказать, что чаще всего из строя выходит именно оконечные усилители, нежели плата защиты.

Пункт 3 может выполняться с применением осциллографа, которым проверяется качество сигнала в тех же самых точках, а на вход подается синусоидальный сигнал с генератора низкой частоты.

Итак, если темброблок и плата входов исправные, то теперь остается выяснить кто же виновник, УНЧ-50-8 или плата защиты. Контакт 4 на выходных усилителях является выходом усиленного сигнала, который далее поступает на плату защиты. Контакт 3 это GND.

Первым делом измеряем напряжение постоянного тока между контактами 4 и 3, это может сэкономить время и убережет акустику, ведь она не терпит постоянную составляющую на выходе. Постоянная составляющая может появляться в случае неисправности усилителя. Если напряжение составляет несколько сотен милливольт и меньше, то это хорошо, а если больше, то проверяемый канал усилителя неисправен.

Если напряжение в норме, то отключаем клеммы (белый и черный провода в моем случае) от контактов 4 и 3 и подключаем вместо них провода акустики либо проверочной колонки (не менее 20Вт 4Ома), тем самым проверяя выход оконечных усилителей, минуя плату защиты. Перед подключением акустики регулятор громкости Радиотехники У-101 необходимо вывернуть на минимальную громкость.

После проведенных вышеописанных манипуляций мы получим некую ясность и будем знать виновника наших бед.

4.Поиск неисправных элементов в блоках

Помимо поиска элементов нужно обязательно проверить состыкованы ли все разъемы, проверить пайку и заделку проводов в разъемы (соединители), как визуально, так и физически руками. Еще нужно проверить пайку проводов на выходных разъемах задней панели. Редко, но все же бывает, что неисправность кроется в плохой пайке узлов или в трещинах пайки. Такую неисправность найти крайне тяжело, так как этот дефект непостоянный (плавающий). Поэтому, все подозрительные места пайки проходим нагретым паяльником и оловом.

Самыми уязвимыми элементами являются полупроводниковые приборы (транзисторы, диоды, стабилитроны, микросхемы). Резисторы горят реже, но чаще всего именно они в связке с транзисторами выходят из строя на плате УНЧ-50-8.

После локализации неисправного блока необходимо приступить к поиску негодного элемента. Первым делом, взяв в руки тестер, включаем его в режим диодной проверки.

Не выпаивая элементы из платы, я начинаю выполнять проверку транзисторов, диодов, стабилитронов по порядку, один за другим. Как только я нашел «пробитый» элемент, то выпаиваю один его вывод и делаю контрольную проверку. Сгоревший элемент подлежит замене. Перед пайкой новый компонент также проходит проверку.

Проверку микросхем и транзисторов можно выполнять согласно режимов работы по постоянному току (согласно схемы электрической), включив питание усилителя. Либо измеряя падение напряжения на переходах база-эмиттер всех транзисторов. Напряжение на переходах Б-Э должно быть в пределах 0.5-0.7В, если не соответствует, то элемент подлежит замене.

На данном этапе (как я писал выше) были обнаружены неисправные резисторы R33 и R39 мощностью 1Вт, которые визуально были без внешних признаков повреждения, но при проверке их сопротивление было бесконечно. Мощные резисторы (более 0,5Вт) с малым сопротивлением (менее 200Ом) я всегда проверяю после проверки полупроводников, так как при выходе из строя транзисторов, установленные в их обвязке резисторы часто уходят в обрыв.

Что касается микросхем.

Если неисправность в плате входов U2

В данной схеме применены три микросхемы К190КТ2П, которые коммутируют сигнал с входов («ТЮНЕР», «ЗС-М», «УНИВ.», «ВОСПР.») на вход темброблока в зависимости от положения ручки селектора входов. При выходе их из строя сигнал попросту обрывается и не проходит через них. Для проверки микросхем необходимо повернуть ручку селектора входов в нужное положение и вручную замкнуть соответствующие выводы микросхем (смотри таблицу ниже), если сигнал на выходе усилителя появился, то необходимо произвести замену проверяемой микросхемы. Не забываем включить усилитель и подать сигнал на выбранный вход.

3 и 7 выводы у DA1 и DA4 соединены между собой на плате, поэтому по тексту пишу только вывод 3.

Также если звуковой сигнал искажается или отсутствует при включении проигрывателя через вход «ЗС-М», то есть вероятность неисправной микросхемы К548УН1А фонокорректора УПЗ-15, или возможно неисправен предохранитель, установленный на плате входов.

В темброблоке микросхемы проверяем согласно режимам работы по постоянному току (смотри схему), либо путем их замены.

Помимо полупроводниковых приборов выходят из строя электролитические конденсаторы, они попросту высыхают и теряют свою емкость. Электролиты также имеют тенденцию вздуваться, если увидели выпуклость на верхней поверхности бочонка конденсатора, смело меняйте такой элемент.

Если полупроводники все целые, то необходимо произвести замену электролитических конденсаторов. Номинал выбирать нужно ближайший. Например, если по схеме 5мкФ, то необходимо использовать конденсатор емкостью 4.7мкФ.

После ремонта плат УНЧ-50-8 необходимо выполнить установку тока покоя. Процесс установки тока покоя описан в статье «Установка тока покоя усилителя Радиотехника У-101». Помимо тока покоя, после ремонта и в целях профилактики следует выполнить и другие настройки, описанные в статьях «Настройка предварительного усилителя Радиотехники У-101», «Настройка индикатора уровня мощности Радиотехники У-101».

Вывод.

Мой ремонт ограничился визуальным осмотром и поиском неисправных элементов (транзистора и резисторов) в плате оконечного усилителя левого канала. В результате визуального осмотра была определена наибольшая часть негативных факторов (дефектов) влияющих на качество сигнала. В зависимости от ситуации вышеуказанные пункты могут выполняться в разной последовательности. При нахождении определенной зацепки дальнейший алгоритм также может быть изменен, но общий принцип диагностики и поиска неисправных элементов в усилителе Радиотехника У-101 без использования осциллографа я постарался изложить в данном материале.

Схема усилителя Радиотехника У-101 СКАЧАТЬ

Инструкция по ремонту усилителя Радиотехника У-101 СКАЧАТЬ

Источник

Оцените статью