- Можно ли заменить тепловой счетчик в многоквартирном доме за счет средств собранных на кап. ремонт.
- Ответы на вопрос:
- Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
- ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
- Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
- Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
- Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
- УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
- Иметь в виду
- Установка ОПУ за счет старых взносов на капремонт
- О легитимности решения собственников
- Формирование и использование средств фонда
- Дополнительные аргументы
Можно ли заменить тепловой счетчик в многоквартирном доме за счет средств собранных на кап. ремонт.
Можно ли заменить тепловой счетчик в многоквартирном доме за счет средств собранных на кап. ремонт.
Ответы на вопрос:
Капитальный ремонт — комплекс значительных работ по улучшению состояния зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, техники и оборудования. Не думаю что замена счётчика относится к данным работам.
Статья 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Да, можно заменить прибор учёта как капремонт.
Если имеется решение о проведении капремонта.
Ст. 44 ЖК РФ гласит:
«К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта».
Собирайте собрание, принимайте решение и берите деньги из строки капремонт.
На общем собрании можете принять принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и направить средства на замену теплосчетчика (ст.44 ЖК РФ).
Согласно Ст. 166 ЖК РФ определяет, что перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, если выполнение финансируются за счет средств фонда капитального ремонта.
Арбитражный суд пришел к выводу что ссылка заявителя на то, что работы, выполненные по замене общедомового прибора учета электроэнергии, являются работами по капитальному ремонту, не принимается
У вас же речь идет об общедомовом приборе учета тепла. Ситуация аналогичная В этой связи если если замена общедомового прибора учета не является капитальным ремонтом, то и менять этот прибор учет за счет средств капитального ремонта нельзя
Замена общедомоваого счетчика, не является работами капитального характера, исходя из критериев и примерного перечня работ, установленных в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, а также в приложении Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, ФЗ от 21.07.2007 N 1856-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
от 7 сентября 2015 г. N Ф 09-5984/15
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 27.11.2009, таким образом, после указанной даты управляющей организации известно о необходимости установки общедомовых приборов учета. Для выполнения данной обязанности ответчик должен был принять все необходимые меры по организации мероприятий, результатом которых является установка приборов учета, независимо от наличия либо отсутствия предложений со стороны ресурсоснабжающей организации, а также — инициативы собственников помещений.
Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ работы по установке приборов учета являются текущими работами по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10.
В связи с этим ссылка заявителя на то, что работы, выполненные по замене общедомового прибора учета электроэнергии, являются работами по капитальному ремонту, не принимается.
С учетом изложенного, в отсутствие надлежащих доказательств проведения капитального ремонта на всю сумму полученных от собственников помещений многоквартирного жилого дома денежных средств, судами обоснованно удовлетворены требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 500 833 руб. 43 коп.
Источник
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.
Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:
- ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
- Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
- Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
- УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
- Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
- Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
- Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
Источник
Установка ОПУ за счет старых взносов на капремонт
Автор: М. О. Денисова
До 2014 года жильцы вносили УК взносы на капитальный ремонт. Могут ли они сегодня требовать установки ОПУ за счет этих средств? Является ли наличие у них задолженности по оплате ЖКУ основанием для отказа?
До появления в ЖК РФ норм о формировании фондов капитального ремонта УК осуществляла сбор средств на капремонт на своем расчетном счете (по согласованию с собственниками). С мая 2014 года собственники начали отчислять взносы на капремонт региональному оператору (фонд формируется на его счете), а в июне 2015 года они провели общее собрание и приняли решение о необходимости установки общедомового прибора учета (далее – ОПУ) отопления за счет ранее накопленных средств. Обязана ли УК в данном случае подчиниться решению собственников, учитывая, что за жильцами числится задолженность по оплате ЖКУ, эквивалентная стоимости планируемой установки ОПУ отопления?
