- Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Устройство железнодорожного пути ремонт
- 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2. НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ В ПРОФИЛЕ, ПЛАНЕ, ПО УРОВНЮ И ШИРИНЕ
- 2.1. Нормативы устройства рельсовой колеи
Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути
Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция к занятию № 1 Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути | 62.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Калининградское подразделение Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Октябрьской железной дороги- филиала ОАО «РЖД»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДМЕТА
«Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
(2 часа обучения)
по предмету «Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути»
Монтер пути 2-3 разряд. Профессиональная подготовка
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.
Протокол от «30» июля 2018 г. № 9
Автор: Трофимова И.П. — преподаватель Калининградского подразделения Октябрьского учебного центра профессиональных квалификаций.
- Распоряжение от 23 октября 2014 г. N 2499р «Об утверждении и в ведении в действие инструкции «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов».
- Крейнис З.Л. Пособие монтёру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 2-го разряда. М: ООО «Издательский дом «Автограф», 2014. — 176 с.
- Крейнис З.Л. Пособие монтеру пути. Профессиональная подготовка монтера пути 3-го разряда. — М.: ООО «Издательский дом «Автограф», 2013.
- Пособие бригадира пути под редакцией профессора Воробьева «УМЦ на железнодорожном транспорте», 2005.
- Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. Утверждена распоряжением 2288р от 14.11.2016.
- Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 №2788р.
- Инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев ЦП-410. М: Транспорт, 1997.
- Распоряжение ОАО РЖД от 12.02.2014 N 380р «Об утверждении и в введение в действие инструкции по ведению шпального хозяйства с железобетонными шпалами».
- Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути ЦП-544 от 30.03.98г.
- Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи,
планированию работ и мерам по обеспечению безопасности движения по показаниям путеизмерительных вагонов ЦПТ-515 от 08.12.2008г.
Лекция к занятию № 1. Тема: Устройство железнодорожного пути.
Железнодорожный путь. Верхнее и нижнее строение пути.
Железнодорожный путь- комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями. Состоит из верхнего строения пути и нижнего строения пути.
Установленная скорость- скорость на определенном перегоне, километре, пикете, пути станции, стрелочном переводе, установленная приказом начальника дороги.
Полоса отвода – границы, в пределах которых размещены: земляное полотно, ИССО, лесонасаждения, путевые здания, линии связи, линии электроснабжения и др. ж.д. устройства. Границы обозначаются знаками “Граница полосы отвода”. Наблюдение и уход за полосой отвода осуществляет дистанция пути (ПЧ).
Дистанция пути осуществляет текущее содержание пути, задачей которого является систематический надзор за комплексом сооружений пути, круглосуточное и круглогодичное содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями.
Для контроля за состоянием пути применяются технические средства контроля и натурные осмотры пути по утвержденным руководителями графикам, соответствующие нормативной документации, в зависимости от класса пути, конструкции и сроков проведения ремонтов пути.
Верхнее строение пути.
Верхнее строение пути – конструкция, состоящая из рельсов, элементов скреплений, противоугонных устройств, шпал, балластной призмы и мостового полотна, стрелочных переводов и других специальных устройств.
ВСП – воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамическое воздействие от подвижного состава.
Рисунок 1.1. Верхнее строение пути: 1-песчаная подушка; 2 — балластный слой; 3 — рельсы; 4 — шпалы.
Требования к конструкции ВСП устанавливаются в зависимости от класса пути, который определяется грузонапряженностью линии Г (млн. т.бр./ км в год) и скоростью движения поездов V (км/ч).
В соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, все железнодорожные пути классифицируются в зависимости от грузонапряженности и допускаемых скоростей движения поездов.
По грузонапряженности все пути разделяют на 6 групп, обозначаемых буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), а по допускаемым скоростям — на 9 категорий, обозначенных (В,С,1,2,3,4,5,6,СП). Классы путей, представляющие собой сочетание групп и категорий, обозначаются цифрами, например, путь 1Б2 — относится к 1 классу, группе Б, 2-й категории. (Таблица 1.)
