Отделочные материалы для одежды
К отделочным материалам относятся ленты, тесьмы, шнуры, кружева. По назначению отделочные материалы могут быть подразделены на три группы: 1) прикладные — ленты и тесьмы, служащие для окантовывания и укрепления краев швов на внутренних участках изделий; 2) декоративно-прикладные — ленты, тесьмы, шнуры, используемые для декоративного окантовывания наружных краев одежды; 3) декоративные — ленты, эмблемы, тесьмы, шнуры, кружева, выполняющие эстетические функции и служащие для украшения одежды.
Ленты. Это тканые или вязаные полоски разной ширины из капроновых комплексных нитей, лавсановой, нитроновой пряжи или текстурированных нитей.
Тканые ленты вырабатываются на лентоткацких, преимущественно бесчелночных рапирных станках с каретками и жаккардовыми машинами. Новыми являются вязаные ленты, вырабатываемые на основовязальных и уточновязальных машинах. Внешне эти ленты напоминают тканые, но благодаря повышенной растяжимости при окантовывании легко укладываются по краям деталей одежды сложной конфигурации.
К лентам прикладного назначения относятся:
• бортовая тканая лента с хлопчатобумажной основой и капроновым утком полотняного или саржевого переплетения; применяется она для окантовывания краев внутренних швов, бортов и т. п.;
• корсажная тканая лента из вискозных или капроновых нитей полотняного переплетения, имеющая репсовый рубчик благодаря утолщенному утку. Для придания жесткости эту
ленту сильно аппретируют. Используют ее при обработке верхнего среза юбок;
• лента тканая брючная из капроновых нитей полотняного переплетения с утолщенным бортиком; применяется для укрепления нижних краев брюк;
• эластичная лента, вырабатываемая из резиновых или полиуретановых (типа спандекса) нитей основы. Узкая эластичная лента используется как вздержка, более широкая применяется при изготовлении предметов женского туалета;
• киперная лента из хлопчатобумажной пряжи саржевого переплетения или переплетения ломаная саржа; используется она для белья и других изделий.
К лентам декоративно-прикладного назначения относятся:
• окантовочная тканая лента хлопчатобумажная или капроновая полотняного или саржевого переплетения, иногда с рельефным бортиком; применяется для окантовывания швов и отделки краев предметов женского туалета;
• окантовочная вязаная лента разной ширины с гладким краем, вырабатываемая переплетением цепочка с различной уточной кладкой; используется для окантовывания краев мужских и женских верхних изделий, не имеющих подкладки, а также облегченных пальто и костюмов (подборта, лацканы и др. );
• лента для бретелей вискозная или капроновая разнообразных переплетений, с законченным рельефным краем; используется при изготовлении предметов женского туалета.
К лентам декоративного назначения принадлежат:
• ленты ляке из капроновых нитей с несмываемым блеском, обрабатываемые на горячих каландрах; используются как окантовочные и отделочные;
• отделочные ленты, вырабатываемые разной ширины из вискозных комплексных нитей мелкоузорчатыми и жаккардовыми переплетениями, часто с многоцветными рисунками; применяются для украшения женской и детской одежды;
• ажурные ленты из капроновых нитей в основе и хлопчатобумажных или шерстяных в утке либо из текстурирован-
ных нитей; выпускаются с рисунками, имитирующими мережки;
• эмблемы — ленты из вискозных комплексных нитей или вискозной штапельной пряжи с жаккардовыми многоцветными тематическими рисунками (якоря, звери, геометрические орнаменты, спортивная тематика и др. ). Ленты разрезаются на части с одним законченным рисунком; используются для украшения детской, молодежной и спортивной одежды.
Тесьмы бывают вязаные и плетеные.
Вязаная тесьма вырабатывается различной ширины из штапельной вискозной, лавсановой пряжи и текстурирован-ных нитей на основовязальных и уточновязальных машинах. Она может быть гладкой, плотной и ажурной, с ровным краем и фестонами. Иногда для создания рельефной фактуры используется шнур, с помощью которого образуются различные рисунки, имитирующие кружева. Гладкая тесьма применяется в качестве окантовочной, узорчатая — как отделка для женских и детских изделий.