О легитимности решения собственников
Общий порядок принятия решений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД закреплен в ст. 189 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи проведение капитального ремонта осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. При этом собственники вправе принять такое решение в любое время (ч. 2 ст. 189 ЖК РФ). В нем должны быть определены или утверждены (ч. 5 ст. 189 ЖК РФ):
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
- смета расходов на капитальный ремонт;
- сроки проведения капитального ремонта;
- источники финансирования капитального ремонта;
- лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приеме оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Таким образом, исходя из существа описанной ситуации и с учетом положений ст. 189 ЖК РФ следует заключить, что собственники помещений в МКД, принимая решение об установке ОПУ отопления, действовали в рамках закона. При этом важно понимать, что каждый пункт принятого решения в условиях действия норм о создании фондов капитального ремонта общего имущества (введены в ЖК РФ с 26.12.2012 Федеральным законом от 25.12.2012 № 271‑ФЗ) необходимо соотносить с правилами формирования таких фондов и использования средств, накапливаемых в них.
Формирование и использование средств фонда
Статьей 170 ЖК РФ предусмотрены два возможных варианта формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора и специальном счете. В рассматриваемом случае фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта, формируемый на счете регионального оператора, образуют:
- взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД;
- пени, уплачиваемые собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу новой ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в МКД принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта…
Положение о том, что за счет минимального размера взноса финансируется капитальный ремонт согласно «минимальному» перечню, присутствует и в ч. 1, 3 ст. 166 ЖК РФ.
Полагаем, что в описанной ситуации собственники, скорее всего, перечисляют в фонд капитального ремонта (на счет регионального оператора) взносы в минимальном размере.
Что касается «минимального» перечня работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества, он предусмотрен ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. В первоначальной редакции данной нормы установка ОПУ была названа в числе работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов. Однако в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 417‑ФЗ данный вид работ с 30.12.2013 исключен из «минимального» перечня, установленного ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. Вместе с тем ЖК РФ разрешает субъектам РФ расширять «минимальный» перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества (см. ч. 2 ст. 166). Поэтому вопрос о том, финансируются ли работы по установке ОПУ за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов, решается в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
Вместе с тем обязанность регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД закреплена в ст. 182 ЖК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Из всего вышесказанного следует, что в обязанности регионального оператора не входит проведение в МКД работ, не предусмотренных региональной программой. В связи с этим управляющая организация не вправе игнорировать решение общего собрания собственников помещений в МКД о проведении работ по установке ОПУ отопления (при условии, что решение принято с соблюдением требований ч. 5 ст. 189 ЖК РФ).
Дополнительные аргументы
В качестве дополнительных аргументов можно привести следующие. Независимо от того, упомянута ли установка ОПУ в «минимальном» перечне работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, данный вид работ является капитальным ремонтом общего имущества (см. п. 2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда[1]), за проведение которого по общим правилам отвечает лицо, управляющее МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества). Тот факт, что собственники помещений в МКД не приняли соответствующее решение об установке ОПУ отопления в сроки, установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», не изменяет объема прав и обязанностей управляющей организации, проистекающих из содержания ст. 161 ЖК РФ (в том числе ч. 2.3) и договора управления.
Наличие задолженности отдельных собственников помещений перед УК (по оплате ЖКУ) также не освобождает управляющего от выполнения обязательных работ на общем имуществе дома. В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в роли заказчика по договору управления МКД выступает множественность всех собственников помещений в доме (как соблюдающих, так и нарушающих платежную дисциплину). В силу специфики предмета договора (выполнение работ (оказание услуг) по содержанию общего имущества в МКД) управляющий лишен возможности осуществлять встречное предоставление в адрес только тех собственников, которые соблюдают платежную дисциплину. Кроме того, напоминаем, что ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, является одним из обязательных элементов деятельности по управлению МКД (см. Правила осуществления деятельности по управлению МКД[2]). Таким образом, работа с долгами населения также входит в круг обязанностей УК, успешность ее выполнения не влияет на общую структуру законных и договорных обязательств УК по надлежащему содержанию общего имущества в рамках исполнения договора управления.
По мнению автора, нормы ЖК РФ позволяют собственникам принять решение об установке ОПУ отопления силами УК и требовать исполнения данного решения, тем более что они заранее профинансировали этот вид работ (осуществляя в пользу УК отчисления на капитальный ремонт).
[1] Утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.
Источник