- Виды и сроки ремонта пассажирских вагонов.
- Виды ремонта колесных пар пассажирских вагонов
- Колесные пары: техническое обслуживание и ремонт
- Освидетельствование колесных пар
- Технология технического обслуживания колесных пар
- 12.5.1 Виды ремонта и технического обслуживания вагонов
- Виды ремонта колесных пар
- Ремонт колесных пар со сменой элементов.
- 3. Способы выявления неисправностей и методы неразрушающего контроля колёсных пар.
Виды и сроки ремонта пассажирских вагонов.
Основные части ПB.
- кузов (наружная обшивка, каркас)
- рама — основание кузова (несущая конструкция)
- ходовые части (тележки)
- ударно-тяговые устройства (автосцепное оборудование) — автосцепка, упряжь, буферные тарелки, расцепкой привод.
· тормоза (автоматические и ручные)
Кузов – часть вагона, расположенная над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров. Кузов цельнометаллического вагона составляет единое целое с рамой
Рама – основание кузова, сварено между собой из продольных и поперечных балок. Она воспринимает нагрузку от кузова, ударно тяговые усилия.
Ударно-тяговые устройства (автосцепное оборудование)— предназначены для сцепления вагонов между собой и локомотивом, для передачи тяговых усилий и удержания вагонов на равном расстоянии друг от друга
Тележки— предназначены для безопасности движения по рельсовому пути с обеспечением наибольшей плавности хода и наименьшего сопротивления движению вагона. Основными узлами которого являются:
2. колесные пары
3. люлечное подвешивание
4. буксовые узлы
Внутри вагона для создания комфортных условий размещены следующие системы:
- Система вентиляции (принудительная (приточная), естественная (вытяжная)).
- Система водоснабжения (создает запас воды на вагоне). Холодное и горячее
- водоснабжение, кипятильник, установка охлаждения питьевой воды.
- Система отопления. \
- Система энергоснабжения.
Типы пассажирских вагонов.
· Жесткий некупированный (плацкартный). Мест для лежания — 54, для сидения -81.
· Жесткий купированный вагон. 9/4 местных Купе, 36 мест и одно двухместное купе для отдыха проводников
· Мягкий вагон СВ. 9/2 местных купе, 18 мест. Вагон высшей категории, верхние полки отсутствуют.
· Межобластной с креслами для сидения. Курсирует на расстояния от 150 до 700 км. Мест сидячих — 65.
В Инструкции применяются следующие сокращения:
- ТО — техническое обслуживание грузовых вагонов;
- ТР-1 — текущий ремонт при подготовке грузовых вагонов к перевозкам с отцепкой от состава;
- ТР-2 — текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от состава или поезда;
- ТР— текущий ремонт пассажирских вагонов с отцепкой от состава или поезда;
- ТО-1 — техническое обслуживание пассажирских вагонов при подготовке в рейс и в пути следования;
- ТО-2 — техническое обслуживание пассажирских вагонов перед летними и зимними перевозками;
- ТО-3 — единая техническая ревизия пассажирских вагонов;
- ПТО — пункт технического обслуживания вагонов;
- СКНБ — система контроля нагрева букс пассажирских вагонов;
- ПЭМ — поездной электромеханик;
- ПОНАБ — система обнаружения нагрева букс;
- ДИСК — дистанционная система контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда;
- КВР— капитально-восстановительный ремонт вагонов;
- КР-1 — первый капитальный ремонт;
- КР-2 — второй капитальный ремонт.
Виды и сроки ремонта пассажирских вагонов.
Для создания работоспособности вагона существует четкая система осмотра и ремонт вагонов.
ТО-1 -тех, обслуживание, которое производится в пункте формирования перед отправлением в рейс, в пути следования силами ПЭМ, текущий ремонт выполняется в пункте оборота.
ТО-2 — тех. обслуживание перед летними и зимними перевозками (2раза в год)
ТО-3 — единая техническая ревизия выполняется после 250т.км пробега или через год. Для вагонов не оборудованных деталями повышенного ресурса ТО-3 выполняется через 150т.км но не более чем через 6мес.
ДР — деповской ремонт, производится после пробега вагона 500т.км но не более чем 36мес. Для вагонов не оборудованными деталями повышенного ресурса проводится после пробега более 300т.км но не более 24мес.