Плетеная тесьма вырабатывается разной ширины из хлопчатобумажной пряжи, вискозных штапельных и комплексных нитей на плетельных машинах. Эти машины подразделяют на классы в зависимости от числа веретен (или нитей), участвующих в образовании тесьмы. По характеру переплетения различают тесьму однопрядную, нити которой переплетаются через одну, двухпрядную, нити которой переплетаются через две, и т. д.
Окантовочная плетеная тесьма обычно бывает гладкокрашеной. Отделочная плетеная тесьма может быть гладкокрашеной и пестротканой двух, трех и более цветов. Наиболее распространена отделочная плетеная тесьма вьюнчик, представляющая собой волнообразную плетеную полоску, образующуюся при изменении натяжения нитей с разных веретен.
Шнуры бывают плетеные, вязаные и витые.
Плетеные шнуры вырабатываются на плетельных машинах. Сердечник из нескольких толстых (обычно хлопчатобумажных) нитей оплетается более тонкими комплексными
нитями (вискозными, капроновыми) или пряжей (хлопчатобумажной, штапельной, вискозной).
Отделочный плетеный шнур — сутаж образуется из двух прядей крученых хлопчатобумажных нитей, которые оплетаются комплексными вискозными нитями так, что посередине шнура, между прядями, получается углубление. Оплетка сутажа бывает одноцветной и разноцветной. Используется сутаж для отделки женских и детских платьев и детских костюмов.
Вязаные шнуры вырабатываются на специальных круг-ловязальных машинах (ШВМ). Они имеют разную ширину и форму. Их используют в основном как отделочные для детской одежды.
Витые шнуры получают на крутильных машинах путем скручивания нескольких прядей вискозных нитей. Иногда в отделочные шнуры включают металлизированные нити.
Кружева. Кружевами называют прозрачные сетчатые узорные изделия из нитей, выполненные ручным или машинным способом.
Кружева ручной работы бывают плетеные, филейные (шитые) и вязаные. Они могут быть выполнены в форме края, прошвы, мотива, а иногда и в виде штучных изделий — воротника, вставки и т. д. Кружева используются для отделки женского и детского белья, платьев и блузок.
Край — кружевная полоска, ровная со стороны, пришиваемой к материалу, и зубчатая с противоположной стороны.
Прошва — кружевная полоска с ровными краями, вшиваемая между двумя частями изделия.
Мотив — кружевная вставка, имеющая форму квадрата, овала, круга и др.
Плетеные кружева наиболее распространены среди ручных кружев, их производство представляет собой одну из отраслей художественных промыслов, развитых в Вологодской, Рязанской и некоторых других областях, а также в районе г. Ельца. Такие кружева плетут из хлопчатобумажных или льняных суровых и отбеленных ниток. Процесс ручного плетения очень трудоемкий и кропотливый. На подушке цилиндрической формы закрепляют нарисованный на бумаге узор, по которому накалывают булавки. С помощью коклюшек -деревянных точеных палочек, на один конец которых намотаны нитки, а другой служит ручкой — нитки переплетают вокруг булавок, создавая тот или иной прозрачный узор. Так получают сколочные кружева. При плетении сцепных кружев вначале с помощью коклюшек выполняют узоры, которые затем сцепляют друг с другом редкой сеткой, создаваемой крючком. Численные кружева имеют очень несложный повторяющийся рисунок, создаваемый переплетением точно отсчитанного числа ниток.
Филейные кружева создают, вышивая иглой узоры на густой нитяной сетке.
Вязаные кружева вяжут крючками, чаще всего из ниток кроше.
Кружева машинной работы выпускают в виде края и прошвы для белья и платьев, а также в виде кружевного полотна для блузок, мужских сорочек и т. п. Они бывают плетеные, вязаные и вышитые.
