Основные виды работ на памятниках архитектуры
· Периодически проводимые работы по поддержанию состояния памятника, осуществляемые обычными строительными методами реставрационный ремонт.
· Консервация — совокупность мер, направленных на защиту или укрепление сооружения в его существующем виде. Эти работы требуют специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику.
Существует 2 типа консервации:
- Временная (мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение: установка подпорок, устройство навесов).
· Постоянная(синоним — инженерная реставрация) сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов, среди них укрепление оснований и фундаментов, усиление основных несущих конструкций, установка связей, воспринимающих усилия распора, устранение деформаций, мероприятия по борьбе с влажностью, организация обеспечивающего сохранность температурно-влажностного режима, структурное укрепление старых материалов памятника, обессоливание кладки, биологическая защита
Два вида работ: по консервации руин:
• анастилоз, установка на место подлинных фрагментов, сохранившихся до настоящего времени, но перемещенных при разрушении памятника со своего первоначального места в сооружении. Дополнение новой кладки при анастилозе должно быть минимальным, ограниченным потребностью удержания на месте подлинных деталей.
• использование элементов благоустройства, при помощи которых чаще всего выявляют план здания.
· Реставрация (буквальный перевод термина на русский язык означает «восстановление») предусматривает внесение в сооружение тех или иных изменений, продиктованных осознанием его особого значения как памятника. Реставрация— наиболее сложный, комплексный вид проводящихся на памятниках работ. Ее основная цель — продление жизни памятника. Она обычно включает в себя элементы и ремонта, и консервации.
Важный компонент реставрации — изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, что позволяет яснее подчеркнуть его общественную ценность и тем самым способствовать созданию условий для его длительной жизни.
Два типа реставрации:
- Фрагментарная — характерно признание ценности многих из позднейших наслоений, ограничение восстановления элементами, форма которых может быть безупречно документирована (отсутствие стремления к стилистическому единству). Фрагментарная реставрация представляет собой как бы частичное расширение сферы консервации.
- Целостная направленная на полное восстановление первоначального облика памятника либо облика, сложившегося к некоторому предполагаемому периоду его расцвета (так называемая реставрация «на оптимальную дату»).
Реставрация состоит из двух операций:
• раскрытия памятника путем удаления поздних, искажающих его элементов
• и восстановления утраченных элементов.
Раскрытиевозможно тогда, когда удаляемые части не представляют интереса ни с художественной, ни с исторической стороны либо представляют ограниченный интерес, несовместимый с ценностью раскрываемого подлинника. Это должно быть признано при открытом коллегиальном обсуждении с участием авторитетных специалистов. Необходимо убедиться, что удаляемые части не таят в себе в скрытом виде ценных остатков, к какому бы времени они ни относились. Удаление поздних частей имеет смысл, когда оно позволяет раскрыть сохранившиеся архитектурные формы более древней части памятника или достаточные остатки .
Раскрытие недопустимо, если оно создает угрозу устойчивости здания или иным образом ухудшает условия его сохранения. Должна быть обеспечена сохранность раскрываемых деталей или поверхностей стен, учтена степень деструкции старых материалов, новый и часто более жесткий режим, которому окажется подвержен подлинник после раскрытия.
Дополнение — заделка брешей, восстановление отдельных зубцов крепостных стен, восстановление на фасадах объемного декора, сбитого при перестройках, относятся именно к такого рода реставрации.
Но чаще всего реставрация не сводится к одной какой-либо операции, а представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Раскрываемый подлинник редко оказывается полностью сохранившимся. Почти всегда он имеет те или иные утраты, и часто требуется частичное дополнение подлинника либо в виде восстановления утраченных архитектурных элементов, либо в виде более наглядного показа их остатков.
Источник
Виды реставрационных работ
В силу естественных и искусственных причин все здания и сооружения со временем разрушаются. Это может быть вызвано климатическими факторами, действиями природной стихии и человека, интенсивной эксплуатацией. Для поддержания объекта в безопасном состоянии организуют ремонтно-реставрационные работы. Они могут быть направлены на решение нескольких задач:
- устранение повреждений, дефектов, процессов разрушения;
- приспособление объекта для современного использования;
- устранение опасных участков и предотвращение аварийных состояний.
