- Сметное ценообразование в строительстве
- Увеличить стоимость сметы:
- Примеры проектов на:
- Примеры увеличения стоимости сметы согласно действующих нормативов ТСНБ
- Как увеличить сметную стоимость строительства коэффициентами, учитываемыми техническими частями сборников расценок.
- Увеличение сметной стоимости ремонт
- При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п. Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
Сметное ценообразование в строительстве
Полный спектр сметных расчетов и калькуляций: профессионально, грамотно, быстро.
Увеличить стоимость сметы:
- Расценками;
- Коэффициентами:
- из общих положений к сборникам;
- из приложений к сборникам;
- из МДС-ов.
- Индексами;
- Лимитированными затратами:
- ВЗиС;
- налоговыми платежами;
- ЗУ;
- Нормативами НР и СП;
- Методом составления.
Примеры проектов на:
- водоснабжение;
- строительтво;
- монтаж оборудования;
- ПНР;
- вентиляцию;
- автоматизацию;
- кондиционирование;
- кровлю;
- ж/б конструкции;
- металлические конструкции;
- СКС,
- а также пример сметы на инженерно-геодезические изыскания.
Примеры увеличения стоимости сметы согласно действующих нормативов ТСНБ
В практике сметчика нередко возникает необходимость отрегулировать стоимость сметы в ту или иную сторону. И если с задачей по уменьшению сметной стоимости можно справиться довольно легко, подкорректировав объемы либо применив специальный уменьшающий коэффициент, то увеличить расчетные показатели грамотно и в рамках действующих нормативов ценообразования в строительстве способны далеко не все. Выражение «увеличить стоимость по смете» часто трактуется в негативном контексте: якобы подрядчик стремится завысить цену договора для получения дополнительной выгоды. Между тем, в некоторых случаях необходимость в увеличении сметной стоимости обусловлена объективными факторами: например, когда фактические затраты на выполнение строительных работ превышают издержки их аналогов, отраженных в расценках. Такое случается при использовании новых технологий в индустрии строительства и ремонта, когда прямых расценок на данные работы пока не разработаны, а подбираемые аналоги даже с учетом замены материалов не вполне отражают фактические издержки. Важно помнить, что работа по регулированию стоимости локального расчета должна производиться в рамках действующей системы расчетных строительных нормативов: с применением корректных коэффициентов, индексов, расценок
Как увеличить сметную стоимость строительства коэффициентами, учитываемыми техническими частями сборников расценок.
Итак, если расценки отражают учтенные проектом строительные и ремонтные работы в нужном объеме, целесообразно проверить то, насколько грамотно применены в расчете коэффициенты, лимитированные затраты и индексы перевода в текущие цены. Нередко сметчики не учитывают коэффициенты, отражающие фактические условия проведения строительных работ, указанные в техчастях и приложениях к сборникам расценок. Между тем, грамотное комплексное использование данных показателей позволяет увеличить итоговую стоимость в рамках действующих правил осмечивания без добавления дополнительных работ и материалов, а также замечаний со стороны экспертизы. Коэффициенты варьируются согласно видам СМР на несколько основных типов:
1) для работ, осмечиваемых по строительным сборникам (ФЕР/ГЭСН 1-47);
2) для работ, осмечиваемых по ремонтным сборникам (ФЕРр/ГЭСНр 51-69);
3) для работ, осмечиваемых по монтажным сборникам (ФЕРм/ГЭСНм 1-40);
4) для работ, осмечиваемых по пусконаладочным сборникам (ФЕРп/ГЭСНп 1-9);
5) прочие коэффициенты и начисления.
К факторам, способным существенно увеличить стоимость по смете, относят проведение строительных и других работ на высоте, превышающей стандартные нормативы, наличие вредных условий производства и пр. В подавляющем большинстве сметных расчетов дополнительные начисления подобного типа не производятся, поскольку под стандартные, учтенные расценками условия проведения работ подходит довольно широкий диапазон сопряженных со строительством моментов. Например, частью 15 строительного сборника ГЭСН предусмотрено использование при проведении отделочных работ стремянок, инвентарных столов, приставной лестницы в помещениях с высотой потолков до 3,5 м, причем для остекления этот параметр увеличивается до 8 м. При облицовке плиткой, камнем и оштукатуривании фасадов подразумевается, что данная работа будет производиться уже с готовых лесов. Если в проекте на строительство обосновывается необходимость возведения лесов специально для оштукатуривания либо другой отделки фасадов, расходы на данные цели рассчитываются согласно части 8 того же сборника. Таким образом, возможность по добавлению в смету стоимости возведения лесов для работ на высоте определяется согласно проектным данным и тому набору работ, который в них отражен.
