ВИДЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ОБСЛУЖИВАНИЙ И РЕМОНТОВ АВТОМОБИЛЕЙ
Внедрение типовых технологий ТО и ремонта автомобилей, разработанных специализированными проектными организациями и заводами-изготовителями автомобилей, в конкретном АТП (СТОА) производится путем разработки технологических карт технических воздействий.
Технологическая карта – специальная форма технологического документа, в которой отражен весь процесс технического воздействия на автомобиль или его КЭ, указаны в строгой последовательности операции (их составные части), место осуществления технического воздействия, технологическая оснастка, трудоемкости (нормы времени), технические условия и указания. В недавнем прошлом в них еще указывался разряд и специальность исполнителей, что в настоящее время практически не производится. Для каждого АТП (СТОА) технологические карты являются первичными технологическими документами, с использованием которых строится вся организация обслуживаний и ремонтов автомобилей. Любая технологическая карта является руководящим документом для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля качества и полноты выполнения работ.
Все технологические карты, по сути, являются операционными, впредь называть их будем «технологическими картами». Разделять и конкретизировать их следует по различным видам ТО, диагностирования или ремонта автомобиля (или отдельного КЭ), что должно указываться в заголовке технологической карты (см. рис. 3.1) в графе «зона, участок, пост». Возможные варианты заполнения данной графы: ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, ТР, КР (операции СО выполняются совместно с ТО-2). При принадлежности технологической карты к специализированному участку в этой графе проставляется название участка – «агрегатный», «шиномонтажный, «аккумуляторный» и т.д.). Следует иметь в виду, что если операция диагностирования (Д-1, Д-2) проводится не в составе соответствующего ТО (ТО-1, ТО-2), а например, по необходимости ТР, операция все равно проводится на постах диагностирования (Д-1, Д-2); это и должно быть указано в технологической карте в графе «зона, участок, пост» пометкой «Д-1» («Д-2»).
В технологической карте формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, глаголы ставятся в повелительном наклонении, например, «Расшплинтовать», «Отвернуть контргайку» и т.д. В наименование и формулировку операций и переходов включаются только составляющие технические воздействия оперативного технологического времени (см. п.1.3). Технологическая карта выполняется на бумаге формата А4. Размеры колонок принимаются самостоятельно.
Технологическая карта на Диагностирование углов установки управляемых колесД-2 (наименование технического воздействия или операции) (зона, участок, пост) автомобиля ГАЗ-31105 трудоемкость работ 22 чел-мин (тип, марка) количество исполнителей 1 специальность, разряд диагност, 3 р.
№ операции, перехода
Наименование операций (перехода)
Количество мест или точек обслуживания
Оборудование и инструмент
Норма времени, чел-мин
Технические требования и указания
Рис. 3.1. Образец заполнения заголовка технологической карты
В прил. 5 в виде таблицы с соответствующим заголовком в качестве примера представлена технологическая карта на ТО-2 системы питания автомобиля ЗИЛ-431410.
В едином пакете документов технологические карты, как правило, дополняются поясняющими рисунками для лучшего понимания сути технологического воздействия. На них указываются позиции объектов обслуживания, удобное расположение технологической оснастки. Эти поясняющие рисунки называются технологическими эскизами. В прил. 6 в качестве примера приведен технологический эскиз для выполнения перехода (части операции) ТО-2 системы питания двигателя автобуса ЛиАЗ-5256 [9]. Обычно технологический эскиз располагают прямо в тексте технологической карты. Представляется более целесообразным их выполнение на отдельных прилагаемых к карте листах с соответствующей нумерацией.
Технологическая карта может быть разработана для определенного рабочего поста, оснащенного технологическим оборудованием и предназначенного для выполнения одной или нескольких (чаще всего однородных) работ. Такую технологическую карту еще называют постовой картой.
В практике работы автотранспортных объединений и отдельных АТП (СТОА) для организации и осуществления полных технических воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, КР) используются технологические карты с укрупненным заголовком, видоизмененной структурой и содержанием столбцов таблицы карты. На рис. 3.2 в качестве примера представлен заголовок и столбцы технологической карты для осуществления полного комплекта операций ТО-2 автобуса ЛиАЗ-5256 («Cat — ZF» и «Cat — Voith» – марки двигателей) [9].
Рис. 3.2. Образец заполнения заголовка технологической карты
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 1590 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Виды и назначение технологических карт
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.
На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.
Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.
В дипломных проектах технологические карты составляются на:
· специализированный пост зоны ТО (постовая карта);
· один из постов линии диагностирования (карта диагностирования Д-1, Д-2);
· специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;
· определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);
· операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта);
· операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).
В зависимости от темы дипломного проекта студент составляет соответствующую технологическую карту, указанную в задании на проектирование, и помещает ее в пояснительной записке на листах формата А4.
Технологическая карта составляется раздельно по видам обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания – по элементам.
Например, по видам работ: контрольные, крепежные, регулировочные операции; электротехнические работы; обслуживание системы питания; смазочные, очистительные операции и др.
В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля), применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.
Технологические карты (рис. 1) составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или второй (нормативной) части положения о ТО и ремонте.
При разработке технологических карт необходимо предусмотреть:
· удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;
· применение высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособлений;
· создание удобных, безопасных и гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ; средства и способы контроля качества работ. Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повели тельном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот. » и т. д.
