- Ремонт пожарных рукавов
- Ремонт пожарных руковов с помощью клея
- Ремонт поперечного разрыва пожарного рукава
- Ремонт пожарных рукавов
- Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов.
- Ремонт способом наложения заплат.
- Ремонт способом вулканизации.
- Ремонт напорных рукавов.
- Ремонт способом вулканизации.
- Ремонт с применением клеев.
- Техническое обслуживание пожарных рукавов
- Общие методические указания
- Всасывающие и напорно-всасывающие рукава
- Отмачивание
- Мойка
- Осмотр
- Испытание
- Ремонт
- Сушка
- Напорные рукава
Ремонт пожарных рукавов
Напорные пожарные рукава в процессе эксплуатации могут порваться, пробиться и даже частично выгореть. Ремонт пожарных рукавов производится двумя способами – с использованием клея, и с применением сырой резины. Современные клеи обладают отличными клеящими свойствами, и их применение упрощает работу по восстановлению пожарных рукавов.
Ремонт пожарных руковов с помощью клея
- Если наружная поверхность пожарного рукава истерта до появления проволочного каркаса, на такое место наклеивается кусок любой не синтетической технической ткани, с предварительной обработкой поверхностей соприкосновения растворителями, и ее очисткой от грязи. По верху на ткань наклеивается латка из хлориновой (капроновой) ткани;
- Сквозные отверстия заклеиваются наложением по верху отверстий кусков сырой резины или прорезиненного полотна, с нахлестом 30-40мм во всех направлениях;
- Не сквозные проколы заполняют клеем, а по верху наносится латка из прорезиненного полотна;
- Для ремонта сквозного разрыва на рукаве, его наружную стенку последовательно вскрывают от обмоточных слоев до самого нижнего слоя, делая вырезы слоев расходящимися вверх. Все слои очищаются от грязи и обрабатываются растворителем. На нижний слой наносят клей, после чего наносят заплату из сырой резины таким образом, чтобы ее края не выступали над верхним слоем. После высыхания, по верху нижней заплаты приклеивается верхняя заплата так, чтобы перекрыть нижнюю заплату на 30-40мм во всех направлениях. Во время высыхания наружного слоя, его желательно обмотать нитью, для улучшения прилегания к нижнему слою.
Ремонт поперечного разрыва пожарного рукава
Если рукав получил поперечный разрыв, его необходимо разрезать перпендикулярно оси, удалив проблемный участок. Из такого же по диаметру рукава отрезается кусок длиной 150мм, очищается снаружи и вводится внутрь очищенных стыков обрезанного рукава. Перед введением ремонтного куска, его наружная поверхность и внутренняя поверхность стыковых кусков покрывается резиновым клеем, а также внутрь вводится распорный кусок круглой заготовки так, чтобы на нем была возможность зажать внутреннюю вставку к наружным кускам рукава. Снаружи вся поверхность ремонтного участка обжимается наматыванием суровой нити и оставляется для просушки. После высыхания клея вынимается распорный кусок, и рукав можно подавать на испытание нагрузкой.
Время высыхания клея составляет не менее 24 часов, после чего рукав испытывается на нагрузку.
Источник
Ремонт пожарных рукавов
Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов.
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.
При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:
а)наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава клеевыми составами;
б)вулканизацией сырой резиной.
При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные головки и присоединить их методом навязки в соответствии с п. 3.6 Методического руководства или при помощи хомутов.
Ремонт способом наложения заплат.
Наружная поверхность всасывающего и напорно-всасывающего рукава, изношенная на глубину до проволочной спирали, ремонтируется наложением кольцевых или ленточных заплат из прорезиненного полотна с помощью клеев. Клей подбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в сопроводительной документации на всасывающие и напорно-всасывающие рукава или используется обыкновенный резиновый клей.
Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности ремонтируемого рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной резины толщиной от 1,5 до 2,0 мм диаметром от 50 до 60 мм или прямоугольной формы размером 60×60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место поверхности ремонтируемого рукава и заплату наносится клей. Приклеивание осуществляется в соответствии с указаниями то применению для используемого клея.
Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем. Наносится слой клея вокруг прокола и на заплату из резины или прорезиненного полотна и заплата приклеивается аналогично.
Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки ремонтируемого рукава в месте разрыва с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый ниже лежащий слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части выше лежащего слоя.
