- Особенности проектирования систем воздухообмена для станций технического обслуживания автомобилей
- Особенности воздухообмена в помещениях СТО
- Вентиляция в моечных боксах
- Повышенная влажность
- Агрессивная среда
- Интенсивные теплопотери
- Вентиляция в покрасочных боксах
- Вентиляция в ремонтных мастерских
- Вентиляция на СТО: 5 причин, чтобы позаботиться о ней
- Почему нужно позаботиться о монтаже вентиляции на СТО?
- Ошибки вентиляции, которые совершают на СТО
- Нормативные требования и СНиПы к СТО и гаражам
- Расчет системы вентиляции для СТО
- Какая система вентиляции нужна для СТО
- Вытяжка выхлопных газов на СТО
- Какие факторы влияют на качество воздуха?
- Итоги
Особенности проектирования систем воздухообмена для станций технического обслуживания автомобилей
В сравнении с другими воздухообменными системами, расчёт вентиляции СТО сопровождается дополнительными трудностями, обусловленными технической спецификой данных помещений. Поскольку ремонт автомобилей невозможен без периодического запуска двигателей, проектирование подобных вентиляционных установок сопровождается организацией локальной вытяжки и мероприятиями по дополнительной очистке исходящих потоков воздуха.
Второй усложняющий фактор – более высокий норматив по кратности воздухообмена и, как следствие, большие затраты энергии на поддержание нормальной температуры внутри ремонтной мастерской и в других технических помещениях.
Кроме этого, методика расчёта воздухообмена для помещений СТО должна учитывать большую площадь ворот технических боксов, что означает необходимость внедрения в проект дополнительных силовых установок, используемых для создания тепловых воздушных завес.
Особенности воздухообмена в помещениях СТО
Базовые положения и требования к системам воздухообмена на станциях технического обслуживания изложены в следующих нормативных документах:
- ОНТП 01-91 (нормы проектирования для предприятий автомобильного транспорта);
- СНиП 2.04.05-91 («Отопление, вентиляция и кондиционирование»);
- ВСН 01-89 с учётом СНиП 2.01.57-85 (приспособление коммунальных объектов для санитарной обработки автотранспорта).
В общем случае, в автосервисах устанавливаются приточно-вытяжные вентиляционные комплексы с механическим побуждением и со специфическим расположением входных и выходных диффузоров.
Общая схема вентиляции автомойки
Но в ходе проектирования таких систем исходят из того, что помещение СТО может состоять из нескольких технологических зон, кардинально отличающихся друг от друга по требованиям к режиму воздухообмена.
Такими изолированными зонами являются:
- помещение для мойки автомобилей;
- покрасочные камеры;
- помещения для ремонта двигательных систем;
- территория, на которой производятся кузовные работы;
- зоны технологического контроля.
В каждой из перечисленных зон генерируется «свой» список вредностей, нейтрализацию которых следует предусмотреть при проектировании вентиляции.
Ниже мы рассмотрим особенности проектирования для каждого из этих помещений, а сейчас перечислим основные отличия воздухообмена на СТО от любой другой вентиляционной системы.
Прежде всего, это наличие вредных и взрывоопасных испарений, в виду чего воздухообменный комплекс на станциях техобслуживания должен решать две задачи: предотвращение пожаров и обеспечение безопасных условий для работы сотрудников.
Дополнительную сложность при проектировании создаёт также тот факт, что технические помещения СТО, как правило, редко бывают постоянно закрытыми, поэтому все традиционные системы отопления в них малоэффективны. Оптимальным вариантом в данном случае считается воздушное отопление, встраиваемое в приточный модуль вентиляции.
В целом, следует отметить, что системы вентиляции СТО, в сравнении с вентиляцией магазина или офиса более дорогие, поскольку для каждой подсистемы необходимы отдельные воздуховоды, а в некоторых случаях изготовленные из специальных материалов.
Основная силовая установка
Учитывая, что кратность воздухообмена для некоторых зон в ремонтных мастерских может доходить до 12 объёмов в час, силовые установки таких систем проектируется с большим запасом мощности.
Вентиляция в моечных боксах
Помещения для мойки автомобилей сегодня присутствуют практически в каждом СТО. Более того, нередко такие объекты являются основным участком станции техобслуживания и когда говорят о вентиляции СТО, то чаще всего речь идёт о вентиляции автомоек.
С точки зрения проектировщика, система воздухообмена для автомоек достаточно сложный объект, при разработке которого необходимо учитывать не только аэродинамические показатели, но и химическую устойчивость конструкционных материалов.
Сразу подчеркнём, что в указанных выше нормативных документах, мойки рассматриваются как объекты гражданской обороны (вернее, как универсальные объекты, способные выполнять задачу обеззараживания при возникновении соответствующих ситуаций). В виду чего в проектной документации присутствуют обозначения «грязной» и «чистой» зон.