КР-1 – выполняется через 6 лет после постройки .
КР-2 – выполняется через 18 лет после постройки
КВР-выполняется через 28 лет
Ходовые части пассажирских вагонов. Ходовые части направляют движение вагона по рельсам. От их состояния зависит плавность хода, скорость и безопасность движения.
Колесные пары: Формированием колесной пары считается насаживание двух! цельнокатаных колес на ось.
Колесная пара состоит;
- Гребень (реборда)
- поверхность катания
- ступица колеса
- средняя часть оси
- подступичная часть оси
- предподступичная часть оси
- шейка оси
- торец шейки оси
Источник
Виды ремонта колесных пар пассажирских вагонов
Колесная пара – одна из главных составляющих ходовой части ж/д транспорта. Деталь предназначена для направления движения вагона по рельсам и восприятия нагрузок, которые передаются от вагона на рельсы. От исправности колесных пар напрямую зависит безопасность движения электропоездов, тепловозов и другого ж/д транспорта, поэтому данные элементы нуждаются в тщательном техническом обслуживании. Детали особенно подвержены истиранию от трения и коррозии. На их прочность также влияют высокие температурные показатели, возникающие во время торможения состава.
Колесные пары: техническое обслуживание и ремонт
Хотите обеспечить ж/д транспорту долгую «жизнь»? Уделяйте пристальное внимание техническому обслуживанию, своевременному ремонту и замене колесных пар вагона.
В зависимости от объема работ есть 2 вида обслуживания ходовой части:
- Без смены элементов. Ликвидация истирания бандажей и шеек оси (обточка и перетяжка бандажей, накатка и шлифовка шеек, разнообразные сварочные работы).
- Со сменой деталей. Замена вышедших из строя элементов: бандажей, зубчатых колес, осей. Кроме осмотра и ремонта проводится освидетельствование колесных пар с выпрессовкой оси. Данный тип работ можно проводить только в ремонтных цехах заводов, специализированных мастерских.
Детали осматриваются под вагонами во время любого технического обслуживания и текущего ремонта. Данная процедура осуществляется без выкатки колес из-под рельсового транспорта. Осмотр должен проводиться на пунктах сбора, при приемке и сдаче техники, после происшествий в пути.
Что нужно проверить в этом случае? Колесные пары регулярно проверяют на отсутствие:
- вмятин, выщербин;
- ползунов, плен;
- подреза, остроконечного наката гребня.
Процедуру нужно проводить ежемесячно (не реже 1 раза), обязательно измерять прокат и толщину гребня.
Освидетельствование колесных пар
Разновидности процедуры:
Тип | Когда проводят? | Что проверяют? |
Без замены деталей | Текущий ремонт, подкатка колес под вагон | Состояние колесных центров, измерить прокат и толщину гребня, обследовать шейки оси, проверить наличие знаков и клейм на торцах оси. |
С заменой деталей | Капитальный ремонт, крушение, ремонт с распрессовкой элементов | Проверка подступичных частей оси ультразвуковым дефектоскопом. Проводится замена изношенных, непригодных к эксплуатации элементов. |
Указанные типы обслуживания проводят для грузовых и пассажирских вагонов, тепловозов, электропоездов, дизель-поездов.
Технология технического обслуживания колесных пар
Различные дефекты, возникающие в процессе эксплуатации этой детали ходовой, чаще всего устраняются с помощью ее замены. Кроме того, можно провести текущий ремонт. Такие неисправности как ползуны и навары на поверхности катания обнаружить достаточно легко – во время движения рельсового транспорта слышится звук удара колеса по рельсам.
Кроме визуального осмотра также применяются инструменты для обслуживания ходовой части:
- абсолютный шаблон – измеряет ползун на поверхности катания, прокат колес, толщину гребня;
- толщиномер – измеряет глубину ползунов, высоту наваров, толщину обода в наиболее изнашиваемой плоскости круга катания;
- магнитный щуп – проверяется наличие продольных трещин на колесах.Также используются и другие инструменты и спецоборудование.
Также используются и другие инструменты и спецоборудование.
