Установка общедомовых счетчиков при капитальном ремонте

Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Сегодня рассказываем о судебном деле, в котором управляющая организация и РСО выясняли, кто при прямом договоре собственников с поставщиком ресурса был обязан установить в МКД общедомовой прибор учёта. Читайте обзор доводов суда по вопросу, должна ли УО нести материальную ответственность за отсутствие в доме ОДПУ.

При прямом договоре УО оплачивает только потреблённые на содержание общего имущества ресурсы

Между организацией, управляющей несколькими многоквартирными домами в Самаре, и поставщиком холодной воды был заключён договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. По условиям договора УО оплачивала сверхнормативные объёмы КР на СОИ, услуга ХВС предоставлялась собственникам по прямым договорам.

В домах, где отсутствовали ОДПУ холодной воды, РСО при расчётах применяла повышающий коэффициент: сначала 1,4, затем 1,5, поскольку управляющая организация не предоставила акты обследования МКД, подтверждающие отсутствие технической возможности установить общедомовые счётчики.

Управляющая организация не согласилась с расчётами, посчитав, что она не была обязана устанавливать ОДПУ. Следовательно, ей не могут выставлять завышенную из-за этого плату с использованием коэффициентов. РСО обратилась в суд с иском, требуя взыскать с неё свыше 100 тысяч рублей задолженности за КР на СОИ. Спор компаний перешёл в суд.

Читайте также:  Ремонт холодильника самсунг rl17mbyb

УО, отвечая на иск поставщика холодной воды, в свою защиту отметила, что обязанность установить ОДПУ лежит на ресурсоснабжающей компании как исполнителе коммунальной услуги по ХВС. Поэтому РСО не может рассчитывать плату с применением повышающих коэффициентов – приборы учёта отсутствуют по вине самого поставщика ресурса.

Суд первой инстанции, рассматривая дело № А55-35227/2017, сосредоточился на двух вопросах:

  1. Кто должен установить ОДПУ в доме и, соответственно, отвечает за его отсутствие?
  2. Имела ли право РСО применять повышающий коэффициент при расчёте платы за КР на СОИ?

РСО при расчётах вправе применять повышающие коэффициенты в отсутствие ОДПУ

В соответствии с п.п. 21 (1), 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, РСО определяет объём ресурса, поставляемого управляющей организации в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом наличия или отсутствия ОДПУ и технической возможности его установить.

Так, согласно пп. «в» п. 21(1) ПП РФ № 124, если в доме не установлен общедомовой прибор учёта и отсутствует акт, который бы подтверждал отсутствие возможности монтажа ОДПУ, то в 2016 году РСО имеет право при расчётах объёма потреблённого ресурса применять повышающий коэффициент 1,4, а с 2017 года – 1,5. Коэффициент не используется с расчётного периода, в котором составлен акт о невозможности установить общедомовой счётчик.

Право РСО рассчитывать объём КР на СОИ с применением коэффициентов при отсутствии ОДПУ в доме также зафиксировано в пп. «ж» п. 22 ПП РФ № 124. Такой подход, как указал суд, соответствует нормам ч. 2 ст. 13 № 261-ФЗ, стимулируя покупателей коммунальных ресурсов устанавливать приборы учёта и вести расчёты согласно их показаниям.

ПП РФ № 354 и № 124 также содержат условия о праве РСО при расчётах с исполнителями коммунальных услуг применять повышающие коэффициенты, если УО/ТСЖ не предоставили акт обследования дома на предмет, подтверждающий отсутствия технической возможности установить ОДПУ.

Обоснованность применения поставщиком ресурсов повышающих коэффициентов подтвердил Верховный суд РФ в решении от 12.10.2016 № АКПИ16-779, отказавшись признать частично недействующими соответствующие нормы законодательства.

УО как ответственный за содержание общего имущества дома обязана устанавливать ОДПУ

Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод управляющей организации о том, что обязанность установить ОДПУ в доме лежит не на ней, а на поставщике соответствующих коммунальных ресурсов. Как утверждала УО, она не должна нести материальную ответственность за бездействие РСО. Именно поставщик воды является исполнителем услуг по ХВС согласно прямым договорам и должен установить общедомовые счётчики.