Одно из базовых направлений реставрационных работ направлено на сохранение памятников истории и культуры. Это комплекс проектных, научно-методических, научно-исследовательских, производственных, изыскательских мероприятий, авторского и технического надзора.
Различают следующие виды реставрационных работ:
- Консервация – противоаварийные, производственные, научно-изыскательские и иные мероприятия, которые помогают предотвратить дальнейшее ухудшение состояния памятника. Отличительная особенность работ заключается в том, что они не изменяют текущий облик объекта, а лишь помогают его сохранить.
- Реставрация – мероприятия, направленные на выявление и сохранение значимости сооружения с точки зрения культуры и истории. Работы сводятся к восстановлению внешнего вида наиболее значимых художественных живописных элементов.
- Ремонт – мероприятия по поддержанию сооружения в хорошем эксплуатационном состоянии. При этом работы не затрагивают значимые художественные элементы памятников.
- Реконструкция – мероприятия, направленные на частичное или полное восстановление утраченного памятника культуры и истории. Результат в разной степени может быть приближен к оригиналу. Для воссоздания опираются на гипотетический прообраз, истинные или аналогичные характеристики сооружения.
Выделяют научно-музейную и производственную реконструкцию. В первом случае специалисты не ставят перед собой задачу полностью воспроизвести подлинник. Напротив, они дополняют оригинальные элементы искусственными деталями таким образом, чтобы можно было сразу опознать внесенные дополнения. Для этого они используют инородные материалы, отказываются от детализации (внедряют макеты, схемы), минимизируют применение декоративных средств.
Цель производственной реконструкции – восстановить утраченные и поврежденные детали с применением материалов и технических приемов, идентичных оригинальным. Пример: изготовление лепнины, арки, вазы, фонтана, камина. В процессе производственной реконструкции специалисты могут работать над целым объектом или его крупными, наиболее значимыми элементами.
Выделяют также приспособление памятников для современного использования. Это любые мероприятия, в том числе реставрация, консервация, ремонт, которые не меняют характеристики значимых деталей и позволяют адаптировать объект для эксплуатации в текущих условиях.
Реставрационный процесс требует комплексного подхода и осуществляется в пять стадий:
- Предварительный осмотр и обследование объекта, фиксация поврежденных и аварийных участков, разработка плана ремонтно-реставрационных работ.
- Противоаварийные работы (в случае необходимости).
- Разработка научно-реставрационной документации, выбор материалов и технологии для проведения реставрационных работ.
- Консервация.
- Реставрация: устранение повреждений на сохранившихся элементах, воссоздание отдельных деталей для приведения сооружения к экспозиционному виду.
Выбор подходящего вида реставрационных работ зависит от характера и источника разрушения, типа объекта (его значимости), внешних факторов, экономической целесообразности. Причиной дефектов и повреждений многих памятников культуры становятся дорожное, промышленное и гидротехническое строительство, антропогенное вмешательство, распашка, естественные силы природы.
Получить лицензию на реставрационные работы
Для оказания услуг в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений компания должна получить лицензию на реставрационные работы в Министерстве культуры. Это официальный документ, который указывает на высокую компетентность фирмы в вопросах воссоздания и воспроизведения архитектурных памятников.
Для чего в России установлено требование по обязательному лицензированию? Главная цель реставрации ценных архитектурных памятников – сохранение культурной, исторической и технологической информации, которая заложена в художественный образ объекта. Для реализации задачи часто приходится использовать нестандартный подход.
К специалистам предъявляют высокие квалификационные требования. Им предстоит подобрать такие материалы и технические приемы для реставрации памятника, которые не искажают исходный художественный замысел художника и не препятствуют повторным работам в случае возникновения такой необходимости.