Необходимо провести полное тех обслуживание, промежуточную ревизию, переформирование колесной пары? Обращайтесь по поводу ремонта и освидетельствования данного элемента в ЖВРЗ ООО «Экспресс». Наше предприятие имеет сертификат для проведения ремонта и обслуживания колесных пар.
Звоните по номерам: (04332) 200-10, (043332) 200-28
Источник
12.5.1 Виды ремонта и технического обслуживания вагонов
Работа производственной базы вагонного хозяйства организуется на основе планово-предупредительной системы ремонта вагонов. Эта система устанавливает определенную периодичность и вид ремонта в зависимости от типа вагона и даты его постройки. Кроме плановых ремонтов устанавливается также несколько видов технического обслуживания.
Для грузовых вагонов установлены следующие виды ремонта:
- капитальный — производится на специализированных ВРЗ и для отдельных типов вагонов в вагонных депо. Основные типы грузовых вагонов проходят капитальный ремонт один раз в десять лет, полувагоны — один раз в семь лет;
- деповской ремонт грузовых вагонов производится в вагонном депо после пробега 160000 км.
Техническое обслуживание грузовых вагонов включает в себя технический осмотр и текущий ремонт (безотцепочный и отцепочный). Текущий ремонт не является плановым видом ремонта и выполняется в зависимости от технического состояния.
Технологический процесс предусматривает следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов:
- ТО — техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;
- ТР-1 — текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;
- ТР-2 — текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
- Текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).
Для пассажирских вагонов установлены следующие виды ремонта:
- КР-1 — капитальный ремонт первого объема; первый КР-1 производится через 6 лет после постройки, а также после КР-2 и КВР; второй и третий КР-1 выполняются через 5 лет;
- КР-2 — капитальный ремонт второго объема; выполняется через 20 лет после постройки;
- КВР — капитально-восстановительный ремонт; выполняется для сильно поврежденных вагонов не ранее чем через 20 лет после постройки;
- ДР — деповской ремонт; выполняется через каждые 300000 км пробега, но не чаще, чем один раз в год; если такой пробег достигнут менее, чем за год, то проводится техническое обслуживание в объеме ТО-3. Если пробег в 300000 км не достигается за 2 года, то по истечении этого срока производится деповской ремонт.
Для пассажирских вагонов установлены следующие виды технического обслуживания:
- ТО-1 — выполняется перед отправлением в рейс в пунктах формирования и оборота, а также в пути следования;
- ТО-2 — выполняется перед началом летних и зимних перевозок;
- ТО-3 — единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов через 6 месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии с отцепкой от состава поезда в пунктах формирования.
Кроме перечисленных видов ТО может также производиться текущий ремонт (ТР) с отцепкой вагона от состава поезда в пути следования или в пунктах формирования и оборота.
Для рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) устанавливаются свои сроки ремонта и технического обслуживания.
Капитальный ремонт 5-вагонных секций БМЗ выполняется один раз через 16 лет после постройки со вскрытием кузова. Деповской ремонт РПС производится через 2,5 года после постройки, а затем через каждые 1,5 года.
В период эксплуатации рефрижераторной секции выполняются следующие виды планового технического обслуживания вагонного и бытового оборудования:
- ежедневное ТО;
- ТО-1 — после выгрузки груза;
- ТО-2 — один раз в три месяца;
- ТО-3 — при наступлении отопительного сезона;
- ТО-4 — после окончания отопительного сезона.
Специальное оборудование РПС (дизель, холодильная установка, электрооборудование) подвергается особым видам ТО. Для дизеля, например, предусмотрено ежедневное техническое обслуживание, ТО через каждые 100, 200 и 600 моточасов и другие.
Для АРВ, кроме того, предусматривается укрупненное техническое обслуживание УТО-1 и УТО-2.
Источник
Виды ремонта колесных пар
В зависимости от вида неисправностей ремонт колесных пар осуществляют:
— без смены элементов,
— со сменой элементов.
Ремонт колесных пар без смены элементов.
При ремонте без смены элементов выполняют:
— обтачивание поверхности катания колес,
— наплавку гребней колес,
— наплавку поврежденной резьбы M 110,
— заварку изношенных центровых отверстий и отверстий для болтов стопорных планок.