Наиболее часто используемыми в практическом смысле коэффициентами, позволяющими увеличить сметную стоимость, являются корректировки на стесненность и производство строительных работ при капитальном ремонте. В комплексе они отражают усложненные условия проведения строительства при работе в действующих зданиях, наличии загруженных подъездных путей и пр. Другим способом увеличение стоимости сметы является компилирование расценок. Например, требуется осметить оштукатуривание фасадов с армированием сеткой – выбираем расценку ГЭСН 15-02-001 – улучшенная штукатурка по камню фасадов цементно-известковым раствором, таким образом, учитывая данные работы в смете. При этом состав данной расценки содержит наряду с подготовкой поверхности непосредственно нанесение цементно-известкового раствора с затиркой и разравниванием, вытягивание тяг и уход за штукатуркой. Можно посчитать, что армирование сеткой заложено в подготовке поверхности, однако в номенклатуре материалов данной расценки не содержится ничего, кроме цементно-известкового раствора и воды. Техническая часть по отделке в данной расценке не предусматривает фасадное оштукатуривание с армированием сеткой и рекомендует учитывать его по нормативу ГЭСН 15-02-036 — Штукатурка фасада по сетке, содержащей армирование тканой сеткой с ее обмазкой. Применяя данные расценки комплексно на основании рекомендаций техчасти сборников и прочей справочной литературы, сметчик может увеличить итоговую стоимость корректно и рационально. Данный пример демонстрирует широкие возможности применения комплексности в сметном ценообразовании, позволяющей составлять грамотные с технической точки зрения и адекватные текущим строительным расходам сметы.
Источник
Увеличение сметной стоимости ремонт
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п.
Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
Ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), применяются нормы ГК РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются общие положения ГК РФ о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ). К таким контрактам также применяются положения, регулирующие выполнение соответствующих видов работ, в частности, строительных работ — положения о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ, п. 1 ст. 763 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ). Так, подрядчик, в частности, обязан осуществлять капитальный ремонт в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 469, 518, 531 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Положениями ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается в виде исключения выполнение работ с применением улучшенных материалов (по сравнению с материалами, предусмотренными контрактом), но лишь по согласованию с заказчиком и при условии, если их характеристики лучше по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте*(1). Данное изменение условий контракта оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537).
Таким образом, если материалы, с использованием которых подрядчик осуществляет выполнение работ, обладают улучшенными характеристиками, по сравнению с предусмотренными контрактом материалами, заказчик и подрядчик вправе согласовать использование именно этих материалов.
Более того, буквальное толкование вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что могут быть заменены не только материалы, используемые при выполнении работ, но и сами виды таких работ при условии, если вновь согласованные виды работ обладают улучшенными характеристиками по сравнению с содержащимися в контракте, а их замена не повлечет увеличение объема или стоимости работ*(2).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745 подчеркивается, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта.
В свою очередь, анализ видовых характеристик работ, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), показывает, что, например, работы по отделке полов путем укладки плитки и путем укладки линолеума относятся к разным подгруппам работ (43.33.10 и 44.33.29 соответственно), а не к разным видам работ в пределах одной группы (подгруппы).
В связи с изложенным мы не исключаем, что подобное изменение может быть признано изменением предмета контракта и, соответственно, расценено как нарушение законодательства о контрактной системе, запрещающего в процессе исполнения менять предмет контракта. Однако окончательное решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, то следует прежде всего учитывать, что такая проверка производится только в том случае, если указанный капитальный ремонт проводится полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, п. 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение N 427)).
При этом в соответствии с п. 30 Положения N 427 в случае, когда после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки, с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом.
Принимая во внимание, что согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ смета также является частью проектной документации, внесение изменений в смету относительно вида используемых материалов и (или) вида выполняемых в соответствии с ней работ влечет за собой необходимость повторной проверки достоверности определения сметной стоимости при условии, что капитальный ремонт полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
29 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Кроме случаев, когда в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запрещается замена товара или страны (стран) происхождения товара.
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что замену видов выполняемых работ и (или) используемых при их выполнении материалов на работы (материалы) с улучшенными характеристиками, осуществляемую в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует отличать от увеличения количества товара или объема работы, предусмотренных контрактом, производимую на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В последнем случае производится увеличение только количественных показателей работ (материалов), предусмотренных контрактом, без изменения их видов и (или) включения в смету новых видов работ, изначально контрактом не предусмотренных. В свою очередь, ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно того, какое количество видов работ из первоначально согласованной при заключении контракта сметы может быть заменено на иные виды работ с улучшенными характеристиками. Однако, как это уже отмечалось выше, при замене вида работ их объем должен оставаться прежним.
Источник