В современных условиях, когда автомобильная мойка является лишь бизнес объектом, указанные понятия интерпретируются иначе: под «чистой» зоной понимаются административные помещения и внутренние парковки, под «грязной» — те участки, на которых происходит непосредственная помывка автомобиля.
В ходе проектирования для каждой зоны создаются отдельные вытяжки, кратность воздухообмена которых должна отличаться на 20%. Это делается для того, чтобы давление в чистой зоне было выше, чем в грязной и не возникало перетекания вредностей из рабочего сектора в административные помещения.
Пример такого соотношения: если расчётная интенсивность обмена для моечного сектора составляет 10 объёмов в час, то вытяжка в чистой зоне должна работать с интенсивностью 8 объёмов в час.
Для иллюстрации уровня сложности данной задачи, перечислим список факторов, которые должны учитываться при разработке вентиляционных комплексов.
Повышенная влажность
Интенсивность влаговыделения является базовым параметром при расчёте вентиляции для моечных боксов. Однако необходимо учитывать, что современная мойка уже давно не соответствует традиционному представлению о помывке машины.
Сейчас этот процесс происходит с применением парогенераторов, распылительных систем повышенного давления, а также с использованием жидкостей, содержащих активные моющие добавки. Весь этот технологический арсенал, а также грязь, завозимая вместе с машиной с улицы, создают в помещении мойки исключительно опасный аэрозольный «коктейль», нейтрализация которого и составляет основную сложность проекта автомойки.
На практике рассчитать фактическое влаговыделение для столь разнообразного списка технологий не представляется возможным, поэтому при расчётах используют коэффициенты, определённые эмпирическим путём.
Для небольших моек с традиционными схемами помывки и сушки, кратность воздухообмена принимают равной 5. В тех случаях, когда на объекте используются мощные моечные машины, производительность вентиляции может достигать 10-12 объёмов в час.
Агрессивная среда
Очевидно, что тёплый и влажный воздух, насыщенный активными химическими соединениями и часто содержащий мельчайшие абразивные частицы, исключительно негативно влияет на конструкционные материалы, используемые для построения воздуховодов.
С учётом этого, должны быть правильно рассчитаны не только аэродинамические и силовые показатели системы, но и сформулирован комплекс мер, обеспечивающих работоспособность всех её элементов на протяжении максимально длительного срока.
У данной проблемы может быть несколько решений:
- установка полимерных воздуховодов;
- использование нержавеющего металла;
- обработка металлических коробов специальными защитными составами;
- обустройство дренажных систем для отвода основных объёмов опасного конденсата.
Оптимальным решением – как с точки зрения цены, так и надёжности – является использование обычного оцинкованного металла, прошедшего защитную обработку. Такой обработкой может быть покраска внутренних поверхностей устойчивой эмалью или электростатическое напыление защитных составов на всю поверхность элемента.
Интенсивные теплопотери
Если моечный бокс СТО проектируется как отдельный бизнес объект, то в проект вентиляции автомойки однозначно закладывается интенсивное движение транспорта (иначе она не окупится). Это означает, что поддержание комфортной температуры внутри помещения – не менее 15 0 C – может быть обеспечено только подогревом входящих потоков воздуха.
Учитывая, что основной схемой вентиляции для моечных боксов является механизированная вытяжка с естественным притоком, данная задача является далеко не тривиальной.
В некоторых случаях эту проблему решают комбинированным способом: основное отопление обеспечивается классическими системами, а возникающие при открытии ворот потери тепла компенсируются тепловой воздушной завесой.
Универсальным, но более дорогим решением, является установка приточно-вытяжной системы полного цикла, работающей по вытесняющей схеме. В этом случае входящие потоки воздуха пропускаются через фильтры и калорифер, что позволяет не устанавливать в боксе батареи водяного или парового отопления.
Вентиляция в покрасочных боксах
Наиболее сложными и ответственными подсистемами вентиляции СТО являются воздухообменные установки для покрасочных камер.
Прежде всего, при разработке воздуховодов и силовых агрегатов для покрасочных боксов, расчётом должна быть предусмотрена нейтрализация следующих опасных факторов:
- взврывоопасная концентрация паров растворителей, применяемых для разбавления красок;
- взврывоопасная концентрация мелкодисперсных горючих аэрозолей;
- опасное для здоровья и жизни работников содержание вредных компонентов лакокрасочной продукции.
Кроме этого необходимо учитывать, что в камере должна поддерживаться стабильно высокая температура с заданными характеристиками по влажности.
Перечисленные требования можно реализовать только с помощью изолированной приточно-вытяжной установки, обеспечивающей воздухообмен от 50 до 200 объёмов в час, в которой входящие потоки воздуха подогреваются управляемым калорифером, а вытяжка оборудована фильтрами для улавливания частиц краски.