Для удобства работы верхние слои ремонтируемого рукава по мере вырезки негодных участков отгибают вверх. После этого поврежденный участок сушат и подготавливают к ремонту.
Зачищают и промывают с обеих сторон подготовленную для ремонта заплату из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок ремонтируемого рукава на длину от 30 до 35 мм во всех направлениях.
После просушки на заплату и ремонтируемый участок наносят тонкий слой клея, подсушивают и заплату приклеивают.
Резиновая заплата второго слоя должна быть на длину от 12 до 20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и первого слоя.
Раскрой заплаты и обклейка всасывающего и напорно-всасывающего рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся так, чтобы обкладка два – три раза обернула отремонтированный участок и перекрыла место разрыва на ремонтируемом рукаве на длину от 200 до 250 мм с каждого конца. Для улучшения прилипания наружной обкладки к поверхности ремонтируемого рукава рекомендуется на время сушки поверх обкладки намотать веревку, воспроизводя спиральную форму поверхности ремонтируемого рукава.
Деформация металлической спирали всасывающего и напорно-всасывающего рукава устраняется деревянным или резиновым молотком на круглой оправке.
Ремонт способом вулканизации.
Для ремонта способом вулканизации необходимо иметь специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок всасывающего и напорно-всасывающего рукава в аппарате без изменения его формы, с усилием до 100 кг на 10 см длины ремонтируемого рукава.
Технология ремонта конкретных типов и модификаций всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием-изготовителем. По окончании ремонта в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).
Отремонтированные всасывающие и напорно-всасывающие рукава подвергают испытаниям в соответствии с п. 3.3.2.4 Методического руководства не ранее, чем через 24 часа после окончания ремонта.
Ремонт напорных рукавов.
В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые и высушенные напорные рукава. Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют следующими способами:
б) с применением клеев.
Напорные рукава, получившие повреждения пожарных соединительных головок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными соединительными головками заново в соответствии с п. 3.6 Методического руководства.
Технология ремонта конкретного типа напорного рукава должна быть изложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.
Ремонт способом вулканизации.
Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:
-вулканизационный аппарат со струбцинами;
-волосяную жесткую щетку;
-ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;
-от трех до пяти деревянных подкладок;
Ремонт вулканизацией осуществляется двумя способами.
Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.
Ремонтируемое место напорного рукава и заплата обезжиривается путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом растворителе.
На ремонтируемое место и заплату наносят от пяти до семи слоев клея общей толщиной не более 1 мм, причем каждый следует просушивать до такого состояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних сдоев клея на напорном рукаве и заплате, заплата накладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.
Участок напорного рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, под которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.
Напорный рукав с заплатой выдерживают при температуре от плюс 130 до плюс 140 “С в течение от 35 до 40 мин.
Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна, применяемого для ремонта автомобильных шин. После подготовки ремонтируемого места на напорный рукав кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее прорезиненное полотно. Размер заплаты из сырой резины должен быть величину от 20 до 25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на величину от 15 до 20 мм по всем сторонам.
Наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщательно прикатывают к напорному рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С.
Ремонт с применением клеев.
Ремонт сквозных проколов или порезов осуществляется постановкой наружных и внутренних заплат одновременно. При повреждениях напорных рукавов без нарушения целостности внутреннего гидроизоляционного слоя ремонт осуществляется наложением наружных заплат.
При использовании любого из клеев подготовка заплат и мест ремонта осуществляется в следующей последовательности:
- место на напорном рукаве и заплата зачищается, у латексированных напорных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и поверхности склеивания обезжириваются;
- на ремонтируемое место и заплату кистью наносят от одного до трех слоев клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просушивается в течение от 15 до 20 мин при комнатной температуре;
- после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонтируемое место и прижимается к нему пальцами рук или легкими ударами резинового молотка;
- участок напорного рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить в пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение от 10 до 15 мин при комнатной температуре.
На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или полиэтилен дога предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.
Пергамент или полиэтилен вводите» также в напорный рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя.
Давление с которым заплата должна быть прижата к напорному рукаву, устанавливается из расчета 5 кг на 1 см2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.
После этого напорный рукав извлекается да пресса и выдерживается без деформации отремонтированного места в течение от 10 до 13 часов.
Установка заплат внутрь напорного рукава производится с помощью приспособления, схема которого показана на рисунке 12. Обработка внутренней поверхности напорного рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в напорном рукаве.
