- Виды технического обслуживания и ремонта оборудования
- Виды технического обслуживания и ремонта
- Виды технического обслуживания. Техническое обслуживание и ремонт оборудования
- Задачи технического обслуживания
- Регламентирующие документы
- Классификация видов техобслуживания
- Разделение понятий «текущее» и «плановое» обслуживание
- Текущее техническое обслуживание
- Плановое техническое обслуживание
- Условное разделение оборудования
- Состав работ по группам оборудования
- Система технического обслуживания и ремонта
- Что такое система техобслуживания и ремонта
- Обеспечение системы ТОиР
- Осуществление работ
- Сроки ТО
Виды технического обслуживания и ремонта оборудования
Основной задачей ТО является отдаление момента достижения машиной неработоспособного или неисправного состояния с помощью мероприятий, предупреждающих отказы и неисправности.
ТО включает в себя регламентированные в технической документации операции (уборочно-моечные, крепежные, контрольно-регулировочные и смазочно-заправочные), проводимые принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с машины агрегатов, узлов и деталей. В ТО может также входить замена некоторых, деталей. Проведение ТО должно обеспечивать безотказную работу машины в пределах его периодичности.
В зависимости от этапа эксплуатации различают ТО при использовании, ТО при хранении, ТО при транспортировании и ТО при ожидании.
Периодическое техническое обслуживание проводят через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.
Сезонное техническое обслуживание выполняют при подготовке оборудования к использованию в осенне-зимних и весенне-летних условиях.
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации предусматривает проведение ряда технологических операций при периодических технических обслуживаниях, которые способствуют нормальной эксплуатации машин в условиях пустыни и песчаных почв, на каменистых грунтах, в высокогорных условиях и при низких температурах.
Отдельные виды специального ТО выполняют в объеме, указанном в технической документации предприятия-изготовителя.
Регламентированное техническое обслуживание проводят с периодичностью и в объеме, предусмотренными в нормативно-технической или эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования в момент начала технического обслуживания.
Техническое обслуживание с периодическим контролем предусматри-
вает выполнение контроля технического состояния оборудования с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием оборудования в момент начала технического обслуживания.
Техническое обслуживание с непрерывным контролем, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации, выполняется по результатам непрерывного контроля технического состояния оборудования.
Поточное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом.
Централизованное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций персоналом и средствами одного подразделения предприятия.
Децентрализованное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций персоналом и средствами нескольких подразделений предприятия.
ТО оборудования следует выполнять в соответствии с инструкциями и рекомендациями, утвержденными в установленном порядке, и инструкциями заводов-изготовителей.
Графики ТО должны составляться владельцами оборудования, согласовываться с подразделениями, эксплуатирующими оборудование и контролироваться службой главного механика предприятия.
Основной задачей ремонта является восстановление исправного или
работоспособного состояния оборудования, а также его ресурса.
Восстановление работоспособного состояния включает в себя идентификацию отказа, (определение места и характера дефекта), наладку или замену отказавшего элемента, регулирование и контроль технического состояния элементов объекта и заключительные операции по контролю работоспособности объекта в целом. Отдельные операции ремонта могут совпадать с операциями ТО.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, сборочных единиц и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния.
Капитальный ремонт (КР) оборудования, агрегатов и сборочных единиц предназначен для восстановления их исправности и ресурса, близкого к полному (не менее 80 %), посредством замены или восстановления любых составных частей, включая базовые.
Для некоторых видов оборудования и агрегатов в зависимости от условий эксплуатации может предусматриваться средний ремонт.
Средний ремонт (СР) предназначен для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
Плановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Неплановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения.
Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования в момент начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию – ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием оборудования.
Обезличенный ремонт выполняется без сохранения принадлежности восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования.
Необезличенный ремонт осуществляется при сохранении принадлежности составных частей к определенному экземпляру оборудования.
Агрегатный ремонт представляет собой обезличенный ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми, или заранее отремонтированными.
Поточный ремонт осуществляется на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом.
Необходимость проведения того или иного вида ремонта, его периодичность и операции определяются конструктивными особенностями машин, характером выполняемых ими функций, условиями эксплуатации и другими факторами.
Надежность оборудования неразрывно связана с правильной организацией его ТО и Р. Расходы на поддержание работоспособности оборудования зачастую значительно превосходят его первоначальную стоимость.