Технологическая карта на вид работ (группу операций), специализированный пост ТО, диагностирования или переходящее звено рабочих помещается в технологической части проекта и в общем виде может быть выполнена по рис. .1,а, б.
Эскизы к технологическим картам.Необходимые эскизы, поясняющие последовательность выполнения операций и переходов, выполняются аккуратно, от руки, карандашом на отдельных листах записки (формат А4) и вкладываются после технологической карты или выносятся на лист графической части проекта (формат А4 или A3) с угловыми штампами по ГОСТ.
Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регулировочных, разборочно-сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.
Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операций или переходов в текстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии, в виде чертежа с разрезами, сечениями, выносками, в виде схемы, иллюстрирующей последовательность операций, например, при проведении разборочно-сборочных работ.
Приспособления и инструмент, применяемый при проведении работ, показывается в рабочем положении, соответствующем окончанию операции.
– выбор метода организации процесса ТО, диагностирования; распределение объемов работ и исполнителей по постам поточной линии или специализированным переходящим звеньям, обеспечивающее синхронность работы постов;
– определение перечня работ (операций), выполняемых на данном посту ТО, ремонта, диагностирования или перечня операций, выполняемых данным звеном рабочих.
Рис. .1. Технологическая карта:
а – первый лист; б – второй и последующие листы
Операционные карты.Состоят из нескольких переходов, приемов и представляют собой детальную разработку технологического процесса той или иной операции ТО, диагностирования или ремонта. Операционная карта составляется по форме рис. 2, а, б на основные контрольно-диагностические, регулировочные, демонтажно – монтажные, разборочно-сборочные и другие работы, выполняемые на постах зон ТО, ремонта, диагностирования или в цехах (отделениях). Операции, на которые должны быть составлены карты, устанавливаются в задании или этот вопрос согласовывается с руководителем проекта в процессе проектирования.
Карта на рабочее место содержит операции, выполняемые на рабочем месте (местах), и определяет круг обязанностей одного или нескольких рабочих.
Маршрутная карта.Отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений ТР (рис. .3).
Дополнительные указания по оформлению карт диагностирования
Оформление карт является универсальным для карт любого назначения (названия), но для процесса диагностирования она несколько изменится. В частности, в заголовке записывается «Карта диагностирования» с указанием вида диагностирования (Д-1, Д-2) и номера поста, например «для поста №2»; в первой графе записывается «Наименование снимаемых параметров», а в четвертой графе проставляются условные обозначения исполнителей (СД или/и МД) в зависимости от того, заняты этой работой (операцией) оба исполнителя или нет, так как на постах диагностирования одновременно работают, как правило, два исполнителя (диагноста): слесарь-диагност (СД) IV разряда и мастер-диагност (МД) V разряда по работам Д-1, по работам Д-2 – СД IV-V разряда, МД V-VI разряда (специальность и разряд указываются в строке «Исполнители»).
При составлении карт используется литература (см. список использованных источников).
Рис. 2. Операционная карта:
а – лицевая сторона; б – последующие листы
Рис. 3. Маршрутная карта:
а – лицевая сторона; б – последующие листы
Источник
Виды технологических карт
В практике строительства применяются три вида технологических карт:
Стандартные — безотносительно конкретного объекта и местных условий строительства.
Типовые — привязанные к строящемуся объекту, но не к местным условиям.
Рабочие — которые привязаны к конкретному строящемуся объекту с учетом местных условий строительства.
Технологическая карта первого типа разрабатывается для тех видов работ, которые могут выполняться на строительных объектах самого разного назначения.
В качестве примера можно привести такие виды работ, как кирпичная кладка стен, устройство перегородок из гипсокартона, штукатурные работы и так далее. Эти виды работ выполняются на многих объектах промышленного и гражданского строительства.
При массовом строительстве однотипных зданий, для отдельных видов работ на таких объектах могут разрабатываться типовые технологические карты. Например, на монтаж сборных железобетонных колонн промышленного здания, на монтаж металлоконструкций ангаров, на бетонирование монолитных перекрытий жилого дома.
Типовые технологические карты должны быть привязаны к конкретным условиям того объекта, на котором они применяются. При необходимости в типовую карту вносятся поправки, на самой технологической карте должна стоять отметка подрядной организации о том, к какому именно объекту эта технологическая карта привязана.
Технический надзор при использовании на объекте строительства технологических карт, должны проверять возможность применения типовых карт в конкретных условиях строительства.
Рабочие технологические карты могут разрабатываться для отдельных видов работ на сложных и уникальных строительных объектах, возводимых по оригинальным проектам. Эти карты отражают порядок выполнения сложных работ на конкретном объекте.
Составление технологической карты
Каждая технологическая карта состоит из следующих разделов:
область использования;
организация и технология строительства;
технико-экономические показатели;
материально-технические ресурсы.
Разделы технологической карты в полной мере отображают необходимые условия для выполнения работ и последовательность рабочих операций, обеспечивающих качественное их выполнение.
Технологические карты содержат указания по осуществлению строительного контроля (технического надзора) и оценки качества работ, что позволяет обеспечивать качественное выполнение работ на всех этапах.
Так, при осуществлении работ по технологическим картам, инженер технического надзора уделяет особое внимание на:
состав и виды работ;
требования к готовности предшествующих работ;
указания по продолжительности хранения строительных материалов и изделий;
последовательность производства работ;
квалификационный состав звеньев и бригад рабочих.
В картах так же указываются типы и количество машин, инструмента, инвентаря, приспособлений, необходимых для выполнения работ.