Классы путей в зависимости от их вида и скоростей движения поездов.
Источник
Устройство железнодорожного пути ремонт
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями.
Железнодорожный путь (далее — путь) — это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном и разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
Для обеспечения работы автоблокировки, локомотивной и переездной сигнализации, контроля целостности пути он оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
1.2. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя диагностику состояния пути, изучение причин появления отступлений и неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
1.3. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации.
Все сооружения и устройства пути на перегонах и станциях должны содержаться в соответствии с нормами и допусками, установленными действующей нормативной документацией.
1.4. Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути.
Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливаются владельцем инфраструктуры.
Текущее содержание искусственных сооружений осуществляется дистанциями инженерных сооружений.
1.5. Дистанции пути должны содержать контингент монтеров пути достаточный для соблюдения технологии выполнения работ и обеспечение безопасности движения поездов согласно действующим в ОАО «РЖД» нормам затрат труда для работников, занятых на текущем содержании пути, который распределяется по утвержденным структурным подразделением дистанции пути, а также необходимое техническое оснащение, оборудование и инструменты.
1.6. Организация работ по содержанию пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование, а также работ по содержанию рельсовых цепей (в объеме, выполняемом дистанцией пути) возлагается на начальников дистанций пути, их заместителей, начальников участков, дорожных и мостовых (тоннельных) мастеров, бригадиров пути и бригадиров по искусственным сооружениям. На них же, а также на персонал диагностических средств, путеобследовательских и мостоиспытательных станций, контролеров за состоянием железнодорожного пути, монтеров пути назначаемых на осмотр и дежурных по переездам (в зоне переездов) возлагается контроль за состоянием пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование.
Указанными работниками должны периодически, в соответствии с установленными правилами, проверяться вверенные им участки пути, обеспечиваться высокое качество текущего содержания пути, сооружений и устройств, создаваться необходимые условия для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также для продления срока службы элементов пути.
С целью большей оперативности при принятии неотложных мер по обеспечению безопасности движения поездов начальник дистанции пути, его заместитель, начальники участков, дорожные мастера, контролёры состояния железнодорожного пути и бригадиры пути должны обеспечиваться средствами мобильной или оперативной связи.
1.7. Текущее содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения.
Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей на классы. Классность путей устанавливается в зависимости от их грузонапряженности, допускаемых скоростей движения поездов и других факторов, оказывающих влияние на работу пути и его элементов, в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги» [1] и Методикой классификации и специализации линий утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. N 3048р.
1.8. В настоящей Инструкции изложены основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств, обеспечивающих его функционирование при допускаемых скоростях движения: до 200 км/ч — для пассажирских поездов; 120 км/ч — для рефрижераторных; 90 км/ч — для грузовых*.
* Если иное не предусмотрено нормами и правилами.
Технические условия, нормы и правила для высокоскоростных линий устанавливаются специальной инструкцией ОАО «РЖД».
1.9. В настоящей Инструкции используются термины, приведенные в Правилах технической эксплуатации [7].
2. НОРМАТИВЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ В ПРОФИЛЕ, ПЛАНЕ, ПО УРОВНЮ И ШИРИНЕ
2.1. Нормативы устройства рельсовой колеи
2.1.1. Железнодорожный путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной ОАО «РЖД» проектной документации и требованиям настоящей Инструкции.
2.1.2. Круговые кривые должны сопрягаться с прямыми участками переходными кривыми, кроме кривых на стрелочных переводах и случаев, когда по условиям плана линии осуществить это не представляется возможным (закрестовинные и смежные с прямой вставкой кривые недостаточной длины и другие).
2.1.3. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения в кривых определяется по следующим правилам:
Минимально допустимое возвышение должно обеспечить значение поперечного непогашенного ускорения, направленного наружу кривой (a ), не более 0,7 м/с на уровне буксы подвижного состава для максимальной скорости грузовых и пассажирских поездов.