Источник
Виды технического обслуживания и ремонта
Система технического обслуживания и ремонта оборудования АЗС предусматривает:
• ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
• техническое обслуживание (ТО);
• текущий ремонт (Т);
• капитальный ремонт (К).
Ежедневное обслуживание включает:
• очистку и протирку оборудования (наружные моечно-уборочные работы);
• внешний осмотр состояния оборудования, технологических систем, электрических сетей, коммуникаций, зданий и сооружений;
• проверку работоспособности оборудования и функционирования всех механизмов и узлов;
• проверку герметичности гидравлической системы;
• проверку крепления узлов и деталей;
• проверку натяжения ремня;
• проверку дозы отпуска ТРК и погрешность измерения;
• проверку внешнего состояния заземляющих устройств;
• проверку внешнего состояния средств пожаротушения;
• проверку наличия и внешнего состояния вспомогательных средств.
Проверки производятся визуальным методом при внешнем осмотре оборудования АЗС. Обнаруженные неисправности (дефекты) в работе оборудования и колонок устраняются и фиксируются в журнале учёта работы оборудования. Объём работы, входящий в состав ежедневного обслуживания, в основном выполняется обслуживающим персоналом АЗС в течение рабочей смены.
Предупреждение!
Во избежание поражения электрическим током или пожара следует отключать электропитание перед началом любых работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Нельзя применять растворители при чистке колонки, а также мыть колонку жидкостью под давлением.
Техническое обслуживание (ТО)
Техническое обслуживание – это комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности в период между очередными ремонтами.
ТО относится к работам профилактического характера и проводится после определённой наработки.
В зависимости от наработки и объёмов работ, ТО могут подразделяться на:
• ТО3 (полугодовое или сезонное).
Техническое обслуживание включает:
• ревизию и контроль за техническим состоянием оборудования;
• проверку правильности работы сборочных единиц оборудования;
• очистку, промывку, смазку и регулировку узлов оборудования;
• проверку и подтяжку болтовых и резьбовых соединений;
• проверку и натяжку ремней;
• проверку состояния дыхательных клапанов и огневых предохранителей;
• промывку и очистку фильтров, отстойников, сеток дыхательных клапанов и огневых предохранителей;
• проверку герметичности гидравлической системы АЗС;
• замену фильтров, сальников, ремней и других износившихся деталей;
• чистку контрольно-кассового аппарата и системы управления;
•проверку и снятие ошибок блока памяти КСУ;
•проверку заземляющих устройств;
• проверку средств пожаротушения;
• проверку и чистку энергетического оборудования;
•проверку состояния контрольно-измерительных приборов;
•другие виды работ, включённые в план ТО.
Техническое обслуживание выполняется специально подготовленным персоналом, имеющим допуски и разрешение на производство этих работ.
Все обнаруженные неисправности при ТО должны быть устранены, а при невозможности устранения на месте – отправлены в ремонт или заменены.
В зависимости от состояния оборудования, степени повреждения и износа его, а также от трудоемкости ремонтных работ, ремонты подразделяются на текущие и капитальные.
Текущий ремонт
Текущий ремонт выполняется для обеспечения гарантированной работоспособности оборудования, включает замену или восстановление отдельных частей, узлов и деталей. Текущий ремонт требует остановки оборудования, а также отключения электрических и технологических сетей.
Периодичность текущего ремонта инженерных сетей регламентируется примерно в следующие сроки:
• наружных сетей водопровода и канализации —1 раз в 2 года;
• наружных тепловых сетей — 1 раз в год;
• внутренних сетей водопровода, отопления и др. — 1 раз в 2 года.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт заключается в полной разборке оборудования и дефектации его составных частей; замене или ремонте отбракованных деталей, в том числе базовых; проверке всех составных частей; сборке оборудования; комплексной проверке, регулировке и испытании. При капитальном ремонте восстанавливаются все первоначальные характеристики оборудования.
Внеплановый ремонт
Внеплановый ремонт, не предусмотренный графиками, выполняется в случаях аварий, стихийных бедствий и неудовлетворительного планового обслуживания.
При качественном выполнении технического обслуживания и ремонта, внеплановых ремонтов, как правило, не должно быть.
После проведения всех видов ремонтов в паспортах на оборудование и паспорте АЗС производится отметка о произведённых работах, о замене узлов или отдельных составных частей.
