- Общее собрание собственников по вопросам капитального ремонта
- Форма проведения общих собраний
- Кворум
- Уведомление жильцов о проведении общего собрания
- Повестка общего собрания
- Документы к общему собранию
- Надо ли оплачивать задолженность по капремонту, если фонд не присылал квитанции?
- Когда появляется обязанность оплачивать капремонт
- Почему теперь долг придется выплатить вашей семье
- Как можно уменьшить сумму долга
- Информирование собственников жилья по капитальному ремонту
Общее собрание собственников по вопросам капитального ремонта
После законодательного введения взносов на капитальный ремонт жильцам необходимо коллективно выбрать способ формирования фонда капремонта, владельца специального счета и утвердить размер платы. Для этого организуется собрание собственников, на котором происходит голосование и принимаются соответствующие решения.
Форма проведения общих собраний
Собрания собственников проводятся в очной или заочной форме. Жилищный кодекс устанавливает условия для проведения заочного собрания в случае отсутствия кворума на очном собрании. В заочном голосовании необходимо проконтролировать заполнение бюллетеней в заявленные сроки.
Кворум
Кворум – установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.
Для решения вопросов по капитальному ремонту необходимо проводить не собрания ТСЖ и ЖСК, а собрание собственников. Если ТСЖ управляет несколькими многоквартирными домами, то в каждом доме необходимо проводить отдельно общее собрание собственников.
Кворум для проведения общего собрания установлен в размере более чем 50% голосов. Однако для вопросов разного вида установлены различные виды кворума, в том числе и по выбору способа формирования фонда капитального ремонта — две трети голосов от общего числа голосов всех собственников в многоквартирном доме. Такой же кворум действует и для решения вопроса о размере взносов на капитальный ремонт. По всем остальным вопросам (выбор владельца специального счета, выбор кредитной организации, в которой открывается специальный счет, направление доходов от хозяйственной деятельности на пополнение фонда капитального ремонта и т.д.) работает правило 50%+1 голос. Однако если предполагается реконструкция или какие-то изменения, которые уменьшают площадь общего имущества, тогда необходимо единогласное решение всех собственников, зафиксированное в протоколе общего собрания.
Уведомление жильцов о проведении общего собрания
Проведение общего собрания начинается с принятия соответствующего решения и уведомления собственников. Жилищный кодекс устанавливает несколько вариантов, как направить уведомления для проведения общего собрания:
вручить каждому собственнику под расписку;
сделать почтовые отправления;
иным способом, который предусмотрен решением общего собрания.
Лучше не ограничиваться размещением объявления о проведении общего собрания, только если это ранее не было принято решением общего собрания собственников в качестве варианта для уведомления. Для этого случая удобно использовать 1С Сайт ЖКХ, с помощью которого можно уведомить жильцов по email. Подробнее о продукте.
В уведомлении необходимо расписать: когда, в какие сроки, где, в какой форме будет проводиться общее собрание. Обязательно укажите повестку дня. Повестка собрания должна согласовываться с тем, что у вас будет отражено в протоколе и в бюллетенях для голосования.
Повестка общего собрания
Что входит в повестку дня? Это зависит от тех вопросов, которые будут рассматриваться на собрании. Говоря о капитальном ремонте, стоит внести в повестку следующие пункты:
Вопрос о выборе председателя и секретаря собрания. Можно озаглавить этот пункт как «Организационные вопросы» и выбирать председателя, секретаря и счетную комиссию.
Выбор способа формирования фонда капитального ремонта: специальный счет, либо счет регионального оператора.
Если собственники выбрали специальный счет, необходимо поставить в повестку дня вопросы о выборе владельца специального счета и об установлении размера платы за капитальный ремонт. Предусмотрено, что собственники голосуют по двум подвопросам в отношении размера платы:
либо решают вопрос об установлении платы в минимальном размере;
либо принимают решение по вопросу увеличения размера платы (и в каком размере).
Открывать специальные счета можно в нескольких банках, главное, чтобы банк подходил под условия, которые сформулированы в Жилищном кодексе . Давать собственникам большое количество выбора из наименований банка – значит рассеивать кворум, по которому нужно достичь большинства, поэтому можно выбрать один, максимум два варианта и предоставить их на рассмотрение собственников.
Если собственники выбирают открытие специального счета, нужно решить, за чей счет будет происходить открытие и содержание счета, а также производиться оплата комиссии банка за перечисление денежных средств. Брать эти суммы из взносов на капитальный ремонт невозможно.