Вентиляция в ремонтных мастерских
Остальные ремонтные зоны СТО оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией обменного типа, кратность которой должна быть не меньше единицы.
Но и в этом случае необходимый результат не может быть достигнут с помощью одной универсальной установки. Как правило, зал ремонтной мастерской разделяется на сектора, в которых производится работа определённого типа.
Для каждого технологического сектора следует предусмотреть отдельную систему воздуховодов, причём в некоторых случаях полностью изолированную.
Так, на участках, на которых производится резка, шлифовка и сварка кузовных деталей, должна быть установлена 100-150 кратная вытяжка с расположением диффузоров сверху и по бокам. Вытяжные каналы должны быть оборудованы высокопроизводительным фильтром для улавливания абразивных частиц.
В зонах, где предполагается периодический запуск двигателей, обязательно должны присутствовать системы для локального отвода выхлопных газов, состоящие из гибкого шланга с насадкой, надеваемой на выхлопную трубу.
Мощность локальных вытяжных систем зависит от мощности обслуживаемых автомобилей. В максимальном варианте (для двигателей с мощностью свыше 240 л./с.) производительность вентиляционных систем должна составлять не менее 800 м3/час.
Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование вентиляционных систем для промышленных, торговых и бытовых помещений, включая разработку вентиляции автомоек и станций технического обслуживания. Более детально о сроках, стоимости и последовательности выполнения работ можно уточнить по телефонам, опубликованным на странице «Контакты».
Источник
Вентиляция на СТО: 5 причин, чтобы позаботиться о ней
Почему нужно позаботиться о монтаже вентиляции на СТО?
В данном случае система вентиляции будет принудительно обеспечивать приток свежего воздуха и выполнять еще одну важную функцию – не допускать скопления взрывоопасных паров. Есть четкие пределы воспламеняемости и взрываемости, которые определяются концентрацией смеси газообразного топлива и некоторых видов пыли в воздухе. И еще один приятный бонус – с помощью современных систем вентиляции можно круглосуточно поддерживать комфортную температуру в рабочем помещении, что обеспечит дополнительный комфорт сотрудникам особенно в теплое время года.
Главное — не забывайте, что систематический контроль, чистка и дезинфекция системы принудительной вентиляции обеспечат ее продуктивное функционирование. Больше о процессе чистки и дезинфекции системы вентиляции читайте здесь.
Ошибки вентиляции, которые совершают на СТО
Нормативные требования и СНиПы к СТО и гаражам
- СНиП 2.07.01-89 — хранения и обслуживания транспорта;
- СНиП 21-01-97 — правила относительно пожарной безопасности зданий и сооружений;
- СП 113.13330.2012 — технический регламент о безопасности зданий и сооружений;
- СНиП 21-02-99 — стоянка автомобилей.
- уборочно-моечные;
- заправочные;
- смазочные;
- контрольно-диагностические;
- крепежные;
- регулировочные;
- электроремонтные;
- шиномонтажные.
- для стоянки транспортных средств – кратность 4-6;
- мастерские и станции технического обслуживания – кратность 20-30.
Расчет системы вентиляции для СТО
- 2 – если работники находятся в помещение не постоянно;
- 4 – если люди постоянно работают в помещении (СТО).
- объем СТО 600 метров квадратных;
- количество ТС – 15;
- расстояние, которое в среднем проходят ТС –25 метров.
Какая система вентиляции нужна для СТО
- типа и конструкции помещения;
- типов и количества рабочих цехов;
- количества машиномест.
- вытяжная;
- приточно-вытяжная. Если отдадите предпочтение этому типу вентиляции, то перед покупкой оборудования для приточно-вытяжной вентиляции обязательно прочтите статью ‘Как подобрать приточно-вытяжную установку’. В этой статье рассказано о параметрах, на которые в первую очередь следует обращать внимание перед покупкой приточно-вытяжной установки.
Вытяжка выхлопных газов на СТО
И последний этап СТО – это покраска транспортного средства. Качественно выполнить работы не в специализированной камере, а в покрасочном цеху – задача не самая легкая. Для равномерного наложения слоя краски важно, чтобы в помещении не было ни сквозняков, ни пыли, ни перепадов температуры. Поэтому вентиляция этой зоны имеет самое сложное исполнение: дополнительные фильтры, рекуператоры, центробежные, канальные вентиляторы и нагреватели прямо в воздуховодах.
Какие факторы влияют на качество воздуха?
- показатели температур внутренней и внешней атмосферы;
- разность давления между точками притока и оттока (перепад должен быть минимум 3 м);
- силу ветра (более сильное давление будет со стороны ветра, поэтому важно знать положение розы ветров).
Итоги
Помните, что нужно доверять только профессионалам. Специалисты VENTBAZAR все правильно просчитают с максимальной выгодой для вашего кошелька, и при этом подберут идеальный вариант вентиляционной системы именно для вашей станции технического обслуживания.
Источник