Каждое техническое обслуживание, ремонт, поверку колонок необходимо фиксировать в журнале учета ремонта и поверки оборудования, а в формуляр колонки вносить отметку о ремонте и замене агрегатов.
В случае необходимости ремонта и регулировки ТРК, вскрытие пломб осуществляется ответственными лицами с обязательной фиксацией показаний суммарного счетчика в журнале учета ремонта оборудования.
Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год при подготовке оборудования АЗС к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации в целях обеспечения работоспособности в предстоящем сезоне.
Для обеспечения бесперебойной работы АЗС в осенне-зимний (весенне-летний) периоды необходимо выполнить подготовительные работы, согласно составленного плана мероприятий с указанием сроков и объемов работ.
В план могут быть включены следующие мероприятия:
а) при подготовке к осенне-зимней эксплуатации:
-обслуживание, ремонт и подготовка к эксплуатации системы отопления зданий;
-утепление колодцев водопроводной системы и пожарных гидрантов;
-подготовка системы водостоков и очистных сооружений;
-подготовка инвентаря для уборки территории;
-откачивание подтоварной воды из резервуаров с нефтепродуктами;
-консервация колонки «Вода-Воздух»;
-заготовка и просушка песка для противопожарных нужд, а также для посыпки площадок и подъездных дорог во время гололеда.
б) при подготовке к весенне-летней эксплуатации:
-очистка всех колодцев и приямков производственно-ливневой канализации;
-снятие утепления колодцев водопроводной системы и пожарных гидрантов;
-техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров;
-проверка работоспособности средств пожаротушения;
-проверка заземляющих устройств и устройств молниезащиты;
-ремонт дорожного покрытия, восстановление разметки, покраска колодцев и бордюров вокруг АЗС;
-проведение мелких ремонтов.
Подготовка АЗС к сезонной эксплуатации осуществляется в сроки:
• к осенне-зимней эксплуатации: сентябрь-октябрь;
• к весенне-летней эксплуатации: март-апрель.
Источник
Виды технического обслуживания. Техническое обслуживание и ремонт оборудования
Техническое обслуживание — виды работ, выполняемых в промежутке между плановым и внеплановым ремонтом производственного оборудования. Цель – гарантия надежной и беспрерывной работы. Своевременное техническое обслуживание и грамотная эксплуатация значительно снижают затраты на ремонт и вынужденное время простоя.
Задачи технического обслуживания
Можно с уверенностью заявить, что техобслуживание представляет собой определяющее профилактическое действие, которое крайне необходимо для обеспечения непрерывной работы производственного оборудования и механизмов в промежутках времени между запланированными ремонтными манипуляциями. Оно предполагает уход и осуществление контроля над работой машин, их поддержание в исправном рабочем состоянии, плановый техосмотр, чистку, промывку, регулировку, продувку и другой ремонт оборудования.
Отдельные виды технического обслуживания могут проводиться непосредственно на работающем оборудовании с использованием перерывов и выходных дней. При наличии соответствующих разрешений в инструкциях по эксплуатации механизмов и оборудования возможно кратковременное их отключение от электросетей до полной остановки. В таких случаях допускается некоторый простой, но чтобы не прерывались производственный и технологический процессы.
Регламентирующие документы
ГОСТами, регламентирующими применение систем технического обслуживания и ремонт оборудования, являются 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» и 28.001-83 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения». Именно эти стандарты определяют классификацию и виды технического обслуживания электрооборудования.
Классификация видов техобслуживания
По этапам эксплуатации ремонт и техническое обслуживание подразделяются на:
- ТО при хранении.
- ТО при перемещении.
- ТО при эксплуатации.
- ТО при ожидании.
По периодичности проведения:
По условиям эксплуатации:
По регламентации выполнения:
- Регламентированное обслуживание.
- Периодический контроль.
- Постоянный контроль.
- Поточное обслуживание.
- Централизованное обслуживание.
- Децентрализованное обслуживание.
По организации выполнения:
- ТО эксплуатационным персоналом.
- ТО специализированным персоналом.
- ТО эксплуатирующей организацией.
- ТО специализированной организацией.
- ТО заводом-изготовителем.
По методам техобслуживания:
- Поточный метод ТО.
- Централизованный метод ТО.
- Децентрализованный метод ТО.