Пункт «Разное». Законодательно не регламентируется, что можно, а что нельзя включать в этот пункт.
Документы к общему собранию
К уведомлению о проведении общего собрания должны быть приложены либо документы, либо бюллетени для голосования (если это заочное собрание), либо какая-то иная информация. Если информации много, вы должны прописать, где, в какие дни, время и сроки перед собранием собственники могут ознакомиться с ней. Это обязательное условие для уведомления.
Еще есть дополнительные документы к собранию, которые не регламентируются законом:
Лист уведомлений (лист регистрации участвующих) – обязателен. Нужен для того, чтобы вы могли доказать кворум.
Протокол счетной комиссии необязателен.
Бюллетени для голосования будут полезны для очного собрания (для заочного они обязательны), поскольку посчитать кворум на общем собрании собственников довольно сложно. Все собственники обладают разным количеством голосов, а по поднятию руки сложно проверить количество проголосовавших. Также голосование можно провести онлайн при помощи Сайта ЖКХ. Подробнее.
Протокол общего собрания. В случае спорных моментов этот протокол будет рассматриваться в суде. Общее собрание собственников и общее собрание членов ТСЖ и ЖСК нельзя проводить вместе и записывать это в один протокол.
Источник
Надо ли оплачивать задолженность по капремонту, если фонд не присылал квитанции?
Подскажите, пожалуйста, насколько законно действует фонд капитального ремонта. Ситуация такая.
Мой муж в этом году унаследовал квартиру, после чего выяснил, что квитанции за капремонт почему-то не приходят, хотя сам дом включен в программу капремонта.
Я написала запрос в фонд, и выяснилось, что у них не было данных о квартире, и они не формировали квитанции. По итогу обращения нам отправили ответ, по которому начисления были произведены с 1 ноября 2014 года, то есть за 6 лет!
Насколько это правомерно? Ведь во-первых, квартира перешла в собственность только в этом году как наследство. Во-вторых , это же ошибка самого фонда, что они не формировали квитанции. Почему мы должны за это оплачивать огромную сумму за капремонт?
Если это не правомерно, то как бы вы посоветовали нам поступить? Обращаться в суд? И на какие аргументы можно опираться, чтобы доказать свою правоту?
Заранее спасибо за ответ.
Екатерина, к сожалению, часть долга точно оплатить придется. Взносы на капитальный ремонт привязаны к квартире, а не к собственнику в отличие от остальных коммунальных услуг. И если предыдущий собственник не платил за капремонт, то этот долг перешел к вашему мужу вместе с унаследованной квартирой.
Но не торопитесь вносить всю сумму долга. Если фонд капитального ремонта подаст иск, вы можете просить суд применить срок исковой давности — три года. Тогда вы сможете заплатить меньше. Поясню, как выгоднее поступить в вашей ситуации.
Когда появляется обязанность оплачивать капремонт
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества. Но есть исключения, когда платить не нужно. Например, дом признали аварийным либо государство или муниципалитет планируют изъять земельный участок для своих нужд.
Собственник не обязан платить взносы, пока его дом не включен в региональную программу капремонта. Но как только дом попал в программу, новость об этом официально публикуют на официальном сайте администрации региона. У собственников есть время, чтобы с ней ознакомиться.
Разные регионы устанавливают свои сроки: кто-то дает на ознакомление четыре месяца, другие — семь. Но меньше трех месяцев и больше восьми нельзя. После этого за капремонт обязательно нужно платить. В Свердловской области, где вы живете, такая обязанность возникает спустя полгода после даты официальной публикации информации.
Узнать о публикации собственник должен сам. Здесь действует аналог правила «незнание закона не освобождает от ответственности». Даже если фонд капремонта не присылает вам квитанции, нужно периодически интересоваться, не попал ли ваш дом в программу, чтобы не пропустить момент, когда надо вносить платежи.
Судебная практика в данном случае не на стороне собственников жилья. Суды говорят, что обязанность по оплате возникает у жильцов в силу закона и никак не связана с тем, присылает фонд капремонта квитанции или нет.
Почему теперь долг придется выплатить вашей семье
По закону долг за капремонт привязывается к квартире, а не к собственнику. Как только ваш муж вступил в наследство, вместе с правом собственности на квартиру он получил и долги, которые на ней были. Теперь он, как собственник помещения в МКД, обязан его содержать, в том числе платить за капремонт.