Таким образом, первое и базовое условие получение лицензии в Министерстве культуры – наличие специалистов с соответствующей квалификацией. В штате должны числиться минимум три специалиста на должности руководителя, которые уже успели в течение трех из последних 10 лет поработать в области сохранения ценных исторических и культурных сооружений. Дополнительно необходимо предоставить документы, что они успешно прошли аттестацию в Министерстве культуры.
Лицензирование состоит из четырех стадий:
- Предварительная стадия. На данном этапе необходимо изучить законодательные требования к соискателю, подготовить все документы и выполнить иные условия для успешного прохождения проверки, указанные в нормативно-правовых актах. Важно уточнить перечень сведений (оригиналы, копии, количество), запрашиваемых ответственным ведомством. Полный список документов можно найти на официальном сайте Министерства культуры.
- Все документы необходимо сформировать в лицензионное дело. При заполнении заявления следует отметить все направления реставрационной деятельности, на которые вы претендуете. Чем больше видов услуг будет указано в лицензии, тем проще получить крупный контракт. Перед регистрацией заявления и документов необходимо оплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей. Документы в территориальный отдел Минкультуры можно передать лично или через законного представителя.
- Рассмотрение заявления и проверка соискателя продолжается 45 рабочих дней.
- Получение лицензии или мотивированного отказа.
Если соискатель предоставил все документы, грамотно заполнил заявление и обеспечил выполнение требований нормативно-правовых актов, ему будет выдана лицензия, а информация о ней внесена в единый реестр.
Подавляющее большинство самостоятельных попыток получить лицензию на реставрационные работы заканчиваются отказом по одной из следующих причин:
- неправильно заполнено заявление;
- предоставлены не все документы;
- предоставлены недостоверные сведения;
- штат организации не соответствует квалификационным требованиям.
Компания «КАСЛ» предлагает оформление лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты выполнят подготовительные работы в сжатые сроки, будут сопровождать на всех этапах проверки. Обсудить условия сотрудничества и узнать стоимость можно по телефону.
Источник
Виды работ при ремонте памятника
Статья 42. Ремонт памятника
Комментарий к статье 42
1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, возникающих при проведении ремонтных работ в целях сохранения памятников истории и культуры. Отношения, возникающие в результате их осуществления, регулируются помимо комментируемого Закона также гражданским и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Ремонт памятника является одним из видов работ по сохранению объекта культурного наследия и предполагает проведение комплекса различных мероприятий, направленных на поддержание памятника в эксплуатационном состоянии, включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (см. п. 1 комментария к ст. 40).
Главной особенностью ремонтных работ в соответствии с комментируемой статьей является их цель — поддержание памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Ремонт проводится в целях компенсации физического и морального износа объекта, приведения исторического здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально существующее техническое состояние или восстановления изношенных элементов здания (сооружения) проектными решениями, реализованными в процессе реставрации и приспособления к современному использованию (см. Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в целях сохранения объектов культурного наследия в процессе современного использования ).
———————————
Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/07_03_2017_02.pdf (дата обращения: 1 августа 2017 г.).
Законодательством не раскрывается понятие «эксплуатационное состояние памятника». В данном случае можно говорить о работоспособном техническом состоянии объекта культурного наследия, то есть такой категории технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
Эксплуатация объекта культурного наследия включает в себя комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.
В процессе эксплуатации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, осуществляется эксплуатационный контроль (ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ). Положениями ст. 55.25 ГрК РФ регламентирован правовой статус лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Согласно разъяснениям Министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения — оборудование, улучшающее показатели (см. письмо Минкультуры России от 24 мая 2014 г. N-106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах»).
Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
2. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе и ремонтных работ, регламентирован ст. 45 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье).
Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.
Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.
Приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683 утвержден Административный регламент предоставления Министерством культуры РФ государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.
Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектную документацию для проведения ремонтных работ необходимо разработать вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (см. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 593-ст)). Проектная документация выполняется на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержит текстовые и графические материалы, а также определяющие архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и государственной экспертизы один экземпляр проектной документации направляется в орган охраны объектов культурного наследия.
Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 г. N 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.