Плетеные (басонные) кружева — тяжелые, массивные, с четко очерченным рельефным рисунком, создаваемым толстыми узорными (обводными) нитями. Они образуются переплетением двух систем нитей (основных и узорных) на плетельных жаккардовых машинах из хлопчатобумажных, вискозных и текстурированных нитей. Вырабатываются также толстые плетеные кружева, напоминающие кружева ручного вязания.
Вязаные кружева вырабатываются на основовязальных многогребеночных кружевных машинах. В отличие от плетеных кружев эти кружева тонкие: по грунту из квадратных или шестигранных ячеек (тюлю) проходит неплотный узор. Рисунки бывают геометрические или с растительным орнаментом, иногда довольно сложные, жаккардовые. Тонкие узкие кружева называются валансьен, тонкие, но более широкие — малин.
Вышитые кружева вырабатываются на вышивальных автоматах, где на гладком тюле или вязаном полотне (тонком хлопчатобумажном или капроновом) образуется рисунок. Рисунки могут быть очень разнообразными, выполняются они вискозными или хлопчатобумажными нитками. Вышивка осуществляется по всему полотну, которое затем разрезается на специальных машинах на полоски нужной ширины. Используются вышитые кружева для отделки трикотажного белья.
Источник
Виды материалов для ремонта одежды
Особенности конфекционирования материалов при восстановлении потребительских свойств одежды
Ремонт одежды предполагает восстановление ее потребительских свойств путем замены или маскировки участков одежды, которые подвергались физическому износу. Известно, что причинами изнашивания является воздействие сложного комплекса механических, физико-химических и биологических факторов, приводящих к изменению внешнего вида и ухудшению физико-механических свойств, вплоть до полного разрушения материалов. Наиболее подвержены изнашиванию следующие участки одежды: линия подгиба низа изделия и рукавов, край борта, воротник по линии стойки, застежка, линия входа в карман, рукава в области локтя.
В процессе эксплуатации одежды возможно кратковременное воздействие механических усилий, превышающих предельную разрывную нагрузку, выдерживаемую материалом, что приводит к локальному повреждению материалов: порезу, разрыву. Такие участки могут располагаться на различных участках одежды и также подвергаются ремонту.
При подборе отделочного материала наиболее значимыми являются эстетические требования, соблюдение которых должно повышать композиционную целостность изделия и его эстетический вид. При обновлении верхней одежды из тканей в качестве дополнительного (отделочного) материала могут применяться ткани, структура которых аналогична структуре основной ткани изделия, различного художественно-колористического оформления (ткани-компаньоны), а также материалы для одежды других способов получения (трикотажные полотна, искусственный мех, искусственные кожа и замша). При этом принцип единства способов ухода и физико-механических свойств дополнительного и других материалов пакета должны строго соблюдаться.
При выборе материалов без изменения ассортимента с полным или частичным перекроем подбирают прокладочные, подкладоч-
ные материалы и фурнитуру. Фурнитуру при обновлении одежды подбирают в зависимости от ее функционального назначения и композиционного решения модели.
Выбор материалов при ремонте одежды производится при соблюдении требований единства физико-механических, физикохимических свойств и способов ухода за изделием и зависит от места расположения ремонтируемого участка в одежде. Так, при ремонте одежды по линиям низа изделия, низа рукава, края борта возможно применение дополнительного материала, который выполняет помимо функционального еще и декоративное назначение. В качестве дополнительных материалов могут использоваться искусственная кожа, трикотаж, тесьма, ткань-компаньон и др. При выборе материалов для ремонта застежки, области входа в карман также используют дополнительные материалы, выполняющие декоративную функцию. Для ремонта одежды в области рукава по линии локтя, а также для устранения локальных повреждений применяют дополнительный материал, который используют в виде накладок, аппликаций. Детали из дополнительного материала соединяют с основным материалом ниточным или клеевым способом. При соединении клеевым способом вид клея подбирают в зависимости от волокнистого состава соединяемых материалов и способа ухода за изделием (химическая чистка или стирка).