Тот факт, что ни он, ни предыдущий собственник не получали квитанций, роли не играет. Собственник все равно обязан оплачивать расходы на капремонт.
Если квитанции не приходят, надо связаться с региональным оператором и выяснить причину. Так что вы поступили совершенно правильно, когда стали узнавать, что с квитанциями и оплатой.
Как можно уменьшить сумму долга
Платить за все шесть лет не нужно. В законе есть понятие исковой давности — это срок для защиты по иску лица, чье право нарушено. По общему правилу срок исковой давности составляет три года.
Минстрой считает, что трехгодичный срок действует и в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Суды тоже придерживаются этого правила.
Например, в Ханты-Мансийском автономном округе женщина не платила за капитальный ремонт несколько лет, поскольку ей не присылали квитанции. Фонд капитального ремонта подал иск и потребовал взыскать с нее задолженность с 1 сентября 2014 года по 29 февраля 2020 года, то есть почти за пять лет. По мнению фонда, женщина сама должна была обратиться за квитанциями, если она их не получала.
Должница просила суд отказать фонду в исковых требованиях: раз она не получала квитанции, то и платить не могла. Однако суд сказал, что обязанность собственника жилого помещения платить взносы на капремонт возникает в силу закона. А значит, если фонд не направлял собственнику платежные документы и требования об уплате задолженности, в том числе в течение длительного времени, — это не основание, чтобы вообще не платить за капремонт.
Однако взыскать всю сумму фонду так и не удалось. Женщина обратилась с заявлением о применении срока исковой давности, и суд его удовлетворил. Он частично уменьшил исковые требования: сумму задолженности сократил почти в два раза, а сумму пеней — в три.
Вы тоже можете применить срок исковой давности. Но есть один нюанс: это можно сделать только в ходе судебного разбирательства. То есть фонд капремонта должен подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность с вашего супруга. Пока нет судебного процесса, применить исковую давность нельзя.
Источник
Информирование собственников жилья по капитальному ремонту
по порядку организации и проведения общих собраний
собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам
формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и
проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях содействия собственникам помещений и управляющим организациям в реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативных и правовых актов города Москвы в части организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
1. Общие положения
Раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», установил новый порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт в размере, не ниже устанавливаемого субъектом Российской Федерации минимального размера такого взноса, в целях формирования фонда капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта за счет взносов на проведение капитального ремонта:
— перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора);
— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете).
Формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора минимизирует работу собственников помещений по организации проведения капитального ремонта, так как обязанность по его организации и проведению полностью перекладывается на регионального оператора, созданного субъектом Российской Федерации.
Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предполагает необходимость активного участия собственников помещений в многоквартирном доме в процессе организации проведения капитального ремонта.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, за счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома, сформированного исходя из минимального размера взноса собственников помещений, в обязательном порядке должны быть проведены следующие работы:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В городе Москве Перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт дополнен работами по ремонту внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонту пожарного водопровода, ремонту или замене мусоропровода, ремонту или замене внутреннего водостока, разработке и проведению экспертизы проектной документации, осуществлению строительного контроля, проведению оценки соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифта» (ТР ТС 011/2011).
Независимо от выбранного способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома капитальный ремонт должен быть проведен в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта субъекта Российской Федерации.
Для проведения капитального ремонта многоквартирного дома собственникам помещений необходимо последовательно провести два общих собрания собственников помещений в многоквартирном доме:
1) для принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
2) для принятия решения о проведении капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее – «Региональная программа») утверждена 29 декабря 2014 года постановлением Правительства Москвы № 832-ПП.
Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации путем принятия нормативных правовых актов о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Контроль за выбором и реализацией собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, перечислением взносов в фонд капитального ремонта, а также своевременностью проведения капитального ремонта осуществляет орган государственного жилищного надзора (в городе Москве –Мосжилинспекция).
2. Определение способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования Региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа опубликована 30.12.2014 г., следовательно, решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта должны быть приняты и реализованы собственниками помещений в многоквартирных домах в городе Москве в срок до 30.05.2015 г.
Решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного домана счете регионального оператора принимается на общем собрании собственников помещений, проводимом в соответствии со ст.ст. 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (Приложения № 1, 2 к Методическим рекомендациям).
