Виды предприятий по ремонту автомобилей

Общая классификация предприятий автосервиса

При решении вопросов развития ПТБ предприятий автосервиса учитывается их тип и назначение, поэтому необходимо рассмотреть классификацию данных предприятий. Они могут быть классифицированы по организационно-правовой форме, типу обслуживаемых автомобилей и назначению.

По организационно-правовой форме предприятия автосервиса делятся на государственные (СТОА, базы обслуживания правительственных легковых автомобилей, частично пункты инструментального контроля (ПИК) автомобилей при ежегодном техническом осмотре); муниципальные (платные стоянки, станции мойки и др.); акционерные и частные. За последние десять лет наблюдался активный переход предприятий автосервиса от государственной формы собственности путем приватизации в частную. Сейчас практически нет государственных предприятий автосервиса. Эта тенденция вносит существенные изменения в структуру и методы расчета и проектирования их ПТБ.

По типу автомобилей предприятия автосервиса классифицируются на обслуживающие грузовые автомобили, автобусы и легковые автомобили. Типаж автомобилей накладывает заметный отпечаток на ПТБ предприятия.

Наибольшее влияние па ПТБ оказывает функциональное назначениепредприятия,которое определяется услугами, оказываемыми им. Все услуги, оказываемые предприятием автосервиса, можно разделить на основные, дополнительные по обслуживанию автомобилей клиентов и дополнительные для самих клиентов. Наименование и назначение предприятия определяется основными услугами. Дополнительные услуги являются сопутствующими, они создают удобство для клиента, повышают качество его обслуживания и, одновременно, позволяют предпринимателю получить дополнительную прибыль. Впрочем, разделение услуг на основные и дополнительные весьма условно.

Основные услуги одного предприятия могут являться дополнительными для другого предприятия автосервиса и наоборот.

На рис. 2.1 представлена классификация предприятий автосервиса но месту расположения, назначению и мощности. Рассмотрим более подробно представленные в классификации типы предприятий автосервиса.

Дорожные
Специализированные
Самообслуживания
Предприятия автосервиса
Предприятия автосервиса
Большие (свыше 30 тестов)
Средние (от 11 до 30 тестов)
Малые (до 10 тестов)
По мощности

Фирменные
Независимые
Страховых компаний
По принадлежности
По обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов
По обслуживанию одной марки
По обслуживанию нескольких марок
По числу обслуживаемых марок
По специализации
Городские

Рис. 2.1. Классификация предприятий автосервиса

В табл. 2.1 представлен перечень работ, выполняемых на СТОА.

Наименование работ Городские СТОА Дорожные СТОА
малые средние большие и крупные
Диагностирование узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения + + + +
Углубленное диагностирование + +
Моечно-уборочные + + + +
Техническое обслуживание в объеме:
ТО-1 + + + +
ТО-2 + +
Смазочные + + + +
Регулировочные + + + +
Шиномонтажные + + + +
Электрокарбюраторные + + + +
Подзаряд аккумуляторов + + + +
Ремонт и заряд аккумуляторов + + +
ТР агрегатов ± + + ±
Замена агрегатов + + + +
КР агрегатов +
Медницкие ± ± + +
Сварочные ± + + +
Жестяницкие ± + + +
Кузовные ± + +
Обойные ± + +
Подкраска ± + + ±
Полная окраска кузова + +
Противокоррозионное покрытие + ± +
Продажа запасных частей и материалов + + +
Продажа автомобилей ±
Техпомощь по вызову ± + +
Заправка автомобилей ± +

Примечание: Знак «+» обозначает работы, выполняемые на СТОА в обязательном порядке; знак «±» – работы, выполняемые на СТОА в зависимости от дислокации; знак «–» – невыполняемые работы

Читайте также:  Материалы для ремонта авто краски

Источник

Классификация авторемонтных предприятий

Авторемонтные предприятия относятся к сервисным предприятиям и выполняют функции, связанные с поддержанием машин в исправном техническом состоянии. Авторемонтные (сервисные) предприятия уже по определению предприятия специализированные. Они выполняют весьма ограниченный объем функций, например техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а все остальные функции, связанные с эксплуатацией транспорта (хранение автомобилей, организацию перевозок, обеспечение транспорта всем необходимым), выполняют владельцы транспортных средств или фирмы-посредники.