Выбор материалов для обновления зависит от способа его выполнения ремонта одежды.
При выборе материалов с изменением ассортимента решается задача по конфекционированию прокладочных и подкладочных материалов, предварительно определяются сырьевой состав основного материала и силуэтная форма обновленной модели изделия. Конфекционирование прокладочных и подкладочных материалов осуществляется так же, как при изготовлении одежды, т. е. соблюдаются принципы комплектования пакета материалов, определенные общими требованиями к одежде данного вида и назначения. Для верхней одежды и костюмного ассортимента основными требованиями являются создание конструкций изделий повышенной формоустойчивости, обеспечивающей сохранность формы изделия в процессе эксплуатации. Выполнение этих требований возможно при использовании прокладочных материалов с высокими упругими свойствами, обеспечивающими четкость линий, формы и заданной сопряженности деталей в изделиях. Подбор в пакет обновляемого изделия прокладочных и подкладочных материалов должен осуществляться на основе принципа единства показателей физико-механических свойств и способов ухода за изделием (подразд. 7.1). Рекомендуемые прокладочные и подкладочные материалы для одежды различного назначения приведены в подразд. 7.2.
При выборе материалов без изменения ассортимента наряду с подбором прокладочных и подкладочных материалов решается задача по подбору отделочного (дополнительного) материала, который может применяться для изготовления отделочных деталей и для изменения (расширения) объема изделия. Подбор прокладочных и подкладочных материалов осуществляется так же, как при обновлении одежды с изменением ассортимента. При подборе дополнительного материала необходимо исходить из общих требований к обновляемому изделию и его назначению. При этом также должен соблюдаться принцип единства показателей физико-механических свойств материалов, составляющих пакет изделия, и способов ухода за изделием.
Обоснованный выбор материалов при обновлении и ремонте позволяет при минимальных материальных затратах восстановить потребительский уровень качества одежды.
Результаты работы по конфекционированию материалов представляют в виде конфекционной карты, форма которой представлена ниже.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются особенности выбора материалов при ремонте, обновлении одежды с изменением и без изменения ассортимента?
2. Какие функции выполняют материалы при ремонте локальных повреждений?
3. Какие материалы применяются для замены изношенных участков одежды и как осуществляется их выбор?
Источник
Описание и использование ткани на клеевой основе
Клеевой материал относится к вспомогательной ткани, которая облегчает и ускоряет процесс шитья. С его помощью изделие приобретает привлекательный вид благодаря четким контурам воротника, манжет. Материалы прочно вошли в обиход, без них не обходится пошив верхней одежды. Клеевая ткань используется при создании вещей из деликатных волокон, шифона. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим помощником. В материале описаны разновидности клеевых материалов.
Виды и свойства
Преимущества клеевых материалов:
- долговечный срок использования:
- способность драпироваться;
- возможность выбрать двухстороннее или одностороннее покрытие клеем;
- прочность, самоклеющиеся ткани для одежды не порвутся;
- гибкость.
Прокладочные ткани
Клеевые основы служат дольше флизелиновых. Когда изделие выворачивают, ткань не образует жестких сгибов. Но все материалы различны между собой по плотности и разделяются на 2 основных группы — эластичные и неэластичные.
Неэластичные заплатки бывают жесткими и мягкими. В основе используется хлопок или полиэстер. Полотно не растягивается, его применяют для придания изделиям прочности и формы.
Эластичные виды изготовлены из тонкого трикотажа без ворса для второго слоя тонкой ткани, трикотажа с ворсом для мягких изделий и жестких вещей. Клеевая лента делится на подвиды: нитепрошивные на основе из бязи или флизелине. Применяется для укрепления круглых деталей.
Термоклеевые прокладочные ткани представляют собой текстильные материалы — трикотажные, нетканые волокна, на одну сторону которых нанесено клеевое точечное или полосковое покрытие.