При необходимости шейки и предподступичные части полируют абразивной шкуркой.
Дефекты на поверхности катания колес при ремонте устраняют механической обработкой на колесотокарных станках. Такой обработке подвергают поверхности катания, включая гребни и фаски. Внутренние грани обрабатывают в том случае, если разность расстояний между ними, измеренная в разных местах, составляет более 2 мм. Наружные грани разрешается обрабатывать при наличии поверхностных дефектов при условии, что не будут срезаны клейма завода-изготовителя, и ширина обода будет не менее 126 мм.
Форму профиля катания проверяют максимальным шаблоном, при этом:
— зазор между шаблоном и профилем колеса допускается не более 0,5 мм,
— по высоте гребня — не более 1 мм.
После наплавки, а также после механической обработки наплавленных поверхностей, производят неразрушающий контроль гребней методом дефектоскопии.
Ремонт колесных пар со сменой элементов.
Ремонт колесных пар со сменой элементов выполняют в случаях:
— замены одного или двух колес;
— сдвига колеса на оси;
— несоответствия расстояния между внутренними гранями колес установленным нормам;
— опробования на сдвиг ступиц одного или двух колес;
— разности расстояний между торцами оси и внутренними гранями колес с одной и другой стороны колесной пары более допустимых норм.
Расформирование колесных пар выполняют на гидравлических прессах с использованием приспособлений, исключающих повреждение осей. Годные элементы используют при ремонте.
— Колеса подлежат замене при трещинах и тонкомерном ободе.
— Оси бракуют при наличии изгиба, размеров любой части менее допустимых норм, следов касания электродом, трещинах.
Перед запрессовкой оси и колеса обрабатывают на станках. Подступичную часть оси обтачивают для устранения дефектов и придания ей необходимых размеров. Отверстие в ступице колеса растачивают до диаметра подступичной части оси с учетом необходимого натяга, величина которого равна 0,1-0,25 мм. Для плавного захода оси в ступицу колеса наружный конец подступичной части оси обтачивается на конус длиной 7-15 мм и с разностью диаметров не более 1 мм, а кромки отверстий ступиц колес закругляют радиусом 4-5 мм. Посадочные поверхности колес и оси насухо протирают и покрывают растительным маслом. Запрессовку колес на ось выполняют на гидравлических прессах с записью диаграмм, по форме которых определяют качество прессовых соединений.
3. Способы выявления неисправностей и методы неразрушающего контроля колёсных пар.
Способы выявления износов и повреждений колёсных пар:
По внешним признакам;
Обмером с использованием различного мерительного инструмента;
Дефектоскопированием для обнаружения скрытых пороков в металле;
Испытанием на сдвиг.
По внешним признакам, например, сдвиг или ослабление ступицы колеса на оси определяет по наличию ржавчины или скоплению масла в месте соединения у неочищенной колесной пары; греющийся буксовый узел на подшипниках скольжения после длительной стоянки поезда выявляют по цвету шейки оси (она будет иметь темный цвет или цвета побежалости);
Наружным осмотром (при этом определяют трещины, изломы, отколы); Осмотр колесных пар производить с остукиванием молотком поверхностей катания колес. Особое внимание должно обращаться на техническое состояние колесных пар, крышки букс которых окрашены красным цветом (наплавленные гребни:).
Обмером с использованием различного материального инструмента (металлического метра, линейки, шаблонов и др.);
Дефектоскопированием для обнаружения скрытых пороков в металле (трещин, раковин, не плотностей и др.). Дефектоскопирование производят – ультразвуковым, магнитопорошковым и вихретоковым методами неразрушающего контроля.
Испытанием некоторых деталей на растяжение для выявления в них усталостных изменений; проверкой металлов на твердость.
Методы неразрушающего контроля колёсных пар.
Колесные пары при всех видах освидетельствования и ремонта подлежат системе неразрушающего контроля, включающей методы контроля:
Средняя часть оси подлежит магнитопорошковому контролю при обыкновенном и полном освидетельствовании колесных пар, а шейки и предподступичные части — при полном освидетельствовании колесных пар со снятием внутренних и лабиринтных колец.
Проверяемые поверхности колесных пар должны быть очищены от грязи, масла, ржавчины и просушены.
Источник