2.1. Формы проведения общего собрания
Общее собрание может быть проведено:
1) в очной форме (собрание), то есть при совместном присутствии собственников помещений многоквартирного дома в конкретном месте и в конкретное время для обсуждения вопросов повестки дня общего собрания и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
2) в форме заочного голосования – без совместного присутствия путем передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам повестки дня общего собрания, поставленным на голосование.
Первое общее собрание по тому или иному вопросу, в т.ч. и по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, проводится путем совместного присутствия собственников помещений (Приложение № 1 к Методическим рекомендациям).
Форма заочного голосования применима только в том случае, если при проведении первого общего собрания в очной форме такое собрание не имело установленного Жилищным кодексом Российской Федерации кворума. В этом случае, решения общего собрания по этим же вопросам повестки дня могут быть приняты путем проведения заочного голосования (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).
2.2. Инициатор (организатор) общего собрания
Инициатором общего собрания может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме или инициативная группа таких собственников.
Полномочными представителями интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.05.2008 г. № 1040-РП «О порядке выполнения государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов города Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах» являются Государственные казенные учреждения города Москвы инженерные службы (ГКУ ИС) соответствующих районов города Москвы.
Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в собственности города Москвы, инициатором общего собрания вправе выступать ГКУ ИС района.
В соответствии с ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в установленный срок решение по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было принято собственниками помещений многоквартирного дома, общее собрание по данному вопросу созывается по инициативе органа местного самоуправления (Управа соответствующего района города Москвы).
2.3. Подготовка к проведению общего собрания
При подготовке к проведению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома следует изучить Жилищный кодекс Российской Федерации, Региональную программу, а также иные нормативные правовые акты, разработанные в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в части организации и проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В задачи собственника помещения, по инициативе которого созывается общее собрание, входит следующее:
1) выявить всех собственников помещений в данном многоквартирном доме – обратиться за сведениями о собственниках (Ф.И.О./наименование, адрес места жительства/нахождения, площадь помещения, находящегося в собственности, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение) в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая компанией), ГКУ ИС, ЕИРЦ, МФЦ, Управу района, а в случае невозможности получения из указанных организаций/органов необходимой информации – в Управление Росреестра по Москве с запросом о выдаче вписок из ЕГРП в отношении каждого помещения многоквартирного дома;
2) получить сведения о размере общей площади помещений многоквартирного дома – обратиться за сведениями ворганизацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая компанией), ГКУ ИС, ЕИРЦ, МФЦ, Управу района;
3) определить доли каждого из собственников помещений многоквартирного дома в общем имуществе этого многоквартирного дома:
Формула для определения доли:
Д = S1/Sобщ. х 100%,где
S1– общая площадь жилого или нежилого помещения, принадлежащего конкретному собственнику;
Sобщ.– общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
4) определить кандидатуры председателя, секретаря и счетной комиссии общего собрания. Названные кандидатуры должны быть определены до даты направления собственникам уведомлений о проведении общего собрания;
5) определить кандидатуру лица, уполномоченного от имени собственников помещений многоквартирного дома взаимодействовать с региональным оператором по вопросам формирования фонда капитального ремонта и организации проведения капитального ремонта, в том числе, передать региональному оператору протокол общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Названная кандидатура должна быть определена до даты направления собственникам уведомлений о проведении общего собрания;
6) выяснить, существуют ли установленные ранее принятым решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме способ их уведомления о проведении общего собрания, способ доведения до их сведения принятых на общем собрании решений, место хранения протоколов общих собраний – обратиться за сведениями в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая компанией), ГКУ ИС, ЕИРЦ, МФЦ, Управу района;
7) подобрать помещение для проведения общего собрания и определить дату его проведения – обратиться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая компанией), Управу района;
8) подобрать помещение для ознакомления собственников помещений многоквартирного дома с информацией и материалами, которые будут представлены общему собранию, и согласовать порядок такого ознакомления – обратиться в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая компанией), Управу района;
9) сформировать повестку дня общего собрания.
10) подготовить документацию, необходимую для проведения общего собрания (Приложения № 1 – 4 к Методическим рекомендациям).
После определения повестки дня общего собрания и подготовки необходимой документации инициатор проведения общего собрания (инициативная группа) направляет собственникам помещений в многоквартирном доме уведомление о проведении общего собрания в срок не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания (ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В указанный срок уведомление о проведении общего собрания должно быть доведено до сведения каждого собственника установленным ими ранее способом. Если же собственниками способ их уведомления о проведении общего собрания не был установлен ранее, то уведомление о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись (Приложения № 1б, 1в, 2б, 2в к Методическим рекомендациям).