По исполнительной организации:
- эксплуатационным персоналом,
- специализированным персоналом,
- эксплуатирующей организацией,
- специализированной организацией,
- заводом-изготовителем.
Разделение понятий «текущее» и «плановое» обслуживание
Чтобы избежать проблемного для механиков предприятий вопроса о том, кто именно должен выполнять техническое обслуживание промышленных машин и механизмов, принято разделять понятия «текущее» и «плановое» ТО. В какой-то мере оно включает постоянный контроль оборудования, с кратковременной остановкой или без нее. А с другой стороны, различные виды ТО входят в систему ремонта ТОиР или планово-предупредительного ремонта ППР как элемент плана или как промежуточные мероприятия.
Текущее техническое обслуживание
Различные виды текущего технического обслуживания выполняются собственным производственным персоналом участка или цеха и включают ежечасный и посменный контроль работы оборудования, осмотр, смазку и т.п. С точки зрения количества штатных единиц это разумно и рационально, поскольку не требуется увеличение количества работников ремонтной службы. С другой стороны, такой метод позволяет действующим операторам расширить знания о принципах действия и техническом устройстве промышленного оборудования.
Как правило, текущее ТО оборудования не регламентируется и предполагает:
- четкое исполнение всех правил эксплуатации, которые оговорены технической документацией предприятия-изготовителя;
- регулирование определенного режима работы оборудования и недопущение перегрузок;
- соблюдение температурного режима;
- строгую периодичность смазки в местах, где этого требует техническая документация;
- контроль состояния изношенности механизмов и узлов при визуальном осмотре;
- моментальное отключение электрооборудования при аварийной ситуации.
Плановое техническое обслуживание
Плановое ТО и проведение необходимого ремонта осуществляются квалифицированным, специально обученным персоналом ремонтной бригады. Как правило, плановые работы более объемны, чем текущее техобслуживание, и могут включать работы по разборке целых узлов машин и механизмов. Именно поэтому требуются грамотные специалисты-механики.
Плановый ремонт и техническое обслуживание являются регламентированным видом работ. К нему относят:
- проверку рабочих показателей оборудования;
- наладку и регулирование основных характеристик;
- очистку засоренных рабочих частей оборудования и механизмов;
- замену фильтров и масла;
- выявление нарушений и сбоя в работе оборудования.
Данные об изменениях в работе обслуживаемых механизмов при ТО в обязательном порядке фиксируются: в картах осмотра, ремонтных журналах, в компьютерной базе и т.д.
Очень хорошо зарекомендовали себя технологические карточки техобслуживания, замены смазочного материала, спецификации по расходу материала, когда проводится плановое или текущее обслуживание. С их помощью специалисты-ремонтники легко усваивают информацию о периодичности и перечне необходимых работ.
Поскольку те или иные виды технического обслуживания и ремонта не имеют типового руководства, то основные документы разрабатываются в рамках отдельной системы. Тем более, что для определенного вида промышленного оснащения требуется собственный перечень работ. Для максимального удобства оборудование предприятия разделяют на группы, чтобы облегчить разработку методов ТО для них.
Условное разделение оборудования
Первое разделение осуществляется в соответствии с общим статусом оборудования как части основного оснащения предприятия:
- технологическое;
- электротехническое;
- подъемно-транспортное и др.
Далее разделяется на подгруппы многочисленное технологическое оборудование предприятия, которое представляет наибольший интерес для ремонтной бригады:
- металлорежущее оборудование;
- кузнечнопрессовое оборудование;
- литейное оборудование;
- деревообрабатывающее оборудование и т.д.
Внутри перечисленных видов оборудования намного проще выделять объекты для характеристики и осуществления ремонтных работ, а также те или иные виды технического обслуживания.
Состав работ по группам оборудования
В перечень работ для металлорежущих станков входят:
- оценка износа трущихся деталей;
- подтяжка крепежных и натяжных элементов;
- проверка защитных приспособлений и зажимов;
- определение шума и вибрации;
- регулирование подачи охлаждающих жидкостей и масел и пр.
Некоторые пункты входят и в перечень технического обслуживания для кузнечнопрессового, деревообрабатывающего, литейного оборудования, за исключением специфических особенностей эксплуатации и устройства.
Система технического обслуживания и ремонта
Главной задачей автоматизированных систем, по которым проводятся различные виды ТО, является сокращение расходов по этой статье бюджета предприятия и значительное повышение класса надежности работы машин и механизмов, что способствует уменьшению себестоимости производимой продукции и, соответственно, росту доходов.