В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственник или иной законный владелец не вправе производить самостоятельно какие-либо изменения в данном ему объекте культурного наследия. Например, нельзя без соответствующего разрешения и согласования выполнять перепланировку, косметический ремонт, капитальный ремонт объекта культурного наследия. В противном случае орган по охране объекта культурного наследия вправе обратиться с требованием (в том числе и в суд) об устранении произведенных изменений за свой счет и в жесткие сроки. Ненадлежащее исполнение обязанностей влечет административную и уголовную ответственность. Требования к форме, содержанию охранного обязательства объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.6 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Описание предмета охраны объекта культурного наследия содержится в паспорте объекта культурного наследия (ст. 21 комментируемого Закона), который является неотъемлемой частью охранного обязательства. Следует отметить, что в ходе проведения ремонтных работ могут возникнуть случаи, когда характеристики, указанные в предмете охраны объекта культурного наследия, потребуют расширения. Такие изменения следует в установленном порядке зафиксировать.
Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.
Пример: ООО «Кастл» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области (далее — Инспекция) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области.
Как следует из материалов дела, Инспекцией было выявлено, что Общество, являясь собственником помещений первого этажа объекта культурного наследия регионального значения Ольгинской женской гимназии, осуществляло ремонтные работы (ремонт напольного покрытия, стен, потолка внутренних помещений правого крыла в здании) без получения соответствующего разрешения и задания на производство работ органа охраны объектов культурного наследия, а также при отсутствии согласования проводимых работ с Инспекцией, что является нарушением требований п. п. 2 и 4 ст. 35, п. 1 ст. 45 комментируемого Закона. По мнению Инспекции, в связи с неполучением Обществом разрешения на проведение ремонтных работ и отсутствием согласования проводимых работ с Инспекцией данные работы могут представлять угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии, нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия. Обществу было вынесено предписание о необходимости приостановления работ.
Признавая данное требование Инспекции незаконным, суды провели анализ охранного обязательства по данному недвижимому памятнику истории и культуры. В нем указывалось, что Общество обязалось не производить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия (предмет охраны фиксируется актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством) без согласования с Комитетом. Согласно имеющемуся в материалах дела акту технического состояния памятника предметом охраны объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии является фасад здания (внешние архитектурно-конструктивные элементы): фундаменты, цоколи и отмостки около них, стены, внешнее декоративное убранство. Внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (полы, стены, перекрытия, окна и двери) предметом охраны не являются, за исключением лестниц. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что в данном случае Общество проводило устройство подвесных потолков, разборку покрытий полов и керамической плитки и устройство новых полов, шпаклевку и оклейку новыми обоями стен, монтаж новых дверных блоков и демонтаж осветительных приборов, то есть осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны спорного объекта культурного наследия. Следовательно, исходя из положений охранного обязательства соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия на производство таких работ не требовалось (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу N А05-2935/2011).
3. Раздел 5.2 Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия, указанных в п. 1 комментария к настоящей статье, определяет порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта здания или сооружения.
Ремонт выполняется каждые 2 — 3 года для зданий из кирпича, естественного камня с деревянными перекрытиями, а также деревянных зданий с нормальными условиями эксплуатации (содержания) и носит планово-предупредительный (профилактический) характер. Он также может быть внеплановым (непредвиденным), выполняемым в срочном порядке в промежутках между плановыми ремонтами.
Установлены сроки проведения непредвиденного ремонта для устранения неисправностей:
— кровля: протечки — 1 сутки; водосточные элементы — 5 суток;
— стены: утрата связи кирпичей с кладкой наружных стен с угрозой для безопасности людей — 1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны); отслоения штукатурки потолка, верхней части стен, угрожающие обрушением — 5 суток (с немедленным принятием мер по безопасности);
— фасады: нарушение каменной облицовки, карнизных камней, лепнины на фасадах на высоте более 1,5 м — 1 сутки (с немедленным принятием мер по безопасности); то же в цокольной части — 5 суток.
Основанием к плановому ремонту являются результаты технических осмотров и акты технического состояния, утвержденные представителем органа охраны объектов культурного наследия.
Источник