- камера под резиновой мембраной;
- заплата;
- напорный рукав;
- опорное кольцо;
- подвод сжатого воздуха
Воздух, подаваемый в камеру под давлением от 0,3 до 0,5 МПа, расправляет: ее и прижимает заплату к ремонтируемому участку напорного рукава.
В таком положении они выдерживаются в течение одного часа, затем давление воздуха снижается до нуля, а приспособление извлекается из напорного рукава.
Заплаты изготавливают из кусков напорного рукава того же типа. Размеры заплат определяются величиной разрыва напорного рукава. При этом дается припуск от краев разрыва во все стороны на величину от 35 до 40 мм.
При ремонте проколов установка заплат внутрь рукава на предварительно подготовленное место производится с помощью специального держателя заплат.
Заплату устанавливают на мембрану приспособления обращенной наружу клеевой стороной.
Для того, чтобы заплата в процессе установки держателя к ремонтируемому месту не смещалась, ее в 2-3 точках приклеивают к мембране клеем, который при высыхании и деформации мембраны отклеивается, позволяя свободно извлекать приспособление из рукава.
Технология ремонта конкретных типов и модификаций напорных рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием – изготовителем. По окончании ремонта, ответственным за эксплуатацию напорных рукавов, в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).
Отремонтированные напорные рукава испытывают гидравлическим давлением (таблица 3 приложения № 3) не ранее, чем через 24 часа после ремонта.
Источник
Техническое обслуживание пожарных рукавов
Техническое оборудование, стоящее на вооружении МЧС, регулярно подвергается профилактическому осмотру и обслуживанию. Даже малейшие дефекты становятся причиной отказа от использования противопожарного инвентаря, ведь от этого зависит жизнь людей. Профилактические мероприятия, связанные с обслуживанием пожарных рукавов, включают в себя перекатку, мойку, сушку, талькирование и ремонт.
Общие методические указания
В 2008 году Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» издало методическое пособие по организации и порядку использования ПР. В нем же отдельно выделены пункты, касающиеся техобслуживания и ремонта инвентаря в зависимости от его типа.
Дан пример формуляра, в который вносятся данные об используемом и проверяемом оборудовании. Журнал технического обслуживания пожарных рукавов обязателен для заполнения во всех подразделениях, где имеется данный инвентарь.
Всасывающие и напорно-всасывающие рукава
Оборудование, которое используют для отбора воды из водоисточника (резервуара, водоема). При необходимости его применяют для подачи бензина или масла под давлением. Для забора жидкости используют насос. Пожарные автомобили и мотопомпы комплектуются двумя типами ВПР:
- класс «В» для воды;
- класс «КЩ» для неорганических кислот и щелочей.
Согласно ГОСТу 5398-76 на пожарные машины, используемые на выездах в населенных пунктах, устанавливают резиновые, неармированные НВПР с текстильным каркасом. Соединительных головок у них при этом нет. Два рабочих диаметра – 77 и 125 мм, масса – 3-6 кг.
Техническое обслуживание пожарных всасывающих рукавов предполагает:
Отмачивание
После использования ВПР доставляются на пост в дежурную часть. Их помещают в специальную ванну, закрывают крышкой и подают туда теплую воду. В зимнее время перед отмачиванием проводят оттаивание в теплом помещении. На этом этапе происходит очистка от загрязнений.
Мойка
Хранят инвентарь исключительно в чистом виде. После оттаивания и отмачивания переходят к мойке. При этом используют специальную волосяную щетку или механизированное оборудование для обслуживания пожарных рукавов. Воду подают под напором.
Осмотр
ВПР и НВПР осматривают после каждого использования. Если инвентарь активно не эксплуатируется, но стоит на вооружении машин, его осматривают не реже одного раза в месяц. НВПР, хранящиеся на складе или базе, проверяют раз в год.
При внешнем осмотре проверяют маркировку, внешние и внутренние повреждения, наличие дефектов. Наружную поверхность и головки оценивают визуально: сохранность цвета, отсутствие пятен, проколов, порезов, изломов. На внутренней поверхности часто фиксируют отслаивание материала. Проверить это можно простым осмотром на свет.
После всей процедуры принимают решение о дальнейшем ремонте, эксплуатации или списании оборудования.