Судья указал ответчику на то, что согласно пп. «к» п. 11 ПП РФ № 491, содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, в том числе холодной воды, и их надлежащую эксплуатацию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и п. 2.4.2 Правил № 170, установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов и осуществляется за счёт средств соответствующего фонда.

При этом общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ № 491). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества – управляющую домом организацию.

Суд сделал заключение, что УО в силу прямых указаний закона и договора управления была обязана организовать установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию. В том числе компания могла обратиться в РСО и заключить с ней договор на проведение таких работ. Иск поставщика холодной воды был удовлетворён.

УО должна либо установить ОДПУ, либо составить акт об отсутствии технической возможности это сделать

Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, ссылаясь на отсутствие у неё обязанности установить ОДПУ. Она указывала на то, что фактически повышающий коэффициент не может быть применён к управляющей организации без возможности перевыставить его собственникам. При прямых договорах расчёты с потребителями ведёт сама РСО.

Установка ОДПУ, по мнению УО, – её право, а не обязанность согласно пп. «е(2)» п. 32 ПП РФ № 354. При проведении капремонта УО не действует самостоятельно, в перечень обязательных работ установка ОДПУ не входит, а денежные средства из фонда капремонта не поступают в управляющую организацию.

РСО не может применять нормы пп. «ж» п.22 ПП РФ № 124, поскольку обязательным условием для этого является наличие у УО обязанности установить приборы учёта.

Однако апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, согласился с тем, что управляющая организация по договору управления и как исполнитель услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД обязана была своевременно установить ОДПУ холодной воды. Либо она должна была составить акт об отсутствии технической возможности провести такие работы. В обязанности РСО это не входит.

Суд оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с управляющей организации суммы задолженности, образовавшейся после применения в расчётах повышающего коэффициента. Кассационный суд также подтвердил правоту коллег, а ВС РФ, куда управляющая организация обратилась с жалобой, отказался её рассматривать.

УО отвечает за установку и эксплуатацию общедомовых счётчиков даже при прямых договорах

Согласно ч. 9 ст. 11 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности, в том числе – устанавливать приборы учёта. Об этом собственникам должны рассказать УО или ТСЖ (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ).

Установить ОДПУ должна управляющая домом организация:

  • по решению ОСС,
  • из собственных средств,
  • по предписанию надзорного органа.

Если УО этого не сделает, то до 1 января 2021 года на основании ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ это сделает РСО, уже не советуясь с собственниками и управляющей домом организацией ни о месте установки ОДПУ, ни о стоимости работ.

Как показали выводы судов в деле № А55-35227/2017, ситуация не меняется даже при переходе собственников помещений на прямые договоры с РСО. В любом случае, управляющая домом организация обязана предпринимать действия по повышению энергоэффективности дома и отвечает за неустановку ОДПУ при наличии технической возможности.

Поэтому рекомендуем управляющим организациям, ещё не проводившим такую работу, вынести вопрос об установке общедомовых приборов учёта на общее собрание собственников, объяснив жителям МКД необходимость в проведении таких работ. УО имеет право заключить договор на монтаж общедомового счётчика с РСО, и последняя не имеет права отказаться (ч. 9 ст. 13 № 261-ФЗ, приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149).

Если же в доме нет технической возможности установить ОДПУ, то управляющая организация должна в кратчайшие сроки составить соответствующий акт обследования и направить его в РСО. Ведь поставщик ресурсов имеет право в такой ситуации применять при начислениях повышающие коэффициенты, что может существенно сказаться на расходах УО на оплату КР на СОИ.

Источник

Как установить общедомовой прибор учета за счет средств капитального ремонта

Губин Виталий

Как мы установили в предыдущей статье, установка общедомовых приборов учета, потребляемых энергоресурсов (далее ОДПУ) за счет средств капитального ремонта возможно. В данной статье мы разберем поэтапно каким образом это необходимо сделать на примере одного многоквартирного дома № 34 по ул. Красноармейская в г. Белогорск.

Справка. Что такое капитальный ремонт многоквартирного дома. Определения используемые в разных законодательных актах.

Капитальный ремонт дома это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”);

Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома – комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (п. 3.3. ГОСТ Р 51929-2014 “Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения”.