Типы авторемонтных предприятий.По масштабу производства АРП делятся на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По основному назначению с учетом специализации АРП могут быть разделены на виды, каждый из которых определяется номенклатурой товарной продукции.

Предусмотрены предприятия, осуществляющие ремонт:

§ силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (двигателя со сцеплением и коробкой передач или гидромеханической передачей);

§ прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (мостов, рулевого управления, раздаточной коробки);

§ силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей, в том числе передней и задней подвесок в сборе;

§ автобусов на базе получаемых агрегатов.

К авторемонтным предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания и ремонта (БЦТОР), производственно-технические комбинаты (ПТК), специализированные сервисные производства (ССП), производственные филиалы комплексных предприятий, станции технического обслуживания (СТО).

Базы централизованного технического обслуживания – это самостоятельные предприятия или предприятия, входящие в состав объединений автомобильного транспорта. Эти предприятия выполняют наиболее трудоемкие виды ТО и текущего ремонта (TP) для автомобильного (технологического) транспорта нескольких АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности предприятия.

Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТОР, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и ТР. Размер БЦТОР определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 5000. Специализируются БЦТОР в основном для грузовых автомобилей и автобусов, а также для обслуживания и ремонта навесного оборудования.

Производственно-технические комбинаты выполняют те же функции, что и БЦТОР; создавались они в основном для дизельных грузовых автомобилей КамАЗ в 1980-е гг.

Специализированные сервисные производства – это предприятия, цехи, мастерские, профилактории, участки, специализированные (предметно, подетально или технологически) по определенным видам работ ТО и Р машин. По своему назначению ССП аналогичны БЦТОР и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

Преимущественное развитие получают ССП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов систем питания и электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического навесного оборудования. Мощность ССП обычно составляет 2…10 тыс. ремонтов в год.

На рисунке 99 изображена классификация предприятий по поддержанию машин в исправном техническом состоянии.

Рис. 99. Классификация предприятий по поддержанию машин в исправном техническом состоянии

Читайте также:  Ремонт люка для авто

Источник

Виды предприятий по ремонту автомобилей

2. Классификация предприятий автосервиса

2.1. Регламентирующие документы и практика

В основу классификации предприятий автосервиса положены их назначение, виды выполняемых работ, производственная мощность, специализация. В качестве признака классификации приняты также показатели принадлежности (авторизированные и независимые СТО) и полноты цикла продаж (с полным циклом продаж, с неполным циклом продаж и выполняющие только обслуживание и ремонт автомобилей и их составляющих).

В настоящее время станции технического обслуживания формально классифицируются в соответствии с Общесоюзными нормами технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (ОНТП-01-91) [8]. Номенклатура и группировка СТО включает в себя городские и дорожные станции технического обслуживания мощностью от 2 до 50 постов(табл. 2.1).

Параметрический рад СТО по ОНТП-01-91

Тип предприятия

Краткая характеристика

выполнение всех видов работ по техническому

Городские станции

обслуживанию и ремонту легковых автомобилей; при

технического

необходимости: технологическая мойка, продажа

обслуживания

автомобилей, запасных частей, автопринадлежностей,

нанесение противокоррозионного покрытия

обслуживания

выполнение работ по устранению неисправностей; крепежные и регулировочные работы; мойка автомобилей, включая при необходимости грузовые автомобили и автобусы

В соответствии с ОНТП-01-91 по целевому назначению и характеру производственной деятельности различают следующие типы СТОА:

• Комплексного обслуживания (все виды ТО и ремонта);

• Специализированного обслуживания (диагностирование, ремонт и регулировка тормозов, ремонт приборов системы питания и электрооборудования, ремонт и зарядка аккумуляторных батарей, ремонт кузовов, моечные);

• Совмещенные с автозаправочными станциями.

