- Вега 108 стерео ремонт усилителя
- Тема: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
- Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
- Ремонт Вега 108 Стерео.
- Ремонт Вега 108 Стерео.
- Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
- Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
- Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
Вега 108 стерео ремонт усилителя
Администратор
Группа: Главные администраторы
Сообщений: 14349
Регистрация: 12.10.2007
Из: Twilight Zone
Пользователь №: 1
В Новогодние праздники выдалось немного свободного времени и решил я написать не совсем обычный для формата Хабра обзор, тем более, что с прошлого года ничем полезным на Хабре я не отметился.
Необычность обзора в том, что рассматриваться будет не старое компьютерное железо, а в некотором роде, просто старое железо.
Сегодня я достал старый виниловый стереопроигрыватель чтобы его отремонтировать и посмотреть на что старичок способен. Итак, наш пациент: проигрыватель 1985 года выпуска Вега 108 стерео Бердского радиозавода.
Так как данный проигрыватель позиционировался как один из самых лучших проигрывателей своего времени, он был рассчитан на состоятельного покупателя, поэтому корпус был выполнен в лакированном дереве с пластмассовыми вставками и пластмассовой передней панелью, а так же с тонированной верхней крышкой из оргстекла.
290 рублей за проигрыватель в 1985 году, это примерно как сейчас проигрыватель за 50 000 деревянных рублей!
Для 26 лет, аппарат внешне практически в идеальном состоянии!
Сняв верхнюю крышку, можно увидеть качественное и аккуратное исполнение одного из самых важных узлов проигрывателя — вертушки.
Вертушка тут тоже не простая, а польская Unitra G 602 Hi-Fi. Да-да, именно иностранная (правда, Польша считалась «братской страной») и именно Hi-Fi, что для Советского Союза картина достаточно редкая!
На фотографии видно, что крепление тонарма тоже выполнено очень качественно. На задней части тонарма находится противовес, с помощью которого настраивается давление иглы на пластинку, а так же компенсатор скатывающей силы, выполненный в виде двух-плечевого рычага с грузом.
Надо отметить, что вертушка обладает микролифтом, который плавно опускает и поднимает тонарм, то есть опускание звукоснимателя делается не вручную.
Задняя сторона проигрывателя сделана не совсем понятно из чего, похоже на прессованную пластмассу, но изнутри, это скорее материал, из которого делают хоккейные клюшки.
Ничего особо интересного задняя крышка проигрывателя не имеет, за исключением разъёмов для подключения колонок, предохранителя и надписи на английском (!) языке «Не влезай, убьёт!». Интересно, аппарат действительно шёл на экспорт? Но тогда и надписи на передней панели были бы на английском.
Проигрыватель комплектовался двумя колонками 15АС-208, тоже отделанные лакированным деревом. Для удобства, эксперименты я проводил с одной колонкой.
Провода и колонки подверглись небольшой модификации.
А сейчас, самое время заглянуть в недра проигрывателя и посмотреть что там под капотом.
Если честно, то лезть в недра мне не хотелось, но пришлось, так как у вертушки сдохла система контроля за оборотами вращения диска, а у усилителя оказался сдохшим один канал.
Если честно, то я ожидал увидеть что-то более технологичное, нежели такой симбиоз алюминия и фанеры.
Платы выполнены из допотопных советских комплектующих, хотя и попадаются некоторые относительно современные транзисторы. В конструкции нет ни одной микросхемы, всё сделано исключительно на рассыпухе. Да, я знаю что вы уже заметили четыре синих кондёра, которые не вписываются в общую картину. Пришлось менять сдохшие, поменял сразу для левого и правого каналов (платы усилителей для обоих каналов разделены, обе платы идентичны).
Плата вертушки выглядит значительно современнее, хотя и используется часть комплектухи производства Советского Союза. Особенно заметен резистор в левом нижнем углу.
Очень интересно реализован контроль оборотов вращения диска и крайнего положения тонарма. Всё сделано на фотоэлементах! В верхнем левом углу платы видна пара фотоэлементов. Контроль оборотов выглядит примерно так же, на двигатель надет круг с вырезанными лепестками по краям, сверху лампа, снизу фотоприёмник. Электроника считает сколько раз свет проходит между лепестками за определённое время и подстраивает скорость вращения двигателя вертушки.
Надо отметить, что такая система считывания количества оборотов используется до сих пор. Да-да, Хабраюзер, колесо прокрутки твоей мышки устроенно именно таким образом.
Счётчик оборотов отремонтирован и настроен, пора собрать проигрыватель и запустить его!
Нашему проигрывателю не хватает ещё одной важной детали, я бы даже сказал одной из самых важных детали.
Нужна виниловая пластинка. Конечно, можно отыскать что-то, выпущенное Мелодией или даже Балкантоном, но у нас же всё-таки Hi-Fi проигрыватель первого класса, поэтому нам нужна Настоящая пластинка, а именно запись 1979 года братьев Couchois, выпущенная Warner Brothers.
Запустив пластинку, я наслаждался ни с чем несравнимым качеством звука.