В случае, если в многоквартирном доме есть помещения, принадлежащие городу Москве, ГКУ ИС района должно быть уведомлено о проведении общего собрания собственников помещений в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
В уведомлении о проведении общего собрания должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное общее собрание (ФИО/наименование инициатора (членов инициативной группы), номера жилых (нежилых) помещенийв данном многоквартирном доме, собственниками которых они являются;
2) форма проведения общего собрания (очная форма (собрание) или заочное голосование);
3) дата, место, время проведения общего собрания, а в случае проведения такого собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня общего собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на общем собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться, ответственное лицо.
Уведомление о проведении общего собрания может включать в себя и иную информацию, связанную с проведением общего собрания.
2.4. Правомочность общего собрания
Общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
При отсутствии кворума для проведения общего собрания должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Повторное общее собраниесобственников помещений в многоквартирном доме по этим же вопросам повестки дня может быть проведено в форме заочного голосования.
Присутствие собственников на общем собрании и наличие кворума подтверждается листом регистрации собственников помещений и их представителей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение в данном многоквартирном доме, доли в праве общей собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме, подписью собственника или представителя собственника с приложением доверенности, если в общем собрании принимает участие представитель собственника (Приложение № 1г к Методическим рекомендациям).
2.5. Проведение общего собрания собственников в очной форме (собрание)
В указанные в уведомлении о проведении общего собрания дату и время по месту проведения общего собрания осуществляется регистрация лиц, явившихся для участия в нем. Регистрацию лиц, явившихся для участия в общем собрании осуществляет инициатор (инициативная группа) или уполномоченные им на то лица.
По завершении регистрации лиц, явившихся для участия в общем собрании, инициатор (инициативная группа) объявляет об открытии собрания и разъясняет регламент его проведения, предлагает проголосовать по первому вопросу повестки дня об избрании председателя и секретаря общего собрания. После объявления результатов голосования по вопросу повестки дня об избрании председателя и секретаря общее собрание ведет председатель, а секретарь координирует работу счетной комиссии, ведет протокол общего собрания.
Решения общего собрания по вопросам, поставленным на голосование в соответствии с повесткой дня данного общего собрания, принимаются:
1) большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме – решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, а также решения по вопросам, предусмотренным п.п. 1, 1.2, 2, 3, 3.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании – по остальным вопросам.
Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в его повестку дня, а также изменять повестку дня данного собрания.
Правом голоса на общем собрании по включенным в его повестку дня вопросам обладают собственники помещений многоквартирного дома.
Голосование на общем собрании осуществляется собственником помещения многоквартирного дома как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которыми обладает каждый собственник помещения многоквартирного дома, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями ст.ст. 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
Голосование проводится по каждому вопросу повестки дня общего собрания непосредственно после его обсуждения посредством заполнения письменных решений собственников, в которых указана доля в праве общей собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме и количество голосов, которыми обладает данный собственник (представитель собственника) (Приложение № 1д, 2г к Методическим рекомендациям). При этом, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня данного общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на общем собрании.
Результаты голосования по каждому вопросу, включенному в повестку дня данного общего собрания, в обязательном порядке заносятся в протокол общего собрания.
Решения общего собрания оформляются протоколом в срок не позднее трех дней со дня проведения общего собрания.
Протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем общего собрания и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии. В протоколе должны быть указаны дата и место проведения общего собрания, повестка дня, кворум, решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался». Протокол общего собрания составляется не менее чем в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
Протокол общего собрания, составленный на двух и более листах, должен быть обязательно прошит, место прошивки необходимо заклеить наклейкой с указанием общего количества листов протокола. На месте прошивки протокола общего собрания должны расписаться председатель и секретарь общего собрания с расшифровкой своих подписей.
Решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, принятое собственниками помещений в многоквартирном доме, должно быть обязательно реализовано.