Термоклеевая нетканая подкладка
Нередко женщины спрашивают, клейкая лента для ткани утюгом — как называется. Это паутинка, представляющая собой нетканый изотропный материал, который создан из полимерного расплава методом аэродинамического формования. Паутинку производят в виде полосок или полотна. Материал скрепляет края одежды, выступая в роли потайных швов.
Паутинка
Клеевая нить представляет собой моноволокно, созданное из синтетического полимера. Изделие предназначено для скрепления краев одежды. На кромочные материалы наносят клеевое покрытие. Изделия продают в виде готовых кромок или полотен. Термоклеевые кромки необходимы для защиты сгибов элементов от растяжения.
Клеевая пленка производится из ряда полимеров. Из нее изготавливают аппликации, герметизируют ниточные швы. Флизелин отличается сплошным или точечным расположением клея. Материал прокламелин позволяет выполнить накладки в области груди, плеч, для прокладки в мелкие элементы при пошиве пальто.
rВажно! Дублерин и флизелин реализуются в виде полотна. Их приобретают для сохранения формы вещи, декорирования и придания жесткости.
Как правильно выбирать
При выборе ткани на клеевой основе нужно учитывать основное правило — материал может быть жестче основного, но ни в ком случае не плотнее. Рекомендуется провести тестирование на нескольких образцах. Берут квадратики основной материи с длинной стороны около 15 см, несколько кусков прокладки поменьше размером. Затем дублируют, приклеивают с помощью утюга.
Тестирование с помощью утюга
После термического воздействия прокладка становится жестче, но не одинаково, а в разной степени. Это будет заметно на образцах. Некоторые цветные становятся темнее после приклеивания. Иногда меняется основная ткань, ее оттенок, возникают выступы с лицевой стороны.
Важно! Рекомендуется проверить, как драпируется главная ткань с прокладкой на клею. Все образцы складывают пополам и наблюдают, какой из вариантов наиболее подходящий.
Если ткань плотная, толстая, то к ней подбирают прокладки с высокой плотностью. Для тонких материй лучше взять флизелин. Выбирая клеевую подкладку, стоит учесть желаемую жесткость. В зависимости от показателя даны рекомендации:
- Для пошива блузок, шелковых, вискозных платьев, применяют мягкий флизелин Н180.
- При создании блузок и платьев из плотной материи выбирают флизелин Н200, Н250.
- Для пошива подкладки на пальто, костюмы, шерстяные, джинсовые, брючные ткани подойдет сильный флизелин Н310.
- Если хозяйка выбрала дублерин, то его лучше приклеивать на предварительно увлажненную клейкую ткань для ремонта одежды. Это делается для предотвращения последующей усадки вещи.
- Эксперты советуют провести пробную приутюжку на небольшом участке ткани. Это поможет выставить правильный температурный режим, влажность и пар.
- Дублерин нельзя использовать для фиксации мелких деталей, элементов, выполненных из тонкой, мягкой материи.
Черный флизелин Н250
Иногда флизелин меняют на дублерин, но стоит помнить, что толщина изделия увеличится.
Как пользоваться
Оторвать приклеенную ткань очень сложно. Сначала нужно прогладить деталь утюгом. Это поможет смягчить клеевой состав. Затем можно отрывать. После этого выводят остатки клея.
Если после наложения ткани с лицевой стороны заметна линия между скрепленным и не скрепленным участком, то нужно немного распушить край прокладки. Студенты нередко пишут рефераты на эту тему с практической наглядной частью.
Как использовать для ремонта одежды
Клеевой материал для швейных изделий сбрызгивают водой из пульверизатора. Потом раскладывают на ровной поверхности и оставляют на 30 минут, чтобы обсох. Если проигнорировать действие, то после первой стирки ткань сядет. В результате одежда перекосится, и на ней появятся некрасивые складки.
Увлажнение пульверизатором
Важно! При раскройке нужно обратить внимание на направление долевой нитки — она должна соответствовать с тем, что у главной ткани. Припуск на швы не нужно делать, нет необходимости. В противном случае край станет объемным и плотным.