Если говорить об оснащении МКД общедомовым прибором учета тепловой энергии (отопление), то целесообразно в многоквартирных домах устанавливать также ОДПУ по учету потребляемой горячей воды или тепловой энергии на подготовку горячей воды.

В среднем цена по г. Белогорску Амурской области по установке обоих приборов учета колеблется от 230 до 300 тысяч рублей. Некоторыми собственниками помещений на их общих собраниях принимаются решения о внесении дополнительных средств на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах с рассрочкой платежей равными частями до полугода. А в ряде случаев такие приборы учета устанавливаются собственниками помещений за счет средств, оплачиваемых ежемесячно за содержание и ремонт общего имущества.

Мы же рассмотрим вопрос как установить в МКД (многоквартирный дом) коллективный (общедомовой) прибор учета за счет средств капитального ремонта.

В соответствии с подпунктом «е(1)» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее Постановление 491) ОДПУ является общим имуществом собственников помещений в многоквартирным домом, а оснащение этими приборами учета, если МКД ими не был оснащен ранее, в соответствии с пунктом 5 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является обязанностью собственников помещений.

ОДПУ входят в состав общего имущества МКД и вопрос о его установке решается всеми общедолевыми собственниками помещений в многоквартирном доме, т.е. на общем собрании собственников помещений.

Формирование фонда капитального ремонта в обсуждаемом нами многоквартирном доме происходит на счету регионального оператора Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области». Специальный счет по формированию фонда в данном многоквартирном доме не создан.

Данный многоквартирный дом включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области в 2014-2043 годах», утвержденную Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 года № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области в 2014-2043 годах», в редакции Постановления Правительства Амурской области от 27.11.2017 № 561.

Срок реализации программы, согласно приложению № 1 (порядковый номер 642), в отношении указанного многоквартирного дома по видам и срокам:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем – 2017-2019 года;
  • ремонт крыши – 2035-2037 года;
  • ремонт фундамента и подвальных помещений, относящихся к общему имуществу – 2041-2043 года;
  • утепление и ремонт фасадов – 2041-2043 года.

Согласно пунктам 5-7 озвученного выше Постановления 491 коллективные (общедомовые) приборы учета являются составной частью внутридомовых инженерных сетей. В данном случае, поскольку срок ремонта инженерных сетей установлен в 2017-2019 года, в принятии решения о внесении изменений в сроки и виды работ/услуг по капитальному ремонту нет необходимости.

Единственное, что необходимо сделать собственникам этого многоквартирного дома, так это принять на общем собрании следующие вопросы:

  • Избрать лицо, уполномоченное представлять интересы собственников многоквартирного дома при взаимодействии с региональным оператором по вопросам проведения капитального ремонта.
  • Избрать лицо, уполномоченное участвовать в приемке оказанных услуг и/или выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
  • В объеме проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей включить в состав работ услуги по установке коллективного (общедомового) прибора учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии.

Третий пункт принимается общим собранием собственников в целях, что бы работы по установке ОДПУ были внесены в перечень работ и услуг по проведению планового капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей данного многоквартирного дома.

После принятия этих решений и поскольку объем работ по капитальному ремонту собственниками помещений уточняется, то в этом случае избранному уполномоченному общим собранием лицу, или председателю совета МКД (председателю правления ТСЖ или иного специализированного потребительского кооператива) необходимо обратиться в порядке, установленном Постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2017 г. N 393 и Постановлением Правительства Амурской области от 19 июня 2015 года № 296 с заявлением в Комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования город Белогорск Администрации город Белогорск (ул. Гагарина 2).

К заявлению необходимо приложить копию общего собрания собственников помещений на котором были приняты соответствующие решения. К заявлению также могут прилагаться иные документы, подтверждающие необходимость проведения тех или иных видов работ, в том числе экспертные заключения при необходимости. Форма заявления определяется органом местного самоуправления, для получения которой необходимо обратиться в соответствующий орган.

Порядок рассмотрения заявления определен пунктом 7 указанного Постановления № 296. Отмечу, что срок рассмотрения заявления составляет 30 суток. В случае принятия решения о необходимости внесении изменений в Программу, органом местного самоуправления самостоятельно принимаются меры по актуализации Программы капитального ремонта.

Источник

Оцените статью