В случае проведения ремонта задача меняется, поскольку необходимо максимально сократить не только потери, но и частоту проведения самих работ (независимо от вида и объема). Идеальная схема, к которой стремятся предприятия, – это полный отказ от аварийных ремонтов, которые неизбежно ведут к внеплановым остановкам производства.
Кроме того, эксплуатация и техническое обслуживание, в частности, проведение ремонтных работ, осуществляются в условиях некоторой неопределенности. Даже проведенный мониторинг износа промышленного оснащения и многолетний опыт не могут определить конкретный объем и указать номенклатуру новых запчастей для оборудования. А вот конвейерная система предполагает точное распределение необходимых деталей, которые могут потребоваться со склада на определенный заказ.
Что такое система техобслуживания и ремонта
Система технического обслуживания и ремонта – это комплекс связанных между собой специалистов, технических приспособлений, отчетной и фиксирующей результаты документации. Все они необходимы для поддержания надлежащего состояния промышленного оборудования, определенного ГОСТами.
Все предприятия страны пользуются единой концепцией сохранения рабочих машин и механизмов в состоянии беспрерывной работоспособности, частью которой является применение законодательно утвержденной системы планово-предупредительного ремонта (ППР).
Данная система является полноценным комплексом организационных и технических действий, осуществляемых в плановом режиме, направленных на контроль и обеспечение рабочего состояния имеющихся на балансе предприятия машин и механизмов. Применяется такая система в течение всего срока эксплуатации оборудования при соблюдении указанных заводом-изготовителем режима и условий работы. Точное выполнение всех требований, рекомендаций и инструкций по эксплуатации является обязательным.
Система планово-предупредительных ремонтных работ основана на реализации запланированных периодических осмотров, контроля состояния основного оборудования и носит характер предупредительной меры. Таким образом, комплекс мероприятий, гарантирующих поддержание отличной работоспособности машин и механизмов, выполняется по разработанным месячным и годовым графикам. Последние составляются в расчете на недопустимость и предупреждение неожиданного выхода из строя промышленного оборудования, то есть в расчете на сокращение дополнительных расходов.
Обеспечение системы ТОиР
Внедрение системы планово-предупредительных ремонтов в производство обеспечивается:
- достаточной материально-технической базой и поддержанием определенной периодичности ремонтных работ, сроков выполнения;
- полным объемом выполненного перечня операций техобслуживания, гарантирующих беспрерывную работу машин и оборудования;
- по возможности кратчайшим сроком пребывания вышедшего из строя оборудования в ремонте (особенно капитальном).
Осуществление работ
В зависимости от категории и технологической важности оборудования, а также стабильности производимых процессов и безопасности работников, те или иные виды ремонтных работ могут проводиться в качестве ремонта по неисправному техническому состоянию, регламентированного (планового) ремонта, ремонта по выработанноу сроку или их сочетания.
Ремонт промышленного оборудования допустимо проводить силами предприятий-собственников, которые непосредственно используют его, а также специализированными бригадами заводов-изготовителей или ремонтных предприятий. Приоритеты этих организационных схем для каждого завода расставлены в зависимости от наличия собственных резервов, оснащенности, квалификации ремонтного персонала и финансовой состоятельности. Но каждое промышленное предприятие может на свое усмотрение отдать предпочтение любому методу и форме ППР, максимально соответствующей основным направлениям производства.
Сроки ТО
Виды и сроки технического обслуживания исчисляются сутками или месяцами, и зависит это от сложности и типа промышленного оборудования. Так, к примеру, расчеты для тягового подвижного состава (тепловозов, электровозов и пр.) производятся соответственно средним значениям межремонтных пробегов.
Периодичность, виды и сроки технического обслуживания исчисляются по календарному времени эксплуатации и учитывают техусловия заводов-изготовителей.
Таким образом, в результате небольшого анализа сущности, классификации, видов технического обслуживания промышленного, производственного и технологического оборудования можно сделать вывод о его необходимости, планомерности и обязательном строгом контроле. Именно совокупность этих составляющих позволит предприятиям добиться бесперебойной работы машин и механизмов, что, в свою очередь, способствует экономии бюджета, повышению производительности труда и получению дополнительной прибыли.
Источник