Для каждого типа станций в ОНТП-01-91 указаны трудоемкость работ по классам автомобилей, а также количество заездов автомобилей на СТО. Мощность СТО рассчитывается в постах. Пост — это производственная площадь (120 м2), на которой обеспечивается работа в одну смену трех основных производственных рабочих, оснащенных оборудованием, оргтехоснасткой и специн-струментом, необходимыми и достаточными для производства работ по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей [ 13]. В количество рабочих постов, определяющих размеры станции, кроме постов ТО и ремонта, входят посты уборочно-моечных работ, предназначенные для автомобилей, поступающих в обслуживание и ремонт на станцию, а также дополнительные рабочие посты (антикоррозионной защиты, коммерческой мойки, предпродажной подготовки автомобилей) [8]. Номенклатура работ расширяется с увеличением мощности СТО.

Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта следует соблюдать при разработке технологических решений проектов на строительство новых, реконструкцию и расширение и техническое перевооружение действующих СТО. Однако заметим, что создавался этот нормативный документ на основе опыта и правил плановой экономики, когда первостепенная задача заключалась в плановом выделении и распределении капитальных вложений. Даже неавтомобилист знает, что в настоящее время фактический ряд СТО существенно отличается от предусмотренного данным документом . За последние 15 лет не было построено ни одной станции, которая бы вписывалась в параметрический ряд ОНТП-01-91. СТО строятся или не по типовым проектам параметрического ряда ОНТП-01 -91, или по проектам в соответствии с требованиями зарубежных автомобильных фирм, или создаются на базе существующих помещений. До 70% СТО — семейные предприятия с общей численностью работающих 3—4 чел., т. е. малой мощности.

Читайте также:  Ремонт трещин кожи салона автомобиля

Например, в Сумской области Украины [9] из 127 предприятий автосервиса 85 (70%) — частные малые предприятия, расположенные во дворах домов или

в кооперативах. Из 24 станций не больше половины построены по типовым протестам в советские времена, остальные расположены в приспособленных помещениях. Все эти станции созданы в 70—90-е годы прошлого столетия.

По данным исследований, проведенных журналом «Автомастер» (август, 2004), в Киеве из 1500 СТО 29% имели мощность 1—2 поста (в данном случае под постом понимается рабочее место), 40% — 3—5 постов, 15% — 6—8 постов, 15% — 9и более постов, т. е. 69% станций имели мощность малой СТО [10].

В Германии, где насчитывается 52 070 станций, средняя численность работающих равняется 9,2 чел. Свободных СТО — 31 971, на каждой из них в среднем работает 3,2 чел. На 68% свободных СТО работает от 1 до 4 чел., на 27% — от 5 до 9 чел., на 5% — более 10 чел. На 31 % авторизированных СТО работает от 5 до 9 чел, на 57% —более 10 чел. [11].

Большинство СТО в США имеют мощность 10—15 рабочих мест, хотя встречаются и очень большие специализированные СТО мощностью на 450 или даже 600 рабочих мест. Тем не менее количество СТО на заправках и семейных СТО значительно превышает все остальные. Поданным Г. М. Напольского [54] средняя численность работников на СТО США составляет 4,2 чел., Франции — 4,5 чел., Италии — 5,2 чел., Англии — 10,4 чел. По данным того же источника количество автомобилей, обслуживаемых одной СТО, находится в пределах 200, 350,840,900, но не более 1000.

В ОНТП-01-91 под постом понимается 120 м2 производственной площади, значит, СТО на 2 поста — это 240 м2 производственной площади, на которой работает 6 или 10 чел. Десятипостовая станция имеет численность производственных рабочих от 30 до 50 чел. Таких станций в структуре предприятий автосервиса в настоящее время не более 4%. Это явственно свидетельствует о том, что параметрический ряд СТО по ОНТП-01-91 на практике используется очень редко.

За рубежом СТО делятся на фирменные и свободные (независимые), станции страховых компаний, автозаправочные станции, станции технического обслуживания общего назначения различной мощности (до 8 постов, 10—20 постов, более 20 постов). Есть СТО с магазином для продажи подержанных автомобилей, станции скорого обслуживания, станции самообслуживания, станции по ремонту аварийных автомобилей (восстановлению кузовов), станции диагностики, станции безопасности движения, передвижные, дорожные станции [54].

Статистический анализ дает основания утверждать, что ответ на вопрос, какие станции нужно проектировать, находится в области практической деятельности автосервиса и далеко не согласуется с параметрическим рядом, предложенным нормативным документом.

Источник

Оцените статью