В целях его реализации собственники помещений в многоквартирном доме должны передать в канцелярию регионального оператора копию протокола общего собрания, которым оформлено это решение, в срок не позднее десяти дней с даты принятия такого решения, и заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Примерные формы документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия и в форме заочного голосования представлены в Приложениях № 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а именно:
— примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 1а, 2а к Методическим рекомендациям);
— уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 1б, 2в к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 1в, 2в к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации собственников помещений и их представителей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия (Приложение № 1г к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации поступивших решений собственников помещений (их представителей) на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания (Приложение № 2д к Методическим рекомендациям);
— решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений (Приложение № 1д, 2г к Методическим рекомендациям);
— примерный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 1е, 2е к Методическим рекомендациям).
3. Проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Положения п.п. 2.1-2.5 раздела 2 настоящих Методических рекомендаций о порядке созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа формирования фонда капитального ремонта применяются при созыве и проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом Методических рекомендаций.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирномдоме, либо региональный оператор,представляет собственникам помещений в многоквартирном доме, формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, по проведению капитального ремонта (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решения по следующим вопросам:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Данный перечень вопросов является обязательным при решении вопросов о проведении капитального ремонта.
Помимо принятия вышеуказанных решений общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решения, связанные с финансированием капитального ремонта многоквартирных домов:
— о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме — лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников;
— об определении существенных условий кредитного договора или договора займа;
— о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
— об уплате процентов за пользование данным кредитом или займом;
— о получении гарантии, поручительства по этим кредиту или займу;
— об условиях получения указанных гарантии или поручительства;
— об оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанной гарантии, поручительства.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в течение трех месяцев с момента получения предложения о капитальном ремонте не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
Примерные формы документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия и в форме заочного голосования представлены в Приложениях № 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям, а именно:
— примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 3а, 4а к Методическим рекомендациям);
— уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 3б, 4б к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 3в, 4в к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации собственников помещений и их представителей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия (Приложение № 3г к Методическим рекомендациям);
— лист регистрации поступивших решений собственников помещений (их представителей) на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания (Приложение № 4д к Методическим рекомендациям);
— решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений (Приложение № 3д, 4г к Методическим рекомендациям);
— примерный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (Приложения № 3е, 4е к Методическим рекомендациям).
4. Состав приложений к настоящим Методическим рекомендациям
1. Приложение № 1 к Методическим рекомендациям представляет собой комплект документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и включает в себя:
1.1. Приложение № 1а – примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме;
1.2. Приложение № 1б – уведомление о проведении общего собрания собственников помещений путем совместного присутствия;
1.3. Приложение № 1в – лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
1.4. Приложение № 1г – лист регистрации собственников помещений и их представителей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме;
1.5. Приложение № 1д – решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений по вопросам повестки дня общего собрания;
1.6. Приложение № 1е – примерный протокол общего собрания собственников помещений, проводимого путем совместного присутствия, по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и организации капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Приложение № 2 к Методическим рекомендациям представляет собой комплект документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и включает в себя:
2.1. Приложение № 2а – примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме;
2.2. Приложение № 2б – уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
2.3. Приложение № 2в – лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
2.4. Приложение № 2г – решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания;
2.5. Приложение № 2д – лист регистрации поступивших решений собственников помещений (их представителей) на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания;
2.6. Приложение № 2е – примерный протокол общего собрания собственников помещений, проводимого в форме заочного голосования, по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и организации капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
3. Приложение № 3 к Методическим рекомендациям представляет собой комплект документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и включает в себя:
3.1. Приложение № 3а – примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме;
3.2. Приложение № 3б – уведомление о проведении общего собрания собственников помещений путем совместного присутствия;
3.3. Приложение № 3в – лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
3.4. Приложение № 3г – лист регистрации собственников помещений и их представителей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме;
3.5. Приложение № 3д – решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений по вопросам повестки дня общего собрания;
3.6. Приложение № 3е – примерный протокол общего собрания собственников помещений, проводимого путем совместного присутствия, по вопросам выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и организации капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
4. Приложение № 4 к Методическим рекомендациям представляет собой комплект документов для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и включает в себя:
4.1. Приложение № 4а – примерный реестр собственников помещений в многоквартирном доме;
4.2. Приложение № 4б – уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
4.3. Приложение № 4в – лист регистрации вручения уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
4.4. Приложение № 4г – решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания;
4.5. Приложение № 4д – лист регистрации поступивших решений собственников помещений (их представителей) на общем собрании собственников помещений, проводимом в форме заочного голосования, по вопросам повестки дня общего собрания;
Источник