Для Хабра я даже ролик снял, только вы особо не получите удовольствия от прослушивания пластинки, ибо микрофоны на камере — говно. Да и оцифрованный звук в любом случае был бы хуже.
Так, как эта статья всё-таки для Хабра, то я не могу не упомянуть тот факт, что рассматриваемый проигрыватель имеет опциональную возможность подключения к нему не только iPod’a, но и иных устройств, воспроизводящих звук.
В моём распоряжении оказалась ещё одна довольно забавная вещица, а именно гибкая пластинка. Такие пластинки раньше вклеивались в журналы и их можно было слушать.
Расскажите своим детям, что раньше можно было передавать звук используя в качестве среды передачи звука — полиэтилен и рентгеновские снимки.
А знаете ли вы, что кроме, собственно говоря, музыки, такие пластинки использовались для передачи программного обеспечения, называлась такая технология — Floppy-ROM и именно она была прабабушкой дискеты. Floppy-ROM использовалась для передачи программного обеспечения ещё до Кворумов с загрузкой программного обеспечения с магнитофонных кассет.
Да, даже в статье про виниловый проигрыватель мне не удалось сдержать в себе айтишника.
В статье использовалась музыка:
Couchois Brothers Band — Do It In Darkness, Lюk — Друг, Оркестр Поля Мориа — Бразильский карнавал.
Источник
Тема: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Опции темы
Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Имею на руках данный проигрыватель, до сегодняшнего дня который не приносил мне забот и хлопот.
Сегодня, слушая винил, мне буквально резануло слух резкое выделение свистящих и щипящих звуков при воспроизведении. Убавление ВЧ на самом аппарате убирает высокие частоты музыки, все же оставляя эти резкие «ссс» и «щщщ» в вокале и инструментах. Иголка ставилась новая, пластинки включались не запиленные.
На НЧ не жалуюсь, на громкость и все остальное тоже. Есть только вот эта проблема с резким выделением свистящих-шипящих.
Головку, куда ставится игла MF-100 заменял, резкие шипящие — свистящие выделяются так же.
С другого источника сигнала все хорошо, звук хороший.
Подскажите, пожалуйста, как можно решить эту проблему? Быть может, какие кондерики поменять?
P.S. Я — полный чайник, даже скорее, САМОВАР в теории, но с руками, растущими откуда надо.
Буду благодарен, если все объясните «по пальцам», с картинками и подсказками.
P.S.S. Помогите! За мной не заржавеет!
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Попробуйте увеличить давление на иглу. Если не поможет поменяйте электролитические конденсаторы в усилителе-корректоре (УК), судя по возрасту девайса, они уже давно высохли. Показаны на схеме красными кругами. Плата УК находится под металлическим экраном, показана на втором фото.
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Природа этих звуков кроется в УК (в Вашей схеме блок А3), желательно переделать. Простой вариант изготовить на ОР37.
Последний раз редактировалось willowasbest; 01.04.2012 в 18:45 .
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Вопрос — головку заменял на такую-же? Вячеслав
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Смотри тему ТВИК
Там и про переделки и про установку иглы.
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Совет полезный. Но — без фанатизма.
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Спасибо Вам огромное! Именно на такую помощь я ожидал.
Один вопрос — какой вольтаж у этих электролитов должен быть? На выходных поеду за ними.
———- Добавлено в 15:28 ———- Предыдущее сообщение в 15:26 ———-
А это каким образом делается и устанавливается в Вегу? Уж такую штуку может согласится кто мне сделать.
———- Добавлено в 15:28 ———- Предыдущее сообщение в 15:28 ———-
Да, другой нет.
Головку + новую иглу MF-100. Раньше ведь нормально играло.
———- Добавлено в 15:30 ———- Предыдущее сообщение в 15:28 ———-
Не обязательно — ведь раньше звук устраивал. Тем более
Не совсем он и устраивал. Всегда казалось, что высоких маловато.
———- Добавлено в 15:35 ———- Предыдущее сообщение в 15:30 ———-
Самое интересное, что на некоторых пластинках (года эдак до 1987 выпуска), на звук нет таких радикальных нареканий, свистящие — шипящие не так ярко выражены.
Взять почти любую с 1988-1989 года выпуска — почти на каждой это чертово выделение «свистящих — шипящих», да так, что настроение портится такое слушать.
И на последней песне звук хуже, чем на первой.
Это может говорить о чем-то важном?
Re: Проигрыватель ВЕГА-108 Стерео. Ремонт и доработка в домашних условиях.
Слух постепенно воспитался, стал просить большей естественности от фонограмм. У меня 20 лет назад всё точно так же происходило. ГЗМ-043 и -053 как начал юзать вместо MF-100 — процентов 50 сибилянтов («пссыканья») ликвидировалось. Но до конца так и не убилось.
А далее я совсем огорчу пользователя «Веги»: если и слушать этот электрофон, то а) только через внешний полный усилитель (с более хорошим корректором и более мощным УМЗЧ), б) ни в коем случае не на штатную акустику, в) ни в коем случае не на АС клона S90 (хотя попробовать — можно).