Как пользоваться клеевой лентой для ткани:
- Купленную деталь прикладывают к конкретному участку ткани. Нужно класть шершавой стороной к изнанке.
- Затем проглаживают утюгом, который предварительно разогрелся до 100°С.
- Если поверхность обработки объемная, то каждый сантиметр изделия нужно прижать и задержаться на 5 секунд. За это время состав расплавится и начнет работать.
Приутюживание прокладки
Марки и стоимость
Главные производители клеевых изделий являются следующие бренды:
- Хансель, Куфнер, Фулда — Германия;
- Балдин, Кениг — Бельгия;
- ЛанурПикарди — Франция;
- Вилен — Великобритания.
В России материалы производит фирма с названием «Мамонтовка», находящаяся на территории Московской области, и ТИМ-холдинг в Красноярске.
Важно! Компания, известная как первый разработчик флизелина, также производит клеевой синтепон.
Новейшие технологии делают материалы более качественными, а именно:
- повышают прочность соединений;
- повышают устойчивость формы;
- обеспечивают соблюдение требований экологической чистоты;
- экономят тепловую энергию благодаря понижению температуры и времени процесса склеивания материалов.
На российском рынке продают изделия от японского производителя «Хаймо». Эта фирма занимает лидирующие позиции в Японии по производству клеевых материалов с 2009 года. Компания вышла на европейский рынок, постепенно набирая обороты.
Доверия и статуса фирма достигла благодаря сочетанию непревзойденного качества и гибких цен. Фирма строго контролирует изготовление материалов на каждом этапе. Производитель предлагает покупателям широкую линейку товаров.
Высокотехнологичное оборудование, использующееся при создании ткани, позволило продукции регулярно выбиваться на европейский рынок. Их приобретают по доступной цене в любом количестве. Изделия получили сертификаты на территории России. Протестировано и заключено, что они полностью соответствуют нормам и техническим требованиям.
Клеевые изделия производителя Danelli предлагают запатентованные материалы. Они позволяют продублировать ткани даже при режиме 5 градусов. Детали сохранят устойчивость к стирке, химической обработке.
Логотип производителя
Компания производит все разновидности материалов, необходимые для пошива верхней одежды, блузок, брюк. Популярность данного бренда обусловлена технологией нанесения клея на поверхность. Он распределяется компьютерным способом, соблюдается четкое расстояние между точками. Высокое качество склейки с любыми покрытиями гарантировано.
Средняя стоимость материалов:
- изделие для аппликаций размером 100×50 см стоит 170 руб.*;
- дублерин для воротника 260 г/м2 шириной 112 см обойдется в 360 руб.;
- паутинка на бумаге 112 см стоит 340 руб.;
- паутинка в рулонном варианте длиной 83 см, шириной 112 см — около 5000 руб.;
- флизелин 75 грамм на квадратный метр, шириной 100 см — 80 руб.
Как ухаживать за клеевой тканью
Ухаживание за материалом преимущественно связано с видом ткани, на которую он приклеен. Нужно посмотреть на ярлычок, имеющийся на каждой одежде. Там указаны рекомендации по стирке, глажке.
При стирке изделий с прокладкой в горячей воде одежда не повредится. При глажке нельзя ставить разогретую подошву утюга на те участки, которые содержат клей. Если проутюжить эти места, то потом сложно удалить остатки.
Клеевые материалы — отличная альтернатива простому клею. Самоклеящиеся ткани применяют в промышленном производстве, их приобретают женщины для домашнего использования. Работать с изделиями просто — они приклеятся с помощью горячего утюга. Область применения широкая — в качестве прокладки ткань утяжелит и утеплит основной материал, придаст одежде форму, жесткость и плотность. Клеевые модели незаменимы при пошиве пальто, курток, шуб, для обработки краев брюк, юбок, создания плечиков, мелких деталей.
*указанные цены актуальны на июль 2019 года.
Источник