Величина поперечного непогашенного ускорения (a ) рассчитывается по фактическим значениям кривизны пути и возвышения наружного рельса в зависимости от скорости (V) по формуле:
, (2.1)
где a — величина непогашенного ускорения, м/с ;
V— максимальная допускаемая скорость движения пассажирских поездов по кривой, км/ч;
H — возвышение наружного рельса, мм;
R — радиус кривой, м.
На линиях со специализацией В, С и П, где обращается пассажирский подвижной состав с улучшенными динамическими характеристиками, допускаемая величина a может быть распоряжением ОАО «РЖД» установлена на основании проведенных испытаний 0,7 м/с и более.
На линиях с грузовым и смешанным движением поездов наименьшее воздействие на путь в кривых, снижающее интенсивность расстройства и износа элементов пути производится при a близком к нулю при средневзвешенной скорости движения грузовых поездов. Для этого на линиях со специализацией О, Г, Т непогашенное ускорение в грузовых поездах должно находиться в диапазоне ±0,3 м/с при фактически реализуемых скоростях движения.
Увеличение непогашенного ускорения в грузовых поездах более диапазона ±0,3 м/с допускается при наличии технико-экономического обоснования (на направлениях с большой разницей между максимальными скоростями пассажирских и грузовых поездов).
Величина возвышения проверяется по формуле:
, (2.2)
где h — минимальное расчетное возвышение наружного рельса, мм;
V — максимальная допускаемая скорость пассажирских поездов, установленная приказом для данной кривой радиуса R, которая не должна превышать скорости получаемой по тяговому расчету ведущей серии локомотивов, км/ч;
115 — величина допускаемого недовозвышения наружного рельса из условия непревышения нормы непогашенного ускорения 0,7 м/с .
При этом для линий О, Г, Т проверяется, чтобы возвышение было в пределах:
, (2.3)
где V — средневзвешенная скорость грузовых поездов, км/ч;
50 — величина из условия непревышения ускорения ±0,3 м/с .
Максимальное возвышение наружного рельса в кривой с учетом допусков на содержание не должно превышать 150 мм, при превышение этой величины движение поездов закрывается.
Из полученных по формулам величин возвышение принимается большее и округляется до значения кратного 5.
Рекомендуемые величины возвышения в кривых для линий разной специализации приведены в приложении 10.
В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивности износа рельсов по одной и другой нитям), полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться в пределах нормативов непогашенных ускорений.
В кривых, расположенных на участках рекуперативного торможения, рекомендуется для компенсации действия продольных сжимающих сил увеличивать полученное расчетом возвышение на величину до 20%, а на кривых, расположенных на руководящих подъемах и близким к ним, для компенсации продольных растягивающих сил уменьшать полученное расчетом возвышение на величину до 15%. При этом должны соблюдаться нормативы по предельным непогашенным ускорениям.
2.1.4. Длины переходных кривых устанавливаются исходя из условий обеспечения требуемых действующими нормативами величин отвода возвышения наружного рельса и отвода кривизны, определяемого допускаемой скоростью нарастания поперечного непогашенного ускорения 0,6 м/с .
Конец и начало отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками начала переходной кривой и конца переходной кривой.
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых: либо на протяжении прямой, либо по 50% на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны).
2.1.5. Длина переходной кривой определяется в зависимости от расчетной величины возвышения наружного рельса и от количества смежных главных путей.
На однопутных линиях и для наружного пути двухпутных линий длина переходной кривой (L ) определяется по формуле:
, (2.4)
где h — расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой, мм;
i — расчетный уклон отвода возвышения.
Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой определяется по формуле:
, (2.5)
где d — уширение междупутья в кривой, м;
R — радиус кривой, м.
Необходимые уширения междупутья на двух- и многопутных участках определяются в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений [3]. В соответствии с этим определяются длины переходных кривых.
2.1.6. Крутизна отвода возвышения в переходных кривых, соединяющих прямые и кривые участки или участки кривых с различной величиной возвышения должна соответствовать нормативам таблицы 2.1.
Таблица 2.1. Допускаемые уклоны отвода возвышения наружного рельса в кривых
Максимальный уклон отвода возвышения (i), мм/м, не более
Источник