Короче, если сменить всё, кроме привода и тонарма — можно будет понять потенциал грамзаписи. На двуполосных штатных колоночках — больше половины красоты записи не слышно.
/Да не обидится топикстартер на меня за такой наезд, я просто хочу, чтоб он решал проблему кардинально, не топтался тем путём, что и я./
Кстати, штатную двуполосную АС можно превратить в трехполосную, где-то в Радио была статья, и неплохая. По крайней мере СЧ будут звучать куда корректнее. А вот настроить ВЧ без микрофончика уже нереально… я тоже 20 лет назад думал, что ВЧ у «Веги» звучат хорошо… а там и близко к хорошести нету.
Lennon, приятель, ты не тоскуй сильно по поводу моих огорчающих речей, всё равно же на пользу в итоге.
Источник
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
Ремонт Вега 108 Стерео.
Ремонт Вега 108 Стерео.
Здравствуйте. Недавно купил электрофон Вега 108 Стерео в хорошем внешнем состоянии. Везде пломбы и на винтах краска, даже ЭПУ было с транспортировочными винтами с пломбами. Проблема была только с микролифтом (тонарм резко опускается), но так как нету иглы, то проигрыватель еще не слушал. Слушал музыку подключая телефон к универсальному входу электрофона.
Пару дней оба канала работали, но в одном было еле слышное изменяемое шуршание (слышно его было когда музыку выключаешь) Все кнопки и регуляторы работают нормально. После простоя обнаружилось что канал который шуршал перестал работать. Звук есть но очень слабый, при максимально выкручено регуляторе его слышно когда ухо у динамика. Когда переключаю режим на магнитофон или радио, а потом снова включаю режим вход, то на доли секунды звук в неработающем канале появляется. На выходе наушников один выход так же не работает. Второй который работает после включения электрофона начинает звучать не сразу, а постепенно громкость поднимается по нарастающей в течении секунд 10, в дальнейшем работает нормально до отключения кнопки сеть. С проводами все нормально. Колонки родные 15 АС-408. Менял их местами, без изменений. Менял местами платы усилителя каналов, тоже самое. Заглядывал только через верхний вырез в корпусе со снятым ЭПУ. Внешне оторванных проводов и подгоревших деталей не увидел, запаха нету, только один резистор на ЭПУ потемнел и греется.
Очень хочу отремонтировать сам. В радиотехнике на разбираюсь, есть только поверхностные знания что такое трансформатор, транзистор, резистор и конденсатор). Принцип работы усилителя понимаю. Схемы читать не умею. Помогите. Что смотреть в первую очередь?
Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
— судя по описанию — неисправность в электролитах.
Нужно поменять электролиты (прежде всего во входных цепях)
Т.е. маленькие (про большие банки речи не идет)
Если при замене детали вы где-то допустите ошибку (перепутана полярность), сопля при пайке — тогда найти неисправность для вас станет вообще непосильной задачей.
В этой ситуации более разумно найти специалиста и заплатить ему совсем немного денег.
Получите быстрый и гарантированный результат.
Re: Ремонт Вега 108 Стерео.
«. Пару дней оба канала работали . «
1) В первую очередь- разобрать, переписать ВСЕ электролиты (исключая ЭПУ пока), но включать все элек.-литы- и малые и большие, купить их НОВЫЕ: пусть китайские но новые и в магазине типа http://tec.org.ru . Там ценники гуманные и качество приличное, по ссылке можно глянуть и марки электролитов.
2) Так же стоит заменить МБМ в теброблоке и др. местах, если есть, на плёнку типа К73 или китайский аналог. Они формируют АЧХ, а от «старения» их уход м.б. до 10-15 РАЗ.
3) Конденсаторы электролит. брать ёмкостью и напряжением не меньше, больше (в разум. пределах)- можно. Это иногда даже удобнее- ибо взятые 1:1 оказываются слишком мелкие по размеру и их неудобно монтировать в старые отверстия. Плёночные- того же номинала, они задают АЧХ.
4) Щас есть»отклонения» в маркировке: напр. 0,47мкФ стало 0,5 мкФ или 200мкФ стало 220мкФ, в магазинах про это в курсе. Примерно так же и по напряжению.
5) При демонтаже проверять реальную смонтированную полярность старых, ибо могут быть опечатки оной на плате или схеме. Потом- можно и по тестеру проверить. в схеме под напряж.
6) Обязательно прочистить платы и проверить пайки-контакты блоков: могут быть микротрещины, особ. в разъёмах.
7) Желательно иметь смазку для контактов (не WD-40)- пшикать в регули, ибо разбирать их без опыта сложновато.
8) Про ЭПУ- отдельно потом тут или в темах по Вега или G602. При снятии ЭПУ пометить, где какая пружина подвеса стояла.
9) Главное: заменили конденсаторы в одном блоке, включили, проверили что не стало хуже- и меняем далее. Ибо если заменить «все» и везде, то возможную ошибку будет сложно найти.
Источник