Испытание
Если состояние рукава подлежит сомнению, проводят испытание, которое даст подтверждение или опровержение дальнейшего обслуживания пожарного оборудования. По плану оно предусмотрено раз в полгода. Обязательные испытания – после ремонта независимо от срока предыдущей проверки. При хранении инвентаря на складе его испытывают на герметичность по завершению гарантийного срока, проверяя техническое состояние при избыточном давлении и при разрежении.
- Один конец необходимо подсоединить к источнику давления, а второй закрыть заглушкой с клапаном для отвода воздуха. Далее систему заполняют водой, пока из нее полностью не выйдет воздух. После заполнения повышают давление и выдерживают в таком состоянии 10 минут. Успешными считаются испытания, если в местах соединения с пожарными головками на поверхности рукава не появились трещины, разрывы или деформация металлической спирали.
- Герметичность при разрежении проверяют подсоединением одного конца рукава к вакуум-линии с вакуумметром. На второй конец ставят заглушку. Внутри системы делают разрежение 0.08±01 МПа. Как только будут достигнуты оптимальные параметры, вакуум-линию закрывают и выдерживают рукав в таком состоянии 3 минуты. После испытания на внешней поверхности не должно быть изломов, сплющивания, пузырей и надрывов.
Ремонт
Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих ПР обязателен при отрицательных показателях испытаний, а также при обнаружении явных механических повреждений при визуальном осмотре.
Повреждение внешней поверхности и отслойку устраняют двумя способами:
- Наложением заплат. Если поверхность повреждена до проволочной спирали, то устанавливают кольцевые или ленточные заплаты из резины и фиксируют их клеем. Сквозные проколы и порезы до 1 см устраняют наложением заплат из вулканизированной резины на наружную часть. Обязательное условие – обезжиривание поверхности в месте повреждения. Несквозные проколы заполняют клеем и для полной фиксации потенциально опасное место закрывают накладкой из прорезиненного материала. Сквозные разрывы требуют вскрытия с наружной стороны с удалением части стенки. Для заплаты в этом случае используют листовую резину. Размер их должен на 30-35 мм перекрывать поврежденный участок. После просушки клея накладывают дополнительный слой, при этом берут кусочек размером на 12-20 см больше длины поврежденного участка.
- Вулканизацией. Такой способ подходит для льняных и прорезиненных рукавов при наличии на них продольных и поперечных разрезов. Ремонт проводят с помощью вулканизационного аппарата со струбцинами. Дополнительные приспособления – волосяная щетка, ножницы, молоток, деревянные подкладки, кисть, клей, бензин, суровые нитки, игла. Сам процесс вулканизации прописан в формуляре от изготовителя.
Сушка
Инвентарь данного класса зимой сушат в специальных сушилках, а летом в тени на открытом воздухе. Максимальная температура – 50°С. Рукава убирают с сушки после полного испарения влаги.
Напорные рукава
Это гибкие трубопроводы для подачи огнетушащих средств под давлением. Именно ими комплектуются ПК, также их могут устанавливать на передвижную технику. Они прочные, легкие эластичные, устойчивые к истиранию и агрессивным средам. Техническое обслуживание напорных ПР аналогично всасывающим. Сроки испытаний также сходны, за исключением методики, которая зависит от особенностей инвентаря.
Льняные и льноджутовые ПР заполняют водой под давлением 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см 2 ). Выдерживают 5 минут и проверяют, чтобы намокшие льняные нити были без свищей. Для НПР возможно испытание целой линии прохода. В этом случае проверяют не только состояние целостности самого рукава, но и соединений. Осмотр испытуемого оборудования проводят при заполненной системе. Недопустимо появление не только свищей, но и капель воды на внешней поверхности.
Дополнительный этап техобслуживания НПР – скатка и перекатка. В зависимости от вида оборудования и рекомендаций производителя должны соблюдаться сроки и процедура этого вида работ.
Частью комплекса по уходу за подающим огнетушащие средства оборудованием предполагает талькирование. Это необходимо делать во избежание слипания внутреннего слоя шланга. Для проведения талькирования в подразделении необходимо иметь:
- шаровый кран;
- компрессор;
- напорный рукав;
- заглушку;
- молотый тальк для автомобильных шин и камер.
Все данные по техническому обслуживанию противопожарного оборудования заносятся в журнал, а также в формуляры, идущие в комплекте от производителя.
Источник